О почтении или благоговении к Богу
Отношение почтения к Любви
Любовь к Богу есть величайшее услаждение Божественными совершенствами, происходящее из ясного и живого познания Божественных совершенств. Ясное и живое познание совершенств (соединенное с сознанием величия и превосходства оных), происходит в особенности уважение или почтение. Посему первое и главнейшее чувство, коим одушевляется любовь к Богу, есть высочайшее почтение к Богу. Без истинного почтения не может быть чистой и высокой совершенной любви (1Ин. 4:7–8), как без ясного и живого познания совершенств невозможно истинное Богопочтение.
Понятие о почтении или благоговении к Богу
Богопочтение в сем смысле или благоговение к Богу есть (в высочайшей степени чистое и живое чувствование) глубокое сознание величия Божественных совершенств, по которому Христианин будучи проникнут беспредельным величием Бога и славы Божией, непрестанно совершает внутреннее поклонение Богу и приносит хвалу и славу имени Божию.
Обязанности к высочайшему почтению Богу
Обязанность для Христианина к беспредельному благоговению пред Богом и к поклонению Богу ясно предписывает Слово Божие, когда во 1х повелевает Единому Богу покланяться и Ему Единому служить (Втор. 6:13; 10:20–21) (Мф. 4:10), во 2х когда соответственно сему показывает, то всяко создание и на небеси и на земли и под землею поклоняются Единому Богу и Ему Единому воздает благословение, честь и славу (Откр. 4:9–10; 5:13–14) (Рим. 4:11).
Побуждение к благоговению
Особенные же побуждения к непрестанному благоговению и к благоговейному поклонению Богу Слово Божие открывает в бесконечном величии Божества, которое представляет в различных величественных изображениях. Ибо во 1х представляет Бога по отношению к беспредельному владычеству Его, Богом богов (Пс. 49:1), Богом великим и крепким (Втор. 7:21), Царе́м ца́рствующих и Госпо́дем госпо́дствующих (1Тим. 6:15), коего престол Небо, земля подножие ног (Ис. 66:1), коего царство есть ца́рство всѣ́х веко́в (Пс. 144:13), и коего вся боится и трепещет от лица Его; во 2х по отношению к беспредельной полноте совершенств, представляет Его Богом разумов (1Кор. 2:3), Господом сил и славы (Пс. 23:10), добродетелей (Пс. 63:7), коего ра́зума нѣ́сть числа́ (Пс. 146:5), коего добродетель покрывает Небеса (Авв. 3:3) и милости исполнена Земля (Пс. 118:74), у коего источник живота (Пс. 35:10), и красота в деснице Его (Пс. 15:11). Наконец вообще по отношению к бесконечному величию (Пс. 144:3) представляет Его все исполняющим (Иер. 23:24) (так что всякое пространство места, широта, и долгота, и глубина, и высота, и небо, и земля и преисподняя, и восток, и запад солнца (Пс. 138:1, 12), всякое пространство времени, – и первая и последняя и настоящая и предыдущая (Пс. 101:27), и темнота ночи и глубина бездны) – все преисполнено беспредельностью Божию. При таковых чувствованиях бесконечного величия Божия Христианин толь великим и беспредельным выну объемлется почтением и благоговением к Богу, что совершенно непрестанно видит пред собою Бога (Пс. 15:8), всюду (Деян. 27:27–28), всегда ощущает себя окруженным присутствием Божиим (Пс. 138:7–12), отселе в благоговейном сердце непрестанно совершается внутреннее поклонение Богу (Ин. 4:24) (Лк. 18:1) (1Сол. 5:6), во всякое время и во всякий час благословляет имя его (Пс. 33:2–3), и во всю жизнь исполняется – приобретает для себя Бога, – пред собою Бога – хвалою (Пс. 103:1; 137:2; 145:1) с сим свойством беспредельного почтения и поклонения Богу не совместно в Христе 1е) чувственное представление Бога [в трепетном существе Его] в телесных образах (Пс. 7:18), по которому слава нетленного и неизобразимого Бога низводится в о́браза тлѣ́нна человѣ́ка и пти́ц и четвероно́г и га́д (Рим. 1:23); 2е) чувственное ограничение Бога или обличение беспредельного в пределах места, по которому (безпредельное) присутствие Божие (3Цар. 8:28) (Пс. 46:8) (Деян. 7:49) исключительно привязывается к известному месту (Ин. 4:20; 20:23); 3е) всякое почтение и поклонение твари подобающе Единому Богу (Втор. 6:13) (Мф. 4:10) равно по существу, как и действиям и ограниченнее.