Глава XII
Ин.12:1–2. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Иисус же прежде шести дний Пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше; Лазарь же един бе от возлежащих с Ним.
Иисус Христос пришел туда, потому что уже наступало время Его страданий и Он мало-помалу приближался к Иерусалиму, а также для того, чтобы ученики увидели, что Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, принимает участие в вечери. Сестры Лазаря приготовили Иисусу Христу вечерю, как учителю и благодетелю, которого они считали теперь выше человека.
Ин.12:3. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира,...
Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна,...
«Пистика» (πιστικῆς), т.е. несмешанного, несомненно чистого; или же это было название какого-либо мира.
Ин.12:3. ...помазала ноги Иисуса...
...помаза нозе Иисусове,...
как Господа своего, как Бога.
Ин.12:3. ...и отерла волосами своими ноги Его;...
...и отре власы своими нозе Его;...
показывая этим величие своей веры и благоговение к Иисусу Христу. Прочитай также начало двадцать шестой главы Евангелия от Матфея, полезное и для настоящего места.
Ин.12:3. ...и дом наполнился благоуханием от мира.
...храмина же исполнися от вони масти [благовонныя].
И вся вселенная должна наполниться благоуханием от Иисуса Христа.
Ин.12:4–6. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: чесо ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищым? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.
Об этом яснее сказано в вышеупомянутой главе, где говорится: «Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея» (Мф.26:13); поэтому следует прочитать и изъяснение этих слов. Иисус Христос не обличил намерения Иуды, желая своим великим долготерпением обратить его на путь истины. Но почему же Иисус Христос, зная, что Иуда вор, позволил ему быть хранителем денежного ящика? Конечно, ради этой слабости Иуды, чтобы он, удовлетворяя таким образом своему сребролюбию, не продал из-за этой своей страсти Учителя.
Ин.12:7. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е.
На день, т.е. на время погребения Моего эта женщина сберегла миро, как бы предсказав близкую Мою смерть. Об этом яснее написал Марк, хотя там сказано о другой женщине. Он сказал: «предвари помазати Мое тело на погребение» (Мк.14:8). Был обычай погребать, намазав тело благовонными мазями, чтобы оно дольше сохранялось.
Ин.12:8. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Нищыя бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате.
У Марка написано: «всегда бо нищыя имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити» (Мк.14:7). Словами: «Мене же не всегда имате» Иисус Христос напоминает ученикам о Своей смерти, которая вскоре последует.
Ин.12:9–11. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть, и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют, яко мнози его ради идяху от Иудей и вероваху во Иисуса.
Иисуса Христа иудеи искали убить за то, что Он будто бы нарушает субботу, что делает Себя равным Богу и что многие уверовали в Него; а Лазаря за что? Не за то ли, что он ожил? Но что же тут за преступление? Очевидно, это – дело зависти. Иудеи завидовали не только благодетелю, но и тем, кому Он благодетельствовал. Поэтому они и слепорожденного отлучили от синагоги, и теперь совещаются убить Лазаря. Они не только сильно завидовали, но и были готовы на убийство. О них говорил пророк: «руки бо вашя исполнены крове» (Ис.1:15). Сильно раздражало их и то предположение, что множество народа, оставив приближающийся праздник, пойдет ко Иисусу Христу.
Ин.12:12–13. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему...
Во утрий [же] день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик и изыдоша в сретение Ему,...
Иисус Христос идет в Иерусалим, чтобы из-за Него не убили Лазаря, а также для того, чтобы народ с ветвями в руках вышел к Нему навстречу и чтобы этим были поражены все злоумышляющие против Него и могли еще облагоразумиться. Народ взял в руки ветви, как знамя победы, и этим воздал честь Иисусу Христу, как победителю смерти.
Ин.12:13. ...и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
...и зваху [глаголюще]: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!
В особенности мучило иудеев это убеждение народа в том, что Иисус Христос пришел от Бога. Найди в двадцать первой главе Евангелия от Матфея то место, где говорится: «народи же предходящии [Ему] и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову» (Мф.21:9) и прочитай объяснение этого и последующих двух выражений.
Ин.12:14. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него,...
Обрет же Иисус осля, вседе на не,...
