Источник

Глава четвертая

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр.4:1–2). Закончилось описание семи Церквей Апокалипсиса и наступило время описания самого страшного – славы Бога, находящегося за пределами мира. Далее мы услышим рассказ о той Родине, куда должны попасть.

На земле есть прообраз Царствия Небесного, даже не прообраз, а его земное воплощение – это Божественная Литургия. Дверь на небе – это прообраз Царских врат, образ Небесного храма, который копируется в храмах на земле. Получается, что на земле строится образ неба, причем связанный с небом напрямую. За престолом в любом православном храме находится особый трон (кафедра, седалище) епископа40, символизирующий собой тот трон, на котором восседает Бог. А по бокам мы видим сопрестолие – место, где восседают священники. Священников еще называют и пресвитерами. Пресвитер(πρεσβύτερος) в переводе с греческого языка – старейшина, старец. Пресвитер, священник и несет служение одного из двадцати четырех старцев, стоящих возле Господа. Епископ (επίσκοπος) в переводе с греческого – «надзирающий», «надсматривающий», то есть блюститель, тот, кто соблюдает людей в Православии. А диаконы (греч. διάκονος – служитель) несут ангельское служение на земле.

Откровение начинается с того, что Иоанн Богослов видит открытые двери, ведущие на небо. Эти двери впервые распахнулись в тот момент, когда Христос крестился на Иордане. Тогда Креститель Господень Иоанн увидел небеса отверстыми: «Отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3:16). И вот с тех пор двери на небеса открыты и готовы принимать праведников. Увиденное Иоанном Крестителем – это открытие пути в мир горний, и его отворил Христос Спаситель. В православном храме иконостас – это граница между миром видимым и миром невидимым, между миром горним и миром дольним. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре.

Об этих дверях есть несколько упоминаний в Священном Писании. Момент будущего Вознесения и открытия дверей описаны в 23-м псалме: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани». (Пс.23:7–8). Если дословно перевести этот текст, то смысл получается такой: «Поднимите, князья, ворота41 и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы». Князья, которые стоят у Небесных ворот, спрашивают: «Кто этот Царь славы? Мы никогда не видели, чтобы человек из плоти и крови восходил выше небесной реальности, тем более, чтобы у Него было тело, пробитое гвоздями и пронзенное копьем, обагренное кровью». Тогда отвечают им сопровождающие Христа Ангелы: «Поднимите, князья, выше ворота и откройте ворота вечные, и войдет Царь славы». Они же снова спрашивают: «Кто есть Царь славы?» Ангелы снова отвечают: «Господь Сил», то есть Господь Саваоф – Господь небесных воинств, Повелитель вселенной, Он – Царь славы. Распятый Господь, распятый Иисус есть Господь Сил, Который восходит выше небес, чтобы ходатайствовать за нас перед Отцом Своим Небесным. И вот эти двери, открывшиеся перед Христом, двери Царства Божиего, проход в другое измерение, Иоанн Богослов и видит открытыми – в силу того, что Христос в них уже прошел.

«И прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда» (Откр.4:1). Почему голос подобен трубе? Во времена Ветхого Завета при помощи звука трубы евреи определяли время для битвы и время для жертвоприношения. Звук трубы также сопровождал величайшее откровение Бога, когда Он явился на горе Синай42. Сначала опустилось облако, гора вспыхнула огнем до неба, и звук трубы становился все громче и громче и вскоре настолько усилился, что горы стали плясать и таять. Голос похож на звук трубы, потому что этот звук предвосхищает приход Бога, открывающего Свои тайны. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа; труба – мощный голос Открывающего». Когда Бог является, Его сопровождает множество Ангелов, возвещающих великую весть. В день Воскресения, когда Иисус снова придет на землю судить вселенную, Его будут также сопровождать Ангелы. И трубный звук будет все нарастать, потом прогремит последняя труба. Ее звук прольется над могильными просторами, и Христос воскресит всех мертвых.43

«Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр.4:1). Какой есть способ подняться в иной мир? Иоанн в тот час был в Духе Святом, у него было открыто духовное зрение – а чтобы увидеть Бога, необходимо быть в Святом Духе, дающем откровение апостолам и пророкам. Дух Святой обучает людей, открывает им тайны. Итак, Иоанн увидел стоящий на небесах престол, трон Бога. Этот трон живой – особый вид высших Ангелов, которых называют Престолами, то есть тронами44. Это высшие Ангелы, на них, как на разумных Престолах, восседает Бог, и они управляют всеми престолами земли – всеми властями земли, будучи источниками всякой власти мира: всех государств, всех правителей, всех епископов, всех тронов мира.

«На престоле был Сидящий» (Откр.4:2), Некто восседает на троне, но изобразить Его невозможно. Он переливается, как драгоценный камень, это некий отблеск Бога Отца, и только таким образом Его можно увидеть и обрисовать: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр.4:3). Яспис (яшма) – это непрозрачный твердый камень, золотисто-красный, желтый, зеленоватый, даже разноцветный, а сардис – драгоценный камень красного цвета. Смарагд – это изумруд, то есть получается, что радуга вокруг престола изумрудная. Что означает радуга? В Книге Бытия рассказывается, что после того, как Бог навел великий потоп на землю, Он сказал: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт.9:12–16). Поэтому радуга – это знак вечности Бога, которая окружает Его величие. Бог переполнен жизнью, так что Господь предстает перед Иоанном как Нечто переливающееся, сверкающее, переполненное жизнью и силой, охваченное великим милосердием, обещанием вечной милости к людям. Мы должны при этом понимать, что Иоанн видел не Самого Бога, Которого увидеть невозможно, а ту удивительную реальность видения славы Божией, которую наблюдали и древние пророки, например, Иезекииль: «А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез.1:26–28). Поэтому Иоанн не описывает лица Бога Отца. Можно увидеть лишь образ, но Самого Бога лицом к лицу увидеть невозможно из-за чрезмерной славы Его. Так что он видит лишь могущественное сияние, сверкание Божественной сущности.

И еще одно похожее видение было у пророка Исаии, когда Бог призывал его на служение: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6:1–7). Из этого описания мы видим, что отражение той реальности присутствует в наших храмах. Жертвенник перед лицом Бога – это наш престол, на котором приносится жертва Тела и Крови Христа, на нем же лежит скрижаль Нового Завета – Евангелие. Вы увидите в алтаре Ковчег Нового Завета – Дарохранительницу, в ней хранится Тело и Кровь Христа. Знак искупительной любви Бога, как процветший жезл Аарона – Крест, который покрыт разноцветными сверкающими ризами. Во всех православных храмах должны быть самые роскошные облачения, потому что они выражают высочайшую славу Бога. Часто спрашивают, почему у православных священнослужителей богатые облачения, в то время как многие люди голодают? Нужно отвечать так: людям нужно видеть отсвет мира нетленного в тленном мире, отблеск несотворенного Царства, чтобы они не жили, как свиньи, только ради желудка, а чтобы поняли, где источник жизни и куда нужно стремиться. Представьте, каково это – увидеть такое видение! Хотите стоять перед таким троном, со сверкающим Сидящим на нем? Увидеть радугу Его милосердия? Приходите в православный храм!

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр.4:4). Почему именно двадцать четыре? В Ветхом Завете было двенадцать колен Иакова, а в Новом Завете их стало вдвое больше – это избранные из Ветхого и Нового Заветов. Обычное толкование этого места такое: двенадцать человек будут сидеть с одной стороны престола – это двенадцать апостолов, и двенадцать с другой – это двенадцать патриархов Ветхого Завета. Так что двадцать четыре старца будут окружать трон Бога. Почему они сидели вокруг Бога? Дело в том, что эти старейшины участвуют в царственности Иисуса Христа, в Его могуществе, в Его славе. Человек может восседать на троне вместе с Богом Отцом. Двадцать четыре старца облечены в белые одежды, они священнодействуют, совершают свое священное служение перед лицом Бога, служат Ему, повинуясь Христу, в Божественной Небесной Литургии, отражением которой является Литургия земная. Поэтому она служится вне времени, она не привязана ко времени.

Они «облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр.4:4). Белые одежды – это знак чистоты искупленных. В Ветхом Завете священник одевался в особые одежды, чтобы служить Богу – собственно от этого пошли и наши священнические одежды. И Моисею было сказано: «Сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия» (Исх.28:2). Эти одежды – знак славы Божией, которая покрывает старейшин, пресвитеров – старцев, восседающих вокруг Бога. Христианин в эти белые одежды одевается в Таинстве Крещения. И любой священник для совершения Литургии должен обязательно облачиться в подризник – в светлое убранство.

На головах у старцев золотые венцы – как знак награды за победу над диаволом. Господь желает, чтобы мы сразились и победили, и за это Он хочет наградить нас. Дух Святой будет для спасенных золотым венцом, белой одеждой, пищей и прекрасным, веселящим их души вином.

«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр.4:5). В Книге пророка Иезекииля написано, что явление Бога начиналось с бурного ветра, идущего с севера, клубящегося пламени, середина которого была подобна четырем животным, двигавшимся, как молнии, а вокруг – сверкание молний. То есть от Бога исходят молнии и пламя, наполняющие жизнью вселенную. Слово Божие, как молния пронзает весь мир, и он сотрясается перед могуществом Бога. Не правы те люди, которые считают, будто масоны правят миром. Бог восседает над миром и в Своем могуществе управляет им. От Его трона исходят не только молнии, но и гром. Грохот грозных слов Бога обрушивается на людей, отступающих от Него. Господь – страшный каратель для всех злодеев, Он проявляет мощь Своего трона, от которого исходят и голоса утешения и поддержки для верных Ему.

«И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр.4:5). Семь духов Божиих – это семь даров Святого Духа, посланных на землю: дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Господня. Об этом мы говорили, когда разбирали видение самого Иоанна, узревшего Христа стоящим среди семи золотых светильников.

И в Книге пророка Захарии они тоже упоминаются, только под другими именами: «Так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь. Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, отрасль» (Зах.3:7–8). Иисус – это первосвященник, к которому Господь обращался, говоря, что приводит Своего слугу великого, которому имя Отрасль45. «Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей» (Зах.3:9). Камень – это Христос, и на Нем семь глаз, то есть семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю благодаря искупительной жертве Христа.

У пророка Захарии дальше говорится: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его» (Зах.4:1–2). Это те же семь светильников, которые видел Иоанн Богослов и Моисей на горе. Кстати, по этому, виденному Моисеем образу, был сделан семисвечник. Сейчас в любом алтаре православного храма находится такой же семисвечник, символизирующий собой семь духов, которые смотрят на землю семью глазами Бога, пронизывающими всю вселенную. Эти семь духов оживляют христиан и бодрствуют над миром. «И две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее» (Зах.4:3). Об этих двух маслинах мы чуть позже будем подробно говорить, это два великих пророка – Илия и Енох, которые всегда стоят перед Богом. «И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:4–6). Сам пророк Захария объясняет смысл этих семи глаз так: Господь проявит Свою силу не через воинство, а обратится к людям Духом Своим, преобразит мир не физической силой, не при помощи резни и кровопролитий, а Своим Духом.

Зоровавель – это предок Христа, поэтому к нему эти слова и обращены. Великая гора – это некто очень возгордившийся, утверждающий, что он правит миром. Это – Люцифер. Но перед Зоровавелем, перед Тем, Кто от него произойдет (перед Христом), диавол – равнина.

Краеугольный камень – это Христос. «И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам» (Зах.4:8–9). Дом святого Зоровавеля – это Храм, в который должен был прийти Иисус Христос. «Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?» (Зах.4:10). Это семь глаз, которые видят все, и они радостно смотрят на строительный отвес, когда строится храм Божий перед Его глазами. И вот эти семь духов горят перед троном Бога Отца.

«И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откр.4:6). В Иерусалимском Храме по образцу этого стеклянного моря было море умывальное – стоял особый огромный сосуд, вмещающий в себя несколько тонн воды, для омовения перед совершением жертв. Священники умывали свои руки, омывались сами, чтобы быть чистыми перед троном Бога. В христианстве существует полный эквивалент этого стеклянного моря на земле. Это купель, в которой мы проходим великое омовение. Кроме того, в древней Церкви был обычай, по которому человек, входящий в храм, умывал руки – чтобы не осенять себя крестным знамением грязными руками. Есть и сейчас очень хорошая традиция: начиная утренние молитвы, нужно обязательно умыться, это должно быть ритуальное омовение. Когда начинаете вечернюю молитву – тоже умывайтесь. Можно, конечно же, молиться и с физически грязными руками, если нет возможности их помыть, но только, конечно, не с руками, обагренными кровью. Омовение всегда должно быть отражением чистоты. Само это стеклянное море, что перед лицом Бога, – это не физическое море, не вода, или, может быть, и вода, но совсем другая, небесная вода. Поэтому море также символизирует собой полноту небесных сил, прозрачных, как стекло, для Господа. Апостол Иоанн пытается описать иную реальность, которая явилась перед его глазами. Он как бы признается, что это ему не под силу...

«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр.4:7). Эти животные считаются четырьмя образами Христа у четырех евангелистов, ведь евангелисты причастны к тайнам Бога Отца. «Первое животное было подобно льву». Лев – это образ Христа у евангелиста Марка; образ царственности, символ царственной мощи Бога. Марк главный акцент и делает именно на царственной мощи Иисуса, проявившейся через Его чудеса. Евангелие от Марка описывает все чудеса Христа.

«Второе животное подобно тельцу». Христа в образе тельца описывает евангелист Лука. Бык, телец – это символ жертвы, приносимой за людей. Это символ жертвенной любви к людям Бога, Который принес Своего Сына в жертву за нас.

«Третье животное имело лице, как человек». Это символ евангелиста Матфея, который возвестил истинное человечество Иисуса Христа. Через этого Серафима46 человеколюбие Божие как бы изливается на нас – в знак того, что Бог – это не какое-то далекое, безразличное к нам существо, а Тот, Кто любит нас до ревности, даже по-человечески.

«Четвертое животное подобно орлу летящему», потому что до пришествия Господа Иисуса Христа в мир знания о Боге передавались в мир через Ангелов, начиная с Серафимов и кончая низшими Ангелами.

«И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр.4:8). Почему у животных по шесть крыльев? Двумя они закрывают свои лица – чтобы, глядя на Бога, не сгореть; двумя другими закрывают свои ноги – потому что они всегда подчиняют свои движения Богу; а с помощью еще двух крыльев они летают. Внутри они исполнены очей, потому что их взгляд направлен вовнутрь, они видят Бога через себя, и этот путь очень важный. Многие люди думают, что Бога можно найти, перемещаясь в пространстве, однако путь к Богу лежит через наше сердце. Так же и Ангелы видят Бога посредством особого инструмента, именуемого духовным сердцем. Из глубины духа своего они видят Господа, поэтому и полны изнутри очей.

Почему гимн поется Богу трижды? Потому что свят Отец, свят Сын, свят Дух Святой, но Один Господь, Один Бог, Один Вседержитель, в Троице славимый, Который был в вечности, есть и грядет. Он был изначально, Он – Сущий, Он и сейчас вечно существующий; Он есть и грядет, чтобы судить всю вселенную в правде и преобразить весь мир. Это славословие, возвещающее святость Бога, является победной песнью. Вы, может быть, обратили внимание на то, что священник перед пением этого гимна возглашает: «Мы благодарим Тебя за множество Твоих даров и особенно благодарим Тебя за эту службу, которую Ты принял из наших рук, хотя Тебе и предстоят на небесах десятки тысяч Ангелов и тысячи Архангелов, Херувимов и Серафимов, многоглазые, парящие, пернатые (то есть крылатые), победную песнь Тебе поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Поет орел, вопиет телец, взывает лев и говорит человек. Почему это победная песнь? Потому что святость Бога есть победа. Божие запредельное могущество и бесконечная праведность – и есть победа. Явление праведности Бога уже побеждает.

«И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря» (Откр.4:9–10). Старцы приносят Ему славу и говорят: «От Тебя мы получили короны, Ты Царь царей, Ты живешь во веки веков». Что значит «Живущий во веки веков»? Он живет сквозь все века, Он вечно живущий, Он единственный, Кто правит всеми временами, Кто живет над потоком всех времен. И Ему покланяются эти прославленные старцы и Ангелы, вознося честь и славу, которых Он достоин.

«Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11). Первое, за что славят Бога, это за то, что Ему принадлежит по праву – и слава, и честь, и сила. Мы не отделяем Бога от Его силы, от Его славы, мы знаем, что Он – Самый могущественный, и Ему подобает и честь, и хваление за то, что все по Его воле сотворено и существует. Ибо Бог – единственный Творец вселенной. Он говорил, мгновенно вызывая к жизни всякую тварь. Когда Господь подходил к слепорожденному, то человек прозревал. Христос повелел умершему Лазарю – и мертвец воскрес. Нет никого, кто бы существовал против воли Господа, нет ничего такого, что могло бы противиться Его воле. Бог один – Творец вселенной, и за это мы Его прославляем.

* * *

40

В настоящее время кафедры епископов есть только в главных соборных церквах, которые потому так и называются кафедральными. – Ред.

41

В древних городах ворота делались невысокими, с подъемным верхом. Когда левиты на плечах несли Ковчег Завета, то ворота Сиона оказывались недостаточно высокими, чтобы мог пройти восседающий на Херувимах Господь – Царь славы. Поэтому псалмопевец и возглашает: поднимите ворота.– Ред

42

Об этимологии слова «синай» не существует единого мнения. Одни утверждают, что оно происходит от семитского сен – зуб (ряды торчащих вершин похожи на зубы). Другие рассказывают, что до исхода евреев из Египта на этой горе располагалось святилище богини луны Син, потому и гора стала называться Синаем. Третьи говорят, что син – это терновник (от древнееврейского senen). Большинство же исследователей склоняется к тому, что слово «синай» переводится как «многовершинная гора». Если вы будете путешествовать по Синайскому полуострову, обратите внимание на то, что там горы сильно оплавлены, на них имеется множество застывших лавовых потоков невулканической природы. А когда подъедете к самой Синайской горе, увидите, что она вообще насквозь пробита молнией.

43

Образом этих труб являются наши колокола, поэтому мы просим Господа при освящении колоколов, чтобы Он даровал им благодать тех труб, которые были даны Моисею. При звоне колокола необходимо осенить себя крестным знамением, вспоминая о грядущем Судном Дне.

44

По-гречески – «тронос» (θρόνος).

45

По-еврейски – «Назорей». В Евангелии сказано, что Иисус Христос, Сын Божий, наречется Назореем – и так исполнится реченное пророками. Пророк Исаия называет Его Великим Назореем за святость и всецелое посвящение Себя Богу в деле спасения рода человеческого, так как имя это означает Отрасль, из которой произойдет спасение всем.

46

Серафим – особо приближенный к Престолу Бога и Его прославляющий Ангел, имеющий человеческий образ (лицо, руки и ноги) и шесть крыл. – Ред.


Источник: М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. - 384 с. ISBN 978-5-4279-0021-8

Комментарии для сайта Cackle