Глава 8
Видение семи Ангелов и семи труб следует в книге за снятием седьмой печати, однако события, связанные с трубами, происходят на земле не после, а до седьмой печати. Эти события снова возвращают нас назад и дают картину посылаемых на землю Божиих наказаний в позднейшую эпоху мировой истории, вероятно, во времена предантихристовы80. В земной хронологии события труб предположительно следует поместить после запечатления Ангелом рабов Божиих, описанного в предыдущей главе (Апок. 7, 2–8).
Ангельские трубы есть бедствия, посылаемые на землю, но какие именно, сказать трудно. Многие из них напоминают древние египетские казни. По области действия трубы имеют почти полный параллелизм с семью чашами гнева Божия (Апок. 16). При этом трубы уступают чашам по своей силе: они поражают только на треть, тогда как чаши – полностью81.
У иудеев было распространено мнение, что перед явлением мессианского века на земле наступит период бедствий, страданий и катастроф. Этот период они сравнивали с родовыми муками женщины: земля в великих страданиях будет рождать мессианский век. Некоторое указание на это можно видеть и в словах Христа, когда Он, перечисляя бедствия последних времен, сказал: «Все же это – начало болезней» (Мф. 24, 8). Греческое слово «ωδίν», переведенное на русский как «болезни», дословно означает «боли при родах», «родовые схватки», и лишь в переносном значении «муки», «страдания».
Откр.8:1. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
Многие толкователи считали, что снятие седьмой печати означает переход нашего мира к грядущему Царству Христа. Безмолвие – таинство Будущего века.
В то же время откровение, которое дает Христос Иоанну, еще не заканчивается и поэтому безмолвие возникает лишь на символическое время, «на полчаса», после которого тайнозрителю предстоит снова вернуться назад и увидеть многие другие события эсхатологической эпохи.
Исходя из такого понимания, «безмолвие на небе» может означать еще и благоговейный страх святых небожителей перед наступлением великих Божественных судов: наказанием мирового зла, упразднением мира, изведением из него праведников и явлением Будущего века. И поистине эти великие события и финальные суды по своему значению сравнимы разве что с событиями сотворения мира.
Откр.8:2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
Существует предание, идущее еще от ветхозаветной Церкви, что перед Богом на небе предстоят семь высших Архангелов, каждый из которых имеет свое особое служение (см., например, Тов. 12, 15). В пользу того, что речь здесь идет именно о них, свидетельствует слово εστήκασιν, точный перевод которого не «стояли», а «встали и стоят», и смысл, следовательно, тот, что Ангелы эти не просто на данный момент стояли, но всегда, вечно предстоят перед Богом.
«и дано им семь труб» – в библейских повествованиях наступление каких-либо важных событий нередко предваряется звуком трубы. Например, трубным звуком сопровождалось получение Моисеем закона Божия на Синае (Исх. 19, 16). Семикратный звук трубы предварил разрушение стен Иерихона (Нав. 6, 15–19). Этот же звук предшествовал возвращению евреев из плена (Ис. 27, 13). Согласно книге пророка Иоиля (2, 1), трубный глас будет предварять наступление Страшного суда.
Откр.8:3. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
Перед наступлением событий конца и рождением Нового века Богу приносятся от всей Церкви молитвы, касающиеся этих великих и грозных Божественных судов. Господь прежде совершения Своих финальных и важнейших судеб как бы слушает, что скажут Ему люди, не все, конечно, а кто способен говорить с Богом, то есть святые и праведники.
О чем же просят святые Бога? По словам Андрея Кесарийского, они просят, чтобы «по бедствиям, поражающим при всемирной кончине, были ослаблены мучения нечестивых и беззаконных людей в будущем веке и чтобы Своим пришествием Он наградил потрудившихся».
Кроме того, можно думать, что святые просят о пресечении беззакония и восстановлении поруганной правды.
Нужно также заметить, что сам факт принесения Богу молитв перед событиями конца говорит об участии святых в раскрытии судеб мира, особенно в ключевые моменты нашей истории.
«и дано было ему множество фимиама» – фимиам дан Ангелу для того, чтобы молитвы святых легко могли вознестись к престолу Божию. О посредничестве Ангелов в молитвах людей преподобный Иоанн Лествичник говорит: «молитва наша не имеет ни силы дерзновения, ни крыл чистоты, и не может вознестись ко Господу, если Ангелы наши не приблизятся к нам, и взявши ее, не принесут ко Господу».
«на золотой жертвенник» – тот ли это жертвенник, под которым находились души убиенных за Слово Божие (6, 9), однозначно ответить трудно. В ветхозаветном храме, устроенном по образу храма небесного, о котором идет речь, было два жертвенника: медный, на котором приносили в жертву животных, и золотой, на котором приносили фимиам. Некоторые считали, что жертва животных – это прообраз мучеников, а фимиам – прообраз молитв святых, молитв Церкви. Соответственно этому можно думать, что в 6, 9 речь идет о медном жертвеннике, то есть о его небесном первообразе, тогда как здесь – о золотом.
Откр.8:4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
Откр.8:5. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
«наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю» – смысл этого действия таинственен. Толкователи отмечают, что огонь, исходящий от Бога, нередко означает в Библии Божий гнев и наказание грешникам: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши» (Пс. 10, 6) 82 . Также: «Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался на них Господь. Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него» (2Цар. 22, 5–9). В последнем отрывке мы видим, что Бога подвигла на гнев молитва гонимого праведника, и это может быть созвучно с повествованием о принесении Богу молитв святых и повержении на землю небесного огня.
Действие Ангела можно понимать еще следующим образом. Огонь с небесного жертвенника означает, кроме прочего, страдания мучеников и праведников на земле: их страдания есть жертва, приносимая Богу. В течение долгой истории святые и праведники приносили себя в жертву за грешный человеческий род – они как бы брали на себя те скорби, которые должны были бы понести за свои грехи все люди. Однако в конце времен, когда человечество совершенно отвергнет путь истины и утвердится во зле, этим огнем страданий должны будут быть испытаны все люди нашего мира. См. также 14, 18 и комм.
С другой стороны, можно предположить, что факт взятия огня с жертвенника с предварительным возложением на него молитв святых указывает не только на излияние гнева Божия, но одновременно и на его ограничение, на растворение милосердием по ходатайству святых. Может быть, именно этим следует объяснить не полное, как в случае чаш, но лишь частичное – на одну треть – поражающее действие труб83. Растворение милосердием может, кроме прочего, проявляться в том, что небесный гнев не просто несет людям возмездие, но некоторым из них – тем, кто способен – он может послужить во очищение. Ибо Господь даже и в великом гневе остается спасителем человеческого рода и не хочет смерти грешника. Те, кто примет эти казни так, как принял крест благоразумный разбойник, – спасутся: они сопричтутся к мученикам и праведникам.
«голоса и громы, и молнии и землетрясение» – см. комм. на 4, 5.
Откр.8:6. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Откр.8:7. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Первая труба напоминает одну из египетских казней – град с огнем (Исх. 9, 23–24). О том, что это за бедствие, трудно что-либо сказать со всей определенностью84.
Некоторые считали, что речь здесь идет о бомбардировках с воздуха, ракетных ударах и прочих убийственных средствах войны, которыми будут располагать люди в последние времена. Так ли это или нет, покажет время.
«пали на землю» – первая труба, как и первая чаша в 16, 2, относится к земле.
«и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела» – может быть, в результате действия первой трубы будут в значительной степени сожжены поля и сады с сельскохозяйственными культурами, составляющими основу питания людей и животных. Вероятно, погибнет также значительная часть лесов. Последствием этого может быть голод, а также экологический и социальный хаос.
«третья часть» – многие понимали это выражение символически, в смысле: «частично», «в некоторой, довольно значительной степени».
Впрочем, возможно и буквальное понимание этих слов.
Откр.8:8. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
Откр.8:9. и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.:
Вторая труба, как и чаша, областью своего действия имеет море и также напоминает одну из египетских казней: превращение воды Нила в кровь (Исх. 7, 20).
«большая гора, пылающая огнем» – бесплодны попытки узнать раньше времени, что представляет собой эта гора. Астероид? Ушедший под воду континент? Извержение вулкана? Применение какого-то страшного оружия? Кто доживет, узнает.
«третья часть моря сделалась кровью» – может быть, кровь является здесь просто символом смерти – как результата кровопролитных войн на море или какого-то катаклизма, ведущего к гибели кораблей, людей, морских рыб и животных, – а может быть, она имеет некоторое более глубокое и таинственное значение. Существует, например, предание, что в конце времен кровь всех от века убитых людей поднимется из глубин земли, обличая злодеяния, совершенные в нашем мире за всю его историю (ср. Ис. 26, 21).
Откр.8:10. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Откр.8:11. Имя сей звезде 'полынь'; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Звезда в Библии нередко означает Ангелов (как Божиих, так и падших) или же людей85. Здесь под звездой можно понимать или самого диавола, или некоторого другого демона, которому дано было повредить источники питьевой воды на земле.
Существует, впрочем, иное аллегорическое толкование, согласно которому питьевые воды – это воды учения: истинная вера, истинное мировоззрение, истинная духовность, и в этом случае под их повреждением следует понимать ереси, лжеучения, лжерелигии, лжедуховность, язычество и вообще всякое ложное мировоззрение, отравленная интеллектуальная и культурная пища человеческой души. От всего этого, как мы знаем, даже и в наше время умирает духовно, а нередко и физически, значительная часть населения земли. Это последнее толкование как будто бы подтверждается характеристикой звезды – «горящая подобно светильнику» – то есть претендующая на истинность, разумность, просвещение.
Под реками можно также понимать христианские Церкви с их предстоятелями и учителями86. В этом случае смысл действия трубы сходный – отпадение части Церквей от Христовой истины, уклонение их в ересь, секуляризацию и т. п.
"полынь» – означает горечь. Горькие отравленные воды становятся – частично, на одну треть – непригодными для питья и производят смерть.
Кроме того, полынь иногда используется в Библии как символ уклонения в язычество, в лжерелигию (ср. Втор. 29, 18).
Откр.8:12. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи.
Если понимать помрачение светил в прямом смысле, то это означает заметное ослабление их света. Такое ослабление может быть связано или с космическими катастрофами, или с состоянием земной атмосферы. О помрачении светил перед наступлением Божия Суда неоднократно говорили пророки (Ис. 13, 10; Иоиль 2, 31; 3, 15). Также и Христос говорил апостолам, что «будут знамения в солнце и луне и звездах» (Лк. 21, 25).
В аллегорическом смысле под солнцем некоторые разумели церковные власти, под луной же и звездами – государственные власти.
Откр.8:13. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!
«посреди неба» – слова могут означать или зенит, самую высокую точку неба, или же, имея более глубокий смысл, указывать на некоторую пограничную сферу между истинным небом Ангелов и землей, низшее небо (ср. 14, 6; 19, 17).
«от остальных трубных голосов трех Ангелов» – семерка труб разделена на две части – четыре и три. Первые четыре трубы простирают действие только на стихии мира и природу, людей же затрагивают лишь косвенно. Последние три трубы касаются непосредственно людей.
* * *
См. во Введении раздел «Гипотеза, концептуально важная…»
Ср.: ранее всадник четвертой печати имел власть поражать смертью четвертую часть земли (Апок. 6, 8).
См. также Пс. 139, 11; Притч. 25, 22; 3Езд. 16, 54.
Характерно, что перед излиянием чаш в 15, 8 сказано, что никто не мог войти в небесный храм, пока не окончились бедствия чаш, что может означать неприятие Богом ходатайств святых.
Ср. слова о последних временах пророка Иоиля: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма» (Иоиль 2, 30).
Ср.: Быт. 37, 9; Числ. 24, 17; Иов 38, 7; Ис. 14, 12; Апок. 1, 20; 9, 1; 12, 4 и др.
Например, слова псалма «Да рукоплещут реки» (Пс. 97, 8) святые отцы относили к апостолам и учителям Церквей, а также к самим Церквам.