Источник

О Христовом священстве

§ I.

Была глухая осень. Дождь лил, как из ведра. Дул пронзительный, холодный ветер. – В такую пору я заехал в одну штундовую деревню. Быстро узнали, что приехал «миссионер». Ко мне на квартиру стали стекаться любопытные и скучающие от вынужденного безделья крестьяне. Все старались узнать: скоро ли будет беседа с сектантами?

Появились, под вечер, штундисты. Они пожелали «ознакомиться» со мной. Ими руководил молодой еще пресвитер, Алексей Парфеныч. Это был худощавый, бледный, со впалыми глазами человек. Он говорил с весом; волноваться напрасно не любил. Здоровья был плохого.

Войдя в дом, он важно поздоровался со всеми. Мне едва кивнул головой. Нас познакомили. Хозяин усадил всех за чай. Разговорились.

Алексей Парфеныч находил, что Православная Церковь поступила «мудро», заведя миссионеров. Тьма на деревнях стоит страшная. Народ волнуется разными религиозными вопросами. Кто успокоит взволнованные умы? «Священники порабощены своими делами»...

Здесь Алексей Парфеныч остановился и пристально посмотрел на моего соседа – батюшку.

– Да, у свяшенников много служб церковных; им даны школы. Надо «по земноте» хлопотать. Что говорить? – Все мы – люди...

Алексей Парфеныч, на удивление, рассуждал благоразумно и беспристрастно. Я это высказал ему. Он слегка наклонил голову и продолжал:

– Ну, и то сказать, в нашем округе нет священников – знатоков Писания. Все они не могут разрешить наших сомнений. Они сами неопытны в защите своей Церкви. Вот тут миссионеры и необходимы. Это – клад для православных...

– А давно вы служите? – спросил меня Алексей Парфеныч.

– Совсем еще не служил. Только выхожу на деланье...

– То-то вас не видно было в наших местах!

И Алексей Парфеныч с любопытством посмотрел на меня, как бы желая определить, что я за человек?

– О чём же, позвольте узнать, вы хотите побеседовать с нами? – спросил он пред уходом.

– Да о Церкви Божией думал я поговорить с вами. Ведь это – срам: все мы русские люди, а сколько у нас споров о вере!..

– О Церкви... – как-то рассеянно протянул Алексей Парфеныч. – Церковь – дело большое. Обо всём сразу не переговоришь. Надо или о составе Церкви беседовать, или о суде церковном, или о святости Церкви. Это всё – отдельные вещи...

Я понял, что собеседник мой был прав. Мне стало стыдно за свою неопытность. Я охотно согласился с высказанным мне замечанием. Мы решили, с утра, беседовать о составе Церкви Христовой, или точнее – о первой ее половине, пастырях.

Когда штундисты ушли, квартирный хозяин поучительно заметил мне:

– Вы, господин, не смотрите, что сектанты наши, на вид, такие рассудительные да тихие. Недаром у них – синяки под глазами. Я так полагаю, – это от внутренней злости. Сердиты они на всех, – и на власть, и на мир, что их не слушают да ходу не дают им. Вот они и прикидываются пока что овечками. А дайте им волю, власть, – они нас живьем в могилу закопают!.. Знаю я этих блаженных людей.

Я чувствовал, что хозяин мой говорил не без основания; но опытно я еще не знал настоящего характера штундистов. Потому и решил беспристрастно и лично ознакомиться с сектантами и «пока что» – наблюдать, соображать и всё записывать себе на память.

Утром дождь не переставал лить, часов с 10, народ уж толпился у «въезжей». Не замедлил туда придти и я. Людей было много и в комнате, и в сенях. Меня поджидали. С трудом протискался я к столу. Все разом смолкли. Пропели молитву «Отче наш». Прямо против меня установились сектанты во главе с Алексеем Парфенычем. У многих из них в руках были карманные евангельца.

Я стал говорить о том, как Господь пострадал и искупил людей от грехов и от гнева Божия. Искупленные кровью Спасителя и по милости нашего Господа, люди, составили из себя Святую Церковь (Деян.20:28; Еф.5:25–27). В эту Церковь Господь положил всё, что нужно нам для спасения (Еф.1:22–23; Ин.7:37–39). Кто хочет быть сыном Божиим, – приходи в Церковь и облекайся в Божию благодать (Иоан.7:37–38). А кто же из христиан не хочет быть в общении с Богом и не жаждет спасающей благодати? – Вот почему всем нам прежде всего надобно испытать, где находится эта святая Церковь Божия? И испытать это надо на основании Слова Божия, – по тем признакам, какими наделил Бог Свою истинную святую Церковь. Мы веруем, что такою Церковью является в мире Церковь Православная...

– Постойте! – решительно перебил меня Алексей Парфеныч. – Вы не говорите нам ничего против Писания. Из Слова Божия мы усматриваем, что есть Церковь Христова, есть христиане (Деян. 11, 26); про православие же мы нигде ничего не находим...

Я был изумлен поступком Алексея Парфеныча. Я ждал от него большей сдержанности. Я надеялся, что меня выслушают до конца. Но я увидел, что сектанты ничего так не жаждут, как «уловить» меня на словах и уронить в глазах народа значение моей проповеди...

С грустью я ответил Алексею Парфенычу.

– Хорошо сказал премудрый Сирах: «прежде нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай» (Сир.11:8). Вы, Алексей Парфеныч, не слушаетесь голоса премудрого и не даете мне вполне высказаться. За это – грех на вас. – Но обращаюсь к вашему возражению: первые христиане именовались, действительно, просто христианами (Деян. 11, 26). Тогда в Антиохии их общество только еще нарождалось; между ними не было разделений. А то ли мы видим теперь? Теперь христиан на земле много; одни из них зовутся католиками; другие – лютеранами; иные – молоканами, баптистами, штундистами. Видите, сколько толков появилось в христианстве? Поэтому мы, истинные последователи Христа, в отличие от всех других христиан, усвояем себе имя православных. И название это мы выдумываем не «от себя», а берем его из свящ. Библии. В Пс. 32, 1, мы читаем: «радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить». Итак, по словам прор. Давида, есть «правое славословие» Господа. В сокращении по-славянски «правое славословие» заменяется одним именем «православие». Отсюда и Церковь наша называется «Православною», т. е. Церковью право, верно преподающею и содержащею «слово истины» (2Тим. 2, 15).

Слушатели православные одобрительно загудели. Они требовали, чтобы «штундисты» не перебивали меня, а ждали бы своей очереди говорить.

И я продолжал речь:

– Итак, всем христианам необходимо точно знать, где на земле существует истинная, правая Церковь Божия? Первою приметою такой Церкви Апостолы считают существование в ней истинного, правого священства...

Алексей Парфеныч, не дождавшись вопроса, опять заговорил:

– Не могу терпеть. – Вы всё не по Библии говорите. Про какое-то Христово священство толкуете... Да разве у Христа есть священство?

Я уже не удивлялся возбужденности Алексея Парфеныча. Я насторожился и ждал от него «перебивок». Поэтому я спокойно ответил:

– Есть, друг, и у Христа священство. В посл. к Евреям мы читаем: «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр.7, 24). Видите, у Христа есть даже «непреходящее священство»! Другими словами: священство Аарона было временное (Евр. 7:11–12); Христово же священство – вечное. От Христа это священство, чрез Апостолов, передано служителям Его истинной, правой Церкви. У Ап. Павла мы читаем: «напоминаю тебе, – пишет он Тимофею, – возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим. 1, 6). Этот «дар» или «дарование», по словам того Апостола, передается верующим «с возложением рук священства» (1Тим. 4, 14). Значит, и после Христа, в Церкви Его есть священство, которое передается чрез правильное, преемственное рукоположение. Это священство в Слове Божием именуется иначе пресвитерством. Так мы и читаем в кн. Деяний Апостольских: «рукоположивши им пресвитеров к каждой Церкви, Павел и Варнава помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23). О пресвитерах же многократно говорит в посланиях Ап. Павел (1Тим. 5, 17; Тит. 1. 5). Убеждены ли вы, что без истинных пресвитеров Церковь Божия не может стоять на земле?

– Да убеждены, веруем в это... У нас в Церкви есть истинные пресвитеры, – те самые, про которых написано в посл. Ап. Павла к Тимофею (1Тим.3:1–7).

Я возразил:

– У Ап. Павла в прочитанном вами месте не о преосвитерах говорится, а о епископах. Это – не одно и то же...

– По нашему убеждению, епископ и пресвитер – одно и то же...

– Неправда. В посл. к Коринфянам Апостол пишет: «сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1Кор. 14, 10). Это замечание Апостола истинно, а, следовательно, истинно и то, что епископ и пресвитер – не одно и то же. Иначе бы они назывались одним именем.

– А как же, – возразил Алексей Парфеныч, – пресвитеры иначе именуются у Апостола предостоятелями? Да и вы назвали их священниками? Значит, можно давать им разные имена...

– Можно, без сомнения, но только такие, которые описывают права или обязанности именно пресвитеров, а не смешивают их с другими должностными лицами. Пресвитеров Апостол называет «предстоятелями», потому что за службой они стояли впереди христиан и во всех делах, где не было епископов, председательствовали. А назвал ли Апостол просвитеров хоть однажды диаконами? – Нет: пресвитер есть пресвитер, а диакон – диакон. Как у вас: староста – сам собой, а десятники – сами по себе...

Последнее сравнение было особенно понятно народу. Послышались голоса:

– Вишь, епископ и пресвитер – одно и тоже... Много чести! – Небось, десятский и земский – разные лица!..

– Путаются! – промолвил ближайший мой сосед, православный начетчик.

Я продолжал утверждать, что епископ, и пресвитер – не одно и то же.

– В посл. к Филиппийцам, – говорил я, – мы читаем: «смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп.3:17). Какой же «образ» имела Церковь Христова при Апостолах? В ней впереди всех находились Апостолы (чит. особ. Деян.15:2,4,6). За ними стояли пресвитеры (там же; Деян. 14, 23 и др.) и уже потом диаконы (Деян. 6 гл. и др.). Были, значит, в Апостольские времена три степени (ср.: Деян.15:2; Деян.6:2–3; 1Тим.3:1,8) служителей алтарей Божиих. Эти степени – Апостолов, пресвитеров и диаконов – должны быть и в наши дни. Только, из смирения, преемников Апостольских Церковь именует «епископами», «блюстителями», а не Апостолами. Остальных же лиц она называет прежними именами. А если истребить Апостольскую степень из среды верующих, – тогда христиане будут жить не по образу Апостольской Церкви, а по своим вымыслам, – что – грех (Кол. 2, 18; ср.: Гал. 1, 9).

Наконец, и в посл. к Евреям написано: «без всякого прекословия меньший благословляется большим» (Евр.7:7). А в посл. к Титу читаем: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5).

Ясно отсюда, что Тит должен был «поставить» или «благословить» во все города Крита пресвитеров. А как бы он это сделал, если бы он был только пресвитером? Тогда выходило бы, что равный благословляет равного, а это – против Писания (Евр. 7, 7). Значит, Тит был выше простого пресвитера; но не был он в точном смысле Апостолом. Он был сотрудником, сподвижником Ап. Павла (2Кор. 8, 23), или по-другому названию – епископом в Церкви Критской.

Вот на основании этих соображений и необходимо признать в Церкви Христовой три священных степени служителей Божиих, а не две.

– Допустим, – упавшим голосом заметил Алексей Парфеныч. – По мне непонятно: как же епископ епископа может ставить, когда высший должен благословлять низшего?

– Так, ответил я, – как рассказано в 1-й гл. кн. Деяний об избрании в Апостолы св. Матфея. – В Церкви Православной не один епископ ставит епископа, а собор святителей Христовых избирает и поставляет в епископы достойных лиц. Такой порядок согласен с Словом Божиим.

– Так! – рассеянно протянул Алексей Парфеныч. – Но каким же манером вы истолкуете слова Ап. Павла: «епископ должен быть одной жены муж...», а у вас apxиереи не женаты. Разве это по Писанию! – И думаю я, что тут речь про пресвитеров...

– Ап. Павел не обязывает всех людей непременно жениться. Правда, он пишет: «епископ должен быть одной жены муж...» (1Тим.3:2). Но это не значит, что епископ обязательно должен жениться, а значит только то, что епископ, по еврейскому обычаю, не мог одновременно на двух женах жениться или, в случае вдовства, повторить свой брак, Апостол даже от простых христиан не требует, чтобы они все были женаты. В посл. к Коринфянам девство он ставит для всех желанным состоянием. «Желаю, – говорит он, – чтобы все люди были, как я» (1Кор. 7,7), т. е. не женатые. Как же после того он стал бы насиловать произволение епископов?

И в Церкви Православной, на первых порах, допускались к служению женатые епископы. После же, когда жизнь стала трудней и ревность по вере у христиан ослабела, – стали ставить в епископы только людей неженатых или вдовцов. – Какой в этом грех? Какое нарушение Апостольской заповеди? А вы лучше, Алексей Парфеныч, сознайтесь, что, во-первых, вы поступили против Писания, уничтожив в Церкви служение епископское; а во-вторых, докажите, что ваши пресвитеры – не самозванцы, а настоящие правильные «предстоятели» Церкви, от самых Апостолов получившие на то власть...

Алексей Парфеныч стих. – Он задумчиво сказал:

– Слышно, что и у нас хлопочут об епископах...

– Хлопотать вы хлопочите, только заранее знайте, что хлопоты ваши пропадут по-пустому. Если загасить в комнате огонь, а спичек и огнива нет, – так огня опять не зажжешь. Вы оторвались от Апостольской Церкви, – нет у вас и правильного, преемственного руковозложения над пресвитерами.

– Как нет? Мы пресвитеров избираем по Писанию – трезвых, честных, целомудренных, учительных...

– Против этого я, пожалуй, спорить не буду, хотя нужно еще очень доказать, что ваши пресвитеры все чисты, – не воры, не пьяницы, не блудники. Но правильно ли они поставлены на дело? Кто их рукоположил быть пресвитерами в Церкви? – Вот важные вопросы...

§ II

Алексей Парфеныч молчал. Он, видимо, усиливался понять суть моих вопросов. В ожидании ответа и чтобы не томить людей молчанием, я попросил слушателей православных пропеть «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя...» Пели дружно, складно. Я отдыхал от напряженной беседы и от духоты. Сектанты между собою совещались.

По окончании пения Алексей Парфеныч переспросил:

– Так вы желаете знать, каким манером мы ставим себе пресвитеров?

– Да.

– По Апостольским правилам.

– В том то и вопрос весь, чтобы вы разъяснили мне эти правила, – сказал я. Вы слышали уже, что в Церкви Божией должно быть непрерывно-преемственное, от Апостолов идущее руковозложение над пастырями. Это значит, чтобы вы показали нам, как благодатная струя священства, от какого Апостола и каким путем течет на ваших пресвитерах?

– Хитрую задачу вы мне задаете! – пожав плечами, сказал Алексей Парфеныч. – Едва ли это нужно для спасения...

– Напрасно вы так думаете, – ответил я. – Если бы священство не нужно было христианам для спасения, – Христос и Апостолы не заводили бы его в Церкви. А если они его завели, – ясно, что оно необходимо нужно всем христианам. Но мало ли кто может присвоить себе честь священническую? Однако никто не может быть священником, а только званый от Бога, как Аарон (Евр. 5, 4). Итак, покажите, от какого Апостола и через каких преемников ваши пресвитеры получили честь священническую?

– Что вы хотите, чтобы мы историею доказывали истинность своих пресвитеров? – обиженно заметил мне Алексей Парфеныч. – Истории мы не верим и доказывать ею ничего не будем...

– Напрасно вы так сердитесь на историю, – сказал я. – Ап. Иоанн пишет: «если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие больше...» (1Ин. 5, 9). Отсюда видно, что христиане свою веру должны доказывать прежде всего «свидетельством Божиим». Но Апостол говорит, что мы «принимаем свидетельство человеческое». Свидетельством Божиим мы уже доказали вам, что вы разрушили Апостольский строй Церкви, ибо у вас нет трех степеней священнослужения. Теперь постарайтесь нам доказать, что хоть две-то степени вы сохранили от Апостолов...

– Из Нового Завета мы не видим нужды в таких доказательствах, – гордо возразил мне Алексей Парфеныч.

Очевидно, он чувствовал затруднительность своего положения и решил упорством прикрыть свою пустоту. Я усиливался сдвинуть его с ложного пути. – Я сказал:

– В Новом Завете как раз есть пример тому доказательству, какого я требую от вас. Вот ев. Матфей, желая убедить христиан, что Спаситель наш по плоти произошел из рода Давидова, составляет, на основании истopии, целую родословную Его (Матф. 1 гл.); также и Лука поступает, возводя родословие Христа до Адама и даже до Бога (Лк.3:23–38). Покажите же вы, подражая евангельскому примеру, от какого Апостола взяли начало ваши пресвитеры.

Алексей Парфеныч хитро улыбнулся и с видом непобедимого книжника рылся в Евангелии. Наконец громко и как-то особенно прочитал: отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефес и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3–4). Вот вам и родословия! Апостол не велит христианам заниматься ими...

– Да, бесконечными родословиями, которыми занимались люди, стараясь доказать свое происхождение от разных ангелов, Ап. Павел не велит нам заниматься. Но я прошу вас указать мне конечную родословную ваших пресвитеров, по подобию евангелистов Матфея и Луки. Разве это трудно? Разве «за углом» протекала прошлая жизнь вашей общины (ср.: Деян. 26, 26)?

– Ну и въедливый вы человек! – шутливо сказал Алексей Парфеныч. – Разве вы не понимаете, что люди мы неученые и истории не знаем? Однако слышал от наших руководителей, что наши пресвитеры взяли свое начало из англиканской Церкви. А у англичан их пресвитеры – от Апостолов. Вот вам и «человеческое» доказательство!..

– Так бы давно и говорили! – облегченно заметил я своему собеседнику. – А то – «человеческим историям не верим»... Это – праздные слова ваши. Если бы история Церкви говорила в вашу пользу, вы бы на память заучили ее. А теперь перед историей вы оказываетесь в положении раков на мели. Положение жалкое и незавидное!.. Вы цепляетесь за англичан. Чем вы докажете, что от них именно, а не от немцев позаимствовали вы свою веру? Это во-первых. А во-вторых, и англичане – плохая для вас опора. У них самих дело нечистое. Они прежде всего не считают священства таинственным и благодатным действием (см. 25 член их вероисповедания). А без Божией благодати какое значение для христиан имеет священство? Вот почему Слово Божие нас учит, что в священстве человек получает благодать Божию, помогающую ему «достойно» пресвитерствовать (I Тим. 4, 14; 2Тим. 1,6; Деян. 20, 28 и др.). Англичане этой веры в священство не содержат, а потому самое пресвитерство их безблагодатное, не евангельское. Затем, англичане целых 112 лет, с 1549 по 1661 г, не признавали в сущности епископства, как чина высшего над пресвитерством. Стало быть, благодатный источник для священства они, подобно вам, утратили. После его неоткуда было достать им самим. Как же они могли сообщить его вам?... Таким образом, ваша зацепка за англичан – суетная. Напрасно вы хотите опереться со своими пресвитерами на английскую Церковь, которая сама подлежит осуждению за свои лжеучения...

– Про англичан я только между прочим упомянул, – конфузливо заметил Алексей Парфеныч. – Правда, в истории я ничего не понимаю и не могу от истории оправдать своего пресвитерства.

– То-то вот и есть! – наставительно заметил я Алексею Парфенычу. – От Слова Божия мы видели, что вы неправы, когда уничтожили в Церкви епископство, которое заменило нам Апостольство. То же Слово Божие требует, чтобы пресвитеры и диаконы имели правильное, преемственное Апостольское руковозложение. Вы попытались доказать это голословной ссылкой на англичан. Ваша ссылка на «человеческое свидетельство» нисколько не помогла вам: англичане сами не правы пред судом Слова Божия и пред историей истинной Церкви Божией. Куда же после того обращаться вам? – Господь наш един, едина вера в Него; одна должна быть истинная Церковь на земле (Еф. 4, 5). Эта Церковь и есть наша общая родная мать – Православная Церковь. Бросьте свои заблуждения и с искренним раскаянием припадите к ней. Она, милостивая, пожалеет вас и матерински заключит в свои святые объятия...

 

Беседа наша на этом закончилась. Православные громко благодарили меня. Сектанты стояли удрученные. Алексей Парфеныч с напряженным вниманием рассматривал списки епископов, действительно, ведущих свое начало от Апостолов. Эти списки, приложенные к церковной истории Робертсона, произвели на сектантов сильное впечатление...


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle