ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ
1. Основание Галатийской Церкви
Галатия, или Галло-Греция, была область Малой Азии, заселенная в III в. до н.э. галлами. Эту область впервые посетил ап. Павел во время второго миссионерского путешествия, в 52–54 гг. (Деян.16:6). Книга Деяний ничего не сообщает о характере первоначальной проповеди Апостола в этой области. Известно повторное посещение Галатии Апостолом в его третье путешествие (54–58 гг.), когда, задержанный болезнью, Апостол оставался там несколько дольше и галаты услышали подробное благовестие о Христе. Галаты радушно приняли Апостола «как ангела Божия» (Гал.4:14), во всем следовали его наставлениям, отказались от идолослужения (Гал.4:8; 5, 7), терпеливо переносили испытания в вере (Гал.3:4). Таким образом, первоначальное устройство Галатийской Церкви полностью принадлежит св. ап. Павлу.
2. Повод к написанию Послания
Вскоре после вторичного посещения Галатии ап. Павел перешел в Ефес, где прожил три года. Здесь Апостол узнал, что среди галатийцев сеют свои плевелы лжеучители, которые хитростью и обманом совращают их в «иное благовествование» (Гал.1:6). Они учили о необходимости для спасения соблюдать обрезание и прочие обряды ветхозаветной религии. Павлово же учение о свободе от закона и спасении благодатью они пытались объяснить его желанием приобрести себе симпатии среди язычников, для которых иудейские обряды были камнем преткновения. Иудействующие оспаривали и авторитет апостольства Павла, и подлинность его благовестия. Они пытались аргументировать тем, что он якобы никогда не видел Иисуса Христа и, таким образом, не имел существенного качества апостола. Еще не известно, говорили они, по каким мотивам Павел сделался из гонителя христианином. А теперь он разоряет отеческие обряды, отрицает Моисеево богодухновенное законодательство. Даже Христос никогда так не говорил. Напротив, Он говорил, что ни одна черта буквы закона не должна прейти, пока не исполнится все. Даже сам ап. Павел некогда обрезал Тимофея, а теперь вдруг совсем отвергает обрезание. Не удивительно, что многие из галатов поддались лжеучению, совратились с истинного пути. Обеспокоенный и огорченный всем этим, Апостол и пишет галатам свое послание. Это, по выражению Тертуллиана, «Главное послание против иудейства».
3. Время и место написания Послания
Послание написано из Ефеса во время третьего миссионерского путешествия, в начале трехлетнего там пребывания ап. Павла, т. е. около 56 г.
4. Разделение и краткое содержание Послания
Кроме предисловия (Гал.1:1–10) и заключения (Гал.6:11–18), послание разделяется на три главных части:
1. Защитительную (Гал.1:11–2, 21);
2. Вероучительную (Гал.3:1–5, 12);
3. Нравоучительную (Гал.5:13–6, 10).
В предисловии (Гал.1:1–10), после обычного приветствия, ап. Павел выражает удивление, что галаты так быстро забыли его наставления и поддались «иному благовествованию» (Гал.1:6). Апостол объявляет анафему всякому, даже ангелу, кто посмеет благовествовать по-иному о Христе и о пути спасения, чем это возвещено им, Павлом.
1) Защитительная часть (Гал.1:11–2, 21)
Здесь Апостол разъясняет и доказывает галатам свое апостольское достоинство, которое им воспринято не от человеков, но от Самого Иисуса Христа. Это Апостол подтверждает историей своего обращения, результатами своих апостольских трудов и своей ревности, одобренной «столпами апостолов» – Петром, Иаковом и Иоанном (Гал.2:9).
2) Вероучительная часть (Гал.3:1–5, 12)
Апостол раскрывает основную мысль Послания – об оправдании человека и об отношении Ветхого завета к Новому. Человек оправдывается теперь только верой, а не делами закона. Закон же был лишь детоводителем ко Христу и имел значение только для иудеев. Поэтому с пришествием в мир большего откровения закон Моисеев утратил свое значение и силу. Во Христе объявлена новая воля Божия, и служение Богу теперь подобает совершать в обновлении Духом Божиим, а не в следовании мертвящей букве закона. Благодать и вера в любви заменили теперь ветхозаветный закон: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6).
3) Нравоучительная часть (Гал.5:13–6, 10)
Здесь Апостол раскрывает начала христианской жизни при условии свободы от ветхозаветного закона. Свобода от закона должна служить для христиан побуждением быть свободными и от греха, а не быть поводом ко греху.
В заключение (Гал.6:11–18) Апостол, повторив основную мысль Послания о том, что спасение достигается не исполнением закона, а только силой креста Христова, преподает свое благословение.
АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ
Приветствие и предисловие (Гал.1:1–10)
Уже в самом начале Послания св. Павел называет себя «Апостолом» с целью подчеркнуть свое право на это звание, ибо он «избран не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал.1:1). Его апостольство не присвоено самовольно, и не воспринято от других, пусть даже самих апостолов, но принято от Самого Господа (это не противоречит рассказу ап. Луки о том, что предстоятели Церкви в Антиохии совершили рукоположение над Савлом и Варнавой и отправили их на проповедь (Деян.13:2–3), т.к. Сам Дух Святый повелел им это сделать). Ап. Павел выражает свое крайнее удивление тем, что галаты так быстро забыли его наставления, призвание благодати Божией и «так скоро перешли к иному благовествованию» (Гал.1:6). Но как истина одна, так и благовестие Христово одно, поэтому иное учение о Христе может быть только извращением истины.
Апостол объявляет анафему (проклятие) всякому, даже ангелу и себе самому, кто посмеет учить о Христе и о пути спасения по-иному, чем это было возвещено им, ап. Павлом ранее (Гал.1:8). Смелость Апостола здесь необычайна, но она справедлива и основательна, ибо он воспринял благовестие не от людей, не от ангелов, но от самого Иисуса Христа.
ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: Доказательство ап. Павлом своего апостольского авторитета (Гал.1:11–2, 21)
1. Божественный авторитет благовестия ап. Павла (Гал.1:11–24)
Для доказательства истины своего учения о свободе от Моисеева закона и о необязательности обрезания, об оправдании только верой во Иисуса Христа, ап. Павел указывает на его богооткровенный источник: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11–12).
Поэтому, хотя ап. Павел и не был непосредственным учеником Христа при Его земной жизни, но Самим же Христом был поставлен на один уровень со всеми остальными апостолами и имеет равный с ними авторитет.
Сама история обращения Савла в христианство должна показать галатам божественный авторитет его апостольства. До своего обращения он «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (Гал.1:13), преуспевал в иудействе более своих сверстников, «будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал.1:14). В этом состояние только Божественная сила могла так изменить внутренний мир Павла, что из гонителя он добровольно стал гонимым, из фарисея – апостолом. За «ревность по Боге» (Рим.10:2) в иудействе, а еще больше в предвидении будущей его ревности в христианстве Бог избрал его «еще от утробы матери» (Гал.1:15), чтобы открыть в нем Сына Своего для благовестия язычникам (Гал.1:16).
Ап. Павел указывает, что он даже физически не имел возможности научиться у других апостолов: сразу после обращения он ушел в Аравию, где пробыл неотлучно три года (Гал.1:16–19). Вероятно, в Аравийской пустыне он был посвящен Духом Святым во все тайны христианского учения. Через три года (от обращения) ап. Павел ходил в Иерусалим «видеться с Петром» (тогда же ап. Павел встретился и с ап. Иаковом, «братом Господним» (Гал.1:19), принадлежавшим к числу 70-ти апостолов, автором Соборного послания. Иакову же было явление воскресшего Господа (1Кор.15:7); он почитался «столпом» Церкви наравне с ап. Петром и Иоанном (Гал.2:9). Он же был епископом Иерусалимской Церкви и председательствовал на Апостольском Соборе (Деян.15:13).
Ап. Павел специально уточняет, что у ап. Петра он пробыл около 15 дней (Гал.1:18), тем самым показывая, что за это короткое время не мог ни изучить христианское учение, ни заимствовать его от других апостолов. И за все последующие 14 лет после первого посещения Иерусалима ап. Павел ни разу не был больше во святом Граде, но пошел в страны Сирии и Киликии уже с проповедью нового христианского учения (Гал.1:21–2, 1).
2. Одобрение благовестия ап. Павла «столпами апостолов» (Гал.2:1–10)
В подтверждении истинности своего благовестия ап. Павел отмечает его полное согласие с учением всех остальных апостолов. При свидании со «столпами Апостолов» последние не нашли в его благовестии ничего отличного от своего учения. Свидание это состоялось, как уточняет ап. Павел, через 14 лет в Иерусалиме – очевидно, на так называемом Апостольском Соборе (Гал.2:1). 14 лет отсчитывается со времени первого свидания с ап. Петром (Гал.1:18), которое, в свою очередь, было через три года после обращения. Таким образом, если обращение ап. Павла было в 34 г. по Р.Х., то Апостольский Собор был в 34 † 14 † 3 51 году по Р.Х. (католические богословы считают, что указанные 14 лет нужно отсчитывать со времени обращения ап. Павла, – тогда Апостольский Собор будет в 48–49 году; однако контекст послания (особенно 2, 1 – «потом через 14 лет опять ходил я в Иерусалим») говорит, что считать следует после первой встречи с ап. Петром). Когда же ап. Павел изложил «столпам Апостолов» свое учение о свободе от Моисеева закона и о спасении благодатью по вере в Иисуса Христа, то и «знаменитые» не возложили на него ничего более, но подали ему «руку общения» (Гал.2:6–9), т. е. согласились с его, Павловым, благовестием, что и подтвердили решениями Апостольского Собора в Иерусалиме (Гал.2:2).
