Глава 7
Если считать снятие шестой печати описанием кончины мира и Второго пришествия, то приходится признать, что седьмая глава нарушает хронологию повествования святого Иоанна70. Она является как бы отступлением, комментарием, примечанием к общему ходу повествования, она возвращает нас назад и показывает более подробно некоторые события, имеющие произойти перед кончиной мира.
Откр.7:1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
«после сего» – последовательность видений не обязательно соответствует хронологической последовательности событий, в них показанных.
«стоящих на четырех углах земли» – вероятно, на четырех сторонах земли, сторонах света.
«держащих четыре ветра земли» – у пророков ветер иногда означает бедствия. Например, Иеремии Бог говорит: «И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты» (Иер. 49, 36). Также: «Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых» (Иер. 23, 19).
Кроме того, ветер может быть символом действия в мире каких-либо сил – политических, военных и т. п. «Видел я в ночном видении моем, – читаем в Книге пророка Даниила, – и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7, 2–3).
Четверичность ветров означает, что действие их имеет всемирный характер: четыре – число материального мира.
«чтобы не дул ветер» – удержание ветров означает удержание бедствий до определенного срока: до времени запечатления верных.
Откр.7:2. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
Откр.7:3. не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
Откр.7:4. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
«и видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца» – восток есть сторона света, на востоке является солнце и все светила. Вифлеемская звезда Христа Избавителя явилась на Востоке (Мф. 2, 2). Следовательно, восхождение Ангела от востока может означать, что избавление рабам Божиим приходит от Бога, от Христа.
«не положим печати» – печать есть символ избрания и принадлежности. В Древнем мире печати с именем господина ставили на его рабов (см. комм. на 13, 16–17).
Следует также отметить, что печать Бога обозначается словом σφραγίς, то есть «печать», «перстень с печатью», тогда как начертание зверя, о котором пойдет речь в 13-й главе, другим словом – χάραγμα, то есть «знак», «клеймо», «черта».
«на челах рабов Бога нашего» – под запечатленными некоторые понимали обратившихся в конце времен ко Христу иудеев. Об этом обращении говорил апостол Павел в Рим. 11. Существует предположение, что иудеи будут обращены в последние времена святым пророком Илией (см. комм. на 11, 3) и что именно к Илии следует относить слова апостола Павла: «Придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11, 26). От Сиона – то есть из среды Израиля.
Следовательно, запечатление может просто означать принятие иудеями таинств Крещения и Миропомазания. (При Миропомазании, как известно, на христианина ставится «печать дара Духа Святого».) Обратившиеся ко Христу иудеи войдут в тот остаток спасенных Израиля, о котором говорят в Библии все пророки, начиная от Моисея до Малахии и далее до апостола Павла71.
Существует, впрочем, и другое толкование, в соответствии с которым под запечатленными следует понимать всех вообще верных христиан: как из обратившихся ко Христу иудеев, так и из всех прочих народов. Смысл запечатления в этом случае состоит в отделении верных Богу людей ради сохранения их в страшные времена апокалиптических бедствий. Пример подобного запечатления можно видеть в Иез. 9, 4, где перед наказанием Иерусалима Господь дает повеление сделать на челах «людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него», некий знак, евр. תו (тав). Очень характерно, что на иврите слово «тав», кроме прочего, имеет значение «крест»72. Следовательно, эти слова Иезекииля можно понимать как повеление Господа поставить на челах праведников печать в виде креста.
В контексте последнего толкования возникает вопрос: если запечатленные – это все вообще христиане, то почему апостол Иоанн перечисляет далее имена колен Израилевых? Ответить можно так: или потому, что христиане – это новый народ Божий, новый Израиль73, или же потому, что запечатление начнется с обратившихся иудеев.
«сто сорок четыре тысячи» – если под запечатленными понимать обратившихся ко Христу иудеев, то 144 000 (число колен Изрилевых, возведенное в квадрат и умноженное на 1000) означает полноту Богом спасаемого Израиля последних времен74.
Если же запечатленные – это все христиане, то 144 000 означает полноту всей вообще эсхатологической Церкви. Некоторые исчисляли это следующим образом: 3 есть число Бога, 4 – число материального мира, поэтому число Церкви, через которую Бог действует в мире, будет 3 х 4 = 12, полнота же Церкви – 12 в квадрате и тысячекратно, на три порядка, умноженная, то есть 144 000.
Другие же исчисляли иначе: полнота Церкви, из иудеев и из язычников, получается умножением их оснований: 12 патриархов и 12 апостолов и составляет 144; а умноженное на три порядка составляет 144 000.
Откр.7:5. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;
Откр.7:6. из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;
Откр.7:7. из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;
Откр.7:8. из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
В перечислении пропущено колено Даново (вместо него включено колено Левиино, которое традиционно в перечне колен не упоминалось). По мнению многих толкователей, причина пропуска состоит в том, что именно из колена Данова имеет произойти лжемессия-антихрист.
В еврейской религиозной литературе колено Даново нередко пользуется плохой репутацией. В Агаде о данитах говорится как о грешниках, связанных с богохульством и идолопоклонством75. Из «Заветов двенадцати патриархов» мы узнаем, что князем данитов является сатана (VII, 5, 6). В «Таргуме Иерушалаим»76 на Втор. 25, 18 упоминается, что во времена Моисея колено Даново служило идолам, а в мидрашах сказано, что эмблемой этого колена была змея.
В Пятикнижии Дан назван «львом от Васана» (Втор. 33, 22), в чем можно усмотреть противопоставление Христу, Который назван «Львом от колена Иудина» (Апок. 5, 5). Символично также, что Васан77 в древности был местом обитания рефаимов – народа враждебного Богу и народу Божию. Рефаимы были великанами, людьми огромного роста и физической силы: кровать последнего васанского царя Ога, побежденного Моисеем, имела размеры 9 х 4 локтей, или 4,5 х 2 метра (Втор. 3, 11)78. Рефаимы воевали против Моисея, а позже сохранившиеся их потомки и против Давида. Впоследствии, когда рефаимы уже исчезли с лица земли, это слово стали употреблять в общем смысле, как символ погибших враждебных Богу царей-идолопоклонников. Так, у пророка Исаии рефаимами названы пребывающие в глубинах преисподней могущественные языческие цари и властители мира (Ис. 14, 9; также Ис. 26, 14).
Откр.7:9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
С этого стиха начинается описание нового видения апостола – созерцания им небесной славы, ожидающей христиан, сохраняющих верность Христу. Можно думать, что видение было дано Иоанну с целью укрепления христиан в предстоящих испытаниях – как первых веков, так и последних времен.
«которых никто не мог перечесть» – многие видели в этих словах противопоставление по отношению к запечатленным иудеям79. Иудеи были исчислены, и число их известно – 144 000, тогда как количество прославленных на небе христиан из других народов несравнимо больше – их невозможно сосчитать.
«в белых одеждах» – символ победы, спасения и торжества. Полководцы античности, когда праздновали спасительную победу, облачались в белое.
«с пальмовыми ветвями в руках своих» – также знак победы: пальмовыми ветвями встречали царей и победителей. Так встречали и Христа при последнем Его входе в Иерусалим.
Откр.7:10. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
Дательный падеж является здесь особенностью греческого языка, и фразу следует читать как «спасение принадлежит Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу». То есть Бог и Агнец – причина нашего спасения.
Откр.7:11. И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,
Откр.7:12. говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
Та же особенность, что и в стихе 10. Читать следует как «благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость принадлежат Богу нашему во веки веков! Аминь».
Откр.7:13. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?
Откр.7:14. Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
«один из старцев» – см. комм. на 4, 4.
«это те, которые пришли от великой скорби» – выражение «великая скорбь» употребил Христос, когда говорил апостолам о разрушении Иерусалима и о последних временах (Мф. 24, 21). Слово θλῖψις означает не только «скорбь», «горе», но и «гонение», «притеснение».
Здесь это выражение означает, во-первых, великие скорби христиан во времена гонений, а во-вторых, вообще все скорби и трудности христианского пути в нашем мире.
«они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» – христиане, святые и праведники, искуплены от рабства диаволу и омыты от греха Кровью Христовой, которой они не просто помазаны, как некогда жилища народа Божия в Египте, но которую имеют в себе, через Евхаристию.
Откр.7:15. За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
Откр.7:16. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
Здесь описывается состояние спасенных праведников: с ними и в них будет обитать Сам Господь, страданий же и бедствий уже не будет.
Откр.7:17. ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
«живые источники вод» – речь идет о Благодати Святого Духа, соединяющей человека с Богом, единственным источником вечной жизни. Об этой воде Христос говорил апостолам: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей… Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 37–39).
* * *
См. во Введении раздел «О хронологии в книге».
Ср.: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9, 27; Ис. 10, 22).
Отсюда происходит название последней буквы еврейского алфавита – тав, изображавшейся в древности в виде креста.
В Новом Завете имеется множество подтверждений этой истины. Можно указать на следующие слова апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим. 2, 28–29)». Также: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): «в Исааке наречется тебе семя» (Рим. 9, 6–7)». Также: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 29)» и мн. др.
Попытки некоторых исследователей понимать буквально числа 144 000 и 12 000 выглядят неубедительно – хотя бы потому, что из каждого колена в этом случае было бы запечатлено совершенно одинаковое количество избранных.
Ср. аналогичные свидетельства в Библии: Лев. 24, 11; Суд. 18, 30; 3Цар. 12, 29; Ам. 8, 14.
Другое название «Таргум Ионафана» (I век по Р. Х.).
Историческая область в северо-восточном Израиле, на восточном берегу Иордана, включающая в себя Голанские высоты.
Некоторые отождествляли рефаимов с допотопными исполинами (евр. «нефилим» – נפלים, от נפל (нафал) – «падать», «погибать», «разрушаться», «впадать в беду» – см. Быт. 6, 4), но это ошибочно, так как те исполины погибли при потопе, именно ради них посланном на землю.
В том случае, если понимать под запечатлением крещение иудеев.