Азбука веры Православная библиотека протоиерей Феодор Голубинский Размышление на слова: во благословении правых возвысится град (Притч. 2:11)

Размышление на слова: во благословении правых возвысится град (Притч. 2, 11)

Источник

Благословение Божие, почивающее в духе праведных, не только в них самих взращивает богатые плоды жизни, но и вокруг них разливает силы Божественные: порождает в душах, подобных им, соревнование и подражание, в народе удивление, благоговение, страх Божий, и, вслед за тем, мир и благоденствие; в самой природе стесняет силу клятвы, связующей ее, и обновляет лицо земли. Так, земля иудейская в дни благочестивых Царей Давида и Соломона преизобильно благословлена была плодоносием, множеством народа, богатством и славою.

Так и в нашем отечестве, среди Радонежской пустыни явился богоизбранный сосуд благословения Божия, преподобный и богоносный Сергий, и каким обильным потоком пролилось оно через него на ближних и дальних, на смиренных пустынножителей и на славных Самодержцев, на уединенные обители и на многолюдные города! От единого светильника зажглись многие, от единого молитвенника прияли помощь, исцеления, победы на врагов тысячи. Даже целое отечество Его молитвами неоднократно избавлялось от порабощения. Так, в благословении праведных возвышается град!

Но не только во время земной жизни праведных благословение Господне через них изливается, как миро благовонное, на все окружающее их. Оно и из обителей небесных притекает от них в недра воинствующей Церкви, и в сердца, союзом любви и веры с угодниками Божьими связуемые. Во славу Живоначальной Троицы и святых угодников Божиих размыслим о том, как благословение Божие по окончании земной жизни святых изливается через них на верующих.

Люди, не любящие быть в зависимости и хотящие во всем водиться сами собою, полагают, что и без общения со святыми можно каждому пользоваться благодеяниями Божиими, и достигнуть блаженного соединения с Богом: потому что Отец небесный вездесущ и ко всем близок. Сын Божий также для всех есть единый ходатай Бога и человеков, и Дух Святой Сам оживляет всех Своею благодатью. Итак, довольно, говорят, обратиться только к Богу, и мы достигнем спасения, не зная никаких других помощников и посредников.

Но вездесущий Бог есть вместе Бог порядка, единый ходатай – Господь Иисус – есть вместе глава таинственного тела Церкви, единый животворящий Дух Святой есть источник многоразличных сил и дарований, сияющих в различных членах Церкви. Как в мире видимом премудрый Зиждитель устроил во всем непрерывную связь и порядок, определил всякой вещи соответственные силам ее место и степень, и низшее подчинил высшему, земные силы небесным, так, что все держится, как быв цепи, одно за другое, так и в царстве благодати Он предустановил стройный порядок и предназначил всякому, ищущему общения с Ним, приличное ему место, соответствующее мере доброй воли его, и определил нужную для него зависимость от высших сынов царствия. Единый ходатай всех человеков Христос Иисус, но не порознь и в отдельности Он приводит верующих к Отцу Своему, а связывает и соединяет всех, притекающих к Нему, в единый божественный состав таинственного тела Своего, которое есть Церковь. Един и тот же есть Дух, действующий весь во всех; но многоразличны разделения дарований.

Откровенным лицом взирая на славу Господа, все верующие преобразуются в Его образ, но всякий в своем чине, в своей мере, по своей частной способности. Как разные грани правильно обсеченного кристалла отражают семь радужных цветов, которые все соединены в одном луче солнечном, так разные члены Церкви Христовой, всякий в своей мере, являют в себе действия семи даров единого Духа Святого. «Единая Богоначальная Сила, как богомудрствует святой Дионисий Ареопагит, всяческая проницает, но первее озаряет Она и преисполняет светом Своим высочайшие умы, а через них уже приобщаются озарения Божественного существа по них стоящие. Высшие умы передают Божественную светлость, в них возблиставшую, следующим по них»; и, таким образом, эта постепенность простирается даже до земли. Какая дивная и необозримая лестница, по которой Ангелы восходят и нисходят, и святые идут от силы в силу! Таков должен быть дом Божий! Таковы врата небесные! В них открывается неисчислимое множество степеней, и на каждой степени вожди и приставники, предлагающие помощь и наставление земному пришельцу, вступившему на путь святых. Как же осмелится обезображенный беззакониями, безмерно удаленный от Бога грешник думать, что он может один, в отдельности от этой золотой цепи, миновав этот всеобщий путь, достигнуть до соединения с Богом? Как он может думать, что, не проходивши по проложенным прежде него степеням, на которых готовы поддерживать и вести его друзья Божии, он один, сам по себе, взлетит на верх совершенства? Не будет ли это опытом гордой самомечтательности и нарушением божественного порядка?

Господь, устроив сей дивный порядок, связывает союзом любви мир горний и дольний, небо и землю, чистых, блаженных слуг Своих и немощных странников, шествующих в юдоли плача, и этим приучает земных рабов Своих к смирению, повиновению и благодарности; а святым Своим дает способ возрастать и расширяться в любви, сострадании и щедрости. Как добрый и богатый господин дает в руки малых детей своих пищу, одежду и врачества для бедных и больных, и ведет их из великолепных палат своих в дымные хижины, чтобы доставить им случай отереть слезы несчастных и вкусить сладость благотворения: так милосердный и всебогатый Отец человеков уделяет из полноты Своей святым дарования исцелений, советов благих, подкреплений и утешений для нас, страждущих болезнями душевными и телесными, и препровождает их с этими дарами в наши жилища темные и нечистые, чтобы они насладились блаженством сострадания и любви.

Еще на земле святые Божии почитают первой радостью утешать несчастных, посещать болящих, молить за ближних Бога: что ж там, там, где не будет нужды заботиться о себе и о своих опасностях, и где они приблизятся к сердцу Спасителя, этому океану вечной, беспредельной, пламенно горящей любви? Ужели Он лишит их блаженства подражать Ему? Он, сидя одесную Бога, непрестанно ходатайствует о нас: так и Преблагословенная Матерь Его, подражая Ему в благости, изливает пред Ним за всех теплые молитвы, так и все святые, конечно, ходатайствуют пред Ним, находясь в пристанище, за бедствующих и обуреваемых братий своих, находящихся в этом мире. Еще на земле Моисей так пламенно молил Бога о помиловании преступного Израиля, что желал сам изглажден быть из книги живота, и удержал руку Господню, поднятую на поражение виновных; еще на земле Самуил не хотел отступить от Господа, вопия к Нему с молением о избавлении израильтян от руки иноплеменников. Прекратилась ли же в них любовь эта к соотечественникам в жизни небесной? Нет! Они и там явились крепкими молитвенниками за народ израильский, как это видно из слов самого Господа к Пророку Иеремии: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему (Иер. 15:1.). Еще на земле Пророк Иеремия так усердно вопиял к Богу об избавлении Израиля от грядущих зол, что Господь, так сказать, принужден был троекратно удерживать его: не молись о людях сих во благо. Перестал ли же он быть молитвенником за израильтян, оставив землю? Нет! Он и в небесах остался братолюбцем, и оттуда простер десницу к Иуде Маккавею, и дал ему меч золотой на сокрушение супостатов (2Мак. 15:12 – 15).

Не то ли же братолюбие горело в духе и нашего великого заступника, богоносного Сергия, когда, уже более двух столетий не видевши его, увидели, наконец, обитатели монастыря его, в годину бедствия, обходящим с кадильницей по стенам осажденной обители, и предтекущим дружине православных воинов, с мечом в руках?

Итак, будем твердо уверены в неотступной помощи, хранении и покровительстве святых Божиих; будем с усердными молитвами прибегать к ним во всех наших скорбях и нуждах. Но, чтобы при самих молитвах не навлечь нам на себя греховным житием оного грозного суда Господня: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему, – приложим к добрым желаниям и молитвам ежедневное покаяние и подвиги. «Не пренебрегаем, как увещевает святой Иоанн Златоуст, не пренебрегаем Святых молитвы, но и не возверзаем на них всего, да не обленимся и туне живем. Но и молим молиться о нас и руку помощи подать, и сами имемся добродетели, да возможем получить обетованная благая».


Источник: Голубинский Ф. А., прот. Размышление на слова: во благословении правых возвысится град (Притч. 2:11) // Прибавления к Творениям св. Отцов 1854. Ч 13 Кн. 3. С. 445 - 451 (1-я пагин.).

Комментарии для сайта Cackle