Источник

Сочинения о монашестве

Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой

Господь и Спаситель наш Иисус Христос, желая явить нам необоримую высоту общежительного пребывания, как и то, сколь полезно оно для ищущих добродетельного жития и в заботе о спасении вкупе с братиями подвизающихся, Сам первый в Пришествие Свое на землю избрал общее с апостолами жительство.

Явственнейший признак такового Его со святыми апостолами пребывания – общая трапеза и одежда, общая казна, общее соизволение и безраздельное во всем послушание учеников Господу нашему Иисусу Христу. Лишь Иуда, последовавший своему нраву и вознедуговавший непокорством и сребролюбием, превратился в труп смердящий.

В размышлении о божественном и спасительном пребывании общего жития, боговидные отцы Церкви, как истинные последователи Христовы, при учреждении лавр и общежительных их келлий54 одно имели попечение, доподлинно зная, что подобным жительством непреткновенно достигается всякая добродетель и изгоняется всякое прилагаемое от своенравия действие лукавого сатаны. Где строго поддерживается общежительный уклад, там, без сомнения, возделывается добродетель, ибо преслушание и согрешение не обретают себе пищи.

А поскольку главная цель инока или инокини, отринувших мир и все его наслаждения, есть Сам Господь, то ни к чему иному так не стремятся они, как к одолению главных трех супостатов – разумею мир, плоть и диавола. И потому лишь чрез общежительное пребывание с легкостью возмогут они прогнать не только пустынных врагов, но также три главные и сильнейшие страсти – гордыню, сладострастие (или чревоугодие) и сребролюбие.

Страсть гордыни последовательно истребляется общежитием, ибо в тех, кто трудятся над собою, отсекая свою волю и мудрование, бесовская хитрость не обретает почвы, чтобы всеять семена тщеславия. И если случится иночествующим быть уловленными лукавством сатаны, то чрез епитимию от игумена или игумений, пострадав немного, получат совершенное исцеление.

Тем же жительством искореняется и сладострастие, ибо держащиеся общей трапезы и не имеющие дозволения вкушать наедине в келье приобретают воздержность в пище и таковым совместным воздержанием исторгают с корнем сластолюбивые помыслы.

Равным образом исторгается общежитием и страсть сребролюбия, ибо кроме рясы, и притом самой дешевой, не дозволено иноку никаких собственных вещей, от которых рождаются многие страсти и согрешения смертные.

Такова-то высота общежительного пребывания, такова-то польза общежития для всех, произволяющих упражняться в нем!

И поскольку вы, богомудрые девы, уразумев высоту того жительства и единодушно восхотев достичь его, обратились к моему недостоинству за общежительным уставом, дабы, руководствуясь им, непреткновенно шествовать тесною стезей покаяния и послушания благому и боголюбивому расположению своему, посылаю вам сей распорядок. При сообразовании с ним вы, и на земле пребывая, устремитесь к житию равноангельному и одержите победу над проклятым сатаной.

ДОлжно знать, что демон своеволия всеми силами будет чинить вам препоны, ведая в своем нечестии, что святым тем жительством вы угасите все огненные его стрелы и исходатайствуете великую пользу девам, которые понесут подвиг в обители после вас. А для достижения сего жительства и достойного утверждения в нем подобает всем сестрам,– как только согласятся они в душеполезнейшем том деле, о коем речь,– единомысленно сойтись в келью к игумении и решиться с истинным самоотвержением вступить на поприще общего жития, ничего для себя не требуя. Ибо вполне вероятно, что некоторые из вас пользуются неуместными в святой обители услугами или располагают средствами большими, чем другие. Сего да не будет, и вы в любви и единомыслии сложите по списку пред игуменией все, чем обладаете, имение ли, деньги или иное что, составляющее капитал, который соединится с прочим достоянием обители. И да будет тотчас же составлено письменное положение, под которым подпишутся все сестры, чем избегнете в дальнейшем нестроений и соблазнов.

