протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 13

Откр.13:1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.:

«и стал я на песке морском, и увидел» в большинстве древних кодексов текст другой: «И остановился он (то есть дракон) на песке морском, и увидел я (Иоанн)…»

Под зверем следует понимать, во-первых, глобальное государство, аналог Римской империи, которое должно возникнуть на земле в конце времен, а во-вторых, последовательный ряд возглавляющих его правителей, преимущественно же последнего из них, «восьмого из числа семи» – антихриста110. О том, что зверь – это не только государственно-политическая сила, но и реальная историческая личность (восьмой царь) говорится в 17, 11 (см. комм.).

Применительно же к эпохе апостола Иоанна зверь означает Римскую империю и ряд последовательно управлявших ею императоров – см. комм. на 17, 10111.

Следовательно, Римская империя и история ее гонений на Церковь являются прообразом глобального государства последних времен, а римские императоры-гонители и, прежде всего, Нерон и Домициан – прообразами антихриста112.

Стоит задуматься над тем, что прообразом царства антихриста является Римская империя – то есть совершенное и наилучшее земное государство, славное разумностью своего устройства, своей культурой, системой права и проч. Как же могло случиться, что это совершеннейшее государство было одновременно и государством богоборческим, заклятым врагом Божией истины? Как могло случиться, что оно в лице Пилата предало на смерть Христа, Сына Божия, а позже явилось беспощадным гонителем Христовой Церкви?

Глобальное эсхатологическое государство, особенно в финальный период своей истории, то есть в правление лжемессии, явится, вероятно, подобным своему древнему прообразу – то есть совершеннейшим и разумнейшим из всех известных нам в истории государств. Точнее сказать, оно будет на это претендовать, покажется таковым при своем начале. Просуществует же оно недолго и закончится чудовищной апокалиптической катастрофой и Страшным судом113.

Вообще следует сказать, что институт государства как таковой очень легко может вставать на место Бога и подменять Его собой. Эту истину нам подтверждает не только история, но и Священное Писание. Например, когда евреи захотели избрать царя и устроить у себя государство по образцу языческих народов, Господь сказал пророку Самуилу: «Они отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар. 8, 7) 114 .

Сами свойства государства обуславливают ту легкость, с которой оно может заслонять и подменять собой Бога. В самом деле, государство имеет многие качества, сходные с Божественными, например, непререкаемый авторитет, власть над жизнью и смертью граждан, власть устанавливать законы и следить за их исполнением, власть награждать послушных и карать нарушителей. Государство через систему образования, пропаганду, контроль за информацией и т. п. определяет для своих граждан, что добро, а что зло, где истина, а где ложь, что нужно делать, а от чего следует воздержаться. Государство утверждает священный статус своего устройства, своих институтов, своих законов и традиций. Государство стремится подчинить себе все стороны жизни и деятельности человека. При достаточной технической оснащенности – а она в конце времен, конечно, будет на самом высоком уровне – государство может претендовать даже на такие свойства Бога, как всеведение, вездеприсутствие и как следствие неотвратимость возмездия врагам и непокорным.

В том случае, если государство встает на место Бога, оно становится идолом: в него как бы «воплощается» диавол, созидая из его ткани свою антицерковь, свое ложное единство, свою богоборческую матрицу115. Примерами подобного рода могут отчасти служить древние языческие империи, в том числе Римская, с их ложной религией и обожествлением своих правителей.

Следует еще сказать, что сам человеческий разум, поврежденный падением, сама логика развития человечества ведут именно к этой цели: к последнему «совершенному государству». Об этом много говорили и писали философы – от Платона до Гегеля и далее до современных мондиалистов и глобалистов. Все они видели конечную цель человеческой истории в некотором последнем совершенном, идеально функционирующем государстве. Такое государство в конечном итоге и окажется не чем иным, как всемирным царством апокалиптического зверя, о котором здесь речь.

Человеку, находящемуся в состоянии падения, очень свойственно извращать истину и подменять благие цели, вложенные в его природу Создателем. Так, например, от сотворения человек имеет ощущение своей вечности, однако по той причине, что ощущение его повреждено, ему представляется бес­конечной его земная жизнь, и такое представление оказывается для него ложным и гибельным. Также человеку свойственно со времени Эдема пребывать в состоянии блаженства и стремиться к нему, однако после падения люди, забыв о предназначенном для них истинном и вечном блаженстве Духа, стали искать блаженства ложного – в сфере плоти, страстей и греха. Также: человек был сотворен совершенным и сиял Божественной славой, и потому стремление к славе в нем сохранилось, однако падшие люди, позабыв о небесной славе, стали искать славы земной, тленной и суетной, что опять-таки является для них обманом и гибелью. Точно так же и стремление ко всемирному единению: в силу онтологического единства человеческой природы оно естественно для нас, и наш разум требует его, однако тотальное повреждение природы человека приведет к тому, что это всеобщее единение, подобно Вавилонской башне, окажется страшным диавольским обманом, уродливой пародией на данное Богом задание единения людей в Духе Святом, пародией на Церковь, на Будущий век.

"из моря» – согласно ветхозаветным представлениям, морская бездна считалась местом обитания демонических сил зла и разрушения. В море обитало чудовище хаоса левиафан (комм. на 13, 11). Толкователи отмечают, что если Христос спускается на землю с небес, то антихрист со своим государством, напротив, поднимается из морской бездны, из преисподней.

Кроме того, словом «море» в Библии нередко именовались языческие народы, враждебные народу Божию, языческая людская масса, вечно волнующаяся и обуреваемая князем века сего116. Следовательно, явление зверя «из моря» может означать, что глобальное государство, а затем и возникающее из него царство лжемессии будут составлены из многих языческих, или же по имени христианских, но живущих по-язычески, народов (см. комм. на 11, 2).

Также, применительно к Римской империи, слово «море» можно понимать и в прямом значении – как Средиземное море, ибо в состав ее вошли преимущественно страны Средиземноморского бассейна.

