РОСА ПОСЕЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ
Едина болящим посещение, едина падшим исправление, Владычице, едина к Богу руководница и вход (Октоих, глас 1-й).
Чудо 15
Некая женщина Анна из города Брагина два года сильно мучилась болезнью, называемою «гостец» (ревматизм). Она приняла исцеление благодатью Богородичною от чудотворной Ее иконы, что сама и исповедала преосвященному пастырю такими словами: «Я, убогая Анна Розсудовская, будучи от Наивысшего Владыки хворобою наказана аж до двух лет, добралась до чудотворного образа Пренаисвятейшей Девы, который есть у святого Илии, и, за милостью Бога Всемогущего, начала приходить в начальное здравие».
Беседа
Болезни наши, телесные и душевные, кто сосчитает? Уврачевать их кто может? "Объяли нас болезни смертные, и потоки беззакония смутили нас» (Пс. 17, 5).
Этих болезней и такие премудрые врачи, как Асклепий, Гиппократ и Гален, уврачевать не могли, от кого же исцеления поищем? Конечно, скажете, от Бога. Но «не имамы дерзновения к Нему за премногия грехи наша» (Богородичен на 6-м часе). А если так, то поищем исцеления от Матери Его Преблагословенной, потому что много может молитва Материнская хорошего, ибо Она – Целебница всему миру.
Есть естественная у людей привычка: когда случится у кого рана на теле или когда голова заболит или желудок – туда сейчас же прикладывает он руку и будто некое ослабление болезни получает. Потому и говорится: где болит, там рука. «Но небезызвестно, что «Ручкою» Врачебница наша именуется: «Радуйся, Ручко златая!» К Ней-то и взывает Дамаскин: «Лютыми напастьми томим, от врагов стужаем, окаянный, плачем приглашаю: свыше мне простри, Пребогатая, руку Твою» (Октоих, гл. 1, в субботу на повечерии, 1-я песнь канона).
Когда нас окружают лютые недуги и болезненные страсти, эту Руку, говорю, Пресвятую Деву, приложим, и даже сами к Ней приложимся, вручая Ей во всесильные руки душу и тело. Говорили древние египтяне Иосифу: «Здравие наше в руке твоей, только да призрит на нас господин наш» (Быт. 47, 25). О, Целебница благосердая! Воистину в Твоей руке наше здоровье! Ты – тела нашего врачевание, Ты – души нашей спасение.
Ты немощью низлежащих исцеляешь, к Твоему врачевству притекаем, – только призри на нас милостивым Своим оком. «От горняго возшествия нашу назирай худость»! (Акафист Успению, песнь 8)
Нравоучение
Всякий врач, хотящий вылечить телесную болезнь, ищет ее причину: от еды ли, от питья, или от какого случая пришла. Но учителя церковные говорят, что во всякой болезни повинен грех. Так, святой Макарий Египетский утверждает: «Расслаблен ли кто, или какой частью тела калека, или лихорадкой, или иной какой немощью страдает, – все это от греха находит, он всего зла корень». Святой же Каллист пишет: «От начала мира из-за греха немощь вошла в Каиново тело, после братоубийства расслабленным стал и ходил по земле, вздыхая и трясясь». И святой Иероним: «Сколько грехов, столько болезней имеем».
Хотим ли от телесных болезней избавиться? Прежде всего их причину, грех, вылечим покаянием. Ибо и Христос Господь, добрый Врач, желая уврачевать расслабленного телом, вначале расслабление души его, то есть грехи, лечит, говоря: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». И потом уже: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф. 9:2, 6).
Прилог
Болящий кается в грехах своих, и, истинне, Подается ему здравие вдвойне.
Муж некий, из именитых в Царьграде, имел великую веру к святому Христову иерарху Иоанну Златоустому. Однажды он впал в тяжкую и неисцелимую болезнь. Врачи уже не могли его лечить и отчаялись, тогда он повелел нести себя в церковь, где честная рака Златоустова стояла. Здесь, молясь со слезами, принял он в ум свой содеянные грехи и зарыдал о них: «Увы мне, грешному и нераскаянному! Как пойду в путь невозвратный? Как претерплю трепет страшного суда? Как вечные и нестерпимые понесу муки?»
Когда же все вышли из церкви, велел и рабам своим удалиться, оставив закрытым его одного. Наедине, посмотрев наверх святого храма, увидел образ Господа нашего Иисуса Христа и начал говорить к Нему так: «Если Твоего образа, Владыка, руками человеческими сотворенного, боюсь, как же Тебя, страшного Судию, я, окаянный, увижу, когда придешь судить всех? Согрешил, Господи, прости меня, не сохранившего Твои повеления!» И начал исповедывать перед святым образом свои согрешения, сделанные от юности.
После исповедания же добавил: «И иное лютое сотворил согрешение, Владыка, но не смею изречь, Человеколюбче, не смею, Милостивый».
В это время раздался голос от того святого образа: «Говори, не стыдись и этого исповедать, человек!» Сказав все, опять услышал он голос: «Оставляются тебе грехи твои». И как только этот страшный глас пришел, поднялся он здоровым. Тогда, пав ниц, стал он во весь голос воссылать благодарения Человеколюбцу Богу, «не хотящему смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11).
Поклонившись гробу святого Златоустого, направился исцеленный, радуясь, в дом свой. Пожив же в целомудрии прочие годы жизни своей, отошел ко Господу.
Вот видите, как принял человек телесное здравие уврачеванием своих грехов.