Источник

Глава третья

О грехе, покаянии, скорби и слезах

1

Не скорби: при помрачении сознания помыслы не вменяются в грех. Другое дело, когда человек обладает свободным умом, – тогда эта свобода подвергается суду. Поскольку из-за болезни ты лишен такой свободы, то как помыслы могут вмениться в грех? Успокойся, только терпи и благодари Бога.

Падать и получать раны – это свойственно людям, потому что если и один день живет человек на земле, то прилежит его помысл на злое от рождения его150. Но падать и оставаться в падении – это не человеческое151. Покаяние воссоздает человека заново. Оно дано, чтобы после крещения душа имела возможность исцелиться, и если б не было покаяния, то мало кто мог бы спастись152. Поэтому добродетель покаяния бесконечна, доколе есть в человеке дыхание жизни, ибо и совершенным свойственно ошибаться. Чада мои, когда вы видите, что помысл обличает вас за какие-либо грехи, тотчас примите лекарство: кайтесь, плачьте, исповедайтесь,– и вот вы пришли в прежнее и даже еще лучшее состояние.

2

Иуда-предатель, посвятив себя Господу и став причастником благодати, вместе с остальными апостолами совершал чудеса, но в конце потерпел полный крах.

Разбойник, совершив бесчестные и безнравственные дела, преступления и многое другое, воззвав покаянным гласом, упокоился в небурном пристанище вечного блаженства.

Еврейский народ, принявший обетования Божии и названный Самим Богом избранным и святым, ослеп и навсегда потерял Бога.

Племена варваров, по делам своим подобные блуднице, приняли проповедь и стали наследниками Того, Кого потерял Израиль, – Бога.

Посему прочь уныние и отчаяние. Сколь бы мы ни были грешными, мы всегда должны прибегать к Богу, и как рабы обращают очи своей души на руку своего господина, так да будут и наши очи обращены ко Господу с вечной надеждой на Его милость, доколе не помилует нас153.

3

Ниспадение человека в телесную тленность и, как следствие, изгнание и удаление от благаго Отца Бога породило закон греховный, который воюет с законом Божиим154.

Закон греховный, как склонность ко греху и лукавство, прилежит человеку от юности155. И эта склонность ко злу, будучи прародительским наследием, образом, плодом и последствием древнего удаления от Источника счастья, в человеческом естестве приняла огромные размеры. Поэтому человеческое естество влечется ко злу, и закономерными следствиями сего являются страшные беды, постигающие потомков Адама и Евы.

Призвание человека к первоначальному сыновству совершилось ценой крестной смерти Господа Иисуса и привело к вечному спасению, но не упразднило закона греха, который внутри человека. Не потому, что это было невозможно: ведь и одной капли святой Крови Иисуса Христа было достаточно, чтобы все преобразить. Но Бог по Своему домостроительству оставил этот закон в человеке, дабы посредством него не только наказывать, но и испытывать расположение каждого.

Бог, говорит Священное Писание, не допустил, чтобы Иисус Навин уничтожил все окружающие Израиль языческие народы, но оставил некоторые, дабы через них научить израильтян воевать.

Стало быть, когда закон греха не встречает мужественного противника, то есть доброго желания и намерения, вооруженных Божественными заповедями и повелениями, тогда побеждает и пленяет подвижника. Он снимает с него Божественное оружие и увлекает в греховный поток.

Из этого и многого другого следует, что все злоключения человеческого естества – это плоды ниспадения из прежнего бессмертия в тление. Кроме того, спасительная жертва Богочеловека Иисуса по домостроительству не упразднила закона греховного не только для наказания человека, но и по многим другим спасительным причинам, дабы посредством сего соделать его мудрым наследником Своих вечных благ.

4

«В чем застану, в том и сужу тебя». Вот цена мига: обрел Он тебя в покаянии? Застал во время исповеди? Настиг тебя при словах: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою?156 Приблизился Он к тебе во время подлинного покаяния и самоукорения? Вот, в один момент времени Бог судит тебя, как и сказал: Верен Господь в словесах Своих157.

Если же, о человек, Он обрящет тебя в противоположном тому, то тогда откроются очи души твоей и ты увидишь, какой потерпел ущерб. Но что пользы! Когда Бог совершит суд над человеком, то тщетно покаяние. Когда закончится праздник, напрасны многословные речи. Все уже завершилось!

О, что это за великое таинство! О Боже мой, сладкий мой Иисусе, открой очи моей души, чтобы видеть мне ясно великое таинство моего вечного спасения и с помощью Твоей благодати подготовиться в путь, дабы в конце моей жизни не раскаиваться понапрасну. Как видишь, я совершенно ничего не делаю, но весь поражен язвами страстей. Даруй мне слезы и всецелое покаяние прежде, чем придет последний час, в который я услышу Твой глас: сделай завещание для дома твоего. Ты умрешь и не поживешь158.

5

Покаяние не имеет конца159. Все добродетели даруются благодатью Божией для того, чтобы быть доведенными человеком до совершенства. Покаяния же довести до совершенства не может никто, потому что до самого последнего вздоха мы нуждаемся в нем, ибо согрешаем во мгновение ока, как только оно отступает.

О, насколько благ Бог! Справедливо будут мучиться подобные мне грешники, ибо презрели милосердие Небесного Отца. Согрешая по-человечески, мы ленимся сказать согрешил! Да и как же нам сказать это, когда мы, я первый, одержимы забвением, нерадением и их помощницей – гордостью, которые являются серьезными препятствиями на пути ко смирению! Это Своим Крестом показал нам Христос, но мы, к великому сожалению, продолжаем притворяться слепыми.

Время уходит, годы летят, и мы все больше приближаемся к вечности. Несмотря на то что мы видим это, какое-то опьянение ума расслабляет нас, доколе не будем мы ввержены, и я первый, в геенну!

Боже мой, избавивший человеческий род от рабства врагу, избавь и нас от будущего осуждения, когда придешь судить мир, воздавая каждому по делам его.

О, если бы молитвами твоими обрел я милость, когда будет судима моя бедная душа, ибо страшусь в ожидании Страшного Судии, обличаемый своей совестью.

6

Послушание, отсечение воли, самоукорение, терпение во всем закладывают душевный фундамент. Слезы же сохраняют теплоту и ревность. Если желаешь быть ревнителем до конца жизни, поревнуй о непрестанном плаче. И, если есть у тебя такие слезы, не бойся: ревность сопутствует желанию спасения.

Вода тушит огонь. А вода Божия, истекающая из очей кающегося, мы знаем, возжигает огонь не вещественный, а огонь Божественный, пожигающий чужеродные плевелы!

7

Избегай греха и старайся хранить чистоту. Молись в духе смирения и в сокрушении сердца. Изгоняй любой злой помысл, пытающийся тебя осквернить, призывая Иисуса Христа, Который тотчас придет тебе на помощь.

Досаждение сатанинское вменится тебе в мученичество. Бог все попускает по Своей любви, дабы наказать нас, чтобы научились мы премудрости Божией, чтобы был постыжен искуситель и прославился Бог.

Никогда не отчаивайся. Никогда не теряй дерзновения. Никогда не теряй терпения, но переноси все ради любви Бога, Который ради нас претерпел крестную смерть. Его называли бесноватым, Его хулили, и многие страдания претерпел Он для нашего спасения.

Помни о смерти. Помни о ней всегда, дабы сокрушалось сердце и рождались скорбь, умиление и слезы. После этого душа приходит в мирное и спокойное устроение, как бы находясь в другом, блаженном мире!

8

Будем каяться искренне, исповедоваться чисто и подробно. Пусть нашей постоянной заботой будет суд Божий, Его решение. Будем говорить: «Спасемся ли мы или попадем в адские муки?». Теперь и всегда мы должны проливать покаянные слезы. О, какова должна быть наша забота о чистоте одеяния нашей души! Нам нужно убелить его, иначе в таком состоянии, в каком сейчас находимся, мы не сможем предстать пред Христом.

Поучение в памяти смертной не должно покидать нас никогда с самого начала монашеской жизни.

9

Как драгоценно время этой жизни! Каждая минута имеет великую цену, потому что за одну минуту мы можем столько всего передумать! Потому что один помысл по Богу возводит нас на небо, а один диавольский помысл низводит в ад. Вот, стало быть, какую цену имеет одна минута в настоящей жизни. Но, к сожалению, мы не помышляем об этом, и без пользы проходят минуты, дни и целые годы. Разве только без пользы? Какой вред все мы претерпели, первый я, и не замечаем того! Но однажды, когда наша душа выйдет из тела, мы увидим это, хотя, увы, будет уже поздно. Исправлению тогда уже нет места. Мы должны осознать, понять это сейчас, когда можем положить начало. Будем использовать драгоценное время нашей жизни, и действительно блажен тот, кто понудит себя и положит начало, ибо однажды он окажется богатым душевно.

