Источник

Глава четвертая

О монашестве, девстве и чистоте

1

Нет более избранного пути, чем монашеский. Монашество – это обОжение, всецелое освящение, принятие в себя Бога. Монашество – это познание, ощущение и обретение во внутреннем своем человеке Царства Божия. Кто премудр и уразумеет сия!179 И поистине разумный познал, что в монашестве заключена исключительная благодать Божия – обожение и освящение. Он, оставив мир, собственную волю и свободу, придя и вкусив монашества на опыте, поискав и потрудившись, обрел Иисуса и в свободе от страстей стал царем царей.

Без монашества никто не приходит в бесстрастие. Никто не может снискать чистый ум без бдения, воздержания и непрестанной молитвы. Никто не приходит в созерцание без монашеского жития. Никто не обретает с Иисусом такого близкого общения и столь тесной связи, как тот человек, который будет пребывать рядом с Ним и не оставит Его. Тогда он удостоится похвалы: блаженны слышащие слово Божие180.

Если сердце не очистится, то чистый Иисус не придет сотворить в нем обитель181. Но как возможно, живя в мирской суете, очистить свое сердце? Поэтому отцы, познав это, покинули мир, поселились в пустыне, вступили там в брань, одержали победу и получили венцы.

И вот человек призывается, имея союзником Бога и помощником старца, начать духовную брань и подвиг. Враги – диавол, мир и плоть – окажут сильное сопротивление, чтобы запугать подвижника. Но тот, если будет в точности держаться советов и наставлений своего духовного руководителя, одержит победу и получит венец вечной славы.

Монашество превосходит естество. Жизнь монаха преестественна, потому что он в буквальном смысле слова отрицается естества. И вот он разрывает естественные узы с родителями и сродниками, покидает их с самопонуждением и не для своекорыстных целей, а только лишь для того, чтобы послужить Богу, посвятив Ему всего себя целиком.

Его новая жизнь имеет целью умерщвление плотского мудрования и достижение через подвиг равноангельного жития. Естественен ночной сон, но монашество устанавливает бдение, дабы монах стал яко птица особящаяся на зде182. Естественна свобода для личности, но как только человек становится монахом, тотчас восприемлет умерщвление своей воли ради любви к Богу. И вообще жизнь монаха совершенно отлична от жизни мира, поэтому и названа ангельской, будучи вышеестественным житием183.

Великая благодать от Бога – быть призванным в монашество, и еще бОльшая благодать – сподобиться обрести в нем духовного руководителя, ибо легко оставить мир, но обрести способного к руководству – это особенное благоволение Божие, потому что от руководителя зависит, преуспеет ли человек, отрекшийся от мира.

Память смертная, в которой старательно поучаются, подает большую силу вначале, когда мы только помышляем отречься от мира, а также и на протяжении всей последующей монашеской жизни. Память сия станет для монаха всесильным духовным любомудрием, из которого он будет черпать понимание истинной сущности вещей для вытеснения всего привременного.

Посети холодные гробы и там напряги свой слух и услышь, что будет сказано тебе живущими в них: Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?184 Суета сует, всё суета!185

В самый трудный и горестный час смерти никто не поможет человеку, лишь только его труды. Поистине, никто, кроме Бога. Если мы послужим Ему, то будем иметь всесильного Помощника и Заступника во время бедственного предсмертного разлучения души и тела. Какие муки испытывает душа, разлучаясь с телом! Об этих муках размышляй непрестанно и поминай их. Обрати внимание и на то, что существуют еще и воздушные мытарства, которые препятствуют восхождению душ, представляя дела их жизни, чтобы остановить их шествие к небесам и увлечь в ад.

Кроме того, мы должны помнить и о том, что необходимо нам предстать и на суд. Увы, и на какой суд! Тогда согреших и милостив буди мне, грешному не будут иметь силы, но всякие уста заградятся, не имея, что отвечать.

Сие мы должны помышлять, дабы лучше осознать свое предназначение и востекать кратчайшим путем к достижению его, потому что не ведаем, что принесет наступающий день, ибо неизвестен смертный час. Только добро по Богу останется и последует за человеком.

И что может быть лучше того, если кто-либо труждается ради Бога всю свою жизнь, дабы, отходя к Богу, взять с собой плату за свои труды! Поистине это мудрый купец, обретший многоценный бисер186.

Если услышишь глас Господа Бога твоего, не ожесточай своего сердца187, но послушай сказанное Им: речет мир на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему188.

Желаю от сердца, чтобы действием Божественного эроса желание Бога стало непрестанным и ты, воспаряя, достиг бы равноангельной красоты молитвами Игумении нашей Госпожи Богородицы. Аминь. Буди.

2

О горнем помышляйте189, горнего взыскуйте, ибо житие наше, по апостолу Павлу, на небесех есть190.

О, какое счастье таит в себе монашество! О сокровище небесное, как пленяешь ты монашествующего, живущего в безмолвии и убегающего суетного мира! Как ум влечется в безмолвное место, к горнему, и переходит от ведения к ведению, от созерцания к созерцанию, полагая восхождения в сердце своем191, Божественным эросом созерцая192 единого Бога! О, глубина богатства и ведения Божия!193 Поистине, безвестные монахи, обитавшие в пустыне, были философами по Богу. Они ходили по земле, но созерцанием и любовью шествовали по небу.

О монашество, каково оно во славе своей! Когда человек удалится от суеты и начнет монашеский подвиг под управлением и надзором истинного руководителя, тогда руководится ко внутренней славе монашества194.

Брань наша против властей, против начал, против темных и вселукавых сил, против опытных в бранях полков, против плоти и множества страстей195, которые похожи на раны, производящие ужасную боль. И для исцеления их необходим соответствующий образ жизни, а также время, терпение и прилежание.

Мы видим, как святые отцы в первые годы своего подвига переносили сухость духовную, страшные разочарования и множество сильнейших искушений. Но они крепко держались за терпение и понуждение себя, и впоследствии их посетила благодать соразмерно тому, что они претерпели прежде.

3

Старец пишет монахиням о девственном житии

Девственное житие подобно кораблю, непрестанно сражающемуся с жестоким и непрекращающимся штормом. Нигде не видно спасительной пристани, а корабль непрерывно обуревается волнами. Так и дева носит в себе огонь плотского мудрования, потому никакого перемирия не разрешается, но всегда сражение с оружием в руках.

И в то время как замужняя женщина, когда разразится буря, тотчас притекает в пристань – супружеское единство – и так избегает опасности, дева должна, презрев бурю, выходить в открытое море и, крепко держа штурвал корабля своей души, сражаться с озверевшими волнами плоти, непрестанно призывая Иисуса, доколе не предварит Он, не запретит морю и не скажет ему: умолкни, перестань196.

О, как высока чистота! Как сияет ее всесветлое одеяние и как велико ее утешение, ибо она не только делает человека равным Ангелам, но и возносит его превыше них.

Ангелы пребывают в чистоте без труда, потому что живут согласно естеству, в то время как дева направила свое шествие превыше естества. И подвиг ее заключается не только в том, чтобы обратить естество в другое русло, но у нее и постоянная брань, и всю жизнь сопротивление страшным демонам, скрежещущим зубами от злобы, ищущим извратить прямые пути Господни, отлучить чистую невесту Христову от Его любви и соделать ее скотской, подобно свинье пожирающей тину страстного наслаждения.

