100. Поучение в день святой равноапостольной Марии Магдалины и в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны238

Называя святую Марию Магдалину равноапостольною, святая Церковь хочет прославить ее как благовестницу Христова воскресения. Горевшая пламенною любовью ко Христу, Которого она увидела воскресшим, она не могла утаить в себе духовного сокровища, какое сама приобрела в Нем, но хотела сообщить это сокровище всему миру: она явилась к самому повелителю Рима и тогдашней «вселенной» Тиверию, возвещая последнему о Воскресшем.

О чем должен напомнить нам этот образ пламенно любившей Христа благовестницы Его воскресения? Не о том ли, что и современные женщины христианки должны быть благовестницами Христа в обществе хотя и христианском, но воспринявшем в себя много начал жизни языческой? Если и не должны они благовествовать Христа путем миссионерской проповеди и апостольских путешествий, как жены христианки первых времен, то, по крайней мере, благовествовать Христа путем обучения и воспитания возрастающих поколений. Не на широкой, иногда бесплодной и крикливой политической арене, к чему столь стремятся многие современные женщины, должны они строить здание общественной жизни, но главным образом в глубине сердец человеческих, полагая Христа краеугольным камнем здания. Вот что говорит один видный ученый-мыслитель, врач и хирург: «Пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде жизни человеческой. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью ребенка, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова, и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками» (Пирогов Н. И., «Вопросы жизни»).

Нет нужды напоминать о великих матерях христианских, чтобы видеть, какое великое благо дали миру женщины христианки, о Нонне, Анфусе, Монике, давших миру столь великих светильников, как святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, блаженный Августин, образы которых доселе служат маяками, светящими всему миру, обуреваемому страстями жизни языческой. Впрочем, и доселе женщины являются наиболее устойчивыми деятельницами по охранению религии; посмотрите главным образом они напечатлевают нередко чертами, неизгладимыми во всю жизнь, начала веры Христовой в мягких и нежных детских сердцах, они большей частью наполняют храмы. Живя более жизнью сердца, они не решаются при малейшем сомнении и колебании ума отрешаться от того, что так прочно коренится в самой природе человека и потеря чего совершенно изменяет все его существо, то есть от религии.

Скажет кто-либо: это потому, что еще недостаточно просвещен ум женщины в сравнении с умом мужчины. Но какое заблуждение коренится в суждениях подобного рода!

Разве ум только освещает путь жизни человеческой? Сам он не помрачается ли постоянно всякого рода страстями? Если бы не так, то откуда коренные противоречия в суждениях людей, казалось бы одинаково бескорыстно и с любовью ищущих истины? Откуда вражда из-за убеждений у людей, доходящая до взаимного истребления ими друг друга, столь часто наблюдаемая и в наше время? Сердце внутреннее, как бы инстинктивное ощущение, чувство духовное не является ли нередко более верным и надежным руководителем в отыскании истины, чем ум с его логическими построениями? Не о сердце ли, озаряемом «гласом Божиим» в человеке совестью, и сказал образно Господь: «Светильник для тела есть око» (Мф. 6, 22–23)?

Это-то инстинктивное духовное чувство и хранит жизнь человеческого общества от многих разрушительных потрясений, несмотря на то, что в основу последней полагаются иногда самые разрушительные теории ума. Таков, например, закон борьбы за существование, который господствует будто бы и должен господствовать в общественной жизни вместо любви, связующей людей узами крепкими еще в семье, любви, Самим Христом освященной и поставленной Им во главу угла всей человеческой жизни.

Да помнят же женщины христианки о внутренних сокровищах и духовной красоте природы человеческой как о главном, что могут они дать обществу и чем могут они содействовать существенному преобразованию жизни общества, приобретая сами эту красоту и сокровища от Христа, «краснейшего паче всех сынов человеческих» (Пс. 44, 3), и дерзновеннее, без опасения подвергнуться укорам в отсталости от движений века, последуя Ему с пламенною любовью святой Марии Магдалины!

О Благочестивейшей же Государыне Императрице Марии Феодоровне, тезоименитство которой сегодня мы празднуем, вознесем моления, чтобы Она, подвизаясь на широком царственном поприще, и Сама, пламенея духом, содействовала и впредь крепкому внедрению христианских начал жизни в русском обществе, по мере данных Ей от Бога сил. Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

238

Произнесено в Петрозаводском Свято-Духовском кафедральном соборе 22 июля 1908 года в присутствии слушательниц педагогических курсов. (ОЕВ. 1908. № 17. С. 379–380.)

Комментарии для сайта Cackle