Глава двадцать вторая
«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1). В сердцевине самого города, нового Иерусалима, протекает удивительно чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога и Агнца. Что это за вода жизни? Это благодать Господа Бога, Духа Святого. Святой Дух – третья ипостась Святой Троицы. Дух Святой исходит от Бога Отца, а через Сына изливается на все творение. Как и предсказывали пророки, вода жизни – Дух Святой, Который излился теперь на людей. Дар, данный апостолам в день Пятидесятницы, станет явным после конца мира – этот дар и является сердцевиной, самой главной надеждой христиан. Почему он называется водой жизни? Потому что тот, кто выпьет этой воды, будет жить вечно. Эта вода жизни, вода бессмертия, наполняет человека так, что он уже больше не будет жаждать никогда. Как и сказал Господь: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13–14). «Рекою, исходящею из Церкви, – объясняет святой Андрей Кесарийский, – называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его». Престолом Бога Отца и Его Сына являются высшие небесные силы, которые так и называются – Престолами. Часто на иконах их изображают в виде огненных колес или в виде колес с множеством глаз на ободьях. Это высшие небесные силы, первыми принимающие на себя излияния Святого Духа, и далее от них Он ниспускается на все творение.
И вот здесь апостол Иоанн говорит, что видел «чистую реку воды жизни» (Откр. 22:1). Река Божия наполнилась, как и обещал древний пророк, то есть достигла нас. Если раньше люди чувствовали только ручейки, пили от источника, то теперь сама жизнь вливается в этот мир и наполняет его. И наполняет настолько, что не оставляет места ничему скверному, а, напротив, делает человека сверхмогущественным, сверхсильным, поэтому она и есть чистейшая вода жизни. Чистейший Святой Дух, исходящий от Бога Отца через Христа, вливается в сердца людей, очищая всякого человека. И именно об этом говорят древние пророки. Похожее видение было у пророка Иезекииля – его глазам предстал удивительный новый Иерусалим и Храм, то есть тело Христа: «Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.160 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку» (Иез. 47:1–3). Все время на восток и направо, потому что это восточная вода, вода правой жизни, ведь имя Бога – Восток востоков. Восток – это место, где восходит солнце, поэтому источник света – Бог – и называется Востоком в Писании. И вода течет в восточном направлении, потому что приводит людей к Творцу. В Писании сказано, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободным, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12:13). Итак, вода Святого Духа влечет нас на восток, к Богу, к раю. И источник живой воды – Святого Духа – находится у Бога Отца. Можно даже сказать, что вода обладает некоторыми свойствами по аналогии со Святым Духом, то есть она есть символ неких невидимых вещей.
Дальше пророк Иезекииль описывает реку живой воды так: «И [еще] отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: „видел, сын человеческий?,, и повел меня обратно к берегу этого потока.161 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.162 И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаи-ма, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47:4–12).
Рыба в этом видении – это люди. Помните, Господь сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). И апостолы действительно при помощи Святого Духа совершили великий улов среди всего человечества. И по сей день этот улов продолжается. Дух уже пришел, и источник уже забил – тот самый поток, который видел Иоанн в Апокалипсисе, уже течет по земле, а Церковь Божия является каналом, руслом, по которому течет вода живая. А по берегам стоят рыболовы, «ловят» и «оживляют» людей, наполняют их жизнью. Люди, пропитанные Божественным сиянием, оживают.
Второе пророчество о живом потоке воды записано в Книге пророка Захарии: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.163 И будет в тот день164, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» (Зах. 14:6–11). Так что живая вода была предсказана, и она пришла – для очищения всякой скверны и всякой нечистоты. И будет она питать людей всегда, в вечности, Дух Святой станет пищей для спасенных.
Вернемся к Откровению. «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 22:2). Улицы нового Иерусалима – это святые, живущие в нем. И посреди этих улиц Иоанн Богослов видит Дерево Жизни. Древо Жизни – это Иисус Христос. В Книге Притчей царя Соломона сказано, что премудрость есть дерево жизни для всех, кто приходит к ней165, то есть вкушающий от Премудрости никогда не умрет. Дерево жизни упоминается и в самом начале Библии – Господь насадил его посреди рая (Быт. 3:22). Бог не допустил до него людей после грехопадения. Человек стал смертным, так как потерял возможность вкушать от Древа Жизни. В результате грехопадения изменился и окружающий мир. Извечная гармония между природой и человеком нарушилась. Теперь стихии ему стали враждебны. Наводнения, ураганы, землетрясения, жара, засуха могут погубить его. Земля уже не будет сама собой рождать все – ее надо возделывать «в поте лица», а она будет производить на свет «терния и колючки». И звери уже не друзья, а враги человека. Вся тварь покоряется «рабству тления». И она вместе с человеком будет «ждать освобождения», «ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих от этого рабства, потому что покорилась суете не добровольно, но по вине человека» (Рим. 8, 19–21). После Воскресения Христа и искупления грехов людей Древо Жизни стало для человечества вновь доступно. Христос, благодаря Духу Святому, становится доступным для нас, и человек, вкушая от Христа, делается причастным этому Древу Жизни. В другом месте сказано, что Дерево Жизни есть кротость: «Кроткий язык – древо жизни» (Притч. 15:4). В третьем – сказано, что это исполнившаяся надежда: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни» (Притч. 13:12). Здесь нет противоречия. Премудрость Отца, Иисус Христос, говорит в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). И предельное желание человека – это встреча с Иисусом Христом и с Его Отцом. Человек, стремящийся к этому, встречается с исполнившимся желанием, с Премудростью Отца, он видит во Христе замысел этого мира, видит, как задуман мир
– его тайны теперь открыты для того, кто достиг нового Иерусалима. Более того, ему становится понятен замысел о каждой вещи во вселенной, как задумал ее Отец, нарисовав, в Сыне Своем, великий план творения. И еще человек видит источник кротости Христа, источник абсолютной тишины, царящей в глубинах Божества.
Однако святитель Андрей Кесарийский утверждает, что Древо Жизни – это не только Сын Божий, но еще и сам спасенный. То есть Древо Жизни одно и одновременно их много – «среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки» (Откр. 22:2). Первый псалом гласит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:1–3). Праведник уподобляется в Писании растущему у воды дереву. Так как Христос Весь в нем и он весь во Христе, то такой человек и сам становится Древом Жизни. Об этом и сказано в Писании. Господь говорит: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81:6); и в Новом Завете: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин. 10:34). Что было обещано, то и исполнится: в конце люди станут богами по благодати, достигнут обожения, станут богоподобными существами. Через Христа они получат бессмертную жизнь внутри себя, поэтому и называются Божественными Деревьями Жизни, плоды которых никогда не заканчиваются, потому что они посажены перед живыми источниками вод, и листья их предназначены для исцеления народов.
Итак, в вечности разница между символом и образом сотрется: символ станет одновременно и тем, что он выражает. У православных хлеб и вино сначала, до превращения их в Святые Дары, только символизируют Тело и Кровь Христа, а в определенный литургический момент – во время схождения Святого Духа – хлеб и вино, сохраняя свой внешний вид, становятся Телом и Кровью Христа. Так же в вечности будут взаимосвязаны, например, добродетель и плод: когда человек вступает в вечную жизнь, когда он сливается со Христом, то каждая добродетель, принесенная им, становится плодом. Можно увидеть такую взаимосвязь, когда вкушение материальных вещей приводит к нематериальным последствиям. В этом принципе – суть Таинства как такового. Скажем, человека помазали оливковым маслом, и в него через это входит целительная сила Бога – и человек исцеляется. Через материальное помазание в человека входит нематериальная, несотворенная сила Святого Духа, и он получает силу для совершения добрых дел. Человек видимо трижды погружается в крещенские воды, а невидимо омывается его дух силой Духа Святого.