Будем трудиться, чада мои, будем подвизаться, поспешим, дабы удостоиться почести вышнего звания197, ибо Подвигоположник Христос предстоит, с сочувствием следя за подвигом каждого, чтобы даровать нам равное с Ним, когда Он явится, как написал и апостол язычников Павел: Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе198.

Дочери покидают своих любимых родителей, братьев, сестер и домашних и через брак прилепляются к мужу тленному, терпят его немощи, его строптивость, его страсти, если будет он таковым, иногда поругание и побои, и не оставляют его ради уз Таинства Брака или ради удовлетворения своих плотских пожеланий.

Вы вместо мужа уневестились нетленному Жениху Христу, оставив родителей и все блага сего суетного мира ради единения со Христом в духовном браке, с любовью последовав за Иисусом, ради вас претерпевшим Крест и смерть, и даровавшим вам несказанное наследие – Царство Небесное, и вас – нищих и грязных – увенчавшим царскими венцами, чтобы на небесах вы паче царей восприяли славу и веселие.

Как передать словами, сколь превосходнее благодать девства и сколь выше плотского брака таинство духовного брака с Женихом Христом! И это потому, что Жених – небесный, непорочный и вечный Бог!

В обычных браках мы видим, как женщина являет образец героического терпения скорбей, утеснений и тягот супружеской жизни, ругани, страстей и побоев супруга, непосильных трудов, связанных с воспитанием детей. Какого же мы будем достойны осуждения, если в большей степени, нежели женщина-супруга, не покажем в девстве терпения, понуждения себя, послушания и всего, чего требует благое иго199 сладчайшего Иисуса! Итак, мы должны явить жизнь, соответствующую исключительному призванию, предлежащим наградам и вечным почестям неба.

Смиримся и воззовем к Жениху Христу: «Женише бедной моей души, не затвори Небесного Твоего Чертога, якоже юродивым девам, но сподоби, чтоб светильники наши избыточествовали елеем добрых дел, любви, смирения, покаяния, слез, послушания, терпения, чистоты, рассуждения и прочих добродетелей, дабы изобилие елея сохраняло неугасимый свет до самого пришествия Твоего, дабы все сестричество вошло вместе на браки небесные200 в светлой и сияющей одежде света Твоей благодати, празднуя и радуясь с Тобой в нескончаемые веки веков. Аминь. Буди».

4

Старец пишет монахиням

Благословенные мои чада, помыслите о даре, подаваемом вам Господом,– стать невестами Его Сына. Сего ради с безмерным смирением приступите к духовному посвящению себя сладчайшему Иисусу и с искренней любовью к Нему дайте Ему святой обет, что до смерти пребудете верными Его любви.

Я желаю, чтобы вы, подобно свече, таяли в служении Иисусу и чтобы дела ваши благоухали, подобно приятному фимиаму, дабы Господь обонял воню благоухания духовного.

Этот обет, будучи святым, приведет в ярость завистливого демона и побудит его к войне с вами. Но вы не робейте, потому что Заступником вашим будет возлюбленный Иисус. Дерзайте и не бойтесь: Господь рукою невидимою сокрушит невидимых врагов.

Имейте железную веру и совершенное послушание Богу и начальствующим, и помощь Божия и их молитвы чудесным образом покроют вас.

5

Новоначальной монахине

Возлюбите вашего Жениха Христа больше своей матери, дабы получить блаженство на небе. Не заботьтесь ни о чем земном, кроме того только, как угодить прекраснейшему Жениху Христу, духовный брак с Которым будет совершаться вечно, в то время как здесь, у мирских, брак201 продолжается недолго, а потом начинаются житейские невзгоды, пот и труд.

Какие бы труды ни совершались в монашеской жизни, все получит богатое и вечное вознаграждение. Даже и здесь, на земле, мы, оставив родителей и братьев, получим сторицею202. Христос дает нам братство во Христе, любовь в котором – духовная, имеющая целью содействовать нашему духовному преуспеянию, в то время как любовь плотская любит только телесное и суетное.

В мирской жизни труд и мучения суетны, в то время как в монашеской жизни они содействуют обретению Бога.

Что может быть прекраснее того, когда в братстве есть любовь, когда братство являет собой единую душу во множестве тел! Поистине, оно проводит небесную жизнь. Но Бог попускает, чтобы по временам случалось нечто, привносящее смущение и охлаждение. И это бывает для нашей же пользы, дабы мы совершенствовались и дабы явлены были добродетель или немощь. Посему и духовный закон говорит нам: когда радость, а когда скорбь; когда зима, а когда лето; когда брань, а когда мир. Таким начертал духовный путь всеведущий Бог.

6

К духовной дочери, будущей монахине

И услышал я голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом; и никто не мог научиться сей песни. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел203.

Возвещено мне было о радостном событии, что назначен час благодати, в который Вы уневеститесь прекраснейшему и сладчайшему Иисусу – Жениху всех уневестившихся во Христе душ, иной любви предпочетших любовь Того, Кто ради нас пролил Свою всесвятую Кровь!

О благословенная сестра, какой прекрасный выбор – уневеститься во веки веков Сыну Божию, Который любит Свою невесту безмерной любовью и сохраняет для нее неописуемый чертог на небесах, где она будет созерцать во веки веков Его сладчайший и возлюбленный лик, который, как некая духовная амброзия204, будет напоять сладостью небесного блаженства уневестившуюся Ему душу! Но полно, останови же, смертный ум, свой бледный рассказ о благах, ожидающих каждую душу!

О, и если упадет только одна капля оттуда, от неистощимого источника небесного блаженства, то насыщается душа божественной сладостью. Сколько же сладости будет тогда, когда милость Божия призовет душу к этому неиссякающему источнику, дабы непрестанно и свободно пить ей из него!

О Господи мой Иисусе, услади меня Своей любовью и покажи душе верной невесты Твоей малый образ красоты Небесного Твоего Чертога, дабы она верно последовала Тебе до последнего своего издыхания, доколе не приведешь ее ко всей полноте истинного образа этой красоты! Аминь, буди, Иисусе мой.

О океане неисчерпаемый, о любовь Божия, кто испил Твоих вод и возмог поведать всю глубину красоты Твоей! О красотО недомыслимая, кто воззрел на Твой Божественный лик и не положил хранение устам своим, будучи не в силах более сдерживать слезы любви Твоей!

Велика наша радость о том, что к нашему братству во Христе прилагается еще одна душа. Поэтому все мы, соединенные в любви Христовой как один человек, да последуем прекрасному Жениху Христу, неся свой крест с терпением, доколе не пошлет нам Иисус Ангела радости, который приведет каждую душу на прекраснейшую пажить, на вечный брак радости неизглаголанной!

Когда святый Бог благоволит Вам принять ангельский образ, имейте в виду, что диавол будет досаждать Вам различными помыслами, поэтому Вы будете нуждаться в духовно опытном просвещении. Не стыдитесь чисто исповедовать свои помыслы. Не скрывайте ничего, и получите большую пользу.

7

Духовной дочери

Желаю тебе, дочь моя, чтобы благодать Господня оделила тебя теплой Его любовью, дабы вся возгорелась ты этой любовью и в радости шествовала по блаженному пути монашеской жизни. Путь этот ангельский, и кто пройдет его достойно, душа того становится невестой Христовой, сияющей паче Ангелов, ибо душа человека сотворена по образу и подобию Божию.