Опять найди изъяснение начала вышеупомянутой (21) главы Евангелия от Матфея и прочитай все, как весьма необходимое для этого места. «Нашел» Иисус Христос молодого осла у учеников, которые были посланы привести его, как рассказали об этом другие евангелисты. Они пропустили все, начиная с рассказа о Лазаре до рассказа о том, как были приведены ослица и молодой осел, подобно тому как пропускали и многое другое как из чудес, так и из учения Иисуса Христа, может быть потому, что просто забыли, а может быть даже по устроению Божию, чтобы пишущий после них Иоанн мог написать в своем Евангелии что-либо особенное. Сделав такой пропуск, Матфей говорит: «и егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика...», – и т.д. (Мф.21:1), а Марк: «и егда приближи[ша]ся во Иерусалим, в Вифсфагию и Вифанию, к горе Елеонстей, посла два от ученик Своих...» (Мк.11:1); подобным же образом говорит и Лука (Лк.19:29). Итак, ясно, что Иисус Христос, выйдя из дома Лазаря и находясь еще в Вифании, послал учеников, и они привели ослицу и молодого осла. Другие евангелисты рассказывают просто о путешествии Иисуса Христа в Иерусалим и потому не прерывают повествования о входе Господа в Иерусалим упоминанием о случившемся у Лазаря; но Иоанн пространнее пишет о том, что было пропущено ими, а о том, как был приведен молодой осел и как совершился затем самый вход в Иерусалим, он пишет сокращеннее, потому что все это было уже записано другими. Следует заметить также, что те, которые несли в руках пальмовые ветви, вышли навстречу Иисусу Христу, а те, которые ломали ветви от деревьев и постилали их на пути, и о которых сказали Матфей и Марк, делали это уже после встречи с первыми.
Ин.12:14–15. ...как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
...якоже есть писано: не бойся, дщи Сионя: се Царь твой грядет, седя на жребяти осли.
Не бойся, потому что это Царь кроткий и не такой, каковы были многие из царствовавших в тебе – грозные, несправедливые и тираны. Найди в вышеупомянутой главе то место, где говорится: «сие же все бысть, да сбудется реченное пророком» и т.д. (Мф.21:4), и там найдешь изъяснение. Не удивляйся и тому, что Иоанн пропустил слово «кроток», потому что евангелисты часто опускают некоторые слова из выражений Ветхого Завета или потому, что они ускользали из памяти, или потому, что они были ясны из последующего; например, если Иисус Христос садится на молодого осла, то значит Он – Царь кроткий и смиренный. Выражения: «седя и всед» означают одно и то же, так как соответствующее им еврейское выражение значит и то, и другое; равным образом, выражение Иоанна: Иисус Христос сел на «жребяти осли» (ἐπὶ πῶλον ὄνου) значит то же, что и выражение Матфея: Иисус Христос сел на «осля и жребя, сына подъяремнича» (ἐπὶ ὄνον καὶ πῶλον υἱὸν ὑποζυγίου) (Мф.21:5).
Ин.12:16. Ученики Его сперва не поняли этого;...
Сих же не разумеша ученицы Его прежде;...
т.е. прежде крестной смерти Иисуса Христа, ученики не понимали, что вышеприведенные пророческие слова относятся к Нему.
Ин.12:16. ...но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
...но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия Быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему.
Но когда Иисус Христос был прославлен через Свою крестную смерть и Воскресение, тогда только просвещенные Духом Святым ученики вспомнили, что все эти пророческие слова относились к Нему и что иудеи сделали Ему все то, что было написано у пророков.
Ин.12:17. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Свидетелствоваше убо народ, иже бе [прежде] с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых.
Свидетельствовал народ о чуде воскрешения Лазаря.
Ин.12:18. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение.
Свидетельствовали о чуде те люди, которые при совершении его уверовали, а те, которые слышали свидетельство их, вышли вместе с ними навстречу Иисусу Христу.
Ин.12:19. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
Фарисее убо реша к себе: видите, яко никаяже польза есть? се, мир по Нем идет.
Миром называют множество людей. «По Нем идет», т.е. делаются последователями Иисуса Христа. Далее, если под фарисеями здесь разуметь людей, злоумышляющих против Иисуса Христа, то они порицают самих себя за то, что они ничего не успевают вследствие своей медлительности; а если под фарисеями здесь разуметь тех людей, которые уверовали, но скрывали свою веру, боясь других, то значит они между собою высказывают порицание злоумышляющих против Иисуса Христа, так как последние совершенно напрасно трудились и не имели никакого успеха.
