Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии

Источник

Описание Киево-Софийского собора и Киевской епархии: с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия. / Киев. Печатано в типографии Киево-Печерской Лавры 1825 г.

Содержание

Введение

Глава I. О начатках христианской веры в Киеве

Глава II. О первоначальных церквах в Киеве до создания Киево-Софийского собора

Описание Киево-Софийского Собора Глава I. О времени и случае основания и создания Киево-Софийского Собора Глава II. О том, с какого образца создан Киево-Софийский Собор, о наименовании его и храмовой иконе Глава III. Сравнение Киево-Софийской церкви с Константинопольской Софийской Глава IV. О переменах, бывших в Киево-Софийском Соборе, и его монастыре Глава V. О нынешнем состоянии Киево-Софийского Собора по внешности и внутренности Глава VI. Описание святых мощей, чудотворных икон, драгоценнейших утварей, облачений, замечательнейших книг печатных и рукописей, и гробов, находящихся в Киево-Софийском Соборе Глава VII. Содержащая историю Киевской епархии Прибавление к описанию Киево-софийского собора и киевской иерархии, содержащее разные грамоты и выписки, объясняющие оные. № 1. О Десятинах церковных и о Завете Великого Князя Владимира Святославича Киевской Десятинной церкви № 2. Устав Великого Князя Владимира Святославича о Церковных судах № 3. Устав Великого Князя Ярослава Владимировича о Церковных Судах № 4. Устав Великого Князя Ярослава Владимировича о Свободе Духовенства от Пошлин № 5. Грамота Польского Короля Иоанна Казимира в 1649 г., данная Киевскому Доминиканскому Монастырю в подтверждение прав и привилегий, жалованных оному прежними Королями и Великимн Князьями Литовскими Прибавление I. Выписка о Киевском Доминиканском Конвенте, или монастыре, и его в последние времена владениях, взятая из Записок, писанных с 1654 до 1664 г. бывшим Генеральным оного Проповедником, Петром Розвидовским, сохраняющихся доныне у Киевских Доминиканов подлинником на Польском языке. (*) № 6. Список Католицких Епископов Киевских № 7. Образец Жалованной Грамоты Митрополичьему Наместнику Киевскому № 8. Запись Луцкого Епископа Иоанна, данная Королю Ягеллу Владиславу об условии на получение Галицкой Митрополии, 1398 года № 9. Грамота Великого Князя Московского Василия Димитриевича Киевскому Митрополиту Киприану, в 1405 г. данная на основании Грамот Великих Князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича о Церковных Судах № 10. Деяние Виленского Собора 1509 г. при Митрополите Иосифе Солтане 1. О стаде Пастырства Христовых словесных овец 2. О ставлении Попов 3. О поставлении достойным в Священство 4. О утаенней совести 5. О непослушниках 6. О Попех неимущих жен 7. О отнимании церквей 8. О священниках Князских и Панских 9. О церквах, котории будут стояти без Священников и без пения 10. аще Князь или Боярин от церкви что отоймет 11. О отлучении сана 12. О отходящих Черньцов 13. О Божественныи Правила 14. О непослушенстве Епископском 15. О твердости уставления Приписка в Синодальном Списке № 11. Привилегия в 1499 г. от Короля Александра данная Духовенству Восточной Греческой Веры, подтверждающая права, от Ярослава Владимировича, Великого Князя Киевского, се муже Духовенству данныя на свободное употребление всех духовных прав Привилегия Короля Сигисмунда I. в 1511 г. Митрополиту, Епископам и всем людям Восточной Греческой Веры на духовные права по привилегиям Великого Князя Витолда, Королей Казимира и Александра, навсегда данная на Генеральном Сейме Брестском № 12. Грамота Польского Короля Стефана Батория, данная Митрополиту Онисифору 1585 февраля 25 на права и суды православной Церкви, прописанная из Польской Метрики в Грамоте Короля Станислава Августа 1765 г. Октября 25 № 13. Привилегия Короля Сигисмунда III. Духовенству Рускому о том, чтобы по смерти Митрополита, Епископов, Архимандритов и Игуменов, до назначения на их места новых преемников, не мирские урядники управляли их оставшимися имениями, но по примеру Капитул Римского Костела, Крылошане Соборных церквей, – записанная в Актах Гродских Луцких 1589 г. Мая 5 Кириллом Терлецким, бывшим тогда Епископом Луцким, а 1590 г. Генваря 19 перенесенная Гедроицем, Дворянином Епископа Кирилла Терлецкого, в Акты Земские Луцкие; после сего в том же 1590 г. Июня 28 Митрополитом Михаилом Рогозою и другими Епископами Русскими явлена она в Брестском Земстве; наконец в 1598 г. Мая 25 внесена в Полоцкие Земские Акты № 14. Окружная Грамота Митрополита Михаила Рагозы и письма его и письма его и Епископа Ипатия Поцея к князю Константину Константиновичу Острожскому, писанные после измены уже их православию на Брестском Соборе и 1595 года № 15. Акт или Запись Конфедерации Дворянством Польским и Литовским Восточного Греческого и Протестантского исповедания, заключенная 1599 г. в Вильне № 16. Окружная Грамота Митрополита ИОВА Борецкого, приглашающая на Киевский Поместный Собор 1629 года № 17. Грамота Гетмана Богдана Хмельницкого к Патриарху Никону просительная, о подтверждении прежних прав и привилегий Митрополиту Иову Борецкому и об извинении его № 18. Прием Митрополита Гедеона, Князя Четвертенского, со свитою в Москве, содержание их и отпуск № 19. Царская Настольная Грамота Преосвященному Гедеону Четвертенскому о посвящении его в Митрополита Киевского № 20. Настольная Грамота Преосвященному Гедеону Четвертенскому о посвящении его в Митрополита Киевского и Галицкого, данная от Иоакима Патриарха Московского 1686 года № 21. Грамота к Константинопольскому Патриарху от Гетмана Самойловича, об утверждении Киевского Митрополита Гедеона под властию Московского Патриарха № 22. Грамота Царская Митрополиту Гедеону с посылкою Грамот Дионисия, Патриарха Константинопольского и Досифея Иерусалимского, об уступке Киевской Митрополии Московскому Патриаршему Престолу Приписка № 23. Тестамент (Духовное Завещание) остатней воли блаженной памяти Преосвященного Архиепископа Митрополита Киевского Галицкого и всея Малыя России, Епископа Луцкого и Острожского православного Кир Гедеона Святополка, Князя Четвертенского, преставльшегося в лето от создания Мира 7198, от Рождества же Христова 1690, месяца Апреля дня 6 № 24. Соборная Запись вольного избрания Архимандрита Киево-Печерского Варлаама Ясинского в Митрополита Киевского 1690 г № 25. Царский прием новоизбранного Киевского Митрополита Варлаама Ясинского с Духовною его свитою Встречные подарки новоизбранному Митрополиту Варлааму Ясинскому Екипажные упряжи Отпускные подарки Митрополиту Варлааму Ясинскому и его свите Обряд посвящения Митрополита Варлаама Ясинского, и предcтавления его Патриарху и Царям Отпуск Митрополита Варлаама Ясинского № 26. Настольная Грамота от Патриарха Адриана данная Преосвященному Варлааму Ясинскому о посвящении его в Митрополита Киевского, 1690 года № 27. Настольная Грамота Царская Преосвященному Варлааму Ясинскому, о посвящении его в Митрополита Киевского и о причислении Протопопий, Глуховской, Борзненской и Конотопской к Киевской Епархии, жалована лета от создания Мира 7199 (1691) г. № 28. Универсал (указ) Гетмана Ивана Мазепы о превращении Доминиканского монастыря в православный Петропавловский 1695 года № 29. Грамота Царя Петра Алекиевича 1700 года Митрополиту Варлааму Ясинскому на вотчины и угодья № 30. Грамота Царская Преосвященному Варлааму Ясинскому, Митрополиту Киевскому, о избрании достойного мужа во Епископы на Переяславскую Епархию, жалованная 1698 года № 31. Настольная Грамота Преосвященному Захарии Корниловичу о посвящении его во Епископа Переяславского, пожалованная Царем Петром Алексиевичем 1702 года № 32. Грамота Царская, Преосвященному Варлааму Ясинскому, Митрополиту Киевскому, о подчинении Межигорского Монастыря Игумена и братии во всем ему Митрополиту Киевскому, жалованная 1705 года № 33. Грамота Царская Преосвященному Варлааму Ясинскому, Митрополиту Киевскому, о невозбранении обучаться в Киевской Академии приходящим из иных стран, 1701 года № 34. Прием в Москве, содержание, посвящение, подарки и отпуск Митрополиту Иоасафу Кроковскому № 35. Настольная Грамота Преосвященному Иоасафу Кроковскому о посвящении его в Митрополита Киевского, пожалованная Государем Царем ПЕТРОМ ПЕРВЫМ в 1709 году № 36.Жалованная Грамота Царская Киевскому Митрополиту Иоасафу Кроковскому на вотчины, 1708 года № 37. Другая подробнейшая Грамота Царя Петра Алексеевича 1710 года на вотчины, данная Митрополиту Иоасафу Кроковскому № 38. Указ Святейшего Правительствующего Синода о посвящении во Архиепископа Киевского, Варлаама Ванатовича 1722 г № 40. Грамота Св. Правительствующего Синода Преосвященному Митрополиту Киевскому Тимофею на заведение при доме его типографии, 1753 г № 41. Краткое сведенье о начале Киевской Академии, ея прежних учреждениях, обыкновениях, порядке и переменах № 42. Ответ его Превосх. Барону, Г. А.Р. на вопросе его: № 43. Ведомость 1756 г. о Монастырях в Киевской Епархии Малороссийских Ведомость 1766 г. О монастырях Епархии Киевской Греческого исповедания мужеских и девичьих под Польским Правленьем. № 44. Ведомость по указу Святейшего Правительствующего Синода Мая 26 дня 1768 года, состоявшемуся о Духовных Правлениях, сколько их в Епархии Киевской имеется и в которых городех и других местах оные состоят и сколько в каждом Присутствующих и Приказных служителей и в ведомстве церквей находится. № 45. Постановление о доходах Епископских и Крылошанских, учиненное Макарием Тучанским, Епископом Львовским, и Арсенеем Епископом Перемышльским с Духовенством Львовским 1539 г. Ноября 16 № 46. Грамота Польского Короля и Великого Князя Литовского Сигисмуида I на возобновление Златоверхомихайловского монастыря с непосредственным подчинением оного самому Королю, и на право братии оного избирать себе Игумена, дана 1523 г № 47. Грамота Гетмана Богдана Хмельницкого Златоверхомихайловскому монастырю утвердительная на выбор Игумена братиею № 48. Грамота Польского Короля Иоанна Собескаго утвердительная на выбор Игумена Пустынно-Николаевского Монастыря №49. Грамота Императрицы Елисавет Петровны 1742 г. Архиепискому Рафаилу Заборовскому на вотчины № 50. Список Митрополитов Униатских от введения Унии до упразднения Митрополии ее в 1795 году № 51. Высочайший Рескрипт Государя Императора Александра I 1815 г. Киевскому Митрополиту Серапиону, о пожаловании Софийскому Собору Напрестольных Сосудов План Софийского Константинопольского храма по Грелотову рисунку Изъяснение плана Изъяснение Северного вида Софийского храма. Изъяснение Южного вида Софийского храма  