И во-первых, да будет единая трапеза, которой держатся все, исключая немощных: и сама игумения, и прочие во Христе сестры. И в воскресенье, вторник, четверток и субботу- разрешение на елей и малое количество вина, а вне постного времени – также на рыбу и сыр. В сии дни трапеза поставляется дважды: дневная – после Божественной литургии и вечерняя – после вечерни.

В понедельник же, среду и пяток да будет у вас одна трапеза без елея, знаменующая собою преполовение дня. Если же случится среди поста праздник, тогда разрешение на вино и елей, а в праздник Божией Матери – и на рыбу, как устав церковный повелевает.

Не могущие по болезни или старости соблюдать совершенное воздержание до девятого часа (то есть до вечера) испивают, по благословению игумении, теплоты с малым количеством хлеба. В Великую Четыредесятницу поставляется трапеза без елея единожды днем, по субботам же и воскресениям, когда бывает разрешение на вино и елей,– дважды.

Второе. Все монахини сообща занимаются рукоделием, кто какое знает, -портняжным, ткацким и всяким иным – для нужд обители и покрытия ее расходов. Вознаграждение за труд сей влагается в кассу и употребляется, наряду с прочими расходными статьями, на одеяние для каждой сестры, получаемое ею от игумении.

Третье. К общим богослужениям утрени, часов, Божественной литургии, вечерни и повечерия все сестры, кроме больных, при ударах била да сходятся с усердием в церковь, имея наиболее сведующую в уставе типикариссой55. Сия же, согласно уставу, назначает поочередно из числа сестер [опытных] певчих для согласного пения в воскресения и праздники, а для пения вседневного – менее искусных. И для каждой седмицы отделяет она двух сестер: одну для канонархания (канонархИссу), другую – чтицу (анагнОстрию) для чтения часов, кафизмы Псалтири и возглашения «Господи воззвах» [на вечерне]. Обе да имеют также заботу о церковном благолепии и лампадах. Поскольку же число насельниц в обители невелико и к служению сему привлекаются лишь немногие, прочие сестры да помогают им. Но дабы не допускалось в богослужении церковном малейшего замедления, все сестры подчиняются типикариссе, ставящей одну на чтение, другую – на псалмопение и тому подобное, прочие же замечаний отнюдь не делают.

Сверх того на каждый день да назначается чтица за трапезой; сестры же, благочинно вкушая и не взирая по сторонам, с благоговением внимают чтению. Чтение бывает из житий, похвальных слов празднуемому святому, дням воскресным, праздникам Господским или Богородичным. И если в какой из дней святой не имеет синаксаря, а жития преждепразднуемых святых уже прочитаны, как то происходит Великим постом, полагается чтение из святых Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина и аввы Дорофея.

Четвертое. Для исполнения всякого послушания да поставляются сестры на месяц или пятнадцать дней; по две сестры – прислуживать за трапезой и по две – в поварню. Также одна сестра – в пекарню для замешивания теста и выпечки хлебов, в каковом послушании помогают ей и другие сестры. Также и в архондарике и игуменских покоях да прислуживает инокиня, известная добродетелью и строгостью жития. Привратницей же всегда да будет старица, дабы не вызывать соблазна.

Отнюдь не подобает оказывать гостеприимство сродникам или знакомым мужского пола. Если же по нужде или обстоятельствам дела случится прибыть кому из благодетелей обители, такой да беседует о должном с игуменией в присутствии двух монахинь-стариц и затем покинет обитель. Если же будет ему нужда задержаться в монастыре для окончания своего дела назавтра, да проведет сию ночь вне стен обители в помещении, особо на то предназначенном.

Пятое. Для благопоспешествования делам святой обители и во избежание недоразумений и нареканий от других, подобает игумений иметь двух проэстосс56 из числа пожилых монахинь, которые оказывали бы ей помощь в трудах управления. Сего ради да хранится у каждой из них по ключу от кассы или один ключ у обеих, другой – у игумении, дабы когда случится надобность оплатить расходы обители или инкассировать некую сумму, денежные средства изымались или влагались в общую казну под их наблюдением, что исключало бы всякое подозрение. И каждый год в день святителя Василия Великого да призываются все сестры в келью игумении для выслушивания отчета о годовых расходах и доходах обители. И если проэстоссы те заново избраны будут помогать игумении в управлении, да подвизаются и в наступившем году, в противном случае назначают других.

