82. Слово в день Святого Духа207
Светло и торжественно в эти два дня святая Церковь празднует Пятидесятницу и «Духа пришествие»; ее песнопения в честь Духа Святого исполнены не менее высокого духовного торжества, чем в великие праздники Рождества Христова и Богоявления.
И подлинно, весьма великим было то дело, за которое прославляет сегодня Церковь Святого Духа: немощных, слабых, все еще не чуждых земных, плотских пристрастий апостолов Дух Святой преобразил настолько, что они сделались как бы огненными по чистоте своей жизни и пламенной ревности о совершении дела Христова, на какое были посланы. Много великих дел и преобразований совершаемо было людьми на земле от начала мира, но эти дела и преобразования не могли никогда охватить наиболее глубоких движений человеческого существа, имели значение на время и не повсюду. Духовное же возрождение людей, совершенное и доселе совершаемое Духом Святым, не ограничивается веками и совершается среди народов, обитающих во всей вселенной.
Сколько бы ни гордились люди успехами своей так называемой культуры, однако высшие стремления духа человеческого доселе совершенно не достигнуты, даже как будто все более и более становятся недостижимыми. Много отдельных истин открыто в течение веков философами и учеными, но важнейшие вопросы, которые волнуют человека, поныне остаются неразрешимыми, и все более люди, отчаявшиеся в возможности найти истину, утверждают за этими вопросами название (правда, неразумное) «проклятых». Но те, которые получили помазание от Святого Духа, «знают все» (1Ин. 2, 20) и свободны от мучительных исканий гордого ума, в которые напрасно ввергают себя люди. Или, сколько дел совершено для так называемого «блага человечества» культурой, но люди сами лучше не становятся, напротив, явно исполняется на них пророчество Господа: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Дух же Святой в среде растленного пред пришествием Христовым на землю человечества создал повсюду общины святых, как бы цветущие оазисы в пустыне. Столько трудились люди в течение веков над созиданием всеобщего счастья на земле, и вот видим мы, что по мере того, как блага культуры становятся доступными всем, счастье для людей становится как бы все менее доступным и умножаются, напротив, ненависть, озлобление, отчаяние, дышащие духом убийства и самоубийства. Дух же Святой совершил то, что не могли совершить люди: он и апостолов, лишившихся, по-видимому, последних радостей и надежд с вознесением возлюбленного их Учителя на небо, исполнил радостью «совершенною» (Ин. 17, 13), и в мучеников Христовых, видевших пред собою близкую смерть или терпевших жесточайшие муки, вселял высшую неизреченную радость, вдохновлял славить Христа и молиться за мучителей.
Но как мало отзываются чада Церкви на торжество ее в честь Святого Духа, как мало говорит им призыв ее: «Огнедохновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная!»208 Сравните собрания их в честь Духа Святого в эти дни и собрания в местах веселья, гуляний, зрелищ и т. п. Где людей видим мы более? К какого рода собраниям люди более прилагают сердца? Или, если даже собираются они иногда для молитвы в количестве более или менее значительном, чувствуют в некоторые моменты известное одушевление и подъем духа, то как подобные моменты бывают редки, как редко случается, чтобы песнопения и молитвы Церкви потрясли все существо человека и оставили в душе его более или менее прочный след! Как много христиан, которые о Духе Святом почти никогда и не вспоминают и ничем как бы не отличаются от людей, Духа Святого «не видящих и не знающих (Ин. 14, 17), по словам Господа, или от учеников ефесских, сказавших апостолу Павлу: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деян. 19, 2).
Между тем у апостолов благодать Духа Святого проникала все их слова и дела, была неотделима от всей их жизни столь же, сколь неотделимо от проявлений жизни телесной дыхание. Свидетельство самого начала жизни христианской в людях святые апостолы полагали в том, что эти люди принимали Духа Святого уверовавши.
Да как, впрочем, многим из современных христиан и вспомнить о Духе Святом, когда они редко входят в душу свою, столь мало наблюдают то, что происходит в ней, когда внимание их рассеяно бывает постоянно по стогнам мира? Они совсем не знают и не видят нередко страстей своих, не знают и подвига борьбы с ними, не чувствуют немощи и бессилия своего в этой борьбе, а потому не чувствуют никогда и живой потребности взывать от глубины сердца: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины... прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны!» Мысли их более сосредоточены на украшении своей плоти, например одеждами (когда даже приходят они и сюда для молитвы), чем на том, чтобы очистить и украсить обитель души для вселения в нее Святого Духа.
Мало того, как много теперь христиан (не отрекающихся от этого имени), которые как бы хотят разрушить дело, совершенное на земле Духом Святым. Для того послал Христос от Отца Своего на землю Святого Духа, чтобы научились верующие в Него «жить не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 1; Гал. 5, 16–25). Но вот теперь постоянно слышим мы странные речи различных писателей о «святой плоти» речи, в которых скрыта затаенная попытка как бы освятить и вожделения плоти слишком земные и низменные.
Начинают говорить все усиленнее о попранных будто бы христианством и Церковью правах плоти, о необходимости их восстановления (реабилитации), о том, что настала пора проповедовать возрождение, оживление плоти, а не духа, который налагает на плоть будто бы ничем не оправданные узы. Жалкие! Они хотят причислить себя к искателям истины, которую как будто не открыло христианство и намеренно скрывает Церковь, но на самом деле нередко они сами исполнены или в учеников своих вселяют лишь самые низменные вожделения плоти, прививают склонность к пьянству, разжигают дух блуда с его всевозможными проявлениями, столь в наши дни усиливающимися, до содомских включительно.
Но, братие, если когда, то особенно в день сей, день, назначенный для преимущественного прославления и призывания Духа Святого, вспомним слова Господа, сказавшего: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт. 6, 3). Все более проникаясь стремлением «восстановлять права плоти», хотя и без того порабощен ею дух столь многих, быть может большинства, людей, не хотят ли современные люди возвратить на землю настроение современников Ноя, соделавшихся «плотью» и истребленных потопом, и претерпеть судьбу их? Могут ли они сказать о себе, что не приложимы к ним пророческие слова Господа, сказавшего: «Как было в дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17, 26–27)?
Не дадим же душе своей обратиться в «соляной столп» (Быт. 19, 26), подобно жене Лотовой, чрез свое бесчувствие к влияниям Духа Святого в душе нашей и неспособность к пониманию чего-либо иного, кроме того, что будит и питает вожделения плоти! Воздадим должную честь Духу Святому и, познав из явленного нам во Христе образца духовного совершенства, как мы духовно слабы, как велики наши немощи и как порабощают себе наш дух плотские страсти, будем чаще призывать Духа Святого на помощь в нашей борьбе со страстями и немощами плоти!
Как ученики Христовы, будем более искать радостей не плоти, а духа, изберем себе не царствие земное, как это свойственно было язычникам, говорившим: «Будем есть, пить и веселиться, пока не умрем!», а Царствие Христово, которое есть «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17)! Аминь.
* * *
Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости
Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 2 июня 1908 года. (ОЕВ. 1908. № 12. С. 263–266.)
Канон праздника 2-й, ирмос 5-й песни.