 
Введение

Киево-Софийский собор, несколько столетий первенствовавший между церквами российской иерархии, не первой был в Киеве воздвигнутой церковью христианской. А потому прежде описания его не бесполезно будет исследовать:

1) о начатках христианской веры в Киеве;

2) о первоначальных храмах Киевских.

Глава I. О начатках христианской веры в Киеве

Неоднократно в России полагаемо было основание христианской веры. Но было ли оно где-нибудь в другой стране прежде Киева, неизвестно, а известные основания все начинались от Киева. По Киевскому синопсису считается пять, по предисловию Кормчей книги четыре; а по Степенной книге собственно только два обращения России в Христову веру.

Первая проповедь Евангелия в Киевских странах, по сказанию преподобного Нестора, была еще в первом Христианском веке через святого апостола Андрея Первозванного, который, по словам Нестора, из Синопа через Корсунь по Днепру дошел до гор Киевских и, став на берегу под горами, ученикам своим предсказал, что на горах сих воссияет благодать Божия град велик имать быти и церкви многи имать Бог воздвигнути, и вшед на горы сии и благослови я, и постави крест и помолися Богу; и слез с горы сея, идеже после бысть Киев, и пойде по Днепру горе, и приде в Словены, идеже ныне Новгород и проч1. Cиe сказание преподобный Нестор заимствовал от греков, которые того же апостола Андрея признают основателем своей Византийской Церкви. Оно сверх того некоторым образом основывается и на свидетельстве 4 века церковного историка Евсевия Памфила, епископа Кесарийского, который и сам, ссылаясь на Оригена, церковного писателя 3 века, говорит, что апостол Андрей проповедовал в Скифии, под именем коей греки разумели все северные страны земного шара2. Как бы то ни было, но церковь российская приняла уже cиe мнение, и на месте, где почитается Св. апостол Андрей водрузившим крест, издавна в память сего существовала церковь во имя Воздвижения Честного Креста, построенная в 212 году Великим Князем Мстиславом Романовичем, потом каменная в 16 веке, а в 1744 году императрица Елисавета Петровна, бывши тогда для богомолья в Киеве, основала близ оного места на горе великолепнейшую новую каменную во имя Св. апостола Андрея, существующую доныне.

Вторая проповедь Евангелия у славян, собственно болгар, по Несторову леточислению полагается в 858 году3. Но есть свидетельство, что скоро после сего времени проникла она и в Россию. Ибо Фотий, патриарх Константинопольский, в окружном своем к восточным епископам послании, писанном в конце 856 года, говорит, что россы, дерзнувшие нападать на Римскую империю, исповедуют уже Христа. Константин Багрянородный, император Константинопольский, также пишет, что князь русский и бояре его крестились во время императора Василия и патриарха Игнатия, то есть около 867 года, и послан к ним епископ4; а в сие время, а именно по Несторову летоисчислению между 863 и 866 годами, Киевский князь Аскольд ходил войной на Константинополь. Посему некоторые заключают, что и князь Аскольд сделался христианином, и что посему-то на могиле его после поставлена была церковь Св. Николая, именем коего якобы он был назван в крещении5.

Третья проповедь славянам между 860 и 867 годами была собственно для моравских славян и до славеноруссов не принадлежит, разве только по заимствованию от них церковных книг, на славенский язык у них переведенных, и церковно служителей при Ольге и Владимире, а может быть еще и при Аскольде6.

Четвертая проповедь, или продолжение второй и третьей, замечается в Киеве со времени Великого Князя Игоря и Великой Княгини Ольги, супруги его. Ибо в 14 статье Игорева 945 года с греками договора ясно говорится, что между россиянами были уже христиане. При Святославе; сыне Игореве, по сказанию Нестора, также мнози беша варяги христиане и хотя им ругались, но никому не запрещали креститься7. Мать Святославова, Великая Княгиня Ольга, путешествовала в Константинополь и там, по Нестору в 955, или, вернее, по Константина Багрянородного летоисчислению в 957 году приняла крещение и имела при себе домового священника8, но не могла к вере Христовой убедить сына своего. Ибо он отвечал ей: како аз ин закон один хощу приятии, а дружина моя сему смеятися начнет? Других же она учаше креститися9.

Пятая всеобщая уже по России через Киев проповедь последовала при внуке Игореве и Ольгином Великом Князе Владимире Святославовиче. Известно из описаний преподобного Нестора10, что он, поколебавшись в праотеческом идолослужении, которое он даже усилил, принимал проповедников всех вер и, наконец, избрал православную восточную греческую и 988 года получил крещение в таврическом греческом городе Корсуни, где с ним и многие из дружины его крестились; а по возвращении в Киев низвергнул им самим поставленных идолов, крестил Киевский народ и детей своих и старался распространить Христову веру не только по всем своим областям, но даже и у соседних языческих народов, ему не подвластных. Впрочем, при нем, еще до его крещения, были христиане в Киеве, и российская Церковь признает первыми тогда мучениками своими двух варягов, Феодора и Иоанна, отца и сына, убитых идолопоклонниками11.