Во время Апостольского Собора «вкравшиеся лжебратия» приходила тайно подсмотреть за свободою ап. Павла, решится ли он и здесь, в Иерусалиме, так смело отступать от Моисеева закона (Гал.2:4–5). Но ап. Павел остался принципиальным до конца, несмотря на то, что даже «знаменитые», сообразуясь с местом и временем, иногда дозволяли и в христианстве иудеям держаться своих обычаев. Ап. Павел бескомпромиссно защищал истину благовестия Христа, зная, что всякая уступка иудейским обычаям ведет к ослаблению веры, умалению заслуги Иисуса Христа и что в споре о роли иудейских обычаев, обрядности и закона решается судьба Евангелия и Церкви.
3. Обличение св. ап. Петра (Гал.2:11–21)
Благовестие ап. Петра не основывалось ни на чьем авторитете, кроме одного – Самого Иисуса Христа. Это видно из того, что когда ап. Петр в Антиохии захотел сделать уступку иудействующим, стал чуждаться общения с христианами из язычников, с которыми раньше, до прибытия христиан из иудеев, вместе ел и общался, то ап. Павел смело обличил его «лицемерие» (Гал.2:11–13) (свт. Иоанн Златоуст толкует это место так, что ап. Петр не «лицемерно», а притворно сторонился язычников, когда пришли иудействующие, в надежде, что ап. Павел потом исправит их. В таком случае и ап. Павел намеренно, для видимости только обличал ап. Петра. Но другие толковники (Августин, еп. Феофан) придерживаются дословного понимания и признают за ап. Петром действительную уступчивость (см. А. Иванов. Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. СПб., 1893, 285). Из этого обличительного места становится ясно: 1) что ап. Павел имел полное равноправие со всеми остальными апостолами и 2) что ап. Петр не имел никакого особого преимущества или главенства над другими, как то бы хотели видеть католические богословы, считающие ап. Петра «князем апостолов» (в Вульгате вместо имени Петра в Гал.2стоит имя «Кифа» в согласии с некоторыми кодексами; этим самым проводится различие между ап. Петром и неким иным благовестником Кифой (там же, 284).
В противовес тому, что ап. Петр перед христианами из иудеев скрывал свою свободу по отношению к закону Моисееву, ап. Павел ясно заявляет о бесполезности последнего: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» (Гал.2:16).
Если мы, оправдавшись верою, все-таки признаем необходимость закона, значит, ищем иного оправдания, кроме Христа, значит, мы оказываемся под законом, т. е. грешниками, или, что то же, – «Христос есть служитель греха» (Гал.2:17). Возвращаясь вновь к закону, от которого ранее отказались, галаты тем самым показывают, что они виновны в разорении закона. Но так как и закон указывает на необходимость признания Христа, то они делаются вдвойне преступниками (Гал.2:18).
Поэтому, не желая разрушать созданное Христом спасение, Апостол, по требованию самого закона, умирает для закона, чтобы жить только верой и только для Христа: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19–20).
Смерть для закона произошла оттого, что ап. Павел уверовал во Христа, сораспялся Ему и умер с Ним в крещении (Рим.6:6); но в крещении же он и ожил силою Духа для жизни во Христе.
III. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Гал.3:1–5, 12)
1. Оправдание верой, а не делами закона (Гал.3:1–29)
а) Необязательность закона Моисеева в деле спасения (Гал.3:1–14)
Доказав галатам авторитет своего апостольства и свое равноправие со всеми прочими апостолами, ап. Павел излагает теперь главный предмет Послания: необязательность закона Моисеева в деле спасения. Доказывает это Апостол как из опыта жизни самих галатов, так и на примере оправдания Авраама.
1. Апостол указывает галатам на то, что они получили Св. Духа без участия закона, единственно «через наставление в вере» (Гал.3:2) (приобщение благодати Св. Духа невозможно помимо Богоучрежденного таинства крещения, которое, безусловно, предполагается при «наставлении в вере» (Гал.3:2). Без истинного крещения, при одном «наставлении в вере» человек остается безблагодатным, значит, не имеет главного признака христианина. По этому поводу еп. Феофан замечает: «Возможно составиться целому обществу таких ведцев Евангелия, и имя даже себе присвоить евангеликов, но быть безблагодатными и, следовательно, христианами только по имени» (Толк. посл. св. ап. Павла к Галатам, изд. 2-е, М., 1893, стр. 208). Апостол возмущен священным гневом, что галаты, «начав духом, теперь оканчивают плотью» (Гал.3:3), т. е. от благодати возвращаются к закону, что и подтверждает их «несмысленность» (Гал.3:1), неразумность их поведения.
Апостол напоминает также галатам, что они уже много потерпели за Христа, и не без пользы (Гал.3:4). Изменяя же вере, они делают эти труды и лишения бесполезными и еще больше усугубляющими виновность измены и вместе тяготу страданий.
2. Другим доказательством «несмысленности галатов» является то, что они, отступив от веры, думали, что подражают отцу своему Аврааму, в то время как Авраам верой, а не делами закона, еще до обрезания получил оправдание. «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт.15:6). По обетованию Божию эта праведность вменяется и всем потомкам Авраама, но потомкам не по плоти, а по вере: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Гал.3:7). Этим благословенным семенем Авраамовым соделаются все народы земли, которые будут ходить по стопам праотца Авраама, т. е. ходить верой: «В тебе благословятся все народы» (Быт.12:3), – говорит Господь Аврааму, – а вместе с благословением они унаследуют и обетования праотца.
3. Отвращаясь от веры к закону, галаты отвращались тем самым и от спасения. Это следует из того, что исполнить весь закон невозможно, а значит, невозможно избегнуть и осуждения: «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор.27:26). Ветхозаветные праведники достигли святости отнюдь не законом, а верой в Того Искупителя, Которого предсказывал закон: «праведный верою жив будет» (Авв.2:4) (слово «верою» относится к слову «праведный», а не к словам «жив будет»).
Ап. Павел указывает, что только Христос «искупил нас от клятвы закона – т. е. проклятия за неисполнение закона Божия, – Сам сделавшись за нас клятвою», т. е. жертвою (Гал.3:13). Христос Сам был свободен от клятвы, ибо Он был безгрешен, но, добровольно приняв на Себя наши грехи, принял в незаслуженную клятву – крестную смерть. Этим Он освободил нас, подлежавших заслуженной клятве. Цель же искупления заключается в том, чтобы открыть людям возможность Богообщения через принятие «обещанного Духа верою» (Гал.3:14). «Крест разрушил клятву, а вера ввела оправдание, оправдание же низвело благодать Духа» (св. И. Златоуст) (еп. Феофан, Толк. посл. св. ап. Павла к Гал.стр. 249).
б) Закон – детоводитель ко Христу (Гал.3:15–29)
Ап. Павел показывает, что бесполезность закона в настоящее время кроется не в его «неправильности», – ибо он от Бога; не в его неисполнимости, – ибо вина неисполнения на самом человеке, – а в его временном назначении. Известно, что обетование Аврааму было о Христе и дано оно было за 430 лет до закона, независимо от закона, следовательно, оно действенно и после отмены закона (430 лет от прихода Авраама в Ханаанскую землю до времени дарования закона Моисею) (Гал.3:17). Обетование более универсально, чем закон. Действие же закона временно: он дан после получения обетования и до времени его исполнения: «он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (Гал.3:19).
Появление закона, таким образом, вызвано умножением греховности и связано с задачей сохранить обетование. Закон должен был не только обнаруживать грех, но и показать человеку его бессилие освободиться своими силами, возбуждая тем самым жажду искать оправдание от Бога.
Подчиненное положение закона по отношению к обетованию показано Апостолом и в том, что обетование дано было Аврааму Самим Богом, закон же «преподан через Ангелов: рукою посредника» (Гал.3:19), т. е. Моисея. Бог явился на Синае, показав, что закон исходит от Него, но подробности закона передавались Моисею через Ангелов Божиих (Гал.3:19–20, см. Деян.7:25).
Кроме того, закон не давал человеку духовных сил к его исполнению, а через неисполнение «всех заключил под грехом» (Гал.3:22). Между тем, от принятия обетования происходило оправдание, притом через простое движение сердца, через веру в «семя обетования», т. е. во Христа. Закон налагал узду повиновения внешнего, держал «под стражею... до того времени, как надлежало открыться вере» (Гал.3:23).
«Итак, закон был для нас детоводителем («детоводитель» – по-гречески paidagwgoz, по-славянски «пестун») ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (Гал.3:24–25).