Наконец, некоторые считали, что словом «море» означается тот период смут и потрясений: социальных, экономических, финансовых, политических, военных и т. д., который наступит в нашем мире в конце времен и из которого, как из моря, возникнет сначала глобальное государство, а затем и царство зверя, объявляющего себя спасителем и благодетелем человеческого рода и убеждающего людей, что средства, которыми он обладает, дадут возможность навсегда решить все то, что никому никогда на земле решить не удавалось, например, проблемы материального, социального и расового неравенства, эксплуатации и ограбления масс, различных форм колониализма, бедности, голода, войн, революций, насилия всех против всех, преступности, терроризма, экономических и финансовых кризисов и т. д.

«с семью головами и десятью рогами» зверь подобен дракону из 12, 3, – у него тоже семь голов и десять рогов, он является как бы «воплощением» диавола на земле.

Применительно к Римской империи семь голов означают, во-первых, семь гор, на которых располагался город Рим (Апок. 17, 9–10), а во-вторых, семь последовательно правивших римских императоров (см. комм. на 17, 9–11). Под десятью рогами можно понимать десять важнейших областей империи – источников силы и богатства Рима117.

Применительно же к эсхатологической всемирной империи семь голов, согласно 17, 9–10, означают сменяющих друг друга в период ее становления в качестве государства зверя семь мировых правителей, предваряющих и приготовляющих приход восьмого правителя из числа семи – антихриста, а десять рогов – десять некоторых входящих в государство зверя административных единиц (см. комм. на 17, 9–11).

Вообще рог в Священном Писании – это образ силы, и часто рогом назывались цари с их царствами. Диадима также означает царскую власть, и потому рога с диадимами – это десять сильных правителей с подвластными им территориями.

О том, что глобальный аналог Римской империи должен быть разделен в конце времен на десять царств, говорили святой Ипполит Римский и блаженный Иероним в толкованиях на пророка Даниила (Дан. 7, 7)118.

Кроме того, исходя из реалий нашего времени, для которого характерно небывалое возрастание власти денег над миром, так что финансовые структуры обладают большим влиянием, чем официальные правительства государств, можно предположить, что за десятью административными единицами стоят десять некоторых могущественных центров сверхфинансовой силы119, а также их возглавители – до времени анонимные и находящиеся в тени, с воцарением же антихриста выходящие на поверхность и приобретающие официальную власть правителей этих единиц – «как цари на один час» (17, 12). См. также комм. на 17, 10–11 и 18, 23.

В контексте последнего предположения очень характерно, что, в отличие от дракона 12, 3, диадимами у зверя увенчаны рога, а не головы, и это может означать, что реальной властью в эпоху глобального государства будут обладать именно финансовые структуры, а не правительственные институты (ср. 18, 23). Однако при воцарении зверя возглавители этих структур передадут лжемессии то, чем они до этого ни с кем не делились: свои власть и силу и на этом условии приобретут статус официальных правителей – вассалов зверя (см. 17, 12–13).

«на головах его имена богохульные» если говорить о Римской империи, то богохульные имена могут означать обожествление римских императоров и те титулы, которые они себе присваивали. Императоры официально именовали себя: «божественный», «сын божий», «бог», «господь» («dominus»), «спаситель мира» и др. Домициан требовал, чтобы к нему обращались «Государь наш и бог». (См. комм. на 2, 13.)

Что же касается антихриста, то он будет действовать точно так же, как его римские предтечи: припишет себе Божественное достоинство, объявит себя Богочеловеком.

Откр.13:2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

«подобен барсу» то есть леопарду (πάρδαλις).

В Книге пророка Даниила под видом зверей изображаются языческие мировые державы: вавилонская, персидская, греческая и римская120. Первые три – под видом льва, медведя и барса, а четвертая – Римская империя – под видом зверя «страшного, ужасного, весьма сильного и отличного от всех остальных» (см. Дан. 7, 3–7). Этот последний зверь, как и зверь, описываемый святым Иоанном, имел 10 рогов121. Кроме того, семь голов зверя из моря совпадает с суммарным количеством голов четырех зверей пророка Даниила: третий зверь, барс, имел четыре головы, а остальные три по одной. Таким образом, зверь из моря объединяет качества всех четырех враждебных народу Божию зверей – мировых языческих империй122.

«и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».

О Христе сказано, что власть Ему дает Господь: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк. 1, 32). Антихрист же как наместник диавола получает свою власть от диавола.

Некогда в пустыне диавол склонял Христа к поклонению себе, обещая Ему дать власть над миром, однако Христос отверг это искушение. В конце времен эту власть от диавола получит антихрист, двойник и враг Христа.

Откр.13:3. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

Слова о ранении и исцелении одной из голов загадочны. Многие древние толкователи видели в них указание на первого лютого гонителя христиан, императора Нерона123. Нерон был приговорен в 68 году к смерти, однако казнь не состоялась, так как император покончил жизнь самоубийством. Обстоятельства смерти Нерона многим представлялись загадочными, и среди народа распространилось мнение, что император не умер, а ушел за Евфрат к парфянам, откуда он имеет вернуться. Может быть, кроме прочего, и по этой причине христиане, читая Апокалипсис, истолковывали 13, 3 применительно к Нерону и на основании этого стиха считали, что Нерон в конце времен (первые христиане ожидали скорого наступления этого конца) «исцелится от раны», придет из-за Евфрата, снова подчинит себе Римскую империю и будет царствовать в ней в качестве антихриста. Это так называемая идея «Nero redivivus», то есть возрождающегося Нерона.

Таким образом, слова о ранении и исцелении головы могут означать, что в общественно-политической карьере антихриста наступит момент, когда он окажется совершенно ниспровергнутым, низложенным или даже физически устраненным, однако после этого чудесным образом восстановится. Прообразом такого восстановления могут, например, служить события Ста дней Наполеона, случившиеся после окончательного и очевидного для всех краха императора.

Комментаторы отмечают, что антихрист является зеркально-противоположным отражением Христа, пародией на Христа. Например, в Апок. 5 описывается воцарение Христа, возведение Его на престол. Аналогично и про зверя в 13, 2 сказано, что диавол дал ему свой престол и великую власть. В Апок. 5, 9 говорится, что Христос искупил Себе людей «из всякого колена, и языка, и народа, и племени». То же самое говорится про зверя: «Дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (13, 7). Про Христа в 19, 12 сказано, что на голове у Него много диадим. Также и на рогах зверя мы видим десять диадим. Следовательно, и в исцеленной от смертельной раны голове можно видеть параллель с умершим и воскресшим Христом: в 5, 6 Иоанн видел Агнца «как бы закланного», а здесь он видит, что голова зверя была «как бы смертельно ранена».

Кроме того, принимая во внимание, что зверь – это не только правитель (антихрист или же прообразующий его Нерон), но одновременно и возглавляемое им государство (эсхатологическое или же прообразующее его Древнеримское), можно под раненой и исцелившейся головой понимать некогда ниспровергнутую, но в конце времен имеющую возродиться Римскую империю, то есть ее глобальный аналог, который по прошествии правления семи царей возглавит возродившийся Нерон, то есть его глобальный аналог, антихрист (см. комм. на 17, 11).

«и дивилась вся земля, следя за зверем» дивилась его великой силе, власти, чуду исцеления смертельной раны, перспективам построения идеального общепланетарного общества, разного рода впечатляющим делам и, может быть, также сверхъестественным знамениям.

«и поклонились дракону, который дал власть зверю» как принимающий Христа принимает Бога Отца124, так принимающий антихриста принимает дракона-диавола. Диавол изначально желал встать на место Бога, жаждал поклонения себе как Богу, ради чего предпринял бунт, окончившийся низвержением его с неба. То, чего диавол не смог получить на небе, он, по словам святых отцов, всеми силами старается достичь на земле. Например, в Древнем мире диавол достиг повсеместного поклонения себе через введение многообразного идолопоклонства. В конце же времен он установит единый всеобщий культ почитания себя как бога через религию мирового правителя.

Откр.13:4. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

«и поклонились» – поклонение зверю противопоставляется поклонению Богу на небе, о котором шла речь в главах 4–5.

«кто подобен зверю сему» – прославление зверя есть кощунственное подражание прославлению святыми Бога: «Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?» (Пс. 70, 19; ср. Пс. 34, 10; Исх. 15, 11)

«и кто может сразиться с ним?» – политический, экономический и военный потенциал государства зверя будет настолько велик, что противостоять ему не будет возможности ни у кого, даже если бы такое желание возникло. Но у большинства оно и не возникнет, так как антихрист будет не просто тираном, но предложит миру новый идеальный путь развития, небывалую систему мироустройства, для построения которой он будет демонстрировать все средства, в том числе технические. И этот новый путь, эта небывалая система ответят чаяниям, надеждам и ожиданиям заблудившегося и отступившего от Бога человечества. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков».

Откр.13:5. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

То же самое читаем об антихристе у пророка Даниила: «В этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7, 8). Также и у апостола Павла: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2, 4).

«сорок два месяца» Бог попустит действовать антихристу три с половиной года125. См. также комм. на 11, 2.

Откр.13:6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Помимо присвоения себе Божественных титулов, построения в честь себя храмов и учреждения собственных религиозных культов (см. комм. на 2, 13; 13, 1), часто римские императоры, а также представители римской администрации прямо хулили Христа. Не признавая Его Божественности, они произносили на Него многие и страшные хулы: хулили Его имя, Его дела, Его учение. Христову Церковь, то есть христиан, они считали за безбожников, развратников и злодеев. Над христианской верой они глумились, считая ее невежеством и заблуждением. А явные сверхъестественные чудеса христианских святых приписывали не Богу, а действию колдовства, произнося таким образом хулу и на святых, и на Самого Святого Духа.

Вероятно, и в последние времена антихрист, подобно своим древнеримским предтечам, объявит истинных христиан и истинное христианство устаревшими, несовместимыми с дальнейшим развитием человечества, тормозящими построение глобального сообщества и т. п. Такие христиане будут объявлены изуверами и врагами общественного блага126. Их храмы и святыни, их христианская жизнь и благочестие подвергнутся осмеянию, глумлению, поруганию.

«жилище Его» – вероятно, имеется в виду Христова Церковь.

«живущих на небе» то есть святых небожителей.

Откр.13:7. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

«дано было» – попущено Богом.

«победить их» – то есть победить Церковь на земле. Понимать это нужно так: огромная часть Церкви отступит от веры или же будет увлечена ложным христианством. Преподобный Ефрем Сирин говорит даже, что антихрист подчинит себе Церковь, «будет управлять церковью под личиной истины» (толк. на 2Фес. 2, 4).

Те же немногие, кто сохранит истинное христианство, подвергнутся преследованиям и будут рассеяны.

«власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» то есть всемирная власть над всеми народами земли, объединенными в глобальном государстве антихриста.

Откр.13:8. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Зверю поклонятся все, кроме немногих верных Богу людей. Их имена вписаны в книгу жизни именно потому, что эти люди верны. О книге жизни см. комм. на 20, 12.

Слова «от создания мира» могут быть отнесены и к Агнцу, и к тем, имена которых не написаны в книге жизни – греческий оригинал допускает оба понимания.

Откр.13:9. Кто имеет ухо, да слышит.

Откр.13:10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Во многих авторитетных рукописях Нового Завета стих 10 имеет следующий вид: «Кто должен идти в плен, пойдет в плен; кто должен умереть от меча, умрет от меча». В таком виде этот стих созвучен с Иер. 15, 2 и имеет тот смысл, что ради сохранения верности Богу христиане должны быть готовы претерпеть все. Для этого требуется и в этом проявляется терпение и вера святых.

Откр.13:11. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Если первый зверь – это антихрист, представитель политической власти, а также возглавляемое им всемирное государство, то второй зверь – это лжепророк, представитель религиозно-идеологической власти, а также возглавляемая им или церковь-отступница, или же другое какое-то влиятельное религиозное сообщество, религиозно-философское движение, новая глобальная идеология и т. п.

Два этих зверя являются чем-то вроде антисимфонии властей127. Совместно же с драконом антихрист и лжепророк составляют как бы антитроицу, в которой диавол, будучи обезьяной Бога, противопоставляет себя Богу Троице.

