Глава 5
Навуходоносор, Евилмеродах, Валтасар
Дан.5:1. Валтасар царь сотвори вечерю велию вельможам своими.
Валтасар – сын Навуходоносора, но не был непосредственным его приемником; потому что воцарился брат его Евилмеродах, как старший, и сие показывает нам история Царств и блаженный Иеремия Пророк, говоря так: «и бысть в тридесять седмое лето преселения Иоакима царя Иудина, месяца втораго надесять в двадесять» четвертый «день месяца, вознесе Евилмеродах царь вавилонский в первое лето царства своего главу Иоакима царя Иудина, и изведе его из храма, в нем же стрежашеся, и глагола ему благая: и даде престол его выше престолов царей, иже с ним в Вавилоне и измени ризы его темничныя, и ядяше хлеб всегда пред лицем его во вся дни живота своего» (Иер. 52, 31–33). Иоаким же сей есть и Иехония; потому что Иоакима, отца его, называвшегося и Елиакимом, при котором отведен в плен блаженный Даниил, Навуходоносор, умертвив в Иерусалиме, выбросил вне стен, как показывает божественное Писание (Иер. 22, 19). Итак, после Навуходоносора царствует Евилмеродах; а после него Валтасар. Божественный Даниил не упомянул об Евилмеродахе, потому что пишет не просто историю, но пророчество. По сей причине описал не все, что было при Навуходоносоре а только то, упоминание о чем необходимо было ради пользы. Итак, поскольку при Валтасаре Бог явил весьма великое чудо, достаточное к тому, чтобы не только современникам, но и тем, которые будут когда-либо жить в последствии, внушить благоговение и страх и обратить их к благочестию; то не почел справедливым сокрыть в молчании такое благодушие, но признал святым делом предать сие писмени и всем оставить памятник учения. Посему говорит: «Валтасар царь сотвори вечерю велию вельможам своими».
Тысящи мужем,
Дан.5:2. Пред тысящею же вино,
то есть и количестве, достаточном для тысячи, для такого именно числа приготовленном.
Пия же Валтасар,
говорит Пророк, «рече при вкушении вина, еже принести сосуды златы и сребряны, яже изнесе Навуходоносор отец его из» «храма, иже во Иерусалиме, и да пиют в них царь и вельможи его, и наложницы его, а возлежащыя окрест его». Сим показывает нам Пророк, не только крайнюю меру нечестия, но и вред от неумеренного употребления вина. Ибо говорит: «пия царь рече, при вкушении вина, еже принести сосуды златы и сребряны;» потому что упоение помрачило рассудок, и невоздержание породило безумную мысль оскорбить Бога; те сосуды, посвященные на служение Богу, которые Навуходоносор, отец его, хотя взял, по Божию попущению, но почтил, как ему казалось, и иъзял из употребления для людей, он осмелился употреблять, как обыкновенные. Ибо не только велел принести, но к слову присовокупил и дело.
Дан.5:3. И npuнисоша сосуды златыя и сребряныя, яже изнесе Навуходоносор из храма Божия, иже во Иерусалиме.
Прекрасно показал Пророк чрезмерность безрассудства, при имени храма упомянув и о Боге, и давая видеть знаменитость храма, присовокупил именование Иерусалима. Сосуды сии, говорит Пророк, посвящены были не каким-либо мнимым и одно только имя имеющим богам, но самому над всеми сущему Богу, Который избрал Иерусалим, и храм иерусалимский исполнил славы Своей. Сии-то сосуды неприкосновенные и посвященные Богу всяческих, не как имеющему в них нужду, но как приемлющему благопризнательность приносящих, злочестивый царь изнес на среду, и пил из них; даже не сам только пил, но и ве«льможи его и наложницы его и возлежащыя окрест его».
Дан.5:4. Пияху вино,
то есть орудиями пьянства сделал утвари божественной службы, и женщинам, служившим его непотребству, повелел пить из них вино. Потом, показывая крайнюю меру нечестия, Пророк присовокупил:
И похвалиша боги златыя и сребреныя и медяныя, и железныя и древяныя, и каменныя.
