протоиерей Николай Попов

Источник

История судей израилевых 312

Понятия о судьях израилевых

По смерти Иисуса Навина, у израильтян не стало такого вождя, который бы один с властью управлял ими, поэтому они впали в своеволие: каждый делал то, что ему казалось справедливым, стали враждовать между собою, стали дружиться и родниться с хананеями, служить их идолам313 и предаваться их порокам. За это Бог несколько раз лишал их своей помощи и предавал в руки этим самым хананеям, с которыми они вступали в дружбу и родство314. Но как только израильтяне каялись в своих грехах и обращались к Богу, Он посылал им людей, которые избавляли их от врагов, восстанавливали у них истинное Богопочтение и порядок и управляли ими по воле Божией. Эти люди назывались судьями. Кроме этих чрезвычайных людей, в каждом колене постоянными судьями были старейшины (Суд. 2:10–23, 7, 17–21).

Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар

Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и Бог отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим315 (Суд. 3:8–31).

Судьи Девора и Варак

За грехи израильтян Бог предал их в руки Иавину, царю Ханаанскому, который царствовал в Acope и который угнетал их 20 лет. Когда они покаялись и обратились к Богу, Господь повелел чрез пророчицу Девору одному мужу, по имени Вараку, собрать воинов и истребить войско царя Асорского, находящееся под начальством Сисары. Варак сказал пророчице: «Если ты пойдешь со мною, я пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора сказала: «Пойди, пойду с тобою, только слава окончания победы не достанется тебе; Сисару Господь предаст в руки женщины». Варак собрал войско (10000 человек) и взошел на гору Фавор. Узнав об этом, Сисара собрал войско. Но Варак, по пророческому слову Деворы, напал на него, обратил его в бегство и истребил его войско. Когда Сисара спасался бегством, его пригласила в свой шатер одна женщина, по имени Иаиль, муж которой был в мире с царем Асорским, напоила его молоком, уложила спать и, когда он уснул, вонзила кол в висок его. После этой победы израильтяне мало-помалу совершенно уничтожили царство Иавина, царя Асорского, и наслаждались миром 40 лет. Девора и Варак прославили Господа за победу благодарственною песней (Суд. 4, 5).

Судья Гедеон

Израильтяне стали делать злое пред Господом, и Бог предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень316 и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь».

В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя».

Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою317 и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, Бог дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо318. Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, Бог сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек. Потом Господь велел вести оставшихся к воде, и тех, которые будут пить воду с руки, ставить особо от тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить. Пивших с руки оказалось 300 человек. Этих 300 человек Господь велел Гедеону удержать у себя для поражения врагов, а прочих отпустить319. Когда наступила ночь, Гедеон, по повелению Божию, вошел в стан неприятелей, которые расположились на долине в таком множестве, как саранча (их было 135000 человек). И вот, один из них рассказывает другому свой сон: «Снилось мне, будто ячменный хлеб320 прикатился к шатру и ударил в него так, что он упал». Другой ему сказал: «Это меч Гедеона: предал Господь в руки его весь стан». Возвратившись в свой стан, Гедеон разделил своих 300 человек на три отряда, дал всем им трубы, кувшины и в кувшины светильники и велел обойти неприятелей со всех сторон и делать то же, что он будет делать. После этого три отряда окружили стан неприятельский, по данному знаку затрубили трубами, разбили кувшины и, держа светильники, закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Спавшие неприятели страшно перепугались, бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон погнался за ними и истребил их. В благодарность за спасение от врагов, израильтяне сказали Гедеону: «Владей нами ты и потомство твое». Но он отвечал: «Господь да владеет вами». И покоилась земля 40 лет (Суд. 6, 7, 8:1–29).

После смерти Гедеона, сын его, Авимелех, убил 70 братьев своих321, кроме Иофама, и царствовал 3 года в Сихеме, но погиб во время возмущения своих подданных от руки женщины, которая бросила с башни в голову его камень, когда он хотел поджечь башню. После этого был судьею израильтян 23 года Фола, после Фолы – 22 года Иаир (Суд. 8:30–35, 9, 10:1–5).