Ин.12:20. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
Бяху же нецыи Еллини от пришедших, да поклонятся в праздник.
Многие еллины, которым нравилось иудейское богослужение и которые желали сделаться прозелитами4, приходили во время праздника на поклонение в Иерусалим.
Ин.12:21. Они подошли в Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
Сии убо приступиша к Филиппу, иже бе от Вифсаиды Галилейския, и моляху его, глаголюще: господи, хощем Иисуса видети.
Еллины хотят видеть Иисуса Христа, так как они много слышали о Нем по молве.
Ин.12:22–23. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
Прииде Филипп и глагола Андреови; и паки Андрей и Филипп глаголаста Иисусови. Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий.
Иисусу Христу надлежало умереть тогда, когда иудеи осудят Его на смерть и когда начнут приходить к Нему язычники, а теперь исполнилось и то и другое, так как упомянутые здесь еллины были язычники. И так Иисус Христос сказал: наступило время Мне умереть, – потому что после смерти и Воскресения Он должен прославиться между всеми народами, когда будет проповедано Евангелие во всем мире. Таким образом, когда иудеи думали совершенно затмить славу Иисуса Христа, тогда именно она заблистала на всю вселенную (Так как, с одной стороны, иудеи уже тщательно обдумали смертный приговор, а с другой – искали уже Иисуса Христа язычники, то недостойно было бы Божественного правосудия оставаться Ему у тех, которые оказались совершенно неизлечимыми, и оставить в пренебрежении тех, которые были готовы к исцелению. Но почему же Иисус Христос не пошел тогда к язычникам? Для того, чтобы иудеи не могли иметь никакого оправдания своему неверию. И не только Сам Он не ходил, но и ученикам Своим повелел не ходить на путь язычников, и хотя потерпел много от неблагодарных иудеев, однако не оставляет их, а учит, исцеляет и оказывает другие благодеяния до тех пор, пока не убили Его).
Ин.12:24. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит.
Этими словами Иисус Христос утешает Своих учеников, показывая им на примере, что смерть Его полезна и необходима, и что она подобно пшеничному зерну принесет много плодов. По вышеуказанной причине Иисус Христос должен был послать учеников после крестной смерти Своей ко всем народам, чтобы смерть Его сделалась жизнью для язычников. Под смертью пшеничного зерна разумей, конечно, гниение посеянного зерна. Затем Он убеждает и учеников презирать смерть и не щадить своей жизни в опасностях, которые им угрожают за веру в Него.
Ин.12:25. Любящий душу свою погубит ее;...
Любяй душу свою погубит ю;...
щадящий ее во время мученичества, угождающий душе своей больше, чем должно, любящий злые ее похоти, любящий душу больше, чем Бога, погубит ее в будущей жизни, т.е. подвергнет ее наказанию за то, что она как бы изменила вере.
Ин.12:25. ...а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
...и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю.
Поступающий же совершенно противоположным образом, т.е. не щадящий ее и т.д. Подобные же слова Иисуса Христа записаны в конце десятой главы Евангелия от Матфея и в других еще местах.
Ин.12:26. Кто Мне служит, Мне да последует;...
Аще кто Мне служит, Мне да последствует;...
пусть последует за Мной путем подражания, т.е. кто хочет быть Моим учеником, тот пусть подражает Мне. Как слуге необходимо следовать за господином, так и ученику за учителем.
Ин.12:26. ...и где Я, там и слуга Мой будет.
...и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет.
Этими словами Иисус Христос или сильнее высказывает ту же самую мысль, что и предыдущими словами, или же сказав прежде о страданиях настоящей жизни, Он указал на будущее блаженство, именно – что последующий за Ним взойдет на небо.
Ин.12:26. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой,
прославит, как слугу истинного Сына Своего. Это сказал Иисус Христос потому, что думали еще, что Отец больше Его. А чтобы кто-нибудь не сказал, что легко рассуждать о смерти тому, кто стоит выше человеческой слабости, Иисус Христос показывает, что и Он, как человек, носит на Себе слабое человеческое естество. Поэтому Он сначала позволяет Своей человеческой природе испытать то, что ей свойственно, а затем ободряет Себя к терпению тем, что страдание Его необходимо и плодотворно. Смотри, что Он говорит:
Ин.12:27. Душа Моя теперь возмутилась;...
