Глава 11
Откр.11:1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
Измерение храма, вероятно, имеет сходный смысл с запечатлением рабов Божиих 7-й главы и означает усвоение Богом верных и перепись их ради сохранения89. Обращает на себя внимание, что запечатление 7-й главы совершается между шестой и седьмой печатью, перед бедствиями труб, а измерение храма – между шестой и седьмой трубой, перед бедствиями чаш. «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14), – говорит Христос в Евангелии. Также и у апостола Павла сказано: «Познал Господь Своих» (2Тим. 2, 19). Из этих слов видна великая забота Бога о верных Ему людях.
Измерение храма, кроме того, можно толковать в связи с имеющим произойти в конце времен обращением иудеев ко Христу (см. Рим. 11). В этом случае под внутренней измеренной частью храма следует понимать иудеев обратившихся и принятых Богом (или имеющих обратиться и быть принятыми), а под внешней неизмеренной – необратившихся и непринятых.
Измерение также может означать, что Церковь уже закончила свое свидетельство в этом мире, что она исполнила все, что должна была исполнить, и те, кто так и не вошел в нее, уже не подлежат измерению, включению в нее.
«храм Божий» – некоторые считали, что под образом Иерусалимского храма здесь изображается Церковь последних времен. Наименование Церкви, христианского общества «храмом» встречается у апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3, 16)
Или же, если толковать в связи с обращением иудеев, то слова могут указывать на появляющуюся в конце времен Церковь из обратившихся иудеев – прежде всего, вероятно, палестинских.
«храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» – все перечисленное соответствует Святому Святых, двору священников и двору израильтян Иерусалимского храма. Это были те внутренние части, где могли находиться только верные и куда язычникам вход был воспрещен. Следовательно, только истинные чада Церкви принимаются под особое Божие охранение, а отпавшие и язычники исключаются из числа усвояемых Богом.
Откр.11:2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
«исключи и не измеряй его» – во внешний двор Иерусалимского храма был разрешен доступ язычникам, то есть людям чуждым истинной веры, которых Господь не принимает под Свое охранение.
«он дан язычникам» – под язычниками здесь должны разуметься все вообще живущие по-язычески людские массы, независимо от их формальной религиозной (или национальной) принадлежности. Эти массы состоят, с одной стороны, из секуляризированных христиан90, а с другой, из представителей всех прочих религий. Не входят в эти массы только христиане истинные91. При воцарении лжемессии все эти массы (или абсолютное их большинство) признают власть зверя и примут его начертание.
«они будут попирать святый город» – то есть будут гнать Церковь и преследовать истинных христиан, сохраняющих верность Богу.
Если же толковать в связи с обращением иудеев, то под святым городом следует понимать Иерусалим, а под попирающими его – последователей антихристова культа, преимущественно из евреев, оскверняющих этим культом святой город92 и преследующих христиан – также преимущественно из евреев.
У святых отцов встречается мнение, что в конце времен в Иерусалиме будет восстановлен Ветхозаветный храм и в него, согласно 2Фес. 2, 4 и Мф. 24, 15, придет антихрист, приписывающий себе Божественное достоинство. Другие же отцы считали, что под «храмом Божиим» в 2Фес. 2, 4 следует понимать не Иерусалимский храм, но христианскую Церковь, которую антихрист попытается обмануть и возглавить. Преподобный Ефрем Сирин, например, в толковании на 2Фес. 2, 4 прямо говорит, что лжемессия «будет управлять церковью под личиной истины».
Думается, эти два мнения можно совместить. Ибо, прежде чем антихрист придет в храм, чтобы, согласно 2Фес. 2, 4, сесть в нем как Бог, мировые религии, в частности, иудаизм и христианство, будут приведены к некоторому общему знаменателю (см. комм. на 13, 11), так что и иудеи, и христиане (обманутые и отпавшие от Христа, конечно) признают зверя своим мессией. Почему и можно будет говорить, что зверь сидит одновременно и в Иерусалимском храме, и в христианской церкви (отпавшей, конечно).
