Изъяснение псалма 22-го.
Пс.22:1. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.
В конец, «псалом Давиду». «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит». И в сем псалме заключается та же мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк, сказав в предыдущем псалме: «ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его» (Пс. 21, 27); еще: «ядоша и поклонишася вси тучнии земли» (Пс. 21, 30), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: «Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя» (Ин. 10, 14). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля (Иез. 34, 13 и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит», потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами.
Пс.22:2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим.
«На месте злачне, тамо всели мя». поскольку Подателя благ наименовал пастырем, то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес, потому что сей Пастырь сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь.
«На воде покойне воспита мя». Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхаго делается новым.
Пс.22:3. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
«Душу мою обрати, настави мя на стези правды». Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым.
«Ради имене Своего». Все же это – дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк:
Пс.22:4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.
«Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси». Присоединяет же к сему и другое:
«Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста». Ибо жезлом подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто именует так спасительный крест, потому что печатию и воспоминанием онаго освобождаемся от враждебных демонов и руководимся на истинную стезю.
Пс.22:5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
«Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна». Сие явственно для сподобившихся тайноводства, и не требует никакого изъяснения. Ибо знают они и духовный елей, которым умастили главу, и укрепляющее, а не расслабляющее, упоение, и таинственную снедь, какую предлагает нам сверх пастырства своего соделавшийся и Женихом. Сими благами, говорит Пророк, преисполнил Ты меня, между тем как неприязненные мне печалятся и беспокоятся о том, что с бывшим прежде у них в рабстве произошла такая перемена.
Пс.22:6. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
«И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний». Снабдителем же сих благ – Твое неизреченное человеколюбие, которое не дожидалось нашего прошения, но как некиих беглецев преследовало и постигло, дарует же нам спасение, и в божественных обителях место для пребывания, и в настоящей и в будущей жизни. Ибо сие выразил Пророк, сказав: «в долготу дний», то есть, всегда и непрестанно, а это приличествует оным векам, не имеющим конца.