Судья Иеффай

Израильтяне стали служить ложным богам соседних народов языческих, а истинного Бога оставили. Бог прогневался на них и предал их в руки филистимлян и аммонитян, которые теснили и мучили их 18 лет. Израильтяне раскаялись в грехах своих, отвергли идолов, стали служить только истинному Богу, и Он помиловал их и дал им вождя, Иеффая. Отправляясь на войну против аммонитян, Иеффай дал обет Богу принести Ему после победы над врагами во всесожжение то, что прежде всего выйдет из ворот дома его навстречу ему322. Когда он победил аммонитян и возвращался домой, навстречу ему вышла единственная дочь его, в сопровождении собранных ею девиц с тимпанами и пением. Увидев ее, Иеффай разодрал на себе одежду и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня: я обещал тебя Господу, и не могу отказаться от своего слова». Она отвечала ему: «Отец мой! Ты обещал меня Господу, исполни обет, потому что Бог тебе помог отомстить врагам», – и попросила только у него два месяца оплакать девство свое с подругами. Через два месяца Иеффай исполнил свой обет, посвятив ее Богу323 (Суд. 10:6–18, 11).

Ефремляне, завидуя Иеффаю, перешли Иордан и хотели сжечь дом его и самого его за то, что он не позвал их на войну. Иеффай разбил их. Когда они под чужими именами стали возвращаться домой, жители Галаадские, заняв переправу чрез Иордан, стали заставлять их произносить: «Шибболет» (колос), и когда они произносили: «Сибболет», поэтому узнавали их и убивали. Так погибло 42000 человек (Иеффай был судьею 6 лет).

После Иеффая были судьями: Есевон (7 лет), имевший 30 сыновей и 30 дочерей, Елон (10 лет) и Авдон (8 лет), имевший 40 сыновей и 30 внуков (Суд. 12).

Судья Самсон

Израильтяне делали злое пред Господом, и Он предал их в руки филистимлян324 на 40 лет. В это время в земле Израильской (в городе Цоре) был один человек, Маной. Жена его была неплодна и не рождала. Однажды явился ей Ангел Господень и сказал: «Скоро ты родишь сына. Отныне, ты не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, и бритва не коснется головы этого сына твоего, потому что он с самого рождения будет назорей Божий (посвященный Богу), и он начнет спасать Израиль от филистимлян». Жена сказала об этом мужу своему. По молитве Маноя, Ангел явился опять жене его. Она привела мужа своего, и Ангел подтвердил свои наставления. Маной спросил его: «Как тебе имя?» Ангел отвечал: «Оно чудно». Маной принес жертву Господу на камне. Когда пламень жертвы стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел поднялся в пламени. Маной в страхе сказал: «Верно, мы умрем, потому что видели Бога». Но жена сказала: «Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы жертвы и не открыл бы нам сего».

Жена Маноя родила сына и дала ему имя Самсон. Вырос Самсон, и Дух Господень начал действовать в нем. Он стал показывать необыкновенную силу. Понравилась ему одна филистимлянка из Фимнафы, и он стал просить родителей женить его на ней. Родители долго не соглашались женить его на иноплеменнице, наконец, уступили его просьбам и отправились с ним в Фимнафу. На пути Самсон отстал от родителей. Вдруг видит: навстречу ему идет молодой лев и рыкает. Дух Господень сошел на него, он схватил льва и руками своими растерзал его, как козленка, догнал отца и мать и не сказал им, что он сделал. В Фимнафе предложение Самсона было принято, и положено было чрез некоторое время праздновать брак. Спустя несколько дней, Самсон из дома своего шел тою же дорогою в Фимнафу на брак, зашел посмотреть на труп льва и нашел в нем рой пчел и мед. Он взял мед, ел его дорогой и дал родителям своим, но не сказал, откуда взял его. Сделал Самсон брачный пир. Филистимляне, боясь Самсона, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. Он загадал им загадку и обещал, если отгадают ее в семь дней пира, дать им 30 тонких рубашек и 30 перемен одежд. Они согласились. Тогда Самсон сказал: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Филистимляне заставили молодую жену Самсона выпытать от него и сказать им, что значит загадка, и в конце седьмого дня сказали ему: «Что слаще меду и сильнее льва?» Самсон пошел в Аскалон, убил там 30 филистимлян, снял с них одежды, отдал их разгадавшим загадку, а жену оставил и ушел домой. С этого времени Самсон стал во множестве истреблять филистимлян.