Шестое. Принятие новой сестры в общежитие бывает с согласия всех. Но надлежит испытывать ее в продолжение трех лет в послушании и тогда постригать. Не дозволяется сестрам держать по кельям, кроме сосуда с водой, ничего съестного и ни единой монеты, ибо творящие сие разрушают общежитие и подлежат наказанию с неразумными девами.

Седьмое. Все сестры да открывают (объявляют) свои помыслы пред игуменией или другой старицей, искушенной в делах духовных, чтобы та, распознавая природу каждого помысла, назначала сообразное врачевание, ибо козни бесовские многовидны. А сверх того надлежит им ревновать о любви, и когда приключится какое искушение или спор между сестрами, солнце да не зайдет во гневе их57, но еще до наступления вечера предадут забвению все обоюдные недовольства и, сотворив друг другу поклон, испросят прощения, ибо закоснение в злопамятстве недобрые приносит плоды.

Восьмое. Сестра, ведающая поварней, с вечера вопрошает игумению о трапезе в наступающий день. Также и экклисиархисса58 , когда приблизится время вечерни и прочего последования, отходит сперва в келью игумении и, сотворив поклон, ударяет в било, призывая сестер собираться в церковь.

Девятое. Да будет точно определено время вечерни и дневного последования: вечерня всегда совершается летом в четыре часа, зимой же в два с половиной часа пополудни (по турецкому счету всегда в девять); утреня же с последованием – ежедневно в два часа пополуночи, а в воскресные и в праздничные дни – ровно в полночь.

Десятое. Да будет в святой обители больница, где при необходимости и в случае болезни лечится всякая сестра и всякая труженица, не могущие разделять общую трапезу.

Таково начертание общежительного распорядка, которое надлежит нерушимо соблюдать. Он основан на Уставной грамоте59 Великой Церкви, каковую имеют за образец киновии60; внутренний же устав каждой из них содержит и строжайшие, от Великой Церкви воспринятые, епитимии для нарушающих правила общего жития. Итак, приступая к деятельному исполнению предложенного, всеусильно стремитесь достичь горнего сего жительства, которое просветит светильники ваши и послужит сопричислению к неветшающему блаженству с мудрыми девами.

Как только, по исполнении с Богом всего вышеизложенного и объявлении обители вашей киновией, возымеете нужду в других моих советах, сие спасительное желание, при содействии Божием, будет с готовностью мною удовлетворено.

Писано в Катунаках на Святой Горе 12 октября 1910 года. Монах Даниил иконописец

Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества

Объятия Отча отверсти ми потщися,

блудно мое иждих житие,

на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих,

Спасе, ныне обнищавшее не презри

сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову:

согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

Седален по 3-й песни канона в Неделю о блудном сыне (Постная Триодь)

Сию умилительную молитву восприемлет каждый из сынов Небесного нашего Отца, кто заплутал и удалился, как блудный сын притчи, от источника благодати Отчей, многие годы жил беспечно и расточительно, а ныне видит, что погубил родительское наследие, дойдя до пребывания со свиньями, то есть лукавыми демонами. Бедствуя так, алкая духом и не насыщаясь сладко-горькою снедью рожцев (или своеволия), блудный юноша постигает наконец, от какого богатства славы и в сколь жалкое состояние ниспал, приходит в себя и говорит: «Возвращусь опять к милосердному Отцу моему, под покровительством Которого множество наемников в избытке насыщаются хлебом, я же, называясь сыном Его, изнываю от голода!».

Сердечно раскаиваясь в блудной жизни, поспешно устремляется он к благому Отцу и из глубины души с истинным сокрушением вопиет: «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою и недостоин уже называться сыном Твоим61; молю, раскрой вновь отеческие объятия и приими меня как последнего из рабов Твоих».

Возопив так, с горькими слезами, в сокрушении сердца и неложной чистоте, всякий, кто расточил небесные богатства Божественной благодати Отчей, но в глубоком покаянии обратился, вновь приемлется в объятия Отца, дарующие усыновление. И по повелению Божию, отбросив ветошь нерадения, заново облекается в одежду нетления, препоясуется силою свыше, и дается обувь на израненные стопы его, чтобы приуготовить их к благовествованию мира. И омытый банею истинного исповедания и покаяния сердечного, ризу спасения получает от Отца. Ибо любоблагосердый Бог, не желающий смерти грешника, доколе не обратится62, дарует прежнее сыновство и закалает для него упитанного тельца, веселясь со всем домом Своим.

Таковой благодати от Отца Небесного предлежит удостоиться и тебе, брат. И потому, возлюбленный, отверзи не только чувственные, но и духовные уши души своей и внемли гласу Жениха: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим63.

В сих немногих словах заключены весь строй и все научение иноческого, а лучше сказать, ангельского жития. «Придите,– говорит Избавитель наш,– ко Мне, все труждающиеся и обремененные». Вот первый зов, которым привлекаемся унаследовать Небесное Его Царство. Этот призывающий глас и тебя научил оставить домочадцев, сродников, всякую тщету привременного и суетного мира и сопричислиться здешнему монашескому братству.

И ты пришел сюда, чтобы отрешиться и очиститься в купели подвига чистым, от всего сердца и души приносимым покаянием, истинным послушанием и покорением себя легкому игу Господа нашего Иисуса Христа, Который обещает упокоить нас от суетных и бесполезных трудов привременного жития в Небесном Его Царстве, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание»64, нет мучительства неразумных страстей, но жизнь бессмертная и нескончаемая.

«Придите ко Мне,– говорит Жених наш,– и Я упокою вас». Но упокою, если и вы упокоите Меня неложным исполнением Божественных Моих заповедей. «Возьмите,– глаголет Он,– иго Мое на себя». Возьмите, возложите на свои плечи собственное Мое иго – крестную смерть, которую Я прежде претерпел, чтобы восставить вас от мертвых дел и тления плотских страстей, подать вам дар нетления чрез ангело-подражательное жительство.

Взять Честной Его Крест означает для нас распять земные члены наши65, то есть умертвить страсти плотские, душу нашу умерщвляющие, и искоренить страсти душевные: кичение, самопревозношение, лицемерие, гордыню, досаждение, ярость, гнев, клевету, обиды, осуждение, многословие и празднословие, подозрительность, самомнение, самолюбие, любоначалие, прекословие, небрежение, сварливость, дерзость, ненависть, злопамятство, злонравие, срамословие, смехотворство, беспечность, безразличие, леность, многоспание, многоядение, тайно- и безмерноядение, пьянство и все прочие страсти души и тела, кои, будучи неисчислимы, порождают сынов и дщерей с потомством их.

Итак, Он призывает умертвить все обуревающие нас страсти души и тела, достичь очищения покаянием и отвержением мира, чистым исповеданием и неленостным исполнением заповедей Божиих.

Но спросят: «Как возможем мы, плОтяные и облеченные в страстное тело, победить безудержные порывы душевных и плотских страстей?». На это Сам Спаситель наш далее отвечает: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим66.

Вот двоякое оружие, крепчайшее и непобедимое, оружие, которым наделяет нас, как воинов Своих, Царь Небесный,– и оружие это кротость и смирение, матерью своею имеющие венец всех добродетелей, то есть любовь.

Неложная и пламенеющая любовь прежде к Богу, затем к ближнему обладателя ее делает кротчайшим и смиреннейшим во всех испытаниях, какие приключаются ему попущением Божиим, показывает его боящимся Бога и трепещущим словес Его в опасении лишиться любви и отпасть богатства благодати Божией.