Закон имел, следовательно, значение воспитательное, а потому временное: как педагог освобождается от выросшего ребенка, так и закон «изнемог» и отменен с приходом веры в явившегося Спасителя. Верой во Христа восстанавливается не только первоначальное Богосыновство, но и первоначальное Богообщение и обожение:
«Ибо все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» («облечься» значит одеться, носить одежду, образ; переносно – пронизаться, воплотиться, как и в Лк.24:49; Рим.13:12; 1Кор.15:49, 54; Еф.4:24) (Гал.3:28–27).
В таинстве крещения верующий онтологически, т. е. по существу, а не образно, не метафорически освящается Божественной благодатью, становясь новым творением по образу Творца, как дикая виноградная ветвь прививается плодородной лозе – Христу. Этому единению со Христом не препятствуют ни национальные различия, ни семейное или общественное положение: «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужескаго пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).
Блаж. Иероним по поводу этих слов говорит: «когда кто облечется во Христа и огнем Духа Святого объят станет, не различишь – золото кто есть или серебро... огонь проникает всю массу, все становится одним огненным светом, и всякое различие рода и состояния исчезает» (цит. по еп. Никанору, Толковый Апостол, изд. III, СПб., 1904, ч. II, стр. 375).
Таким новым организмом, где все члены совершенно равны, является Церковь Божия, напоенная огнем Духа Божия, в которой иерархичность есть не выражение неравенства, но функция служения, организованность и чин.
2. Рабство закона и свобода Евангелия (Гал.4:1–5, 13)
а) Человек под законом и под благодатью (Гал.4:1–7)
Сравнив подзаконных с детьми, а закон – с детоводителем, теперь Апостол сравнивает их с рабами: «наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего» (Гал.4:1), потому что находится под надзором, как и раб. Духовное детство народа Божия во время подзаконное подчиняло его «вещественным началам мира» (Гал.4:3), что неизбежно приводило к незрелым религиозным понятиям. Но это время подзаконности, детоводительства с пришествием Сына Божия уже миновало: «когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4–5).
Родившись «от жены» (ecguaikoz – из женщины) в подзаконное время, Он и Сам стал подзаконным, сообщив тем самым человеческой природе и Свое Божество. Поэтому уверовавшие в Него уже не рабы, но сыны Божии по благодати и полноправные наследники своего отца по обетованию: «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (стихи 4, 4–7 наиболее ярко выражают истину о Воплощении Сына Божия, почему и читаются как Апостольское зачало на Рождество Христово) (Гал.4:7).
Наше благодатное богосыновство удостоверяется свидетельством Св. Духа, Которого мы получили в крещении: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6), т. е. «Отче наш». Выражение Апостола, что Сын Божий «родился от жены» (Гал.4:4) имеет тот же смысл, что и у ап. Матфея (Гал.1:20) и у ап. Луки (Гал.2:5), где слово «жена» (gunh) означает женщину вообще, а не супругу.
б) Укорение галатов за непостоянство (Гал.4:8–20)
Указав галатам на высокое сыновное достоинство верующих во Христа, Апостол укоряет их за то, что они вновь возвращаются к закону иудейскому уже после того, как от низкого язычества были возведены к столь высокому познанию Христа (Гал.4:8–10). «Наблюдаете дни» – т. е. субботы; «месяцы» – т. е. новомесячие; «времена» – т. е. многодневные праздники: Пасху, Кущи; «годы» – т. е. субботний, седьмой, или юбилейный. Соблюдение всего этого и есть по Апостолу, «возвращение к немощным и бедным вещественным началам» (Гал.4:9–10).
Стараясь воздействовать на галатов, Апостол вспоминает, как они были добры и послушны его благовестию; приняв его «как Ангела Божия», даже более, как Самого Христа, были готовы на любое самопожертвование ради него и не презрели его искушения во плоти, и не возгнушались им (Гал.4:14) (под «искушением» Апостола «во плоти» западные толковники склонны понимать какую-либо его болезнь, то, что он называет «жало в плоть, ангел сатаны» (2Кор.12:7). Но большинство наших экзегетов под искушением «во плоти» понимают его телесные страдания и гонения за благовестие Христа в Галатии (см. еп. Феофан, Толк. послан. к Гал.321). Здесь проявляется подкупающая искренность Апостола, который хвалится немощами своими, сообразуясь не со своей славой, а с духовной пользой для уверовавших. Апостол боится, чтобы его труд благовестия не пропал напрасно, так как среди галатов нашлись ревнители нечистые, желающие отлучить верующих от ревности по Богу, «чтобы ревновали по них» (Гал.4:17). Такова вообще природа всех ревнителей – еретиков, которые отрывают людей от правой веры под видом ревности, но в действительности преследуют эгоистические цели.