Впрочем, эсхатология – область таинственная, и как в точности будут происходить все эти события, мы узнаем только в конце времен. Ибо здесь могут оказаться возможными и неожиданные сценарии. Тем более что по многим вопросам не существует единого мнения даже у святых отцов. Святитель Иоанн Златоуст, например, в отличие от Иринея Лионского , Ипполита Римского, Кирилла Иерусалимского и др., считал, что Иерусалимский храм вообще никогда не будет восстановлен93.
"сорок два месяца» – то есть три с половиной года. Именно такое или близкое к нему время торжества сил зла указано и в Книге пророка Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7; 12, 11–12).
Можно думать, что эти сорок два месяца попирания язычниками святого города совпадают со временем царствования зверя, которое в 13, 5 обозначается – предположительно, именно с целью идентификации – теми же словами: «сорок два месяца», в отличие от сроков пророческой проповеди 11, 3 и пребывания жены в пустыне 12, 6, наименованных как «тысяча двести шестьдесят дней».
Откр.11:3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Под двумя свидетелями большинство святых отцов94 понимали пророка Илию и праведного Еноха. Оба эти ветхозаветных праведника не увидели смерти, но были переселены Богом на небо в теле (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5; 4Цар. 2, 11), однако в конце времен им надлежит снова прийти в мир и подчиниться закону смерти: они должны будут умереть как христианские мученики95.
О пришествии пророка Илии говорит Господь в Книге Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6), – отчасти эти слова исполнились во времена Первого пришествия Христа, когда в духе и силе Илии пришел святой Иоанн Предтеча. Но в конце времен эти слова должны исполниться буквально: придет сам пророк Илия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие (Мф. 17, 10–13), где он указывает, что у Малахии Илия назван по месту его родины «фесвитянином»96, тогда как святой Предтеча фесвитянином не был, и Илией он именовался только по подобию служения.
Таким образом, в самый темный период человеческой истории Бог посылает на землю два великих светильника, два огненных столпа Духа. Для чего они посылаются? Для свидетельства об истине Божией, для того, чтобы направить на путь спасения тех, кто еще способен, и прежде всего иудеев.
О том, что иудеи в конце времен обратятся ко Христу, говорит и Священное Писание, и святые отцы. Известны слова апостола Павла: «Придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11, 26). Святитель Иоанн Златоуст, комментируя вышеупомянутые слова Малахии, говорит: «Означенные слова пророка показывают, что Фесвитянин придет перед тем пришествием, когда будет суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, пришедши, убедил иудеев уверовать во Христа и чтобы, когда Христос придет, не все они совершенно погибли» 97 . Сходно говорит и преподобный Иоанн Дамаскин: «Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть синагогу – к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостолов» 98 .
«будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней» – то есть три с половиной года. Царство антихриста также будет продолжаться три с половиной года (см. 13, 5).
Как соотносятся между собой эти два периода? Совпадают ли они, или один из них предшествует другому? Согласно святому Ипполиту Римскому, сначала будет продолжаться три с половиной года пророческая проповедь, а затем уже на три с половиной года установится царство антихриста. Вместе они таким образом составят семь лет, что созвучно с известным пророчеством Даниила о седминах, и конкретно – о последней седмине, в половине которой прекратится жертвоприношение (Дан. 9, 27). В пользу этого мнения свидетельствует, кроме прочего, различие в наименованиях срока пророческой проповеди (тысяча двести шестьдесят дней – 11, 3) и срока царствования зверя (сорок два месяца – 13, 5). Можно предположить, что именно с целью различения этих равных (или близких) по длительности сроков и употреблены для них тайнозрителем различные наименования.
«будучи облечены во вретище» – то есть в траурную одежду (σάκκος), которую одевали во время несчастья, бедствий и покаяния (см. комм. на 6, 12). Часто такую одежду носили и пророки (ср. Ис. 20, 2).
Откр.11:4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
О двух маслинах, помазанных Духом Святым, стоящих перед Богом земли, говорил пророк Захария (Зах. 4). У пророка буквально под ними разумелись первосвященник Иисус Иоседеков и князь Зоровавель, представители первосвященнической и царской власти, служители Бога, через которых Господь хранил Свой народ.
Однако можно также под двумя маслинами, описанными Захарией, разуметь Илию и Еноха, свидетельствующих перед антихристовым человечеством об истине и ходатайствующих перед Богом о спасении погибающих.
Откр.11:5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Откр.11:6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
Двум свидетелям дана великая сила чудотворения, как в древности величайшим Божиим пророкам – Моисею и Илии.
«огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их» – в 4Цар. 1, 10–12 описывается, как по слову пророка Илии с неба сошел огонь и попалил его врагов. См. также Иер. 5, 14.
«они имеют власть затворить небо» – из Библии мы знаем, что и во время первого своего пребывания на земле пророк Илия затворял небо (см. 3Цар. 17, 1).
«имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» – подобные великие знамения совершал Моисей при исходе народа Божия из Египта. Совершат их в конце времен и два посланных Богом великих свидетеля при исходе верных из Египта мира сего.
Откр.11:7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, «и когда кончат они свидетельство свое» – как для проповеди Ноя дано было сто двадцать лет (Быт. 6, 3; ср. 1Пет. 3, 20), а для проповеди Ионы – сорок дней (Иона 3, 4), так для проповеди свидетелей назначен определенный срок – три с половиной года. Когда же обратятся все, кто был способен к обращению – как из среды иудеев, так и из среды язычников – тогда из бездны выходит зверь99.
«зверь, выходящий из бездны» – сказано об антихристе. Исхождение его из преисподней следует понимать не буквально, но в том смысле, что оттуда происходит его «помазание», его сила и власть над миром. О бездне см. комм. на 9, 1.
«сразится с ними, и победит их, и убьет их» – два свидетеля пострадают от антихриста и будут им убиты, как пострадали и были убиты все от века мученики за Христа.
Откр.11:8. и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.:
Оставление трупов без погребения считалось по восточным представлениям поруганием и наказанием от Бога (ср. Пс. 78, 3). Данная черта говорит о полной победе и торжестве врагов. Можно сравнить это с Распятием Спасителя: крестная казнь также означала особое поругание и считалась проклятой.
«духовно называется Содом и Египет» – по своему духовному состоянию город, о котором идет речь, подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия, а Египет – образ богоборческой цивилизации и лжерелигии, поработитель народа Божия.
«где и Господь наш распят» – слова определенно указывают на город Иерусалим (см. комм. на 17, 1).
Откр.11:9. И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.
Откр.11:10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
Смерть двух великих Божиих пророков станет торжеством для богоборческого мира.
«не позволят положить трупы их во гробы» – тела убитых пророков выставляются на поругание, в котором посредством массмедиа смогут принять участие все жители земли.
«мучили живущих на земле» – конечно, слово Божией истины бывает ненавистным и мучительным для тех, кто не любит Бога и любит дела тьмы. К тому же два пророка не просто мучили совесть, но еще и обладали властью посылать в мир казни и наказания. Их не удавалось устранить физически, потому что они находились под особым Божественным охранением. Все, кто враждовал против них, погибали (11, 5). Им нельзя было причинить никакого вреда: тех, кто хотел это сделать, попалял огонь. Убить двух свидетелей было попущено только зверю из бездны. Понятно, что такие два пророка были крайне неудобны и неприятны для массы нечестивых людей, а потому эти люди весьма радовались и посылали друг другу подарки по случаю их устранения.
Откр.11:11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.
Откр.11:12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
Здесь говорится о воскресении и вознесении на небо двух свидетелей.
«после трех дней с половиною» – Христос проповедовал три с половиной года, а воскрес в третий день – то же самое происходит и с пророками. «Умерщвленные на столько же дней, сколько было лет их пророчествования, они снова, к ужасу и страху видящих это, взойдут на небо на Владычней колеснице – облаке» (святой Андрей Кесарийский).
«великий страх напал» – психологически этот страх очень понятен. В самом деле: наконец-то была одержана победа, пророки, причинявшие нам столько неприятностей, уничтожены, этим доказана правота нашей позиции, истинность нашего мировоззрения, и вдруг пророки снова оживают! Значит, правда на их стороне, значит, с ними Бог, значит, они сильнее нашего гения-антихриста, значит, мы получим от Бога возмездие за все содеянное?
Однако Господь не оставляет уже пророков на земле, но призывает их на небо, подобно как и Христос после Воскресения и победы над диаволом не испепелил Своих врагов на земле, но взошел на небо к Отцу.
«взойдите сюда» – вознесение свидетелей напоминает Вознесение Христа, а также восхождение пророка Илии на небо на огненной колеснице (4Цар. 2, 11).
«на облаке» – под облаком следует понимать исходящую от Бога энергию, Благодать, действием которой осуществляется восхождение пророков.
Откр.11:13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.
«землетрясение» – проявление Божественных судов часто сопровождается в Апокалипсисе землетрясением.
«десятая часть города» и «семь тысяч имен человеческих» – вероятно, это символические числа, означающие некоторую не очень значительную часть города и некоторое не очень значительное число людей, меньшую их часть.
"прочие» – все остальные, большинство.
«объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» – то есть, по-видимому, раскаялись в своем заблуждении и обратились к Богу или хотя бы положили начало своему обращению100. Слова эти трудны для толкования, и комментаторы высказывали здесь разные точки зрения. Правдоподобной представляется та из них, которая в погибших семи тысячах видит иудеев (меньшую их часть), ожесточенно и до конца отвергавших Христа, а в раскаявшихся – иудеев (большую часть), обратившихся ко Христу в результате проповеди Еноха и Илии, в результате явленных ими великих знамений, в результате их воскресения, вознесения на небо и гибельного для упорствующих землетрясения. Такое обращение является исполнением пророчества апостола Павла о том, что «весь Израиль спасется» (Рим. 11, 26) 101 .
В соотношении погибших и обратившихся иудеев (погибших – семь тысяч, обратившихся – все остальные) некоторые усматривали связь с известным эпизодом из жития пророка Илии, во время первого его пребывания на земле. Израиль тогда почти целиком уклонился в идолопоклонство, в культ Ваала102. Илия был ревнителем славы Истинного Бога и обличителем культа Ваала. Однако более 99 % (!) населения тогдашнего Израиля служили Ваалу. Пророка искали убить, и он был вынужден скрываться. И вот, преследуемый, находясь в безвыходном положении, Илия вопиял к Богу: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3Цар. 19, 14). И Господь отвечал ему: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3Цар. 19, 18).
Эти слова Господа были ответом на молитву и пророческое служение Илии, однако, может быть, ответом не окончательным. Окончательный ответ на молитву пророка можно усмотреть в событии обращения иудеев ко Христу по проповеди Илии в конце веков, во времена второго его пребывания на земле, когда соотношение спасенных и погибающих будет прямо противоположным: погибших семь тысяч, а спасенных – все остальные. Бог, таким образом, исполняет молитву праведника по прошествии долгих тысячелетий, что совершенно не удивительно, ибо для Бога не существует времени и тысяча лет для Него – как день вчерашний и как стража ночная (Пс. 89, 5)103.
Апостол Павел говорит, что если отвержение евреев стало причиной примирения всего мира с Богом, то что будет принятие их, как не жизнь из мертвых? (Рим. 11, 15) И действительно, обращение евреев предшествует наступлению вечной жизни, то есть Царства Христова, о чем и говорится далее, в ст. 15.
Откр.11:14. Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.
Почему апостол Иоанн говорит о горе? Ведь дальше описывается, как небесная Церковь славословит Бога за явление Его Царства? Однако явление Царства Христа будет радостью только для любящих Его. Ненавидящие же Его взбунтуются, восстанут против Него, чем и навлекут на себя горе и гибель. Об этом говорится далее, в 11,18: губившие землю будут погублены праведным Божиим Судом.
Откр.11:15. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
Под этим, согласно клятве Ангела в 10, 6–7, следует понимать кончину времен – она же есть кончина мира – и наступление Будущего века, предваряемое Армагеддоном, Вторым Пришествием Христа и Страшным судом. И апостол Павел говорит, что события конца – воскресение мертвых, изменение живых – произойдут при последней трубе (1Кор. 15, 52).
Кроме того, седьмая труба возвещает кончину антихристова царства.
Откр.11:16. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
Откр.11:17. говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
Святой Иоанн снова видит небесное богослужение, славословие и благодарение Бога за явление Его Царства.
Откр.11:18. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.:
«язычники» – см. комм. на 11, 2.
«рассвирепели» – можно предположить, что ярость язычников является реакцией на пришествие Христа. Смертельно больное человечество последних времен, закосневшее во зле и богоборчестве, принявшее печать антихриста и отдавшее себя во власть диавола, от Христа же отрекшееся и ставшее Ему врагом – как такое человечество будет реагировать на пришествие Христа и приближение Его Суда, на котором оно не имеет надежды оправдаться? Реакция эта предсказуема: люди, язычники, свирепеют, звереют и окончательно сатанеют. В состоянии такого исступленного богоборчества, вероятно, и покусится воевать в Армагеддоне против Бога обезумевший мир, предводительствуемый диаволом и антихристом (см. комм. на 16, 14 и 19, 19).
«время судить мертвых» – время Страшного суда, на который предстанут не только дожившие до того времени, но и все от века умершие.
«погубить губивших землю» – речь идет о врагах Божиих и служителях зла: звере, лжепророке и их последователях.
В более широком смысле под «губившими землю» можно понимать вообще всех, кто жил за счет порабощения, ограбления, уничтожения народов, кто оболванивал людей ложными гибельными учениями и идеологиями, кто превращал правосудие ради личной выгоды и во вред людям, кто наживался на наркоторговле, сеял социальные смуты, горе и смерть, кто для обогащения или других целей спаивал и развращал людские массы, кто разрушал в народах веру и нравственность, отвращал людей от Бога и таким образом толкал их на путь гибели: эти и подобные им губители и кровопийцы будут сами погублены Божественным правосудием, они пожнут то, что посеяли.
Откр.11:19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
"и явился» – дословно «сделался видимым». То есть на небе открылся храм, в котором Иоанн увидел ковчег.
Отверзение храма и явление ковчега может означать наступающий совершеннейший вечный завет святых с Богом.
Существует, впрочем, и альтернативное толкование. После разрушения Соломонова храма вавилонским царем Навуходоносором в VI в. до Р. Х. главная святыня храма – ковчег Завета – была утеряна. Однако среди евреев существовало предание, записанное в 2Мак. 2, 4–8, что пророк Иеремия вынес ковчег из храма и спрятал его на горе Нево. Иеремия сказал, что ковчег будет скрыт до тех пор, пока Господь не соберет Своего народа. После первого собирания народа, по возвращении из вавилонского плена, ковчег явлен не был, так что в храме, восстановленном Зоровавелем, а позже и в храме Ирода он отсутствовал. Потом наступила катастрофа непринятия Христа и рассеяние евреев по миру. Исходя из всего этого, можно думать, что пророчество Иеремии должно исполниться в конце времен, когда и будет явлен обратившимся ко Христу иудеям утерянный ковчег. Может быть, именно об этом говорит здесь Иоанн.
«молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» – проявления Божия гнева и Суда. Комментаторы отмечают, что эти проявления постепенно нарастают: в 4, 5 это «молнии и громы и гласы», в 8, 5 (седьмая печать) – «голоса и громы, и молнии и землетрясение», в 11, 19 (седьмая труба) – «молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град», в 16, 18–21 (седьмая чаша) – «молнии, громы и голоса, и… великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле... и град, величиною в талант». См. также комм. на 4, 5.
* * *
В том случае, если под запечатленными понимать всех вообще христиан (см. комм. на 7, 3).
Об отступлении от истинного христианства в конце времен святитель Игнатий Брянчанинов говорит следующее: «Согласно Священному Писанию, христиане, подобно ветхозаветным иудеям, начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь; в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным и извращенным требованиям и пожеланиям души и тела». Все это, конечно, является признаками языческой жизни, независимо от того, именуются ли те, о ком говорит святитель, христианами или нет.
Также не входят в нее «измеренные» в 11, 1 иудеи (если толковать 11, 1 применительно к обращению иудеев), то есть обратившиеся или имеющие обратиться ко Христу.
Слово πατέω может иметь значение не только «попирать», но и «осквернять», «позорить».
Творения. Т. I, кн. 2, с. 698.
Это святые Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Андрей Кесарийский и др. Ипполит Римский на основании Ин. 21, 22–23 высказывал точку зрения, что вместе с Илией и Енохом придет сам апостол Иоанн. Впрочем, широкого распространения это мнение не получило.
На Западе, кроме того, существовало предположение, что вместе с Илией придет не Енох, а Моисей. Основанием для этого служит сходство египетских знамений Моисея с теми, которые совершают два свидетеля 11-й главы. Однако эта гипотеза не выглядит особенно убедительной.
В словах «и дам двум свидетелям Моим» (Апок. 11, 3) в греческом оригинале употребляется слово «μάρτυς», на русский язык часто переводимое как «мученик».
Так в тексте 70-ти и в славянской Библии: «И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного» (Мал. 4, 5).
Толкование на святого Матфея Евангелиста, беседа 57.
Точн. изл. правосл. веры, IV, 26. Нужно сказать, что и сами иудеи ждут пришествия Илии, хотя, конечно, понимают его по-своему. Известен, например, иудейский обычай ставить на пасхальной трапезе, а также при совершении обрезания специальное кресло для Илии.
Существует мнение, что миссия Илии будет касаться в большей степени иудеев, тогда как Еноха – язычников. См. также комм. на 11, 2.
Выражение о воздаянии славы Богу Небесному всегда употребляется в Апокалипсисе по отношению или к людям истинного богопочитания, или же к Ангелам.
Так как речь в 11, 13 идет о городе Иерусалиме, где преобладающим большинством населения являются евреи, то очевидно, что и нравственный выбор, и ожесточение, и раскаяние – все это происходит прежде всего в среде народа еврейского. Что же касается того, что упорствующие евреи находились в одной какой-то определенной части города, то в этом нет ничего удивительного – ведь и в современном Иерусалиме люди часто селятся по религиозному признаку: ревнители-фундаменталисты отдельно, и либералы отдельно.
Ваал (значение имени: господин, господь) – один из самых почитаемых языческих богов Ближнего Востока, считался богом солнца, плодородия и оплодотворения. Центром культа Ваала был финикийский город Тир. Служение этому богу сопровождалось развратными оргиями и человеческими жертвоприношениями (ср. Иер. 19, 5). Известны многие разновидности этого божества, например, Ваалфегор, Ваалвериф, Ваалзевуф (в русском переводе – Веельзевул). Последний в Евангелии прямо идентифицируется с сатаной.
Обращает также на себя внимание, что семь тысяч человек по отношению к населению современного Иерусалима составляет около 1 % – как во времена пророка Илии по отношению ко всему Израилю.