Так и к ближнему любовь по Богу творит человека кротким, тихим, смиренным и ревнующим о том, чтобы непрестанно усовершаться в евангельском учении и философии67 святых отцов для благотворения братьям нашим. В обращении с ближним остерегается он опечалить или оскорбить не только любящих, но и ненавидящих его, при тишайшей кротости всегда являя и крайнее смирение, с каковыми добродетелями легко достигает высшего совершенства. А потому преуспевший в стяжании главных добродетелей – любви к Богу и ближнему, кротости и блаженного смирения – приобретет с ними и все богатство прочих добродетелей. Как любящий Бога всегда трудится и употребляет усилие, чтобы сотворить волю Божию, и, сколько может, со страхом и трепетом молится Ему, боясь преступить единую от заповедей и огорчить Владыку своего, так и любящий ближнего ради любви к Богу стремится всегда быть кротким и ко всем благорасположенным. Высшим и старейшим повинуется он как отцам и братиям, воздавая честь и уважение, с меньшими же обходится как старший брат, не дерзостно, но с лаской и братолюбивым чувством.

Такой отнюдь не воспрекословит укорам не только начальствующих, но и низших братии, отвечая тем и другим кротко и смиренномудренно. Из осмотрительных уст его не исходят слово жесткое и брань, клевета и пустословие, могущие опечалить или оскорбить брата, но во всякое время тихо и без вражды угашает он раздоры и соблазн, водворяя в братстве своем мир, любовь и согласие.

Названные добродетели невозможно стяжать носящим в себе себялюбие и гордыню- страсти, от которых своеволие и прекословие, гнев и превозношение. Они-то и ожесточают человека, коим обладают, выказывая его дерзким на язык, грубым, высокомерным, а с братиями, старейшими или меньшими, донельзя гневливым, грубым и безрассудным. Все сие – признаки действующих в нем себялюбия и гордыни, каковые не только мешают преуспеть в добродетелях, но одержимых ими в другие трудноискоренимые и наказанию повинные страсти ввергают.

Посему и ты, возлюбленный, без всякого понуждения, но собственным свободным расположением и произволением ища восприять великий и поистине ангельский образ, потрудись достодолжно и с великим старанием вникнуть в страшные обеты, кои тебе надлежит исполнять. Ибо обеты эти изрекаются тобою в присутствии не только служителя Бога Вышнего и окрест стоящих свидетелей, но Самого невидимо пребывающего здесь Спасителя Христа и Ангельских Сил, записывающих твое исповедание, о котором воздашь ответ Господу в страшный день нелицеприятного Суда.

Итак, уразумей высочайшую почесть и благодать, неиждиваемое богатство великого таинства, какого сподобил тебя Бог, желая вновь соделать сыном и наследником Небесного Своего Царства. Посему и то, что выслушаешь из уст служителя Его, есть великое свидетельство Божия о тебе промышления, Божественный и небесный дар.