Про эту диавольскую антитроицу – дракона, антихриста и лжепророка – говорится и в книгах Ветхого Завета. Например, у пророка Исаии: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27, 1). В греческом переводе 70-ти имена всех трех чудовищ переведены здесь одним и тем же словом: «δράκων», то есть «дракон», «змей». В Третьей книге Ездры говорится о левиафане и бегемоте, первому из которых для обитания было дано море, а второму – земля (3Езд. 6, 49–52). Эти же два чудовища упоминаются в Иов 40. Также есть еще слова пророка Исаия о двух зверях: «Не ты ли (мышца Господня) сразила Раава, поразила крокодила?» (Ис. 51, 9) В этом тексте употреблено еврейское слово « רהב», «Рахав», имеющее значение «гордость» или «шум». Этим словом пророки иногда называли враждебный Израилю Египет (заметим, государство – комм. на 13, 1), однако оно также означает и некоторое чудовище сил зла, хаоса и разрушения. Согласно ветхозаветным представлениям, эти силы при сотворении мира восстали против Творца, но были Им поражены и заключены в бездну – у израильтян она часто ассоциировалась с морской бездной. Отсюда можно предположить, что в конце времен, перед наступлением вечности, эти силы снова выйдут из бездны, чтобы еще раз поднять бунт против Бога. О чем-то подобном и говорит в нескольких местах Апокалипсис. (См., например, 9, 2; 11, 7. Обратим также внимание, что зверь в Апок. 13, 1 выходит из моря.)

Кроме слова «Раав», есть и еще одно еврейское слово с подобным же смыслом – «левиафан» ( לויתן); основные его значения: «скрутившийся», «извивающийся», «змей», «морское чудовище». Этим именем, как и именем Раав, Писание называет некое чудовище бездны (см. также комм. на 12, 9).

«другого зверя» – подобно тому как вместе со Христом шел Предтеча, проповедающий Иисуса и призывающий народ к принятию Его, вместе с антихристом является лжепророк, призывающий человечество к принятию зверя и признанию его власти. О Христе проповедовали и пророчествовали множество пророков задолго до Его явления в мире. Также и к принятию антихриста человечество готовят множество лжепророков во все времена. Однако как в ряду ветхозаветных пророков самым последним был величайший из всех – святой Иоанн Предтеча, непосредственно указавший народу на Христа, так и в ряду лжепророков будет последний величайший лжепророк, который непосредственно укажет людям на лжемессию – зверя.

«из земли» – в отличие от первого зверя, лжепророк выходит не из моря, а из земли. Некоторые считали, что эта черта указывает на происхождение лжепророка из среды народа Божия. Ведь если море – это языческие народы, то противостоящая морю земля – это Израиль: или ветхий, или же новый. И если ветхий, то лжепророк должен произойти из евреев. А если новый, то он произойдет из христиан (см. также комм. на 11, 1–2).

Согласно другой точке зрения, выражение «из земли» характеризует сущность проповедуемой лжепророком религиозности: по своей наружности она представляется чем-то духовным, однако по внутренней сущности является всецело земной, водимой падшим плотским разумом.

Выражение «из земли», кроме того, может означать, что сфера деятельности лжепророка находится среди более твердых, чем изменчивое политическое море, вещей: таких, как религия, философия, идеология и т. п. Лжепророк – это не государственно-политическая, но религиозно-идеологическая сила. Миссия его заключается в том, чтобы придать планетарному проекту зверя высший религиозный смысл, создать и насадить единую всемирную идеологию, которая непременно будет включать в себя религиозную составляющую: культ и обожествление мирового правителя.

Кому-то может показаться странным, что в конце истории человечество, стоящее на высоте технологического развития, вдруг, как в какие-то архаичные времена, склонит свою голову под религиозный культ. Однако ничего странного в этом нет. Просто нужно вспомнить, что абсолютное большинство населения Земли никогда всерьез и не отказывалось от своей религиозности. Даже в нашу сугубо материалистическую, информационную и космическую эпоху, согласно некоторым оценкам, около 90 % людей планеты относят себя к той или иной религиозной конфессии. И отнюдь не одни только широкие массы простых людей обращают свои взоры к религии, но и многие интеллектуалы, философы, социологи и даже высокопоставленные политики связывают будущее человечества не с чем иным, как религией, утверждая, что только религия может решить неразрешимые никаким другим способом сложнейшие проблемы человеческого общества.

Кроме того, нужно вспомнить, что борьба с религиозностью, и в первую очередь с христианством, велась в Новое и Новейшее время с целью сокрушения старого мирового порядка, в основании которого лежали традиционные религии. Сегодня, в начале XXI века, цель эта еще не вполне достигнута. Когда же она будет достигнута, тогда безрелигиозность будет отброшена как работающая уже против интересов архитекторов антихристова проекта, и человечество таким образом легко вернется в естественное состояние религиозности, с той лишь разницей, что на место традиционных религий будет поставлена некоторая универсальная религиозная идеология, может быть, даже и допускающая сохранение принадлежности людей к историческим религиям (в некотором их препарированном виде), но непременно включающая в качестве обязательной компоненты культ зверя – мирового правителя.

Каким же образом удастся лжепророку объединить целые страны, народы и континенты, принадлежащие к различным религиозным и философским традициям, столь непохожим друг на друга и несогласным между собой? Возможно ли такое объединение?

Да, оно может оказаться возможным в случае глубокой секуляризации этих традиций, в случае сильного их размывания естественно-гуманистической идеологией. В качестве характерного примера можно указать на современный Запад, где люди хотя в большинстве своем и продолжают считать себя христианами, однако при этом настолько далеко отошли от истинного христианства, что уже сейчас, по мнению многих, готовы были бы принять и обожествить антихриста с его химерой идеального мирового сообщества, возможностями всечеловеческого развития, совершенством сверхтехнологий, трансгуманизмом и т. п.

Подобное может произойти и уже происходит на наших глазах со всеми прочими мировыми религиями, мало-помалу размываемыми и приводимыми в результате секуляризации к некоторому вечному и общему для падшего человеческого рода языческо-гуманистическому знаменателю, всеобщему религиозно-нравственному консенсусу, на основании которого и будет выстроена глобальная идеология лжепророка, включая ее религиозную компоненту: культ мирового правителя.

В Древнем Риме граждане империи могли почитать каждый своего бога, однако при этом все они были обязаны демонстрировать религиозную лояльность императору через принесение жертвы его статуе (см. комм. на 2, 13). Можно думать, что лжепророк будет действовать точно так же: не станет принуждать людей к отречению от исповедуемых ими религий, но потребует безоговорочного признания всемирной власти антихриста через принятие его начертания на руку или чело. Однако в силу того, что с этой властью неразрывно будет связана религиозная составляющая – обожествление зверя, то признание ее и подчинение ее институтам, как и в Древнем Риме, окажется для христиан равнозначным отречению от Христа. Следовательно, верные христиане откажутся ее признавать и подвергнутся гонениям, отступники же примут начертание зверя и будут включены в его всемирное государство. При этом храмы, молитвенные собрания, обряды и т. п., вероятно, будут им оставлены.

