Источник

РОСА ИСЦЕЛЕНИЯ

«Был... ногами хромому» (Иов. 29, 15).

Чудо 4 в 1671 году

Некто из благородных, по фамилии Пенский, из брагинских окрестностей, имел жену Анну. Несколько лет она сильно болела ногами, нужно было ее носить, не могла сама ступить ни шагу. Изнемогли уже и врачи, лечившие неизлечимую болезнь.

Прослышал тот человек о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, что в Ильинском монастыре, и привез туда свою жену. Внесли ее в церковь, и здесь, тепло со слезами помолясь, она получила скорое исцеление: в тот же час стала на ноги.

Как у иерусалимского хромца, описанного в Деяниях (Деян. 3, 3), так и у этой жены утвердились ступни и голени, и вскочила она, хваля Бога и Богородицу. И исполнились все великого удивления от чуда, приключившегося с ней.

Беседа

Спросим у иерусалимского хромца, которого носили: где обрел ноги? Скажет: «При дверях храма, называемых Красными» (Деян. 3,2). Блажен ты, хромец, ибо доброе избрал себе место, двери церковные Красные, при них и исправились твои ноги. Но блаженнейшие – держащиеся Пречистой Девы и при Ней избравшие себе место, ибо Она – Дверь много прекраснейшая, Церковь и Врата! При них не только телесных (как у той Анны), но и душевных ног хромота врачуется.

Хрома была душевными ногами египетская грешница, столь хрома, что церковного порога не могла переступить: «Когда, – говорила, – убогие мои ноги порога коснулись, церковь всех принимала и не возбраняла никому, меня же, окаянную, не приняла: будто множество воинов поставлены были вход затворять, так мне сила Божия возбраняла» (см. Житие Марии Египетской). Смотри же, как у Богородичного образа утвердились ее ноги: не только вошла в церковь поклониться Честному Древу, но и в пустыню побежала, по водам и по воздуху пошла. Так Врата эти мысленные сильны к уврачеванию ног, и телесных, говорю, и душевных.

У врат обычно убогие милостыню просят, а где кто лучшую милостыню получит, как не у Пресвятой Девы? Смущали меня слова: «Ворота сии будут затворены, не отворятся» (Иез. 44, 2). Боялся, как бы не отойти пустым, неуслышанным и посрамленным, когда прибегну к ним и постучу. Ибо как через затворенные и никогда не открывающиеся двери могут что-либо получить руки мои? Но когда услышал поющего: «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пресвятая Богородице, но просит благодати и приемлет дар» (Параклис Богородице), – получил упование и дерзаю, хоть и недостоин, прибегать к Тебе, о Небесные Врата!

Затворена Ты к выпытыванию: «Како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси?» (Акафист, икос 9). Нет входящего этими дверьми: «Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая» (Акафист, икос 2). Но не затворена Ты к подаянию милостыни, всем открыта; каждый, хотящий Твоего милосердия, этими дверьми «и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9).

Проходил я через врата вельмож мира сего и многие видел преграды. Стоят там стражи у ворот, которые или удерживают, или выпытывают, зачем идешь и откуда, или совсем не пускают, или одних пустят, других же прогонят. Видел и различные гербовые печати: на некоторых из них врата изображены, затворенные или открытые, но не входные, ибо стоят возле них то звери, то воины с обнаженным оружием, – кто в них сможет войти?

Когда же прихожу к Твоим вратам, о Царица Всесильная, ничего такого не нахожу: не оттолкнут меня стражи, не устрашат меня звери, не прогонят меня воины, никто не спросит, зачем иду. Но невозбранно вхожу, и предстою пред Тобой, и беседую с Тобой, – хоть и недостоин. Ты же меня видишь, слушаешь, милуешь и подаешь к полезному прошению.

Из дверей многих вельмож часто видел я выходящих и плачущих – неуслышанных, непомилованных, еще более оскорбленных. Из дверей же Твоих кто когда оскорбленным вышел? Только подойдет к Твоим дверям, тотчас плач забывает. Ибо не терпишь, о Матерь, видеть чад Своих оскорбленными и безутешными.

Нравоучение

Все уклоняющиеся от пути правого, не хранящие завета Господнего – хромы. Уклонились «от стезей своих», – говорит псалмопевец (Пс. 17, 46). Хромы же бывают двояко: на одну ногу и на обе ноги.

На одну ногу хромы те, кто то прямо станет, то к земле приклонится. Так, они то к добродетели обращаются, то к злобе возвращаются; то встают, то опять падают и как бы двумя путями шествуют. О таких говорит Сирах: «Горе грешнику, ходящему по двум стезям» (Сир. 2, 12).

На обе же ноги хромают те, кто, однажды упав, не хотят вставать, но, увязнув в болотистой глубине и отчаявшись в своем спасении, как без ног по земле, суете сует, ползают: превратилась в персть душа их, прилепилась к земле утроба их. Или носимы бывают как бы неким насильственным греховным обычаем не туда, куда бы они хотели, но куда греховная страсть их неволит: что хотят, не делают, а что не хотят, то делают, – не они, но живущий в них грех (см. Рим. 7, 19–20).

К таковым хромцам взывает пророк Илия: «Долго ли вам хромать на оба колена?» (3Цар. 18, 21). Таковым, дабы их ноги стали на правоту, нужно неотступно держаться церковных дверей покаяния. Ибо как дверьми в храм вступают, так же святым покаянием в общение церковное, в исправление жизни, в получение милости Божией и в прощение грехов и в небесные обители входят. Этими дверьми вошли разбойник, мытарь, блудница и блудный сын.

Подвигнемся и мы войти сквозь тесные врата покаянных трудов, пока имеем время, ибо многие потом захотят войти и не смогут. Ныне же в эти двери постучимся, взывая: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» (Стихира великопостная). Ныне послушаем учащего нас апостола: «Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12, 12–13).

Прилог

Грешница, омывшая болящего нози, Слышит свыше: прощены твои греси мнози.

Некая именитая женщина, после смерти своего мужа собрав в свои помыслы все грехи и помянув смертный час и страшный суд, пошла к блаженному Неофиту и, поклонившись ему, сказала: «Верою пришла я к твоей святыне, честный отче, исповедать все грехи мои». Тот же не хотел ее слушать: «Невозможно мне, чадо, женским внимать деяниям».

Но она не отступала: «Отче святой, Господь Иисус Христос, истинный Бог наш, в наш облекшийся образ, не отринул пришедшую к Нему блудницу, со слезами лобызающую честные ноги Его и исповедующую Ему свои грехи, а ты отгоняешь меня, хотящую покаяться и исповедаться». Услышав это, старец сказал ей: «Если так говоришь мне, чадо, и верою пришла к моему недостоинству, пойдем в церковь и говори с сокрушенным сердцем Человеколюбцу милостивому Богу деяния свои. Послушаю и я, худой старец, оные».

Придя вместе со старцем в церковь, помолившись и поклонившись ему, стала женщина в молчании. Старец же понуждал ее, говоря: «Что это значит, чадо? С раннего утра просила ты мое смирение принять тебя, а теперь не говоришь ни слова?» Она же отвечала: «Не дерзну изречь, честный отче, ибо мучает меня неподобная мысль». Старец тогда говорит: «Напиши, да прочту хартию ту пред Господом Богом, прощающим по многой Его милости согрешения наши». Отвечала жена: «И того не могу сделать по причине премногих моих беззаконий». Тогда старец сказал: «Если и этого не можешь сделать, вот что сделаю: буду вспоминать тебе грехи, какие в житии человеческом соделываются, по одному: то ли сотворила ты или что другое?»

Выслушав перечисленное старцем, женщина говорит ему: «Божией ради благодати и святых твоих молитв, ничего такого не сотворила, но иные мои согрешения». «Если же иные, – ответил он, – то не сердцеведец я, не знаю тайн человеческих». Она же сказала: «Молись обо мне», – и ушла.

Идя же по улице, видит она некоего чернеца – старого, парализованного, лежащего на земле, брошенного всеми, – и говорит ему: «Хочешь ли, возьму тебя в дом мой, буду тебя покоить, а ты умолишь Бога о моем недостоинстве?» Он отвечал: «Да, хочу, госпожа, дабы ты сотворила милость на мне окаянном».

И она, пойдя в свой дом, приготовила постель, послала купить иноческие ризы и повелела рабам нести расслабленного монаха в баню, омыть его, облечь в новые одежды, принести и положить на уготованную ему постель. Все это было исполнено, и она начала служить ему, помазывая и врачуя его струпья.

Шло время, приспел Великий четверг, спасительные Страсти. Говорит та женщина старцу: «Хочу сотворить тебе нечто, отче, но потерпи и не говори ничего». – «Как велишь, госпожа моя, так и сотворю».

Наступил час Божественной службы. Иерей служил в церкви ее дома Божественную литургию, и когда начал читать Евангелие: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф. 26, 6–7), – взяла та женщина сосуд мира, приступила к черноризцу и, возливая миро на его ноги, лобызала их, обливала слезами и отирала своими волосами, исповедуя свои грехи. И едва она это совершила, началось страшное землетрясение, но не во всем городе, а только в ее доме. После землетрясения же был глас: «Оставляются тебе грехи твои».

С пришедшим тем Божественным гласом восстал черноризец здоровым, не имея больше ни единого струпа, ни единой язвы на теле, и прославил он Господа нашего Иисуса Христа, творящего великие и страшные чудеса. А блаженная женщина, приняв прощение своих грехов от неисследимого и неизреченного милосердия Божия и прочие годы своей жизни прожив в покаянии, преставилась к Богу, оставив пример всем хотящим прийти к покаянию.


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle