61. Благовещение Пресвятой Богородицы152

Предметом нашей нынешней беседы изберем, братие, событие Благовещения Пресвятой Девы, как оно излагается в Евангелии, отчасти в церковных песнопениях и как предызображено в богодухновенных писаниях пророков, «сущих от века» (Лк. 1, 70). Мы нарочно остановимся на этих пророческих речениях, потому что Пресвятая Дева, живя в доме Иосифа, усердно занималась изучением книг Священного Писания Ветхого Завета, тщательно вникала в них и «слагала в сердце Своем» (Лк. 2, 19) все, что относилось к Христу, Спасителю рода человеческого. Понять надлежащим образом евангельское повествование о Благовещении и различные образы, прилагаемые к Богоматери в церковных песнопениях Благовещения, в акафисте и проч., величие и глубину Ее веры невозможно, если не привести на память относящиеся к событию ветхозаветные пророчества.

Рассказав о зачатии святого Иоанна Предтечи от Елизаветы (Лк. 1, 1–25), святой евангелист Лука говорит: «В месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град галилейский, ему же имя Назарет» (Лк. 1, 26). Имя Архангела Гавриила было уже известно внимательно читавшим ветхозаветные пророчества: о нем упоминается в книге пророка Даниила (Дан. 9, 21), что было знаменательно уже само по себе для Пресвятой Девы, Которой Архангел излагает благовестие отчасти словами пророка Даниила (см. об этом ниже). Знаменательно указание евангелиста и на «Назарет, город галилейский». Галилея, в которой жило немало язычников, в которой евреи нередко ослабляли строгость законных предписаний и усвояли некоторые языческие обычаи, пользовалась презрением со стороны жителей Иудеи (ср. Ин. 7, 49, 52). Поэтому явление здесь Христа в глазах народа иудейского было бы уничижением для Него (ср. Ин. 7, 41–42). Но пророк Исаия, еще в древности провидевший это явление Христа в Галилее, провозвестил, что «Галилея языческая» некогда, во дни Христовы, весьма прославится: «Прежнее время (т. е. время, когда Галилея была унижена со стороны врагов, ср. 4Цар. 15, 29, и вследствие господствовавшего там идолослужения, ср. Ис. 17, 8–11) умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, а последующее время (т. е. время, в которое явится Христос в Галилее) возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране сени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 1–2, ср. Мф. 4, 13–16). Еще знаменательнее само явление небесного вестника в Назарете, городе, пользовавшемся особенным презрением со стороны иудеев, ибо о нем говорили: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46), и впоследствии Иисуса Христа называли назарянином в знак презрения (ср. Ин. 19, 19–22).

Сказав об этом по видимости уничиженном происхождении будущего Спасителя мира, святой евангелист Лука говорит далее, что этот видимо уничиженный «отпрыск от усеченного корня» (Ис. 11, 1) есть отпрыск славного дома Давидова, к которому и были приурочены все обетования Божии о Мессии, евангелист говорит, что Ангел был послан «к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова именно, и имя Деве: Мария» (Лк. 1, 27). Некогда Давиду обещал Бог: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его... и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном... И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар. 7, 12–16, ср. Пс. 71, Пс. 88, Пс. 131 и др.). Об этом славном Потомке Давидовом, то есть Христе, сказал Бог устами самого же Давида: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли» (Пс. 2, 7–8), или: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109, 1–4; ср. Деян. 2, 34–35; Евр. 1, 13; Мф. 22, 42–46).

О рождении этого-то славного Потомка Давидова и пришел возвестить Пресвятой Деве Архангел Гавриил. По изображению церковной песни, он, прежде чем войти к Пресвятой Деве, долго размышлял в себе о величии тайны воплощения Еммануила от Девы.

«Послан бысть с небесе Гавриил Архангел, благовестити Деве зачатие; и пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивляяся: О како в вышних непостижимь сый от Девы раждается! имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Девичу! на Негоже шестокрылатии, и многоочитии зрети не могут, словом единем от Сея воплотитися благоизволи; Божие есть Слово настоящее. Что убо стою, и не глаголю Деве: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, чистая Дево, радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, Мати Живота, благословен плод чрева Твоего»153.

