протоиерей Николай Попов

Источник

Времена царей

Израильтяне просят себе царя. Помазание Саула на царство. Победа его над Наасом, царем аммонитским. Утверждение Саула на царстве (4429 год от сотворения мира, 1080 год до Рождества Христова)338

Когда Самуил состарился, то поставил сыновей своих (Иоиля и Авия) судьями над израильтянами. Но сыновья его брали подарки и судили несправедливо. Поэтому старейшины израильские пришли к Самуилу и стали просить его, чтобы он поставил им царя. Самуил помолился Богу, и Бог сказал ему: «Послушай голоса народа».

Был некто в колене Вениаминовом, в городе Гивe339 по имени Кис, человек знатный. У него был сын Саул, молодой и красивый, так что между израильтянами не было красивее его. Пропали у Киса ослицы, и он послал сына искать их. Три дня Саул искал ослиц и не мог найти. Проходя близ Рамы, где жил Самуил, Саул пошел к нему спросить о своей потере и встретил его в воротах города: Самуил шел на высоту, чтобы благословить жертвоприношение народа и обедать с народом. Когда Самуил увидел Саула, Господь сказал ему: «Вот человек, который будет управлять народом Моим». Самуил взял Саула на праздник, дал ему первое место и велел повару подать ему за столом особенно приготовленное плечо340. После окончания трапезы, Самуил пригласил к себе Саула ночевать. Утром, провожая Саула, Самуил на дороге помазал его елеем на царство и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители народа Своего. Когда пойдешь теперь от меня, встретишь двух человек, и они тебе скажут, что ослицы нашлись; потом встретят тебя три человека и дадут тебе два хлеба; наконец, ты встретишь пророков341, и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать и сделаешься иным человеком. Когда сбудутся эти предзнаменования, тогда делай, что может рука твоя, потому что будет Бог с тобою. Когда соберешься отмстить врагам отечества, пойди в Галгал, – туда и я приду принести жертву. Жди меня семь дней. Тогда я укажу тебе, что делать». Все предсказания Самуила сбылись. Когда Саулу встретились пророки, Дух Божий сошел на него, и он стал пророчествовать342. Все знавшие его дивились и говорили друг другу: «Неужели и Саул в пророках».

После этого Самуил созвал народ в Массифу для избрания царя. В этом собрании, по указанию Божию, избран был в цари Саул343. Когда Самуил представил его народу, народ, увидев Саула, который был выше всех белою головою, воскликнул: «Да живет царь!» Потом Самуил изложил народу права царства, записал в книгу и положил перед ковчегом Господним, а народ отпустил домой (Цар. 8–10).

Некоторые негодные люди унижали Саула, говоря: «Ему ли спасать нас?» – и не поднесли ему даров. Но вскоре Саул показал, что он может спасать свой народ от врагов. Царь аммонитский Наас осадил Иавис Галаадский и соглашался заключить союз с жителями его с тем, чтобы выколоть у каждого из них правый глаз344. Когда Саул услышал об этом, Дух Божий сошел на него, и разгорелся сильно гнев его; он рассек пару волов, с которыми пришел с поля, на части и разослал их по всей земле Израильской, сказав: «Так поступят с волами того, кто не пойдет за Саулом и Самуилом». Вышли все израильтяне, как один человек; Саул повел их против аммонитян, разбил врагов и спас Иавис. После этого народ потребовал на смерть тех, которые не хотели иметь Саула царем. Но Саул сказал: «Не умерщвлять никого в этот день, потому что этого дня Господь спас Израиля». Тогда Самуил созвал народ в Галгал, и поставили там Саула царем, принесли жертвы Господу и весьма веселились (1Цар. 11, 12).

Царствование Саула: победы его над филистимлянами, амаликитянами и другими народами и неповиновение Богу

Саул прославился победами над врагами своего народа, но не всегда был послушен Богу; за это Бог отверг его. Во второй год царствования своего Саул начал войну с филистимлянами, собрал войско в Галгал и ждал Самуила, который до своего прихода и до принесения им жертвы Богу запретил начинать сражение. Наступил уже седьмой день, а Самуил не приходил. Войско Саула, боясь врагов, стадо разбегаться345. Тогда Саул, не дождавшись Самуила, сам принес жертву Богу. Едва кончил он жертвоприношение, как пришел Самуил и сказал ему: «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа. Теперь не устоять царствованию твоему; Господь, найдет Себе человека по сердцу Своему и повелит ему быть вождем народа Своего». Впрочем, на этот раз Господь даровал Саулу победу над филистимлянами.

После этого Саул одержал новые победы над филистимлянами, моавитянами, аммонитянами, идумеянами и царями Совы Сирийской (1Цар. 13, 14).

Через какое-то время Бог через Самуила повелел Саулу предать заклятию и истребить амаликитян со всем скотом их и имуществом за нападение их на израильтян во время путешествия из Египта. Саул поразил амаликитян, но пощадил царя их Агага и лучший скот. По воле Господа, Самуил пришел к Саулу и обличил его за непослушание Богу. Саул хотел оправдаться тем, что лучший скот оставлен для жертвы Богу; но Самуил на это сказал ему: «Послушание Богу лучше жертвы. За то, что ты отверг слово Господа, Он отверг тебя, чтобы ты не был царем». После этого Самуил обратился, чтобы уйти. Но Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее. Тогда сказал Самуил: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя». Впрочем, по сильной просьбе Саула, Самуил воротился, чтобы принять участие в поклонении царя Господу, потом приказал привести Агага и разрубил его. После этого Самуил ушел в Раму и более не посещал Саула (1Цар. 15).