Кроме того, можно думать, что для вовлечения в религиозный культ зверя представителей различных религий могут быть использованы наряду с общим гуманистическим знаменателем и вполне конкретные и знакомые им образы, почерпнутые из их традиций. Например, христиан лжепророк станет убеждать, что мировой правитель – это и есть Иисус из Назарета, обещавший прийти на землю второй раз, чтобы положить начало Своему Царству правды128. Иудеям он скажет, что мировой правитель – это и есть тот самый победоносный мессия, которого они ожидают уже так долго129. Мусульман он постарается убедить, что мировой правитель – это и есть тот пророк Иса, который, согласно их традиции, должен прийти на землю в конце времен и воздвигнуть на ней царство «мира и справедливости»130. И так далее. Преподобный Паисий Святогорец о временах антихриста говорит следующее: «Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: «Я – имам, я – пятый Будда, я – Христос, Которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я – мессия евреев». У него будет пять «я"».

«два рога, подобные агнчим» – может быть, лжепророк будет принадлежать к какой-либо из христианских церквей или же прикрываться христианской внешностью. В Священном Писании рог символизирует силу, и потому два агнчих рога могут означать, что сила лжепророка будет заключаться в ложном, поддельном христианстве. Собственно, об этом нас предупреждает Сам Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Если последнее предположение верно и лжепророк действительно будет принадлежать к какой-либо христианской Церкви (или изображать христианскую внешность), то это значит, что христианство, пусть в большинстве своем и поврежденное, станет в конце времен преобладающей религией мира или, по меньшей мере, христианские принципы станут в мире преобладающими. Ибо в противном случае лжепророк с христианской внешностью не смог бы приобрести авторитет и влияние.

Впрочем, христианство уже и в наше время является самой крупной из всех мировых религий: как по своей численности – 1/3 населения Земли, так и по географическому распространению – более 2/3 суши нашей планеты.

Вообще мысль, что именно обмирщенное и поврежденное христианство может стать объединяющей основой для общемировой религии, выглядит очень правдоподобно. Во-первых, потому, что христиане – это народ Божий и, следовательно, именно их диавол, враг и обезьяна Бога, постарается использовать для бунта против Создателя, как ранее он использовал ветхозаветный Божий народ. Во-вторых, христианство, как только что было сказано, является самой крупной из всех мировых религий, что, конечно, будет способствовать реализации всемирного религиозного проекта. В-третьих, христианство несравненно определеннее и настойчивее всех других религий говорит о любви, братстве и всеобщем единении. В-четвертых, в Евангелии Христос предупреждает, что в последние времена лжехристы и лжепророки попытаются прельстить даже избранных, то есть христиан, а такое прельщение вряд ли было бы возможным, если бы проповедь лжепророков не была основана на христианстве. Таким образом, из всего сказанного следует, что предположение о христианской основе проповеди лжепророка, то есть второго зверя, вовсе не является чем-то невероятным. См. также комм. на 13, 7.

Впрочем, нужно сказать, что слова о двух рогах некоторые толкователи понимали в более общем смысле: лжепророк покажет себя агнцем, усвоит себе добрую и благовидную внешность – не обязательно христианскую, – чтобы успокоить людей, опасающихся отдавать себя под власть обожествленного мирового правителя.

«говорил как дракон» – пророки Божии возвещали людям слово Бога, а лжепророк возвестит им глубины сатанинские – слова и «мудрость» диавола.

Откр.13:12. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

«перед ним» – с его согласия, от его имени.

«со всею властью первого зверя» – лжепророк получил от антихриста, или через него, такую же власть, какую тот получил от диавола (ср. 13, 2).

«поклоняться первому зверю» – означает признавать власть антихриста, его государство и, кроме того, быть последователем его религиозного культа. Прообразом здесь опять-таки может служить Римская империя с ее культом императоров. См. комм. на 2, 13.

Откр.13:13. и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Откр.13:14. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

«великие знамения» Христос говорит, что в последние времена «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, даже избранных» (Мф. 24, 24). Также и апостол Павел говорит, что пришествие антихриста будет «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2Фес. 2, 9–11).

Какова природа чудес лжепророка? Толкователи считают, что это могут быть и бесовские наваждения, и инсценировки, и прямой обман, и явления, совершенные с помощью науки и технологий, а также реальные чудеса, совершенные демонической силой. В синаксаре недели Мясопустной об антихристе сказано, что он «те же чудеса сотворит, какие Христос сотворил, и мертвых воскрешать станет… (впрочем) все это устроит лишь по видимости».

В любом случае следует обратить внимание, что эти чудеса и знамения названы великими, и они произведут великое действие на людей, так что они согласятся сделать образ зверя, то есть установить всеобщий культ лжемессии.

«огонь низводит с неба на землю» – с целью убедить людей, что его миссия от Бога. В этом лжепророк подражает великим Божиим пророкам. Например, огонь с неба низводил пророк Илия – на жертвенник и на пятидесяток Ахава.

Когда-то фарисеи и саддукеи просили Христа показать им знамение с неба, но Господь не дал им этого знамения. Антихрист же с помощью лжепророка даст его: для обольщения людей.

«обольщает» то есть вводит в заблуждение, обманывает. Царство антихриста, как и вообще вся деятельность диавола, отца лжи, будет построено на лжи. Недавняя наша история дает нам примеры построенных на чудовищной лжи и фальсификации государств: коммунистических и фашистских.

«чтобы они сделали образ зверя» дословно «икону». Греческое слово εικών имеет следующие значения: икона, образ, изображение, подобие, статуя, а также: мысленный образ, представление о ком-либо.

Откр.13:15. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Слова эти загадочны. Кажется, можно понимать их в том смысле, что с помощью некоторых технологий удастся создать всеобщий религиозный культ зверя и окажется возможным контролировать отношение каждого человека к этому культу.

