РОСА УТЕШЕНИЯ СТРАННИКОВ
Утешения не имамы, разве Тебе, Владычице миру (Тропарь на молебне).
Чудо 3 в 1667 году
Некая женщина из Мозирского уезда, по имени Вера, целый год была парализована. Будучи немой, имела она и иссохшую руку. Дойдя до Ильинского монастыря, в субботу, в канун Сошествия Святого Духа, во время пения Акафиста пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, та женщина получила исцеление. Вначале сухой и неподвижной рукой начала двигать, показывая всем, простерла руку свою – и та сделалась целой, как другая. Затем, во время литургии, на «Достойно есть», немым языком она заговорила – и закричала, благодаря Преблагословенную Деву за внезапное исцеление.
Беседа
Окружаемая печалями от нищеты, вдовства и бесчадия, Ноеминь говорила: «Не называйте меня Ноеминью (то есть красивой), а называйте меня Марою» (то есть горькой), потому что Вседержитель послал мне великую горесть» (Руф. 1, 20). Впрочем, в стольких печалях имела она немалую отраду от Руфи, снохи своей, которая не оставила ее, но привязалась к ней таковою любовью: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; смерть одна разлучит меня с тобою» (Руф. 1, 16–17).
Не меньшие и нас окружают печали, снаружи и внутри. На внешнего человека находят болезни: то расслабление тела, то немота языка, то усыхание рук – как на ту женщину. Внутренний же человек расслабляется грехами: он нем и безъязычен, когда не хочет исповедовать беззакония свои, и, как отсохшую руку, имеет волю, не желающую благого намерения приводить в исполнение.
Но во всех этих бедах есть у нас великая отрада – Пресвятая Богородица, если имеем к Ней веру несомненную, надежду дерзновенную и союз любви.
Ноеминь, лишенную мужа и детей, кто смог бы утешить в горькой печали? Руфь смогла.
Но что в Руфи было утешительного, способного к освобождению от печали, когда она была такой же нищей, сирой, и вдовицей? То, что она стала прообразом Марии, Матери Христовой, ибо и она была одной из праматерей Его: «Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя» (Мф. 1, 5–6), который был праотцем Христа по плоти. Это и утешало Ноеминь в печали. Ибо, когда она видела Руфь, радовалось сердце ее, тайно из-вещаясь, что от ее плода произрастет радость всей вселенной – Иисус, Сын Марии.
И если только тень Марии могла претворить печали в радость, то тем более Сама Мария, Мать всякого утешения, утешит нас во всякой нашей скорби, внутреннего и внешнего человека уврачует! Только прибегнем к Ней верою и привяжемся такой же любовью, как Руфь к Ноемини, – да неразлучны будем с Нею во все дни жизни нашей.
О, Госпожа, будь с нами во все дни до скончания века!
Нравоучение
Если благодатью Богородичной исцелилась женщина, по имени Вера, чаю, что (по имени самому своему) и саму веру несомненную имела. Ибо невозможно кому-либо исцеление или дарование какое от Бога без веры получить. Врач душ и телес, Сын Божий, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях», веры всюду требовал, и по вере подавал излечение (Мф. 4, 23, 9, 29). Так в Капернауме по вере сотника исцелил Он слугу его: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8, 13). Так и кровоточивой: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя», – и спасена была с того часа (Мф. 9, 22). Так же двум слепцам: «По вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф. 9, 29–30). Также хананеянке: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15, 28). И многих иных по вере их спас.
О, сколь сильна к получению прошения вера в молитве!
Удивляется святой Киприан, вспоминая разбойника на кресте: как такой грешник, всю жизнь свою в убийствах и прочих беззакониях проживший, при кончине своей краткою молитвою рай себе отверз, и спрашивает Господа: «Что даровал, Господи, Стефану, большее разбойника сего? Что большее принял возлюбленный ученик Твой, который возлежал на перси Твоей на вечери? Чем более упокоены Павловы поты? Чем столь многих Святых многообразные муки, раны и смерти вознаградились? В один час тому разбойнику воздалась та мзда, какую они столькими трудами и скорбями получили».
Но не дивись, святой Киприан! Я тебе слова твоего небесного сожителя в ответ приведу, святого Амвросия, который говорит тебе, как верой великой, хоть и в малой молитве, райскую себе разбойник дверь отверз. Ибо когда Господь наш во время Своего вольного страдания был всеми оставлен, когда и обещавшим с Ним умереть Петром отвержен был, тогда лишь один разбойник веровал Ему и, исповедуя Его, Господом Царствующим нарек: «Помяни меня, Господи, когда приидеш в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42).
Здесь можно было видеть великую веру разбойника: когда у всех вера оскудела, когда все веровавшие соблазнились о Христе, он не соблазнился, но с верою Ему помолился, за что и услышал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Так говорит святой Амвросий: «В тот час, когда рай принял Христа, – принял и разбойника».
Но такую славу разбойнику подала сама вера, о чем рассуждая, некто обращается к нему: «Непобедимый мученик! От всецелого мирского неплодия в тебе первородное веры Христос принял; ты – Петр на кресте, Петр же во дворе Каиафове разбойником стал».
Слышим ли, что вера может? Так будем стяжать и мы ее себе в молитве нашей, чтобы смогли получить просимое.
Сам Господь наш учит нас: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11, 24). И Иаков святой наставляет: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 5–7).
