Начало русского старообрядческого раскола (исторический очерк)
Содержание
От автора Начало русского старообрядческого раскола Список печатных трудов Д. И. Скворцова за 25 лет его учебно-педагогической службы и деятельности
От автора
Поработав в области изучения русского расколосектантства двадцать пять лет (1887–1912 г.г.), автор чувствует для себя потребным издать на память об этом периоде своей учебно-преподавательской службы эту, предлагаемую благосклонному вниманию читателей, книжку: «Начало русского старообрядческого раскола»,– посвящая ее своим многочисленным ученикам по четырем семинариям (Тверской, Московской, Черниговской и Тульской), из которых многие, несомненно, служат в той же области изучения и обличения расколосектантства.
При этой книжке прилагается список печатных его трудов, посвященных преимущественно также науке о расколосектантстве.
Начало русского старообрядческого раскола
Старообрядческий раскол в русской истории представляет собою настолько самобытно-своеобразное, загадочное, а по судьбам своим печальное явление, что занимает на страницах еевесьма видное место, а потому уже давно сделался предметом тщательных и глубоких исследований и обсуждений со стороны как светских, так и духовных писателей, как учёных исследователей, так и беллетристов.
Суждения о расколе и точки зрения на него крайне разноречивы и даже противоречивы. Так, одни усматривают в русском расколе только сплошное невежество, неспособное нисколько возвыситься над узкими воззрениями, прикреплёнными к старым книгам, букве и обряду – перстам, аллилуйи и т. п.; другие, напротив, считают его «крупным явлением умственного прогресса» (Костомаров и др.). Одни говорят, что отличительной чертой раскола является консерватизм, застой, так что уподобляют его Лотовой жене, обратившейся в соляной столп, неподвижной китайщине и т. п., другие, напротив, утверждают, что это–живая народная сила, причем сила эта громадна и поразительна. Наконец, одни объясняют раскол, как явление чисто церковное, интересы которого сосредоточиваются исключительно на вопросах религии, церкви и спасения; другие, напротив, решительно утверждают, что русский раскол есть явление гражданское, социально-политическое: он есть – «общинная оппозиция податного земства противвсего государственного строя», а религиозные принципы, преследуемые раскольниками, только внешняя оболочка раскола, которою он прикрывает совершенно другие цели.
Не легко разобраться в этой разноголосице суждений о расколе и высказать окончательный и определенный взгляд на него, потому что это явление народной жизни доселе во многих отношениях представляется «сфинксом». Но принимая во внимание кем-то высказанное положение, что даже во всякой лжи есть доля правды, мы во всех разноречивых воззрениях на раскол склонны усматривать также долю истины, конечно, в том случае, когда эти воззрения освободить от нелепых крайностей и увлечений. Разноречивость и даже противоречивость их объясняется довольно просто тем, что старообрядческий раскол представляет собою своеобразное сочетание разнообразных элементов, каковы: невежество, соединенное с исканием правды, церковно-обрядовое стремление к устроению своего вечного спасения, не исключающее счастливого и спокойного благоустроения и на земле, верность старине и традиции, без отрицания полезных (но не противоречащих национальному духу) заимствований со стороны. Долговечие и устойчивость раскола показывают, что принципы его, будучи ложными по существу, однако не могут быть признаны односторонними: односторонний принцип, обыкновенно, недолговечен и не живуч. Поэтому и в борьбе с расколом требуются разнообразные меры: против невежества – просвещение, ведущее более верным путём к правде, против одностороннего воззрения на дело религии, церкви и спасения – разъяснение правильного церковного учения, указывающего свое место и гражданским и социальным земным интересам, против замкнутости в национальную скорлупу–расширение способов взаимодействия и общения с людьми иных национальностей и вер.
