Изъяснение псалма 147-го.
«Аллилуия». И здесь пророческое слово повелевает песнословить; предсказывает же и победу, одержанную по возвращении. Сверх сего предвозвещает, как апостольская проповедь со всею быстротою протекает целую вселенную.
Пс.147:1. Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего.
Пс.147:2. Ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя.
«Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бога твоего Сионе» : «Яко укрепи вереи врат твоих». При необоримой Божией помощи освободившись от врагов, и не видя вокруг себя осаждающих, песнопениями, Иерусалим, воздай Благодетелю. Иерусалимом же называет Пророк не здания, но жителей города.
«Благослови сыны твоя в тебе»; потому что, прияв благословение благочадия и многочадия, соделался ты многолюдным.
Пс.147:3. Утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя.
«Полагаяй пределы твоя мир». Тебе дарован и повсюдный мир; потому что, приведенные в страх избиением врагов твоих, не смеют нападать на тебя и другие.
«И тука пшенична насыщаяй тя». Бог обогатил тебя земными благами. «Туком пшеницы» Пророк назвал обилие плодов, отчасти дав имя целому; потому что пшеница есть растение хлебное, а «тук пшеницы» – самый лучший хлеб. Но Пророк означил сим и другие плоды. Таким-то о них промышлением пользовались Иудеи древле; но, с неистовством востав на Спасителя, лишились всех благ. Посему и пророческое слово, сказав сие об Иудеях, предвозвещает спасение язычников.
Пс.147:4. Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его.
«Посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его. Словом» Пророк назвал здесь евангельскую проповедь. А с проповедию послал Господь не к Иудеям только, но и ко всем прочим человекам. Ибо сказал: «шедше научите вся языки» (Матф. 28, 19). Пророк показал также и скорость течения. Ибо в короткое время Апостолы всю землю и море исполнили учения. Сие провидя, Пророк сказал: «до скорости течет слово Его». И в сем нет ничего новаго и необычайнаго; потому что все уступает Божию изволению. Посему, как скоро угодно Богу, естество водное одно мгновенно изменяется в тысячи видов.
Пс.147:5. Дает снег, как вoлну; сыплет иней, как пепел.
Пс.147:6. Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?
«Дающаго снег Свой яко волну, мглу яко пепел посыпающаго» : «Метающаго голоть Свой яко хлебы». Ибо из одной сущности вод делаются и твердый лед, а также редкий и мягкий снег, подобный клочку шерсти, и еще влажная пыль; ибо таков состав тумана.
«Противу лица мраза Его кто постоит? « Без труда изменяет воздух, не задолго бывший жгучим в короткое время делает леденящим.
Пс.147:7. Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды.
«Послет Слово Свое, и истает я: дхнет Дух Его, и потекут воды». Но опять, как скоро восхощет, отвердевшую воду без труда разлагает и делает, что несется она стремительным потоком. Едва подует полуденный ветр, как снег и лед разрешаются в воду. Не без намерения же сделал сие описание Пророк, но означая тем нечто другое. Как падающий снег наполняет горы, а растаяв поступает в близ лежащия реки, и доставляет орошение иным странам: так и обилие Богоданных благ сообщено было первым Иудеям, а когда отвергли они благодать, – святыми Апостолами, как бы некиими реками, орошение учения принесено язычникам.
Пс.147:8. Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
«Возвещаяй Слово Свое Иакову, оправдания и судбы Своя Израилеви». Древле дан им закон, а потом и благодать; но Иудеи оказались недостойными того и другаго.
Пс.147:9. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.
«Не сотвори тако всякому языку, и судбы Своя не яви им». Ни одному из язычников не дал закона Моисеева, не дал пользоваться Пророками; одних Иудеев удостоил таковаго орошения; но они сделались неблагодарными Благодетелю, а язычники, от священных Апостолов прияв лучь мысленнаго света, познали Создателя своего, и воздают Ему непрестанное чествование.