Представим себе, например, что удастся осуществить соединение компьютера с мозгом человека. Для этого достаточно видеосигнал, который обычно подается на монитор, подключить к зрительному нерву или к отвечающей за зрение области мозга131. В этом случае человек будет видеть все то, что мы обычно видим на мониторе, и сможет пользоваться всем, чем мы обычно пользуемся при работе с компьютером. При этом совершенно необязательно подключать и носить с собой мощный компьютер: достаточно подключить просто миниатюрный передатчик сигнала, вероятно, вживленный в тело человека, который, подобно мобильным телефонам, через радиосигнал132 или какой-то другой вид связи будет подключен к мощному стационарному компьютеру и глобальной сети. Таким образом все люди будут соединены во всеобщую компьютерную сеть, подобно как соединены компьютеры в Интернете или сотовые телефоны в мобильной сети.

Конечно, такая технология будет означать колоссальную революцию, и она откроет небывалые доселе возможности – как для каждого человека в отдельности, так и для решения множества политических, экономических, социальных и административных задач. Но одновременно она откроет и неслыханные доныне возможности контроля, а значит, и власти, над каждой человеческой личностью. Контроль над каждым человеком станет тогда действительно тотальным. Все тираны, диктаторы и властители мировой истории отдали бы все на свете, чтобы получить в свое распоряжение такую технологию. Ведь по сравнению с ней все известные нам способы государственного контроля покажутся просто детскими игрушками.

Касательно же обсуждаемого вопроса, то есть применительно к культу зверя, эта технология также открывает самые широкие перспективы. Использование ее сделает невозможным уклонение от участия в этом культе. Если в Римской империи от принесения жертвы статуе императора можно было как-то уклониться, например, просто на нее не являться или, в случае принуждения, предпринять бегство, то с культом антихриста это окажется невозможным, ибо этот культ будет осуществляться в виртуальном мире, в некотором интерактивном режиме (как, например, выражают свое мнение или голосуют в социальных сетях Интернета) через трансляцию компьютерной картинки напрямую в мозг человека133. При этом реакция человека, его действия – как в реальном, так и виртуальном мире – будут полностью открыты и доступны для контроля, так что в случае неадекватных таких действий человек легко может быть найден, арестован, подвергнут репрессиям и т. п.

«так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» в Книге пророка Даниила (Дан. 3, 1–15) повествуется о сходной ситуации: вавилонский царь Навуходоносор построил величественного золотого идола – многие толкователи считают, что он изображал самого Навуходоносора – и обязал все народы подвластной ему империи в обязательном порядке поклоняться этому истукану134. Если же кто отказывался поклоняться, то таковой предавался смерти как государственный преступник. Позднее подобное отчасти имело место в Римской империи. Все это для нас суть прообразы того, что будет происходить в конце времен.

Откр.13:16. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

Откр.13:17. и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.:

«всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» из этих слов некоторые заключали, что социальное неравенство сохранится в мире до самой его кончины.

«начертание» в Древнем Риме иногда клеймили рабов в знак их принадлежности хозяину. Также бывало, что воины наносили себе на тело клеймо с именем полководца в знак преданности и верности. Кроме того, печати ставились на договорах купли-продажи, что означало принятие данного документа. Также античные люди нередко делали себе татуировки с изображением почитаемых ими богов. В Индии по сей день поклонники языческого бога Шивы ставят себе на лбу его знак – три горизонтальные белые линии, а поклонники Вишну – две вертикальные линии. Следовательно, «начертание» означает здесь принадлежность зверю, принятие его власти и, кроме того, его религиозное почитание.

«Начертанием» же в практическом смысле, с учетом вышесказанного, может являться вживленное в тело человека некоторое электронное устройство, типа нашей сим-карты, где будут записаны базовые данные о ее носителе. Вероятно, именно через это устройство будет осуществляться связь мозга с компьютерной сетью. Тот, кто не имеет такой сим-карты, окажется выключенным из сети. Это означает, что не имеющий начертания человек будет изгоем, исключенным из общества: он не сможет ни покупать, ни продавать, ни работать, ни жить, ни вообще чем-либо заниматься в глобальном государстве антихриста.

Исследователи также обращают внимание, что слово «χάραγμα», то есть «начертание», происходит от глагола «χαράσσω» – «царапать», «начертывать», «проводить линии», «наносить царапины», «ранить», и это также наводит на мысль, что речь здесь может идти о вживлении чего-либо в тело человека, посредством надреза, рассечения. См. также комм. на 7, 3.

Во вживлении антихристом имплантата можно в очередной раз усмотреть подражание и пародию диавола на Церковь Христову, на два главных источника ее жизни – Евхаристию и Благодать. В самом деле, каждому христианину через Евхаристию Христос уделяет частицу Самого Себя, Своего Тела и этим соединяет христиан в единую Вселенскую церковь. Также и диавол, передразнивая Бога, вкладывает в тело человека некую свою частицу – имплантат, соединяющий людей в единое вселенское государство зверя. Христиане в Церкви приобщаются Благодати Святого Духа, дающей им ведение вещей духовных. Аналогично и диавол в государстве антихриста через имплантат приобщает своих последователей к глобальной информационной сети, в том числе к религиозному и «духовному» ее контенту (виртуальный культ зверя и проч.), инспирированному лжепророком.

«начертание, или имя зверя, или число имени его» – некоторые из этих слов заключали, что будут иметь место несколько разновидностей имплантатов: может быть, соответственно определенным социальным группам. Другие, впрочем, не делали такого различия.

«на правую руку их или на чело их» христиане изображают крестное знамение правой рукой на лбу. По этой причине богоборец диавол наложит свое скверное начертание именно на эти части тела.

Символический смысл такого наложения: власть над деятельностью человека (правая рука) и над образом его мысли (чело).

Откр.13:18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.:

Иоанн предлагает сосчитать число зверя и говорит, что для этого требуется мудрость135. Он также говорит, что число его – число «человеческое», и эти слова многие понимали в смысле изопсефии (или же гематрии), то есть числового значения имени человека. В античном мире не было привычных нам цифр, но их роль выполняли буквы. Каждая буква имела свое числовое значение: А – 1, Б – 2, В – 3, К – 20, Л – 30, Р – 100, С – 200 и т. д. Поэтому имя каждого человека также имело определенное числовое значение. Например, при раскопках в Помпеях была обнаружена надпись на стене, датируемая 70-ми годами I века по Р. Х.: «Φιλῶ ῆς ο αριθμὸς φμε΄» (я люблю ту, число которой 545).