Никогда не поздно160, ибо Господь ожидает пробуждения каждого человека, чтобы дать ему работу. Он ждет до единонадесятого часа161 и всеми средствами старается разбудить нас.

Желаю, чтобы все мы пробудились, зажгли свои светильники и с недремлющими очами в терпении ожидали пришествия Господня, дабы войти с Ним во всесветлый чертог вечного блаженства, в праздник светлых Ангелов, чтобы петь вместе с ними воскресные песнопения, которые поведут нас от созерцания к созерцанию, к божественному восхождению! Тогда, о, тогда мы поймем с ясностью, что́ за великое дело – понуждение себя во всем и что хорошо поступали начальствующие над нами, которые заставляли и огорчали нас. Тогда благодарение Богу будет безгранично, тогда мы действительно достойно воздадим благодарение Ему!

10

Не будем зря терять времени. Царствие Небесное принадлежит понуждающим себя162. Помните об исходе своей души, о последнем часе и моменте тягостного разлучения души с телом. Помните о том, как в последний час приходят демоны и стремятся схватить бедную душу и увлечь ее в ад.

О, что за страдание, что за боль души! Какие стенания вырываются из груди! Увы, в каком горестном состоянии находится душа в эти минуты! Какие клятвы будет она давать Богу, что изменит свою жизнь, будет шествовать путем покаяния и подвига, только бы не умереть!

Все мы достигнем этого часа и испытаем всё это, и даже более того, и будем еще горячее давать обещания, что обратимся на путь покаяния и подвига. Представим, что Бог услышал нашу просьбу163. Что нам теперь остается делать? Выполнять обещанное, творить истинное покаяние и подвиг для исправления своей души. Вот и подходящее время для покаяния и подвига. Постепенно сокращается время жизни, и мы, сами того не замечая, приближаемся к кончине и гробу!

Нас ожидают суд и Судия, а также и книги с записанными в них делами каждого человека. И кто может избежать этого? Никто. Все мы предстанем престолу Христову, нагие и со склоненными выями, чтобы дать ответ за сотворенные дела, слова и мысли. Будем помнить об этом днем и ночью, чтобы привести свои души к скорби и слезам!

11

Грех, подобно жалу, намазанному чарующей сладостью удовольствия, приближается вероломно, чтобы поразить душу. Но прельстившийся этим кратковременным наслаждением и покоем почувствует на своем духовном организме, что грех горче яда и губительнее чумы.

12

Что бы ни случилось в твоих отношениях с родителями, исповедь все прощает и изглаживает, брат мой о Господе. Вспомни блудного сына, как он согрешил и как огорчил родителей своим блудным житием. Но, когда покаялся, тотчас отверзлись ему отеческие объятия и прошлое исчезло, как будто и не было его вовсе.

Произошло исцеление и твоих опечаленных родителей, потому что обращение твое к духовному пути все исправило. Они, находясь в истинной164 жизни, получают от Бога известия об изменении твоей жизни и твоем покаянии, о твоих милостынях и панихидах, которые ты по ним совершаешь.

Если мы, нагрешившие пред истинным Отцом Богом, получаем прощение содеянного, то как же радуются об этом наши родители, находясь там, в истинной жизни, откуда они ясно видят происходящее и знают человеческую немощь, и удобопреклонность юности ко греху, и великого лукавого мастера – диавола, который является виновником всех соблазнов. И, более того, они будут признательны за помощь, которую получают от Бога благодаря тебе.

Не тревожься, брат мой. Со спокойной душой шествуй по пути покаяния, и пусть прошлое тебя не огорчает. Забывая заднее и простираясь вперед165, будем взирать на спасительную цель.

Пусть крепость твоя не колеблется от подобных помыслов. Имей дерзновение, надежду и мужество. Все, что приносит тебе помысл,– это диавольская хитрость, чтобы охладить твою надежду на спасение.

«Согрешил»,– говорит человек. Бог тотчас прощает и не вменяет ему греха.

Как огорчал свою святую мать святой Августин! Но впоследствии какой святости и любви Божией он достиг!166

Покаянием все исправляется. Нет ничего, что могло бы победить милосердие Божие. «И первого милует, и последнего исцеляет; и тому дает, и этому дарует»167. Любовь Божия все покрывает и исправляет. Никто не безгрешен – только один Бог.

13

Старец пишет своей духовной дочери в миру

Все, что ты перенесла, дочь моя, произошло из-за твоей самоуверенности. Разве не наставляли тебя в смирении и самоукорении? На что ты покусилась? Разве не знаешь, что человек, безрассудно опирающийся на трость из камыша, сломает трость и поранит руки? На что ты дерзнула? Разве не знаешь, что без Меня не можете делать ничего?168 Разве не знаешь, что многие отцы пали, понадеявшись на самих себя?

Смирись, укори себя, плачь, дочь моя, омой свое брачное одеяние. Твой Жених, Который прекраснее всех сынов человеческих, зовет тебя, ищет, приготовил на небесах для тебя обитель, духовно прекрасный брачный чертог! Вот Ангелы служат, не ленись. Восстань, возьми воду и омой свой брачный наряд, потому что ты не знаешь, когда придет смерть, которая не предупреждает о своем приходе, но посещает всех. И мы не ведаем того часа.

Покайся. Посмотри, как блудница омывает пречистые ноги Владыки. Она проливает слезы, которые драгоценнее мира, и они привлекают Божественную милость и прощение. Она слышит: прощаются тебе грехи, иди с миром169.

Покаяние, дочь моя. Припади со стенанием к ногам Страшного Владыки, плачь, возопи: «Согрешила, Иисусе мой. Приими меня кающуюся и спаси меня. Не презри моих слез, Радость Ангелов. Не возгнушайся мною, не отвержи меня, Ты, приклонивший Небеса Своим неописуемым умалением».

Такими словами беспокой Христа с убеждением, что обретешь втройне Его любовь.

Твое покаяние принесет безмерную радость Ангелам, и в изумлении они воскликнут: «Восстала, восстала, восстала!», то есть ты не упала окончательно, но поднялась и уже не катишься к пропасти, но снова устремляешься вверх.

14

Время настоящей жизни проходит незаметно, бесшумно, и наказание каждого человека с прошествием времени увеличивается незаметно для него самого. Однажды он заметит это, придет в недоумение и скажет: «Где же было собрано столько грехов, и я, несчастный, не ведал о том? Увы мне, окаянному! Что теперь меня ожидает? Как я пройду мытарства?».

Да, чадо мое, так будет со всеми нами. Приготовимся как можно скорее, сейчас, потому что не знаем, в какой день и час придет Господь и постучится в дверь нашей души, чтобы призвать нас к ответу. Итак, будем всегда осмотрительными и готовыми для безвозвратного отшествия на небо.

15

Возлюбленный брат, Бог, посетивший наше смирение, Сам да подаст нам подлинное покаяние, благодаря которому мы искупаем свою вину перед Божественным судилищем.

Искреннее покаяние – то, которое являет раскаяние в сотворенных грехах, скорбь и горючие слезы, сокрушающие греховную крепость. И все это вместе с искренней и чистой исповедью.

Посредством простоты и веры мы освобождаемся от скверного рассеяния, растлевающего благие семена Духа. Как мы веруем, так и получаем: что посеешь, то и пожнешь.

Будем просить умиления и скорби, и дарует нам Бог. И истекут потоки животворных слез, дабы сердце принесло плоды Святаго Духа. Аминь.

16

Молись обо мне, брат, чтобы даровал мне Господь покаяние прежде, чем я изыду из этого мира в великий путь. Ведь мы сотворены не для этой земли, а для неба. Там Бог приготовил места для Своих чад, послушно выполняющих все, что Он говорит им. А для тех, кто глух к Божественным повелениям, Господь уготовал место вечного заключения, от которого да сохранит Он нас.

Сейчас Бог через Священное Писание, проповедников и духовников взывает: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное170. Но, к сожалению, умные и сильные под различными предлогами не слышат того.

Однако всеблагий Бог, желая передать человеку Свое богатство, призывает всех немощных, больных, ничего не значащих171. Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых, чтобы наполнился дом Мой172,– говорит Бог через Священное Евангелие.

Когда Бог призывает недостойных, тогда наиболее прославляется Его милосердие и человек становится признательным, ибо кто из прокаженных, удостоенный очищения, не воздаст благодарения своему Благодетелю? Кто, осужденный на вечное заключение, не будет признателен Спасителю?

