Изъяснение псалма 46-го.
Пс.46:1. Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
«В конец о сынех Кореовых». И этот псалом предсказывает спасение всех народов и предвозвещает победу над врагами.
Пс.46:2. Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости.
Пс.46:3. Ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всею землею.
«Вси язы́цы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования».
«Яко Господь вышний страшен: Царь велий по всей земли».
Так предвозвестило пророческое слово, и вместе показывает, что лик Апостолов все народы приглашает к песнопению. Победе же прилично рукоплескание, и воскликновение есть глас побеждающих. Посему мысль, заключающаяся в сем псалме, состоит в связи с мыслию псалма предыдущаго. Тот псалом предвещал обещанную после бури и мятежей победу, а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы, потому что оказался Он для всех вас, говорит псалом, вышним, страшным Царем. И древле было ведомо сие одним Иудеям, а в настоящее время соделано известным для всего человеческаго рода.
Пс.46:4. Покорил нам народы и племена под ноги наши.
Пс.46:5. Избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
«Покори люди нам, и языки под ноги наша»:
«Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби».
Вместо: «люди», Симмах сказал: «царей»; а слова: «доброту Иаковлю» Акила перевел: «величание Иакова». Посему лик Апостолов говорит, что справедливо будет, рукоплеща и ликуя возгласить победную песнь Богу всяческих, покорившему нам царей, и давшему начальство над всеми народами, а сверх этого вручившему нам доброту и превосходство Иакова. Ибо не всех Иудеев, называемых Иаковом, но доброту Иаковлю, превосходство и преимущество Иакова, тех, которые украшены верою, несомненно прияли проповедь и взяли на себя благое иго Спасителево, – их одних избрал и возлюбил, и им вверил кормило апостольства. И собственными своими очами можно видеть истинность сего пророчества. Можно видеть, как уверовавшие из всех народов припадают к апостольским ракам, и с великою любовию чествуют малую часть праха; а потому вместе и быть зрителем сего и воспевать: «покори люди нам и языки под ноги наша».
Пс.46:6. Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.
«Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Все же сие совершивший Владыка, говорит Пророк, вочеловечился и сокрушил владычество мучителя, а потом возшел на небо, в предшествии небесных сил и ликов ангельских, которые и дольним взывали: «сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1, 11), и горним повелевали: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс. 23, 7). Таковыя возглашения, как пронесшияся по всей земле, Пророк назвал воскликновением и гласом трубным.
Пс.46:7. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте.
Пс.46:8. Ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно.
Пс.46:9. Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем.
«Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте».
«Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно».
«Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем Своем». Так Всецаря всяческих чествуйте песнопениями и духовными ликованиями. Ибо всем людям явил Он царство Свое, уверил все народы, что Он Бог и Господь, седяший на царском престоле. Сказанное: «Бог седит на престоле святем Своем» согласно с апостольским изречением: «седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв Ангелов, елика преславнее паче их наследствова имя» (Евр. 1, 3–4). Прекрасно же сказал Пророк: «пойте разумно», научая не языком только произносить песнопения, но и ум возбуждать к уразумению произносимаго.
Пс.46:10. Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли – Божии; Он превознесен над ними.
«Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася». Обетования, данныя патриарху Аврааму, говорит Пророк, приведены в исполнение. Обетовал же Аврааму Господь всяческих, что о семени его благословит все народы. Посему народы сии и князи их, оставив богов отеческих, собираются к Богу Авраамову, и Его именуют своим Богом. Служителями же призвания их стали божественные Апостолы, чудотворением утвердившие высоту Богословия. Ибо их семьдесять нарекли державными, Акила – щитами, а Феодотион и Симмах – защитою. Всеми же сими наименованиями означается не только неподчинение их человеческой власти и непобедимость, но и охранение ими других; потому что, став как бы некиими щитами и поборниками уверовавших, не дозволяли расторгаться дружине от приражения бедствий, но, обратив в бегство врагов, повелевают единоверным торжествовать, говоря: «вси язы́цы восплещите руками: воскликните Богу гласом радования. Яко Господь вышний, страшен: Царь велий по всей земли».