Материалы для истории раскола XVII века

Источник

Содержание

1) Письмо антиохийского патриарха Макария к московскому патpиарху Иосафу II в июле 1668 года 2) Послание московскою nampиapxa Иоасафа II к цареградскому патриарху Мефодию 3) Окружное послание московского патриарха Иоасафа II с увещанием об охранении от раскола 4) Представление патриарха Иоасафа II царю Алексию Михайловичу о преследовании упорствующих раскольников 5) Сказка 1689 года о русских зарубежных раскольниках

 

1) Письмо антиохийского патриарха Макария к московскому патpиарху Иосафу II в июле 1668 года1

«Макарий, Божьею милостью патриарх великого Божия града Антиохии и всего востока.

Святейший блаженнейший и во святом Духе возлюбленный брат и сослужитель кир Иоасаф патриарх московский и всея Руси! Благодать, милость и мир от Бога вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа есть и будет тебе отныне и до века; и о Христе лобызание подаю любезно и братского твоего святительства, Господа и Бога молю о твоем многолетнем здравии и о душевном спасении. Еще же изволишь о нас ведать, и мы благодатью и милостью всещедрого Бога и помощи Пресвятая Богородицы и добрым счастьем великого государя и твоими святительскими молитвами прибудь добром здравии до Макарьевскаго монастыря желтоводского 5 июля и впредь уповаем на милость Божию и на заступленье Пресвятой Богородицы и всех святых. Прошу у тебя братской любви показать о всех, и мы трудились со всем освященным собором и правила сложили о исправлении и укреплении православной веры и о украшении святой соборной и апостольской церкви, чтоб крепко держал и утвердил неизменно; так же приказал и всем священникам во всю свою enapxию принять и крепко держать; и те правила и соборные дела, что еще не напечатаны, доложи великому государю, чтоб великий государь указал напечатать, чтоб наши труды тщетны не были; а тебе в том будет от Бога великая мзда и от всего мира вечная похвала. И еще ж обретаются здешние страны многими раскольниками и противниками не только от невежных, но и от священников. Вели тех противников и раскольников, где они обрящутся и слух будет о них, смирять и крепким наказанием наказать, а нас во святых твоих молитвах не забудь, яко ж и мы тебя не забываем. Пусть Господь Бог да сохранить твое святительство в здравии на многие лета. Аминь. Молю твою братскую любовь о Дионисии архимандрите, да пожалуешь его, зане он много трудился о святой Божии церкви и великому государю и нам и всему освященному собору.

Да сослан в Макарьевский желтоводцкий монастырь при Павле митрополите старец Серапион Симонова монастыря; и вся братия желтоводцкаго монастыря свидетельствуют о нем, что он человек добрый, а сослан не за великую вину и милости просить, чтоб его взяли на обещание в Симонов монастырь, и нашей ради любви вели его отпустить на обещание свое».

2) Послание московскою nampиapxa Иоасафа II к цареградскому патриарху Мефодию2

«Святейшему и всеблаженнейшему великому господину и отцу, кир Мефодию Божьей милостью apxиепископу константинопольскому нового Рима и вселенскому патриарху.

Иоасаф Божиею милостью патриарх московский и всея России, здравия, долгоденствия, и всяких благ душевных и телесных, и радоваться выну о Христе Господе истинно желаете.

Божественная благодать, изволившая в начале бытия видимого сего игра четыре стихий создать, и от них прочая сложенная телеса сотворите, угодно себе четверичное число быть появствует. Егда не точию всю вселенную о четырех частех: востог, запад, юг и север восхоте утвердити, и рай он пищный жилище Адама первозданного четырех рек величайших пресладкими и пребогатыми источники возвеселите, но и духовный храм свой, еже есть церковь святую, четырми незыблемыми углы святыми глаголю благовеетии утвердити, и на крае-уголном камени, иже есть Иисус Христос основати, его же кроме инаго основания никто же может положите. На нем же основании, аще и всяк верный тектонствуя назидаете по своему изволению или злато, серебро, и камене честное: или дрова, сено, тростие, еже явлено будете в день он всяческих откровения. Обаче четырех изряднейших архитектонов от Христа Бога дарованных, на четырех высочайших святых восточной церкве престолех посажденных, истинных святых апостолов наследников, и их мест держателей вас святейших и всеблаженнейших патриархов церковь святая почитает. Иже выну пребодро и премудро во всей подсолнечней здание храма Христова премудрейшими учения словесы и праведнейшими делесы, яко златом и сребром и каменем честнейшим назидаете, за что от златые венцы готовятся труждающимся десницы достойное имате восприяти воздаяше. От земнородных же ваши труды и поты, в созидании храма церкве, кто доволен не токмо воздати, но исповести. Наша великороссийская церковь, яко дщерь матери, всякое вам долженствуете выну благодарствие; воистинну бо родителское в наших нуждах проявляете попечете, якоже в настоящих летех проявите благоизволите. Себо благословением престола вашего, приидоша от далечайших стран, пренебрегите всякое бедство путное, и забывше всят отрады и здравья си телесного, паче же и животе свой волнами пенящуся вверивше пучинородному морю, два святейшие пaтpиapхи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский приидоша глаголю с превеликими труды, отеческою любовию поощряеми, во великоросмйскую страну в царствующий преименитый и богоспасаемый град Москву; и ту вся, требовавшая пастырского досмотрения, пребодро и преблаго устроиша, алчныя пищею слова Божия доволне наииташа, жадныя сладкими божественнаго учения источники нескудно наиоиша, и еже о бывшем патриархе московском Никоне премудро и всеразсудно по божественных апостол и отец святых правилам разсудивше, праведный суд со всем освященным собором сотвориша; та и иная, якоже подобаше, пастырски усроивше, мир церкви нашей оставлыше и вся добре содеявше, потщахуся возвратитися во свояси. Святейший Макарий патриарх антиохийский воли путь восприяти персидскою страною и чрез Иверию; святейший же и всеблаженнейший Паисей патриарх александриский3 и судия вселенныя вожделе видети предостойневшее лице твоего архипастырства; им же сию нашея мерности грамоту твоему всеблаженнейшему святителству досточестно вручающе, молин прилежное твое преблаженетво, да благоволи кия труды ползы ради церкве нашея подъемшаго, достойнаго не лишити похваления, и ему же мы равного трудом благодарствия воздати не доумехом. Тому твоя отеческая премудрость наше лишение благоволить исполнити достойно ублажешем, и во нуждах руку помощи подаяшем. Вся же всещедрая десница Божия имать не скудно воздати архипастырству твоему во временной и вечной жизни; а наша мерность всячески не имать быти безблагодарна о всех, их же нас сподобиши твоих благотворений; их надеждно чая, молю всеблагоутробнаго Господа, да тя соблюдет в мире, цела, честна, здравием долгоденствующа, и право правяща слово своея истины. Твоего же святительского усердно желаю бламсловешя и во святых и праведных молитвах ходатайства к Богу, с ним же выну пребуди по обоему внутреннему же и внешнему человеку.

Писася в царствующем преименитом и богоспасаемом граде Москве, в лето 7177».

3) Окружное послание московского патриарха Иоасафа II с увещанием об охранении от раскола4

«Глас великаго господина святейшаго Ioacaфa патриарха московскаго и всея России, и всего освященного собора ко священноначальником, священником и ко всем православным христианам увещающий и опасаюшцй от мятежник и их льстиваго учения.

Бысть древле слово Господне ко Иезекилю пророку: страж аще видит меч грядущ и не вострубит трубою и не проповесть людем, да ся людие сна бдят и нашед меч, возмет от них душа, таковый оубо беззакоия ради своего взяся, а крови ся от руки стражевы взыщу. Cиe мы, на стражницы духовной сущии, аки о нас реченное читающе, видяще же яко душеубивателный меч лукавых человек, лукавое слово единство церкви разсецающее, в православном народе ходить и сверепо души уязвляет, в место вострублеия сей глас увещательный, да ся снабдевайте, испущаем. Внемлите возлюбленнии, молим вы именем Господа нашего Иисуса Христа, внемлите от лживых учителей, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, от плодов их познаете их; плоды же их суть сии: лжа, клеветы, хулы, расколы, мятежи и непокорство, лицемерие, суемудрие и тым подобная. Волцы убо суть, иже от пустынь прибегающе наветуют стадо Христово, и от той неискусных я похищают; мучителие суть, а не учителие, иже святый собор, бывший на Москва, поносят и хулят, незнающее окаяннии, яко по правилом святым не точию в патриархии, но и в митрополиях и епископиах дважды в лето собором быти подобает управленя ради церкве. Бываху и прежде в царствующем град Москве собори, но яко о книжном исправлении презираху, того ради за многая лета премногая в книгах внесошася погрешения, якоже является во псалтыри со изследовашем выходу рн҃. лета на листе рн҃а в строка ді҃, идеже четверолично божество напеечатася. И паки во псалтырех со изследованием неисправных печатных, и в Kaтихисисех малых развращеннне напечатася о крестном знамеии. в потребницех же выходу рл҃г лета, на листе рн҃а, на строце і҃ и еі҃ напечатано во велимй четверток, и в великую субботу иноком на сыр и на яйца разрешение; а в потребниц выходу рм҃з лета на листе у҃е на обороте; в строце г напечано сице: в Троицы славимого Бога, и Пречистую Его Богоматерь, еже безлистно, ибо не всея Троицы есть Матерь Богородица, но единого Бога Сына; в том же на листе т҃в на обороте, в строце ф҃ напечатася велми богохулно, якоже и воспомянути ужасно; и иная зело многая подобная сии погрешетя в неисправленных книгах напечаташася. Что премудрейшим си разумом усмотрев благочестивый великий государь царь и великий князь Алексий Михайлович, всея великия и малыя, и белыя России самодержец, ревностно поревновав, да плевелы исторгнутся из чистыя пшеницы; темже повеле бывшему патриарху имя рек собрати собор книжного ради исправления и иных деля нужд церковных. И бысть собор, иже согласно суди книги исправляти из греческих преводов, из старых руских пасаных харатийных; что руками си поднисаша вси архиереи и прочтя власти, якоже являет соборное деяше, еже во книзе Скрижали и во служебнице новоисправлеяом печатном, выходу а҃-го. Но завистник спасения нашего и присный враг церкве Христовы диявол возбуди своя угодники, сосуды лети и лукавствия, еже книжное исправление обхуждати и раекол великий о церкви деяти. Иже аки во овчих кожах во одеждах смирения, овия во вретищех, овия во иноческих худейших одеяниях, инии инако, вси же не но обычаю лукаво одеянии с притворством благочестия, приходяще яко лютии волцы, души неискусных от единства церкве хищати начата, учаще новоисправленных книг не примати, пачеже презирати. Сами окаяннии всячески невежды, и никоего учения причастницы суще, но токмо, но святому апостолу Иуде, облацы безводнии и ветры носимие, древеса ясенная безплодная, дважды умершая, искорененная, волны сверепыя моря, воспеняющая своя стыдения, звезды прелестныя суще, им же мрак тмы во веки соблюдеея. Вси сицевия не благочестия ищут, но ови не хотяще великаго государя службы служити, инии холопства йзбывающе, вши ленящеся работати, инии не хотяще подначально в монастыре жити скитаются по лесам и вертепам, и оттуда тайно яко тапе и сынове тьмы во грады и веси входят и простыя люди прельщают. Обретоша же себе поборники нешя от священник и дияконов, ими же способствуеми продерзивее яд свои в теле церкве распущают; таковых лесцев правила святых! отцов терпеть в градах возбраняют; правило к҃г вселенского собора д҃ повелевает из града изгонять и в монастырях держать. Бесчинные люди и тунеядцы, сицевии прельстители наипаче оумножишася, егда бывший патриарх имя рек оставив престол свой, и рассеял злобное си учение в людях малоумных, еже вниг новоисправленных не принять.То лукавое их начинавие хотя благочестивый самодержец истребити, паки повелел собору быти и новопечатныя книги свидетелствовати. Бысть убо собор и книгам досмотреше, в них же ничтоже противно и развращено, но вся согласна и православна обретше, вси единогласно книжное исправление утвердиша и рукама своима подписаша, противницы же обху- жданнния то исправление и раскол деющия многа от тела церкве, яко гнилыя уды, отсекоша и анафеме предаша. В то святого собора время и нашу мерность возведе Божия десница на престол патриарший. И мы убо вся видяще праведна и благочестна быти любезне купно со братьею нашею со святейшим кир-Паисием александрийским, и со святейшим кир-Макарием антиохиским патриархами прияхом, лобзахом, и рук наших подписанием утвердихом и книгу жезл правления тогда сооруженную, яко православную и по святей церкви поборяющую, в мире пустихом. Но Божим попущением ни тако мятежницы укротишася, аще бо и доседе жестокосердия и горции не покаряются святей церкви, но борют ю лживыми клеветами, забывше окаянии, яко и адова врата не одолеют ей. Лают яко пси на жезл, и церкви не церкви, архиереи не архиереи быти именуют; триех перстень во крестного знамение воображении сложение обхуждают; крест четвероконечный узнают, не видяще безумии, яко вся таинства и действа церковная с четвероконечнаго креста знамением бывают; над всими сими, о горе, о люте, пречистыя тайны тела и крове Христовы скверными си устами нечисты быти бдядословят и иныя хулы, едва самым дияволом вымыслимыя, их же помянути писанием не достоит, мерзскими си гортанми отригают. В толико же безумие приидоша, яко самии им неведети, что баснословят. Уже бо антихриста в Москве родитися имуща глаголюъ; инии же рожденна быти проповедуют, забывше весмысленнии, яко в книгах! древних, их же сами они не отмещут, пишется, антихристово рождение не на Москве, но в Вавилоне быти. Сими лестми и иными сим подобными премногими баснословии, яко мечи душегубными, простых людей души убивают окаянши мятежницы. Зубы их opyжия и стрелы, и язык их меч остр; сей меч мы видяще ходящ между вама, се вострубляем от стражницы щерковныя, се глас даем вам увещателный: снабдите себе от меча сего. Изострита мятежницы, яко оруяие, языки своя, напрягоша лук. свой вещь горку, еже состреляти в тайных непорочна, тайно ходят, яко татие и разбойницы, тако убивают души неповинных. Блюдитеся убо сих, изгоните из домов ваших, и яко тлю из одежды истрясите. А святой соборной и апостолстей церкви непрекословно повинующеся, работайте Господеви со страхом и радуйтеоя Ему с трепетом,. да благословени будете и спасение получите душам вашим. Аще же кто за неопаство си от сего меча лукавых учителей язву страждет, молим именем Божиим да всякаго обиноветя кроме пpиидeт к нам и явит совершенно свое уязвление, и мы по Божией благодати упо- добльшеся самарянину, потщимся любовно пластырем истиннаго учения исцелити. При сем всём благонокоривым благословеше, благодать и мирт, от Христа Бога буди».

4) Представление патриарха Иоасафа II царю Алексию Михайловичу о преследовании упорствующих раскольников5

«Пресветлейшему, благочестивейшему, тишайшему, самодержавнейшему великому государю царю и великому князю Алекию Михаиловичу, всея велит, малыя и белыя Росши самодержцу, истинному благочестия ревнителю, поборнику и разширителю, второму Константину, новому Феодосию, всех благочестия любителей превоеходителю.

Иоасаф Божиею милостно патриарх московский и всея России, со всем освященным собором, мира здравия и спасения.

Бог всемогущий, Ниже царие царствуют и rocnoдиe господствуют, трегуб сан по всеродном вселенныя кафаклисмом6 казнении, в гражданстве вселенныя тремя сынами праведного Ноя образованный, благоволит ест имети: рабски, Хамом прописанный, священнически Симом назнаменованный, и господьский, или обладатедьский Иафетом изображенный. От них же первого зваше есть, выну работати господем своим; второго служительство есть обоих мольбы ко Богу возсылати; третьего паки дело обоих защищать, обранять, и откщати, но оной всенародно притчи: Хам трудися, Сим молися, Иафет о обоих мстися. Мы убо богомольцы пресветлого престола твоего, Симом образовании архиереи Бога вышнего, о Нем же нам попечениe имети годствует, труды ко трудом прилагающе, Богу поспешествующу, потщахомся чрез cиe настоящего собора время, твоим царским повелетем и тщашем совокупленного сотворити, еже есть взыската злокозненныя расколоначальники, велий мятеж в церкви Божии творящия, премногия правоверных души в дебр геенны низводящия, и поимати яко лисовы хитрыя, ошипами прелести связанный, огнем раскола и суемудрия жатву домовита небесного попаляющия, яже обретше, и Христовою благодатно емше, пастырски прежде поучахом проповедию слова Божия, и но св. апостолу Павлу настояхом благовремение и безвременне, обличахом, запрещахом, молихом, со всяким долготерпением и учением. И Божиям милосердием многия от душепагубныя пропасти к единству церкве возвратихом, разве малых числом неких мятежотворцов, их же гордости начальник диавол горделивая сердца твердев камене ожесточив, источию сотвори не покарятися церкви, и аспедски ушеса своя затыкати, во зубы их содела оружия и стрелы, и язык их меч остр, на сосечение и стреляние удов тела церкве. Тем же вмевихом их яко мытаря и язычники, и властно нам от Бога данною анафемотствовахом их предавши диаволу на измождение плоти, да дух спасется. Обаче ниже сим образом успехом что на них; ибо весьма жестотою непокорства оболкшеся, диавольстии суть ратницы на церковь, хульная отрыгающе словеса на святая и на священная, якоже и помянути трепетно и ужасно. Тем же убо яко волки хищныя из церковного стада изгнавше я, яко вредная уды отсекше, яко смертоносныя скорини из недр церковных извергше, всего обнаживше священства, предлагаем твоему царскому суду. И молим, подражающе отцем святым, яко праведнейшего Иафета, да прекрепкою десницею твоею защитиши церковь Божию от них, да мстиши им безбожное ратование, и обраниши овцы стада Христова от зуб их волчиих, да нектому бегают и рыкают, во еже что восхитити и поглотити. Поревнуй, правоверный царю, царем благочестивым, их же деяний снисание в последствующем свитце твоей ревности во образ предлагаем.

