Источник

Псалом 89

Молитва Моисея человека Божия.

О сей надписи мы сказали в 5-й главе предисловия книги псалмов, т. е., что это псалом Давидов, но прилагается, по словам Феодорита, к Моисею. Cей псалом учит, как должно молиться Богу во время скорбей(1).

(1) Афанасий и Евсевий говорят, что Моисей написал и предал сию молитву в тайне, чтобы люди по временам могли знать (изучаться), как должны исповедываться, подвергаясь таким бедствиям, какие приключились им Иудеям в последние времена по (гнусном) убиении Господа и упорства их. Феодорит изъясняет, что этот псалом -пророчествует о бедствиях иудеев в плену и дает понятие о тленности и краткости человеческой природы и об изменении иудеев и человеческой природы в лучшее. Слова Нисского: «Молитва Моисею – человеку Божию». Ибо как человечество содержалось в узах греха и, отторгшись от единения с благом (Богом), оскверняло (противными) страстями и имело нужду в ходатайстве к Могущему воззвать его из погибели: то человек Божий делается ходатаем, защищающим падших единоплеменников и преклоняющим Бога к состраданию к погибшим. Ибо тотчас как бы оправдывается пред слышащим Богом и говорит, что только одному Богу свойственно быть постоянным и неподвижным и всегда одинаковым во благе, а подлежащему превратности и изменению человечеству никак не возможно пребывать в одном и том же положении, ни тогда, когда оно восходит к Богу, ни тогда когда оно отпадает от единения с Богом (лучшим). Почему и просит, чтобы непреложный (Бог) во всякое время был заблуждающему прибежищем ко спасению.

Пс.89:2. Господи, прибежище был еси нам в род и род

Выражение «в род и род» употреблено вместо: в каждом роде. Так перевел и Симмах(1).

(1) Слова Феодорита: (Бог) был прибежищем Иудеям не только в Египте, но и в пустыне и при Иисусе Навине и при Гедеоне, Вараке и Иефеае и Сампсоне и Самуиле и Давиде и чрез пророков удостаивая их величайшего попечения. И вся человеческая природа употребляла сии слова, напоминая Богу о благодеяниях всякого рода, как Он преложил Еноха, как в то время, когда все возлюбили зверскую жизнь, сохранил для рода искру – божественного Ноя, как избрал патриарха Авраама и всем народам обещал благословение.

Пс.89:3. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

Ты, Господи, прибежище нам во всяком роде, потому что Ты всегда существуешь. До рождения гор и создания земли и вселенной Ты, говорит, существуешь. Говоря же, что Творец существует прежде тварей, псалмопевец тотчас прибавляет и другое, что Он безначален и безконечен. Ибо слова: «от века и до века Ты еси» поставлены вместо: от вечности и до вечности Ты один и никто другой. В книгах Ветхого Завета слово «век» значит очень часто «всегда». Слова же: «прежде горам не быти и создатися земли и вселенней» означают одно и то же и содержат повторение речи, но придают речи торжественность и величие.

Пс.89:4. Не отврати человека во смирение

Различным образом принимается в Писании смирение. Иногда оно поставляется вместо кротость, как в словах: научитеся от Мене, яко кроток и смирен есмь сердцем (Матф. 11:29). Иногда же вместо исправления, происходящего от испытаний, как в словах «благо мне, яко смирил мя еси». (Пс. 118:71). А иногда еще в смысле разрушения, как в словах: «Ты смирил еси, яко язвена гордаго» (Пс. 88:11). Иногда же в смысле подпадения под власть врага, как и в этом месте псалма. Не допусти, говорит, Господи, обратиться в это смирение после того, как я к Тебе прибегнул.

И рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

Ты, говорит, сказал: обратитесь, сыны человеческие. Ибо во многих местах Пятикнижия Моисеева Бог говорить это: итак приими нас, обращающихся к Тебе.

Пс.89:5. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

Это сказано также в доказательство вечности Божией. Тысяча лет в очах Твоих считаются столь же коротким временем, как у нас один день и притом уже прошедший. Ибо день прошедший кажется короче чем настоящий. И снова тысяча лет пред Тобою столь же короткое время, как для нас четвертая часть ночи, каковую часть назвал стражею нощною. Ибо исполняющие попеременно в войске стражу обыкновенно делят ночь на четыре части и каждую часть называют стражею. Сравнивши сначала тысячу лет с одним днем и притом с днем прошедшим, он присоединяет еще и некоторое гораздо более короткое время, именно четвертую часть ночи. Ибо ночь всегда кажется скорее проходит, чем день, вследствие бессознательного состояния спящих, вследствие темноты и успокоения от трудов. Не так у Бога считается тысячелетие, как у нас прошедший день или четвертая часть ночи, пoелику самые годы всегда протекают, а Бог неизменен и вечен. Слово: «яко», поставлено в утвердительном смысле вместо: «подлинно».