Исполненный всякой мерзости Валтасар, упиваясь и наслаждаясь из божественных, сосудов, забвению предал Владыку всяческих, чествовал, же в песнопениях богов не существующих, сделанных из неодушевленного вещества, которые и от искусства не получили силы действовать, но приняли только образ, лишенный действования. Ho Правитель всяческих по долготерпению не попустил, чтобы сквернились, как того времени люди, так и живущие после них, немедленно же являет силу Свою. Ибо Пророк говорит:
Дан.5:5. В той час. изыдоша персты руки человечи, и писаху противу лампады на поваплении стены дому царева, и царь видяше персты руки пишущия.
Поскольку воспевал идолов, лишенных всякого действования, и презрел всех Бога; то Зиждитель всяческих учит его невидимости и бесплотности Божескаго Своего естества. Ибо показывает ему одни пишущее персты, вразумляя сим, что не увидел бы и их, если бы сам не подал повода сделать сие нужным. Великую же пользу получили от сего и пировавшие с царем, познавая, сверх бесплотности и невидимости, и могущество Божие; а также, сверх вещественности и неодушевленности воспеваемых ими богов, их совершенное бессилие и не деятельность. А что чудо сие произвело во всех великий страх, засвидетельствовал о том Пророк, сказав так:
Дан.5:6. Тогда царю зрак изменися, и размышления его смущаху его, и соузы чресл его разслабляхуся, и колена его одно с другим сражастася.
Если же зрение пишущих перстов поразило таким ужасом управлявшего великим царством, что связи составов его расслабели от страха, в трепет и колебание пришли члены; то чего не претерпел бы этот богоненавистный, увидел пламенники и молнии, или Ангелов, грозно взирающих и приводящих в страх необычайным благолепием вида? Ибо их видения и великий Даниил не мог переносить небоязненно, Подлинно, «почто гордится земля и пепел» (Сир. 10, 9 )? Поэтому Валтасар, исполнившись толикаго страха,
Дан.5:7. Возопи силою, еже ввести волхвов, Халдеев, Газаринов.
Страх сделал, что возопил, а душевное смятение побудило скорее дознать определение. Потом в награду тому, кто прочтет писание и сделает истолкование, предлагает царскую одежду, и золотую гривну на выю, и право быть третьим по царе. Но обличилось безбожие волхвов и халдеев; потому что не придумали, как прочесть божественные письмена, даже когда предложена была им такая награда, весьма поощрявшая их.
Дан.5:9. Царь же Валтасаа возмятеся, и зрак его изменися на нем, и вельможи его смущахуся.
Из сего явствует, что Владыка, промышляя о пользе других, не тотчас отъял жизнь у царя,
но сперва показал персты пишущего, поразив же этим и внушив страх, заставил призвать мудрецов халдейских, обличил их лживость и бессилие, сделал, что ощущена потребность в мудрости Даниила, чтобы его языком, и царя обличить, и других облагодетельствовать; а когда все сие совершилось, тогда уже положил наказать злочестивого царя. Посему, при общем смятении царя и пирующих,
Дан.5:10. Царица,
пока говорил еще царь и вельможи его, «вниде в дом пирный», то есть, когда совещались, что делать, и каждый предлагал свое, к чему побуждал его страх, вошла царица. И мне кажется, что это была матерь царя; потому что вечерю сию разделяли с ним наложницы и возлежащие окрест его. «И пияху» из сосудов золотых и серебряных сам царь «и» «вельможи его, и наложницы его», то есть жены его, «и возлежащия его», то есть жившие с ним, не по закону, но непотребно; царица же вошла после смятения, и вероятно, как престарелая, не участвовала тогда в этом пьянстве и в плясках.
И отвечала, сказано, «царица и рече: царю во веки живи». Это, как кажется, было обычное приветствие, какое делали тогда царствующим подданные; обычай сей держится и до ныне; потому что иные малосмысленные обвыкли и нынешних царей называть вечными, и в письменных договорах делают иные сие написание, служа более невежеству, нежели нечестию. Итак царица говорит:
Да не смущают тебе размышления твоя, и
«зрак твой да не изменяется». Потом представляете причину, по которой должно отложить страх.
Дан.5:11. Есть муж в царстве твоем, в нем же
«Дух Божий святый, и во дни отца твоего» «бодрость и смысл обретеся в нем». И из сего можно уразуметь, что это, как вероятнее всего, была матерь царя. Потому пересказывает ему, как незнающему, о том, что было давно, извещает его о блаженном Данииле, исповедует, что он исполнен Духа Божия, и говорит собственными словами Навуходоносора. Ибо тоже и он сказал о Данииле. Присовокупила же: «во дни отца твоего бодрость и смысл обретеся в нем», и бодростью назвала трезвенность души, а смыслом – разумение сокровенного и зрение того, что утаено от многих.
И царь Навуходоносор,
продолжает царица, «отец твой, князя постави его обаятелем, волхвом, халдеем, Газарином». Потом присовокупляет и причину.
Яко дух, преизобильный в нем,
то есть, имеет переизбыточествующую благодать Духа. Потом исчисляет виды духовной действенности, и говорит:
И премудрость и смысл, сказуя сны и возвещая сокровенная5, и разрешая соузы Даниил;
потому что, сделавшись сосудом Божия Духа, Даниил на все дает мудрые советы, благоразумно
но о всем рассуждает, отгадывает сны, и что прикрыто какою либо неясностью, то освобождает от неясности, как бы снимая какие узы и печати, и стрегомое в таибницах избавляя от оков, разрешает и отверзает, и желающих вводить в самую внутренность. Сие-то означают слова: «возвещаяй сокровенная, и разрешася соузы Даниил». Посему-то, говорит царица,
Царь нарече имя ему Валтасар.
Поскольку видел, что озаряется он Божественною силою; то удостоил именовать его даже Богом.
Ныне убо да призовется Даниил, и сказание его возвестит тебе.
И не говорит: призови Валтасара; потому что дознав опытом силу Пророка, еврейское – имя предпочитают халдейскому. Посему в последствии и именуют его уже Даниилом.
Дан.5:13. Тогда,
сказано, вошел «Даниил, пред царя и рече царь Данину: ты ли еси Даниил, от сынов пленник иудейских» ? Вероятно, Валтасар по причине великого злочестия, по смерти отца, избегал сообщения с Даниилом. Потому, пораженный страхом немедленно призывает волхвов и Халдеев, о Пророке же и памятование не держал он в ум. Но когда матерь его напомнила о бывших при отце чудесах, и призванный Даниил пришел; тотчас царь узнал его; потому что, если бы не узнал, не вспомнил бы о роде, и не стал бы указывать на плен иудейский. Однако же спрашивает Даниила, и говорит: «ты ли еси Даниил от сынов пленник иудейских» ? И прежде, нежели подтвердил сие Пророк, говорит:
Дан.5:14. Слышах о тебе, яка Дух Святый в тебе, и бодрость, и смысл, и премудрость изобильна обретеся в тебе.
И о Валтасаре прилично сказать, что Пророк сказал об Израиле: «егда убиваше я, тогда взыскаху Его» (Псал. 77, 34). Ибо вот и Валтасара страхе Божией силы понудил, вместо богов несуществующих, наименовать Богом Бога сущаго, прославить благодать Святаго Духа, обвинить мудрецов вавилонских, как оказавшихся неспособными понять Божие Писание, умолять же Пророка Божия, чтобы он объяснил непонятное. Царь обещает Пророку дать и багряницу, и гривну на выю, и третье место в обладании царством. Но блаженный Даниил, посмеявшись царским обещаниям злочестивого, сказал ему:
Дан.5:17. Даяния твоя с тобою да будут, и дар дому твоего иному даждь, аз же,писание прочту царю, и сказанье его возвещу тебе, царю.
Сие изречение Пророка подлинно есть апостольское. И Апостолам Господь, посылая их проповедниками ко всем людям, повелел, говоря: «туне приясте, туне дадите» (Матф. 10, 8). И сей блаженный Пророк сказал царю: «даяния твоя с тобою да будут, и дара дому твоего иному даждь, аз же писание прочту царю, и сказание его возвещу тебе, царю». Не учился я продавать Божественное, и человеческое воздаяние взимать за божественные тайны. Потому даром прими ведение незнаемого тобою.
Дан.5:18. Бог Вышний,
говорит Пророк, «царство и величество, и честь и славу даде Навуходоносору» «отцу твоему»,
Дан.5:19. И от величества, еже ему даде, вси людие, племена, язы́цы, бяху трепещуще и боящеся от лица его.
Не думай, говорит, что отец собственною своею силою покорил целую вселенную, и многие народы, говорящие разными языками, соединил в одно царство. Владыка всяческих, Творец всего, премудро всем правящий, дал ему царство; и по Божию определению страх отца твоего пребывал на подданных.
И ихъже хотяше, той возвышаше, и ихъже хотяше, той смиряше.
Такую власть, говорит Пророк, приял он от Бога, что мог и стоящих на высоте делать униженными, и людей самых невидных и малозначительных соделывать знаменитыми.
Дан.5:20. И егда вознесеся сердце его, и утвердися дух его, еже презорствовати, сведеся от престола царства его.
Как сам, говорит Пророк, «ихъже хотяше возвышаше и ихъже хотяше смиряше», конечно делая это не по справедливому приговору: так Царь и Владыка всех по изволению Своему дал отцу твоему царство, но увидев, что непомерно высоко думает он о себе, высокомерно и надменно правит царством и впал в недуг гордыни, Бог лишил его царского престола, отъял у него честь, воздаваемую всеми. Не только совлек с него отличия царского сана, но изгнал из сообщества человеческого, предав умопомешательству и неистовству, сделал, что жил он с дикими ослами и зверями. Кому подражал в своем зверстве, от, тех занял и образ жизни. Упоминает же о нем Пророк, что и траву ел подобно волам, и скитаясь нагой, бедствуя на открытом воздухе, утратил прежний цвет тела, принял же другой, произведенный и холодом и зноем. И все это терпел он, говорит Пророк,
Дан.5:21. Дондеже, уразуме, яко владеет Вышний царством человеческим, и ему же хощет дасть е.
Но он опытом дознал, что было нужно, и самыми делами научен был, что все человеческое не твердо, Бог же всех, имея вечную державу, как угодно Ему, управляет делами человеческими, и кому восхочет, дает в дар царство.
Дан.5:22. Ты же сыне, его Валтасаре,
говорит Пророк, «не смирил еси сердца твоего пред Господом: не вся ли сия ведал еси?» Нe вразумили тебя бедствия отца твоего, и из того, что он потерпел, не восхотел ты дознать Божию силу.
Дан.5:23. Но на Господа небеснаго вознеслся еси.
Прекрасный урок дает присутствующими, покланяться не тому, что видимо, но Создателю и Владыке. видимого. А в тоже время обличает и кичливость царя, и научает, что превыспреннее небо имеет Создателем невидимого Бога. А ты, говорит Пророк, вознес сердце свое выше, не только неба, но и Бога небесного, Господа всей твари. Если бы не болел ты такою кичливостью, то не велел бы принести сосуды дома Божия.
И ты и вельможи твои и наложницы твои, и возлежащыя окрест тебе, вино пиясте ими,
то есть, на питие вина и пьянство употребил ты сосуды, посвященные Богу. Потом, изображая чрезмерность нечестия, Пророк говорит:
И боги златыя, и сребряныя, и медяныя, и железныя, и древянныя, и каменныя похвалил еси.
И продолжая показывать, сколько достойно сие осмеяния, присовокупляет:
Иже ни видят, ни слышат, ни разумеют.
Ты мог бы уразуметь их бессилие, смотря на их вещество, на приложенное к веществу искусство, а сверх того на бесчувственность частей их составляющих; потому что лишены они и ведения, и зрения и слуха, не имеют никакой самодеятельности, но просто ни чем не отличающиеся болваны. Тебя же и сие не убедило уразуметь, что должно было понять; напротив того не перестаешь восхвалять сих богов, которые не могут оказать тебе никакой пользы.
А Бога, у Него же дыхание твое в, руце Его, и вси пути твои, Того не прославил еси.
Прекрасно и весьма премудро Пророк, на пользу слушающими приведя в сличение идолов и Бога всех, и показав, что идолы не видят и не слышат, о Боге всяческих не присовокупил, что Он и видит, и слышит, и знает, но представил на вид, что всего важнее, и именно сказал: жизнь твоя и пути твои в руке Его. Ибо в сравнении с сим – самому иметь жизнь, гораздо важнее – сообщать жизнь другим, и также, когда угодно, отнимать жизнь у других. Посему Пророк показал, что идолы лишены и жизни и всякого чувства, а Владыка всяческих Бог есть податель всякой жизни, и дает оную, и отъемлет, всем правя, как Ему угодно. Однако же, говорит Пророк, сего всесовершенного и всемогущего Бога, имеющего власть над жизнью и смертью, поставляющего и низводящего царей, – сего, говорю, Бога, не только не прославил ты, но паче не перестаешь оскорблять Его, упиваясь из сосудов Ему посвященных.
Дан.5:24. Сего ради от лица Его послани быша персты pyчнии, и писание сие вчиниша.
Не сказал Пророк: Сам Он написал сие, но говорит: «послали быша от лица Его персты ручнии» , то есть, повелел, чтобы написано было, и не показал тебе всего писавшего, но восхотел обличить твою кичливость, одними перстами привел тебя в ужас, и до такой меры исполнил страха. Узнай же, говорит Пророк, и самое писание и истолкование написанного.
Дан.5:25. Се же есть писание: Мани, Фекел, Фарес.
Дан.5:26. Сие сказание глагола
(сказанием Пророк называет истолкование): «Мани, измери Бог царство твое, и сконча е» , то есть, увидел, что не достоин ты царства, и заблагорассудил лишить тебя оного.
Дан.5:27. Фекел, поставися в мерилах и обретеся лишаемо.
Сим Пророк научил не его только, но и нас, что у Бога все взвешено, мерою и весом оказывается людям и милость и долготерпение. Поэтому, говорит Пророк, так как преступил ты пределы человеколюбия, то прими божественное о тебе определение.
Дан.5:28. Фарес, разделися царство твое, и дадеся Мидом и Персом.
Необходимо нужно спросить: почему Бог всяческих Навуходоносора наказав снова возвел на царство, а Валтасара немедленно лишил и царства и жизни? Посему при внимательном рассмотрении находим: во-первых, Навуходоносор не видел, чтобы другой понес наказание за нечестие, а потому праведный Божий суд удостоил его помилования; а Валтасар, видев тяжкое наказание, понесенное отцом, ни малой не извлек для себя из этого пользы; а потому правдивый Судия справедливо наказание Навуходоносора ограничил определенным временем, а Валтасара не удостоил никакого помилования. С другой же стороны Бог, провидя и все будущее, зная сие, столько же ясно, как уже бывшее, предвидит раскаяние Навуходоносора, такое имел о нем и смотрение, зная же наперед, что нечестие Валтасарово продолжится до конца, смертью прекратил возрастание сего нечестия. Валтасар же, как скоро выслушал истолкование Даниила, приказал взять ему предлагаемую награду, (29) «багряницу и гривну златую». Потом, украсив его таким образом, чрез глашатая возвестил поданным, что поставил Даниила князем третьим в царстве. Но все это не отвратило Божия определения. Ибо сказано:
Дан.5:30. Валтасара, царя халдейска убиша в ту нощь.
Пророк назвал его здесь царем халдейским, чтобы показать уже конец халдейского царства.
Подлинно «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго», по слову божественного Апостола (Евр. 10, 31); страшно вознерадеть о «богатстве благости Его и кротости и долготерпения» (Рим. 2, 4), и не покланяться и не благоугождать Ему по мере сил. Кто, как говорит Пророк, «жесток быв противу Господа пребысть» (Иов. 9, 4)? Посему-то и блаженный Давид повелевает: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании» (Псал. 94, 7. 8). И толкуя сие, блаженный Павел предлагает совет: «блюдите братие, да не когда будет, в некоем от вас сердце, лукаво неверия, во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день, Дóндеже, днесь, нарицается, да не ожесточится некто от, вас лестию греховною» (Евр. 3, 12. 13). Ибо грех, приманивая нас удовольствиями, как оного несмысленного царя пьянством, часто до того ожесточает и делает упорным сердце наше, что оно удобно приемлет в себя недуг нечестия. Поэтому, умоляю вас, будем бегать диавольской прелести, и греху, обольщающему кратковременным наслаждением, станем предпочитать постоянную добродетель, чтобы соделаться нам чуждыми общения с Валтасаром, сподобиться же сообщества Даниилова, о Христе Иисусе Господе нашем. С Ним слава Отцу со Святым Духом во веки веков! Аминь.
Навуходоносор, Евилмеродах сын его, Валтасар брат его; Дарий Мидянин, по словам Иосифа, сын Астиагов, дядя же Киров по матери; Кир Перс. Еллины называют его Киаксаром
(5, 31). «И Дарий Мидянин, прия царство, сый шестидесяти двою лет». Царство халдейское, по предречению Божию, приял конец, и владычество над вселенною перешло к Мидянам. Так предвозвестил и Даниил, и истолковал слово: «фарес;» ибо говорит: «разделися царство твое, и дадеся Мидом и Персом». Но, по кратковременном царствовании Дария Мидянина, Кир, прияв царскую власть, перенес оную к Персам. Историк Иосиф говорит, что Дарий был сын Астиагов и дядя по матери Киру, еллинские же писатели придали ему другое имя; ибо назвали его Киаксаром. Сказует же, что Дарий и племянник его Кир, вместе ополчившись на Вавилон, после осады овладели городом, и умертвили Валтасара в ту ночь, в которую видел он написанными на стене означенные выше слова.
