Источник

Глава 3

2Сол.3:1. Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас.

2Сол.3:2. И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

«Прочее, молитеся о нас, братие, да слово Господне течет и славится, якоже и в вас, и да избавимся от злых и лукавых человек». По-видимому, два здесь прошения, но составляют они одно, потому что когда побеждены будут люди лукавые, тогда и слово проповеди потечет невозбранно.

«Не всех бо есть вера». Сие сказал Апостол и в другом месте: «препрение не от Призвавшаго» (Гал. 5, 8). Ибо призвать – Божие дело, а наше – повиноваться. Так и Господь в Священном Евангелии сказал: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37), и: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9, 23); потому что не принуждает по необходимости, но взыскует доброй воли.

2Сол.3:3. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

«Верен же есть Господь, Иже утвердит вас и сохранит от лукаваго». Апостол за молитву, какой просил, воздал молитвою же.

2Сол.3:4. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

«Уповаем же на Господа о вас, яко, яже повелеваем вам, и творите и сотворите». И сие сказал в побуждение им, чтобы, узнав, какого мнения о них Апостол, подтвердили оное делами.

2Сол.3:5. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

«Господь же да исправит сердца ваша в любовь Божию и в терпение Христово». Вам потребно то и другое: и доброе преднамерение, и содействие свыше. Улучить оное умолял и Пророк: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя» (Пс. 16, 5). Божественный же Апостол указал нам Троицу, ибо наименовал Господа и Бога и Христа; и явно, что Господом нарек Всесвятого Духа. Так и в Послании к Коринфянам написал: «Господь же Дух есть» (2Кор. 3, 17). Здесь ведет наконец речь о нарушающих апостольские определения.

2Сол.3:6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас.

«Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа». Достоверным соделал слово напоминанием о Господе. Ибо Он, говорит Апостол, узаконяет сие чрез нас. В чем же заключается повеление?

«Отлучатися вам от всякаго брата беззаконно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас». Сказал: «отлучатися», вместо: отделяться. Предание же разумеет не словами, но делами. И объясняет, какое именно предание.

2Сол.3:7. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас.

«Сами бо весте, како лепо есть подобитися нам: яко не безчинствовахом у вас». Какое же разумеет бесчинство?

2Сол.3:8. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас.

2Сол.3:9. Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

«Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе нощь и день делающе, да не отягчим никогоже от вас». Вполне знаете, что, принеся к вам Божественное Евангелие, ни у кого ничего не брали, но день и ночь проводили мы в трудах, чтобы чрез это приобрести необходимое для пропитания. Потом, давая знать, что сие было сверх Божественного закона, присовокупил: «Не яко не имамы власти, но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам». Так и в Послании к Коринфянам писал: «Еда не имамы власти ясти и пити?» (1Кор. 9, 4) и: «Господь повеле проповедающым благовестие от благовестия жити» (1Кор. 9, 14).

2Сол.3:10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

«Ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам, яко аще кто не хощет делати, ниже да яст». Не новое что пишем вам, но чему учили изначала. А сие: «ниже да яст», Апостол сказал не подающим, но живущим в праздности. А подающим чрез несколько слов дает совет не смотреть на худое поведение, но оказывать свойственную им щедрость.

2Сол.3:11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

«Слышим бо некия безчинно ходящыя у вас, ничтоже делающыя, но лукавно обходящыя». Ибо живущим в праздности свойственны пустословие, говорливость, бесполезное любопытство.

2Сол.3:12. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

«Таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят».

Так, одним предписав законом занятие делом и безмолвие, другим советует водиться человеколюбием.

2Сол.3:13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

«Вы же, братие, не стужайте доброе творяще». Худое их поведение да не препобеждает вашей щедрости.

2Сол.3:14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

2Сол.3:15. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

«Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте и не примешайтеся ему, да посрамится: и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата». На сие правило должны обратить внимание те, кому вверено кормило церковное. Божественный Апостол не воспретил и погрешающим оказывать телесные услуги. Лишил он их духовной свободы, но не велел почитать их достойными попечения о них. Ибо говорит: «не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата». Они то же, что больные члены в теле; а таковые члены обыкновенно стараемся приличным образом уврачевать.

2Сол.3:16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

2Сол.3:17. Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так.

«Сам же Господь мира да даст вам мир во всяцем образе». Чтобы вам быть в мире и с Ним, и друг с другом и избавиться от козней сопротивников. Ибо сие значит: «во всяцем образе: Господь со всеми вами. Целование моею рукою Павлею, еже есть знамение во всяцем послании, сице пишу». «Целованием» назвал Апостол прилагаемое в конце благословение.

2Сол.3:18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». А сие приложил Апостол ради осмеливавшихся распространять подложные послания, научая сим смотреть, есть ли подпись Апостола; ибо это, говорит он, есть знамение посланий наших. Во всяком послании пишу я целование. Посему дознаем из этого, что сие: «благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь», обычно писать вместо: будь здоров.

А мы, прияв апостольское благословение, воспрославим Христа, глаголавшего чрез Апостола. С Ним Отцу со Всесвятым Духом слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Второе послание к Фессалоникийцам писано из Афин.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И. Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 491-501.

Комментарии для сайта Cackle