Но я, брат, к сожалению, не благодарю Бога, потому что лень – это порождение гордости – отняла у меня разум.

Об исповеди и духовной сокровищнице

1

Эта исповедь даровала радость моей душе, потому что возрадовался Бог и Ангелы, которые каждый миг ожидали ее. Ты сумел постыдить диавола, который так сильно радуется, когда кто-либо скрывает помыслы от своего духовного отца.

Змея, когда выползет из своего логова, спешит спрятаться, потому что чувствует, что ее прибьют. Так происходит и с диавольским помыслом, который похож на ядовитую змею. Когда он выйдет из уст человека, то рассеивается и пропадает, потому что исповедь – это смирение. И если сатана не может вынести даже запаха смирения, то как же он устоит после смиренной и искренней исповеди?

Но тебе, чадо мое, я желаю доброго начала и внимательности. Не стыдись меня. Воспринимай меня не как человека, а как служителя Божия. Рассказывай мне обо всем, хотя бы даже и говорил тебе помысл что-либо обо мне, потому что я на опыте знаю о диавольских оскорблениях и знаю, как он воюет с человеком. У духовных чад простое сердце, и если к ним приходят плохие помыслы, то это бывает по вине диавольской злобы и эгоизма173 человека, которому для смирения попускается искушаться подобными помыслами по отношению к старцу.

Поэтому не печалься. Я всегда буду радоваться, когда ты будешь говорить со мной свободно и искренне, потому что без чистой исповеди не бывает никакого преуспеяния в духовной жизни.

2

Итак, чадо мое, не имей никакого попечения. Твою ношу взял на себя я. Только прошу тебя, будь спокоен. Ты пишешь мне пером, но я чувствую силу, мысль, суть написанного, углубляюсь в дух твоих слов. Умоляю тебя, отныне будь спокоен. Все тебе прощается на исповеди. Сатана понял твой характер и мучает тебя, хотя ничего серьезного не происходит. То, о чем ты мне пишешь, то есть мучающие тебя помыслы,– это диавольская уловка для того, чтобы привести тебя в отчаяние, в утеснение душевное. Все случившееся брось в море, в пучину, чтобы оно исчезло. Проложи новую дорогу жизни.

Если будешь помышлять о том же, знай, что станешь посмешищем демонов. Только прошу тебя, слушайся меня. Все тебе простилось на исповеди. Поэтому не копайся в старых оплаченных счетах. Не раздирай рану, от которой столько перенес. Пусть не лжет тебе помысл, что виноват ты. Если бы ты не привел его к врачам, тогда бы такие помыслы обуревали тебя справедливо. Но ты ведь исполнил свой долг. Бог же захотел его взять с намерением, о котором ведает лишь Его безграничная премудрость. А ты думаешь, что убил его! Смотри, чтобы этот помысл не свил гнезда у тебя в сердце, потому что это диавольская хитрость: он знает, как навредить тебе, этот опытный обманщик, через уныние потопивший в геенской пучине бесчисленное множество людей.

Диавольская уловка состоит вот в чем: когда что-то случается и диавол видит, что человек скорбит, он тут же приносит множество помыслов якобы истинных, дабы ввергнуть человека в великую бурю и потопить (лиса радуется суматохе, как говорит пословица). И когда шторм утихнет, человек видит, что он чуть не захлебнулся в ложке воды.

3

Смиряйся и впредь исповедуйся, потому что исповедь содержит в себе святейшее смирение, без которого никто не спасается. Великая радость для диавола, когда он сумеет убедить человека скрывать помыслы, внушенные им. И это для того, чтобы достичь известной цели – погибели души.

4

Будем исповедоваться часто, с благоговением и чистой совестью. Будем хранить наказы духовника. Будем непрестанно молиться. Будем иметь память смертную, и Бог силен удостоить нас иной жизни – рядом с Ним, чтобы мы в торжествующей Церкви радовались вместе с Ангелами.

5

Я уже писал тебе о совести, что мы должны быть внимательными, дабы не сотворить что-либо, за что бы нас обличала и укоряла совесть.

Держи в своем уме, что Бог видит все и ничто не сокрыто от Его очей. И как я скажу ложь пред Богом? Разве ты не ведаешь, что ложь – от диавола174, и если не быть осторожным, то она становится привычкой, а затем склонностью и страстью, и что лжецы Царства Божия не наследуют175?

Бойся Бога. Бог не довольствуется одними вещественными приношениями, когда мы не заботимся о внутреннем старании сердца. Но необходимо и сие творить, и того не оставлять176.

Заботься о совести, ибо часа смерти мы не знаем. И, если не воздадим заимодавцу должное, он сурово осудит нас, без снисходительности. И тогда, о горе, заградятся наши уста, не имея, что ответить.

6

Каждую ночь оценивай то, как прошел день, а утром – как провел ночь, дабы знать, что собрала твоя душа. Если увидел убыток, приложи усилия, чтобы восполнить его вниманием и понуждением. Если же увидел приумножение, прославь невидимого своего Помощника – Бога.

Не оставляй надолго без внимания обличений совести, но вскоре давай ей просимое, чтобы она не привела тебя к судье и в темницу177. Требует совесть прилежания, восстановления правила и молитвы? Дай, и вот ты освободился от пути к судии. Не заглушай спасительного голоса совести презрением к ней, потому что потом будешь раскаиваться, но поздно.

7

Смотрите, будьте искренни в своих поступках, как и в словах, а особенно – на исповеди, ибо Бог испытывает сердца и утробы и ничто не покрыто тьмою пред взором Его неусыпного ока.

Убойтесь Бога. Над Богом невозможно посмеяться или обмануть Его. Он наказывает строго, когда не видит искренности. Потому будьте осторожны: как творите непослушание, тайный грех, так и объявляйте его на исповеди. Да не одолеет вас самолюбие, чтобы вы скрывали истину и оставались неисправленными и страстными.

Будьте внимательны. Годы проходят, текут подобно воде, и смерть приходит в час, когда мы ее не ожидаем. И так мы отойдем неготовыми, с осужденной178 совестью, которая осудит нас на Страшном Судилище Божием.

Исправляйтесь во всем, если желаете увидеть дни благие, дни бесстрастия и мира.

* * *

150

См.: Быт.8:21.

151

«Людям же свойственно падать и скоро восставать от падения, сколько бы раз это ни случилось; а только бесам свойственно, падши, никогда не восставать» (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. М., 2002. Слово 4, глава 31).

152

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся». (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 7, глава 6).

153

Ср.: Пс.122:2.

154

См.: Рим.7:23.

156

Ср.: Лк.15:18.

157

Ср.: Пс.144:13.

159

«Не имеет конца» в этой жизни, но не в вечности.

160

То есть никогда не поздно положить начало, пока мы еще пребываем в этом мире.

162

См.: Мф.11:12.

163

Это надо понимать, видимо, так: «Представим, что Бог уже сейчас услышал нашу будущую просьбу».

164

«Истинной» отец Ефрем называет здесь загробную жизнь.

166

Путь блаженного Августина, епископа Иппонийского († 430; пам. 15 / 28 июня), одного из величайших церковных писателей Древней Церкви, ко Христу не был простым. Ему пришлось пройти и через «обычные» увлечения молодости, и через уклонение в ересь манихеев, и через внутреннюю неспособность, тотчас отказавшись от прежних заблуждений, принять истину христианства. Его благочестивая мать Моника с сердечной болью молилась о сыне, прося, чтобы милосердный Господь явил Свое долготерпение и не дал ему погибнуть, но просветил его светом познания истинного Бога. И молитва матери не осталась неуслышанной. Приняв христианство, Августин явил собой высочайший образец благочестивой жизни и впоследствии сподобился послужить Богу в епископском сане.

167

См.: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

171

См.: и ничего не значащее (τά μή όντα) избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1Кор.1:28). Согласно толкованию Феофилакта Болгарского, апостол «называет незначащими тех, которых почитали за ничто, а значащими тех, которые казались чем-то. Итак, чтобы этих показать людьми суетными и бесполезными, Бог избрал тех, которых почитали за ничто» (Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. Толкование на послания святого апостола Павла. Кн. 3. М., 2002. С. 153).

173

То есть чрезмерного доверия себе, своим помыслам.

174

См.: Ин.8:44.

175

Ср.: 1Кор.6:9.

176

См.: Лк.11:42.

177

См.: Мф.5:25.

178

То есть отягощенной нераскаянными грехами.


Источник: Отеческие советы / архимандрит Ефрем Святогорец ; перевод с новогреческого [иерея Василия Петрова]. - Изд. 2-е. - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2017. - 517 с. ISBN 978-5-98599-181-9

Комментарии для сайта Cackle