Когда гнев Самсона прошел, он пришел к своей жене, но узнал, что она выдана за одного из бывших брачных друзей его. Тогда Самсон поймал 300 лисиц, связал их по две хвостами, привязал между хвостами их факелы, зажег факелы и отпустил лисиц в поля. Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил.

Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору.

Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него325. Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами326.

В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы. Дом обрушился на всех, кто был в нем327. Таким образом, Самсон вместе с собою убил врагов отечества более чем во всю жизнь свою (Суд. 13–16).

Первосвященник и судья Илий. Рождение Самуила

По смерти Самсона филистимляне продолжали угнетать израильтян. В это время судьею израильским сорок лет был первосвященник Илий328. При нем Господь воздвиг пророка Самуила.

Отец Самуила был благочестивый левит Елкана, а мать – Анна. Анна была бездетна. Они жили в городе Раме. В положенные дни они ходили в Силом, где стояла скиния, молиться и приносить жертвы Богу. Однажды, после жертвоприношения, Анна при скинии долго и со слезами молилась Богу, чтобы Он дал ей сына, и обещалась отдать его на служение Господу. Уста ее двигались, а голоса ее не было слышно. Илий, увидев ее, счел пьяною и сказал: «Доколе ты будешь здесь пьяною? Поди протрезвись». Анна отвечала ему: «Нет, господин, я – женщина, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, а изливаю душу мою пред Господом». Илий сказал ей: «Иди с миром, Бог исполнит твое прошение».

Чрез некоторое время Анна родила сына, назвала его Самуилом (испрошенный у Господа) и, вскормив грудью, отдала его на служение Господу при скинии. При этом она воспела песнь Господу, в которой прославила святость и правосудие Божие и предсказала, что Господь будет судить народы земли, даст силу Царю Своему и возвысит рог (силу, могущество) Помазанника Своего. В этой песне в первый раз Спаситель Мира назван Meccиeй, или Христом, то есть Помазанником Божиим (1Цар. 1, 2:1–11).

Призвание Самуила

Два сына Илия, Офни и Финеес, хотя были священниками Господа, но были люди негодные и развращали народ. Илий знал о беззакониях их, но не обуздывал их329. Поэтому Господь объявил ему суд свой чрез отрока Самуила. Однажды ночью Илий лежал на своем месте, глаза его начали смежаться, а Самуил лежал в храме Господнем330. Вдруг Господь воззвал к Самуилу: «Самуил, Самуил!» Думая, что его звал Илий, Самуил побежал к нему и сказал: «Вот я, ты звал меня». Но Илий сказал: «Я не звал тебя; поди назад, и ложись». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал: «Если еще услышишь зов, ты скажи: «Говори, Господи, слышит, раб твой»331. Самуил ушел и лег на своем месте. Господь опять сказал ему: «Самуил, Самуил!» Он отвечал: «Говори, Господи, слышит раб твой». Тогда Господь сказал ему: «Вот, Я сделаю в Израиле такое дело, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием все, чем грозил Я дому его за грехи детей его». Поутру Илий спросил Самуила, что ему сказал Господь. Самуил объявил ему все. Выслушав Самуила, Илий сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит!» После этого весь Израиль узнал, что Самуил удостоился быть пророком Господним (1Цар. 2:12–36, 3).

Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; 1Цар. 4).

Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение

Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона332. На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу333. При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа смертью (50.070 человек)334. После сего ковчег Господень был поставлен в Kapиафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава (1Цар. 5, 6).

Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Угнетаемые филистимлянами и видя чудеса от ковчега Господня, израильтяне обратились с покаянием к Господу и бросили идолов. Тогда Самуил собрал народ израильский в Массифу для молитвы и принесения жертвы Богу. Филистимляне, как скоро услышали об этом собрании, тотчас пошли воевать с израильтянами. Самуил принес жертву и помолился Богу, и Господь загремел над филистимлянами сильным громом, навел на них ужас, и израильтяне поразили их. Освободив израильтян от филистимлян, Самуил был судьею израильтян во все дни жизни своей (1Цар. 7).

История Руфи

В то время, когда управляли израильтянами судьи, был голод в земле Израильской335. По сему случаю один житель Вифлеема, Елимелех, со своею женой Ноеминью и двумя сыновьями, переселился в землю Моавитскую. Здесь он умер, сыновья его женились на моавитянках и тоже умерли. Одна из этих моавитянок называлась Орфа, другая Руфь. После смерти сыновей своих, Ноеминь пошла в свой город Вифлеем. Орфа и Руфь последовали за нею. Ноеминь сказала им о своей бедности и стала убеждать их возвратиться к своим родителям. Орфа возвратилась домой, но Руфь сказала свекрови своей: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду; твой народ будет моим народом, и Бог твой будет моим Богом; одна смерть разлучит меня с тобою». Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем во время жатвы ячменя. Не имея пищи, Руфь пошла на поле подбирать оставшиеся колосья и пришла на поле Вооза, родственника покойного мужа своего. Вооз, пришедши на свое поле, заметил Руфь, предложил ей пообедать со жнецами336 и позволил ходить на свое поле собирать колосья, а жнецам велел оставлять их больше. Так Руфь подбирала колосья на поле Вооза, доколе не окончилась жатва. Ноеминь, узнав о милостивом расположении Вооза к Руфи, посоветовала ей просить Вооза исполнить Моисеев закон ужичества337, взять ее за себя в замужество. Вооз согласился на это и женился на ней. Она родила сына Овида, от которого родился Иecceй, отец Давида. Таким образом, Руфь стала прабабкою Давида, от рода которого произошел Спаситель мира (Книга Руфи).

* * *

312

По смерти Иисуса Навина до месопотамского рабства какое-то время было правление старейшин и безначалие. Это время, не означенное в Библии числом лет, было непродолжительно. Иефеай в своё время говорил царю Аммонитскому, отнимавшему у израильтян заиорданские земли, что израильтяне живут на этих землях уже 300 лет (Суд. 11:26). По показаниям книги Судей, 301 год прошел от начала порабощения месопотамского до порабощения аммонитского. Значит, время правления старейшин и безначалия было так непродолжительно, что Иефеай и в счет его не ставил. Ап. Павел, говоря о временах после раздела Ханаанской земли израильтянам, не упоминает о времени правления старейшин и безначалия (Деян. 13:19, 20). Иосиф Флавий хотя и назначает для этого времени 18 лет, но эти 18 лет не включает в общую сумму лет от исхода израильтян из Египта до основания Соломоном храма. По всей вероятности, древние библейские хронологи ставили это непродолжительное время в счет тех неполных годов, которые в книге Судей считаются за полные. Продолжительность времени Судей Апостол Павел определяет около 450 лет. Он говорит: Бог, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил отцам нашим в наследие землю их. И после этого около 450 лет давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула. Так прошло 40 лет. (Деян. 13:19–21). По книге Судей и 1-й книге Царств, начиная месопотамским порабощением израильтян и оканчивая порабощением филистимским, до пророка Самуила насчитывают немного более 451 года, следующим образом: порабощение месопотамское продолжалось 8 лет (Суд. 3:7, 8), мир Гофониила 40 лет (Суд. 3:11); порабощение моавитское – 18 лет (Суд. 3:14), мир Аода – 80 лет (Суд. 3:30), правление Самегара – неполный год (Суд. 3:31), порабощение ханаанское – 20 лет (Суд. 4:3), мир Варака и Деворы – 40 лет (Суд. 5:31), порабощение мадианитское 7 лет (Суд. 6:1), мир Гедеона – 40 лет (Суд. 8:28), правление Авимелеха – 3 года (Суд. 9:22), Фолы – 23 года (Суд. 10:2), Иаира – 22 года (Суд. 10:3), порабощение аммонитское – 18 лет (Суд. 10:8), правление Иеффая – 6 лет (Суд. 11:7), Есевона – 7 лет (Суд. 12:9), Елона – 10 лет (Суд. 12:11), Авдона – 8 лет (Суд. 12:14), порабощение филистимское, во время которого судил 20 лет Самсон, продолжалось 40 лет (Суд. 13:1; 15:20), правление Илия – 40 лет (1Цар. 4:18), порабощение филистимское – 20 лет и 7 месяцев (1Цар. 6:1; 7:2)