Вошедши к Пресвятой Деве, Архангел сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Многознаменательное приветствие изрек Ангел! Он называет Ее благодатною, то есть обретшею особенную благодать, благоволение в очах Божиих. Она обрела это благоволение, конечно, за Свои преимущественные добродетели, составлявшие, по слову псалма, как бы «шитую золотом», «преиспещренную» одежду (Пс. 44, 14) Ее души, в которой приводится Она Царю, желающему избрать Ее Себе в «разумное селение»154. «Вся слава Дщери Царя внутри» (Пс. 44,14), по слову псалмопевца, не в Ее внешних достоинствах, а в сокровенных добродетелях Ее сердца (1Пет. 3, 3–4): смирении, полной преданности воле Божией, вере, по которой Она способна быть, по выражению акафиста, «совета неизреченнаго Таинницей, молчания просящих верою (т. е. как бы олицетворенною верою в то, что требует молчания), чудес Христовых началом, велений Его главизной»155, в Ее непорочной чистоте девства.

«Благословенна Ты между женами», – еще более возвеличивает Архангел Деву, предызбранную быть Матерью Господа. Не просто хочет Он отличить Ее между многими, но и возвысить, как ту единственную, воистину благословенную между женами, на Которой останавливали уже свой взор древние пророки. Еще в раю согрешившим прародителям дано было обетование о том, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15), то есть Спаситель, рожденный от жены (Гал. 4, 4) безмужно, победит диавола, врага спасения человеческого. И эта-то жена есть Дева, имеющая родить Еммануила, по боговдохновенному изъяснению величайшего из ветхозаветных пророков Исаии (Ис. 7, 14; ср. Мих. 5, 3), та «благословенная» жена, чрез Которую наследуют «благословение все племена земные» (Быт. 22, 17–18). Святой Архангел, по изображению церковной песни, своим приветствием хотел указать Пресвятой Деве, что в Ней именно исполнились предречения и прообразования пророков. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая (приветствуя) и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте к небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде. Радуйся, божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь»156. Ты, как бы так говорил Архангел, Та, Которую прообразовала неопалимая купина (Исх. 3, 2–6), потому что «огонь Божества приимешь во чреве неопально», Которую прообразовала виденная Иаковом лестница (Быт. 28, 12), восходящая от земли на небо, в знак имеющего чрез Тебя совершиться соединения земли с небом.

Столь возвеличенная в приветствии небесным вестником смиренная Дева смутилась от слов его и недоумевала, что бы значило подобное приветствие (Лк. 1, 29): «Языка, егоже не ведяше, услыша Богородица»157. Видя это Ее смущение, Ее боязнь быть обольщенною, как первая жена Ева прельстилась словами змия, Архангел прежде всего отгоняет Ее естественный страх, препятствующий восприятию великой тайны воплощения Сына Божия: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30), то есть достойна быть служительницею великого совета Божия о спасении рода человеческого (ср. Ис. 9, 6). Затем, чтобы рассеять смущающие Ее мысли о возможности обольщения, Архангел говорит Ей, по словам церковной песни: «Не удивляйся странному моему зраку, не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда; ныне же благовествую Тебе радость» истинную158. И далее он начинает излагать самый предмет благовещения словами пророка Исаии, теми самыми, которые, по преданию, Святая Дева в это время именно читала и о которых размышляла: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1, 31), или «Еммануил», как говорится у самого пророка Исаии, то есть «с нами Бог» (Ис. 7, 14), – чрез воплощение соединившийся с нами. Вспомним те обстоятельства, при которых было произнесено это пророчество.

Некогда во дни Ахаза, царя иудейского, Рецин, царь сирийский, и Факей, царь израильский, пошли войною против Иерусалима и хотели, овладев им, лишить престола дом Давидов и воцарить какого-то сына Тавеилова (Ис. 7:4, 6). Неверующий в обетования Божии, связанные с домом Давидовым, царь Ахаз и его приверженцы весьма испугались: «и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу» (Ис. 7, 2).

Тогда вышел к нему навстречу пророк Исаия и сказал: «Наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина» (Ис. 7, 4), то есть не страшись этих двух царей, которые бессильны причинить какое-нибудь зло престолу и царству Давидову.

«Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется... Если вы не верите, то... проси себе знамения у Господа» (Ис. 7:7, 9, 11). И Ахаз, хотя не веровал словам пророка, однако, не желая показаться неверующим, лицемерно отвечал: «Не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:12–14), то есть зачем вы, дом Давидов, хотите Богу ставить препятствия своим неверием в обетования, данные дому Давидову? Этот дом не прекратится и не потеряет своего царственного достоинства, пока не родится от Девы славный Потомок Давида Еммануил; дотоле дом Давидов будет в безопасности от врагов и не смогут осуществить своих замыслов Рецин и Факей. «Враждуйте, народы, но трепещите... вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис. 8, 9–10). «Ибо младенец родился нам Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9, 6–7).

Напоминая Пресвятой Деве это величественное пророчество, Архангел Гавриил говорит Ей, что на Ней теперь должно оно исполниться, что именно Иисус, имеющий родиться от Нее, есть предвозвещенный Исаиею Еммануил: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32–33). Иисус есть и тот «камень нерукосечный», который, отвалившись от горы-Девы, по видению пророка Даниила, сокрушит царства языческие, чтобы настало Царство вечное (Дан. 2, 37–45), как поется в стихирах на Рождество Христово: «Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде» (ср. Дан. 3, 100). Знаменательны были для Пресвятой Девы Марии эти слова благовестия Ангела: внимательно читавшая богодухновенные писания пророков, Она не могла не видеть, что к Ней Архангел относит величественные предречения Исаии и Даниила, как имеющей быть Матерью Христа, Спасителя мира, и тем знаменательнее были слова Архангела Гавриила, что он же некогда послан был возвестить и Даниилу о временах Христовых и теперь только напоминает Ей сказанные прежде Даниилу слова о вечности Царства Христова (Дан. 9, 21–24).

Поэтому Пресвятая Дева вполне готова верить, что настало время исполниться предречениям Исаии, Даниила и других пророков. Она только хочет разъяснить одно естественное недоумение: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, (т. е. как совершится рождение Еммануила), когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). Она не отрицает разума Божия, как некогда неверующий Ахаз во дни Исаии, ибо слишком велика и способна к восприятию Божественных откровений Ее вера; Она только недоумевает, каким образом совершится самое рождение от Девы, от Нее, давшей обет всегда пребыть Девою. «Являешися мне яко человек, глаголет нетленная Отроковица ко архистратигу; и како вещаеши глаголы паче человека? Со Мною бо рекл еси Богу быти, и вселитися в утробу Мою; и како буду, глаголи Ми, вместилище пространное, и место священия, херувимы Превосходящаго? Да не прельстиши Мене лестию, не бо познах сласти, браку есмь непричастна, како убо Отроча рожду?»159 В ответ на это естественное недоумение Архангел говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Как опять знаменательны слова Ангела! Твое девство, как бы так говорит он, не нарушится, ибо не обычным путем совершится зачатие и рождение от Тебя Сына Божия. Дух Святой найдет на Тебя, Тот Самый Дух, Который некогда носился над первозданным веществом и оживотворял его (Быт. 1, 1–2), Он найдет и на Тебя, и всемогущая сила Вышнего осенит Тебя, ныне «к зачатию браконеискусную, и благоплодными сделает Твоя ложесна»160 та сила, которая в пещи огненной сохранила невредимыми отроков вавилонских (Дан. 3, 92), когда они «великое таинство рождества» нетленной Святой Девы «прообразиша явственно, посреде огня стояще и не опаляеми». Это-то сила Духа Святого сохранит и самое «рождаемое» святым и безгрешным, в противоположность всем прочим людям, «в беззакониях зачинаемым и во грехах рождаемым» (Пс. 50, 7). Рождаемое сие наречется «Сын Божий» Тот, Которого Даниил видел, как «подобного Сыну Человеческому», но Которому «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 14). Тот «Святый святых», Который «помазан будет по истечении семидесяти седмин для того, чтобы покрыто было преступление, запечатаны (преданы забвению) грехи, заглажены беззакония и... приведена правда вечная» (Дан. 9, 24).