Применительно к реалиям апостольского века число 666, скорее всего, указывает на императора Нерона, считавшегося христианами или за самого антихриста, или за его прообраз (см. комм. на 13, 3). Имя «Нерон кесарь», написанное по-еврейски – נרון קסר (существует мнение, что в восточных провинциях Римской империи чеканились монеты с такой надписью), дает число 666: נ = 50; ר = 200; ו = 6; ן = 50; ק = 100; ס = 60; ר = 200136.

Кроме того, число зверя может указывать и на другого римского императора – Домициана, который, по словам Евсевия, «явил себя преемником Нерона в ненависти к Богу и в богоборчестве и был вторым, поднявшим против христиан гонение»137. Домициан имел следующий официальный титул: Imperator Caesar Domitianus Augustus Germanicus. По-гречески он звучит так: Αυτοκράτωρ Καῖσαρ Δομετιανός Σεβαστός Γερμανικός. На греческих монетах титул чеканился сокращенно – A. KAI. ΔOMET. ΣEB. ΓE. – и изопсефическое исчисление этой надписи дает 666 (1†20†1†10†4†70†40†5†300†200†5†2†3†5).

Впрочем, римские реалии I века – лишь прообразы событий, имеющих совершиться в конце истории, а Нерон, первый гонитель Церкви, и обожествивший себя Домициан – лишь прообразы последнего ее гонителя и человекобога, антихриста.

Что же касается глубокого мистического значения числа 666, то его можно видеть в следующем: число шесть символизирует вселенную без Бога. Шесть дней Господь творил мир, а в седьмой день Он почил от дел Своих. В книге Бытия сказано: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2, 3). Следовательно, шесть дней без седьмого дня означают время, лишенное благословения Бога и Его освящающего присутствия. Три раза повторенное – в единицах, десятках и сотнях – это число означает высшую степень отрицания Бога: вселенную без Бога138.

Кроме того, тройное повторение числа 6 может означать антитроицу: диавола, зверя и лжепророка. В этой связи стоит отметить, что изображение числа 6 современной арабской цифрой напоминает свернувшуюся в кольцо и поднявшую голову змею, хотя кому-то такой аргумент может показаться наивным.

Некоторые также обращали внимание, как изображается число зверя греческими буквами: χξς (в отдельных древних кодексах оно написано именно так, а не словами), – первая и последняя буквы при таком написании совпадают с первой и последней буквой в слове χριστός, тогда как напоминающая своим начертанием змею буква «ξ» расположена посредине. Это может означать, что антихрист будет похож на Христа по внешним признакам, тогда как по внутренней сущности он будет подобен древнему змию.

Толкователи также отмечали, что число шесть означает неполноту и несовершенство. Знаменательно, что слово «Иисус», написанное по-гречески – Ιησοῦς – имеет числовое значение 888 (Ι = 10; η = 8; σ = 200; о = 70; υ = 400; ς = 200). Число 8 означает грядущую вечность и ее совершенство, а 888 – совершенство, три раза повторенное. Начертание же числа 6 представляет собой разорванное число 8, то есть разорванное совершенство139.

Еще нечто: Христос пострадал и был распят в шестой день недели, и это может означать, что антихрист явится беспощадным гонителем последователей Христа, истинных христиан.

В Библии, кроме Апокалипсиса, число 666, встречается еще в 1Езд. 2, 13, где дается перечень возвратившихся из Вавилонского плена еврейских родов и среди них упоминается род Адоникама в количестве 666 человек. Впрочем, в параллельных местах – Неем. 7, 18 и 2Езд. 5, 14 – приводятся другие числа: 667 и 637 человек140.

Также в 3Цар. 10, 14 мы читаем, что ежегодно царю Соломону доставлялось 666 талантов золота. Это составляет более 30 тонн, и столь огромное богатство давало некоторым повод думать, что число зверя в Апокалипсисе указывает, кроме прочего, на высокую степень земного изобилия, которое будет обещать антихрист своим последователям.

* * *

110

В древности было обычно отождествлять правителя с управляемым им государством, которое мыслилось как продолжение его десницы, его власти, силы, богатства и т. д. (ср. 2Цар. 5, 1; Дан. 2, 38 – 39; 8, 21 и др.).

111

Святые отцы как будто не очень охотно отождествляли зверя с Римской империей. Это объяснимо: отцы, жившие до святого Константина, не хотели открыто писать об этом, чтобы не навлекать на христиан преследований. Впрочем, некоторые и писали, например, святой Ипполит Римский. Жившие же после Константина сами считали себя римлянами. Ведь русские, скажем, тоже с большой неохотой назвали бы Россию зверем из моря. Даже очевиднейшие демонизм и богоборчество СССР далеко не все готовы сегодня признавать. Также и католики не хотели бросать тень на Рим как вечный центр своей юрисдикции. От всех перечисленных мотивов были свободны протестанты, которые охотно говорили о Римской империи как об апокалиптическом звере.

112

Святой Андрей в комментариях на 17, 11 и 18, 21–24 приводит мнение древних учителей Церкви, согласно которому антихрист придет в качестве римского царя и подчинит себе все прочие царства. Святой Ириней Лионский отождествляет четвертого зверя, виденного пророком Даниилом (этот четвертый зверь, согласно святому Ипполиту и блаженному Иерониму, изображал собой Римскую империю), с тем зверем, на котором сидит блудница-Вавилон (Апок. 17, 3). Зверь же, на котором сидит блудница, есть тот же самый, о котором говорится здесь, в 13, 1. См. комм. на 17, 3.

113

От возникновения глобального государства и до воцарения антихриста должно пройти (предположительно) несколько десятков лет, в течение которых, согласно Апок. 17, 10–11, сменятся семь правителей. Царствование же собственно лжемессии, то есть последнего восьмого правителя, составит от трех с половиной до семи лет.