Да, дочь моя, никогда не променивай Небесного Жениха на плотского человека, Творца своего – на земное творение, небесное Божественное Естество – на естество человеческое. Величайшее счастье в жизни человека, когда душа его имеет женихом своим Сына Божия, Который сохранит ее ангельское девство на века и дарует ей вечную жизнь на небесах в Божественных селениях ангельского и небесного веселия!

Когда девушки выходят замуж, они оставляют своих родителей, братьев и сестер. Но то же самое делают и монашествующие. Стало быть, монашествующие приносят жертву ничуть не большую, чем замужние, с единственной лишь разницей в том, что последние берут в мужья земного человека со страстями и немощами, а первые уневещиваются Небесному Жениху – святому и бесстрастному Богу. Насколько же бОльшую выгоду улучают девушки и юноши, уневестившиеся Христу,– и здесь, на земле, и там, вечно, на небе!

Человеку, желающему стать монахом, враг спасения чинит множество препятствий, чтобы он не исполнил своего намерения. Диавол хочет оставить его в миру, дабы легче ввергать его в грех. Посему имей в виду, дочь моя, демонские ухищрения и будь мудрой; приходящие помыслы или искушения, когда нет меня рядом, чисто исповедуй геронтиссе205, и она просвещением, которым обладает, окажет тебе большую пользу.

Твори молитву206 непрестанно, потому что она поможет тебе во всем и разрушит всякое препятствие к достижению твоей святой цели. Следи за собой, храни себя чистой от всякой плотской скверны, ибо более всего Небесный Жених любит чистоту тела и души человека.

Желаю, дочь моя, чтобы ты возлюбила Господа Иисуса и сама была возлюблена Им, чтобы Он стал возлюбленным Женихом твоей души навеки. Аминь.

8

Другой духовной дочери

Доброе мое чадо, шлю тебе отеческое приветствие из Сада Божией Матери207, со Святой Горы. Шлю тебе и букетик с прекрасными пожеланиями укрепиться на стезе девства.

Каждый человек в совершенном одиночестве встретит страшный смертный час, и тогда помощью его будут дела смирения.

Что может быть смиренней рясы монахини, покинувшей мир? Монахиня сидит вдали от радостей мира и оплакивает свои грехи, дабы найти подлинную радость души, которая происходит от мирной совести.

Весьма прекрасна и сладка монашеская жизнь. Но, к сожалению, иногда наши немощи и страсти представляют ее трудной.

Насколько достигает кто-либо познания Бога, настолько более прекрасной ощущает он монашескую жизнь, потому что чувствует и вкушает небесную благодать и Его сладкую любовь.

Мир не ведает Того, Кто дает эти небесные и Божественные дары, поэтому и пребывает несчастным и в проказе греха. Но как любят Его и служат Ему Ангелы, зрящие Его! Если чувствует208 Его и монахиня, то и она не остается непричастной такового божественного созерцания и любви. Но мир Его не познал209 и потому полон скорби и тесноты сердечной.

Монахиня, чем более приближается, тем глубже чувствует и созерцает, по мере возможного, Жениха своей души, тем более украшается ее внутренний человек. Она видит это очами своей души, она переживает это духовно и как прекрасно чувствует себя тогда! Она оплакивает радости и наслаждения суетного, заблудшего мира и скорбит о бедных людях, которые полагаются на них и надеются на них несмотря на то, что в конце огорчатся, но исправлять что-либо будет уже поздно.

Но тебе, доброе мое чадо, я желаю, чтобы Бог неба и земли благословил тебя благословением Божественного Своего сердца. В конечном итоге и я сам не ведаю, что́ оно может даровать тебе.

9

Духовной дочери

Чадо, я получил твое письмо с исповедью. Благодарю нашего благаго Бога, Чьи лучи Божественного просвещения паки и паки просвещают и преображают души для наследования отеческого господства210 для общения с Богом посредством молитвы, называемой умной.

Бог – это беспредельный ум. Человек – ум ограниченный. Когда малый человеческий ум соединится посредством умной молитвы с беспредельным Умом – Богом, то по естественному следствию приобщается Его Божественных и блаженных энергий и становится блаженным, ощущая неизглаголанную радость, сладость, ликование и сладкие слезы, согревающие и исполняющие душу Божественным утешением.

Молитва – могучее оружие христианина, в особенности же монаха, носящего имя воителя Божественного ополчения, который поклялся вознести свое славное знамя, одержав в неравной борьбе на протяжении всей жизни победу против мира, плоти и диавола. Мы призваны быть незримыми героями, заметными лишь для Неусыпного Ока, Которое есть Бог.

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною211. Стань Моим последователем в восхождении на Голгофу: пусть мы распнемся вместе, вместе испустим дух, чтобы и воскреснуть и жить вместе.

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой212 каждодневный. Любящий Меня да последует за Мной, потому что все никчемно, обманчивые сны. Богатство не остается с тобой, слава не последует за тобой, потому что смерть, пришедши, разрушит все сие.

Чадо, неведомый час смерти, Страшный Суд Божий, мучения грешников, вечное райское наслаждение да водворятся в твоем сердце через поучение в безмолвии, потому что от этого зависит твое спасение.

Тот, кто удаляется от мира, познаёт его зловоние, в то время как погруженный в мирскую суету облекается в рубище мирских наслаждений и удовольствий, как в одежду славы.

Богословие, истинное богословие, приобретается не в университетах, а только в презрении мира, вдали от шума и мирской суматохи, в месте безмолвном и спокойном, посредством определенного порядка молитвы и подвига, когда человек, очистив ум и освободившись от взыграний плоти, получит свет истинного богословия – ведение самого себя. «Если ты богослов, то ты хорошо молишься; если ты хорошо молишься, то ты богослов» (святой Нил Подвижник).

В безмолвии ум умиряется. Обнажившись же от земных помыслов, естественным образом обращается к себе самому, а от себя – к Богу посредством немногословной молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

Ничего нет слаще, если кто предпочтет поселиться в доме Божием паче, нежели жить в селениях грешного мира213 с его приманками плотоугодия, где ад находит себе богатую добычу.

Чадо, любовь к миру это вражда против Бога214. Если ты любишь Бога и желаешь трудиться Ему с полной отдачей и плодотворно, сойди со ступеней бездушных зданий мегаполиса и гряди в селения Господни, возлюбленные и желанные, где будешь учиться науке наук – искусству побеждать диавола, мир и саму себя. Вот наука – бороться за вечные награды!

10

Духовной дочери

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!215 – воскликнул апостол Павел, когда пришел в исступление от созерцания Божественного света и от горения сердца Божественной любовью.

Что может быть слаще Бога! Разве не суетно все человеческое? Разве могила не покрывает все? Где молодость, где красота, где слава и богатство? Разве не есть все это пыль и прах? Кто царь и кто воин, кто богач и кто бедняк? Где палаты царей, роскошь богачей, где пиры и богатые трапезы сластолюбцев? Где чувственные наслаждения блудников? Разве не покрывают их черви и несносное зловоние? Воистину суета сует, все суета!216

Любомудрствуя об этом, будем понуждать себя возлюбить с великим желанием чистый и святой путь преславного девства, дабы, когда мы оставим на земле тело и душа наша устремится к небу, украшали ее красота и благолепие девства, чтобы она возлюблена была Женихом чистых душ – Христом.