Ныне душа Моя возмутися...
Ужаснулась, как душа человека, испугавшись близкой смерти.
Ин.12:27. ...и что Мне сказать?
...и что реку?
Недоумевает Богочеловек от сильного ужаса.
Ин.12:27. Отче! избавь Меня от часа сего!
Отче, спаси Мя от часа сего!
Избавь Меня от этого страшного, смертоносного времени. Сказав это, как человек, объятый человеческой робостью, Иисус Христос затем ободряет Себя и укрепляет, говоря:
Ин.12:27. Но на сей час Я и пришел.
Но сего ради приидох на час сей,
для того Я и был сохраняем даже до этого времени, чтобы именно теперь умереть, и потому нужно перенести все мужественно. Показав, таким образом, нам меру естественного страха и образец мужества, Иисус Христос опять говорит:
Ин.12:28. Отче! прославь имя Твое.
Отче, прослави имя Твое.
Имя, прославленное пред небесными силами, прославь также и пред живущими на земле людьми, разумеется – теми знамениями, которые должны будут совершиться при Моей смерти; прославь его славою имени Моего, потому что Моя слава – Твоя.
Ин.12:28. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
Прииде же глас с небесе: и прославил, и паки прославлю.
Прославил совершившимися уже знамениями, и опять прославлю теми, которые должны совершиться при Твоей смерти.
Ин.12:29. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром;...
Народ же стояй и слышав, глаголаху: гром бысть.
Так говорили те, которые не разобрали слов, а слышали только звук.
Ин.12:29. ...а другие говорили: Ангел говорил Ему.
Инии глаголаху: Ангел глагола Ему.
А это говорили те, которые расслышали слова.
Ин.12:30. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
Отвеща Иисус и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради.
Голос этот был «не для Меня», т.е. не для того, чтобы Я узнал то, чего не знаю, – так как Я знаю все, что принадлежит Отцу, – но для вас был этот голос, чтобы вы узнали то, относительно чего сомневаетесь, именно – что Я от Бога. Каким образом мог бы быть ко Мне голос с неба, если бы Я не был от Бога? Каким образом Бог прославил бы, в таком случае, имя Свое через Меня и опять прославит?
Ин.12:31. Ныне суд миру сему;...
Ныне суд есть миру сему;...
Теперь происходит осуждение людей мира сего через осуждение Меня. Для всех других людей смерть есть наказание за грех: «вси бо согрешиша» «и грехом смерть» «вниде» (Рим.3:23,5:12), но ни в каком случае не для Меня, потому что Я никогда не согрешил. А так как дьявол довел Меня до смерти, хотя Я всегда оставался безгрешным, то ныне, в настоящее время, он понесет наказание за оказанную Мне несправедливость, именно он лишится своей власти. И это осуждение дьявола за оказанную Мне обиду есть вместе с тем осуждение за обиду, нанесенную дьяволом первым прародителям и всему роду человеческому.
Ин.12:31. ...ныне князь мира сего изгнан будет вон.:
...ныне князь мира сего изгнан будет вон
из той власти, которую он приобрел через обольщение. Как сам он некогда через плод дерева лишил древнего Адама власти над миром, так теперь этой же власти лишил его самого новый Адам через дерево Креста, врачуя преслушание прародителя Своим послушанием.
Ин.12:32. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе.
Если Я буду поднят на Крест, то всех, принявших веру, привлеку к Себе посредством этой веры. И действительно, поднятый на Крест, Иисус Христос привлек к Себе сначала разбойника, затем сотника и других бывших вместе с ним стражей, и с этого времени начал это привлечение. «Привлеку» находящихся под властью тирана, так как низвергну сначала самого тирана. Это привлечение в другом месте Иисус Христос назвал расхищением, говоря: «како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит?» (Мф.12:29) Хотя выше Он сказал: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин.6:44), а здесь говорит: «вся привлеку к Себе», но в этом нет противоречия: здесь Иисус Христос присваивает Себе то, что свойственно Богу Отцу, показывает, что все у Них общее, и таким образом доказывает Свое равенство с Богом Отцом.
