Глава 12
Повествование снова отступает от хронологии, и описываемые далее видения глав 12–19 в очередной раз возвращают нас назад и показывают некоторые события, имеющие совершиться в самом конце времен. Это видения: жены – Церкви; антихриста и лжепророка; Агнца на горе Сион; излияния семи чаш гнева Божия; суда над Вавилоном; явления Христа на белом коне; битвы Армагеддон.
Откр.12:1. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
«великое знамение» – сказано о великой важности и глубоком смысле видения Иоанна.
«жена, облеченная в солнце» – под женой большинство отцов понимало Христову Церковь.
Церковь облечена в Солнце правды, то есть в Христа: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).
«под ногами ее луна» – луна есть символ преходящего и изменчивого земного мира. То, что она расположена под ногами жены, означает победу, торжество Церкви над миром. Апостол Иоанн в другой своей книге говорит: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5, 4).
«венец из двенадцати звезд» – ветхозаветная Церковь происходит от двенадцати патриархов, а новозаветная – от двенадцати апостолов.
Некоторые под женой, облеченной в солнце, понимали Матерь Божию. Действительно, многие черты (но не все) этой таинственной жены приложимы и к Пресвятой Деве. Поэтому оба эти толкования можно совмещать. Однако главным и более точным является все же первое: жена есть Церковь Христова.
Откр.12:2. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.
Церковь – мать, она рождает Христу детей для жизни вечной, рождает от Его семени – от Слова Божия104. Совершаемое в Церкви таинство Крещения есть не что иное, как рождение «водой и духом». Смысл всей церковной жизни состоит в том, чтобы Духом Святым родить нового человека для Будущего века. И такое рождение совершается в трудах, скорбях и муках. Апостол Павел говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19)
Откр.12:3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
"красный» – дословно «огненный», греч. πυρρός (см. комм. на 6, 4). Цвет напоминает об адском огне, о кровожадности диавола, а также о том, что диавол есть враг, убийца и разрушитель.
"дракон с семью головами и десятью рогами» – это сатана, о чем прямо сказано ниже, в ст. 9. Семь голов, может быть, означают семь главнейших демонов, противоположных семи Архангелам (см. комм. на 8, 2) или же семи Духам Божиим (комм. на 1, 4). Кроме того, они могут означать семь основоположных грехов, противопоставленных семи дарам Святого Духа (ср. Ис. 11, 2–3). Диадимы, то есть царские венцы на головах, говорят о претензиях сатаны на царскую власть, противопоставленную власти Бога. Десять рогов свидетельствуют о силе и могуществе диавола в нашем мире – не напрасно Христос называет его князем мира сего – и могут также означать каких-то бесовских князей. Число рогов, кроме того, противопоставлено десяти заповедям закона Божия, против которых воюет диавол.
Образ дракона, конечно, не является настоящим видом диавола. Ангелы, в том числе и падшие, суть духи бесплотные, и потому они не имеют пространственного вида, какой имеют существа материальные. Дракон – лишь один из тех образов, которые диавол принимает. Почему именно дракон? Потому что дракон – это крылатый змей. Диавол принял вид змея (или действовал через змея), когда научил прародителей преступить заповедь Божию. Крылья же указывают, что диавол – это падший херувим, имеющий ангельскую природу.
Откр.12:4. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
Под звездами нужно понимать или низверженных с небес вместе с диаволом при его восстании против Бога ангелов, или же отпавших от Церкви, может быть, по причине гонений, христиан. Пророк Даниил, говоря о евреях, отпавших от истинной веры во времена гонений Антиоха Епифана, называет их низринутым «воинством небесным», низринутыми «звездами». Подобные наименования народа Божия можно видеть и в Исх. 7, 4; 1Цар. 17, 26; Втор. 1, 10.
«пожрать ее младенца» – по словам святого Андрея, диавол всегда вооружается против Церкви, всеми силами стараясь сделать возрождаемых в ней христиан своей пищей. Ради чего он это делает? Кроме прочего, может быть, ради следующего.
Существует мнение, что Церковь призвана в течение земной истории родить некоторое от вечности предустановленное число святых, некоторую их полноту (ср. Апок. 6, 11). Это рождение является смыслом существования как самой Церкви, так и всего мира в целом. Поэтому, когда число святых достигает этой полноты (происходит это в самом конце времен), истории нашего мира как исполнившей уже свое предназначение приходит конец и старый мир заменяется Новым. Следовательно, диавол усиливается «пожрать младенца» для того, чтобы воспрепятствовать Церкви родить требуемую полноту святых и таким образом разрушить Божественный план, или по крайней мере отдалить срок своего окончательного поражения.
О том, что Церковь, несмотря на противодействие врага, родила эту полноту, говорится далее:
Откр.12:5. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
«младенца мужеского пола» – слова "υιόν άρσεν« могут иметь значение «сын мужественный», «сын сильный». Под этими словами следует разуметь ту полноту святых, о которой только что говорилось. Единственное число (родила младенца) следует понимать в значении имени собирательного.
«пасти все народы жезлом железным» – царственная власть была многократно обещана христианам в Писании. Апостол Павел говорит, что «святые будут судить мир» (1Кор. 6, 2) 105 . Отчасти это обетование исполнилось, когда античный мир стал христианским. Однако во всей полноте оно исполнится в грядущем Царстве Христа.
«восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» – святые и праведники, пройдя земной путь, восходят на небо к Богу.
Следует также сказать, что если в жене 12, 1 видеть Матерь Божию, то под «сильным мужем» следует понимать Господа Иисуса Христа. Он имеет пасти народы жезлом железным (Пс. 2). Он вознесся на небо и сел одесную Отца. Такое толкование может быть принято в качестве дополнения к основному.
Откр.12:6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
Вероятно, речь идет о бегстве Церкви, то есть истинных христиан, в пустыню в конце времен на срок тысячу двести шестьдесят дней, или три с половиной года. Ниже, в 12, 14, Иоанн снова говорит о бегстве жены, и многие считали, что там повествуется о том же самом событии. Между тем есть основания полагать, что речь в этих местах идет о двух разных событиях (см. комм на 12, 14).
Можно в некотором смысле говорить, что до пришествия Христа весь мир (за малым исключением ветхозаветного Израиля) был антицерковью, и потому истинная Церковь начинала свое историческое бытие с подземелий, подполья, катакомб. В христианском мире все перевернулось: истинная Церковь восторжествовала и стала главенствующей, а антицерковь – оккультисты, масоны, тайные общества и т. п. – ушла в подполье. Но в конце времен все вернется в исходное положение: мир опять станет антицерковью, а христиане снова уйдут в подполье – катакомбы, горы и пустыни.
Характерно, что при исходе из Египта ветхозаветный народ Божий, прежде чем ему войти в землю Обетованную, тоже прошел через пустыню. Подобное имеет место и при исходе христиан из мира сего в Новый век.
Также следует сказать, что пустыню последних времен допустимо мыслить не только как убежище и выживание, но и как место последней подготовки верных к встрече со Христом.
Откр.12:7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них],
"на небе» – из целого ряда библейских текстов следует, что сфера бытия, именуемая священными писателями «небом», не однородна, но состоит из нескольких небесных пространств или сфер106. В данном случае речь, по-видимому, идет о некотором низшем небе, иногда называемом «поднебесной» или «воздухом», где по преимуществу пребывают и имеют власть демоны (ср. Еф. 2, 2).
«произошла… война» – о какой войне идет речь? Может быть, о том первом восстании и низложении диавола, которое имело место при сотворении мира. Или же о том его низложении, которое произошло после Распятия и Воскресения Христа.
Кроме того, принимая во внимание вышеупомянутую мысль святителя Мефодия Олимпийского, что апостол Иоанн говорит в своей книге не о прошлом, но о настоящем и будущем, можно предположить, что речь идет здесь о какой-то другой войне, имеющей произойти в будущем, может быть, в конце времен. Книга Апокалипсис учит нас, что происходящее в Ангельском мире отражается в мире материальном, и потому можно думать, что последней битве сил света и тьмы, происходящей на земле, предшествует, если не хронологически, то хотя бы логически, соответствующая ей битва в Ангельском мире. В этой битве силы тьмы не устоят, они будут низвержены: не сразу в преисподнюю, но пока еще на землю, на короткое время (ср. 12, 12), где сначала воздвигнут царство антихриста, а затем подвигнут людей на Армагеддон, на брань против Бога (см. комм. на 13, 1 и 16, 16).
Это представляется правдоподобным и с точки зрения последовательности низложения диавола: сначала, при своем первом восстании против Бога, он был низвержен из Ангельского мира и ограничен в своей деятельности. Далее, восстав против Адама, он был в пришествие Господа Иисуса Христа еще более связан и ограничен. После поражения в битве, о которой идет речь здесь, диавол будет низвержен на землю, а затем, после Армагеддона, – в преисподнюю.
Нужно также помнить, что в Ангельском мире, где происходит война, нет земного времени, и потому сам вопрос, когда она произошла или произойдет, есть вопрос некорректный, ибо в вечности нет категории «когда». С другой стороны, в земной истории последствия этих восстаний и поражений проявляются не мгновенно, но в хронологическом порядке, в определенные времена и сроки.
«Михаил и Ангелы его» – это Архангел Михаил, Архистратиг небесных бесплотных Сил.
Откр.12:8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
Откр.12:9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Можно предположить, что, кроме брани в ангельском мире, причиной низвержения дракона с неба является еще восхищение туда «младенца мужеского пола» (12, 5), то есть восхождение на небо к концу времен некоторой полноты святых, о чем говорилось выше. Как только эта полнота явилась на небе, диавол был оттуда низвержен.
Такое объяснение созвучно с известным мнением святых отцов, что спасенные христиане занимают на небе места падших ангелов. Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал случай, как одному подвижнику явился диавол и подвижник спросил его: «Зачем вы с такой злобой нападаете на нас?» «А зачем вы занимаете на небе наши места?» – ответил злой дух.
Или же, если видеть в «младенце мужеского пола» Христа, то причиной низвержения диавола является Вознесение Христа на небо.
Возможно также, что причиной его низвержения являются оба эти события.
Вообще следует сказать, что в описанной схеме взаимодействия сил добра и зла можно усмотреть определенную симметрию и происходящую перед кончиной века их окончательную поляризацию. В самом деле: с восхождением на небо полноты святых силы света получают там окончательный перевес и демоны низвергаются с неба на землю. На земле же происходит обратное: низверженные демоны получают на земле окончательный перевес, воздвигают царство зверя, после чего происходит восхищение с земли малого остатка праведников (1Фес. 4, 17) и ставшие таким образом совершенно полярными небо и земля сталкиваются при Втором пришествии в Армагеддоне.
«древний змий» – то есть тот, который еще в Раю искушал прародителей.
«диаволом и сатаною» – диавол и сатана суть греческое и еврейское имена одного и того же падшего архангела. Греческое слово «διάβολος» может иметь следующие значения: клеветник, лжец, завистник, обольститель, ссорящий, злословящий, отвратительный, ненавистный. Еврейское слово « שטן» – «сатан» – означает «противник», «преследующий», «противодействующий», «наветник», «враг»107.
«обольщающий всю вселенную» – то есть обманывающий, выдающий ложь за истину, вводящий в заблуждение.
Ложь есть главнейшее из всех оружий диавола. Именно ложь употребил он для убийства наших прародителей и с тех пор непрерывно использует ее для войны против рода человеческого. Не напрасно Господь называет диавола «человекоубийцей» и «отцом лжи» (Ин. 8, 44). Все то неизмеримое мировое зло, которое мы видим в человеческой истории, происходит в конечном итоге от одной единственной причины: от посеваемых диаволом в умах людей ложных мыслей, принимаемых ими за истину.
Откр.12:10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
Откр.12:11. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
На небе раздается славословие Бога за победу, одержанную над силами зла. Небесная литургия, описание которой началось в главах 4–5, продолжается.
Эта литургия продолжается на протяжении всей книги, вплоть до явления Царства Божия, в которое и входят верные ее участники. Раскрытие судеб Божиих в истории есть отражение этой литургии. Символично, что православная литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство…»
«клеветник братий наших» – диавол является обвинителем людей перед Богом. Мы видим, например, как диавол выступает в качестве лживого клеветника, беспощадного прокурора и мучителя праведного Иова (Иов 1–2).
Обвиняя людей, диавол косвенно обвиняет Самого Бога как Создателя и Искупителя людей. Враг как бы говорит: «Смотри, какое ничтожество и мерзость те, которых Ты создал и за которых страдал…»
«они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» – победителями диавола являются не только Ангелы, но и люди – верные христиане, мученики. Они победили его силой Голгофской жертвы, которую усвоили себе через стояние в вере даже до смерти.
Откр.12:12. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
После первого своего восстания и поражения диавол немедленно вступил в брань с Адамом. После второго поражения на Голгофе он начал яростную войну против Церкви. Может быть, будет и третье поражение (если считать, что война и низвержение диавола, описанные в стт. 7–9, имеют отношение к последним временам), после которого сойдет враг в сильной ярости, чтобы воздвигнуть на земле царство антихриста и последнюю страшную брань против народа Божия.
«на земле и на море» – выражение означает полноту земного мира.
В древности на Ближнем Востоке «землей» иногда назывались территории народов, живущих на континентальной суше, в том числе народа еврейского, тогда как «морем» – территории обитателей островов и отдаленных регионов Средиземноморского бассейна (ср. Пс. 64, 6).
Можно также предположить, что в конце времен люди получат возможность жить на море и в буквальном смысле: в плавучих городах. Сообщения о проектировании таких городов неоднократно появлялись в массмедиа.
«зная, что немного ему остается времени» – о том, сколько именно времени остается диаволу, сказано ниже, в ст. 14.
Откр.12:13. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.:
То есть начал преследовать Церковь, истинных христиан.