Глава II. О первоначальных церквах в Киеве до создания Киево-Софийского собора

Со времени проповеди Св. апостола Андрея Первозванного, поскольку не существовал еще тогда и Киев, не можно полагать никаких здесь и церквей. О первой, или по крайней в первый раз о христианской Соборной церкви в Киеве упоминается в договоре Игореве с греками 945 года. В заключении сего договора у Нестора сказано: Христианскую Русь водиша к роте (присяг), в церкви святого Илии, яже есть над ручаем, конец постничи беседы в Козарех. Се-бо-бе Соборная церковь12. Великая Княгиня Ольга, поскольку по словам Нестора содержала у себя священника, то вероятно и церковь имела домовую. Киевский Синопсис говорит13, что Ольга построила церковь Св. Николая на Аскольдове могиле в урочище, называвшимся Угорским, ниже нынешнего Николаевского монастыря к Днепру, в Печерской части города. Но преподобный Нестор пишет только, что Аскольд погребен там, где в его время был Ольгин двор и на той могиле поставил (не известно кто и когда) церковь святого Николы14. А Шлецер из сего заключает, что Ольга и создала сию церковь15.

Со времени крещения Великого Князя Владимира и Киевского народа на местах, где стояли идолы, созданы им многие церкви, как свидетельствует Нестор. Но какая была первая, о том различно гласят летописи. Степенная книга упоминает о первой во имя мученика Турова, может быть Феодора Тирона, при Днепре, где крещен Киевский народ, на месте, прозванном Святым. Нестор именует только одну, во имя Св. Василия, тезоименитого Владимиру в крещении, поставленную на холме, где находился идол Перунов, на месте, как думают, нынешней каменной Трехсвятительской16. А летопись по Воскресенскому списку и Софийский Временник17 первую церковь Владимирову именуют Св. Георгия. Посем в 989 году создал Владимир в Киеве греческими художниками каменную во имя Богородицы на том месте, где был двор первых Киевских мучеников, двух варягов, убиенных идолопоклонниками в 983 году, и украсил ее привезенными из Корсуна иконами, сосудами и крестами. Сия церковь наименована Десятинной потому, что на содержание ее с причтом и всеми церковными заведениями Владимир назначил десятую долю от своего имения и городовых доходов, почему церковь сия и почиталась Соборной в Киеве до Софийского Собора, как Степенная Книга называет оную18. Кроме Киевских церквей Владимир, как свидетельствует Нестор, нача ставити по градом церкви и попове, и люди на крещение приводиши, и послав нача поимати у нарочитыя Чади дети и даяти на учение книжное и проч. Киевский Синопсис приписывает ему еще построение какой-то великой Спасской церкви в Киеве прежде прочих. То же пишет и Кальнофойский, ссылаясь на 4 книгу Хроники Стрыковского. Но Стрыковский смешал сказания Несторовы и вместо церкви Св. Василия, построенной на месте идола Перунова, назвал оную Спасской, а Васильевскую второй, не упомянув даже о Десятинной19. По свидетельству же Нестора, Спасская церковь построена 989 г, в городе Василеве, а не в Киеве.