Но верить сему не позволяет написанное блаженным Даниилом; он открывает нам в конце повествования о Дарие, что «Даниил управляше в царстве Дариеве, и в царстве Кира Персянина» (Дан. 6, 28), а сим показывает, что иное было царство Дариево, и иное Кирово. Если же один совершен ими поход против Вавилона; то, конечно, одно было у них царство. Но теперь Пророк говорит, что иное было царство одного, и иное другого. И в конце пророчества Даниил сказует так: «и царь Астиаг приложися ко отцем своим: и прия Кир Персянин царство» (Дан, 14, 1). Посему не вместе, воцарились Дарий и Кир, и умертвили Валтасара; но сперва царствовал Дарий, сын Ассуиров, а после него – Кир. Сказанное Иосифом не согласно и с еллинскими историями; ибо нельзя найти в них, что Киаксар, сын Астиагов, есть один и тот же с Дарием, о котором Иосиф сказал, что он вместе с Киром сделал поход против Вавилона. А посему утверждаемое Иосифом во всех отношениях не заслуживает вероятия. И я, следуя божественному Писанию, нахожу, что Дарий был сын дочери Навуходоносора. Бог, повелев Иеремии наложить на себя узы, а также послать узы к соседним царям, идумейскому, моавитскому, аммонитскому, тирскому и сидонскому, повелел еще сказать им следующее: «Тако рече Господь Бог Израилев, тако рцыте к господем своим: Аз сотворих землю крепостию Моею великою», и «мышцею Моею высокою, и дам ю, емуже будет угодно пред очима Моима. Дах всю землю Навуходоносор царю вавилонску, да ему работают, и послужат ему вси язы́цы, и сыну его, и сыну сына его, Дóндеже приидет время земли их» ( Иеp. 27, 4–1). Посему, так как Валтасар назван у Даниила сыном Навуходоносора, должно доискиваться внука. Если же кто возразит, говоря, что Дарий именуется Мидянином, то пусть знает, что сие нимало не вредит нашему предположению. Ибо и Кир, будучи сыном дочери Астиага, который был Мидянин и царствовал над Мидянами, именуется Персом; потому что в обычае у людей народные именования давать по родству отцову. Посему, вероятно, и Дарий, имея отца Мидянина и матерь Халдеянку, называется по отце, Мидяниноном. Если же сие не так; то пусть, кому угодно, укажут Навуходоносора внука, наследовавшего дедовское царство, и мы не скажем против сего ни слова; ибо в том, что предречение великого Иеремии совершенно истинно, согласится всякий здравомыслящий человек. Если же представляется кому, что Дарий – внук Навуходоносора не от дочери, но от сына; потому что Пророк сказал: «послужат ему, и сыну его, и сыну сына его;» то пусть узнает таковой сию особенность в словоупотреблении божественного Писания. Имея в обычаи производить родословие от мужеского пола, и желая назвать внука, оно нарекло его сыном сына. А что он – не сын сына, о сем свидетельствует блаженный Даниил, говоря: «Дарий Мидянин прия царство». И что Навуходоносор даже до внука будет передавать царство, о сем предрек божественный Иеремия.
Посему из обоих пророчеств можно доискаться истины, и из пророчества Иеремиина удостовериться, что внук Навуходоносора удержит за собою царство, а из пророчества блаженного Даниила, что по смерти сына Навуходоносора Валтасара приял царство Дарий Мидянин. Взяв сие в рассуждение, и зная не лживость Пророков, находим, что Дарий по отце Мидянин, а по матери Халдей и внук Навуходоносора. Сие нашли мы, разыскав истинность того и другого пророчества. Но пусть каждый думает о сем, как ему угодно; потому что от сомнения о роде не произойдет никакого вреда. Посему коснемся теперь подробного истолкования.
* * *
По другим спискам вместо κρυπτὀμενα читается здесь κρτυὠμενα