114

Уместно здесь вспомнить также слова вавилонского военачальника Олоферна: «Кто же Бог, как не Навуходоносор?» (Иудифь 6, 2) Также можно указать на богоборческое государство Нимрода с его Вавилонской башней, на Египетское царство и возглавляющего его фараона, признаваемого в христианской традиции прообразом диавола, и на не принявших Христа иудеев, которые даже и против своей воли были вынуждены сказать: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 15).

115

Здесь мы снова видим, что диавол является обезьяной Бога – он создает подделку, пародию Его Царства: перед самым Вторым пришествием Христа и наступлением Его истинного Царства он предлагает людям свой обман, свое ложное царство.

116

Ср. слова пророка Исаии: «Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды» (Ис. 17, 12). Также: «Он простер руку Свою на море, потряс царства» (Ис. 23, 11). Также: «А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться…» (Ис. 57, 20). Еще: «…подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои» (Иез. 26, 3). Также можно указать на видение пророком Даниилом четырех выходящих из моря мировых империй (Дан. 7, 3).

117

Предположительно это следующие регионы: африканский, египетский, левантийский (Аравия, Палестина, Сирия и Месопотамия), малоазийско-армянский, балканский, итальянский, иллирийский, галльско-германский, испанский и британский.

118

Отдельным в этой связи является вопрос, произойдет ли такая реструктуризация только при восьмом правителе или же ее контуры будут намечены уже ранее?

119

Разумеется, силе сверхфинансов соприсутствуют в этих центрах и все прочие виды силы и влияния, институционально и структурно оформленные: экономические, административно-ресурсные, информационные, силовые, м. б., даже оккультные и т. д.

120

Согласно толкованию святого Ипполита Римского, блаженного Иеронима и др.

121

В количестве рогов имеется еще сходство с десятью пальцами ног истукана, виденного во сне Навуходоносором. Ноги этого истукана также означали Римскую империю (Дан. 2, 40–42).

122

Следует обратить внимание, что, как и в Апокалипсисе, в Книге пророка Даниила Римская империя (четвертый зверь) является прообразом государства антихриста (Дан. 7, 7–8).

123

Прообразом антихриста считал Нерона и святитель Иоанн Златоуст.

124

«Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Ин. 12, 44); «Принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13, 20).

125

Характерно, что и ветхозаветный прообраз антихриста, сирийский царь Антиох IV Епифан, осуществлял свою богоборческую деятельность в Иудее в течение трех с половиной лет, в 167 – 164 годах до Р. Х.

126

Как и в Древнем Риме, согласно Тациту, христиан обвиняли «в ненависти к роду людскому» (Анн. XV, 44).

127

Симфония царской и церковной власти ясно прослеживается в истории ветхозаветного народа Божия: Моисей и Аарон, Зоровавель и Иисус Иоседеков, а также все вообще иудейские цари и первосвященники. Исходя из этой схемы, кумраниты, например, ожидали пришествия двух мессий – царя и священника. Сходное мнение существует и в современном иудаизме.

128

Не забудем, что одно из значений слова «антихрист» – «вместо Христа». Святитель Игнатий Брянчанинов передает ответ преподобного Зосимы Соловецкого, спрошенного учениками о том, как узнать антихриста, когда он придет: «Когда услышите, – сказал им старец, – что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это антихрист». Ответ самый точный! – комментирует слова преподобного святитель Игнатий – мир, или человечество, не узнает антихриста: оно признает его Христом, будет провозглашать Христом.

129

На это могут возразить, что трудно себе представить принятие христианами и иудеями одной и той же личности в качестве мессии без пересмотра последними своего отношения к Иисусу из Назарета. Однако думается, что такой пересмотр не является столь уж невозможным, как это кажется, ибо имеющаяся в иудаизме концепция двух мессий – страдающего и торжествующего – в принципе позволяет объявить Иисуса страдающим мессией (мирового же правителя соответственно – торжествующим). Может быть, такое развитие событий трудно себе представить сегодня, в рамках привычной логики, однако эсхатологическая реальность, конечно, далеко выходит за эти рамки, и потому в последние времена может оказаться возможным то, что ранее считалось совершенно немыслимым. См. также комм. на 11, 1.

130

Пророк Иса в исламе отождествляется с Иисусом Нового Завета.

131

Предположительно подобные технологии уже существуют. В массмедиа была информация о том, как ослепшей женщине удалось подключить видеокамеру к мозгу, в результате чего зрение было частично восстановлено.

132

Например, технологии HSDPA, LTE-A, WiMax и т. п.

133

Очень характерно, что греч. слово «εικών», то есть «образ» (13, 14), может иметь значение: «воображение чего-либо», «мысленный, образ», или на современном языке – «виртуальный образ».

134

То, что Навуходоносору приписывали божественное достоинство, видно из слов вавилонского военачальника Олоферна: «Кто же Бог, как не Навуходоносор?» (Иудифь 6, 2)

135

Это замечание можно пояснить на примере нашей эпохи, многие символы и эмблемы которой, например, логотипы банков, финансовых и промышленных компаний, государственных и общественных организаций, средств массовой информации и т. п. содержат в себе число 666. Однако в большинстве случаев они содержат его прикровенно и стилизованно, так что для распознания его действительно требуется известная мудрость и проницательность. Конечно, все такие эмблемы и символы являются предтечами и провозвестниками того последнего антихристова начертания, о котором идет речь.

136

В древности существовали рукописи Апокалипсиса, где вместо 666 присутствовало число 616, и это последнее также может указывать на Нерона. Дело в том, что возможны два произношения имени Нерон – на греческом и на латыни. В последнем случае оно произносится без буквы «н» – «Неро», что и дает (при написании еврейскими буквами) 616, а не 666. Впрочем, святой Ириней Лионский – ученик святого Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова – категорически отвергает число 616 и объясняет его появление в рукописях ошибкой переписчика.

137

Церковная история, 3, 17.

138

В Книге пророка Даниила об антихристе сказано, что он захочет отменить у народа Божия праздничные дни и закон (Дан. 7, 25), то есть захочет уничтожить на земле Церковь, истинное богопознание и богопочитание.

139

Уместно здесь вспомнить совершившееся на заре тварного бытия падение ангелов, которое буквально разорвало первоначальную созданную Богом тварную вечность.

140

Так в русском переводе. В греческом же и славянском в обоих параллельных местах – Неем. 7, 18 и 2Езд. 5, 14 – дается одно и то же число: 667 человек.


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle