Изъяснение псалма 66-го.
Пс.66:1. Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
«В конец, в песнех, псалом песни Давиду». Мысль сего псалма ясна, и для истолкования онаго нет нужды в многих словах. Ибо возвещает вочеловечение и спасительное пришествие Бога Слова, а также спасение всех народов.
Пс.66:2. Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим.
«Боже, ущедри ны и благослови ны: просвети лице Твое на ны и помилуй ны». Духовными очами узрев будущее Божественным пришествием спасение всех человеков, Пророк молится, чтобы наступило оно, как можно скорее, и все мы воспользовались происходяшим от сего благословением. Потом яснее показывает сие в присовокупляемых словах.
Пс.66:3. Дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
«Познати на земли путь Твой», то есть, чтобы населяющие землю были научены пути, который к Тебе ведет, и поставлены на оный. А чтобы не подумал кто, будто бы говорится сие о земле иудейской, кстати присовокупил Пророк:
«Во всех языцех спасение Твое», то есть, умоляю, чтобы явилось лице Твое, озарило и привлекло ко спасению народы седящие во тме.
Пс.66:4. Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
Пс.66:5. Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
«Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси».
«Да возвеселятся и да возрадуются язы́цы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши». Посему всем народам и языкам, живущим во вселенной, надлежит веселиться, ликовать и возвещать Твои благодеяния. Ибо узнали они, что ни одно существо не оставлено без попечения и промышления о нем, и что Ты – Судия всех, произносящий правдивыя определения, заблудших путеводствующий к истине, а не хотящих покориться наказующий.
Пс.66:6. Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
«Да исповедятся Тебе людие, Боже: да исповедятся Тебе людие вси». Пророк допустил не без намерения сие повторение, но чтобы усерднейшими соделать слушателей.
Пс.66:7. Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
Пс.66:8. Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
«Земля даде плод свой». Ибо земнородные не незнают, уже над всеми сущаго Бога, Который, по словам Пророка: «изобрете всяк путь хитрости, по сем на земли явися и с человеки поживе» (Вар. 3:37–38), за что и приносят Ему сладчайший плод благочестия.
«Благослови ны Боже, Боже наш».
«Благослови ны Боже». Как двукратно возбуждал Пророк народы к песнопению, так двукратно испрашивает им благословение. Надлежит же знать, что благословляющие Бога люди приносят Ему в дар одни слова, на деле же не могут благотворить Ему, а Бог благословляя утверждает слова делом, и благословляемым дарует обилие всяких благ. Потом Пророк учит, как можно сподобиться Божия благословения.
«И да убоятся Его вси концы земли». Кто благоговейно чтит законы Божии и страшится будущаго суда, тот хранением оных угождает Богу; угождение же Богу приносит благословение. Посему самое окончание псалма, не иудеям только, но всем человекам внушает иметь Божий страх, и научает, что Бог наш есть Тот Самый, Который соделал спасение верующих. Да постыдятся же злочестивые еретики, которые не исповедуют, что сам Бог от Бога, Единородный от Отца, превечный Сын в последние дни ради спасения человеческаго, как говорим, непреложно соделался Сыном человеческим.