О древе жизни у реки сказано, что оно двенадцать раз приносит плоды, давая «на каждый месяц плод свой» (Откр. 22:2). В основании нового Иерусалима – двенадцать драгоценных камней, символизирующих многообразную духовную красоту апостолов и плоды их служения. И когда речь заходит о Древах Жизни, то есть о спасенных людях, подчеркивается, что двенадцать раз человек приносит свои плоды, плоды апостольского учения, взращивая их в себе. «И листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 22:2). В вечности не будет равенства: ни в мучениях, ни в наградах.166 Господь – не Бог равенства. Он создал множество очень разных существ, не равных друг другу; люди одарены различными талантами, чтобы каждый по-своему служил Богу и ближнему. Поэтому все разговоры о том, что в Царствии Бога будет равенство, – это ложь, коренящаяся в диаволе. Стремление к равенству – это стремление к диаволу, который пытается все упростить. В новом же Иерусалиме ничего идентичного не будет. В Доме Отца Небесного, как сказал Христос, «обителеймного» (Ин. 14:2). Люди там не будут равны – они будут различны, как и написал апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Кор. 15:41–42). И Господь прямо сказал о тех, кто войдет в Царствие Небесное, что одни приносят тридцатикратный плод, другие – шестидесятикратный, а третьи – стократный. Первый плод – это плод создавших семью, второй плод – вдов, которые ради Бога сохранили себя, и третий плод – девственников. Это общее толкование, однако есть еще и другое: тридцатикратный плод – плод обычных праведников, шестидесятикратный – мучеников, стократный – апостолов. В любом случае, в зависимости от дел, которые человек совершает на земле, различно и состояние его души и плод, который она произрастит в вечности.
Что значит «листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 22:2)? Здесь имеется в виду исцеление невежества, то есть человек будет получать плоды от добрых дел и использовать листья тонких знаний о Промысле Божием, исцеляя таким образом свое невежество и узнавая новые тайны. Писание прямо говорит, что Богу нужно служить не просто правильно, а красиво. Листья деревьев для исцеления народов пригодятся и для того, чтобы научить новый народ Бога, собранный со всех концов земли, изяществу. Писание напоминает нам, что процесс роста никогда не может быть остановлен, никогда не сможет сказать человек: «Я уже все узнал». Этот путь бесконечен, как бесконечно и преуспеяние в любви. По словам Иоанна Лествичника, Ангелы «не остановятся, доколе не достигнут превыспреннего устроения Серафимов». Так же не может и успокоиться человек, поучающийся Божественной любви. Этот путь бесконечен как на земле, так – и тем более – в Царстве Божием. И там более великие и сильные будут помогать и служить тем, кто слаб. Как и Господь заповедал: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11–12). Это служение любви сохранится и в вечности, всегда, и будет только усиливаться. Произойдет не просто расширение теоретического знания, но и усиление воли, углубление чувств, в буквальном смысле – исцеление. Будет восстанавливаться целостность, будут излечиваться те раны, которые нанесены были на земле страстями; при условии, что мы с ними боролись, они будут залечены вечностью.
«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22:3). Если перевести дословно: «И всякого проклятья не будет уже, и престол Бога и Агнца в нем будет, и рабы Его будут служить Ему». То есть не просто проклятого не будет, а проклятья не будет вообще. Дело в том, что «проклятье» и «проклятые» – это разные вещи. Проклятье действует как бы самостоятельно: человека прокляли, и он уже своими силами, без вмешательства Творца, выбраться не может. Однако Писание говорит, что незаслуженное проклятие не сбывается, оно возвращается к тому, кто его послал, а вот заслуженное – действует на человека. В вечности же всякое проклятье исчезнет, весь поток зла, накопленный в этом мире, останется в границах времени. Границы Суда – это границы, за которыми прекращают действовать последствия черных дел, сделанных нами в прошлом. «Никакого проклятья больше не будет», – говорит Господь, то есть оно не настигнет человека, он избежит последствия своих злых дел. Другое дело, если человек творил много злых дел, у него будет более низкий старт, и, следовательно, ему дольше надо будет подниматься к тем вершинам, с которых начнут святые. Чем более велик святой, тем с большей вершины он начинает свое восхождение, тем большего он достигает. Это соревнование, оно будет вечно продолжаться, но главное: проклятья уже больше не будет, что очень важно, ибо это означает, что зло, от людей и ангелов исходящее, никогда не войдет в новый Иерусалим.
«Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22:3), то есть престол Бога будет прямо в центре нового Иерусалима, а люди станут служить Богу прямо перед Его лицом. Это было предсказано в Книге пророка Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). И люди смогут прямо служить Богу. На самом деле человек как таковой – существо служебное. Но вопрос в том, кому служить? Служить надо Творцу, а лучше всего служить Богу по Его воле, перед Ним Самим, по Его личной просьбе. Служение же означает, что человек будет поклоняться Богу в благоговении, то есть и в будущей жизни сохранится принципиальная разница между Богом и людьми. Бог не перестанет быть Богом, а человек – человеком, наши личные свойства не потеряются. Когда разные оккультисты и чародеи утверждают, что наша цель – слиться с Богом, чтобы потерять в Нем свою личность – они лгут. Мы останемся людьми в вечности, хотя и достигнем обожения. Мы станем такими же, как Бог, но в то же самое время Бог все равно будет выше, потому что стать равным бесконечности можно только в бесконечности. И поэтому Бог останется Богом, а человек останется человеком.
«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4). Писание говорит, что люди увидят Бога лицом к лицу, уже не в образах, не в тенях, не в отблесках, а непосредственно, напрямую и удостоятся личной встречи с Богом Отцом. То, ради чего Сам Христос пришел на землю, произойдет: а Он пришел, чтобы детей Божиих привести к Богу Отцу. Находясь всецело во Христе, мы увидим Бога Отца, увидим Его в неимоверном сиянии, лицом к лицу. И вот именно тогда мы и станем настоящими личностями. Будет полностью реализовано то, чему положено начало в Таинстве Миропомазания, во время которого видимым действием невидимо освящаются Святым Духом мысли, чувства и все поступки человека, и он получает «печать дара Духа Святаго». В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (1Пет. 2:9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа, личностью, живой иконой Бога. Некоторые думают, что Бога можно увидеть, как обычного человека. Нет, это невозможно. Если кто-то попытается встретиться с Богом лицом к лицу в непреображенном виде, то просто сгорит. Почему? Потому что Бог не терпит никакой лжи. А поскольку Он всевидец и в Его свете человек делается как бы прозрачным, видным насквозь, и никакое, даже самое малое, зло в человеческой душе от Господа не утаишь, – все грехи человека вспыхнут, и ничего не останется. Так что Господь постепенно растит нас, чтобы мы стали способными к встрече с Ним.
Во времена Ветхого Завета первосвященник имел на груди двенадцать драгоценных камней, а на лбу – золотую пластину с надписью «Святыня Господня» (по другим переводам – «Посвящено Господу»)167, потому что все движения его мысли должны быть направлены к Богу и Его святой воле, разум должен быть полным отражением разума Господа. Вот и здесь, в Откровении, написано, что «имя Бога на челах их» (Откр. 22:4), то есть Божий разум будет полностью отражаться в разуме людей. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12), то есть Бога можно будет увидеть так, как Бог видит нас. А как Бог видит людей? Ему не нужно анализировать человека, тот сразу предстает перед Ним таким, каков он есть, в истинном виде. Так что точка зрения Бога – единственная объективная точка зрения. И люди так же увидят Бога, потому что Божий разум отразится в их умах, они станут полностью Божии, посвященные Ему, свои для Господа. Имя Бога будет на лбу у каждого человека, поэтому и увидит человек лицо Божие.
«И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5). Апостол Иоанн снова подчеркивает, что никакие земные светильники не потребуются в небесном Иерусалиме: ни фонари, ни солнце, ни луна – люди будут жить в вечном дне Божественного света, в сиянии Творца. А сияние Бога настолько яркое, что солнца просто не будет видно – и небесные светила больше не нужны. «И будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5). Люди станут царями преображенного мира, как и было предсказано. Бог предсказывал, что весь животный и растительный мир будет подчинен людям. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его», – говорит Господь (Откр. 3:21). Это станет осуществлением замысла, который был у Бога до начала времен: Бог Отец, Сын и Дух Святой будет править миром, как и правил всегда, только люди смогут видеть весь процесс управления. Ангелы и люди будут служить Богу и царствовать в преображенном мире, и царствование святых будет продолжаться вечно.
