Соболезнования братству Даниилеев в связи с кончиной монаха Даниила
Соболезнующее послание Великой Лавры Святой Горы
Писано в Великой Лавре 9 сентября 1929 года
Вашему Преподобию отеческое о Господе благословение!
С глубочайшим прискорбием узнали мы о смерти досточтимого Вашего старца и нашего собрата, друга и советника. Кончина незабвенного старца Даниила – утрата не частная, но общая для всего нашего святого места, наипаче же для Вашей обители, составляющей гордость и украшение округи. В лице блаженного Даниила Святая Гора потеряла последнего выдающегося представителя нынешнего рода святогорцев.
Мы смертны, от смертных родились и совершаем [путь] смертного естества ради лучшего и блаженнейшего удела. Терний и страдания исполнено здешнее житие. Но блаженный старец и в многотрудном сем житии достиг того, что в старости маститой окружала его, как патриарха Иакова, великая любовь духовных чад, которая старость сию и саму кончину явила безболезненной и мирной. Поистине сбылось на честном старце божественное речение: Смерть бо мужу покой46.
Посему, возлюбленные, переносите случившееся как истинно мудрые и благочестивые питомцы и благодарите Бога, ибо не умер блаженный, но перешел от худшего жития на лучшее, благочестно во Христе пожив и богоугодное пройдя жительство с такой синодией47 любви, какая и в летописях Святой Горы не часто отыщется. Итак, хотя поневоле и испытываем боль от разлучения друг с другом, но печаль о смерти приснопамятного старца подобает преложить в хвалу и благодарение Богу, ибо усопший поистине совершенные блага узрел и синодией подлинного послушания и самоотвержения насладился.
Сего ради молимся, да подаст Вам Всесвятой Бог утешение, а новопреставленному – вечный покой и жизнь бесконечную.
Эпитропы святой и честной обители Великой Лавры Святого Афанасия Его Преподобию господину Даниилу48, иконописцу в Катунаках
Утешительное послание Дорофея из Каракалла, монаха и духовного сына новопреставленного
Писано в общежительном монастыре Каракалл 22 октября 1929 года
Многочестнейшее и любезное мне Преподобие Ваше братски лобызаю о Христе и вседушно увещеваю радоваться.
Иеромонаху и мусургу49 господину Даниилу в каливу Всех преподобных Отцов, на Святой Горе подвизавшихся, что в Катунаках.
Ваше Преподобие! Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет50.
Воистину яко трава, но и яко цвет! Достигнув зрелости и пожив повелением Божиим положенный срок, исполненный дней в старости маститой, но сохранивший крепость души и тела вкупе с остротой разумения, старец Даниил восприял во блаженном исходе мирную кончину живота. О том, что связано с новопреставленным отцом нашим Даниилом, всякому благомыслящему известно.
Жизнь его исполнена подвига и воздержания, житие его светозарно. Он был трудолюбивая пчела Церкви Христовой, светоч Святой Горы, путевождь монашествующим, послушникам просветитель, испытуемым детоводитель, а притекающим мирянам, здесь и в отдалении сущим, наставник в письмах преизысканных, цветоукрашенных и для всех, равно и для меня, на всякое время полезных. С рассуждением великим направляя ко спасению младых и старых, будучи всем для всех, он до глубокой старости и самой кончины преумножал вверенный от Господа талант силою и благодатью Божией, как и добрым своим произволением.
Ваше Преподобие! Недостанет времени исчислить все дары, отпущенные святому старцу Даниилу от Бога. Да и не под силу мне, некнижному и невежде во всем, достойно восхвалить наставника, вождя и просветителя моего, вооруженного обоюдоострым мечом51 и уста свои всегда имевшего уготованными к совету. Достодолжное слово о почившем отце да будет делом иных, я же – младенец, а посему младенчески и глаголю, и пишу. Итак, разделяю тяжкую скорбь и печаль, в которую повергла вас смерть отца нашего Даниила, безмерно полезного святой общине своей и всем притекавшим за утешением в многоразличных скорбях, всем окормлявшимся у него и в сладкогласных речах его, как самого Златоуста, сладость и умиротворение почерпавших. Один из них – автор убогого сего послания, которое он адресует теперь почившему своему благодетелю, как последнее и благодарственное, а вместе с тем и надгробное, в знак признательности и во исполнение священного долга. Се, реку: вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне старче Данииле, вечная твоя память! Отыди, отче, и покойся там, где уготовил себе благую часть многотрудным житием своим. Отыди от привременного к вечному, «идеже несть болезнь ни печаль», дабы приять сторицею воздаяние от руки всесильного Бога. На долю тебе выпали великий труд и попечение о святой синодии твоей, о вере православной, о Святой Горе и храме Всех преподобных Отцов, на Святой Горе подвизавшихся. Итак, покойся, где и преподобных сословие, коему ты принес в дар себя самого и дом, сиречь храм, во славу их освященный.
Сии убогие словеса да будут последним моим «прости». Остаюсь в глубочайшей скорби, любви и почтении к Вашему Преподобию.
Малейший в монахах Дорофей из Каракалла
Р. 5. Ваше Преподобие авва Даниил!
Хотя и почил о Господе преемник и последователь божественного Златоуста, хотя и повержен столп Святой Горы, но мы далеки от отчаяния. Ибо имеем преемником отцу нашему Даниилу – если не теперь, то вскоре – послушника его Даниила, а между старцем и послушником его нет разнствия. И притом почивший старец Даниил был простым монахом, новый же Даниил большую имеет благодать, будучи и монахом, и иереем. И вот, здесь больше Ионы52.
Говоря об апостоле Павле, святой Иоанн Златоуст всех нас увещевает быть Павлами и присовокупляет, что достичь сего возможно, если захотим. Таковы убогие словеса мои, брат и отец Даниил. Молюсь и прошу у Бога явить тебя всеобщим образцом в меру старца твоего, делом и словом подобным, но и превосходящим, да прославится имя его и честная калива вкупе с благим его преемником, [новым] батюшкой Даниилом, и да явишься во всем соименным и единонравным тому. Сие буди!
Прилагаю просьбу: если Вы располагаете печатным изданием «Истории» с жизнеописанием почившего53, пришлите нам с надежным братом в тщательно запечатанном пакете для передачи мне в собственные руки или через отца Гавриила, часовщика в Карее, который вручит его мне.
Всецело Ваш во Христе брат Дорофей из Каракалла
Молюсь также о мире и благостоянии Церкви Христовой во отечестве.
Д. К.
* * *
Возможен и дословный перевод: «в сопровождении такой любви» (см. прим. 37).
Сей Даниил стал преемником усопшего.– Сост.
Мусург – церковный композитор
Ср.: Пс. 102, 15.
Под «обоюдоострым мечом» подразумеваются, вероятно, многократно упоминаемые в православной гимнографии и аскетической письменности, как ступени духовного восхождения, «деяние» и «видение» (созерцание). См. ниже.
Возможно, имеется в виду одно из сочинений старца Даниила.