Подвизайся, чадо мое, подвигом добрым217. Поминай непрестанно святое имя Иисусово. Когда идешь, наклоняй голову и шепотом либо в уме повторяй: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Поминай безвестную смерть, стенай и говори: «Ах, какая меня постигнет смерть? Ах, буду ли я готова? Буду ли я угодна Христу со своими грехами?». И всегда вспоминай о житиях преподобных, чтобы желание монашества разгоралось в тебе все сильнее.

11

Другой духовной дочери

Молюсь, дабы Бог управил тебя во всем. Убегающий из мира в монашество приносит с собой и добродетели, и страсти. И в монашестве он призван добродетели умножить, а страсти искоренить. В искоренении страстей он встречает трудности, соразмерные грубости или обилию страстей. И необходимо соответствующее им же самоотвержение для достижения цели – освобождения от бесчестных греховных страстей.

Оперируемый никогда не радуется, скорее, испытывает боль. Но он любомудрствует о том, что благодаря операции и боли получит исцеление.

На монашеском пути будут встречаться и сладость благодати, и горечь страстей. Когда день – когда ночь; когда лето, а когда – зима. Так устроил Божественный Промысл для поддержания тела и спасения души.

Проходит время в монашеской жизни, приумножается духовное знание, облегчается голгофский труд, потому что приходит добрый киринеянин218 – утешение светлого ведения – и подъемлет тяжесть страстей. И дальше последователь Иисусов с легкостью шествует к совершенному умерщвлению страстей, за которым наступит воскресение. О чадо мое, и что за воскресение! Вкушение Царства Небесного! Наследник Божий и сонаследник Христов!219 Тогда душа приемлет обручение – свидетельство того, что она невеста Христова и после смерти будет в непорочном чертоге, радуясь вечно! Тогда она увидит себя плывущей по океану радости и созерцаний. И все таковые духовные блага она стяжевает, когда в терпении и смирении совершит добрый подвиг для искоренения страстей.

Желаю тебе, чадо мое, успешно проходить твой будущий подвиг.

12

Другое письмо к той же самой духовной дочери

Желаю вседушно, дабы благий Бог сохранил тебя под Своим могучим покровом и, подобно безошибочной стрелке компаса, привел тебя к полюсу твоей чистой цели, к святому посвящению220 у ног Иисусовых, как святую Марию221, слушать слово благодати, глаголемое в сердце твоем.

Не бойся никого, кроме Бога, Который испытывает сердца и воздает каждому по делам его.

Подвизайся спасительным подвигом, размышляя о неизвестности земной жизни и о том, что мы путники, пришельцы и странники, как и все отцы наши222; мы пришли, увидим и отыдем. Наступила смерть и все это разрушила. Подвизайся возненавидеть ото всего сердца привременные блага и, подобно премудрому купцу, продай все и купи поле, где скрыто сокровище – многоценный жемчуг223. Возьми заступ и добудь его, и тогда ты станешь богатой в благодати.

Поле – это монашество, и продавший все свои желания, наслаждения и свободу купил его и, копнув лопатой, то есть потрудившись в монашестве, обрел благодать Утешителя Духа и стал богатым в любви и надежде на Бога.

Ничего нет прекраснее монашества, когда живут в нем согласно заповедям преподобных отцов. Человек приобретает богатство224 подлинной радости и ликует в Боге, исполняясь блаженного упования, что будет жить с Богом вечно в блаженстве и неизглаголанной радости!

О, глубина Божия! О, богатство невыразимое и сладчайшее! Если апостол Павел, несмотря на все свое красноречие, не мог описать того, что видел и ощутил в своем исступлении в раю225, то что же я, мерзость, смогу рассказать о величии Божественной радости?

Вкусите и видите, яко благ Господь!226 Чадо мое и Иисусово, смотри, чтобы ничто из считающегося в миру за благо не отлучило тебя от Иисуса. Но все свое желание преложи на небесное, ибо житие наше на небесах227.

Презри все, почти себя землей и пеплом. В нынешнем веке надежного нет ничего.

Убегай от греха, как от огня и от ядовитой змеи, и в молитве прибегай к Иисусу, и Он чудесно усладит тебя. Ради Иисуса пожертвуй всем, потому что Он достоин всей приносимой в жертву любви.

13

К желающим монашеского жития

О, как возмогу я почтить непостижимое богатство девства! Какой бренный язык возможет воспеть его славу лучше, чем Христос!

Девство равноангельно, оно земного человека соделывает подобным Христу и Божией Матери, потому что и Он, и Она были девственниками. Прежде греха прародители были девственниками, после греха они стали семейными228. Стало быть, девство было узаконено вначале, а брак – последствие преслушания, и желающие достичь добродетели, которой обладали первозданные, пребывая в раю, должны жить в девстве и чистоте.

Девство и чистота имеют великое дерзновение пред Богом. Посему не пожалейте и самой жизни своей, лишь бы сохранить девство как зеницу ока. И, чтобы блюсти его, вы должны непрестанно творить молитву и со вниманием избегать причин греха. Храните свое зрение.

14

Желаю, чтобы теперь, обручившись Христу, ты больше возлюбила Его. Посмотри, какую любовь Он тебе показал, дочь моя, взяв тебя из мира. Теперь ты живешь в тихом монастыре, со столькими молитвами и псалмопениями! А самое главное в том, что ты живешь с надеждой на вечную жизнь, где будешь петь вместе с Ангелами Божиими! Каждую секунду приноси Богу тысячи благодарений за толикие Его благодеяния, которые даровал Он тебе по Своей любви.

15

Чадо мое, мы должны заботиться о чистоте, потому что от сего душа монашествующего загорается огнем. Чистота – это то, что наилучшим образом характеризует монашескую жизнь как ангельскую. На чистоту призирает и снисходит Святый Дух, и монах чувствует себя словно в раю. Диавол воюет против чистоты, чтобы положить преграду посещению Святаго Духа.

Посему, чадо мое, нам и докучают дурные помыслы, чтобы мы не стали приятными сосудами Духа Святаго, чтобы не почувствовали, что монашеская жизнь – ангельская. Итак, будем подвизаться, дабы с помощью благодати Божией стяжать чистоту души и тела.

16

Благодать во время пострижения в ангельский образ одних посещает в изобилии, других – немного. Однако не это определяет будущую духовную жизнь монаха.

Иные совсем не почувствовали благодати ангельского образа, однако впоследствии преуспели много. А с другими случилось обратное. Поэтому целью монаха является чистота сердца, от которой – совершенная любовь.

Пусть это занимает нас, и будем следить за тем, имеем ли мы терпение, мужество во бранях с диаволом, чистую любовь, язык, не оскверненный осуждением, оговорами и тому подобным.

Две радости у монаха: первая – когда он становится монахом, и вторая – когда приближается к смерти. И чем еще является жизнь монаха, если не одним сплошным мученичеством? Потому и смерть – это радость, ибо он помышляет о том, что избавится от муки и брани искусителя.

Исцели себя сейчас, когда ты молод и молоды страсти, чтобы в старости обрести покой, ибо добрая жизнь принесет и добрую старость, и добрую кончину.

17

Прошу вашу любовь, следите за собой и не забывайте о цели, ради которой вы вышли из мира и ради которой должны сражаться, дабы достичь ее, ибо что пользы, если мы достигнем чего-либо мирского и повредим своей бессмертной душе, равной которой в цене нет ничего?229

Поскольку мы монахи, нашей целью является восхождение ввысь и житие на небесах. О горнем да помышляем в равноангельской чистоте, и не подобает нам отступать перед каждым недолжным помыслом, оставляя всесильное оружие молитвы.

Тело монаха – храм Божий. Мы должны этот святой храм украшать всяческой чистотой, чтобы он стал приятен Богу. Человек, оскверняющий сей храм, огорчает Господа. Следите за чистотой.

Девство является общим достоинством как душ, посвятивших себя Господу, так и Ангелов. Диавол люто ненавидит девство, будучи нечистым и врагом Божиим. Посему он и приносит постыдные помыслы, дабы благолепие чистоты было осквернено и лишилось своего ангельского сияния.

18

Святая Гора, октябрь 1957

Возлюбленный о Господе брат, Бог да благословит тебя и да просветит тебя на неложном пути спасения. Ты спрашиваешь меня в письме о том, дано ли тебе призвание и призвал ли тебя Господь, дабы не сотворить тебе что-либо без Его воли и не оставить своих обязанностей и так далее…

Брате мой, кто может вместить, да вместит; не все вмещают слово сие230. Характерные признаки призвания к монашеству – это когда человек видит в себе живое желание, ревность, любовь и даже как бы некую страсть к монашеству. Когда человек видит в себе сие, то уверяется, что это от Бога – стать ему монахом. И при этой уверенности он все же совершенно свободен выбрать сам либо одно, либо другое231. И если он желает того по собственному произволению, без понуждения, пусть примет монашество, которое именуют девственным житием.

Такое призвание есть дар Божий, который человек должен стараться не утерять и не угасить, ибо если он упустит возможность, на два-три года оставшись в миру, то, без всякого сомнения, это желание угаснет и после уже не воспламенится ради такой высокой цели.

Находящемуся в миру необходимо сообразно с телесными силами с рассуждением поститься, пребывать во бдении, молиться, подавать милостыню, хранить себя от таких вещей, которые оскверняют благоразумный помысл, избегать худых сообществ, женской беседы, пребывать в молчании, чтении и тому подобном. Все это помогает усилить желание монашеской жизни и сохранить его теплым, доколе не придет подходящее время для его исполнения, когда человек наконец решится на это, потому что, как мы сказали, за человеком оставляется совершенная свобода выбора, несмотря на то что есть и особые свидетельства его призвания.

Конечно, когда Богу будет дано обещание, тогда монашество становится обязанностью. Как говорят великие отцы Церкви, давший обет уже непременно должен стать монахом. Прежде чем давать обещание, необходимо хорошо подумать, ибо откладывание исполнения обета не будет иметь хороших последствий, поскольку почитается презрением к Богу, Которому дан этот обет.

Девственное житие высоко, потому что человек оставляет всего себя, чтобы не иметь препятствий в угождении Богу. И так со временем он, принимая образ божественного служения, становится святым душой и телом, возрождается, делается новым человеком, посвятившим себя Христу, имеющим отличительные черты жизни по Христу, наподобие того как дети имеют характерные черты своих родителей, свидетельствующие о их законном рождении.

Ты, брат мой, когда пожелаешь, можешь как паломник приехать на Святую Гору и посмотреть вблизи на то, как здесь обстоят дела. И, если захочешь, можешь пожить с нами или где-либо в другом месте столько времени, сколько пожелаешь. В нашем домике есть две келейки. В одной – я, в другой – ты, и таким образом тебе станет виднее, что делать. Услышишь ты и духовные слова от моего Старца232, сказанные из опыта,– одним словом, будешь просвещен в достаточной мере для того, чтобы разобраться, как поступить.

Вначале жизнь по Христу исполнена множества трудов и различных искушений. Но со временем они уменьшаются и приходит духовное утешение. И при посещении благодати Божией человек пребывает в духовной радости и сладости.

Господь сказал, что спасемся мы многими скорбями, и душа наша должна утвердиться в терпении, ибо претерпевший до конца обретет спасение233.

19

Святая Гора, ноябрь 1957

Возлюбленный брат мой о Христе, благодать Святаго Духа да покрывает тебя всегда. Вчера я получил твое письмо и очень возрадовался о том, что ты постиг подлинную суть монашества и что ты здоров. Мое собственное здоровье, по воле Божией, скудно.

Мои слова о бегстве имеют следующий смысл: человек, оставаясь два-три года в миру и медля, остывает и после этого теряет стремление к монашеству. И эта благодать внутреннего горения отступает за нерадение к достижению цели.

Терния и волчцы произрастит тебе земля234,– говорит Писание. Итак, терния и волчцы, то есть страсти и дурные привычки, будут произрастать на земле сердца. Многим трудом, пОтом и слезами выкорчевываются тернистые корни страстей и дурных навыков, дабы очистилась земля сердца, где будет посеяно семя – слово Божие.

«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Согласно святым отцам, молитва – это семя, засеваемое в сердце новоначального со многим трудом и подвигом, которое должно прорасти и возрасти, дабы его собрали и выпекли из него хлеб, хлеб жизни. Это означает, что новоначальный будет пожинать плоды от посеянного зерна, то есть вкушать сладость молитвы, любовь Христову. Это – вода живая235, напояющая, орошающая сердце, чтобы произрастило оно цветы, чего я, нерадивый, лишаюсь.

Жена, настанет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине236. Как хорошо Господь говорит об умной молитве!

Пребывая в миру, подвизайся, читай, молись, сколько можешь, твори молитву, ибо сила ее величайшая. Заботься о милостыне. Велика сила милостыни. И я, когда жил в миру, несмотря на то что был беден, по возможности творил милостыню, чтобы помог мне Бог достичь моей цели.

Посмотри, как Бог прославляет милостивых: Корнилию сотнику явился Ангел и сказал: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом237. Подобным образом говорит Навуходоносору и пророк Даниил: царь, грехи свои милостынями искупи и беззакония свои милосердием к бедным238.

Брате мой, будем помнить – и первый я, бесчувственный,– ответ пред Страшным Судилищем Божиим, как помнили о нем святые подвижники.

Авва Агафон плакал в час смерти. И монахи спрашивают его:

– И ты плачешь, авва?

– Поверьте мне, чада, я приложил все силы, дабы угодить Богу, но не знаю, угодно ли мое дело пред Богом!

Плакал и авва Антоний Великий:

– И ты плачешь, авва?

– Поверьте мне, чада, с тех пор как стал я монахом, страх смерти не отступал от меня!

Помышляю и я о самом себе: какой ответ дам Богу я, ленивый и нечистый, которого страсти обнажили от одеяния брачного!

Когда святой Михаил Малеин был новоначальным, отец пришел забрать его из монастыря и услышал, как тот поет: «Душа моя, здешнее временно, а тамошнее вечно. Вижу на престоле Судию, и пред Судилищем река огненная течет, и книги разгнулись, и сокровенное человеков стало явным».

Ты встретишь, брат мой, много препятствий на своем пути, но не теряй мужества. Избегай всего, что служит тебе помехой на пути Божием. Пресеки всякую дружбу с мирскими людьми. Не бойся: когда Бог с нами, никто против нас239.

Келейка моя весьма тихая. Когда приедешь, она тебе очень понравится. Я живу в полной тишине и беспопечительности. Старец дал мне благословение есть что-нибудь по утрам здесь наедине в безмолвии. Редко заходит кто-нибудь. Кушаю в уединении, стараюсь с помощью Божией творить молитву. Встаю сам, бдение совершаю сам. Итак, кто жаждет жить в безмолвии, беспопечительности и молитве, тому здесь очень понравится.

Я жду тебя с великой радостью. И очень прошу писать мне без каких бы то ни было колебаний.

С любовью о Христе, ничтожнейший отец Ефрем, чадо старца Иосифа

20

Воздержание, пост, бдение, отречение от мирского и тому подобное – это средства, чадо мое, для достижения чистоты сердца. А главным из отличительных признаков ее является любовь.

Цель наша, стало быть, заключается в очищении сердца. Без чистоты Бог не может быть видим, не является. Итак, как мы можем увидеть Его, если не достигли своей цели, даже не приблизились к ней, если не имеем чистого сердца? Апостол Павел говорит: любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает240. По этим признакам, которые превозносит и возглашает громогласно апостол Павел, можно определить, насколько человек преуспел в чистоте.

Земледелец начинает с того, что расчищает поле. Он освобождает его от камней и сорняков, вспахивает, засевает, ожидает от Бога дождя, солнца, ветров с единственной целью – пожать хлеб и вкусить плоды своих трудов.

Моряк, купец в дальних странствиях подвергаются всевозможным опасностям ради одной цели – приумножить свое богатство и от этого получают удовольствие.

Монах оставляет родителей, братьев и сестер, сродников, лишается отдыха, совершает бдения, молится, подчиняется братии, сражается с помыслами и делает многое другое – для чего? Чтобы достичь чистоты сердца, чтобы увидеть Бога! Если не очистится, то не узрит Бога241.

Что есть Бог? Бог есть любовь242. Стало быть, тот, в ком недостает подлинной любви, любви неподдельной, духовной, не может познать Божественное.

21

Дочь моя, да подаст тебе тысячи благословений Распятый, любящий сильно девственность – духовную сестру девства ангельского.

Небесный Отец – Девственник; Его Сын, Господь наш Иисус Христос,– Девственник; возлюбленный ученик Христов Иоанн – девственник. Что же сказать мне о Деве Марии, Богородице, Которая Сама является стеной и предстательством подвизающихся девственников!

Эту святейшую добродетель, ангельское украшение – девство – я, чадо мое, желаю, чтобы выбрала ты в своей жизни.

Все потерянное можно приобрести вновь, все, кроме девства, которое есть чистейшая жизнь без постыдных согрешений. Радуются ангельские воинства, когда присоединится к ним еще хотя бы одна сподвижница. Завидно ее место. Разве не пожелала бы ты, дочь моя, удостоиться его? Надеюсь на то, что дело благодати завершится в тебе преславно ради славы Распятого.

Иисуса нашего, о дщерь, возлюби и Тому единому служи в своей жизни. Итак, Иисус да будет духовной усладой твоего сердца, и никогда не променивай эту святую любовь на обманчивые земные услаждения, как бы ни хотел принудить тебя к этому суетный мир.

Стань ученицей Христовой, подобно мироносице, принося, словно драгоценное миро, девственную чистоту своему Учителю.

Все земное преходит как сон, и ничто из вещей сего мира не пребывает постоянным и неизменным. К чему же любить временное и изменчивое более, нежели вечное и непреходящее?

Каждую секунду угрожает нам смерть, готовая отправить нас в мир иной и на Судилище Божие. Что нам остается делать? Только готовиться дать добрый ответ Богу в том, в чем мы погрешили пред Ним!

Любую свою мысль, которая не добра, а грешна, изгоняй, как только она появится. Имя Иисусово поминай непрестанно, потому что это святейшее имя даст тебе победу над многоразличными грехами.

О мире и домашних

1

Ангел Божий, чадо мое, да последует за тобой и да покажет тебе путь Божий для твоего спасения. Аминь, буди. Желаю, чтобы Бог даровал тебе здравие душевное, потому что оно есть дар усыновления, который получают души, всецело предавшие себя на служение Богу и Его любви.

Мир притягивает юность подобно магниту. Мирское имеет большую власть над новопросвещенной душой, которая только-только начала понимать свое предназначение, цель своей жизни и долг, зовущий ее.

Дружба с миром (любовь к нему) есть вражда против Бога; итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу243. Наслаждение Бог уготовал в вечности, ибо Он и душа наша вечны. Но никакое наслаждение мира не может сравниться со святым и чистым Божественным наслаждением.

Мирские наслаждения приобретаются трудом и денежными затратами. Но за кратковременной усладой приходят многообразные скорби, а потому называть сие наслаждением было бы неправильно. Наслаждение Божественное не имеет худых последствий, и духовная услада внизу, на земле, является начатком единой вечной череды наслаждений и радости в Царствии Божием. А истлевший в наслаждении мир, напротив, должен подвергнуться вечному осуждению с древним виновником растления – диаволом.

Время нашей жизни, чадо мое, дано нам как золото, чтобы каждый мог «купить» свое спасение, и в результате той «торговли», которую совершим, мы или разбогатеем, или обнищаем. Если золото времени мы используем для покупки и приумножения духовного богатства, то станем действительно хорошими купцами244 и услышим блаженный глас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего245.

По окончании нашей жизни от каждого из нас будет потребован точный отчет в том, как мы потратили золото времени, и горе нам, если расточили мы его в кино, в развлечениях, в блудодействе, в суетных мечтаниях и плотских утехах. Тогда какое оправдание сможет принести наш онемевший язык или как сможет человек возвести свои очи и воззреть на Христа, когда Тот изочтет бесчисленные Свои благодеяния, которые расточала нам Его безграничная любовь?

Сейчас, когда у нас есть время, сейчас, когда золото еще не все потрачено и мы еще можем распоряжаться им, поразмыслим мудро и отвергнем разбойный мир, крадущий его у нас, отвергнем, как мертвого смердящего пса, и поспешим купить на золото многоценные дела, которые, будучи испытаны огнем, станут светлейшими, достойными дарами нашему святому Богу и украсят святой и Небесный Иерусалим. Не будем покупать солому, то есть дела, достойные тьмы и мучений, ибо с ними и мы низойдем в вечный огонь геенны, где множество растратчиков Божественных даров будут пожинать то, что посеяли!

Ты же сей дела добрые со слезами и во время посещения246 пожнешь снопы наслаждения вечной жизнью!

2

По видимости мир привлекателен, но мы, дабы осмеять его, должны сделаться безумными, чтобы стать мудрыми по Богу247. Любовь мира есть вражда против Бога248, и любящий мир обнажен любви Божией249.

Мы призваны стяжать небо. Речь идет о вечном наследии, всецелом Божественном наследии: вся бо воздал еси нам250. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!251 Ибо что мы дали Богу, чтобы Он даровал нам Свое безграничное Царство? Свое зло, свое нечестие и вообще бесчисленные и безмерные по вине ошибки свои? Исповедуем благодать, не сокрываем милости252.

Будем подвизаться: награды вечные приготовлены для подвижников. Спеши проводить чистую жизнь, торопись изгнать мир из помышлений своих и приблизить свое сердце к горнему миру, где царят вечная радость, мир и блаженство.

3

Сатана расставит многоразличные сети, чтобы повергнуть вас в расслабление, дабы вы изнемогли и пали духом. Но и вы уразумели лукавые уловки, посему приготовьтесь для противостояния.

Испытываемое вами – от Бога, ибо Он подготавливает вас к сражению, обучает и воспитывает. Так бывает и на воинских учениях. Бойцы сначала изучают сражение в теории, а потом, когда вострубит труба настоящей войны, они, будучи подготовленными, спешат на сражение с уверенностью, что умеют воевать, и жертвуют собой ради своей цели и идеи.

Так и вы теперь: раз вы призваны стать воинами Иисусовыми и сражаться с Его врагом, то Христос упражняет вас для того, чтобы сделалась явной ваша любовь к Нему: кто любит Меня, разве не тот, кто хранит заповеди Мои?253

Дерзайте, чада мои, оставайтесь верными, посвятив себя Тому, Кто возлюбил вас совершенной любовью.

Генералы перед началом сражения воодушевляют воинов военными маршами, рассказами о героических подвигах и возжигают в них готовность к самопожертвованию. Это придает большую силу и мужество во время сражения.

Так и мы должны воодушевляться подвигами мучеников и преподобных, тем, как они боролись и подвизались, как оставили мир и всё, что в нем, и как ничто не помешало им идти тем путем, который ведет ко Христу.

Пример святых отцов будет поддерживать ваше благое желание и произволение, ибо многие, не ведая скрытых сетей, преткнулись и души их отпали от надежды вечной жизни.

Размышляйте о любви нашего Иисуса. Любовь Иисуса превыше любой другой земной любви. И чем больше мы оставим, тем большую любовь Божию вкусим254.

Будем обращать свое внимание горЕ, где Иисус восседает одесную Бога. ГорЕ да зрят наши очи, потому что там находится вечное и нескончаемое.

Помыслите о небесной жизни: там – безграничная премудрость Божия, там – красоты непостижимые, там – ангельское пение, там – богатство Божественной любви, там – безболезненная жизнь, там будут отняты слезы и воздыхания, там только радость, любовь, мир, Пасха вечная, праздник, не имеющий конца. О, бездна богатства и ведения Божия!255 Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его256.

Следите за молитвой, терпите в ней, и молитва все приведет в порядок. Не претыкайтесь нисколько, оставайтесь твердыми в достижении святой цели, пребывайте рядом с Иисусом, чтобы вкушать духовное счастье. Кроме него, нет никакого другого счастья. Все, что почитается за счастье, но находится вне Христа, почитается так неверно, ибо приобретается неправедными средствами, заканчивается скоро и приводит человека к вечной печали.

Подвизайтесь, чада мои: Ангелы сплетают венцы из райских цветов, и венцы эти Христос вменяет нам в мученичество. Что может быть лучше мученичества за Христа!

4

Получил я твое письмо, чадо мое, и все мы возрадовались твоему твердому устремлению к прекрасному идеалу монашества. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих257.

Никакая любовь да не отлучит тебя от любви Христовой. Все почитай за сор, чтобы приобрести Христа258. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той будущей славой, которая дана будет подвижникам259. Ныне время подвигов, скорбей, трудов по Богу, а будущая жизнь – время венцов вечной славы, наград, похвалы и пребывания со святыми Ангелами у превознесенного престола Божия.

Юность проходит неслышно, годы протекают тихо, незаметно, как речная вода. Часы и минуты подобны дыму, уносимому ветром. Так уходит и исчезает нынешняя жизнь, и подвижники Божии шествуют к вечным наградам славы, а ленивые и миролюбцы – к вечному осуждению с демонами.

Прелести мира и его наслаждения для вкушающих их, если они не покаются, превратятся в вечную скорбь и боль. И наоборот, людям Божиим за малые лишения воздастся вечным счастьем и Божественным блаженством.

Этого блаженства вкусил небошественный Павел и в изумлении воскликнул: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его260.

Любовь домашних да не будет для тебя препятствием. Подумай, что в час смерти ты будешь один, и тогда необходимо будет тебе иметь помощником Бога. И если теперь ты возлюбишь Его больше них, то Он поможет тебе. Если же отступишь от Него, то сам пожнешь плоды жестокого сожаления.

Итак, ради любви Христовой прими решение и начинай.

5

Духовной дочери

Чадо мое благословенное, сильный во бранях Господь261 да укрепит твое сердце творить благоугодное пред Ним.

Да не устрашается, да не смущается твое сердце262, желая исполнять спасительную волю Божию.

Владыка Христос, ободряя верующих в Него и следующих за Ним, говорил: Ибо что пользы человеку, если он станет обладателем всех благ мира и через них повредит своей бессмертной душе?263 Скоро преходит мир с его прелестями, в то время как духовная сущность человека – душа – бессмертна и предназначена для вечной жизни в Боге.

Проходят наслаждения вместе с теми, кто вкушает их. Все человеческое – тень. Все течет и разрушается. Поистине, все человеческое – это сон и призрачное видение. Люди один за другим ложатся в холодный гроб. Их могилы безмолвно напоминают о том, что все человеческое есть суета и прелесть.

«Всуе мятется всяк земнородный… Егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идеже вкупе царие и нищии»264.

Об этом помышляй, чадо мое, особенно же о Судилище Божием, которому мы должны будем предстать и где будет явлено все, сотворенное нами делом, словом и помышлением. Страшная минута! Тогда не помогут адвокаты. Только добрые дела, по громкости превосходящие трубы, станут нашими адвокатами.

О, какое счастье, какая радость! Какая слава Христова в нас, что и в восьмом веке265 не иссякнут Его исповедники и отрицающиеся сатаны и его полчищ, те, кто со всей горячностью соглашаются встать в ряды царской стражи, чтобы защищать святыни Божии!

Время подвигов, чадо мое,– раздаяние венцов. Не упускай возможности, исповедуй причисление себя к подвижникам Божиим: «Не желаю жить мирской жизнью, полной сетей, греха, страстей и распутства. Жажду чистоты, освящения, бесстрастия, надежды вечной жизни через девственную и монашескую жизнь. Желаю слезами, послушанием, покаянием очистить оскверненную страстями душу. Мирским чужды все сии богоугодные дела. Тоскую по пламени любви Христовой, желаю Божественного утешения в своей жизни. Не желаю утешения от радостей земных, ибо конец их – несчастье и боль».

В этом поучайся, в этом пребывай, и Бог да будет с тобой, укрепляя тебя в славном сражении, за которым будут наблюдать Христос, Божия Матерь, святые Ангелы и преподобные, в подвиге просиявшие, подавая тебе просвещение, силу, мужество и смелость. И я уповаю на необоримую силу Бога, что Он даст тебе победу, дабы и в тебе прославилось Его пресвятое имя.

6

Духовной дочери

Всё в твоей воле: моли с большой теплотой Божию Матерь, дабы Она согрела тебя в святом желании – в решимости без саможаления отречься суетного мира, этого сна, который называют жизнью, и последовать за Женихом Христом, Который подарит тебе Самого Себя и Свою сладчайшую любовь и удостоит тебя стать наследницей Своего Царства.

Проси Ее дать тебе святую решимость и, когда даст тебе, перекрестись и последуй спасительному гласу Иисусову, глаголющему: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною266.

В страшный час смерти ничто не поможет нам, кроме добрых дел, совершенных ради Бога и нашей души. И поскольку монашеская жизнь – это в основном дела Божии, полезнейшие для спасения нашей души, то почему бы нам не пожертвовать всем и не проводить такую жизнь, которая соделает нас богатыми в Царствии Божием? Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?267

Жизнь человека висит на волоске. В любой момент она может прерваться. Сколько людей пробудилось, но не дожило до ночи? Сколько уснуло и не проснулось? Действительно, жизнь человека похожа на сон. Во сне человек видит фантастические картины – как он, например, венчается на царство,– а когда просыпается, вспоминает, что в действительности он нищий.

В этой жизни, в которой мы живем, человек трудится, чтобы обогатиться, выучиться, хорошо жить, стать великим, но, к сожалению, приходит смерть и все соделывает напрасным. И то, над чем трудился он всю жизнь, забирают другие, а сам человек уходит из жизни с неспокойной совестью и оскверненной душой.

Кто премудр, как не тот, кто поймет это, отречется от сего и последует за Женихом Христом, Который за все благие дела, содеянные человеком, в Своем Царстве воздаст ему в неизмеримо большей степени!

Всегда, дочь моя, помни о смерти, о Суде Божием, на который мы, без всякого сомнения, предстанем. Помни об этом, дабы иметь больше страха Божия и плакать о своих грехах, ибо слезы утешают душу плачущего.

7

Духовная моя дочь, желаю, чтобы тишина и Божественная радость сопутствовали твоей жизни. Аминь.

Получил твое письмо и увидел твою радость. Желаю, чтобы радость эта стала начатком непрестанной духовной жатвы, новой жизни, полностью посвященной единственно любви Божией.

Ты познала плоды Духа. Если малое познала и столь укрепилась, то как окрепнешь, когда будешь находиться в совершенном духовном окружении!

Везде, где бы мы ни были, мы будем подвергаться искушениям – и в монастыре, и в пустыне. Однако в удалении от мира у нас будет возможность вести сражение на открытом пространстве, где мы сможем собрать себе на помощь духовное подкрепление, питая благие надежды на вечную победу и почесть вышнего звания268.

Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего269, вечного, прославленного!

Подвизайся, чадо мое, изо всех своих сил. Не доставляй сатане радости оставлением правила, но точным и ревностным его исполнением подавай ему горечь.

Проходит мир и образ его270, но делающий благо пребывает вовек.

Сатана не прекратит пускать в тебя отравленные стрелы различных помыслов, особенно же помыслов постыдных. Ты же мужественно становись в строй, дабы получить нетленный венец.

Как только появится плохой помысл, тут же уничтожай мечтание и сразу говори молитву, и вот уже приходит избавление!

Не страшись в преддверии сражения, дабы не потерять бодрости духа, но призывай всесильного Бога и смиряй себя до зела. Укоряй себя самыми плохими словами, убеждая свой помысл, что такова ты и есть на самом деле. И тогда в этот момент самоукорения, начинай сражение, не забывая молитвы.

Будь внимательна, ибо немал подвиг, который мы подъемлем. Мы должны сразиться с началами и властями271, и необходимы мудрость и осторожность, чтобы действительно совершить добрый подвиг, ибо добро не есть добро, если совершается не по-доброму.

Желаю доброго подвига; будь осторожна с теми людьми, с которыми общаешься.

Со множеством пожеланий и благословений, ничтожный твой старец

* * *

179

Ср.: Пс.106:43.

181

См.: Ин.14:23.

183

В оригинале – «шествием» (πορειάν).– Перев.

190

Ср.: Флп.3:20.

191

Ср.: Пс.83:6.

192

Дословно – «отражая» (κατοπτριζόμενος). Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая (κατοπτριζόμενοι) на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор.3:18). Это возрастающее преображение во славе по образу славы Господней нужно понимать не как уже совершившийся факт, но как возможность, дарованную благодатью Нового Завета всем, взыскующим этого преображения.

193

Ср.: Рим.11:33.

194

То есть к открытию в себе этого образа славы Господней (см. выше).

195

См.: Еф.6:12.

199

См.: Мф.11:30.

201

Имеется в виду здесь не столько семейный союз, сколько само душевное ощущение радости и счастья от соединения с любимым человеком, которое нередко в череде семейных будней утрачивается. Те же, кто уневестил себя Христу, сподобятся «вечного брака», то есть вечного причастия этой радости и соединения с Небесным Женихом.

204

В древнегреческой мифологии амброзия – это нетленная пища олимпийских богов, которая поддерживает их бессмертие. – Перев.

205

Игумении монастыря, или старице.

206

Иисусову молитву.

207

Так принято именовать Святую Гору – как удел Божией Матери.

208

Дословно – «ведает», то есть достигает определенной степени опытного познания Бога.– Перев.

210

Имеется в виду, очевидно, господство над помыслами, которого достигали святые отцы посредством умной молитвы.

213

Ср.: Пс.83:11.

214

Ср.: Иак.4:4.

217

См.: 2Тим.4:7.

218

См.: Мф.27:32.

219

Ср.: Рим.8:17.

220

Вероятно, так образно называет старец монашеский постриг.

221

См.: Лк.10:39.

223

См.: Мф.13:44.

224

Дословно – «роскошь».– Перев.

227

Ср.: Флп.3:20.

228

Отцы Церкви единодушно учат, что брака как средства продолжения рода до грехопадения не существовало: «Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке. Он нуждался в помощнике, и он был ему дан… Желание полового общения, зачатие, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. М., 1993. С. 152).

229

См.: Мф.16:26.

231

То есть даже благодать и призвание Божие не устраняют личной свободы человека.

232

Письмо было написано еще до смерти старца Иосифа Исихаста († 28.08.1959), когда братство его жило в Новом Скиту, куда они перебрались в 1951 году (по другим источникам – в 1953).– Перев.

234

Ср.: Быт.3:18.

235

Ср.: Ин.4:10.

236

Ср.: Ин.4:23.

238

Ср.: Дан.4:24.

239

См.: Рим.8:31.

241

См.: Мф.5:8.

243

Ср.: Иак.4:4.

246

Время посещения, или день посещения, согласно толкованию святых отцов,– день Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, «когда приидет в мир воздать каждому по делам его» (Святитель Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии. М., 2002. С. 307).

247

См.: 1Кор.3:18.

248

Ср.: Иак.4:4.

249

Ср.: 1Ин.2:15.

252

Из молитвы Великого освящения воды: «Не таим благодеяния, проповедуем милость».

253

Ср.: Ин.14:21.

254

Это, по сути, краткое изложение слов Самого Спасителя: И всякий, кто оставит дОмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зЕмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19:29; ср.: Мк.10:29–30).

255

Ср.: Рим.11:33.

258

Ср.: Флп.3:8.

259

См.: Рим.8:18.

261

См.: Пс.23:8.

262

См.: Ин.14:27.

264

См.: Последование погребения мирских человек. Седален по 3-й песне канона, глас 6.

265

Известно, что «восьмым веком» наставник отца Ефрема старец Иосиф Исихаст называл последние времена (см.: Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. С. 27.).

268

См.: Флп.3:14.

270

Ср.: 1Кор.7:31.

271

См.: Еф.6:12. Духи злобы называются так не потому, что от Бога получили власть и начальство, а потому, что господствуют над теми, кто посредством греха сам подчинил себя им; кроме того, называются так и потому, что отпали из девяти чинов ангельских и присвоили себе их названия.


Источник: Отеческие советы / архимандрит Ефрем Святогорец ; перевод с новогреческого [иерея Василия Петрова]. - Изд. 2-е. - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2017. - 517 с. ISBN 978-5-98599-181-9

Комментарии для сайта Cackle