«И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22:6). Слова, переданные Иоанну Богом, верны и истинны, на них можно полагаться. И Господь Бог послал Своего Ангела для подтверждения истинности этих слов. Почему подчеркивается, что Господь – Бог святых пророков? Потому что Бог Ветхого Завета, который открылся Адаму, Аврааму, Исааку, Иакову, Ною, Моисею, Исаии, Иисусу Навину, Давиду, Соломону, и Бог Нового Завета, Бог Иисуса Христа, апостолов, христиан – это Один и Тот же Бог. Господь это специально подчеркивает, ведь на протяжении всей истории христианства неоднократно появлялась ересь, утверждающая, будто Бог Ветхого Завета – это не Бог Нового Завета. Иоанн Богослов в Откровении ясно дает понять, что это не так: «Господь Бог святых пророков». Бог, Который открылся в Ветхом Завете народу Израиля, – Тот же Самый Бог, Который призывает к Себе все народы земли в Новом Завете.168
«Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22, 6). Господь послал Ангела для рабов Своих. Апокалипсис не предназначен для людей, которые не верят в Творца, которые не являются православными христианами. Для таких людей Апокалипсис – закрытая книга. Господь послал Ангела специально, чтобы открыть именно Своим рабам, чему надлежит быть вскоре. Так что эта книга – только для православных христиан, нецерковным людям ее не подобает читать вообще. Это книга для своих, а не для чужих, как и вообще вся Библия. Как гласит древнее изречение Бога: «Тайна Моя Мне и Моим» (Ис. 21:17).169
«Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр. 22:7). Господь предупреждает: «Я скоро приду к вам». Ожидание скорого пришествия Господа пронизывает все Священное Писание Нового Завета. Слово Божие говорит, что день Искупления, день смерти Христа на Крестном древе, когда свершилась тайна Божия, – это и есть начало последних времен. Это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28). После распятия и воскресения Христа из мертвых человечество вступило в последние дни, время подготовки к явлению Христа уже пришло. Более того, Господь сказал, что уже даже Суд начался. Понимаете, что это значит? Из чего обычно суд состоит? Сначала идет судебное следствие, а потом бывает оглашение приговора. Сейчас мы живем во время длинного судебного следствия, когда Святое Евангелие судит людей. Потом будет явление Христа, Который просто огласит приговор, воздаст каждому по делам его. Вот и все. Поэтому и сказано:
«Се гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр. 22:7). Блажен тот, кто хранит пророчества этой книги, кто исполняет волю Божию, данную в Книге Откровения.
«Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22:8–9). Иоанн вторично хотел явить Ангелу свое почтение, но Ангел сказал: «Смотри, не делай этого». Здесь и в других местах Священное Писание предостерегает нас от обожествления небесных сил. А у людей иногда появляется большой соблазн их обоготворять. На этом принципе построен весь оккультизм. Библия категорически запрещает это делать. Служить Ангелам нельзя. Это большой грех. Чтобы такого не было, Ангел и не позволяет Иоанну кланяться себе – чтобы и другие люди не вздумали поклоняться Ангелам, своим собратьям, сорабам, как говорит Писание. Ведь человек, соблюдающий слова Святого Евангелия, становится равным Ангелам, и именно поэтому и не воздает им почитание как большим себя. Люди, конечно, почитают Ангелов, но все же им нужно оказывать именно почтение, а поклоняться им как богам нельзя. Потому что Бог один, как сказано:«Богу поклонись» (Откр. 22:9). И если к человеку приходит некий дух и говорит слова, противоречащие откровению Божию, нужно отвергнуть их, так как они лживы. Как сказал апостол Павел: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Всякое слово человека или Ангела должно проверяться словом Божиим, а не наоборот.170 Заметьте, об Ангеле сказано: «сослужитель тебе и братьям твоим пророкам», то есть апостолы имеют такую же благодать, что и древние пророки. Поэтому служение апостолов не меньше, чем служение ветхозаветных пророков, предсказывавших пришествие Христа, да и сами апостолы были пророками, предсказывавшими будущее. Нам известно множество пророчеств, содержащихся в Новом Завете, которые исполняются и в наше время по воле Господа.
«И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:10–12). Пророку Даниилу было велено запечатать слова полученного им откровения, потому что еще не пришло время – люди не были готовы полностью вместить откровение Божие. А теперь говорится обратное: «Не запечатывай слова пророчества книги этой, потому что время близко». То есть сроки приближаются, конец мира скоро наступит. Скоро придет Христос. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:11–12). Некоторые считают, что надо насильно заставить все человечество жить по заповедям Божиим, однако Господь говорит, что так делать нельзя, свобода воли людей должна сохраняться. Свободную волю Бог не трогает и не будет трогать никогда, а иначе заслуги человека не будет. Было бы желание, а Господь непременно поможет. Например, алкоголизм считается неизлечимым заболеванием, потому что алкоголик не может исцелиться, если сам этого не захочет – это вопрос воли человека, которую невозможно сломать в принципе. И вот Господь прямо говорит: «Обижающий пусть еще обижает, грязный пусть еще сквернится, а праведность пусть еще правду делает, а святой
– еще более святым становится. Пусть каждый делает все, что хочет, но Я скоро приду и возмездие Мое со мной, чтобы воздать каждому по делам его». Пусть люди делают все, что хотят, Господь оценит всех. Бог говорит, что выплатит каждому «зарплату», которую он заработал. Что заработали, то и получите.
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:13–14). Христос повторяет, что Он – начало мира и конец, Первый и Последний. Кроме Него нет Бога, Он – единственный. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Епископ Кассиан (Безобразов) перевел с греческого подлинника это предложение так: «Блаженны омывающие одежды свои (дословно – «праздничные ризы свои»), чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». То есть блаженны те, кто всегда, всю жизнь покаянием омывает свои одежды. Такие люди, стремящиеся понять заповеди Божии и омывающие свои ризы от всех грехов частой исповедью, блаженны – они получат право вкушать от Дерева Жизни и смогут воротами войти в Город. Господь в Евангелии сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9). Поэтому необходимо стремиться все время омывать себя, омывать свой дух, чтобы иметь возможность войти в город воротами. В город через стенку не перелезешь – стенка высокая, поэтому войти в него возможно только воротами, то есть через Христа, но при условии, что будешь постоянно омывать свои ризы. Сколько раз надо каяться? Процесс покаяния должен быть постоянным и продолжаться до самой смерти. Испачкался – умылся, упал – встал – вымылся, поэтому и сказано: «Блажен омывающий ртзы свои», кто следит за своими праздничными одеждами, чтобы они не истрепались и были чисты.
«А вне–псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужите ли, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15). Вне Города останутся псы и чародеи. «Псами, – объясняет святитель Андрей Кесарийский, – называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после Крещения на свою блевотину. За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками». В Священном Писании псами называются еще гомосексуалисты. «Второзаконие», называя гомосексуалистов псами, запрещает принимать от извращенцев пожертвования на Дом Господень: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23, 18). Гомосексуалисты, если не раскаются, останутся навсегда вне города. Что означает «чародей»? Как истолковывает церковнославянский словарь – «приготовляющий отравы; колдун, ворожей». Отраву делают и при помощи трав. Поэтому вне Города останутся и наркоманы – люди, общающиеся со злыми духами при помощи трав. За воротами Города окажутся развратники, убийцы, идолопоклонники, а также все, любящие и делающие ложь. Причем не сказано «говорящий ложь», сказано «любящий и делающий ложь» – ведь обманывать можно не только словом, врать можно делом – это когда человек лживо живет.
«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). По повелению главы Церкви – Иисуса Христа – пришел Ангел, чтобы свидетельствовать о будущем перед всеми Церквами. Христос имеет на это право, ибо Он корень и потомок Давида. В каком отношении Он корень Давида? Он Бог. Почему корень? Потому что Он сотворил человека, сотворил Давида, Бог в руках Своих его держал. Поэтому и Давид говорил: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15:8). Христос хранил царя Давида. Спаситель – вечное Слово Отца, Сын Божий, до начала веков рожденный от сущности Отца, – общался с Давидом, открывал ему тайны, руководил им. Поэтому Он корень Давида. А по плоти – еще и прямой потомок Давида.171 Так что Он обладает царственным достоинством в глазах еврейского народа. Бог возвещал Аврааму: «Благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22, 18), то есть в твоем потомке – во Христе. А Давиду было сказано: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс. 131:11), то есть вечный Царь должен произойти от Авраама и Давида.
«Я звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). При появлении Господа наступило утро новой вселенной. Так перед рассветом загорается утренняя звезда на небосводе. Явление Христа означает конец времени теней и наступление дня Царства Божиего. И, более того, Господь называет Себя звездой светлой и утренней потому, что, по словам апостола Петра: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет. 1:19). Утренняя звезда означает: пока вы не увидите Иисуса Христа, для вас не наступит день Царства Божиего. Когда Иисус Христос придет, тогда Священного Писания уже не будет. Иногда выражают сожаление по поводу того, что потребовалось написание Библии. Как это понять? Действительно, не нужно, чтобы Библию записывали. Каждый из нас был бы лично научен Богом. Но так как мы своими грехами сделали себя недостойными прямого откровения, то Бог по милости Своей дал нам Свое слово, дабы помочь нам хотя бы так очиститься и достичь спасения. Но изначально в замысле Бога так не должно было быть. Библией не пользовались ни Адам, ни Ева, ни Ной, ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни Моисей. Впервые по воле Бога закон для евреев записал Моисей, потому что люди к тому времени слышать слово непосредственно от Бога стали недостойны. Вот Христос и говорит: «Я звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). Когда Спаситель придет, наступит время конца теней, и Бог будет лично общаться с каждым из людей, лицом к лицу.
«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17). На призыв Иисуса Христа откликается Святой Дух и Невеста – Церковь Божия. А Дух – это ведь Тот, Кто создает Церковь, живет в Церкви, Кто управляет ею. И вот Святой Дух и Церковь просят, чтоб Христос пришел скорее. Церковь молится о наступлении конца времен; ее задача заключается в том, чтобы приблизить конец мира, чтобы настало, наконец, Царство Божие. Царство антихриста будет мелочью перед наступлением Царства Божиего. Поэтому Дух Святой и Невеста Божия, Церковь, говорят Христу: «Приди!» И Бог повелевает, чтобы христиане себя настроили именно таким образом; их сердце должно быть настолько чистым, чтобы они могли сказать: «Господи, приходи, я Тебя жду, я уже очистился». Это то, к чему мы все должны стремиться.
«Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17). Берите даром воду жизни, которую Господь дает. Как и в Ветхом Завете Тот же Самый Бог говорил: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам» (Ис. 55:1–4). И вот Господь что обещал, то и сотворил: вода жизни дана, просто берите ее даром. Как и где ее брать? В церквах Божиих. Дух Божий вошел в наши сердца в день Миропомазания, а действует Он при помощи добрых дел: творите дела милосердия и утоляйте жажду.
«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18–19). Писание предупреждает: если вы посмеете что-то прибавить к словам Бога или убавить из них, то это кончится очень печально для вас. Почему такое жестокое предостережение? Потому что апостол Иоанн, будучи пророком, предвидит, что его книга будет извращаться больше, чем какая-либо другая из книг Нового Завета. И Господь предупреждает, что отнимет у того человека долю от Дерева Жизни и от Города Святого, то есть человек не попадет ни к Древу Жизни, ни в новый Иерусалим в наказание за то, что посмел исказить слово Божие.172 Апостол Павел писал: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). И в Книге Притчей царя Соломона сказано: «Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притч. 30:5–6). Богословие – не область для творчества, потому что это откровение Бога. Кто ты такой, чтобы поправлять Господа Бога? Что такое ум человека по сравнению с умом Бога? Господь говорит: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 9). Для того чтобы понять слово Божие, принять Его, нужно сначала отказаться от своей точки зрения.
«Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Эта книга подтверждена, подписана. Кто поставил автограф и сказал, что скоро придет? Это Господь. И на это отвечает апостол Иоанн, от себя и от лика апостолов: «Аминь! Приходи, Господи Иисусе! Мы ждем тебя!» Все святые апостолы ждали Христа, они мечтали о встрече с Ним. Мы знаем, сколько было случаев, когда апостолы Христовы отказывались от того, чтобы их снимали с креста, отказывались от того, чтобы прекращали их казнь, потому что мечтали скорее встретиться с Господом. И в этом проявляется любовь. Поэтому и апостол Иоанн говорит: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Церковь должна жить в ожидании прихода Иисуса Христа. И христиане должны вырасти до той меры, когда они могли бы искренне сказать: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Не формально сказать, а настроить подобающим образом свое сердце, из глубин которого и должно исходить это желание. Чтобы живая вода Святого Духа, изливающаяся от Престола Бога Отца, влекла нас всегда к Богу. Чтобы небесное тяготение присутствовало в наших сердцах. Чтобы мы стремились к небесной родине так же, как сейчас люди стремятся к земной.
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22:21). Пускай благодать Святого Духа, подаваемая через Господа Иисуса Христа, пребывает в нас с вами. А благой дар Господа Христа да ведет нас по нашему пути, дабы мы могли войти в Святой Город Иерусалим, обретя вечную жизнь, испить от потока живой воды и увидеть Бога лицом к лицу. Спаси вас всех Господь!
* * *
Почему из правой стороны Храма текла вода? Потому что Христос был пронзен копьем в ребро с правой стороны. Из этой раны изливается вода вечной жизни на творение.
Сила этой воды увеличивается, благодать Божия не оставляет нас на одном уровне – она ведет человека все к большим и большим глубинам, глубинам Божественной жизни. И доводит до таких пределов, где человек уже не может сам идти, потому что нужно плыть, то есть он должен полностью отдать себя в руки Творца и плыть по Его воле. До этой границы Ангел довел Иезекииля, а дальше не повел, потому что было еще рано – еще не совершилось искупление людей.
Здесь речь идет о мертвой воде, о воде Мертвого моря, о море зла, которое есть в этом мире. Это проклятое море, море греха, в котором нет жизни, потому что это море образовалось над проклятыми городами. И сказано, что вода войдет в это море и море сделается здоровым, то есть Божия Благодать будет вымывать оттуда зло, и земля будет полностью очищена.
Почему света нет ни днем, ни ночью, а только вечером появлялся свет? Это была Страстная пятница. В полуденное время солнце потухло, только в вечернее время появился свет – день Господа.
День распятия Иисуса Христа.
Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души (Притч. 11, 30). – Ред.
Когда некоторые люди говорят, что мечтают о равенстве, то им можно ответить, что равенство возможно только на кладбище, и то временное. А потом равенства уже не будет.
И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня» (Исх. 28, 36). – Ред.
Бог никогда не лжет, никогда не пытается представить людей лучше или хуже, чем они есть на самом деле. И вот поэтому Библия описывает все, как есть на самом деле, без прикрас, она показывает грехи всех людей. Например, трусость Авраама, пьянство Ноя, малодушие Моисея, прелюбодеяния Давида. Писание об этом ясно говорит. Оно также показывает, что Бог оценивает поступки каждого. Если человек грешит, то Бог показывает его грех, если кается – Бог прощает его.
Слова Господа процитированы по переводу Симмаха и Феодотиона. В древности существовали и другие греческие переводы Священных Ветхозаветных книг. В их числе – переводы Акилы, Симмаха и Феодотиона. Эти переводы не дошли до нас. Судить о них мы можем лишь по небольшим отрывкам. Очень мало известно и об их составителях. – Ред.
Поэтому когда мусульмане говорят, что Мухаммед получил откровение от ангела, нужно отвечать, что мы в это верим, но, поскольку это откровение противоречит слову Божиему, мы его не принимаем.
Богородица является прямым потомком царя Давида.
Многие слишком подозрительно относятся к Священному Писанию. У них появляется внутренний интеллигентский зуд. Это тяжелое духовное заболевание, когда человеку нужно внести в Слово Божие, в учение Церкви какую-нибудь отсебятину. У каждого человека есть право на свое мнение, но Господь говорит, что это право ограничивается. Чем? Вероятностью оказаться вычеркнутым из Книги Жизни. Наша задача – просто следовать Откровению, не прибавляя и не отнимая ничего. Например, Лев Толстой читал Евангелие с двумя карандашами: синим, чтобы подчеркивать нужное, и красным – вычеркивать ненужное. По мнению писателя, Евангелия создавали малокомпетентные люди, суеверные и наивные; они написали много «ненужного», окружив Иисуса Христа многообразными мифами, а потом Церковь, бесповоротно извратив подлинное учение Христа, облекла его в мистику. Поэтому Толстой выбрал из евангельских текстов то, что говорил Сам Христос, и то, что Ему «приписали». Писатель, считая Спасителя обыкновенным человеком, вычеркнул все свидетельства о Его чудесах. Толстовское евангелие кончается смертью Иисуса на кресте. Строки о погребении, Воскресении, явлении апостолам и Вознесении были вычеркнуты как «ненужные» и противоречащие здравому пониманию. Писатель в своем «Евангелии» искажает истинный евангельский текст. Выброшено все, что не согласно с взглядами самого Толстого. Часто он Христу приписывал свои собственные слова, порой прямо противоположные тому, что говорит евангельский Христос. Православная Церковь призывала графа покаяться, отказаться от своих заблуждений. Но Толстой не раскаялся и был предан анафеме. Синодальное определение от 22 февраля 1901 года констатировало свершившийся факт – граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, в своих религиозно-философских исканиях он сам пришел и к отрицанию необходимости Церкви и ее таинств – Крещения, Исповеди, Причастия, и к отвержению ключевого постулата христианства – Христос является действительно Сыном Божиим. И Лев Толстой это неоднократно подтверждал: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей...». А потому «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».