в) Прообразы сынов рабства и сынов свободы (Гал.4:21–31)
Преимущество веры перед законом Апостол изъясняет на примере рождения Исмаила и Исаака. Рожденный от рабы Агари Исмаил рожден по плоти в рабство, – это образ Завета Ветхого, полученного на Синае, подзаконные которого суть нынешний Израиль, о чем говорит само имя «Агарь» (Гал.4:23–25) («Агарь» – по-арабски значит «камень»; этим именем у арабов называется гора Синай, на которой Моисей получил закон. А так как потомки Агари по происхождению и фактически были в рабстве у соседних народов, то по аналогии в таком же рабском состоянии находятся «подзаконные», получившие закон на Синае, т. е. «нынешний Иерусалим», плотский Израиль). Исаак же, рожденный от свободной жены Сарры, которой одной принадлежала любовь Авраама, прообразовал Новый Завет и вышний Иерусалим, который свободен, – он «матерь всем нам» (Гал.4:26). «Вышний Иерусалим» – это Церковь Христова (Евр.12:22). Апостол употребил здесь именно этот образ, потому что галаты желали быть семенем Авраама (Гал.4:21). Но у Авраама по плоти было не одинаковое семя: одно – в рабство плоти, другое – в свободу детей Божиих. Верующие и суть «дети обетования» (Гал.4:28).
Апостол приводит также свидетельство пророка Исаии о том, что чада Церкви рождаются не плотски, а духовно, силой свыше, как Сарра родила по обетованию.
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис.54:1).
Сарра здесь прообразует Церковь Божию, которая, не мучившись родами, «не имущая мужа», имеет более детей, чем «имущая мужа» Агарь, т. е. синагога иудейская (Гал.4:27). Апостол говорит, что как тогда плотски рожденный от Авраама Исмаил преследовал необычайно рожденного Исаака (Быт.21:9), так и теперь плотские потомки Авраама, иудеи, преследуют духовно рожденных от Христа, т. е. Церковь. Но Исмаил впоследствии был изгнан из дома Авраама, – такая судьба постигает и плотского Израиля.
г) Свобода во Христе (Гал.5:1–12)
Изложив галатам учение о свободе от закона Моисеева, Апостол говорит о свободе жизни во Христе. Все подзаконное время Апостол называет рабством, а новозаветное время – свободой. «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1). Эта свобода заключается прежде всего в свободе от грехов, а также и от закона, данного ради грехов. Поэтому если христиане хотят воспользоваться дарованной им свободой, то не должны обрезываться, во-первых, потому что с обрезанием связан весь закон; во-вторых, потому что обрезывающимся «не будет... никакой пользы от Христа» (Гал.5:2).
Обрезывающийся как бы боится закона, значит, не верит силе благодати, а не веруя, и не получает ее. Мы же, христиане, «духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5:5). Вера же, любовью споспешествуемая, дает то, чего не смог дать закон, а именно – оправдание и спасение: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5:6).
В деле оправдания человека действует вера, но не сама по себе, как умственное принятие, но «действующая любовью», т. е. выражающаяся в делах любви, иначе – добродетельная вера. Как видим, ап. Павел учит так же, как и ап. Иаков, что вера без дел мертва (Иак.2:17). Если бы Апостол проповедовал при вере и обрезание, тогда он не был бы гоним и тогда «соблазн креста прекратился бы» (Гал.5:11) (условное согласие ап. Павла, что он проповедует обрезание, объясняется тем, что иудействующие указывали на факт обрезания Тимофея (Деян.16:3). Не отрицая этого, Апостол показывает, что это еще не значит, что он проповедует обрезание. Если бы это было так, то он не был бы гоним «за крест Христов» (Гал.6:12). Гонение со стороны иудеев показывает, что они видят в ап. Павле противника обрезания). Как замечает Златоуст, иудеев соблазняла не столько проповедь о Распятом, сколько требование не следовать отеческим законам и обычаям (А. Иванов, Цит. соч., стр. 305).
IV. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Увещание к христианской жизни на началах свободы от закона (Гал.5:13–6, 10)
1. Общее начало христианской жизни (Гал.5:13–26)
Условием христианской нравственности ап. Павел провозглашает свободу, – свободу от греха и закона Моисеева, а главным принципом ее является христианская любовь: «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слово заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:13–14).
Христианство провозгласило свободу, но мы обязаны употребить ее не к угождению плоти, а к получению более высокого состояния, чем то, какое мы имели под законом. Апостол указал легкий, доступный всем способ достичь этого: любить друг друга. Любовь обладает внутренней живительной силой, почему она, хотя и связана всегда с самопожертвованием, легка и приятна и ведет к совершенству. Там же, где вместо любви блюдется закон, там появляется несогласие, зависть, распри, лишь внешне сдерживаемые законом, но не искореняемые им (Гал.5:15).
Почему же Апостол указал только на любовь к ближнему, а не к Богу? Еп. Феофан, ссылаясь на блаж. Августина, объясняет это так: любовь к ближним видима и осязаема; она всегда предполагает и любовь к Богу. Наоборот, любовь к Богу неосязаема и невидима, и, дабы никто ошибочно не предположил, что уже имеет ее, Апостол первым условием поставил любовь к ближним (Толк. посл. св. ап. Павла к Галатам, стр. 387).
Освободившись от закона, верующие приняли Духа Святого, Который в сердцах их пишет Свои духовные законы. По ним и должны жить верующие, преодолевая плотские похоти: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:16–17).
«Плотию» назвал здесь Апостол наклонность воли к греховным и страстным чувствам, которые, исходя из души, проявляются в нашей чувственной, телесной природе. Среди «дел плоти» Апостол упоминает только самые грубые, но типичные среди языческого мира, всего 18 видов греховных дел (Гал.5:19–21). Приверженные хоть одному из этих грехов «Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:21). Под «плодами духа» Апостол понимает добродетели, возращенные обитающей в душе благодатью Св. Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).
Апостол замечает, что между этими двумя началами: законом плоти и законом духа всегда идет непримиримая борьба: это борьба света и тьмы, борьба добра со злом (Гал.5:17). Этой борьбы незаметно там, где дух раболепствует плоти, как у сластолюбивых и невоздержанных грешников, хотя и у них временами пробуждается мучительное сознание своего нравственного падения. Но как только человек решается жить духовно, желает возвратить своему богоподобному духу его права, – тотчас начинается борьба и противоборство со стороны плоти. Этой борьбы не избегает никто, и вестись она должна до полной победы духа над плотью: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотьми» (Гал.5:24) («распятие плоти» понимается в смысле отвержения себя, взятия креста своего и следования за Господом (Мк.8:34). Только с течением времени, при содействии благодати Божией борьба все слабеет и слабеет, даруя подвижнику минуты высшего блаженства единения с Богом.
2. Правило поведения духовно совершенных по отношению к немощным (Гал.6:1–10)
Изложив начала духовной жизни христиан и показав, как тяжела духовная борьба, в которой человек может временами падать и восставать, Апостол теперь обращается к «духовным», т. е. предстоятелям общин, и заповедует им не тщеславиться собой, своим совершенством, ибо оно есть плод благодати Св. Духа, а впадших в прегрешение исправлять в духе кротости, снисхождения, долготерпения и любви.
«Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такового в духе кротости... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1–2).
Закон Христов, таким образом, есть закон любви; любовь же есть служение, ношение «бремени друг друга». Апостол предостерегает от самообольщения, самохвальства, зная, сколь изменчиво и непрочно наше духовное состояние, как легко мы теряем его, не укрепляемые благодатью: поэтому «каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (Гал.6:4). И усовершившийся в чем-либо должен сравнивать себя не с немощным братом, а с совершенной нормой христианства: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» (Мф.5:48). Рассматривая себя так, мы убедимся, что нечем нам гордиться.
Апостол призывает верующих оказывать пресвитерам всякую честь и помощь в их нуждах, давая тем самым повод к обнаружению дел любви и милосердия: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал.6:6). Суетно и неразумно христианину полагаться на жизнь плотскую, – ведь все, что отдано плоти, посеяно в плоть, оканчивается тлением и исчезает. Только «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:8).
Ап. Павел призывает пребывать в добре независимо от награды и не унывать, если эта награда приходит не скоро. Награда бывает не в начале рабочего дня, а в конце его: «в свое время пожнем» (Гал.6:9), – говорит Апостол. Нельзя также откладывать делание добра на будущее, ибо в любой момент может случиться так, что даже и при желании делать добро уже будет поздно, ибо время неумолимо идет к концу. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение (Гал.6:11–18) Апостол хочет расположить всех к принятию вышеизложенных наставлений, оградить от влияния лжеучителей, которые все делают ради корысти, лишь бы «не быть гонимым за крест Христов» (Гал.6:12). Лжеучители, совращавшие галатов, отвергали крест как таковой, чем упраздняли для себя весь крестный подвиг Спасителя, уповая на обрезание. Этим они маскировались под иудеев и тем самым избавляли себя от гонений» (действительно, по сообщению блаж. Иеронима, при Юлии Цезаре, Октавиане Августе и Тиверии действовал закон, дозволявший иудеям жить по своим обычаям. Поэтому, кто был обрезан, тот, хотя и веровал во Христа, почитался язычниками за правоверного иудея и не подвергался преследованиям).
В противоположность им Апостол говорит, что он верит в силу креста и им одним хвалится: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира (Гал.6:14).
Каким же крестом желает хвалиться ап. Павел? Тем, которым для него мир распят и он для мира (Гал.6:14). Начало такому распятию, миру, т. е. всему земному, временному и греховному: чести, славе, богатству, утехам и т.д. полагается в крещении; затем оно совершается на протяжении всей земной жизни христианина.
Самому же обрезанию, как устраняющему крест Христов, Апостол выносит суровый приговор: «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15), т. е. новая жизнь во Христе. Во Христе человек как бы пересоздается заново, ибо обновляется, освящается, восстанавливается первозданная чистота его как образа Божия. Все это достигается при жизни по заповедям Христовым и шествовании путем Христовым, что Апостол и подтверждает своей жизнью: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал.6:17) (в древности рабы получали особые клейма как знак подвластности своему господину. По аналогии с этим ап. Павел указывает на свои язвы за Христа, как клеймо, подтверждающее верность Христу), т. е. раны от побоев, трудов и изнурений за дело Христово.
В конце послания, которое написано собственноручно (Гал.6:11), Апостол преподает апостольское благословение.
Вопросы для повторения Послания к Галатам
I. 1. Что известно об основании Церкви в Галатии?
2. Что составляет повод и цель написания Послания? Какие главные разделы Послания?
3. Чем характерно вступление Послания (Гал.1:1–5)?
4. За что укоряет ап. Павел галатов (Гал.1:6–7)?
5. Какой суд произносит Апостол над лжеучителями (Гал.1:8–9)?
II. 1. Какой источник благовестия ап. Павла (Гал.1:11–12)?
2. Какие биографические сведения привел ап. Павел и зачем (Гал.1:13–24)?
3. Что говорит ап. Павел о встрече с ап. Петром (Гал.1:18–19)?
4. Как встретили ап. Павла «столпы апостолов» (Гал.2:2)?
5. Как вел себя ап. Павел на Апостольском Соборе (Гал.2:4)?
6. Как отозвался ап. Павел о непринципиальном поведении ап. Петра (Гал.2:11–21)?
7. Почему при вере во Христа невозможно надеяться на оправдание от Закона (Гал.2:17–20)?
III. 1. Каким образом показывает Апостол необязательность закона Моисеева в деле спасения (Гал.3:1–14)?
2. Кто суть истинные сыны Авраама (Гал.3:7)?
3. Кто освободил нас от клятвы закона (Гал.3:8–13)?
4. В чем состояло несовершенство закона (Гал.3:15–18)?
5. Зачем дан был закон и на какой срок (Гал.3:19)?
6. Через кого преподан закон, а через кого обетование (Гал.3:19–20)?
7. Чему уподобляется закон (Гал.3:24)?
8. Какие обетования дает вера (Гал.3:26–27)?
9. Имеют ли значение национальные, социальные и другие различия людей в их отношении ко Христу (Гал.3:28)?
IV. 1. С чем и почему сравнивает ап. Павел подзаконных (Гал.4:1–3)?
2. Когда мы освобождаемся от рабства закону (Гал.4:4–6)?
3. Апостол на Рождество Христово (Гал.4:4–7).
4. Какое мы имеем свидетельство нашего сыновства Богу (Гал.4:6)?
5. За что укоряет Апостол Галатов (Гал.4:9–10)?
6. Как возбуждает Апостол Галатов к прежней вере (Гал.4:14–15)?
7. Какое прообразовательное значение было в рождении сынов Авраама (Гал.4:22–25)?
8. Какое пророчество Исаии о свободных чадах Церкви и синагоге дал Апостол (Гал.4:27–29)?
V. 1. Как называет ап. Павел время подзаконное и время новозаветное (Гал.5:1)?
2. Почему при вере нельзя обрезываться (Гал.5:2–5)?
3. На какую веру указывает Апостол (Гал.5:6)?
4. Что является главным принципом христианской жизни (Гал.5:13–14)?
5. Как ап. Павел изображает духовную брань в человеке (Гал.5:16–22)?
6. Где незаметна, где возникает и до каких пределов надо вести духовную борьбу (Гал.5:24)?
7. Как должны относиться духовные к согрешившим (Гал.6:1–2)?
8. Как можно исполнить закон (Гал.6:2)?
9. Как предостерегает ап. Павел от самообольщения (Гал.6:4–6, 6)?
10. Нечему неразумно полагаться на плотскую жизнь (Гал.6:8)?
11. Почему надо спешить делать добро (Гал.6:9–10)?
12. Чем хвалится Апостол (Гал.6:12–14)?
13. Что означают слова Апостола: «язвы Господа Иисуса Христа на теле моем» (Гал.6:17)?