Источник

Кирилл, Епископ Туровский

Кирилл, Епископ Туровский, родился в городе Туров близ Киева, как сказано в его Жизнеописании, с юношеских лет проходил строгое Монашеское житие и притом прославился многими душеспасительными сочинениями. Туровский Князь и граждане умолили его принять в их Граде Епископский Сан, в который и хиротонисан он Киевским Митрополитом около половины XII столетия. В сем звании он еще ревностнее подвязался в благочестии, добродетелях и особенно в защищении Церкви. Когда некто, в Жизнеописании его именуемый Феодорец (может быть, Епископ Ростовский 1171 г.), впал в ересь, то Кирилл обличил его от Божественных Писаний и проклял. Сей Пастырь скончался в последней четверти XII века и Церковью признан во Святых. В Прологе под 28 числом Апреля помещено краткое описание жития его, в котором между прочим сказано, что он «Андрею Боголюбову Князю много Послания написа от Евангельских и Пророческих указаний, и яже суть на Праздники Господские Слова и ина многа душеполезная в них словеса; и сия вся и ина множайшая написа и Церкви предаде и доныне держат Российстии верные люди вся просвещающе и веселяще». В некоторых рукописных Прологах еще прибавлено: Канон Великий о покоянии сотвори ко Господу по главам азбуки; сеже и доныне творят верный Рустии Люди. Недавно найдено его 12 Поучительных Слов на разные Воскресные и другие дни, одна повесть с Притчею О Белоризце человеке и омнишестве и о душе и о покаянии, писанная около 1182 года к Василию Игумену Печорскому; одна Притча О человеческой душе и о телеси и о преступлении Заповедей Божьих и о воскресении телес человеческих и о будующем суде и муце, и одна статья толковая О Черноризчестем чину от Ветхого Закона и Нового. Все сии 15 статей напечатаны в книге иждивением Канцлера Графа Н.П. Румянцева 1821 г. в Москве в 4 долю листа, изданной под названием Памятники Российской Словесности XII века. Но в числе 12 Поучительных Слов три приписаны ему только по догадке о сходстве слога с прочими, а также и некоторые статьи в толковании о Черноризчестем чину. Одно его слово на Вознесение Господне напечатано было еще 1595 года в Вильне Козмою Мамоничем в Толковом Евангелии, изданном в лист, и во втором издании сей же книги под названием Евангелие Учительное, изданной 1606 г. в Крилосской Типографии, также в лист. Сие ж Слово, и еще три: В неделю Цветоносную, О снятии тела Христова со Креста, и На Собор Св. Отец 318, помещены в Соборниках, печатанных в Москве. Из толкования его о Черноризчестем чину некоторые статьи помещены и в печатной Кормчей Книге под главами 64, 65 и, без упоминания, однако, об имени сочинителя. Но остались еще неизданными его десять Молитв, находящиеся между рукописями Московской Патриаршей библиотеки. Из них только две, одна, В Неделю по Каноне, а другая, Во всякую Неделю по Заутрени, напечатаны были в Остроге 1598 г., последняя еще прежде в Вильне 1596 г. издана была между собранием Молитв на всю Седмицу. (См. при Памятниках Росийской Словесности XII века, Предисловие К.Ф. Калайдовича.)


Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви / Митрополит Евгений (Болховитинов); [Подгот. текста, сост. и предисл. П. В. Калитина]. - М. : АО "Рус. двор" ; Сергиев-Посад : Паломник, 2002. - 406, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle