Глава 10
Поскольку были некоторые, кто торговали дарами Божиими и злословили по поводу производившихся Павлом сборов (пожертвований), говоря, что, пользуясь именем святых, он собирает для себя, то апостол начинает писать и против таковых хулителей, представляя доказательства и удостоверения Коринфянам, дабы те, которые сохранили себя от нападений (отступничества) преследователей, не потерпели вреда от хулений лжеапостолов.
2Кор.10:1–2. Умоляю вас, – говорит, – милосердием Божиим и кротостью... Христовою,
которую до настоящего времени видите во мне,
который в лице-то,
то есть хотя телом далек я от вас, однако прошу вас, чтобы не ложно
на вас полагался я.
Ибо если вы не поколебались от речей хулителей наших, то
я смело выступаю против тех, кои думают, что мы как бы по плоти ходим;
то есть кроме всего того, что клевещут на нас, говорят также, что дары те мы собираем для себя самих.
2Кор.10:3. Ибо хотя во плоти ходим, однако24 не по плоти воинствуем,
– то есть хотя собираем дары, но не для себя собираем, как говорят они.
2Кор.10:4. Ибо оружия воинствования нашего,
именно уничижение наше и терпение в искушениях наших, удостоверяют о нас, что мы
не из плотских, но – сила Божия25,
которой мы мощно сопротивляемся всем этим искушениям. Оружием же воинствования нашего называет само Евангелие, ибо
им разрушил все твердыни язычества и уничтожил древние замыслы идолослужения,
2Кор.10:5. и всякое превозношение,
то есть всякие начальства,
кои поднимаются
и гордо восстают
против нового познания Бога,
проповедуемого чрез нас уже всем народам,
пленяем всякий ум,
находившийся в плену лжи, обращая его
в послушание Христу.
2Кор.10:6. И в готовности находимся наказать всякое непослушание,
презревшее то, что посеяно и исполнено, чем и
слух ваш был наполнен26.
Это означает или то, что апостолы будут судить колена Иакова, поскольку те слышали Евангелие и не приняли, или то, что они в готовности наказать тех, кто слышат хуления на нас (апостолов) и молчат, между тем как они должны бы были истинным ответом против хулителей зажать рот их.
на человека и человека
по лицу [судите],
то есть между нами и между теми. Ведь
если кто убежден в себе, что... Христов,
тот пусть считает и нас, по крайней мере, таким, каким себя самого,
что как он Христов, так и мы.
Не хвалюсь перед вами тем, что я больше их по власти апостольства,
2Кор.10:8. которую... дал мне Господь мой28,
хотя и никоим образом
не останусь в стыде
от этой похвалы, ибо
для созидания
дана она мне, а не для расстройства вас, то есть чтобы сделать вас совершенными по дарам, а не обогатить грехами.
И я не знаю, что у вас совершено мною, ибо другие хвастаются чем-то большим, чего не имеют у себя, и меньшим, чего тоже не имеют,
2Кор.10:9. – дабы не показаться мне, что
как будто
устрашаю вас... посланиями
моими, чтобы вы устрашились и обратились к нам благодаря чудесам, которые совершили мы, и страданиям, которые совершены (претерпели) вами.
Слышал он (святой Павел), что говорили о нем, что дела его не соответствуют словам, и поступки его – изречениям, выставляет, говорили, себя не таким, каков он есть, и пишет о себе то, чего на самом деле не имеет. Ввиду этого говорит:
2Кор.10:10–11. сие да узнает таковый, что каковы мы оказываемся на слове в посланиях,
в отсутствии,
таковы и
в присутствии,
на деле явимся.
2Кор.10:12. Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с некоторыми, кои себя самих
как знаменитых
представляют
пред вами, но мы унижаем себя даже и сравнительно с тем, каковы мы на самом деле. А если и сравниваем и измеряем себя, то с самими собой сравниваем и соизмеряем себя, то есть с ничтожеством нашим 29.
И мы не хвалимся, подобно им, сверх меры нашей, но хвалимся пред тщеславием их
(2Кор.10:13) по мере правильной30, насколько уделил нам Бог,
– то есть тем, что Бог соделал нас достойными того, чтобы быть нам благовестниками.
2Кор.10:14. Ибо... не [так], как бы не31
проповедали мы еще
вам, распростираем [напрягаем] себя
к прославлению у вас,
ибо и до вас... достигли мы благовествованием Христовым.
2Кор.10:15–16. Не... хвалимся и чужими трудами,
то есть проповедью других евангелистов, или не хвалимся пред теми, которые не знают нас;
но надежду имеем
в душах наших, ибо
возрастающей
видим со дня на день
веру вашу,
так что опять
в вас
приходится нам
величаться этим, и мера
законного удела нашего доходит
до изобилия,
и дается нам и
далее вас благовествовать,
– но не тем, кому уже было возвещено Евангелие,
чтобы... не хвалиться нам готовым в чужом уделе.
Но кто пожелает хвалиться, тот пусть хвалится проповедью, которую дал ему Господь возвещать между непокорными народами (2Кор.10:17).
2Кор.10:18. Ибо не... кто... себя самого представляет [одобряет]
на словах,
тот достоин [есть], но кого Бог представляет [одобряет]
чрез дела.
* * *
«Хотя... ходим, однако» – ср. с сир. (Вальт.).
Ср. с сир. (Вальт.); греч.: «сильныя (оружия) Богом» (ср. с Вульг.).
Греч.: «когда исполнится ваше послушание» (ср. с сир. Вальт.).
Чит. без вопроса, как Златоуст, Феофилакт, Экумений, итал. переводы, Вульг. и др. Ср.: эфиоп., араб. Читают с вопросом: Феодорит, сир. (Вальт.), гот., слав..
Ср. с сир. (Вальт.) – «наш».
Соответствующие слова текста очевидно истолкованы так, что они (хулители) не умеют (не разумеют) измерять себя собой и сравнивать себя с собой.
Соответственно величине меры, соразмерно мере (шнуру или веревке, которыми совершали измерения), правила, подлинной мере и достоинства; русск.: «удела».
Как сир., так и др., то есть «не как такие, которые еще не достигли до вас с своей проповедью».