V. О Образе правления Псковского княжества
Какое было древнейшее Правление Изборских Кривичей, о том сказано уже выше: а со времени Княжеского между ими начальства от Трувора до Олега долженствовало быть больше военное и Монархическое, основанное на решениях и повелениях Князей, или их Наместников, нежели гражданское, хотя могли еще оставаться в силе и народные обычаи, законы отцев и предания, по выражению Несторову. Но когда Олег в 881 году оставив Новгородское Княжество, в коем включалось и Изборское, перенес Престол свой в Киев, а с Северных своих владений довольствовался только брать ежегодную дань на жалование Варяжским своим войскам; то в Новгородском Княжестве, а по нем и в Изборском (после Псковском) опять осталось общенародное правление, продолжавшееся около 600 лет, не смотря на то, что в обоих сих Княжествах между тем начальствовали и Велико-Княжеские Наместники, а иногда свои Удельные Князья, которых избирать самим право дал Великий Князь Ярослав Владимирович. Все гражданские дела и даже отношения к соседям рассматривались и решались общими народными приговорами на Вече, под именем коей разумелось, как и у Римлян fοrum, народное собрание и совещание на открытой площади, на которую созывали звоном колокола, именовавшегося по сему Вечевым. По собрании объявляли им причину созыва и о предложенном деле требовали всеобщего мнения. Здесь народ определял войну и мир, дружественные и торговые договоры с соседями; наряжал посланников и выслушивал их ответы по возвращении; назначал сбор войска, податей и других городовых и земских повинностей; делал приговоры временные и всегдашние, устанавливал Законы, производил суд и расправу по важнейшим общественным доносам и жалобам; избирал своих Посадников, Тысяцких, Воевод и прочих Чиновников и самих Князей; и в случае народного неудовольствия на них, наказывал отрешением, разграблением домов, побоями и даже смертью первых, а изгнанием последних. В 1458 году Псковичи в страх преступникам повесили на площади при Вечи палицу, коею наказывали и убивали виновных. Никто из Чиновников, ни самый Князь не мог остановить и отменить приговора Вечи, ни даже мешаться в народные совещания Господина Пскова, как говаривали Псковичи, по сказанию Летописи. Бывали такие же Вечи и в Уездных городах, или Пригородах Псковских, под влиянием однако же главной Псковской. Но сия могущественная во всем городе и во всей Области Псковская Веча, при случаях соединения Пскова под одно с Новгородом правление, принуждена бывала сама принимать от Новгородской Вечи, которая иногда присылала Псковичам своих Посадников и Князей, наряжала своих поверенных для разбора гражданских и пограничных споров и распрей, и привлекала к ответам и суду Псковичей даже в Новгороде. Кроме того и при сторонних, самими Псковичами избранных Князьях, Новгородцы по старому обыкновению иногда в военные и гражданские дела их.
Но поскольку Вечевые собрания и приговоры были временными и по важнейшим только случаям, то для всегдашнего исправления частных обществененых должностей Веча избирала Городовых и Областных Начальников. Каждый конец города Пскова, как в Новгороде, имел свое Кончанское Правление из Кончанских Бояр с Конецким Старостой, так как и каждая улица своего Старосту или Квартального Надзирателя. В Грамотах жалованных Псковопечерскому Монастырю даже и в 16 веке упоминаются еще Кончанские или Конецкие Старосты. Первыми во Пскове и во всей Области Начальниками почитались Князья, иногда определяемые от Новгородских Князей, а иногда самими Псковичами избранные. Их приводили к присяге Пскову и сажали на Княжеский Престол по большей части в Троицком Кафедральном Соборе, а иногда и на Вече. С половины 12 столетия, когда многие из Областных Князей начали титуловаться Великими Князьями, то сей же титул присвоили себе и Псковские, или по крайней мере Псковичи так их величали. Но сии Князья по древнему Северных народов Закону или обыкновению, как описывает и Тацит Германских, были больше предводителями войск и наблюдателями Полицейского порядка: а правительственной и судебной власти ни во Пскове, ни в Области сперва не имели. Долго уже спустя Псковичи уступили им право, своих Наместников с Тиунами или Судьями определять в двух только, потом в семи, а в 1467 году и в прочих своих 12 Пригородах, не исключив однако ж сих Пригородов и из своего подведомства и подчинив их Концам города по Земским делам. До того времени Веча определяло своих Наместников, Управителей и Судей. Но Князья присланные во Псков от Московских Великих Князей начали мешаться во все городские суды, дела и доходы, и конечно сие-то самое насилие принудило Псковичей уступить им упомянутое право, хотя и без того могли они быть довольны по записным издревле Вечевым Грамотам назначенными им в жалование разными во Пскове и в Области землями, оброками и судными пошлинами, для сбора коих и прежде они везде содержали своих Приказчиков. Во Пскове был для них на общественном содержании особый двор у площади, где ныне так называемый двор Пушечный к стене над рекою Великой, и при нем в углу двора к площади же особая Княжая Церковь, коей следы и доныне видны. Придворными их Чиновниками были так называвшиеся Детские или Детески из детей лучших граждан, после переименованные Дворянами.
По Князе второе начальство в Гражданстве занимали Посадники Степенные, так названные вероятно потому, что при избрании на Вече возводили и сажали их на возвышенное место со степенями, с коего они и суд производили. Сие можно заключить из двух случаев, упоминаемых во Псковской Летописи, в коей под годом 1462 сказано, что Псковичи будучи недовольны своим Князем Владимиром Андреевичем, на Вече сопхнули его со степени и выгнали: а под 1510 годом замечено, что присланный во Псков от Великого Князя Московского Дьяк Третьяк Далматов на Вече объявив Псковичам Указ Велико-Княжеский, сел на Степени. Посадники Вечею избирались иногда по одному, иногда по два вместе на год, на два и более с ежегодным однако же утверждением. По отставке во всю жизнь назывались опии для отличия от прочих Старыми Посадниками, а иногда и опять избираемы были в Степенные. Старых преимущественно назначали в посольства, в начальство над отрядами войск и в другие временные общественные должности. Дети их считались выше Бояр. Степенные Посадники в небытность исправляли и всю Княжескую должность, предводительствовали войском на войне, а дома наблюдали за городовою стражею и благочинием общественным. При Князьях же они были только гражданскими Начальниками и посредниками, так сказать, между ними и народом. Князья без их согласия ничего в общественных порядках переменять и над ними самими власти никакой иметь не могли. Но при сем замечательно, что с 1132 г. до начала 14 столетия ни в Новгородской, ни во Псковской Летописях не упоминается ни о Посадниках ни о Тысяцких Псковских, а предводителя войск в походах просто назывались только Воеводами и Боярами. Из чего можно заключать, что либо Новгородцы, большею частью в промежутке сем властвовавшие над Псковом, либо сама Псковская Веча и Князья Псковские не хотели избирать сих Чиновников. Но с 14 века они уже часто и почти сряду упоминаются, может быть и потому, что с сего только века начинается подробная Псковская Летопись, а прежние происшествия сокращенно в нее заимствованы только из Несторовой и Новгородской.
Совет Посадников составляли Бояре и Житые или по Псковскому выговору называвшиеся Житейские Люди, разделявшиеся по Концам города. В число первых вступали богатые и знатные люди, а наипаче владельцы пахотных крестьян, или, по крайней мере, земель ими обрабатываемых. Ибо до 17 века во Псковском Княжестве как и нигде в России личных крестьян не было, кроме пленных и кабальных по контракту холопов. Но в чин Бояр не сами вступали, а по выбору народному. Под именем Житейских людей разумевались также зажиточные или богатые люди, либо старожили Псковские, из коих производились и в Бояре. Пока были Бояре в советниках, назывались также Степенными, а по смене Старыми. Из них выбирались на случай войны Воеводы и посланники к соседям, а чаще в посольствах они составляли свиту Посадников. Все части, или концы города с управлявшими в них Старостами, и все Наместники, Управители, Сотские и Тиуны или Судьи в Пригородах и Волостях сперва были также в ведении Степенных Посадников и Бояр. Для рассылки от Вечи и Чиновников был особый Чин Приставов называвшихся Подвойскими. На Вече при Посадниках, упоминаются еще особые Судьи и Дьяки, или письмоводители: а в походах, разъездах и посольствах Дружину или свиту их составляли Дети Посадничьи и Боярские, под именем коих разумелись все Чиновники под их особенным начальством и около их исобы служившие.
По Степном Посаднике главный Чиновник военный назывался Тысяцкий; потому что войска тогда разделялись на тысячи. Его также избирали Вечею на время, и всегда только одного, а по отставки или отслужении во всю жизнь для отличия от прочих граждан именовался он Старым Тысяцким. Под его начальством состояли избранные из всех Концов Воеводы, Дружина из лучших граждан и Дети Боярские, Сотские и проч. По некоторым Грамотам видно, что у Тысяцкого был особый свой суд и судьи, вероятно по военным делам и преступлениям. Во Псковской Летописи однажды только упоминается Чин Тысяцкого; а почти всегда и при Князьях и без Князей ходили на войну вождями сами Посадники Степенные и Старые, и часто упоминается вместе по несколько их в одном походе, может быть для разных отрядов.
Был еще во Пскове при Вече Чин Ларника, коего должность состояла в хранении ларя, или ковчега со всеми древними Псковскими Грамотами и Вечевыми записями и приговорами. Они имели какую-то силу в народе. Ибо под годом 1485 во Псковской Летописи сказано, что ,,Игумен Евфимий, иже парежде был Ларником во Пскове, в той власти много зла народу учини и убеже и пострижеся…”, у Новгородцев были еще некоторые другие Чины, о коих Псковская Летопись не упоминает во Пскове.
Вместо жалованья, все вышеупомянутые Чиновники имели особо отведенные им общественные земли, пожни и рыбные ловли, в Грамотах отличаемые названием Посадничьих, Наместничьих, Боярских, Тиунских, Старостинских; даже и Подъячим давали поместья в оклад, а за отличные услуги жалованы были и в род такие же угодья; а иным отдавались оные из оброков. Царь Феодор Иванович пожаловал Князя Ивана Петровича Шуйского всеми дворовыми Псковскими доходами в обеих половинах с Пригородами и с тамгою и с кабаками; а доходов сих с вышей и сох было 18,000 р. да торговых, судных, пашенных и банных 12,0000 р.7
Кроме начальствующих и Чиновников народ весь во Пскове и в Области его, как и в Новгородской, разделялся статьи: первая называлась Гости или Купцы, которые разделялись на сотни, и имели по рядам своих Старост и Сотских. Гостями преимущественно назывались приезжие или уезжавшие за границу Купцы; вторая статья Люди или Людины, просто так именовавшиеся и разумелись свободные Мещане и Посадские; они могли происходить и в Чиновники; третья земледельцы, иначе во Псковской Летописи называемые Земцы, обрабатывавшие поля по волостям и деревням; четвертая Смерди общественные и частные, состоявшие из самых низких рабочих и кабальных холопов8. Первые две статьи народа были свободные, ничем лично не обязанные; третья с обрабатывания земли давала пятую долю или пятину произведений помещикам, и потому слово Пятина доныне сохранилось во всех Псковских оброчных платежах; а последняя обязана была записью для Пскова, Князя и Бояр производить всякие работы и платить ежегодную им дань. Что касается до всеобщих Государственных повинностей, то в случае нужды никто из оных исключаем не был или добровольною складкою, или налогом по расчислению. С 16 столетия на земледельцев и волостян возложено много и особых еще повинностей работами, как-то содержать и кормить Государевых коней, косить на них сено, содержать ямские подводы, обстраивать Наместничьи, Волостелиные и ямские дворы, снабжать их дровами, и сверх того подвержены они вообще и градским и волостным раскладкам, а заезжавших к ним все Начальники и посыльные получали себе особые от них кормы и посыльные пошлины. Но пошлин купеческих с капитала, привозы и отвозу товаров не было до покорения Пскова.
Правление по Уездам имело также своих окружных Начальников под зависимостью от Псковской Вечи и от Псковских Посадников. По знатнейшим Пригородам, какими были Изборск, Остров, Опочка и Гдов, в Летописях упоминаются иногда и свои местные Посадники, а в других Наместники, в Крепостях Воеводы, в Засадах Сотские и Головы; в Губах Губные Старосты, а в волостях Волостели, Старосты, Приказчики и сельские Тиуны, а судебные места назывались Земскими избами. В древнейшие времена и по Уездам, как на Псковской Вече, народ в сходках и съездах своих имел полную власть осуждать даже на смертную казнь. А с 15 столетия право сие ограничено не только в Уездах, но и в самом Пскове. Народ хотя мог назначать и требовать злодеям смерти: но должен был ожидать разрешения от Псковской Вечи, и сама Веча наконец обязана была требовать на смертный приговор согласия от Великокняжеских во Пскове Наместников. В 1477 году, когда Опочане без позволения Псковского Начальства убили одного коневого вора; то Псковичи оштрафовали их 100 рублями; а в 1485 году, когда сами они в бунте казнили несколько своих граждан, то вытерпели гнев Великого Князя.
____________
* * *
Карамз. Истор. Государ. Росс. Том X. стр. 243 и прим. 148.
В Новгороде был еще разряд Огнищан, не упоминаемый во Пскове. Некоторые наши писатели почитают их за одно с первостатейными Гражданами. Но Огнищем и ныне по
Вологодской, Архангелогородской и Вятской Губерниями называется лес вызженный для посева хлеба, или льна, и земледельцы таким легким образом засевающие и не имеющие постоянной пашни прозываются Огнищанами, а во Пскове, по скудности земли, не могло быть таких пахарей.