Глава 4
1Сол.4:1. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали.
«Темже убо, братие, просим вы и молим о Господе Иисусе». Водясь сим намерением, предлагаем вам наставление. Ибо Апостол сказал: темже, вместо: «достаточно для вас нашего увещания». Какого же именно?
«Якоже приясте от нас, како подобает вам ходити и угождати Богови,… да избыточествуете паче». Показали мы вам, какая жизнь благоугодна Богу всяческих. Посему старайтесь хранить данные вам правила.
1Сол.4:2. Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
«Весте бо, какова повеления дахом вам Господем Иисусом». И выше сказал: о «Господе Иисусе», и здесь говорит: «Господем Иисусом», упоминанием о Владыке наставление свое делая достойным веры. Достаточно же сего к обличению Ариевой и Евномиевой хулы. Ибо если предлог διά означает прислужника, то значит, что Господь Иисус – прислужник Павлов? потому что повеление дал он Господом Иисусом (διά του Κυρίου Ιησου) и увещание делал о Господе Иисусе. А если и они избегают сей хулы и признают Павла рабом, а Господа Господом, то явно, что божественный Апостол безразлично употребляет предлоги. Но возвратимся к последовательности толкования.
1Сол.4:3. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
«Сия бо есть воля Божия, святость ваша». Потом Апостол дает знать, какую добродетель назвал святостию.
«Хранити себе самех от всякого блуда«. Много видов непотребства. Поэтому не сказал: »от блуда«, но: »от всякого блуда".
1Сол.4:4. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести.
«Ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести». Слова свой сосуд иные толковали так: свою супругу. Но думаю, что Апостол сосудом назвал тело каждого, потому что дает закон не одним живущим в супружестве.
1Сол.4:5. А не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
"А не в страсти похотней, якоже и язы́цы не ведящии Бога». Освободитесь от заблуждения, говорит Апостол; вы познали сущего Бога, посему не подражайте живущим во тьме неведения и не порабощайтесь страсти похотения. Потом излагает закон яснее.
1Сол.4:6. Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
"И еже не преступати и лихоимствовати в вещи брата своего». Апостол прелюбодеяние назвал здесь лихоимством, потому что не принадлежащего ему касается тот, кто подрывает супружеское согласие других и похищает ложе, предоставленное иному. Усилил же обвинение, дав видеть, что обижаемый есть брат. Но указывает и наказание, к обузданию беззакония противопоставляя страх.
«Зане мститель есть Господь о всех сих, якоже и прежде рекохом к вам, и засвидетелствовахом». Ибо преподали мы уже то учение, что Владыка всяческих есть правдивый Судия и подвергает наказанию беззаконников. Но Апостол доказывает и справедливость наказания.
1Сол.4:7. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
«Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость». Диавол догматы богов несуществующих наполнил непотребством, побуждая людей вступать на сей путь; Бог же истинный повелевает нам уклоняться оного пути, но предписывает ходить путем целомудрия.
1Сол.4:8. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
«Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога», и Бога, дающего «Духа Своего Святаго в нас». Посему неправда наша касается Самого Бога всяческих. Ибо Он дарует нам и благодать Всесвятого Духа. Так Апостол, изложив учение о целомудрии, переходит к другому виду наставлений.
1Сол.4:9. О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга.
1Сол.4:10. ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать
1Сол.4:11. И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам.
1Сол.4:12. Чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
«О братолюбии же, не требуете, да пишется к вам, сами бо вы Богом учени есте, еже любити друг друга: ибо творите то ко всей братии сущей во всей Македонии». Братолюбием Апостол назвал здесь щедрость в денежных подаяниях; о ней сказал, что не имеют они нужды в наставлении, потому что преспевают в сем по благодати Божией.
«Молим же вы, братие, избыточествовати паче и любезно прилежати, еже безмолвствовати и деяти своя и делати своима рукама, якоже повелехом вам: да ходите благообразно ко внешним и ни чесогоже требуете». Наставление сие не противоречит сказанным выше похвалам. Ибо случалось, что одни щедро подавали нуждающимся потребное, а те по их щедрости не радели о занятии делом. И Апостол справедливо одних похвалил, а другим дал полезный совет, и занятие делом прилично назвал щедростию. Ибо те, которые могут по щедрости единоверных пропитаться и без работы, но и после этого не соглашаются жить без трудов, своими руками добывая пропитание, как бы щедрость некую оказывают трудолюбием. Слова же: «да ходите благообразно ко внешним», Апостол протолковал сам, присовокупляя: «и ни чесогоже требуете». Стыдно, говорит он, жить в бездействии, не делом своим промышлять потребное, но любить жизнь нищенскую и ожидать щедрости других. После сего предлагает учение о воскресении и утешает печалящихся об умерших.
1Сол.4:13. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
«Не хощу же вас, братие, не ведети о» усопших (умерших), да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования». Апостол не вовсе запрещает печалиться, но отвергает неумеренность скорби и утешает упованием воскресения. Ибо не имеющим сего упования извинительно предаваться неумеренной печали. Посему-то не сказал: «об умерших», но: «о усопших», в самом наименовании заключая утешение. Потом доказательство воскресения представляет из учения, какое прияли о Владыке Христе.
1Сол.4:14. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
«Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако Бог и умершыя во Иисусе приведет с Ним». Если Христово воскресение кажется нам достойным веры, то будем веровать, что и мы улучим воскресение, потому что для нас домостроительствуется тайна вочеловечения. Весьма же премудро сказал божественный Апостол, что Господь Иисус умер; ибо иные отрицали восприятие Им плоти и думали, что Господь и видим был, и пострадал в призраке. Умерших же назвал усопшими, и самим наименованием утешая опечаленных; ибо за сном следует пробуждение.
1Сол.4:15. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших.
«Сие бо вам глаголем словом Господним». Не своими помыслами водимся, но из Божественного Откровения почерпнуто наше учение. Какое же именно?
«Яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших». Все скончавшиеся, говорит Апостол, воскреснут так быстро, скоро и мгновенно, что предварят остающихся в то время живыми и прежде сретят Спасителя вселенной. Ибо сие: «мы живущии», не о своем лице сказал Апостол, но о людях, которые доживут до того време ни. В сказанном же, как оно ни чудно, уверяет могущество Действующего.
1Сол.4:16. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.
«Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет небесе». Сам Господь всяческих прежде всего явится сходящим с небес и повелит Архангелу возопить и воскресить мертвых. Трубы же будут повсюду звучать нечто великое и дивное. Сие сказал Апостол и в Послании к Коринфянам: «Вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» (1Кор. 15, 51–52) Если же при звуке, какой на горе Синайской соразмерен был с слухом живших тогда, народ не перенес чрезмерности страха, но сказал великому Моисею: «Глаголи ты с нами и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем» (Исх. 20, 19); кто перенесет глас, который тогда прозвучит? А сие: «в повелении, во гласе Архангелове», значит, что некто из Архангелов повелительно прикажет воскреснуть мертвым; и немедленно воскреснут с такою быстротою, что предварят остающихся еще живыми. Подобное нечто сказано и в Божественном Евангелии в притче о девах: «Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его» (Мф. 25, 6).
«И мертвии о Христе воскреснут первее». Мертвыми называет Апостол верных, не только уверовавших во Евангелие, но и просиявших под законом и до закона. Ибо сие сказал он и в Послании к Евреям: «И сии вси, послушествовани бывше верою, не прияша обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут» (Евр. 11, 39–40). Поэтому все, отличившиеся благочестием, первые сподобятся воскресения. Сему учит Апостол и в Послании к Коринфянам: «начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его: таже кончина» (1Кор. 15, 23–24)
1Сол.4:17. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
«Потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем». Апостол показал величие чести. Как Сам Владыка вознесся на светлом облаке, так и уверовавшие в Него, как воскрешенные из мертвых, так и живые еще, носимые на облаках, сретят Судию вселенной и с Ним пребудут бесконечный век. Сему учил и Господь в Священном Евангелии: «будета два на одре единем: един поемлется, а другий оставляется… две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется. Два… на селе: един поемлется, а другий оставляется» (Лк. 17, 34–36). И под «одром» дал разуметь жизнь изобильную, и под «мелницею» – рабство и служение по найму, под «селом» же – жизнь земледельческую и научил, что всякий род жизни имеет и спасаемых, и наказуемых. Так, когда в какой-нибудь город входит царь, чиновные и почетные граждане встречают где-либо вдалеке от города, а обвиненные в чем-нибудь внутри города ожидают прибытия судии.
1Сол.4:18. Итак утешайте друг друга сими словами.
«Темже утешайте друг друга в словесех сих». Посему, зная это, мужественно переносите горести настоящего века.