В продолжительный период своего существования русский раскол перетерпел множество видоизменений и распался на множество различных партий, называемых, обыкновенно, толками или сектами и существенно отличающихся между собою как по религиозно-церковным воззрениям, так и по гражданским думам и надеждам. Если бы первые расколоучители, так называемые «апостолы» раскола и «адаманты» древляго благочестия, в роде протопопа Аввакума, попа Лазаря и др., воскресли теперь из мертвых и посмотрели, во что выродилось в настоящее время проповеданное ими «древлее благочестие», то они не мало бы удивились и, может быть, совсем не узнали бы в нем «до – никоновскаго» «старожитнаго» благочестия. И что особенно их удивило бы, так это – разъедающий рационализм, который, по-видимому, так не к лицу старообрядцам и который однако все больше и больше в учении современного раскола заступает место прежнего буквоедства1. Судьбы раскола преисполнены захватывающего интереса, но, конечно, вне нашей задачи в сей статье говорить о разнообразных причинах происхождения раскола, постепенном его развитии, внутренней его жизни и т. п. Мы остановимся только на первом акте фактического его обнаружения, с которого в науке о расколе принято считать начало его. Но в то же время не можем коротенько не сказать о тех условиях и той исторической почве, при которых было возможно возникновение такого крупного движения, как раскол в половине XVII века.
Время то было переходное, исполненное всеобщего напряжения и тревог за будущее. Тогда происходила борьба разнообразных общественных и церковных направлений и настроений. В этой борьбе отношения разных представителей того или другого направления перепутывались и не редко отливались в крайне-резкую форму.
На ряду с прежними традициями государственной, церковной и общественной жизни назревали и давали себя сильно чувствовать совершенно новые формы общественно-государственной жизни, передаваемый нам и севропейского и с русского запада. В этой-то борьбе и всплыло на поверхность то древне-русское крайнее направление, которое складывалось в продолжение двух веков с половиною ХV–XVII вв., и которое характеризуется крайним самомнением и самообольщением русского народа в своей безусловной непогрешимости относительно всего, что касается веры, благочестия и устоев жизни. На этой собственно почве и создался раскол. Наиболее же важными и заметными факторами в образовании раскола на указанной почве были: это– развитие национального церковного обряда, приведшее к вере в свой обряд, как догмат, и эсхатологические чаяния русского народа. Несомненно, действие этих факторов усиленно началось с ХV века и продолжалось вплоть до времен патр. Никона. В этот период времени сложилась известная теория о трех Римах, в это же время начались самостоятельные попытки русской церкви решать обрядовые вопросы на почве преимущественно русской.
Стоглавый собор (1551 г.) сыграл самую видную роль в деле укрепления за национальным обрядом значения неприкосновенности: он высказал по отношению к некоторым русским обрядам такую мысль, которая, хотя и раньше присуща была сознанию русских, но никогда еще так решительно, тем более соборно, не высказывалась, – именно: обряд есть догмат. Чтобы ни говорили о постановлениях Стоглавого собора, но они, как постановления соборные, несомненно, имели глубокое значение для будущего русско-церковного обряда.
Несомненно, постановления Стоглава исполнялись, – и та анафема, которою на Стоглаве впервые был огражден соборно русский обряд, еще долго звучала в этом же смысле и в книгах первопечатных, и напечатанных при первых пяти патриархах, в определениях их соборов (соборное изложение патр. Филарета),– и, наконец, даже, может быть, нашла свой некий отдаленный отзыв в постановлениях Никоновского собора 1656 г... А для первых расколоучителей такое клятвенное ограждение неприкосновенности русского обряда сделалось как-бы их знаменем, своеобразно выраженным протопопом Аввакумом в словах: «что положено, то лежи во веки веком», и в других его же словах: «за букву «аз» нужно умирать».
Был февраль месяц 1653 года; приближался великий пост2. В это время всероссийский патриарх Никон, только полгода с небольшим тому назад вступивший на патриарший престол, издает новое, для многих совершенно неожиданное, распоряжение касательно поклонов причтении известной молитвы Ефрема Сирина и касательно перстосложения для крестнаго знамения;–именно: предписывалось во время молитвы Ефрема Сирина класть четыре больших поклонов, а прочие – малые (тогда как успела привиться практика все поклоны класть земные) и креститься тремя перстами вместо двух, как в то время крестились почти все. В настоящее время изменение какого-нибудь привычного церковного обряда вызвало бы, конечно, некоторые толки–и не более: но тогда, в век крайнего обрядоверия, изменение двух вышеназванных обрядов произвело среди многих бурю волнений, кончившихся весьма печально для русской церкви.