Пс.89:6. Уничижены (ничто) их лета будут.

Сказавши, что лета жизни человеческой малы, хотя бы жизнь наша продолжалась до тысячи лет, псалмопевец упрощает высказанную им мысль, говоря, что и более продолжительное время ничто в сравнении с вечностью Божиею. Уничижение, ничто, говорит, будет предо мною тысяча их лет. Выясняя иначе ничтожество такого рода лет, он продолжает:

Утро яко трава мимо идет.

«Утро» сказал здесь вместо «скоро», как мы видели и в других местах. Скоро, говорит, пройдут тысяча лет, на подобие скоро-погибающей какой-либо травы.

Утро процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет

Все это относится к быстрому увяданию травы, которая утром цветет, потом переходит от цвета, то есть отцветает, а вечером опадает на землю, затем, лишившись влажности, которую имела, она твердеет и засыхает. «Утро» и «вечер» употреблено вместо «утром» и «вечером». А чтобы показать, как быстро трава погибает, описывает, что она в один и тот же день цветет и засыхает. Или же сказал это так потому, что некоторые травы в один и тот же день и отцветают и засыхают. Некоторые же утверждают, что это сказано об иудеях, замечая, что богослужение их в храме продолжалось тысячу лет, т. е. от Соломона до распятия Иисуса Христа, так что смысл здесь будет такой: эти тысяча лет за беззаконие их считаются как день вчерашний и уничижение иудеев будет все больше и больше увеличиваться. И мы видим, что уничижения их никогда не переставали. Можно разуметь и иначе, что утро их, т. е. благосостояние их пройдет как трава. Благосостояние же их продолжалось только в царствование Соломона, а после они всегда находились в бедствиях.

Пс.89:7. Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Исчезохом

вместо «изнемогли», погибли, когда Ты гневаешься за грехи наши. О «гневе» и «ярости» мы часто говорили, особенно в псалме 6-м.

Пс.89:8. Положил еси беззакония наша пред Тобою

Ты положил их открытыми и видимыми пред Тобою. И как они не могут сокрыться, а всегда пред очами Твоими, то поэтому всегда только раздражают Тебя против нас.

Век наш в просвещение лица Твоего

Веком называет нынешнюю жизнь нашу. Вся, говорит, жизнь наша открыта для наблюдения Твоего. Смысл, как и в предыдущем стихе.

Пс.89:9. Яко вси дние наши оскудеша

Прошли дни жизни нашей, и мы уже близки к смерти; так думать убеждают меня чрезвычайные бедствия. Ибо находящиеся в бедствиях обыкновенно говорят о себе, что они совсем уже погибли от них и отчаиваются в спасении. Не раз уже мы говорили и снова повторяем, что частица «яко» употребляется иногда в значении утвердительном; вместо «подлинно», иногда в значении повествовательном, а иногда представляется излишнею, как и здесь; в псалмах Давида часто находим ее излишнею. Это и на будущее да будет тебе, читатель, правилом. Излишне повторять часто одно и то же.

И гневом Твоим исчезохом

Это уже говорил выше; повторяет же по обычаю выпрашивающих милосердие.

 Лета наша яко паучина поучахуся

Глагол «поучахуся» стоит вместо «считались». Смысл же будет тот, что годы жизни нашей считаются нами за паутину, которая делается с большим трудом и существует не долго. Ибо паутина вследствие своей тонкости ткется с многим трудом, а вследствие своей непрочности скоро пропадает.

Пс.89:10. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет

Определяет здесь число лет, сколько человек может прожить. «Дни лет наших», т. е. наши дни, «в них», т. е. в нас самих, семьдесят лет. Ибо дотоле мы в нас самих, т. е. владеем собою, движемся собственною силою; если же кто будет в силах, т. е. с усилием, так как тогда с трудом может быть что-нибудь сделано, проживет восемьдесят лет.

И множае их труд и болезнь

Если же кто проживет сверх этих лет, то вследствие крайней слабости жизнь его будет труд и болезнь. «Труд» же поставил здесь вместо «бедствия». Другие же толковники слова: «и множае их», понимают так, что в годы за семидесятью и восмидесятью немного удовольствий, но больше горя вследствие частых падений.

Яко прииде кротость на ны, и накажемся

Под кротостью разумеет умеренное наказание Божие. Назвал же кротостью потому, что если сравнить его с тем наказанием и исправлением, какого мы достойны за свои пороки, то это будет не наказание, а кротость.

Пс.89:11. Кто весть державу (силу) гнева Твоего?

Если и малое наказание Твое произвело на нас такое действие, то кто может знать, какова сила гнева Твоего против нехотящих исправиться? Несомненно велика и невыносима.

И от страха твоего ярость Твою исчести?

И кто снова умеет измерить гнев Твой, т. е. знать, каков он? Подлинно никто не может, пoелику Ты весьма страшен.

Пс.89:12. Десницу Твою тако скажи ми. Тако

т. е. в кротости и умеренном наказании управляя мною, дай узнать мне в день суда Твою правую руку. Дашь же Ты мне узнать ее, когда поставишь меня по правую сторону в числи овец Твоих.

И окованныя сердцем в мудрости

сверх того еще покажи мне тогда праведников, соединив меня с теми, сердца которых прежде их смерти окованы были мудростью. «Начало же премудрости есть страх Господень». Или мудрость Божия есть различие между добродетелью и пороками и следование добродетели. И таким образом эти слова нужно относить к будущему суду. Можно же понимать и в отношении к настоящему времени, в смысле: дай нам познать правую руку Твою, т. е. благодеющую и охраняющую силу Твою, и кроме того тех людей, которые мудры в делах, относящихся к божественному, ибо и я чрез них хочу сделаться благоразумнее.

Пс.89:13. Обратися, Господи

Или Ты обратись к нам, от которых Ты отвратился ради наших грехов, или же обрати к Себе нас, которые блуждали вдали от Тебя.

Доколе?

Т. е. доколе не обратишься?

И умолен буди на рабы Твоя

Умилостивись над рабами Твоими, которые бедствуют и взывают к Тебе.

Пс.89:14. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся

Настоящая жизнь может быть сравниваема с вечером и ночью, вследствие приключающихся в ней обольщений, и пoелику, когда умираем, то говорят, что спим. Напротив, будущая жизнь может быть названа утром и днем вследствие светлости и воскресения из мертвых. Итак говорит, что утром, т. е. в будущей жизни мы, последовавшие, как сказано, Твоему обращению, исполнимся от Тебя милости, возрадуемся и возвеселимся. Здесь прошедшее время поставлено вместо будущего, как перевел Акила и другие.

Пс.89:15. Во вся дни наша возвеселихомся

Здесь также сказано «возвеселихомся» вместо «возвеселимся. Во вся дни наша», т. е. постоянно. Ибо радости будущего века вечны и непрерывны.

За дни, в няже смирил ны еси, леma, в няже видехом злая

Смирил Ты нас всяким злостраданием, которое постигает праведников. «Злая» же – это скорби и искушения.

Пс.89:16. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их

Посмотри, говорит, на служивших Тебе отцов и учителей наших и ради их путеводя сынов их к добродетели. Или посмотри на нас рабов Твоих, и не только нас, но и плотских и духовных сынов наших путеводи.

Пс.89:17. И буди светлость Господа Бога нашего на нас

Светлость Божия есть божественная благодать, просвещающая всех своих причастников. Сказал же: «светлость Господа» вместо светлость, которая от Господа.

И дела рук наших исправи на нас.

«На нас» вместо: «в нас», или «нам. И дело рук наших исправи. Дела рук», которые выше назвал во множественном числе, суть обыкновенные действия, производимые руками и о которых молимся, чтобы они не уклонялись от правильности, т. е. от надлежащего. Под «делом» же «рук» в единственном числе некоторые в частности разумеют милостыню, о которой вспомнил пророк отдельно, как деле особенно приятном Богу. Милостив же не только дающий, но и сострадающий. Ибо у тех, кто не имеет денег, просят только сочувствия и утешения. Другие под «делами рук» разумеют различныя практические дела добродетели. Ибо слово «руки» часто принимается за добродетели этого рода. Под «делом» же рук разумеют самое созерцание, как более в своем роде однообразное. Ибо и руки некоторым образом также принимаются за самый разум, потому что чрез него, как бы некоторыми руками, душа наша направляется к добродетели и приводится к Богу.


Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Комментарии для сайта Cackle