О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело
Если случится нам, братия, терпеть укоризну за доброе дело, то не постыдимся сей укоризны, какую несправедливо наносят нам люди, и не станем делать, чего не должно. Ибо написано: «людие Мои, имже» имя Мое «в сердцы вашем, не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо» риза ветшает от времени, «и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя в веки будет, и спасение Мое в роды родов» (Ис.51:7–8). И еще: «Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещи Мои вдах на раны, и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний. И Господь Господь помощник Ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице Свое аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся» (Ис.50:5–7). Потому и мы, возлюбленные, если за доброе дело терпим от людей обиду, или поругание, или другое что тяжкое для нас, не будем бояться и не оставим прямого пути, по слову пророка, который говорит: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое» (Пс.26:3). И еще: «Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся» (Пс.118:51). И в другом месте: «Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое» (Пс.68:8). И Спаситель говорит: «Блажени есте, егда поносят вам, и изжденут» и проч. (Мф.5:11).
Итак, не устыдимся, возлюбленные, если презрители заповедей Господних называют нас лицемерами. Ибо ясно видно, что не для исправления нашего напоминают нам о лицемерии, но хотят, чтобы, устыдясь укоризн их, пришли мы в состояние невежества. Ибо «ненаказанных сретает смерть», по Писанию (Притч.24:8). И в другом месте говорится: «аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу» (1Ин.3:21). И еще: «Аще укоряемы бываете о имени Божии, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает... Да не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать... Аще ли же яко Христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога» о имени сем. «И аще праведный едва спасется, нечестивый и грешный где явится?» (1Пет.4:14–16, 18).
Будем избегать вольности и смеха, потому что развращает это душу монаха, о чем и говорит Писание: «Блажен муж, иже боится всех за благоговение» (Притч.28:14). Будем отвращаться смехотворов и людей невнимательных, ибо сказано: «Или кая честь верну с неверным... Кое же согласие Христови с велиаром?» (2Кор.6:16–15).
Авва Иоанн Колов говорит ученику своему: «Почтим Единого, чадо, и все будут почитать нас; если же пренебрежем Единого, то есть Бога, все будут пренебрегать нами, и пойдем мы в погибель».
Некто из отцов рассказывает о авве Феодоре из Фермы: «Однажды пришел я к нему вечером в летнее время и нашел, что надет на нем левитон без рукавов, грудь у него обнажена, и кукуль лежит перед ним. Начали мы беседовать; и вот какой-то комит (комит – чиновник, заведовавший сбором царских даней, или градоначальник) приходит видеть его. Как скоро постучался он, старец вышел отворить ему дверь. Встретив же его, сел с пришедшим у двери и стал с ним разговаривать. Я взял плат и прикрыл ему плечи. Но старец, схватив плат в руку, сбросил с себя. Когда же комит ушел, я сказал ему: «Для чего сделал ты это, авва? Человек приходил получить от тебя пользу, а не соблазниться». Старец отвечал: «Что говоришь мне, авва? Ужели еще обязаны мы рабствовать людям? Сделал я, что было нужно, и он ушел. Как меня застигнут, так я и встречаю». – И ученику своему приказывал он, чтобы, если придет кто, желая видеть старца, не говорить пришедшему чего-либо человеческого или какой лжи, допускаемой из человекоугодия; но если старец вкушает пищу, говорить пришедшему, что ест; если он спит, говорить, что спит. В такой высокой степени старец ненавидел человеческую славу». Мы как немощные не в состоянии вполне подражать такому чудному поведению старца и в такой же мере попирать человекоугодие. По крайней мере, будем гнушаться тем, что оскверняет самую совесть, и из угождения людям не сделаемся врагами Богу.