Поучение 5260. В неделю вторую поста. О том, чтобы с кротостию и в мире проводить дни поста в уповании вечной жизни.
Братия и Отцы! Пост – доброе дело, но если ему сопутствуют подобающие ему: мир, доброе произволение, благопокорливость, кротость, сострадательность и другие исправления добродетелей. Но что вымышляет и что делает диавол, враг и наветник нашего спасения? Он влагает в постников все противное, и подущает их быть дерзкими и прекословными, жестокими, гневливыми, яростными, тщеславными, завистливыми и срамословами. Какая же у него цель? Дабы этими страстями причинить им больший вред и тщету, вместо пользы, какую они хотят получить от поста. Но мы будем познавать его умышления и козни, будем проводить святые дни сии и всегда мирно и тихо, с кротостию и в безмолвии, каждый терпя с любовию других, зная, что таковый пост угоден и приятен Богу. Если же мы не будем иметь сказанного, то какой бы труд мы ни понесли, он потерянный, и мы понапрасну подвергаемся злостраданиям. Впрочем поститься нам необходимо, потому что пост иссушает тело, а душу укрепляет и обновляет: «елико бо внешний наш человек тлеет, толико, – по слову Апостола: внутренний обновляется день от дне» (2Кор. 4, 16); и легкое, кратковременной печали нашея, многое множество вечныя славы соделовает нам на небесах. Так размышляя, и представляя награды и будущее воздаяние, будем с долготерпением пребывать в подвигах добродетелей, «благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя и престави в царство Сына любве Своея» (Кол. 1, 12, 13). Не причащаемся ли мы каждый день пречистого Его Тела и Крови? А что может быть сладостнее Святого Причащения? Оно дарует вечную жизнь тем, которые причащаются с чистою совестию. Не беседуем ли мы каждый день и каждую ночь с Божественным Давидом и с прочими Св. Отцами и светилами нашей Св. Церкви? Какое другое может быть для души утешение больше сего? Не отлучились ли мы и не удалились ли от содружества с прелестным миром и от сродников наших по плоти ради Господа? Что другое может быть блаженнее и выше сего? «Яко наше... житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорити себе всяческая» (Фил. 3, 20, 21). Посему будем, братие мои, радоваться и веселиться, презирая и попирая всякую злую похоть плоти. «Всяка бо плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный: изше трава и цвет ея отпаде: дело же добродетели пребывает во веки» (1Петр. 1, 24. 25). «Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет, – как говорит писание, – благодушествует ли кто? да поет» (Иак. 5, 13). Искушается ли кто от злой греховной страсти (ибо диавол никогда не перестает бороть нас), да потерпит, слыша говорящего: «блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1, 12). «Аще сия весте, – сказал Господь, – блажени есте, аще творите я» (Ин.13, 17) Ему слава во веки. Аминь.
* * *
См. Патрол. том. 99-й, стр. 577.