Часть третья
О любви
Любовь есть добродетель, влиянная в душу от Бога. Ею мы любим Бога ради Его Самого, а ближнего ради Бога. Она проявляется в исполнении десятословия, то есть Божьего повеления, состоящего из десяти заповедей и преподанного чрез Моисея на горе Синайской для того, чтобы всякий человек мог знать, что угодно Богу и что противно Ему. Угодно же Богу благое, или добродетель, а противно Ему злое, или грех. Итак, это Его повеление, или заповеди, повелевают: иные – творить добро, как угодное Богу, а другие запрещают делать злое, как противное Ему.
Добродетель есть плод, рождающийся от веры, или, говоря иначе: благие дела заключаются в исполнении заповедей Божиих, совершаемых с Божьей помощью, при содействии человеческого разума и по собственной воле самого человека, которая рождается от любви к Богу и ближнему.
Добродетель разделяется так: все благое вообще есть добродетель, но самые первые и необходимые, без которых нельзя спастись, суть следующие: вера, надежда и любовь.
Богу приятны следующие добродетели, возрастающие от веры, чрез надежду в любви: молитва, которая бывает благодарственной, просительной и славословящей Бога; пост, как определенный, так и временно установленный, и, наконец, милостыня. От этих добродетелей рождаются мудрость, правда, мужество и целомудрие, или чистота.
Грех же есть необузданное хотение человека и диавола, или, иначе говоря, грех есть беззаконие, то есть преступление Божьего закона.
Грех бывает двоякий: смертный и не смертный. Смертный различается, как праотеческий или произвольный, произвольный же в свою очередь разделяется на три группы. К первой относятся те, от которых рождаются самые разнообразные грехи, и таковых есть семь:
1. Гордость. От нее рождаются: злое мнение о ближнем, осуждение, непокорность Церкви и ее служителям, мечтательное самовосхваление, лицемерие, страсть к словопрениям, дерзость, крамола, кичливое мнение, небрежение о заповедях и пребывание во зле. Противоположная этим грехам добродетель есть смирение.
2. Лихоимство. От него происходят: хищение, лесть, ложь, мятеж, насилие, суровость, жестокосердие, бесчеловечие, зависть, неверие, обида нищих и иных людей, скупость, кража. Им противоположна щедрость.
3. Блуд. Он порождает: слепоту ума, ненависть ко всему Божественному, нечестие, отчаяние, мотовство, леность и вражду к ближнему. Противоположна ему чистота, или целомудрие.
4. Зависть. Она проявляется как ненависть, оглаголание, небрежность, прельщение и убийство, Ей противоположно доброхотство.
5. Чревонеистовство. От него происходят: леность к благочестию, уныние, плотская похоть, безобразный смех, самоугождение, небрежение о ближнем, укоризна, любовь к словопрениям и варварский нрав. Ему противоположно воздержание.
6. Злопамятность. Она производит зависть, убийство, мщение, пустоту и безумие. Добродетель, противоположная ей, есть терпение.
7. Уныние. Оно порождает расслабление воли, опорочивание себя грехом, соблазн, печаль и мнительность. Ему противоположно бодрствование.
Ко второй группе относятся грехи против Духа Святаго, как-то: безмерное упование грешников на Бога, отчаяние, противление познанной истине; а у некоторых есть и такие грехи: зависть к духовным благам, которые получают ближние от Бога, – пребывание во грехах и состарение в злобе, – нерадение о покаянии даже до конца этой жизни.
К третьей группе относятся грехи, вопиющие на небо и навлекающие отмщение, как-то: самовольное убийство, обида вдов и сирот, лишение мзды поработавших, досаждение и неблагодарность к родителям.
Грех не смертный. Сюда относятся все те грехи, которые простительны. Они бесчисленны, и избежать их не может ни один человек, кроме Христа и Богородицы. Они, однако, не лишают нас Божией благодати и не подвергают вечной смерти; только в случае небрежения о покаянии, которым можно таковые очистить, отверзают они путь к вышеуказанным смертным грехам и наводят на человека холодность и небрежность в исполнении закона.
Если кто возбуждает кого ко греху, таковой делается сообщником чужих грехов; например, когда отцы духовные позволяют чадам своим жить невоздержно или когда оставляют без наставления господин раба, муж жену, учитель ученика, отец сына.
Доселе говорено было о добродетелях и грехах. Теперь следует предложить нечто о заповедях Божиих, которых есть десять и которые были изображены на двух каменных скрижалях. На первой – заповеди относительно любви к Богу, а на второй относительно любви к ближнему.
Первая скрижаль, касающаяся любви к Богу:
1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, елика на земле низу и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний (то есть недельный), еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седмый – суббота Господу Богу твоему.
Вторая скрижаль, касающаяся любви к ближнему:
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
Исполняя с Божией благодатию и православною верою дела сии в мире сем, мы несомненно надеемся, что в будущем веке, восприяв совершенство любви, будем славить на небесах Триипостасного Бога во веки. Аминь.