Как такую веру обретем в молитве, что все, чего ни попросим, получим? Послушаем святого Каллиста: «Рождается вера от дерзновения к Богу. Дерзновение же бывает тогда, когда кто благоугодит Богу. Но много трудов требуется, чтобы благоугождением Богу стяжал кто к Нему таковое дерзновение, дабы мог крепко веровать, чего все, что ни попросит, – получит». "Просите, – говорит Господь, – и дано будет вам» (Мф. 7, 7). И святой Иоанн: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1Ин. 3, 21–22).
Прилог
Сим была гора в реку вверженна, В ком с делами вера сопряжений.
В Александрии Египетской был золотых дел мастер, знатный и искусный в своем деле, и некая женщина, уязвляясь к нему любовью, ибо он был очень красив, влекла его любодейными словами к беззаконию.
Смущался и он помыслами о ней, однако, будучи целомудренным и боящимся Бога, спросил ее: «Что видишь во мне такого, что подвигает тебя к любодеянию?» Она же отвечала: «Красоту очей твоих».
Услышав это, золотых дел мастер ударил себя в правый глаз орудием, что в руках держал, и проткнул его со словами: «Так говорил Господь Бог мой: _'Если правый глаз твой соблазняет тебя», пронзи его, ибо лучше тебе с одним глазом войти в Царство Небесное, нежели имеющему оба глаза «быть ввергнутым в геенну» огненную» (Мф. 5, 29).
Увидев содеянное им, та женщина со страхом отбежала и пошла в свой дом, его раною избежав греха.
Был же в то время мучитель лютый, он владел Александрией, а всем Египтом, попущением Божиим, обладали сарацины, всячески томившие христиан. И умыслил мучитель таковое ухищрение. Позвав епископа, говорит ему: «Слышали, что ваш Христос заповедал вам таковую веру иметь, чтобы горы переставляли словом. Вот стоит гора всеми видимая у града сего, Адар называемая. Ныне же, если Христос, Которому служите, есть Бог и вера, которой держитесь, лучшая, как считаете, – выйдите к горе той Адар и скажите слово Господа Бога вашего, и если, послушав вас, ввергнется гора в реку Нил, к славе послужите Христу вашему, к тому же и мы уверуем. Если же нет, то все христианское богатство будет взято в цареву ризницу».
Тогда епископ отвечал: «Слово, которое ты сказал, весьма превосходит нашу немощь. Однако не ради нас, ибо все мы недостойны такового дела, но ради хулы твоей, что на Господа нашего Иисуса Христа говоришь, да будет так. Дай нам восемь дней, мы помолимся Богу, и веруем, что молитв рабов Своих Он не презрит, ибо пишется: «Желание боящихся Его исполнит, и молитву их услышит, и спасет их", ибо они уповали на Него (Пс. 144, 19)».
Услышав это, беззаконный варвар посмеялся: «Думал я, что вы мольбу покажете и часть от имений ваших отдадите в мою казну, вы же на дело сие дерзаете, невозможное и для Бахмета нашего». И отпустил их с гневом, записав срок, о котором просили.
Епископ же собрал всех христиан в городе и его окрестностях, до трех тысяч мужей, не считая женщин и детей, и возвестил им зло-хитрое повеление правителя, хотящего не только имущества, но и жизни лишить народ христианский. И сказал им про гору, веля всем скорбеть и молиться, сотворив всенощное стояние пред Богом.
Приступила тогда та женщина к епископу и открыла то свое преступное намерение и твердую веру ко Христу златокузнеца: как не прельстился ее любодейными и льстивыми словами, как не пощадил себя, пронзив око свое.
Услышав это, епископ удивился и, не найдя кузнеца в соборе, послал за ним в дом. Когда же тот пришел, сказал ему владыка: «Брат, искушение пришло от ненавидящих нас». И все по порядку рассказал ему. Отвечал кузнец: «Владыка, мы должны молиться, ибо «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26; Мк. 10, 27; Лк. 18, 27)».
В третий день все вышли к горе Адар и обошли ее троекратно с крестами. И когда встали все напротив горы, призвал епископ кузнеца и сказал ему: «О, чадо, ныне подобает тебе показать дело веры своей, да посрамится мучитель, хвалящийся идолами своими, и утвердятся столпы Церкви Христовой, и прекратится плач христианский».
Тогда поклонился златокузнец епископу, приступил к горе и помолился: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, послушай молитвы рабов Своих и не дай в расхищение стада Своего врагам Твоим! Да не порадуются ненавидящие нас, говоря: где есть Бог ваш? Ты Бог наш, заповедавший апостолам: «Если будете иметь веру с зерно горчичное», без сомнения «скажите горе сей: встань и вверзись в море», – и будет вам (Мф. 17, 20). И ныне «не нам, Господи, не нам, а имени Твоему святому дай славу" (Пс. 113,9)».
И едва сказал это, сотряслось то место, и гора сдвинулась, и пали ниц все люди, и был страшный вопль в городе. Сокрушались палаты и падали стены. И вышли варвары, и увидели жуткое чудо: как гора шла с места своего в реку Нил. И все, павши, стали молить христиан, чтобы остановили шествие горы, дабы в городе все прочее не разрушилось.
И отвечал епископ, и сказал: «Нет, братия, это дело не нашего, но вашего хотения, потому что вы хулили Бога Живого и отяготили нас прещением вашим. И в смирении нашем помянул нас Господь. И что сотворим теперь, если пошлет гнев Свой и не только город разорит, но и всех вас умертвит?»
Тогда обещали все креститься, и когда гора уже подступила к самой реке Нил, епископ помолился Богу, и прекратилось трясение земли. И многие варвары уверовали во Святую Троицу и крестились. Нечестивые же написали ему клятву: отныне и до века не пакостить христианам.
Сие же написано было в подтверждение, что верующему все от Бога прошения подаются. О, сила веры целомудренных!