Обстоятельства же благоприятствовали тому, чтобы эти волнения сложились в определенную и стойкую оппозицию, как этому распоряжению нового патриарха, так и всей его последующей церковно-преобразовательной деятельности. В это время успел в Москве образоваться кружок влиятельных духовных лиц (преимущественно, протопопов), поставивших себе задачею охранение и возстановление «древне-русского благочестия». Если угодно,–то были передовые люди своего времени и даже в своем роде прогрессисты. Во главе их стоял царский духовник, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев3; затем к нему примыкали – протопоп Казанская собора Иван Неронов, протопопы провинциальные–Юрьевский Аввакум, Муромский Логин и др. Судьба как будто нарочно свела к тому времени в Москву этих лиц одного образа мыслей и одного направления, чтобы представить в них действительно сильную оппозицию полезной и широкой деятельности энергичного патриарха. Первенствующее значение в кружке Стефана Вонифатьева определялось его положением царского духовника; помимо этого, он был передовым и достаточно выдающимся человеком по своей начитанности и особенно благочестию; но характера он был мягкого,уступчивого,способного к компромиссам, а потому впоследствии, когда дело протеста патриарху зашло очень далеко, отстал от кружка («всяко ослабел»,по выражению протопопа Аввакума).
Совсем другого характера была «троица» прочих протопопов – Иван Неронов, Аввакум и Логин. Конечно, характер каждого из них имеет свои особенности, но их одинаково объединялиненависть как к делу, так и к личности п. Никона. Среди них первое место в деле оппозиции должно быть отдано Юрьевскому протопопу Аввакуму Петрову, этому «адаманту древляго благочестия», или, по характерному выражению С. М. Соловьева, «протопопу-богатырю». Редко встречаются такие целостные и мощные натуры, каков был протопоп Аввакум. Непреклонный характер, железная воля, выражавшаяся, впрочем, иногда, в упрямстве, недюжинные умственные дарования, соединены с несомненным оригинальным литературным талантом, неразумная фанатичная преданность вере отцов, как он ее понимал, смелость и дерзость в борьбе с сильными мира сего, самообольщение, доходившее до сумасшествия, присвоение себе апостольского авторитета и дара чудотворений и многое тому подобное,– вот что поставило протопопа Аввакума во главе раскольнического движения на продолжительное время. Соратник протопопа Аввакума, протопоп Казанского собора Иван Неронов, ко времени вступления на патриаршество Никона, успел стяжать в Москве широкую популярность народного проповедника и обличителя всяческого нечестия. Толпы народа всегда наполняли Казанский собор и даже стояли около собора, желая услышать слово знаменитого проповедника. Сам царь нередко с этою целию посещал собор. Иван Неронов в значительной доле оправдывал свою популярность: обладая даром красноречия, он был в то же время человеком весьма начитанным или, как тогда говорили, «книжным». В этом отношении он, можно сказать, стоял выше всех членов кружка Стефана Вонифатьева. Обладал Иван Неронов и достаточною силою воли и смелостью для той борьбы, какая предстояла противникам п. Никона, но в последнем отношении он много уступал Аввакуму: ему не чужда была, так сказать, некоторая политичность в отношениях к сильному патриарху; он нередко притворялся и уклонялся от прямого образа действий. А поэтому до конца не устоял в этой борьбе: «напоследок, по многом страдании, говорит о нем Аввакум, изнемог бедный,– принял три перста,– да так и умер; ох горе».
Во всяком случае на первых порах обнаружения раскола Неронов сыграл весьма видную роль, – настолько видную что сам п. Никон всевозможно старался отвлечь его от этой роли и поэтому делал ему многие уступки.
Что касается, наконец, Муромского протопопа Логина, то трудно представить себе человека более грубого, каковая черта его характера особенно обрисовалась при его расстрижении, когда он «чрез порог в алтарь в глаза Никону плевал», а потом, распоясавшись, снял с себя рубашку, «в алтарь в глаза Никону бросил».
Примыкали к кружку Вонифатьева и некоторые другие, менее известные лица, но в значительной степени способные поддержать возникшую в этом кружке оппозицию патриарху. Был среди них и один епископ, который, именно по своему званию епископа, был особенно дорог кружку. Это – Павел Коломенский, протест которого патриарху ярко выразился на соборе 1654 года, после чего, впрочем, он скоро сошел со сцены и умер в безвестности, не оставив своею деятельностью особенного следа в расколе.
Из этой краткой характеристики первых главных противников патр. Никона видно, – какую крепкую и опасную силу составляли все они в совокупности в борьбе с патриархом. В лице их, можно сказать, соединились все нужные для такой борьбы силы и способности. И можно ли после этого удивляться, что они в своей оппозиции патриарху и новому направлению в церкви имели значительный успех и произвели в народе бурю волнений.
Но, конечно, не произвели бы они этой бури, если бы не стояли на той почве, которая была сродна и понятна русскому народу, хотя по существу была и ложною. Говоря так, мы разумеем, что первые противники Никона выступали как защитники национальной (русской) церкви и веры против внесения в нее яко бы чуждых и нарушающих чистоту ее элементов. Ко времени п. Никона в Москве обнаружились три течения или направления в решении религиозных и церковных вопросов и дел: грекофильское, сродное ему малороссийское и особняком от них стоящее национальное – московское. Представители первого и второго направления были в большинстве своем люди пришлые – или из Греции, или из Киева, откуда они и принесли чуждую раньше москвичу греческую и латинскую науку. Такая новинка была для москвичей далеко не приятна и произвела немало всяческих толков среди истых русских книжников, оберегавших свое русско-московское книжное достояние, яко зеницу ока, потому что только тут истинное православие и нигде более. Греческая страна, а тем паче латинская, православия чужды, да и Малороссия во многом «римскому костелу» подчинилась. Можно ли после этого принимать от них какие либо науки, знания и книги?! Ответа на этот вопрос,кроме отрицательного, для истого московского книжника не могло быть никакого другого. А между тем греческие и малороссийские выходцы, находя для себя опору в правительстве, вели себя в Москве, можно сказать, вызывающе.
Они начали обличать москвичей в невежестве, неучительности и, мало этого, даже в неправильном содержании некоторых церковных порядков.
Последнее обличение особенно задело за живое ревнителей «древляго благочестия» из кружка Вонифатьева. Они сами много заботились о чистоте православия, сами много трудились о водворении благочестия и искоренении пороков в среде русского народа, сами были знаменитыми проповедниками и учительными, книжными людьми. Несомненно, поэтому, они были передовыми людьми своего времени. Но они хотели того благочестия и тех церковных порядков и обычаев, коими Русь издревле сияла во времена московских чудотворцев и святителей, а никаких-нибудь новых, заимствованных с малороссийского юго-запада, или из Греции, где православие со времени взятия Константинополя стало «пестро». Понятно отсюда, что у этих ревнителей древле-русского благочестия были частые столкновения с представителями нового направления церковной жизни – малороссами и греками. Между тем правительство, как церковное, так и гражданское, встало на путь нового направления в Москве.
Патриарх Никон, сделавшийся «собинным» другом Царя, примыкал раньше также к «кружку» Вонифатьева. Но вскоре, по возведении в патриархи, у него совершенно изменились отношения к нему; сделавшись грекофилом, он в то же время сделался и недругом прежних своих друзей – протопопов и попов Вонифатьевского кружка. Он встал выше узко-национального направления во взгляде на дела веры и церкви, а потому стал действовать и издавать властные распоряжения о чинах и обрядах, руководясь не русскими традициями, а преимущественно греческими. Он, между прочим, говорил о себе: «я сам русский и сын русского, но вера моя и убеждения греческие», а потому некоторые исследователи справедливо называют его – носителем идеи греко-восточного православия, глубокими неизгладимыми чертами врезавшим имя свое в летописях восточной церкви, как «хранитель православия» (проф. Заозерский).
Вышеприведенное распоряжение патриарха Никона о поклонах и троеперстии было первым шагом к той цели, какую он наметил себе в деле церковных преобразований не на русской только почве, а главных образом на греко-восточной. И этот шаг был, можно сказать, роковым в смысле проявления раскола.
Когда распоряжение п. Никона сделалось известным представителям кружка Вонифатьева, то все они были поражены и, можно сказать, удручены. Двое же из них, наиболее видные и даровитые, так отметили вынесенное ими впечатление от Никоновских «новшеств». «Мы же задумалися, говорит протопоп Аввакум, сошедшеся между собою,– видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали». А протопоп Иван Неронов, пораженный «новшеством», удалился в Чудов монастырь и здесь «целую седмицу в палатке молился», после чего ему будто бы был глас от образа Спаса: «Приспе время страдания! Подобает вам неослабно страдати».
Итак, наступила «еретическая» зима,– нужно от холода ее скрыться в какое-либо теплое место; приспело время «страданий»,– нужно приготовиться к ним и чем-нибудь оградиться от них. Таким «теплым» местом и такою оградою благочестия и признано было первыми вождями раскола «старообрядчество» (старожитность), выродившееся весьма скоро в старообрядческий раскол, который сначала сам фактически отделился, а потом и официально (по соборному суду 1667 г.) был отделен от русской православной церкви, в коей будтобы наступила «еретическая зима», а на самом деле еще в большей чистоте засияло православие.
Список печатных трудов Д. И. Скворцова за 25 лет его учебно-педагогической службы и деятельности
1887– 14 августа–1912 г
1) Речь при открытии церковно-приходской школы в с. Торманове (12 окт. 1886 года).
Церков. Вестн 1887 г,№26.
2) Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицы-Сергиева монастыря. (Очерк жизни и деятельности его, преимущественно до назначения в Троицкиеархимандриты.С приложением иконы-портрета преп. Дионисия). Тверь. Тип. Губ. Прав. 1890. Стр. 69.
Твер. Епарх. Ведом. 1889 г.№№20, 21, 22 и 24 и 1890 г №№ 1, 2, 3, 4, 5. Изд. отдельной брошюрой. –Читано в засед. Тверской учен. Комиссии 14 апр. 1889 г.
3) Инок-справщик Арсений Глухой Тверь. 1890. (Читано в засед. Тверской уч. архив. Ком. 5 мая 1890 г).
Твер. Епарх. Вед. 1890 г,№22 и отд. Брош.
4) Дионисий Зобниновский, архимандритТроицкого-Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое изследование. Тверь. 1890 г. стр. 444. (Сочинение на степень магистра Богословия).
Рецензии: Москов. Ведом. 1890, №250
Москов. Церк. Вед. 1890, № 37.
Благовестник 1890 г.
Русская Старина 1890 г декабрь.
Историч. Вестн. 1891 г. июнь.
5) Сообщение об одной раскольнической рукописи Тверского музея (№ 46(5?)39) – «Православное исповедание христиан,веровавших по старопечатным книгам», и т. д.
Журн. Тверской Архив Комиссии 28 засед., 5 мая 1890 г.
6) Замечательные рукописи архиепископа Феофилакта Лопатинского в Тверской семинарской библиотеке. Тверь 1891 г.
Твер. Епарх.Вед. 1891,№№ 4, 5 и 6, Библиогр. зам. в Богосл. В. 1892, № 3
7) Речь, произнесенная пред защитою сочинения «Преподобный Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого монастыря», представленного на степень магистра Богословия, мая 9 дня 1891 г.
Приб. к Твор. св. отцов, 1891 г, км. 2-я.
8) Пашковцы в Тверской епархии. С присовокуплениемкраткого очерка возникновения, историии учения секты пашковцев Тверь 1893
Твер Епарх. Вед. 1893 г. №№ 1–10 и отд. бр.
9) Открытие собеседований при семинарской церкви о предметах разногласия раскольников и сектантов с православною церковию.
Твер. Епарх. Вед. 1893 г, № 23.
10) О церковно-приходской школе в связи с взглядом раскольников-старообрядцев на образование. (Речь, произнесенная в общем собрании Братства св.благовернаго князя Михаила Ярославича,– 6 дек 1893 г.).
Твер. Епарх. Вед.1894 г,№ 3. Перепечатано: Оренб. Еп. Вед. 1894,№13–16; Могил. Еп. Вед. 1895, № 29
11) Идея православия, как созидательная сила русского государства, и современныецерковные братства, как охранители этой идеи. (Речь, произнесенная в день празднованиядесятилетиядеятельности Братства св. благ.кн. Михаила Ярославича, 4 дек 1894 г).
Твер. Епарх. Вед.1895 г., № 4–5 Отд. брош. Перепечатано в «Церк. Синод. Вед.».
12) Религиозность русского народа, как предмет эксплуатации. (Читано в очередном собрании Общества люб.духовного просвещения, 20 февр. 1895 г )
Моск. Церк. Вед. 1893 г.,№10.
13) Характер древне-русского образования и роль православного духовенства в деле народного просвещения. (Чит. в годичный праздник Кирилло-Мефодиевского Братства. 11мая 1895 г.)
Моск.Bедом. 1895г. Перепеч.: Моск. Церк. Вед. 1895,№21. Пастыр. Собес.,№ 25, 1895 г
14)Очерки Тверскаго расколаи сектантства Москва 1895 стр. 116
Рецензии: Твер. Епархиал. Ведом. 1895 г. № 15. Моск. Ведом. 1895 г. № 320. Рус. Стар. 1896 г. март. Мисс. Обозр. 1896 г.
15) Собеседования с старообрядцами при Московск. дух.семинарии. Моск. Церк. Ведом. 1895 г.,№48.
16) Василий Фролов и его сочин. против раскольников «Стрела» (см. отзыв в соч. Смирнова – «Внутр. вопросы в расколе»)
Русский Архив 1890 г., № 1
17) Собеседованиес старообрядцами при Московской духовной семинарии (14 января).
Москов. Церк. Ведом. 1896 г.,№ 3.
18) Письмо сектанта.
Москов. ведом.1896 г,№101
19) Об основных началах безпоповства М. 1896
Моск. Церк. Вед. 1890 г. и отд. брош.
20) Обращение Савла в христианство.
Моск. Церк. Вед. 1890 г.,№№46–47.
21) О рационалистическом элемента в безпоповщине.
Москов. Церк. Вед. 1897 г.,№ 6–8 и отд. брош.
22) Прощание Московской духовной семинарии с ректором, архим. Климентом (8 сент. 1897 г).
Моск. Церк. Ведом.
23) Орден иезуитов, как сила политическая М. 1897.
Моск. Церк. Ведом.и отд. брош.
24) Прощание Московской духовн. семинарии с преподавателем ея, свящ. М. И. Соболевым (28 сент.1897 г.)
Моск. Церк. Ведом.
25) О современном русском сектантстве протестантскаго характера (о новых сектах, так называемых, рационалистических). Публичная богословская лекция, читанная в зале Синодал. училища в Москве, 16 марта 1898 г.
Москов. Церков Ведом. 1898 г. и отд. брош.
26) Краткий очерк и характеристика современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии.Чернигов. 1899.
27) Хронологические даты по предмету истории русского раскола.
Чернигов. Епарх. Ведом. 1899 г. и отд. брош.
28) Древне-русскоесочинение «Сын церковный», как «символическая» книга для обрядоверца того времени.
Моск. Церк. Ведом. 1900,№№10, 11, 13 и 19.
29) К 200-летнему юбилею Черниговской дух.семинарии. (Посвящается бывшим питомцам семинарии).
Черн. Епарх Изв. 1900,№7.
30) Новая попытка окружников и противоокружников к соединению между собою. (Страничка из последних летописейавстрийского раскола). Чернигов. 1900.
Черн. Еп. Изв. 1900,№10–12 и отд. брош.
31)Историко-статистическоеобозрение современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии. Чернигов. 1901.
Черн. Еп. Изв. 1901,№№7–10 и отд. брош.
32) Единоверие, еговозникновение и сущность. (По поводу столетия единоверия).
Тул. Епарх. Вед. 1901 г. и отд. брош.
33) Наблюдения и впечатления миссионера.
Мисс. Обозр. 1901 г. окт. и дек. Перепеч. в Тул. Еп. Вед. 1902 г. и отд. брош.
34) Просвещение и школьный вопрос на Руси в XVI в. (Речь, произнесенная на акте Тульской дух.семинарии. 26 сент. 1902 г).
Tул. Губ. Вед. 1902,№205,207, 208 и отд. брош.
З5) Наблюдения и впечатления миссионера. Вып. 2-й.
Тул. Епарх. Вед. 1902 г,№22–24. и отд. брош.
36) Письмо проф. Н. И. Субботину по поводу его 50-летнего юбилея (21 октября 1912 г.).
Богосл. Вестн. 1902, декабрь.
37) Первый год русскаго старообрядческаго раскола СПБ. 1903.
Правосл. Пут. 1903 г. февр. и дек.
38) По поводу статьи: «Наблюдения и впечатления миссионера», напеч. в № 23–24 Тул. Еп. Ведом. 1902 г.
Тул. Епарх. Вед. 1903 г. № 3–4
39) Наблюдения и впечатления миссионера. Вып. 3 Тула. 1903.
40) Первые старообрядческие архиереии учреждение единоверия. СПБ 1903.
Прав. Путев. 1903 г. февр. и авг.
41) Поморский наставник Денис Васильев Батов.
Прав. Путев. 1903 г. сент.
42) Очерк управления в удельныхкняжествах и Московском государстве с пол. XV и XVI веках.
Тул. Губ. Вед. 1904, №№19–23.
43) Православие Греко-российской церкви и незаконность отпадения от нея мних старообрядцев-раскольников.
Тул. Еп. Вед. 1904,№5.
44) Библиографическая заметка о книге: «Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений», диак. И. Смолина.
Тул. Епар. Вед. 1904,№10.
45) Наблюдения и впечатления миссионера. Вып. 4-й. Тула. 1904.
46) Проф. Т. В. Барсов и проф. А С. Павлов по вопросу об управлении древней христианской церкви. (Сравнительный очерк их воззрений по данному вопросу). М. 1904.
Моск.Ц. Вед. 1904, № 37,39,40,42–43 и отд.брош.
47) Современное русское сектантство. (Очерки, статьи и исследования). Москва. 1905. Стр. 230.
Рецензии: Тул. Губ. Вед. 1905, №10, Епарх. Вед., Миссионер. Обозр. 1905, № 6, Мисс. Сбор. 1906 г, №4, Церк. Вестн., Странник.
48) Владимир Мономах, как писатель.
Тул. Епарх Вед. 1905,№1–4.
49) Наблюдения и впечатления миссионера (за вторую половину 1904 г.).
Тул. Еп. Вед. 1905,№13–14.
50) «Книга-драгоценный бисер о изряднейших вещах от божественнаго писания вкратце избрано».
Из трудов Тверского областного археологического съезда. Тверь, 1905.
51) В какой мере доступно для человеческого разума познание о Боге (Метафизический этюд). Моск.Церк. Вед. №№ 39–42.
52) Отчетныесведения о миссионерской деятельности по Тульской епархии за 1905 год. Тул. Еп.Вед. 1906г,№ 2.
53) Общий обзор и статистика современного раскола и сектантства в Тульской епархии Алексинский уезд.
Тул.Епарх. Вед. 1906 г., №5.
54) К 25-летию со дня кончины Царя-Освободителя Александра II (1 марта 1881 г. –1 марта 1906 г.)
Правда и Порядок1906 г., № 3.
55) Урок пения. (Картинка из прошлого духовной школы)
Странник 1906г. февраль.
56) Краткий обзор и общая характеристика главных безпоповщинских толков.
Мисс. Сбор, 1906г. №3и 4.
57) По поводу отзыва о книге нашей «Современное русское сектантство».
Мисс. Сбор.1906г. № 4.
58) Русский старообрядческий раскол в пословицах и поговорках.
Прав. Путев.1906г.№№ 6, 10–11, 17.
59) Статистика и общая характеристикасовременного расколосектантства в Тульской епархии Каширский уезд.
Тул. Еп. Вед. 1906 г. № 3.
60) О незаконности так называемой австрийской епархии.
Тул.Еп. Вед.1906г.№ 41. Перепеч. в Мисс. Сбор.и отд. брош.
61) О св. православной церкви и отделяющихся от нея (Мисс.беседы в едивоверч. храме г. Тулы, 19 февр. 1906 г.)
Мисс. Сборн. 1907 г.№1.
62) Первый всероссийский патриарх Иов. (К 300-летию со дня его кончины 19 июня 1607 – 19 июня 1907 г.)
Твер. Епарх. Вед. 1907 г.,№ 17, и отд. брош.
63) Отчет о миссионерской деятельности в Тульской епархии за 1907 г.
Тул. Епарх. Вед. 1908 г.№ 7.
64) Миссионерская беседа с штундистами в гор. Алексине.
Тул. Епарх. Вед. 1908 г.№ 9.
65) Великопостные миссионерские беседы в г. Туле(2–30 марта).
Тул. Епарх. Вед. 1908 г. № 17.