Сим ревнителем церкве внегда аще уподобитися восхощет твое благочестие, тогда узриш мирное устроение церкве и всего царствия православного. Тогда службу принесет твоя царская кротость Богу, достойную временных и вечных в торжествующей церкви воздаянний. Их же мы богомольцы твоего пресветлого царского величества вседушно желаем».

5) Сказка 1689 года о русских зарубежных раскольниках 7

«197 г. мая в 14 день но указу великого господина святейшаго кир-Иоакима, московского и всея Poccии и всех северных стран патриарха, в крестовой палате города Рыльска церкви рождества Пречистыя Богородицы дьячек Пвашко Тимофеев сказал; сбежав живут церковные расколыцики с женами и детьми московских розных городов за рубежом в польской земле на реке Ипути8 в гомельском уезде за Иваном Красицким в деревне Вылме дворов с тридцет и болыши; и близ той деревня в лесу живет церковной же раскольщик николаевския амонсины пустыни черной поп Иоасаф, что сбежал из рыльскаго уезду; да за шном Халецаим в деревне Романовой дворов о сорок; , а живет с ними в той деревне поп Бозиа с женою и с детьми, а скавывает он, что сбежал с Москвы; да к нему же в приходе деревня Леонтьева, а в ней дворов с тридцать; да за ним же паном Халецким на реке Сожи под Хальцом село Ветка; а в нем дворов со сто и больши; а в том селе поп Стефан, что сбежал с Белева; да к нему ж в приходе деревня Косецкая, а в ней дворов с сорок; да за паном Сапегою за Днепром рекою выше города Kиeвa деревня селитца вновь, а в ней дворов с десять, а прозваше той деревне я пропамятовал; а в тех селех и деревнях живут все церковные раеколыциви беглые из русских розных городов, а в иных дворех живут семьи по две и по три. То моя и сказка».

На сказке собственноручная подпись: «К сей сказки дьячек Ивашка Тимоееев руку приложил».

Сообщил профессор npoтoиepeй И. Николаевский

* * *

1

Подлинника, письма хранится в московской Синодальной библиотеке в отделе свитков и грамот, за № 17; в конце письма арабская подпись патриарха. Патриарх Макарий выехал из Москвы 6 июня 1668 г. и 10 августа прибыль в Астрахань, где прожил до 3 сентября.

2

Современный список послания в рукописном сборнике московской Синодальной библиотеке №130, л. 37–38 об., составленном Сименом Полоцким.

3

Патриарх Паисий выехал из Москвы 4 ноля 1669 года.

4

Из сборника московской Синодальной библиотеки № 130 л. 203 об.–206 об. По образцу этого послания составлено п окружное послание патриарха 1оакима; оно сохранилось в свитке московской Синодальной библиотеке под № 56, не отличается новыми историческими данными и почти буквально воспроизводить содержание и даже заглавие окружного послания п. 1оасафа.

5

Из сборника московской Синодальной библиотеки № 130 л. 191 об. – 193. В бывшем непереплетенном сборнике той же библиотеки №11 л. 369–404 находится подобное же представление п. Иоакима царям Иoaннy и Петру Алексеевичам и царевне Софье Алексеевне с просьбою о преследовании раскольнииков и защите православной церкви от их поруганий, представление пространное, красноречивое и по содержание отличающееся от представления п. Иоасафа, по скудное историческими деталями; в средине его оставлен пробел.

6

Против сего слова па поле с боку приписано: «потоп».

7

Свиток мосаовской Синодальной библиотеке № 702.

8

По «Книге большому чертежу» (Спб. 1838 г., стр. 81 и 85) река Ипуть течет от Стародубья, проходит на 20 верст выше Гомья (Гомеля) и впадает и р. Сожу.


Источник: Павел Николаевский. Материалы для истории раскола XVII века. // Христианское чтение. 1895. № 9-10. 389-396 с.

Комментарии для сайта Cackle