Глава 9
Откр.9:1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
Под звездой святой Андрей Кесарийский понимал Ангела Божия. Другие, напротив, считали, что это – один из демонов. Об Ангеле Божием, имеющем ключ от бездны, говорится в 20, 1, однако там он, во-первых, именуется не «звездой», а своим именем – Ангел, а во-вторых, не падает, а сходит с неба.
Бездна есть место заключения демонов, то есть преисподняя или некое ее преддверие. Манассия (2 Пар.) в молитве обращается к Богу так: «Заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим». В Евангелии бесы просили Христа, чтобы Он не посылал их в бездну (Лк. 8, 31). Апостол Петр говорит, что «Бог ангелов согрешивших… связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет. 2, 4). Также и апостол Иуда говорит, что ангелов, не сохранивших своего достоинства, Господь «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1, 6). Заключение демонов в бездне можно понимать как ограничение их деятельности и власти над миром и людьми. Особенно их деятельность и власть были ограничены после Воскресения Христа. Однако в последние времена ограничения для демонических сил будут отменены, и демоны на короткое время получат максимально возможную для них власть в нашем мире. Можно предположить, что отмена ограничений произойдет не сразу, а в несколько этапов. По-видимому, именно об этой отмене или о каком-то из ее этапов и говорится далее, в повествовании о саранче.
Откр.9:2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
Может быть, помрачивший солнце и воздух дым свидетельствует о том, что явлению бесов и получению ими власти над людьми предшествует ослепление, помрачение человеческих душ, человеческих умов и нравов.
Откр.9:3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
«вышла саранча» – вероятно, речь идет о падших ангелах, демонических силах, освобождающихся из бездны, в которой они были заключены и ограничены, и получающих свободу, может быть, еще не полную, действовать на земле.
В Библии вообще саранча является символом опустошения, военного нашествия, неисчислимого множества.
Откр.9:4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
Демонам, в отличие от обычной саранчи, дана власть вредить людям, кроме тех, которые были запечатлены (см. 7, 3).
Откр.9:5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
«пять месяцев» – некоторое относительно непродолжительное время. Характерно, что и обычная саранча вредит приблизительно в течение пяти теплых месяцев года.
«и мучение от нее подобно мучению от скорпиона» – означает сильные мучения от демонов, преддверие и начало мучений адских. Как праведники вкушают радость Святого Духа еще на земле, так и грешники еще здесь мучаются от нечистого духа (ср. 1Цар. 16, 14).
При укусе опасных видов скорпиона, например черного скорпиона, у человека поражается центральная нервная и сердечно-сосудистая системы. В месте укуса ощущается нестерпимая жгучая боль, которая распространяется по ходу нервного ствола. Также возникает отек тканей, учащается сердцебиение, поднимается температура, возникает рвота, озноб, слабость, может появляться сильная головная боль, а также боль в области желудка, языка и десен. Затем появляются судороги, подергивание мышц рук и ног, выступает холодный пот, нарушается ритм сердца, может наступить мучительное удушье. При всем этом больной постоянно испытывает сильное беспокойство, приходит в смятение и не находит себе места. Иногда он впадает в шок. Бывает, что состояние пострадавшего на время улучшается, но потом снова наступает ухудшение.
Откр.9:6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
Люди будут искать смерти из-за невыносимости мучений от саранчи. Причина же, по которой они не смогут умереть, представляется загадочной. Может быть, сами демоны не дадут им умереть?
Загадочным также представляется следующее далее описание внешнего вида саранчи.
Откр.9:7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие;
«подобна коням» – голова обычной саранчи тоже напоминает конскую голову. В России одно из названий саранчи – «кобылка».
«венцы, похожие на золотые» – может быть, этим означается победоносность: действию саранчи никто не мог противостоять.
«лица же ее – как лица человеческие» – сказано о разумности этих существ.
Откр.9:8. и волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
По своей сущности демоны подобны свирепым львам, однако вид они всегда стараются иметь благообразный.
Откр.9:9. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;:- сказано об агрессивности и безжалостности саранчи.
Откр.9:10. у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев.
Свидетельство о ядовитости и вредоносности.
Откр.9:11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
Под ангелом бездны следует разуметь диавола; «аваддон» на еврейском языке и «аполлион» на греческом имеют одно и то же значение – «губитель».
Некоторые толкователи понимали под саранчой символическое изображение человеческих страстей. Действительно, саранча выходит из дыма – и страсти рождаются из помрачения, из безбожной жизни. Саранча подобна боевым коням, – и страсти подобны неистовым коням. У саранчи на головах поддельные золотые венцы – и страсти привлекают к себе ложными удовольствиями, ложной славой, блеском и богатством. У саранчи были человеческие лица – и страсти утверждаются на человеческой природе, апеллируют к этой природе: «ничто человеческое не чуждо». У саранчи были женские волосы, что говорит о сладострастии. Саранча имела львиные зубы – и страсти, когда укрепятся, люто терзают душу человека. На саранче были железные брони – так же и страсти неумолимы, жестоки и непроницаемы для всего доброго. У саранчи были хвосты с жалами скорпиона, и это говорит о том, что конец страстей всегда есть мучение – начинающееся еще на земле, а затем простирающееся в бездну ада.
Такое объяснение выглядит правдоподобно, однако оно не отменяет главного толкования, в соответствии с которым саранча – это мучающие людей демоны. Впрочем, оба эти толкования вполне совместимы, ибо демоны имеют власть над людьми не через что иное, как страсти.
Откр.9:12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.
Бедствия нарастают. Если при пятой трубе саранча не убивала людей, но только мучила, то при шестой трубе третья часть людей погибает.
Откр.9:13. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,:
Откр.9:14. говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
«от четырех рогов золотого жертвенника» – это жертвенник, на который были возложены вместе с фимиамом молитвы святых (см. 8, 3).
«освободи четырех Ангелов, связанных…» – речь идет о неких реальностях духовного мира, от которых зависит происходящее на земле.
«четырех Ангелов» – некоторые видели в них Ангелов Божиих. Однако более правдоподобным представляется мнение святого Андрея, согласно которому речь здесь идет о связанных и ограниченных в своих действиях демонических силах, освобождаемых с целью возмущения народов.
«связанных при великой реке Евфрате» – по словам святого Андрея, нет ничего удивительного, что демоны связаны при реке, «ибо по произволению Божию одни из них были осуждены до времени в бездну, другие в свиней, а иные в другие места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться вечным мукам».
Река Евфрат, несомненно, имеет глубокое мистическое значение. Во-первых, эти места являются колыбелью человечества. Именно отсюда ведет свое происхождение весь человеческий род. В верховьях Евфрата некогда находился Рай прародителей (Быт. 2, 10–14). В то же время и грехопадение, и изгнание из Рая совершились именно здесь. В этих же местах родилась универсальная лжерелигия – идолопоклонство. Также на Евфрате располагалась столица языческого нечестия – Вавилон и совершался великий богоборческий проект – строительство башни «высотою до небес» (Быт. 11, 4).
Евфрат, кроме того, был границей, отделявшей народ Божий, страну истинной веры от враждебных языческих народов, от стран демонической духовности. Если земля Израиля считалась местом обитания народа Божия, святых пророков, праведников и Ангелов, то языческие страны за Евфратом, напротив, являлись обиталищем нечестия, богоборческих сил и демонов. И угроза для народа Божия часто исходила именно из-за Евфрата. Именно оттуда приходили в землю Израильскую самые разрушительные и страшные по своим последствиям нашествия – Ассирийское и Вавилонское87.
Таким образом, принимая во внимание все сказанное, Евфрат можно рассматривать как некоторый важный для демонических сил рубеж, таинственное место их соприкосновения с нашим миром.
Откр.9:15. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
«приготовленные на час и день, и месяц и год» – время не существует для Бога, оно существует только для людей. В предвечном Божественном совете все события мировой истории предопределены от вечности и для Бога они уже совершились. Однако для нас эти события пока еще раскрываются во времени, и каждое – в свой точно предустановленный срок.
«чтобы умертвить третью часть людей» – речь идет о некоторой страшной войне, имеющей совершиться в эсхатологическую эпоху.
Современному человеку не так уж трудно представить себе гибель одной трети людей. Такие случаи в Новейшей истории бывали, правда, пока не в планетарных масштабах, но в отдельных странах или регионах. Например, в Камбодже в 1975–1979 годах, при коммунистическом диктаторе Пол Поте, согласно некоторым оценкам, было уничтожено более двух с половиной миллионов людей, что составило приблизительно одну треть населения страны.
Откр.9:16. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.
Ангелы, будучи освобождены, собирают и выводят на войну чудовищное по своему множеству и свирепости воинство.
«конного войска» – речь, конечно, идет не об обычных конях, что видно из их дальнейшего описания.
«две тьмы тем» – то есть двести миллионов. Трудно сказать, точное ли это число или его следует понимать, как и многие другие числа в книге, символически – как несметное полчище.
Откр.9:17. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
Откр.9:18. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;
Откр.9:19. ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили.
Описание воинства трудно для толкования. Возможно, все эти черты будут присущи оружию последних времен: танкам? ракетам? самолетам? вертолетам? другой какой-то технике? Как бы то ни было, приведенная характеристика свидетельствует о страшной разрушительной силе воинства и о чудовищной кровопролитной войне, инициированной силами преисподней. Конечно, любая война связана со многими смертями и многим кровопролитием, но здесь речь идет о какой-то намного более страшной, жестокой и поистине адской войне.
«умерла третья часть людей» – см. комм. на 9, 15.
Откр.9:20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
Бедствия посылаются Богом для покаяния и исправления людей, однако здесь мы видим, что оставшиеся в живых не исправляются, но продолжают коснеть и упорствовать во зле.
«не поклоняться… идолам» – идолопоклонство здесь, по-видимому, следует понимать в широком смысле: идолопоклонниками являются все, кто живет без Христа, живет ради богатства, удовольствий и славы мира сего. За такой языческой жизнью неизбежно следует нравственная деградация, о чем и говорится в следующем стихе.
Откр.9:21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.:
* * *
Следует сказать, что не только для ветхозаветного, но и для новозаветного народа Божия, то есть для христиан, существовала на протяжении веков угроза с Востока: например, для Византии, для России, для народов восточной Европы.