66) Обращение к о. о.благочинным и настоятелям церквей Тул. епархии, в благочиниях и приходах коих имеются расколо-сектанты.
Тул. Епарх. Вед. 1908 г.№18.
67)О целях и задачах православных церковных братств и проект деятельности Тульского Епархиального братства св. Иоанна Предтечи в борьбе с расколо-сектантством (Речь, произнесённая в Общем Собрании братства, 8 июня 1908 г.)
Тул. Епарх. Вед. 1908г. №20.
68) Пашковцы в с. Сергиевском Тул. губ., и две миссионерские поездки в названное село (Из заметок миссионера).
Тул. Епарх. Вед. 1908 г. и отд. брош.
69) Печать о всероссийском миссионерском съезде в гор. Киев.
Тул. Епарх. Вед. 1908 г.№ 35.
70) Лжеархимандрит Михаил Семенов по вопросу о церкви.
Мисс. Сбор. 1908 г,№6 к 1908, №1–2.
71) Четвертый всероссийский миссионерскийсъезд в г.Киеве я его значение. (Читано в общем чрезвычайном собрании Тул. Еп. братства, 21 ноября 1903 г. в зале Город. Думы).
Тул. Еп. Вед. 1909 г, №5–6.
72) На молитвенном собрании у пашковцев в селе Сергиевском, Тульской губернии. (Из заметок мпссионера).
Миссион. Сборн. 1909 г.,№1–2 и отд. брош.
73) Цветник Лицевой. (Редкая иллюстрированная рукопись). Читано на Владимирском археологическом съезде и второй раз в Тульском Архиерейском доме –на собрании у Преосвященного Парфения.)
Тул. Епарх. Вед. 1909 г.,№16.
74) Миссионерские беседы в г. Туле (15 февраля–15 марта).
Тул. Еп. Вед.1909, № 19–20.
75) Отчет о миссионерской деятельности в Тульской епархии за 1908 год.
Тул. Еп. Вед.1909, № 35.
76) Памяти Высокопреосвященнейшего архиепископа Никона, экзарха Грузии (1861–1898) (Из личныхвоспоминаний). Тула 1909 г.
77) Празднование в Тульской духовной семинарии памяти св. Дмитрия Ростовского в день 200-летия со дня его кончины.
Тул. Епарх. Вед. 1909,№ 42.
78) Святитель Димитрий, митрополит Ростовский 1709 – 28 окт. – 1909. Очерки жизни идеятельностиСвятителя. Тула 1909.
79) Миссионерская поездка в с. Сергиевское.
Тул.Епарх. Вед. 1910,№ 33.
80) Прежние и нынешние хулители православной церкви (Раскольники-старообрядцы и левые либералы).
Тул. Еп. Вед. 1910, № 35–36.
81) Троице-Сергиева Лавра на служении Отечеству (По поводу 300-летия снятия осады Лавры поляками 1610 – 12 января –1910)
Тул. Епарх. Вед. 1910,№3–4 и 6 иотд. брош.
82) Церковно-приходские школы и старообрядцы.
Тул. Епарх. Вед. 1910,№19–20.
83) Трагедия души Л. Н. Толстого (По-поводу «ухода»и смерти его).
Тул. Еп. Вед. 1911, № 1–2 и отд. брош.
84) Тульский поморский наставник Денис Васильев Батов (По-поводу его смерти).
Тул. Еп. Вед. 1911,№3–4 и отд. брош.
85) Церковь и духовенство в деле древнерусского образованияи просвещения.
Тул.Еп.Вед. 1911, № 34–35 и отд. брош.
86) Валериан Феодорович Любимов (8 марта 1911 г). Некролог.
Тул. Епарх. Вед. 1911, № 17.
87) Начало русскаго старообрядческаго раскола.
Тул. Еп. Вед. 1912, № 12–13.
* * *
Об этом есть специальная наша статья «О рационалистическом элементе в безпоповщине».
В феврале месяце 1913 г. исполнится 260-я годовщина фактического существования старообрядческого раскола, а в нынешнем году 1912, 13 мая исполнилась 255-я годовщина его канонического отделения от церкви– на соборе 1667 года.
Кстати сказать, кажется, туляк по происхождению (врядли не из Каширского уезда).