Послание 6(65). К пресвитеру подписавшемуся115
Что потерпел ты, честный отче? Подписка стала для тебя кораблекрушением. Сколько ты оплакивал это падение? Ибо поистине падение – это восстание против святой иконы Христовой, хотя бы ты только подписался рукой. Я узнал об этом из твоего письма, человек Божий, и сострадал, совоздыхал, соболезновал, взывал горько, как и следует дружелюбно расположенному.
Ибо мы «члены друг другу» (Еф.4:25), «и если страдает один член, то вместе с ним страдают и все члены, – говорит апостол. – И если славится один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:26). Но, о бедствие! Мы подверглись нападению, устрашились, убоялись того, чего не должно страшиться и бояться, если действительно читаем слова: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).
Зачем же ты, друг, обратил речь ко мне, непотребному? Какое врачевание могу я предложить, болеющий грехами и не принадлежащий к тем, кому вверено исцеление таких ран? Бог – не Бог нестроения; исправление и исцеление пресвитеров, т.е. священников, Он вверил епископам. Ты требуешь от меня того, что выше моих сил. Не следует этого делать. Впрочем, чтобы мне не оставить тебя совершенно без ответа, с любовью предлагаю тебе следующий совет.
Благой Бог «не хочет смерти» человека, «но хочет, чтобы он обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Итак, если раскаяние твое истинно, то совершенно устранись от священнослужения; только по какой-либо настоятельной нужде можешь преподать кому-нибудь Святыню. Ибо иногда из-за нужды и затруднений бывает и так, что иной сам от себя принимает ее для избежания ереси. Поэтому, что сделал ты сам по себе или по внушению другого, то похвально и хорошо для умилостивления Бога.
Но разрешить священнослужение совершенно нет никакой возможности, даже если такое разрешение будет дано каким-нибудь архиереем. И так до водворения мира в Церкви Божией, когда все подобное будет надлежащим порядком определено соборным судом и получит божественное решение.
Если же скажешь, что, подписываясь, ты восклицал, что покланяешься святым иконам, то, прости, брат, и Пилат, устами называя себя невинным в убиении Христа, тростию утвердил Его смерть. Вот что тебе советую я, смиренный, как пред Богом.
Прошу совершать молитвы о моем спасении при сокрушенном покаянии твоем. Утешай святых отцов моих из епископов, которых, по твоим словам, ты видел, и приветствуй их, как бы от меня, несчастного.
* * *
Вероятно, имеется в виду подписка о том, чтобы не собираться вместе и не учить православному почитанию св. икон, о которой говорится выше, во втором письме. Настоящее письмо написано в 816 году.