Труд
Я удивляюсь еще и тому, зачем Господь, могущий словом или прикосновением исцелить очи слепому, посылает его в Силоамскую купель (см. Ин. 9:7)? Говорят, что, во-первых, для испытания его веры и послушания, для того чтобы видно было, верует ли он и послушен ли он. Во-вторых, ради почитания Своего славного пророка Илии, который своей молитвой извел ту Силоамскую воду, и в-третьих, для того чтобы это Божие чудо послужило к большей славе Божией, ибо тогда все могли видеть, что слепой шел через Иерусалим незрячим и с брением на очах, а потом могли видеть его уже прозревшим, все ясно видящим и славящим Бога. Все они хорошо говорят, я же думаю, что еще для того он был послан Иисусом к Силоаму, чтобы совершил большой труд, идя путем через Иерусалим, ибо добрые дела трудом снискиваются и болезнью исправляются, и дары Божии даются не даром, но по мере трудов. Труждающихся и обремененных Господь призывает к Своему успокоению (см. Мф. 11:28), а нетрудящимся и ленивцам апостол не велит давать даже и куска хлеба: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10). Господь ищет в нас трудов наших, и только за них Он дарует нам Свою благодать. В Песни Песней два любящих лица, жених и невеста, пришли некогда в разногласие по поводу того, что один из них желал покоя, а другой хотел трудиться. Говорит невеста: «На ложе моем искала я того, которого любит душа моя», а Жених отвечает: «Я нарцисс Саронский, лилия долин!» (Песн. 3:1, 2:1). Осязать ложе – это значит искать покоя, идти же в поле, в долину – значит выходить на труд и делание: "Выйдет, – сказано, – человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс. 103:23). О невеста Христова! Ищи Жениха твоего не на мягком одре, но на терновом и гвоздяном, который на Кресте! Ищи Его в полях, в долинах, в трудах и делании, где Он «посреди земли совершает спасение мира» (Пс. 73:12). «Выйдем же и мы вне стана» (Евр. 13:13) к Нему, нося Его поношение. Господь для того посылает слепого к Силоаму, чтобы мы знали, что только трудом и многим потом мы можем достигнуть купели спасения (1).
Молитва и покаяние без трудов – это хлеб нечистый, полный плевелов. Он не вносится в небесную житницу, не входит в Царство Небесное, но выметается вон, выбрасывается и попирается ногами. Вот что мы читаем в книгах Царств. Некогда согрешили перед Господом Богом два израильских монарха: царь Саул и царь Давид, каждый в свое время, и оба покаялись. Саул возносит свою покаянную молитву к Богу пред лицом пророка Самуила, говоря: «Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. И отвечал Самуил Саулу: «Не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» (1Цар. 15:24, 26). Kается и Давид, говоря пророку Нафану: «Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: «И Господь снял с тебя грех твой» (2Цар. 12:13). Рассмотрим же оба эти покаяния. Вот кается Саул: он совершает долгую молитву и умножает слова перед Самуилом, однако же не сподобляется прощения, но даже осуждается на уничтожение: «Господь отверг тебя». Kается же и Давид. Немного, только два слова произносит: «Согрешил пред Господом», – но тотчас Господь прощает его согрешение. Что это значит? Какова тайна этого? Оба согрешили, оба каются, но только у одного Давида покаяние принимается, Саулово же покаяние отвергается. Если желаем узнать причину этого, то прочтем в Писании о жизни обоих – Давида и Саула. Давид после грехопадения облекся во вретище, Саул же гордится мягкими царскими одеждами. Давид постом смиряет свою душу, ест пепел, как хлеб, и питье свое растворяет плачем (Пс. 34:13, 101:10), а Саул ест от многоценных трапез, пьет и веселится. Давид в полночь встает для молитвы, а Саул, упившись, спит на мягкой постели. Давид рыдает о грехе своем, а Саул пренебрегает им. Давид трудится, а Саул ленится.
Не дивись же ты, Саул, что твое покаяние неприятно Богу и молитва твоя отвергнута, ибо ты не проявил трудов и подвигов. Не дивись и ты, Давид, будучи прощенным, ибо ты явил многие подвиги в своем покаянии: «Господь снял с тебя грех твой». Итак, мы видим и понимаем теперь, что покаяние без трудов отвергается, как хлеб из плевелов, оно не принимается, но выметается вон на попрание (1).
«Вышел человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103:23), – не на праздность, не на леность, не на лежанье, не на спанье, не на отдых, но на труды, на работу, на дело, на установленное делание. Каждый человек, как говорит Иов, рождается на свет для трудов (см. Иов. 5:7). Ничего не делающему святой Павел запрещает есть хлеб: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10). И тот, кто не трудится, ничего не имеет: "Ленивый, – говорит Соломон, – всегда в убожестве» (Притч. 11:16). Поэтому каждый человек выходит на свое дело с самого утра, «от стражи утренней до ночи» (Пс. 129:5), и «на делание свое до вечера »(Пс. 103:23). Но бывает ли у какого-нибудь человека столь тяжкое делание, столь скорбная работа, столь трудное дело, как у Того, Кто сделался Человеком ради человеколюбия, Кто «на земли явися и с человеки поживе»60, Кого Пилат показывает народу со словами: «Се, Человек» (Ин. 19:5), – делание Господа нашего Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятаго за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребена», Который говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю?» (Ин. 5:17). Что же это? «Спасение содея посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистыя Свои руце простер!» О, сколь трудное дело, сколь великое делание, сколь тяжкая работа, в которой и слезами, и кровавым потом, и самой Кровью обливается Делатель! (2)
И в воле самого человека, и в молитвенном пребывании, и в непостоянстве приятных нам вещей мы имеем великий труд и скорбь, чтобы получить обещанное и уготованное от создания мира небесное царство (Мф. 25:34). Держит ли кто пост, или непрестанно творит молитвы, или хранит воздержание, или занимается рукоделием и какой-либо работой и терпит различные скорби, – все должны иметь одну надежду, одно настроение сердца и мыслей в том, что они идут к Богу и ради Него терпят все случающееся в их жизни. Ибо через труд познается упокоение (2).
Не может правый и истинный разум быть легко внедренным в душу, если не внедрится долгим временем, великим трудом и подвигом; и так, по мере подвига труда, умерщвляются плотские похоти, и поскольку умерщвляются похоти, постольку процветает и возрастает истинный разум. Сугубый же всем требуется подвиг: как подвиг внешнего труда, так и умного делания, ибо один без другого не совершается (3).
Делай всегда благое, день ото дня преуспевай, ибо ныне время делания, тогда же – возмездия, ныне время труда, тогда же – покоя, ныне – скорби и терпения, тогда же – венчания и почести, ныне – плача и сетования, тогда же – радости и веселья (3).
Подвизайся, трудись, трезвись, пока имеешь время, пока имеешь час. Хотя бы и сильно желал ты, чтобы возвращено было тебе даром потраченное время, однако не получишь этого, если данное тебе время погубишь, ибо одно у тебя время, другого потом вовеки иметь не будешь. Поэтому потрудись теперь немного по доброй воле, чтобы потом против воли своей не потерпеть многих бед. Потрудись малый час с усердием, чтобы потом принять великую благодать от Господа и сподобиться вечной жизни (3).
Если бы тебе предстояло, с одной стороны, временное страдание, с другой же – вечное, с одной – на малый час, с другой же – вовеки, – скажи мне, на какое из них ты скорее бы согласился? Знаю, что, хотя и весьма тяжело было бы временное страдание, ты избрал бы его. И если бы кто тебе сказал: потрудись для меня один день или одну неделю и верно послужи мне, я же за это дам тебе много всякого богатства, всякого обильного наслаждения на тысячу лет, разве ты не захотел бы этого? Поистине, захотел бы, хотя и весьма великий предстоял бы тебе труд. Бог же тебе за настоящий малый подвиг, как будто за один день или год, обещал дать много всякого богатства и наслаждения, которое «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2:9); не на тысячу лет и не на две и не на три, но на веки вечные, конца не имеющие. Что же ты об этом не усердствуешь? Хорошо, один раз потрудившись в этом кратковременном веке, снискать вечный покой; один раз научившись и просветившись, иметь это с собой навеки. Хорошо, один раз снискав вечное богатство, никогда во веки не иметь оскудения. Хорошо, один раз немного поскорбеть и ради Христа опечалиться на малое время, радоваться же и веселиться во веки вечные. Блажен тот, кто этого сподобится, блажен, кто это воспримет. Блажен тот, кто в малом этом времени и малым этим трудом, и подвигом обретет вечную жизнь и присносущное наслаждение и богатство (3).
Вспомни, как много люди ради тленных и мимотекущих вещей страдают и трудятся: недосыпая ночей, никогда не давая себе полного покоя, в купечестве, в художестве, в земледелии, в военной службе, в морском плавании, в путешествии в дальние страны и в иных различных попечениях и трудах. Ты же ради вечных и бессмертных благ нисколько потрудиться не хочешь, но ленишься и остаешься бесчувственным. Итак, старайся, трезвись и воспрянь в попечении о себе (3).
* * *
Догматик, 8-й глас.