О нового звания! О дара тайны! [О новое призывание! О дарование таинства!] Второе крещение приемлеши днесь, брате, богатством Человеколюбца Бога даров [от богатства Человеколюбца и Бога дарований], и от грехов твоих очищаешися, и сын света бывавши, и Сам Христос Бог наш срадуется со святыми Своими Ангелы о покаянии твоем, закалая тебе тельца упитаннаго. Достойно прочее звания ходи [поступай впредь достойно сего призыва], устранися от суетных пристрастий, возненавиди в дольняя влекущую тя похоть, все твое желание преложи к небесным, отнюд не возвращаяся вспять, да не будеши столп сланый яко жена Лотова, или якоже пес на своя блевотины возвращаяйся, и исполнится на тебе [дабы не исполнилось на тебе] слово Господне, глаголюще: яко никтоже, возложив руку свою на рало и обращся вспять, управлен есть в Царствии Небесном. Несть бо тебе мала беда обещавшемуся ныне вся предреченная хранити, потомже нерадити о обетовании, или на первое житие возвратитися [немалая опасность для тебя – пообещав ныне соблюсти все вышесказанное, впоследствии обещание это презреть и устремиться к прежней жизни], или отца твоего духовного разлучитися и спостящихся [соподвизающихся] братии, или пребывающу нерадиво дни твоя: понеже тяжчайшее обрящеши осуждение паче первых, на страшном и неумытном Судищи Христове, елико множайшия благодати насладишися ныне [ибо тем большемунаказанию на страшном и нелицеприятном Судилище Христовом подвергнешься, чем большей благодати вкусил прежде]: и добре ти бе [лучше бы тебе было], по реченному, не обещатися, нежели обещатися и не отдати. Ниже паки мни, яко в мимошедшем времени здешняго пребывания довольно подвизался еси к невидимым силам вражиим [и не думай, будто в прежнее время земной твоей жизни достаточно подвизался против невидимого врага], но веждь, яко наипаче отныне приимут тя множайшии подвизи к брани на него [но узнай, что отныне наследуют тебя много большие подвиги борьбы с ним]. Никакоже бо на тя возможет ограждений тя обретаяй, к наставляющему тя верою крепкою и любовию, и ко всякому послушанию и смирению правотою [ибо он никогда не превозможет тебя, застав огражденным крепкою верой, любовью к наставнику и правотою во всяком послушании и смирении]. Сего ради да отыдет от Тебе всякое непослушание, прекословие, гордыня, рвение, ревность, зависть, ярость, клич [крик], хула, тайноядение, дерзновение [дерзость], особное дружество [особая к кому-либо приязнь], ласкание68 [потворство], любопрение [спорливость], роптание, шептание, притяжание особное окаянныя вещи [приобретение в собственность чего-либо неподобающего], и другия вся злобныя виды, ихже ради приходит гнев Божий на таковая деющих, и вкоренятися начинает в них душ тлитель [и все иные разновидности порока, из-за которых грядет гнев Божий на творящих такое, и укореняется в них растлитель душ]. Паче же вместо сих стяжи подобающая святым: братолюбие, безмолвие, кротость, благоговение, поучение божественных словес [размышление о словах Божиих], чтение, соблюдение сердца от скверных помыслов, делание по силе, воздержание, терпение даже до смерти: на негоже отца обетования твоя возложил еси, первое и последнее исповедание сердечных тайн твоих, якоже Божественная Писания глаголют: «Крещах убося, глаголет, исповедающе грехи своя» [о чем отцу духовному обещания давал прежде и сердечных тайн твоих совершенное откровение, как Божественные установления повелевают. Ибо говорится: Крестились, исповедуя грехи свои 69].

Внемли со всей тщательностью начальным словам: «О новаго звания! О дара тайны!Второе крещение приемлеши днесь, брате, богатством Человеколюбца Бога даров», как и последующим, также достойным величайшего внимания. Ибо новым сим от Божественного и неизреченного Промысла исходящим призыванием и обновляешься, и новым человеком соделываешься, чистым душою, словно младенец, исходящий из купели Святого Крещения.

И во время Святого Крещения, которое есть величайшее Таинство, крещаемый во имя Святой Троицы обещает чрез восприемника сочетаться Христу и жить свято, праведно, православно. Но возможно, что крещеные дети впоследствии не будут должным образом наставлены на сей путь ни родителями, ни восприемниками, невежественными в делах веры, и, уклонившись в дурные сообщества, осквернят одежду крещения и станут чуждыми Богосыновства и небесного наследия. Пришедший в такое состояние захочет, наверное, оправдаться тем, что не нашлось человека, который наставил бы и научил его хранить обеты Святого Крещения. Когда же, по благости Божией, удостоится он в Таинстве покаяния как бы второго Крещения, принимаемого не в младенческом, но в зрелом возрасте, чем оправдается, если вновь преступит обеты, принесенные пред Богом и людьми уже не в неведении, но сознательно и свободно?

Посему, возлюбленный, сподобляясь столь великой благодати, обезопась и огради крепкою стеною душу и тело от злокозненных прилогов душепагубного змия, который отныне ополчится на тебя с возросшей яростью и умножившейся ненавистью, чтобы, если возможно, и в другой раз лишить тебя новой одежды – одежды второго усыновления.

Имей же всегда стражем и оградой ума своего страшную тайну, открывшуюся душе великого отца нашего преподобного Антония. Ибо когда та, сопутствуемая святыми Ангелами, проходила воздушные мытарства и демоны с лютым неистовством и гневом испытывали содеянное преподобным в жизни, Ангелы отвечали: «Оправданием согрешений его, бывших до отвержения мира, стало совершенное их оставление в Таинстве покаяния и восприятии монашеского ангелоподражательного жительства; если же найдете что достойное осуждения с тех пор, как начал он подвизаться, то укажите». Демоны же, не имея что указать и не найдя повода к обвинению, со стыдом отступили.

Итак, потребны великое трезвение и внимание, чтобы толикое богатство дарования Божия соблюсти от напасти невидимых разбойников-душегубцев. Сам же Призвавший тебя

всещедрый <... > Бог и многомилостивый, пречистыя утробы неизследимыя благости Своем отверзаяй всякому приходящему к Нему, желанием и любовию теплою, рекий: Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз же не забуду тебе, и твое ведый желание, и к предложению твоему прилагая яже от Себе силу ко исполнению заповедей Своих, да восприимет, и объимет, и защитит тя, и будет ти стена тверда от лица вражия, камень терпения, утешения вина, благомощия Податель, благодушия Снискатель, мужества Сподвижник, свозлегая, свостая, услаждая и веселя сердце твое утешением Святаго Своего Духа, сподобляя тя и части святых и преподобных отец наших Антония, Евфимия, Саввы и иже с ними, и всех святых, с нимиже и наследиши Царство Небесное, во Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава, и Царство, и сила, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. [Всещедрый и многомилостивый Бог, Который всем приходящим к Нему с желанием и пламенной любовью таинственно отверзает чуждую скверны глубину неисследимой Его благости и говорит: «Скорее мать забудет чадо свое, чем Я забуду тебя»,– и твое знает желание, и к произволению твоему прилагает от Себя силу ко исполнению Его заповеди, да приимет и обымет, и покроет, и да будет тебе стеною необоримой от лица вражия, камнем терпения, утешения основанием, силы Подателем, благодушия Снискателем, мужества Споборником, с тобою возлегающим, восстающим, услаждающим и веселящим твое сердце призыванием Святого Его Духа, сподобляющим тебя удела святых и преподобных отцов наших Антония, Евфимия, Саввы и иже с ними, и всеми святыми, с коими и унаследуешь Царство Небесное во Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава, и царство, и сила со Отцем и Святым Духом. Аминь.]

* * *

54

В греческом тексте: τα µονύδρια.

55

Типикарисса – уставщица.

56

Проэстоссы – соборные старицы.

58

Экклисиархисса – церковница

59

В греческом тексте: του Σιγιλλιώδους.

60

Киновия – общежитие, общежительный монастырь.

64

Из кондака заупокойных чинопоследований.

67

Здесь и далее перевод греческого φιλοσοφία как философия (вместо более привычного для православного читателя любомудрия) обусловлен контекстом. Следуя традиции «Добротолюбия», старец Даниил все время противопоставляет мудрование «мира сего» богопросвященному христианскому умозрению как философию «внешнюю» с одной стороны (с. 138), философии духовной с другой (с. 209). Первая ассоциируется у него, кроме обычного любомудрия, с отвлеченной школьной дисциплиной; вторая имеет дело не с абстракциями, но с сокровенной сутью вещей и неотделима от богоугодного делания, почему и именуется также «практической» (с. 122). Духовная «философия», в отличие от «внешней», не преподается в мирских училищах, но открывается в творениях отцов и монашеском предании.

68

В греческом тексте стоит слово, буквально означающее «непослушание».


Источник: Ангельское житие / Старец Даниил Катунакский; пер. с новогр. Ю.С. Терентьева. – Москва : Изд. Московского Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. – 255 с.

Комментарии для сайта Cackle