В остатке летописи, приписываемой первому Новогородскому епископу Иоакиму, сказано, что первую Софийскую церковь деревянную в Киеве построила еще Великая Княгиня Ольга и для оной получила иконы от Константинопольского патриарха20. Сколь ни сомнительной почитается cия летопись, но и Дитмар пишет, что при великом пожаре Киевском 1017 г., о коем и Нестор упоминает, сгорела там церковь Св. Софии. Историограф Н. М. К. сею сгоревшею церковью почитает Ярославову, якобы первую Софийскую, по свидетельству летописей, древней Новгородской, Софийской и Никоновой, в том же 1017 г. построенную. Но Ярослав, только вступивший на Киевский престол в сем году и занятый войной с польским королем Болеславом Храбрым, которым в следующем году и изгнан, не имел времени заняться строением сгоревшего Киева, и если и занялся построением новой Софийской церкви вместо сгоревшей, то разве основал только оную и тогда еще не совершил. Ибо помянутые летописи говорят, что он заложи, а не соверши церковь Св. Софии; что можно разуметь и о нынешнем Софийском Соборе, как ниже сказано будет. Дитмар сверх того говорит, что в 1018 году Киевский архиепископ (Корсунский протопоп Анастасий) встречал в монастыре Св. Cофии Болеслава Храброго, взявшего тогда Киев. Cиe еще более может подтверждать до новой Ярославом созданной Софийской церкви существование прежней, по сгорении коей оставался цел монастырь ее.

* * *

1

Несторова летопись по Кенигсбергскому списку издан в С. Петербурге 1767 г., с. 8.

2

Erscbii Pampbili Ctsar. Histor. Ecclesiast. lib. 1, Саp. 5.

3

Нестор, с. 15.

4

Stritteri Memoriæ Populorum edit. Pctropoli 1771– 1779. tom II. Pag. 962 et sq.

5

Татищева Росс. История, изданная в М. и С. П. Б с 1766–1784. Часть I. С. 46 и часть II. С. 566.

6

Нестор. С 22 и 25.

7

Нестор. С. 45 и 35.

8

Нестор. С. 59. В издании Кенигсбергского списка прибавлено из Новогородской летописи по списку Татищева, что священник сей был при ней втайне.

9

Нестор. С. 54 и 55.

10

Нестор. От с. 73 до 85.

11

Нестор. С. 71. Киевская Церковь празднует их память июля 12.

12

Нестор. С. 45.

13

Киевский синопсис, издан Киевск. 1825. С. 27.

14

Нестор. С. 19.

15

Шлетцер о сводном Несторе. Русского перевода издан. В С. П. Б. c 1809–1819. Часть II. С. 248.

16

Степенная книга. Часть I. С. 141; Нестор. С. 84.

17

Летоп. Воскресенская. Часть I. С. 153. Издан. в С. П. Б 1795 и 94; Софийск. Временник. Изд. в М. 1820. Часть I. С. 87. Но сию церковь построил уже Ярослав.

18

Нестор. С. 84, 85 и 87. Степен. книга. С. 152. Изд. в М. 1775 г. – Из первоначальных церквей две, Васильевская и Десятинная, от древних времен уцелели чаcтью и доныне. Первая, ныне именуемая Трехсвятительская, прежде второй построена была Владимиром, может быть для поспешности деревянная, как и прочие. Ибо для второй каменной Десятинной вызвал он мастеров из Греции. Но и Васильевской здание каменное, доныне оставшееся, очевидно весьма древнее и если не Владимирова же, то крайней мере ближайшего к нему времени. Она длиной, кроме новой уже пристроенной паперти, 35, шириной в 16 аршин и 10 вершков со стенами; вышиной 14 аршин 7 вершков, а верх ее стен с карнизом и по стенам пилястры; также окна, сделанные уже новые. Одно только узкое окно к северу в притворе алтаря оставлено древнее. В старинных сметных, или городовых книгах она описана следующим образом: «церковь каменная Трех Святителей в длину от основания с алтарем 7 сажень, внутри от западных дверей до алтаря полторы сажени, алтарь в длину 3 сажени с аршином; поперек той церкви и алтаря 4 сажени с аршином; на той церкви глав и сводов нет, обвалились во многих местах стены разбились.» Десятинная церковь была гораздо обширнее оной. По следам ее стен, отрытых в 1824 г., заметно, что она была четвероугольная, длина середины около 24, а ширина 18 сажен. Освящена в первый раз в 996 г. мая 12 по сказанию Киевской следованной псалтири изд. 1758 г., а во второй раз 1039, по свидетельству Нестора. Нынешняя же, именуемая Десятинная, длиной, кроме пристроенной колокольни 20 аршин 3 вершка, шириной 8 аршин и 12 вершков со стенами. На верху ее надстроена еще деревянная церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла. Сильвестр Коссов в своем Патерике польском, изданном в Киеве в 1655 году (стр. 181) свидетельствует, что еще митрополит Петр Могила древнюю церковь при бывших там градских вратах приказал откопать от развалин. А Печерский монах Афанасий Кальнофойский (в книге своей Тератургим издан. 1638 г. В Киеве, стр. 55) пишет, что там в 1636 г. найдены и мощи Владимировы. В Описании Киево-Печерской Лавры, изданной в 1817 году стр. 106 подробнее сказано, что митрополит Петр в недельном расстоянии от ныне существующей, бывшей тогда якобы во имя Св. Николая церкви (о коей однако ни Косов, ни Кальнофойский не упоминают) нашел два мраморные гроба, в которых по свидетельству надписей на них, почивали кости Великого Князя Владимира и супруги его и, взяв только главу его, положил в церкви Преображения Господня на Берестове близ Печерской Лавры, а потом того же года перенес в Лаврскую великую церковь, где она и доныне обретается. Но немецкий летописатель Мерзебургский епископ Дитмар, современник Великого Князя Владимира, умерший в 1018 году, пишет, что Владимир погребен был в церкви Св. Климента близ супруги своей Елены (Анны), и гробы де их (sarcophagi) посреди церкви: (Dithmarus riestitutus in Leibnitii Scriptor. Rer. Brunsvicensium. Наnuovcra in folis 1707 an Тоm I„ pag. 418) . Для соглашения сего разногласия историограф Н. М. К. (в своей И. Г. Р. издан. 2. том I, прим. 488) думает, что в Десятинной церкви мог быть придел, Св. Клименту посвященный. Ибо там находились и мощи сего папы, как сказано в житии Великого Князя Владимира в Чет. Мин. В сей же церкви, по сказанию Степенной книги, Владимиром положено было и блаженной Ольги тело, которое во время Несторово было еще нетленно (Нестор, стр. 60) Обе церкви, Васильевская и Десятинная, складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстой известковой с толченым кирпичом подмазке, как и Киево-Софийская. На южной стороне нынешней Могильной церкви Десятинной вставлены пять отломков гранитной полосы с греческими буквами, составляющими какую-то надпись, коей значение однако же за потерей прочих частей отгадать не можно. Не известно также, на какой части церкви находилась надпись сия, и когда обломки ее вмазаны в стену. Изображение ее, впрочем, не совсем верное, можно видеть в Истории Российского Государства издан. 2 том VIII, стр. 143 примечаний, и в Описании города Киева сост. М. Ф. Берлинским издан. в С. П. Б. 1820 г. Не известно даже и то, во имя какого праздника Владимир создал Десятинный храм. Ибо Нестор наименовал его только просто церковью Пресвятыя Богородицы (стр. 85), но под годом 996, описывая построение Владимиром Преображенской Спасской в Василеве церкви и осмидневное празднование освящения ее, Нестор говорит: и, праздновав, осмь дней, князь возвращается к Успению Святей Богородице и ту таки сотворяще праздник велик, созывая бесчисленное множество народа. Из сего можно заключать; что Десятинная церковь была во имя Успения Богородицы. Ныне же храмовой праздник там совертается 8 сентября на день Рождества Богородицы, вместе с Киево-Софийским Собором.

19

Киевский Синопсис. С. 55; Кальнофойского Тератургима. С. 53.

20

Татищева Российск. Истор. Том I. С. 56.


Источник: Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии: С присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов и фасадов константинопольской и киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия / [Евгений (Болховитинов)]. - Киев: Печатано в типографии Киево-Печерской лавры, 1825. - [4], 291, [1] c., [1] л. ил. + Прибавление к Описанию Киево-Софийского собора и киевской иерархии, содержащее разные грамоты и выписки объясняющие оное. - [2], 272, [8] c., [2] л. ил., [3] л. план.

Комментарии для сайта Cackle