Ин.12:33. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет.
Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети.
«Сие», т.е.: «аще вознесен буду», так как Иисус Христос разумел здесь вознесение на крест.
Ин.12:34. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?:
Отвеща Ему народ: мы слышахом от закона, яко Христос пребывает во веки; како Ты глаголеши: вознестися подобает Сыну Человеческому?
Законом называют здесь просто Божественное Писание. Во многих местах его говорится о бессмертии Иисуса Христа по Божеству, подобно тому как говорится также о смертности Его по человечеству, в особенности же в псалмах Давидовых. Но обрати внимание на лукавство этих людей. Прежде они слышали, что Иисус Христос рассуждал о Своей смерти и говорил, что «подобает вознестися Сыну Человеческому» (Ин.3:14). А когда и теперь Иисус Христос прибавил: «аще Аз вознесен буду», слушатели поняли, что вознесением Он назвал смерть, хотя и не знали, что Он говорит именно о крестной смерти; поэтому и думали изобличить Его в том, что Он не Христос, как бы так говоря: мы слышали из Писания, что Христос не умирает; каким же образом Ты говоришь, что Ему должно умереть? Затем, чтобы не показалось даже, что они говорят это о Нем, присоединяют:
Ин.12:34. ...кто Этот Сын Человеческий?:
...кто есть Сын Человеческий?
Если Он Христос, то Он не умирает, а если умирает, то значит Он не Христос. Но напрасны слова ваши, безумные! Верно и то и другое: Он бессмертен по Божеству, а смертен по человечеству. Но Иисус Христос не объяснил теперь, в каком смысле он бессмертен, и в каком – смертен, зная, что слушатели не поймут теперь речи о Божестве Его. Обрати внимание и на то, что эти люди продолжают лукавствовать даже после того, как слышали голос с неба и сами же сказали, что это Ангел говорил к Нему.
Ин.12:35. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма:...:
Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть; ходите, Дóндеже свет имате, да тма вас не имет:...
Светом Иисус Христос называет Себя, так как Он выше говорил: «Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме» (Ин.8:12), а малым временем назвал время до Своей смерти. По Своему человеколюбию, Иисус Христос все-таки убеждает народ ходить во свете, т.е. следовать за Ним, пока Он еще светит им и указывает путь, – и поверить словам Его. Под тьмою я разумею то заблуждение, которым обольщали народ начальники после смерти Иисуса Христа, утверждая, что Сам Иисус Христос был обольстителем. Разумеют под тьмою и вообще заблуждение иудеев, которые, совершая внешнее Богослужение, думали, что они угодны Богу и что этим они спасаются. Но эта тьма уже и прежде покрывала иудеев. Значит, Иисус Христос сказал «не имет» вместо: «не овладевает вами до конца».
Ин.12:35. ...а ходящий во тьме не знает, куда идет.
...и ходяй во тме не весть, камо идет,
заблуждается, спотыкается, падает.
Ин.12:36. Доколе свет с вами, веруйте в свет,...
Дондеже свет имате, веруйте во свет,...
Иисус Христос поясняет Свои слова.
Ин.12:36. ...да будете сынами света.
...да сынове света будете.
В начале своего Евангелия этот евангелист сказал: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя Его» (Ин.1:12). Но там верующие называются сынами Отца, а здесь – сынами Самого Сына, чтобы ты знал, что сила (ἐνέργεια) у Бога Отца и Сына одна, что все у Них общее.
Ин.12:36. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Сия глагола Иисус, и отшед скрыся от них.
Иисус Христос знал, что гнев народа сильно возбужден, а потому и скрылся, чтобы не раздражать его еще более, но чтобы дать ему возможность успокоиться в Свое отсутствие.
Ин.12:37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,...
Толика [же] знамения сотворшу Ему пред ними, не вероваху в Него,...
Весьма много, значит, совершил Иисус Христос чудес, но евангелист не говорит обо всех, именно по причине множества их.
Ин.12:38. ...да сбудется слово Исаии пророка:...
...да сбудется слово Исаии пророка, еже рече:...
И здесь выражение с союзом ἵνα («да») означает не цель, а следствие или исполнение того, что должно было исполниться. Равным образом, и в других подобного же рода выражениях союз ἵνα («да») и другие имеют такое именно значение, хотя мы и не указывали на это в изъяснении других Евангелий. Не потому совершалось предсказываемое пророками, что они предсказывали, а потому пророки и предсказывали, что это должно было совершиться. Это идиоматизм Священного Писания, как мы и выше уже сказали, посредством которого оно показывает неложность пророчества и совершенное его исполнение.
Ин.12:38. Господи! кто поверил слышанному от нас?
Господи, кто верова слуху нашему?
Это сказал пророк о людях, не уверовавших в Иисуса Христа, и других, им подобных, называя слухом пророчества об Иисусе Христе, которые пророки изрекли, услышав их своими духовными ушами от обитающего в них Духа Божия. Итак, пророк говорит, что никто из таких людей не поверил этим пророчествам.
Ин.12:38. ...и кому открылась мышца Господня?:
...и мышца Господня кому открыся?
Мышца Отца есть Сын, как сила Его; и апостол Павел говорит, что Христос – Божия сила (1Кор.1:24). Никому из таких людей не открылся Сын Божий, не вследствие Его сокровенности, а вследствие их же слепоты. Он подобно солнцу показал свет Своего Божества и словом, и делами, но люди, имея зрение, испорченное лукавством, не видели его ясно.
Ин.12:39. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,...
Сего ради не можаху веровати, яко паки рече Исаиа:...
«Сего ради» (διὰ τοῦτο) – опять указывает не цель, а то, что должно произойти в будущем, именно – что люди не могли уверовать, или лучше – не захотели уверовать; а если бы захотели, то, конечно, уверовали бы. Или – «не можаху» потому, что им препятствовали их лукавство и ослепление. Но что же еще сказал Исаия?
Ин.12:40. ...народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое,...
...ослепи очи их и окаменил есть сердца их,...
И это идиоматизм (особый оборот речи) Священного Писания – говорит о том, что Бог только попустил, как будто о том, что Он совершил. «Ослепи ... и окаменил есть» сказано вместо: попустил ослепнуть и окаменеть, потому что Бог никого не привлекает к Себе насильно, так как каждый имеет свободную волю. Таковы же изречения: «Аз же ожесточу сердце его» (фараона) (Исх.4:21); «уклонил еси стези нашя от пути Твоего» (Пс.43:19) и весьма много таких идиоматизмов встречается в Ветхом Завете. Таковы же и слова апостола Павла: «предаде их Бог в неискусен ум» (Рим.1:28) и – «предаде их Бог в страсти безчестия» (Рим.1:26); но Бог не только никому не делает этого, а никого даже и не оставляет, если мы сами Его не оставляем. Он говорит: «греси ваши разлучают между вами и между Богом» (Ис.59:2); «забыл еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя» (Ос.4:6). И Давид сказал: «се, удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс.72:27). А Спаситель Сам говорил к Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, ... и не восхотесте» (Мф.23:37).
Ин.12:40. ...да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
...да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их.
"Да» (ἵνα) указывает и здесь не на причинную связь, а только на исполнение пророчества, именно, что люди не будут видеть своими глазами, не уразумеют сердцем, не обратятся и не будут исцелены. Глаза, конечно, разумеются здесь духовные, так как выражение: «не видят очима» объясняется следующим выражением: «ни разумеют сердцем». Слова этого стиха, сказанные в другое время, объяснены и другим образом при толковании Евангелия от Матфея (Мф.13:14 и далее).
Ин.12:41. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
Сия рече Исаиа, егда виде славу Его и глагола о Нем.
«Сия», т.е. об ослеплении и окаменении и пр. Славою Иисуса Христа здесь названо то славное видение пророка Исаии, когда он видел Господа, сидящего на престоле высоком (Ис.6:1). Тогда он видел и Сына, от Которого тогда же слышал вышеприведенные слова, а потом произнес их и записал, относя к Нему же. Итак, значит ко времени Иисуса Христа относилось то, что народ должен был ослепнуть, окаменеть, не видеть, не уразуметь, что Он Бог, не обратиться от своего заблуждения, чтобы исцелить свои духовные раны.
Ин.12:42–43. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
Обаче убо и от князь мнози вероваша в Него; но фарисей ради не исповедоваху, да не из сонмищ изгнани будут, возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Божию.
Это были не князья, а рабы славы человеческой; поэтому-то Господь говорил им: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете?» (Ин.5:44).
Ин.12:44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
Иисус же воззва и рече: веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшаго Мя.
Когда успокоился гнев Иудеев, Иисус Христос опять является и учит. Эти слова Его имеют такой же смысл, как если бы Он сказал так: «веруяй в Мя верует в Пославшаго Мя», не только потому, что у Них одна и та же Божественная природа, но и потому, что вообще честь, оказываемая посланному, относится и к пославшему. Слова – «не верует в Мя», имеющие, по видимому, отрицательное значение, на самом деле заключают в себе еще большее побуждение к тому, чтобы уверовать в Иисуса Христа. Подобное же выражение есть и у Марка: «иже Мене приемлет, не Мене приемлет, но Пославшаго Мя» (Мк.9:37). Все это идиоматизмы. Следует также знать, что не одно и то же значит – верить Иисусу Христу – и верить в Иисуса Христа. Первое выражение значит: верить словам Его, как говорят об одном только Боге.
Ин.12:45. И видящий Меня видит Пославшего Меня.
И видяй Мя видит Пославшаго Мя.
Видение здесь разумеет Иисус Христос умственное, и как бы так говорит: познающий Божество, познает и Божество Отца Моего, потому что у нас Божество одно и то же, и Я образ Отца, ни в чем от Него не отличающийся. Видит же кто-либо Божество Иисуса Христа не в самой Божественной Его природе, которая невидима и совершенно непостижима, так как «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин.1:18), но в Его словах и делах, свойственных только Богу.
Ин.12:46. Я свет пришел в мир,...
Аз свет в мир приидох,...
свет духовный, уничтожающий духовную тьму и Своими Божественными делами и словами показывающий здравым глазам лучи Божества.
Ин.12:46. ...чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
...да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет,
во тьме заблуждения, во тьме греха. Часто Иисус Христос с особенным уверением говорит об этом, желая таким постоянством смягчить жестокое сердце иудеев и сообщить им все, что только может относиться к Нему Самому; поэтому-то Он и «возгласил» (Ин.12:44).
Ин.12:47. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его,...
И аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему,...
в настоящем веке.
Ин.12:47. ...ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
...не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир.
И прежде еще Иисус Христос сказал: «не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин.3:17); прочитай там объяснение этих слов.
Ин.12:48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе:...
Отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему:...
Не верующий в Меня и не принимающий слов Моих имеет себе судью и обличителя. Слушай же, что это за судья:
Ин.12:48. ...слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
...слово, еже глаголах, то судит ему в последний день.
Смотри, какое именно это Его слово:
Ин.12:49. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
Яко Аз от Себе не глаголах; но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю.
Так как многие говорили, что Иисус Христос пришел не от Бога, и потому не верили Ему, то Он говорит: слово, в котором Я учил, что «Я говорил не от Себя, но Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать, и что говорить», – это слово будет судить в последний день отвергающего Меня, став вместо судьи, обличая такого человека и лишая его всякой защиты, потому что это слово Я подтвердил делами, постоянно доказывая, что Я не противлюсь Богу.
Ин.12:50. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная.
И вем, яко заповедь Его живот вечный есть,
как дающая вечную жизнь, как ведущая к жизни вечной. Итак, не имеют никакого извинения не принимающие того, что Мне заповедано говорить, т.е. Моих слов, Моего учения; они даже враги самих себя, потому что не принимают жизни вечной. Слова: «что реку» (εἴπω) и «что возглаголю» (λαλήσω) означают одно и то же. Таких мест много в Священном Писании.
Ин.12:50. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
Яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю.
И вышеприведенными, и этими словами Иисус Христос все еще побуждает слушателей к вере, так как по великому Своему человеколюбию Он все еще щадит их. О таких выражениях, которые говорят об уничижении Иисуса Христа и употреблены с премудрой целью для объяснения планов Божественного Домостроительства, мы часто уже говорили. Так, например, «о Себе не приидох» (Ин.7:28); «о Себе не глаголю» (Ин.14:10); «Той Мне даде заповедь, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49), – эти и им подобные выражения прямо утверждают, что Иисус Христос не противится Богу; но вместе с тем они указывают и на равенство Его с Отцом.
* * *
Прозелиты – язычники, частично или полностью принявшие иудейскую веру