Глава 10
Откр.10:1. И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,
Комментаторы отмечают, что описания Ангелов в Апокалипсисе, как и вообще в Священном Писании, совершенно не соответствуют тем живописным образцам, которые нередко можно встретить даже и в православных храмах, изображающим Ангелов в виде умильных пузатых младенцев или нежных женоподобных фигур с амурными крыльями. Подобные образцы перекочевали к нам из западной светской живописи, в Священном же Писании Ангел – это всегда грозный Божий вестник, облеченный небесной славой и могуществом (ср. описание Ангела в 18, 1).
«Ангела сильного» – Ангел имеет черты небесной славы, присущие Самому Господу славы (ср. Иез. 1, 28; Пс. 103, 3; Мф. 17, 2; Ос. 11, 10). Вероятно, это один из высших Архангелов. Некоторые, основываясь на словосочетании «Ангел сильный», высказывали предположение, что речь идет об Архангеле Гаврииле, имя которого означает «Сила Божия».
Откр.10:2. в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю,
«книжка раскрытая» – в книжке, по-видимому, были изложены наступающие последние судьбы мира. Слово «βιβλαρίδιον» является уменьшительным от слова «βιβλίον», «книга». То есть речь идет о небольшой какой-то книжке. Ранее, в 5, 1, тайнозритель видел книгу, а теперь лишь книжку. Это может означать, что история мира подходит к своему завершению, что осталось совсем немного.
«и поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю» – в знак того, что миссия Ангела имеет значение для всего земного мира (см. комм. на 12, 12).
Откр.10:3. и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.
Откр.10:4. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
«и воскликнул громким голосом, как рыкает лев» – можно предположить, что миссия Ангела заключалась в свидетельстве о скором наступлении Божия Суда.
«семь громов проговорили голосами своими» – возглас Ангела послужил сигналом к раскрытию того, что должно было быть раскрыто тайнозрителю.
"скрой» – по повелению свыше Иоанн не записывает того, что говорили семь громов. Причина этого сокрытия нам не известна.
Откр.10:5. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
Откр.10:6. и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;
«поднял руку свою к небу» – в знак того, что его миссия от Бога (ср. Дан. 12, 7).
«времени уже не будет» – это может означать, что после Страшного суда земное время упразднится и уступит место другому образу бытия – вечности.
Или же слова могут иметь другой смысл: что не будет уже отсрочки, промедления, но скоро и непременно наступит Страшный суд.
Можно также допустить, что эти слова заключают в себе оба смысла.
Откр.10:7. но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
«совершится тайна Божия» – то есть завершится все Божественное домостроительство, касающееся мироздания, – завершится Страшным судом и переходом к тайне Будущего века.
Откр.10:8. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
Откр.10:9. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
Откр.10:10. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
Откр.10:11. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих.
Раскрытая книжка содержит откровение о последних судьбах мира, которое дается Иоанну тем же способом, как некогда другим пророкам – через съедение таинственного свитка (ср. Иез. 2, 8 – 3, 3; Иер. 15, 16). Съедение означает принятие и усвоение слова Божия.
«она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» – благодатные дары и откровения от Бога всегда бывают сладки для приемлющего их88. Однако в данном случае они становятся также и горькими, потому что возвещать о явлении великого Божия гнева и о страшных событиях конца – горько и трудно.
«тебе надлежит опять пророчествовать» – некоторые считали, что, кроме прямого, возможно следующее понимание этих слов: апостолу Иоанну надлежит снова явиться в конце времен, чтобы пророчествовать (см. комм. на 11, 3).
* * *
Ср.: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103). И еще: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 11).