В церковных песнях так изображается величие этого таинства воплощения Сына Божия, благовестником которого явился Архангел Гавриил: «Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий, Сын человечь бывает, да хуждшее восприем (т. е. воспринявши человеческое естество с его немощами, несвойственными Божеству), подаст ми лучшее (т. е. сделает человека причастником естества Божественного). Солгася (т. е. обманулся) древле Адам, и бог возжелев быти, не бысть; человек бывает Бог, да бога Адама соделает (т. е. сделает Адама как бы богом или восстановит в нем образ Божий, омрачившийся чрез грехопадение). Да веселится тварь, да ликовствует естество, яко Архангел Деве со страхом предстоит, и еже радуйся приносит, печали сопротивное. За милосердие милости вочеловечивыйся, Боже наш, слава Тебе!.. Соприсносущное Слово пребезначальнаго Отца, не разлучився горних (т. е. не отделившись от обитателей неба, Бога и Ангелов), ныне предста дольним (т. е. живущим долу, на земле), ради крайняго благоутробия, милость прием, еже на ны поползновения (соблазн) и Адамову нищету восприем, вообразися в чуждее» (будучи Богом, воспринял образ чуждый, т. е. человеческий)161. И еще стихира: «Светоносная палата уготовася Тебе, Владыко, утроба чистая Богоотроковицы, гряди к сей и сниди, ущедри создание Твое, завистно брань приемшее (по зависти дьявола боримое от него), и работою удержанное льстивого (содержимое в рабстве обольстителя дьявола), и доброту первую (первозданную красоту и совершенство) погубившее, и Твоего спасительного чающее сошествия».

Убедив Пресвятую Деву указаниями на пророчества в том, что для всемогущей силы Божией нет ничего невозможного и в сверхъестественном бессеменном зачатии Сына Божия от Девы, Ангел для большей убедительности своих слов указывает Ей еще на одно недавно бывшее чудо всемогущества Божия: «Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 36–38), то есть все, что сказал Бог, непременно исполнится. Тогда Мария сказала: «Се раба Господня (т. е. предаю Себя на служение воле Божией, устрояющей спасение рода человеческого), да будет Мне по слову Твоему!» (т. е. да исполнится на Мне все, возвещенное Тобою). Как в начале творческим словом: «Да будет!» был воззван к бытию мир (Быт. 1, 3 и далее), так теперь чрез слово Марии: «Да будет!» полагается начало новому творению, то есть обновлению рода человеческого чрез веру в воплотившегося Христа, Сына Божия. «Бог, идеже хощет, – изображает эти последние слова беседы Ангела с Пресвятой Девой святая Церковь в одной из своих песней, – побеждается естества чин (порядок), глаголет бесплотный, и яже паче человека содеваются; моим веруй истинным глаголом, Всесвятая, Пренепорочная. Она же возопи: буди Мне ныне по глаголу твоему, се рожду Бесплотного, плоть от Мене заимствовавшаго, яко да возведет человека, яко один силен в первое достояние (т. е. в достоинство, которое имел при создании с растворением то есть чрез соединение Своего Божества с естеством человеческим).

«И отошел от Нее (Пресвятой Девы) Ангел» (Лк. 1, 38), – заключает святой евангелист Лука свое повествование о Благовещении Пресвятой Девы.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

152

Предложено в виде беседы в Братском доме вечером в день Благовещения. (ОЕВ. 1903. № 7. С. 229–235.)

153

Стихиры праздника на «Господи, воззвах».

154

Канон праздника, песнь 5-я.

155

Акафист Пресвятой Богородице, икос 2-й.

156

Стихира праздника на «Господи, воззвах».

157

Стихира праздника на стиховне.

158

Стихира праздника на литии.

159

Стихира праздника на «Господи, воззвах».

160

Акафист Пресвятой Богородице, кондак 3-й.

161

Стихиры праздника на «Хвалитех».

Комментарии для сайта Cackle