Откр.12:14. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
О бегстве жены в пустыню уже говорилось выше, в 12, 6. Следует, однако, заметить, что в описании того и другого бегства имеются отличия. Первое происходит ранее войны на небе и преследования жены низверженным драконом, тогда как второе уже после, по причине преследования. В 12, 6 говорится, что в пустыню жена убежала, а в 12, 14 сказано, что она туда летела на крыльях большого орла. Срок пребывания в пустыне в 12, 6 обозначен как «тысяча двести шестьдесят дней», а в 12, 14 сказано: «в продолжение времени, времен и полвремени». И хотя формально это один и тот же срок, все же можно думать, что, как и в 11, 2–3 (см. комм.), тайнозритель употребил неодинаковые наименования именно с целью различения этих событий.
Можно, например, предположить, что первое пребывание жены в пустыне совпадает по времени с пророчеством двух свидетелей гл. 11, о котором тоже сказано, что оно будет продолжаться тысячу двести шестьдесят дней (см. комм на 11, 3). Второе же бегство происходит, вероятно, уже после убиения свидетелей зверем и после того, как низверженный на землю дракон, зная, что ему немного осталось времени, в великой ярости начинает преследовать Церковь. По причине этого нового сильнейшего преследования Церковь, вероятно, и бежит, а точнее, летит на крыльях орла, в какую-то еще более глубокую пустыню, где от Бога приготовлено ей новое безопасное место.
«два крыла большого орла» – означают совершенно особую помощь, заботу и промыслительную деятельность Бога, в каковой будут иметь нужду находящиеся в совершенно особых обстоятельствах христиане антихристовых времен.
Спасенным из египетского плена израильтянам Господь говорит: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19, 4). И еще: «Ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его» (Втор. 32, 9–12).
«в пустыню» – в безлюдные места: горы, леса, пустыни, куда удалятся христиане в конце времен.
«и там питалась» – то есть находилась под Божественным покровом и охранением.
«времени, времен и полвремени» – выражение аналогичное Дан. 7, 25; 12, 7, где торжество богопротивных сил обозначено точно таким же сроком. Толкователи единодушно понимают этот срок как «год, два года и полгода», то есть три с половиной года108.
Откр.12:15. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
Откр.12:16. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
«воду как реку» – под этим следует понимать преследования, насилие, военные нашествия и вообще все средства борьбы, используемые диаволом против Церкви и христиан.
Воды в Библии нередко означают скорби и бедствия. Ср.: «Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною» (Пс. 41, 8) 109 . Употребление слова «река» в значении военного нашествия находим в книге пророка Исаии: «Наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется…» (Ис. 8, 7–8) См. также Иер. 46, 7–8.
«земля помогла жене» – может быть, помогла естественными препятствиями, непроходимостью местности, дальностью расстояний и т. п. Ибо по воле Божией сама природа, а также, может быть, еще какие-то социальные, политические и т. п. обстоятельства помогут в те времена верным христианам.
Откр.12:17. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
«вступить в брань с прочими от семени ее» – то есть со всеми прочими христианами, со всеми, кто связан с верой Христовой. С этой целью низверженный дракон воздвигает на земле свое главное и последнее оружие борьбы с Богом и Церковью: всемирное государство антихриста. Об этом повествуется в следующей главе.
* * *
Ср.: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» – священномученик Киприан Карфагенский.
См. также 1Пет. 2, 9; Мф. 5, 5; Апок. 2, 26–27 и др.
На это указывает само еврейское слово «שמים», «шамайим», «небеса», имеющее форму только множественного числа. У апостола Павла мы находим упоминание о третьем небе (2Кор 12, 2). Этот же апостол говорит, что христиане имеют великого Первосвященника, «прошедшего небеса» и восшедшего «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 4, 14; 9, 24).
В Ветхом Завете по отношению к падшему архангелу употребляются и другие имена. Перечислим их: «нахаш» – «змей» (Быт. 3, 1–19; Ис. 27, 1; Ам. 9, 3; Иов 26, 13); «танин» – «дракон», «крокодил» (Ис. 51, 9; Иов 7, 12; Пс. 73, 13); «левиафан» – «извивающийся», «морской змей» (Ис. 27, 1; Пс. 73, 14; 103, 26; Иов 40, 20); «бегемот» – «крупное животное» (Иов 40, 10–19); «раав» – «гордыня», «морское чудовище» (Ис. 51, 9; Пс. 88, 11) – этим словом также называли Египет. В греческом переводе 70-ти имена «левиафан», «танин», «нахаш» часто переводятся словом «δράκων» ("дракон»).
Слово «время» в древних языках, в частности иврите, иногда имело значение «год». Характерно, что арамейское слово «עדּן», «идан», употребленное в упомянутом параллельном месте пророком Даниилом (Дан. 7, 25), имеет значения «время» и «год».
См. также Пс. 123, 4; Ис. 43, 2.