313

Главным божеством у хананеян почитался Ваал (господин). Под именем Ваала они обоготворяли солнце как источник плодотворной силы в природе. Ваал назывался различными именами: Ваал-Зевул, бог мух, потому что ему филистимляне, жившие на низком берегу моря и страдавшие от множества мух и других насекомых, молились об избавлении от них; он считался также целителем недугов и прорицателем; Ваал-Вериф, бог клятв, договоров, союзов; Ваал-Фегор, бог войны. Наравне с Ваалом почиталась Астарта, или Ашера. Она была богинею неба, луны и богинею счастья, любви, плодородия, войны и охоты. Она изображалась с женской головой, которая украшалась лунным серпом, или двумя рогами. Служение Ваалу совершали на высотах, а Астарте – в долинах, в зеленых дубравах (рощах). Дубравами в честь Астарты всегда окружены были капища (храмы) Ваала. Израильтяне легко увлекались служением идолам, потому что служение истинному Богу требует добродетелей, молитвы, сокрушения о грехах, постов, а служение идолам сопровождалось плясками, пиршествами, пьянством и другими чувственными наслаждениями

314

Чем меньше израильтяне имели веры в Бога, братской любви и единодушия, тем меньше помогал им Бог, тем меньше было в них воодушевления, мужества и силы защищаться от врагов, и потому тем легче порабощали их хананеи и тем сильнее и дольше угнетали их

315

Шест, длиною иногда до сажени, с одного конца заостренный для понукания волов, а с другого обделанный в виде лопаты для очищения сошников от земли и травы

316

Из дальнейшего повествования видно, что это был Господь в виде Ангела

317

В случае неожиданной войны вестники от правительства скакали от округа в округу, где-нибудь на возвышении водружали знамя или военный значок и ставили при нем трубача, чтобы он трубил тревогу и объявлял распоряжение правительства о сборе войска

318

Чудесное сошествие росы на руно и потом на землю прообразовало сошествие на землю и воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и орошение благодатью Божией рода человеческого (Пс. 71:6, акафист Божией Матери)

319

Люди, пившие из руки, очевидно, были терпеливее, способнее переносить жажду во время зноя и смышленее

320

Ячменный хлеб в Палестине употребляли в пищу только люди бедные. Под образом ячменного хлеба мадианитянин видел во сне израильский народ. Это показывает, до какой степени этот народ обеднел

321

У Гедеона было 70 сыновей. Авимелех был его сыном от наложницы. Он уверил народ пойти за ним, вопрошая: «Что лучше, когда правят 70 царей или 1?» Народ, который после смерти Гедеона вновь отступил в язычество, в помрачении пошел за ним – редакция

322

Он предполагал, что выйдет какое-нибудь жертвенное животное

323

По закону Моисея, родители могли посвящать детей своих Богу и выкупать их (Лев. 27:5, 6). Но более благочестивые из евреев не пользовались правом выкупа. При скинии жили не только мужчины, посвятившие себя Богу, но и женщины-постницы, которые постились при скинии и предстояли пред дверями скинии (1Цар. 2:22)

324

Филистимляне происходили от Каслухима, сына Мицраимова, первоначально жили на острове Кафторе (Крите) (Иер. 47: 4, Ам. 9:7), отсюда переселились в землю Ханаанскую, поэтому названы пелешет (филистимляне), т.е. переселенцы, и дали свое имя Палестине. Филистимляне образовали пять небольших областей, которые управлялись князьями и составляли союз. Утвердившись на берегу Средиземного моря от Египта до Кармила, филистимляне старались занять берег моря к северу от Кармила и Саронскую равнину. Такое стремление их занять места, чрез которые шла дорога из Египта в Азию, также чрезвычайная сила их в Палестине во времена судей израильских и Саула, несмотря на их малочисленность, объясняется тем, что они состояли под покровительством Египта, получали подкрепление от него и за это обязаны были занимать и сторожить пути, ведущие из Египта в Сирию и страны за Евфратом. Египетские фараоны, по изгнании гиксов, делали походы чрез Палестину против постоянных врагов своих – хеттов, живших в Сирии, против ассирийцев, вавилонян и других сильных народов Азии

325

Бог видел, что израильтяне сделались до того малодушны, что не смели помогать своему судье бороться с филистимлянами, потому дал Самсону такую сверхъестественную крепость и силу, что филистимляне боялись одного Самсона более, чем всего народа израильского. Сила его была особенным действием Духа Божия и дана была ему как назорею, человеку, посвятившему себя Богу. Когда Самсон по своей вине лишился волос, этого внешнего знака назорейства, Бог отнял у него чудесную силу

326

Мельницы в Палестине устраивались, из двух круглых каменных жерновов. Нижний жернов неподвижный имел выпуклую поверхность. На нем утверждался вогнутой стороной посредством стержня верхний камень и приводим был в движение посредством рукоятки. Зерна всыпали в отверстие в середине верхнего камня и трением его о нижний превращали их в муку, которая падала в разостланную внизу ткань. Мололи обыкновенно, сидя на земле, две женщины, из которых одна ворочала верхний камень, а другая подсыпала зерна. Большие жернова приводили в движение ослами. Вероятно, к такой большой мельнице приставлен был, вместо рабочего животного, Самсон

327

Вероятно, это был храм Дагона, имевший в средине кровли широкое отверстие, чрез которое уходил и уносился дым жертв. Через это отверстие и мог смотреть на Самсона народ, стоявший на плоской кровле храма

328

Илий первый упоминается в священных книгах первосвященником из рода Ифамара, младшего сына Аарона, и соединяющим в себе духовную и светскую власть

329

Илий не принимал строгих мер к исправлению своих сыновей, несмотря на то, что Бог чрез человека Божия грозил наказать его за беззакония детей его тем, что все потомство его будет умирать в средних летах, что оба сына его умрут в один день, что вместо него Он поставит другого первосвященника, верного

330

Первосвященник спал, вероятно, в особой палатке, во дворе скинии; а Самуил, которому поручено было наблюдать, чтобы ночью не погас светильник в скинии, спал в отделении скинии. Иосиф Флавий говорит, что Самуилу в это время было 12 лет

331

В древности на востоке требовалось благоприличием, чтобы низший в разговоре с высшим говорил о себе без я, в третьем лице

332

Статуя Дагона изображала человека с рыбьим хвостом, державшего рыбу в одной руке и раковину в другой. Филистимляне почитали Дагона как покровителя мореплавания и рыболовства

333

Вефсамис был священнический город. Жертвоприношение, конечно, совершали священники

334

Народу запрещалось даже подходить близко к ковчегу завета (Нав. 3:4). Даже левиты не должны были подходить близко и смотреть на священные вещи, когда он были покрыты, чтобы не умереть; а когда нужно было переносить их, то должны были брать их покрытыми (Чис. 4:15–20)

335

Иосиф Флавий говорит, что этот голод был в правление первосвященника Илия

336

Жнецы на поле ели поджаренные зерна и хлеб, обмакивая кусок в уксус (слабое вино)

337

По закону ужичества, ближайший родственник должен был брать за себя бездетную вдову своего умершего родственника


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle