Поучение 32. О том, чтобы довольствоваться малым, и о том, чтобы принимать в монастырь отроков, калек и увечных.
Отцы и братия! Мой долг говорить всегда вам слово назидания. «Представите уды ваша, – как говорит Апостол, – рабы правде во святыню» (Рим. 6, 19). Преуспевайте в божественной мудрости; уразумейте важное и Ангельское достоинство честного вашего образа, хотя вы уже и уразумели это, и смирением совершенно предали себя Господу; переносите повседневно злострадания и в духовных и телесных делах, ибо те и другие равно благопотребны, и одни с другими связаны. Один упражняется в чтении, другой в молитве, иной сидит за рукоделием, а другой трудится где-либо вне. Иной окапывает виноград, другой пашет землю, тот собирает подаяние, а этот плотничает, и никто не остается празден, и никто без дела, но все трудятся по силе своей. Что касается до меня, то ни тот, кто смотрит за входящими в монастырь, ни тот, кто сгоняет птиц с плодов, не кажется мне человеком ненужным, ибо и они удовлетворяют потребности целого тела, и хотя отчасти, однако исполняют место ноги или пальца.
Все мы – как бы одна душа и одна воля. Такими мы и должны быть всегда; и пусть никто, по наружности находясь среди братства, не отсекает сам себя по неблагоразумию своему, но пусть добровольно потрудится вместе с прочими братиями. Все вы освящаете свои руки; ибо труд ваш, как жертва и приношение, возносится к Богу. Или не истину я говорю? Ибо не питаются ли у нас дети, которых мы принимаем каждодневно? Не питаете ли старцев, не подаете ли странникам хлеба и овощей, чашу студеной воды или и вина, или что-либо другое, что есть в монастыре? Не угощаете ли приходящих друзей, и не питаетесь ли сами? Что же все это? Не есть ли это приношение Богу? Ибо сказано в Писании: «милости хощу, а не жертвы?» (Мф.9, 13). Итак, вы милостивы: если что дается, то подаю это не я один, но все даем, будет ли то серебро, или одежда, или другое что; ибо вы чада мои и соучастники во всем, и в душевном и телесном. Сердце мое горит о вас, хотя я и грешен; «и не тесно вмещаетеся» (2Кор. 6, 12) в сердце моем, хотя я и недостоин; однако я объемлю каждого из вас духовною любовию, держу вас в недрах своих, и желаю согревать вас и всевозможно успокоивать вас. Итак, пусть никто не противится другому и не презирает его, ни даже сам эконом низшего из всех по стенени. Всякий сопротивляющийся брату, мне противится, ибо я в лице его. Посему будьте мирны, любите один другого и почитайте, помогайте друг другу и имейте духовную любовь. Низшие, почитайте начальников своих, как меня, и слушайтесь их во всем. А если кто не будет слушаться моего слова, тот мне не чадо. Веселитесь духовными утешениями, службами церковными, бодрственно и внимательно, и священными молитвами; утешайтесь и телесно ради бывающих трудов. Подкрепляйте себя хлебом и вареными овощами и малым количеством вина, впрочем это только для слабых желудком. А кто любит воздержание, тот, благодаря Господа пусть воздерживается.
В светлую неделю некоторые стужали мне о том, чтобы им не пить вина. Я отвечал, что с рассуждением и это делать дозволяю. Вообще же теперь заповедаю вам: когда положено есть дважды в день, имейте облегчение от земных поклонов, и относительно часов времени (в приятии пищи)34. Затем, если кто хочет, пусть соблюдает воздержание, кроме суббот и воскресных дней, и довольствуется одним хлебом и водою. Если же почувствует, что он изнемогает, пусть снизойдет себе, и употребляет немного вина, чтоб укрепиться, или пусть ест и дважды в день. Немощные же пусть пьют всегда, а равно и привыкшие в городах к отрадной жизни. Итак, кто по немощи пьет вино, да не упадает духом, но да утверждается смирением; равно и кто не пьет вина, пусть не высокомудрствует, будто совершает нечто великое, ибо «брашно... нас не поставит пред Богом» (1Кор. 8, 8), если мы будем тщеславиться. Впрочем юным полезно воздерживаться от вина, если только кто может воздерживаться. Даже нам и заповедано не пить вина Божественным Василием Великим35, Святым Марком и другими Отцами; однако, как мы уже сказали, это относится к здоровым. Но все же, чада мои, лучше воздерживаться, если же разрешаете, то будьте довольны одною чашею, или двумя, а чаша пусть вмещает четыре унции36. А кто желает пусть и всегда воздерживается от вина. Затем да увенчает вас слава и честь небесная, да предварит вас милость, мир и благодать Божия, и в третьих да запечатлеет вас молитва Отца нашего и сохранит вас невредимыми.
Знайте, братия, что много мирян каждодневно приходит к нам для поступления в монашество, но я, как уже не раз говорил вам, отказываю им, не потому, что не люблю, чтобы вы были многочисленнее прочих монастырей, чем я, как тщеславный, мог бы еще и хвалиться, а потому что я желаю, чтобы вы умножались во славу Божию и по воле Его. Ибо не просто во множестве собирающиеся большую воссылают славу Богу, но только те, которые во множестве собираются во имя Его. И если о едином грешнике кающемся радуется Господь, то тем более о многих. И если обретается «посреде... двою или триех» (Мф.18, 20), то не возрадуется ли обретаясь среди многих? Видя же свою немощь и многие мои страсти, я всегда говорю, что я недостоин распоряжаться и собою, тем более иным кем-либо, а наипаче многими. Но ради заповеди, которая повелевает так: «всякого грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин.6, 37); и еще: «Оставите детей приходити ко Мне... таковых бо есть царствие небесное» (Лук. 18, 16), я склоняюсь, и принимаю детей, и старых и юных, не женатых и женатых, здравых телом и увечных, безруких и хромых. И это делаю не но собственному произволу, чтобы считали меня совершающим нечто великое, но как должник и обязанный к сему, по учению Божественных Отцев. А если не буду так делать, то окажусь преступником Божественной заповеди. Вы же что скажете? Согласны ли со мною, и принимаете ли тех, или нет. Пусть каждый отвечает мне, тогда я буду делать это еще усерднее; ибо труды ваши, но помощию Бога «исполняющего всякое животное благоволения» (Пс.144, 16), и «дающего пищу скотом и птенцем врановым, призывающим его» (Пс.146, 9), говорящего: «воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут... и Отец наш небесный питает их» (Мф.6, 26). Посему, надеясь на вашу рассудительность, уповаю, что мы сохраним заповеди, и не за одну не подвергнемся осуждению, и ни одна не останется у нас без исполнения. Ибо зачем мне делаться преступником ради нарушения одной заповеди, не приняв увечного, и не упокоив старого? Ибо хранение заповедей представляет собою круг и ликостояние, и одна за другую держатся. Если кто нарушит одну заповедь, то мний наречется в царствии небесном. А мний по изъяснению великого Златоуста, не иное что означает, как то, что таковый повинен муке. Итак, будем принимать и отроков, и старых, и хромых, и безруких, и не оставит нас благий наш Бог, но подаст нам все потребное и для души, и для тела, как мы и получали это от Него с первого дня и до ныне.
Я нахожусь в скорби от того, что должен на несколько времени с вами разлучиться. Но вы не скорбите, чада, ибо я всегда с вами, хоть я и грешен. Благодать Господа нашего, с молитвою нашего Отца, да сохранит вас невредимыми, и я опять увижу вас, и мне радостно будет встретить вас здравыми по душе и по телу, как и надеюсь я, безнадежный. Христос Бог наш, всещедрый и преблагий, да поможет вам во всяком добром деле, и да исполнит вас всякого духовного веселия, и да соделает вас всесовершенными во Святом Духе. Слава Ему во веки. Аминь.
* * *
В тогдашнее время, когда положено было есть однажды в день, вкушали пищу в 9-м часу (по древнему счету, а по настоящему, в 3-м по полудни). Когда же ели дважды в день, дозволялось вкушать пищу раньше.
Смотри 1-е слово его «о подвижничестве».
Здесь, как и в других подобных местах, разумеется вино виноградное, которое в южном климате составляет существенную потребность. При том, как видно и из 9-го поучения препод. Феодора в монастырях употреблялось большею частью вино новое, или вернее недавно выжатый лозный сок, не имеющий винной крепости.