Помазание Давида на царство. Дух Божий отступает от Саула

Объявив Саулу, что Господь отнимет у него царство, Самуил долго печалился о нем у себя дома. Господь сказал ему: «Доколе ты будешь печалиться о Сауле? Наполни рог твой елеем и поди в Вифлеем, к Иессею346; между сыновьями его Я усмотрю Себе царя».

Самуил пришел в Вифлеем и пригласил старейшин города вместе с Иессеем и сыновьями его принести жертву Господу. Иессей пришел с семью сыновьями и подвел каждого из них к Самуилу. Но Самуил сказал: «Никого из этих не избрал Господь», и спросил Иессея: «Все ли дети твои здесь?» Иессей отвечал: «Есть еще младший сын, Давид; он пасет овец»347. Самуил велел привести его. Привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом348. Господь сказал Самуилу: «Встань и помажь его: это – он». Самуил взял рог со святым елеем349 и помазал Давида среди братьев его, и Дух Господень почил на нем с этого дня350.

Когда Дух Господень почил на Давиде, то отступил от Саула, и злой дух стал возмущать его. Слуги предложили Саулу поискать человека, искусного в игре на гуслях, который бы игрой успокаивал его, когда злой дух будет возмущать его. Один из них указал на Давида, как на искусного игрока и человека храброго, воинственного и разумного. Давид представлен был Саулу, понравился ему и сделался его оруженосцем. И случалось, когда дух злой возмущал Саула, Давид играл на гуслях, и отраднее, и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него351 (1Цар. 16).

Победа Давида над Голиафом

Филистимляне собрали войска свои, вступили в Иудею и стали на одной горе, в колене Иудином; израильтяне вышли против них и стали на другой горе; между ними была долина.

Из стана филистимского сорок дней, утром и вечером выходил великан, Голиаф352, в медном шлеме, в чешуйчатой медной броне, в медных наколенниках на ногах, с медным щитом353 и железным копьем, и кричал израильтянам: «Выберите у себя человека, и пусть он сразится со мной. Если он убьет меня, то мы будем вашими рабами, а если я убью его, то вы будете нашими рабами». Появление Голиафа и слова его приводили в ужас самых храбрых израильтян.

В войске израильском были три старших сына Иессея, а Давид в это время пас овец отца своего354. Однажды Иессей послал Давида отнести братьям пищи355. Когда Давид пришел к братьям, при нем вышел Голиаф и стал говорить свои речи. Все израильтяне, увидев его, бросились от него в испуге. И говорили израильтяне: «Если бы кто убил его, то царь одарил бы того великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным. Давид вызвался сразиться с Голиафом. Его представили Саулу. Саул, увидев Давида, сказал ему: «Не можешь ты сразиться с этим филистимлянином: ты еще юноша». Давид отвечал: «Когда я пас овец отца своего, то убивал льва и медведя, нападавших на стадо, и с этим филистимлянином будет то же». Тогда Саул одел Давида в свои одежды, возложил на голову его медный шлем и надел броню на него. Но Давид, походив в таком вооружении, сказал, что не привык к нему, и снял его с себя; потом взял посох свой, пять гладких камней из ручья, пращу356, и выступил против филистимлянина. Выступил и филистимлянин со своим оруженосцем. Увидев Давида, он презрительно посмотрел на него и сказал: «Что ты идешь против меня с палкою и камнями: разве я собака? Подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым». А Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом, и копьем, и щитом, а я иду во имя Господа Бога Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносишь». И вот, когда Голиаф стал приближаться к Давиду, Давид поспешно побежал ему навстречу, взял из сумы камень и бросил его пращей в самый лоб Голиафа. Камень пробил лоб Голиафа, и он упал лицом на землю. Тогда Давид подбежал к Голиафу, наступил на него, схватил меч его и отсек им голову его. Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали. Израильтяне, прогнав их, овладели станом их. После этой победы Ионафан, сын Саула, полюбил Давида, как свою душу, и подарил ему свою одежду и вооружение357; а Саул сделал его военачальником, и это понравилось всему народу (1Цар. 17, 18:1–5).

Гонения на Давида от Саула

Когда израильтяне возвращались домой после победы Давида над Голиафом, из всех городов выходили женщины навстречу Саулу с музыкой и пением и восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч»358. Саул сильно огорчился на это и сказал: «Давиду дали десятки тысяч, а мне – тысячи; ему недостает только царства». И стал Саул с этого времени подозрительно смотреть на Давида, начал искать случая убить его и много раз покушался на это. Но Давид с кротостью и терпением перенес от него долговременное гонение, почитая его, как помазанника Божия.

На другой же день после торжественной встречи злой дух напал на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид перед ним играл на гуслях. Саул начал бросать свое копье, чтобы пригвоздить Давида к стене, но Давид два раза уклонился от него.

Желая, чтобы Давид погиб в сражении с врагами, Саул однажды сказал ему: «Я отдам за тебя старшую дочь мою, Мерову, только храбрее сражайся с врагами». Но когда наступило время отдать ее за Давида, Саул отдал ее за другого. Потом Саул, узнав, что другая дочь его, Мелхола, любит Давида, обещал выдать ее за него, если он убьет сто филистимлян. Давид убил их двести, и Саул должен был выдать за него Мелхолу.

Выдав дочь свою Мелхолу за Давида, Саул еще более стал бояться его и враждовать против него. Однажды он отдал открытый приказ убить его. Но Ионафан успел убедить Саула в невинности Давида, и Саул поклялся не убивать его. Новая победа Давида над филистимлянами встревожила Саула, и он опять, в припадке неистовства, хотел копьем пригвоздить Давида к стене, но Давид отскочил и убежал в свой дом. Саул послал слуг своих к дому Давида, чтобы стеречь его и убить. Мелхола тайно спустила его из окна, положила на его постель статую, закрыла ее и сказала слугам, посланным от Саула, что Давид болен. Когда Саул велел принести Давида на постели, хитрость Мелхолы открылась; но Давид успел уже убежать к Самуилу в Раму и стал жить в Навафе359. Саул три раза посылал взять Давида, но посланные, увидев сонм пророков, пророчествующих под начальством Самуила, сами стали пророчествовать. Наконец, Саул сам пошел в Раму. Когда он шел, Дух Божий сошел на него, и он шел и пророчествовал, и, придя к Самуилу, пророчествовал перед ним и простерся в невольном благоговении360. После возвращения Саула домой, Ионафан хотел было своим ходатайством снова примирить его с Давидом, но Саул едва и его не убил копьем. После этого, простившись с Ионафаном, Давид бежал в Номву к первосвященнику Ахимелеху361, выпросил у него на дорогу священные хлебы предложения и меч Голиафа и бежал из отечества своего.

Из земли Израильской Давид убежал в землю Филистимскую к Анхусу, царю Гефскому. Когда здесь филистимляне узнали Давида и привели к царю своему, Давид представился лишенным ума, был отпущен и удалился в пещеру Адолламскую362. Сюда пришли к нему родные его и все притесненные и несчастные, около 400 человек363. Родителей своих Давид проводил к царю моавитскому364, а сам возвратился в землю Иудину и остановился в лесу. Саул, узнав, что Давид был у первосвященника Ахимелеха, велел убить Ахимелеха и 85 священников и истребить Номву. Спасся один Авиафар, сын Ахимелеха, и убежал к Давиду. Узнав, что филистимляне напали на город Кеил, Давид освободил его от врагов. Саул хотел схватить Давида в Кеиле, но он удалился в пустыню Зиф. Саул погнался за ним в пустыню Зиф, а потом в пустыню Маон, но, по случаю нападения филистимлян на землю Израильскую, должен был прекратить преследование.

Переходя из одного места в другое, Давид пришел в пустыню Ен-Гадди и стал скрываться здесь в пещерах. Саул, узнав об этом, отправился с войском искать его. Однажды он один зашел в ту самую пещеру, в которой скрывался Давид и люди его. Давиду люди его сказали: «Вот, Господь предает тебе в руки врага твоего». Но Давид только отрезал тихонько край его одежды и потом, когда Саул вышел из пещеры, показал его издали Саулу, как доказательство, что не имеет злого умысла против него. Саул тронут был этим до слез, просил Давида пощадить потомство его, когда будет царем, и удалился в дом свой.

Около этого времени умер Самуил. Собрались израильтяне, оплакали его и погребли в Раме.

Давид же, боясь новых преследований, удалился в пустыню Фаран. По соседству, в Маоне, жил один богатый скотом человек, Навал. Давид, узнав, что у него стрижка овец, послал несколько человек поздравить его и попросить у него за сохранение его скота, что он найдет возможным дать. Навал грубо отказал посланным. Давид собрал своих людей и пошел истребить весь дом Навала. Авигея, жена Навала, узнав об этом, тайно от мужа взяла дары, вышла навстречу Давиду и умилостивила его. Вскоре Навал умер, и Давид женился на Авигее.

Через некоторое время Саул опять преследовал Давида в пустыне Зиф. В одну ночь Саул спал в шатре своем, а воины его вокруг его. Давид с Авессою, своим племянником, вошел в стан Саула. Авесса сказал Давиду: «Позволь мне одним ударом пригвоздить его к земле». Но Давид сказал ему: «Не убивай помазанника Господня; ты только возьми копье, которое у изголовья его, и сосуд с водою». И, взяв копье и сосуд, они удалились на противолежащую гору. Отсюда Давид громко стал упрекать Авенира, военачальника Саула, за то, что он худо охраняет царя. Саул, услышав голос Давида, стал раскаиваться в своих гонениях на него, призывал его к себе, называл сыном своим. Но Давид не мог поверить ему, возвратил царское копье и удалился к царю гефскому Анхусу.

Анхус дал Давиду город Секелаг. Отсюда Давид совершал походы на амаликитян и других врагов своего народа, а говорил Анхусу, что нападал на евреев. Собравшись воевать с израильтянами, Анхус взял с собой и Давида. Но князья филистимские, опасаясь Давида, убедили Анхуса отпустить Давида домой. Возвратившись в Секелаг, Давид нашел его разграбленным амаликитянами, нагнал их, поразил и послал из доставшейся добычи подарки старейшинам Иудиным, друзьям своим (1Цар. 18–30).

Поражение израильтян филистимлянами и смерть Саула. Казнь цареубийцы

Когда Давид, избегая преследования Саула, жил в земле Филистимской, филистимляне вторглись в землю Израильскую и стали станом недалеко от гор Гелвуйских. Собрал и Саул народ израильский и стал станом на горе Гелвуе. Увидев войско филистимское, Саул испугался, вопросил Господа, что ему сделать, но Господь не отвечал ему. Тогда он, переодевшись, отправился ночью к одной волшебнице в Аэндор и попросил ее вывести ему Самуила. И увидела волшебница Самуила и громко воскликнула365. Самуил спросил Саула: «Для чего ты потревожил меня, чтобы я вышел?» Саул отвечал: «Тяжело мне очень: филистимляне воюют со мною, а Бог отступил от меня и ничего не отвечал мне ни через пророков, ни во сне, потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать». Самуил сказал: «Господь сделает то, что говорил через меня: отнимет у тебя царство и отдаст его Давиду за то, что ты не послушался Господа, не погубил Амалика. Завтра ты и сыновья твои будете со мною, а стан израильский Господь предаст в руки филистимлян». Выслушав это, Саул от страха упал на землю, потом, подкрепив себя пищею, возвратился в свой стан.

На другой день произошло сражение. Филистимляне обратили в бегство израильтян и убили трех сыновей Саула, в числе их и Ионафана. Саул, будучи очень изранен и не желая живым достаться врагам, пал на свой меч и умер. Жители Иависа Галаадскаго сожгли тело его и сыновей его и кости их похоронили366 (1Цар. 28, 31; 1 Парал. 10).

Известие о поражении израильтян и о смерти Саула принес Давиду один амаликитянин. Амаликитянин сказал: «Саул пал на свое копье, а колесницы и всадники неприятельские настигали его. Тогда он сказал мне: убей меня; тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я убил его»367. При этом амаликитянин представил Давиду венец с головы Саула и запястье с руки его368. Давид велел казнить смертью амаликитянина, как убийцу помазанника Божия, и оплакал Саула и Ионафана в плачевной песне (2Цар. 1).

Давид становится царем и казнит цареубийц (4449 г. от сотворения мира, 1060 год до Рождества Христова)369

После смерти Саула жители колена Иудина помазали Давида (30-ти лет) царем над собой в Хевроне. Над прочими коленами Израильскими воцарился Иевосфей, сын Саула.

Через семь с половиной лет после воцарения Давида в Хевроне, военачальники Иевосфея убили последнего и голову его принесли к Давиду. Давид казнил их за это смертью. После этого старейшины всех колен Израильских пришли к Давиду в Хеврон и помазали его в царя над всем Израильским народом (2Цар. 2–5, 1–5; 1 Парал. 11, 12:1–3).

Завоевание Иерусалима (4456 год от сотворения мира, 1053 год до Рождества Христова)370 и перенесение туда ковчега завета. Намерение Давида устроить храм Господу. Попечение Давида о внутреннем благоустройстве царства

Воцарившись над всем Израильским народом, Давид пошел с войском к Иерусалиму. Иерусалим со своей крепостью Сионом, стоявшей на скалистой горе, считался тогда неприступным и был во власти иевусеев. Давид завоевал Иерусалим, поселился в крепости Cион, назвал его городом Давидовым и построил в ней для себя кедровый дворец (2Цар. 5, 6–16; 1 Парал. 11:4–9; 14:1).

После этого филистимляне два раза делали нападения на Давида, но он в тот и в другой раз разбил их (2Цар. 5:17–25; 1 Парал. 11:13–19, 14:8–17).

Утвердившись в новой столице, Давид решился перенести туда ковчег Божий из Kириафиарима, из дома Аминадава. Для этого он собрал в Kириафиарим свое войско и народ. Поставили ковчег Божий на колесницу, запряженную волами, и повезли. Давид и все израильтяне играли перед ним на различных музыкальных инструментах. В одном месте волы наклонили его. Сын Аминадава, Оза, протянул руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, чтобы придержать его, точно как обыкновенную вещь, но Господь тотчас поразил его смертью371. Давид устрашился везти ковчег к себе в город и поставил его в доме Аведдара372. Вскоре, услышав, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божия, Давид с торжеством перенес его в свой город. В этот раз ковчег несли священники и левиты на плечах своих. Во время шествия левиты пели и играли на музыкальных инструментах, а Давид в восторге скакал перед ковчегом. Принеся ковчег в свой город, Давид поставил его в новоустроенную им скинию, принес жертвы Богу и угостил народ.

Для прославления Бога, во время Богослужения в скинии Давид устроил хор из 4000 певцов и музыкантов373 и составил много псалмов, т.е. песнопений.

Царь Давид вообще во всех обстоятельствах жизни своей любил изливать перед Богом душу свою в псалмах. Собрание псалмов называется Псалтирью. В Псалтири есть весьма много пророчеств об Иисусе Христе. Например, что Он будет Бог (Пс. 44:7–8, 109:1), Сын Божий (Пс. 2:7, 109:3), что Он произойдет по человечеству от рода Давида (Пс. 88:36–38), умрет в мучениях позорной смертью (Пс. 21), сойдет во ад (Пс. 15:10), воскреснет (Пс. 70:20), вознесется на небо (Пс. 67:19), сядет одесную Бога Отца (Пс. 109:1).

После перенесения ковчега в Иерусалим, Богослужение стало совершаться при двух скиниях – Моисея в Гаваоне374 и Давида в Иерусалиме. Давид исчислил левитов от 30 лет и выше, и было число их 30000. Из них он назначил для служения при скинии 24000, писцами и судьями народа 6000, привратниками сокровищехранителями 4000, певцами и музыкантами375 4000, и разделил их, как священников, так и левитов, служащих при скинии, на 24 череды, которые сменялись каждую субботу (2Цар. 6; 1 Парал. 13, 15, 16, 23:3–32; 24–27).

Не довольствуясь устроением новой скинии для ковчега Божия, Давид однажды сказал пророку Нафану: «Вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий стоит под шатром». Нафан сказал царю: «Делай все, что есть у тебя на сердце». Но в ту же ночь Господь сказал Нафану: «Пойди, скажи рабу Моему Давиду: “Не ты построишь Мне дом для обитания, потому что ты пролил много крови. Когда ты почиешь с отцами своими, Я после тебя восставлю Семя твое. Он создаст дом имени Моему, и Я навеки утвержу престол царства Его; Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном”»376. Нафан пересказал слова Господни Давиду. Давид молитвою возблагодарил Господа за милость Его к нему и его потомству и стал приготовлять все нужное для построения храма Господня (2Цар. 7; 1 Парал. 17; 1 Парал. 22:8, 28:3).

После дел благочестия Давид более всего занимался внутренним благоустройством своего царства. В управлении царством он всегда руководствовался законом Божиим, данным через Моисея. Закон этот был любимым чтением его: он изучал его день и ночь. Суд производился под строгим надзором его и был правый и милостивый377.

Победы Давида над соседними народами и распространение царства его. Война Давида с аммонитянами, падение его и раскаяние. Покорение аммонитян

За благочестие Бог благословил Давида многими победами над врагами его378 и распространил его царство.

Давид усмирил навсегда филистимлян, покорил моавитян379, наложил дань на сирийцев, покорил идумеев и, наконец, аммонитян.

Из войн, которыми Давид распространил свое царство, замечательна война с аммонитянами. Она началась по следующей причине: Давид, услышав о смерти Нааса, царя Аммонитского, оказавшего ему некогда благодеяние380, послал послов к сыну его, Аннону, утешить его. Аннон принял послов за шпионов, велел обрить им половину бороды381, обрезать одежду и отпустил. Когда донесли об этом Давиду, он велел им оставаться в Иерихоне, пока не отрастут бороды, и начал войну с аммонитянами; он послал военачальника своего Иоава с войском взять Равву, столицу аммонитскую, а сам остался в Иерусалиме. Однажды, под вечер, прогуливаясь на кровле царского дома, он увидел в соседнем доме женщину очень хорошей наружности382. Это была Вирсавия, жена Урии, который был тогда на войне. Пожелав иметь ее женой своей, Давид послал приказ Гоаву поставить мужа ее там, где будет самое сильное сражение. Иоав исполнил приказание царя. Урия убили враги. Давид женился на Вирсавии. Когда от Вирсавии родился сын, Бог послал к Давиду пророка Нафана обличить его в преступлении. Явившись к царю, Нафан попросил суда над богачом, который взял у бедного последнюю овечку для угощения своего гостя. Давид сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это». Тогда Нафан сказал: «Этот человек – ты. За это не отступит меч от дома Твоего». Давид раскаялся в своем преступлении, и Бог не наказал его смертно, но родившийся от Вирсавии сын его умер, и сам Давид потерпел много домашних бедствий. Памятником покаяния Давида остался 50-й псалом: «Помилуй мя Боже». От Вирсавии родился Давиду другой сын, Соломон. Между тем Иоав почти овладел аммонитской столицей и предложил Давиду самому окончательно взять ее. Давид пришел, взял ее приступом, получил богатую добычу и золотой венец царский, в котором было золота талант и драгоценные камни, а жителей столицы и других городов аммонитских истребил383 (2Цар. 8–12; 1 Парал. 18–20).

Бедствия в царствование Давида: братоубийство Авессалома. Бунт его. Язва по случаю исчисления народа

Сын Давида, Амнон, преступно оскорбил сестру свою от другой матери, Фамарь. Авессалом, ее брат по линии матери, за это убил Амнона и бежал из отечества. Получив прощение от Давида и возвратившись домой, Авессалом задумал новое злодейство – свергнуть с престола отца своего. Подготовив все к мятежу, Авессалом удалился в Хеврон и объявил себя царем. Давид был сильно огорчен этим. Чтобы не подвергнуть Иерусалим разрушению от мятежников, Давид решился уйти из Иерусалима. Он вышел из него со слезами, с покрытой головой (в знак печали) и босой. За ним вышло его семейство и народ, оставшийся ему верным, со слезами. На дороге встретил его Семей, родственник Саула, стал ругать его и бросать в него камнями и землей. Авесса, племянник Давида, хотел убить Семея. Но Давид сказал: «Пусть ругается. Быть может, Господь, увидев, как меня бесчестят, возвратит мне благословение Свое». Давид удалился за Иордан (в город Маханаим). Авессалом, овладев Иерусалимом, со своим войском также перешел Иордан. Здесь произошло сражение в лесу. Мятежники были разбиты и обратились в бегство. Авессалом, скакавший на муле по лесу, своими длинными волосами запутался в ветвях дуба и повис между небом и землею; а мул, бывший под ним, убежал. Иоав, застав его в этом положении, пустил в сердце его три стрелы, а воины Иоава умертвили его, труп его бросили в яму и сложили над ним кучу камней. Давид так был огорчен смертью своего сына, что едва могли убедить его прекратить плач о нем и показаться народу. Вскоре израильтяне раскаялись в своем возмущении против Давида и послали звать его в Иерусалим. Возвращаясь в Иерусалим, Давид оказывал всем милости, простил и Семея, который бранил его и бросал в него камнями и землей.

После этого войска Давида четыре раза победили филистимлян. В первом из этих сражений враги едва не убили Давида, поэтому войско просило его не ходить на сражения. Победив своих врагов. Давид прославил Бога благодарственной песнью384 (2Цар. 13–22).

Среди мира и благоденствия Давиду пришла мысль узнать, сколько у него подданных. Он приказал Иоаву пройти по всем коленам Израилевым и сосчитать народ. Иоав сосчитал народ во всех коленах, кроме Левитина и Вениаминова385. После этого Давид сам осознал, что он по тщеславию вздумал сосчитать народ, и стал просить прощения у Бога. Но на другой день приходит к нему пророк Гад и от имени Божия предлагает ему за его грех на выбор одно из трех наказаний: или три года голод в стране его, или три месяца войну и бегство от неприятелей, или три дня моровую язву. Давид отвечал пророку: «Пусть впаду я в руки Господа, только бы не впасть мне в руки человеческие». И избрал себе Давид моровую язву386. Послал Господь язву, и умерло 70000 человек. В третий день язвы Давид увидел между небом и землей, над гумном Орны Иевусеянина, Ангела с мечом в руке, простертым над Иерусалимом387. Давид пал на лицо свое и стал молиться Господу о народе своем. Тогда пришел к нему пророк Гад, велел поставить жертвенник Господу на гумне Орны. Давид купил у Орны гумно и всю гору Мориа, на которой стояло гумно; на гумне устроил жертвенник, положил на него жертвы и призвал Господа. Господь услышал его и послал на жертвы его огонь с неба, и язва прекратилась. После этого Давид несколько раз приносил жертвы Богу на этом месте и назначил его для построения храма (2Цар. 24; 1 Парал. 21, 22).

Помазание на царство Соломона. Завещание и смерть Давида

Когда Давид состарился, сын его Адония задумал провозгласить себя царем и привлек на свою сторону первосвященника Aвиафара, Иоава и других военачальников. Давид, узнав об этом от Вирсавии и Нафана, повелел первосвященнику Садоку и Нафану помазать на царство сына своего Соломона, которого Бог избрал сидеть на престол царства Господня над Израилем. Садок торжественно, при народе, помазал Соломона на царство. Узнав о помазании Соломона, сообщники Адонии разбежались, а сам Адония бежал в скинию и ухватился за роги жертвенника388. Соломон обещал не делать ему вреда, если он будет человеком честным.

Под конец жизни своей Давид призвал Соломона и других сыновей своих и начальников народа, убеждал их соблюдать заповеди Господни и завещал Соломону служить Богу от всего сердца и создать Ему храм. После этого наставления он передал Соломону чертежи храма, составленные им по внушению Божию, и материалы, приготовленные для него; пригласил всех к пожертвованиям на храм и помолился Богу о народе своем и о Соломоне. На другой день после этого Соломон во второй раз помазан был на царство.

Когда приблизилось время умереть Давиду, он еще сделал Соломону последнее завещание исполнять закон Божий и обезопасить себя от подозрительных людей и умер 70 лет (3Цар. 1, 2:1–11; 1 Парал. 22, 28, 29).

Начало царствования Соломона. Его мудрость. (4489 год от сотворения мира, 1020 год до Рождества Христова)389

Соломон начал свое царствование тем, что избавил себя от домашних врагов: казнил Адония, который домогался отнять у него царство; удалил Aвиафара390 и казнил Иоава и Семея; затем обезопасил свое царство извне, женившись на дочери фараона египетского391 и возобновив союз с царем тирским, Хирамом.

Когда утвердилось царство в руках Соломона, он отправился в Гаваон, где была скиния Моисея, и принес здесь Богу тысячу всесожжений. Бог явился ему во сне ночью и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Ты, Господи, поставил меня царем. Дай мне мудрость управлять народом». Это прошение угодно было Господу, и он сказал: «За то, что ты не просишь себе долгой жизни или богатства, но просишь мудрости, Я дам тебе премудрость, так что подобного тебе по мудрости не было и не будет; сверх этого Я дам тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь соблюдать повеления Мои, то Я продолжу и жизнь твою».

Прежде всего Соломон показал мудрость в суде. По возвращении Соломона в Иерусалим, пришли к нему две женщины. И сказала одна женщина: «Государь! я и эта женщина живем в одном доме. Я родила сына; на третий день и она родила сына. И умер сын этой женщины, потому что во время сна она заспала его (легла на него). Она встала ночью, взяла от меня моего сына и положила его к себе, а своего мертвого сына положила ко мне. Утром я увидела, что у меня не мой сын». Тогда другая женщина сказала: «Нет, мой сын жив. а твой сын мертв». И спорили они перед царем. Соломон сказал: «Подайте мне меч». Принесли меч. Царь сказал: «Разрубите живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Тогда мать живого младенца сказала: «Ах, государь, отдайте ей ребенка живого и не умерщвляйте его!» А другая говорила: «Пусть же ни мне, ни тебе, – рубите»! Тогда царь сказал: «Отдайте живое дитя той, которая не хочет, чтобы умертвили его: она его мать». Услышали израильтяне, как рассудил этот случай царь, и стали бояться его, потому что увидели, что в нем мудрость Божия (3Цар. 2:3; 2 Парал. 1:1–13).

Построение храма и освящение его (4492 год от сотворения мира, 1017 год до Рождества Христова)392

В четвертый год своего царствования Соломон начал строить храм Господу в Иерусалиме, на горе Мориа, и строил его семь лет с половиной. Храм устроен был по образцу скинии Моисея, только больше и великолепнее скинии.

Для создания храма еще Давид приготовил 108000 талантов золота, 1017000 талантов серебра393 и множество драгоценных камней, меди, железа, мрамора и деревьев (1 Парал. 22:14; 29:4, 7). По просьбе Соломона, царь Тира Хирам прислал ему для построения храма художника Хирама, кедровых, кипарисовых и других дорогих деревьев с гор Ливана. Храм строили 30000 евреев и 150000 иноплеменников.

Длина храма была 60 локтей, ширина 20 локтей, высота 30 локтей394. Стены храма устроены были из огромных тесаных камней, с наружной стороны обложены были белым мрамором, а с внутренней – кедровыми досками, которые были украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов и покрыты золотом. Построен был из кипарисового дерева и покрыт золотом. Внутренность храма разделена была на две части: Святое Святых и Святилище, которые разделялись кипарисовой стеной, украшенной резными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святое Святых были сделаны из масличного дерева и закрывались завесой из драгоценной материи с изображениями херувимов, а двери в храм – из кипарисового дерева – были украшены резьбой и обложены золотом. Во Святом Святых поставлены были два изображения херувимов из масличного дерева, обложенные золотом. Крылья херувимов были распростерты, и крыло одного касалось одной стены, а крыло другого – другой стены; другие же крылья их среди Святого Святых сходились крыло с крылом. Перед Святым Святых поставлен был жертвенник, обложенный золотом. На правой стороне Святилища поставлено было пять столов, обложенных золотом и пять золотых светильников и на левой стороне столько же столов и светильников. С восточной стороны храма устроен был притвор (паперть), внутри обложенный золотом. Притвор был вчетверо выше Святилища. Перед притвором были поставлены два медных столба. Притвор назначен был для священников, а ступени, ведущие к нему, для певцов. С прочих трех сторон к храму были пристроены здания в три этажа, в которых были устроены комнаты. Около здания храма простирался двор священников, обнесенный каменной невысокой стеной. На этом дворе поставлены были: медный жертвенник всесожжения, медное море на двенадцати медных волах, десять медных умывальниц и царское место, в виде амвона. Около двора священников, несколько ниже его, простирался двор Великий для народа, окруженный крепкой стеной, Этот двор, простиравшийся 500 шагов в длину и ширину, имел мраморную колоннаду, которая шла вокруг него. В нем построены были здания для священников, а впоследствии галереи, где пророки проповедовали народу слово Божие, и кельи, где около учителей собирались ученики.

Когда построение храма было кончено, Соломон собрал старейшин израильских и народ и с пением, и музыкой перенес из скинии Давида в храм ковчег Господень, скинию и священные вещи395. Когда ковчег поставили во Святом Святых под крылья херувимов, слава Господня в виде облака осенила и наполнила храм. Тогда Соломон пал на колени на своем царском месте, поднял руки к небу и произнес молитву к Богу, в которой просил Господа, чтобы Он исполнял прошения не только израильтян, которые будут молиться ему в храме или обратившись ко храму, но и иноплеменников, которые будут молиться у храма. Когда Соломон окончил молитву, огонь сошел с неба на приготовленные жертвы. Народ пал на землю и прославил Бога. После этого принесено было множество жертв. На молитву Соломона Бог дал ответ, явившись ему ночью, во сне; Господь сказал Соломону, что молитву его Он услышал, и обещал утвердить царство его, если он будет исполнять повеления Божии. «Если же, – сказал Бог, – Вы отступите от Меня, то Я истреблю вас с лица земли, и этот храм отвергну» (3Цар. 5–9, 15; 2 Парал. 2–7).

Слава царствования Соломона: богатство, могущество, мудрость, слава Соломона и благоденствие при нем народа

Создав храм Господень, Соломон выстроил себе несколько великолепных дворцов. Особенно великолепен был дворец, называвшийся домом ливанского дерева396, в котором собраны были различные редкости и между прочим 500 золотых щитов397, в котором вся утварь и все сосуды были из чистого золота, потому что серебро во дни Соломона считалось за ничто. В судной палате Соломона стоял престол из слоновой кости, обложенный золотом. Богатства свои Соломон главным образом получал от морской торговли, для которой завел торговый флот в Ецион-Гавере, на Красном море398.

Для безопасности царства своего от врагов, Соломон выстроил несколько укрепленных городов399, в которых содержал множество всадников400, коней401 и военных колесниц402 (Соломон господствовал над всеми царями от Евфрата до Египта)403.

Но более всего Соломон прославился своей мудростью: он произнес три тысячи притчей и составил тысячу пять песней404, знал растения от кедра до иссопа405 и всех животных. Мудрости Соломона приходили послушать из самых отдаленных земель и приносили ему дары. Так, приходила к нему царица савеев406 (савская) с богатыми дарами, испытала его мудрость, осмотрела у него все достопримечательное и сказала: «Я не верила тому, что мне рассказывали о тебе. Теперь сознаюсь что мне не сказали половины того, что я нашла».

Под мудрым правлением Соломона израильтяне жили спокойно, каждый под своим виноградником407 и под смоковницей своей, ели, пили и веселились (3Цар. 4, 5, 7:1–12, 9:17–28, 10; 2 Парал. 8, 9).

Слабости Соломона, суд Божий над ним и покаяние его

В числе жен Соломона были иностранки идолопоклонницы408. Из угождения им Соломон построил капища идолам, а под старость даже сам стал участвовать с женами в идолослужении409. За это Господь объявил ему, что большая часть его царства отнимется от его рода и дастся другому. И действительно, еще при жизни его стали появляться люди, которые возмущали спокойствие его царства.

Адер, потомок царей идумеиских, скрывавшийся в Египте, возвратился в Идумею и утвердился в ней. Разон, бывший военачальник Адраазара, царя сувского, потом предводитель шайки разбойников, овладел Дамасской Сирией.

Опаснейшим врагом Соломона явился некто Иеровоам ефремлянин. Он был вместе с другими ефремлянами работником при постройке стен Иерусалима. Как человека способного к делам, Соломон сделал его надзирателем работ. Ефремляне были недовольны этими работами. Однажды Иеровоам в поле встретил пророка Ахию, ефремлянина. Ахия разодрал на себе новую одежду на 12 частей, дал ему десять частей ее и сказал: «Так говорит Господь: Я отниму царство из рук сына Соломона; тебе дам 10 колен, а ему оставлю одно колено, ради Давида. Если ты будешь исполнять повеления Мои, как Давид, то Я буду с тобой и укреплю дом твой, как дом Давида». Поэтому Соломон хотел убить Иеровоама, но он убежал в Египет410.

Под конец жизни своей Соломон обратился с покаянием к Богу. Памятником покаяния его осталась написанная им книга Екклезиаст, в которой он учит, что все временные блага – суета, что истинное благо человека в изучении и исполнении закона Божия. Соломон царствовал 40 лет (3Цар. 11).

Разделение царства Еврейского на два царства: Иудейское и Израильское (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова)

После смерти Соломона, израильтяне собрались в Сихем и призвали туда сына Соломона, Ровоама, чтобы воцарить его. Туда же пришел и Иеровоам и, представ с народом пред Ровоама, сказал: «Отец твой наложил на нас тяжелое иго411; облегчи нас, и мы будем служить тебе». Ровоам презрел совет старцев, которые служили при отце его, и которые советовали ему угодить народу, удовлетворить прошение его и говорить с ним ласково, а послушал молодых советников своих и сурово отвечал народу: «Отец наложил на вас тяжелое иго, я сделаю это иго еще тяжелее; он вас наказывал бичами, я буду наказывать вас скорпионами (бичами с иглами)». Народ оскорбился таким ответом, и десять колен избрали себе царем Иеровоама ефремлянина412. Только колена Иудино и Вениаминово признали своим царем Ровоама. Таким образом, народ еврейский разделился на два царства: Иудейское и Израильское413 (3Цар. 12:1–24; 2 Парал. 10, 11:1–4).

* * *

338

Святой апостол Павел свидетельствует, что Самуил и Саул преемственно управляли израильтянами 40 лет (Деян. 13, 21). Климент Александрийский полагает царствования Саула 20 лет (Strom. Lib. 1 cap. 21). По свидетельству Иосифа Флавия, Саул царствовал 20 лет (Древн. Иуд. 10; 8, 4.) В другом месте у Иосифа Флавия написано: «Саул царствовал при жизни Самуила 18 лет, а после смерти его два (и двадцать)» (Кн. 8, 14:8). Но здесь «и двадцать» прибавлено, очевидно, другим лицом, вопреки вышеуказанному свидетельству Иосифа Флавия. Если бы Саул царствовал после смерти Самуила 22 года, то Давид, воцарившийся тридцати лет, достиг бы при Самуиле только 8 лет. В этом возрасте он не мог победить Голиафа, жениться, претерпевать продолжительное гонение от Саула, скрываться от него в чужих землях и предводительствовать дружинами. Таким образом, из 40 лет правления Самуила и Саула, показанных ап. Павлом, должно отнести к правлению одного Самуила 20 лет и к правлению Саула 20 лет. Иосиф Флавий, впрочем, полагает правления Самуила только 12 лет (Древн. Иуд. 6; 13, 5.) Если после смерти Моисея правление Иисуса Навияа продолжалось 20 лет (Лактан. кн. 4, гл. 5), правление судей 450 лет и правление Самуила – 20 лет (Деян. 13, 19–21; Древн. Иуд. 10, 8, 4), то от смерти Моисея до воцарения Саула прошло 490 лет. Также 490 лет насчитывается от смерти Моисея до воцарения Саула, если принять, что Иисус Навин правил 27 лет (по свид. Георг. Кедрина), судьи – 451 год (Кн. Судей), и Самуил – 12 лет (Древн. Иуд. 6; 13, 5)

339

Гива находилась между Иерусалимом и Рамою, была местопребыванием Саула и тогда, когда он сделался царем

340

Плечо, как лучшая часть жертвенного животного и как символ силы, по закону предоставлялось священникам. Поднесение плеча Саулу предзнаменовало, что он будет помазанник Божий

341

Со времени пророка Самуила у евреев появляются пророческие школы, или общества, служившие к распространению просвещения, особенно духовного, и к поддержанию благочестия в народе. Они образовались вокруг знаменитых пророков. Такие общества были в Paме, в Вефиле, в Иерихоне, в Галгалах и других местах. Между учениками, или сынами пророческими, были и женатые. Одинокие жили вместе и имели общее пропитание. Ученики пророческие занимались молитвою, назидательными беседами, благочестивыми песнопениями и музыкою и возвышались до Божественного вдохновения. Они иногда с музыкою и священными песнопениями ходили из города в город, и это служило лучшим средством сообщать высокие истины народу, который ходил за ними и слушал их

342

В Святом Писании слово пророчествовать не всегда значит предсказывать будущее по откровению Божию, но иногда значит еще вести под влиянием Духа Божия вдохновенные речи, говорить назидательные, помазанные проповеди, толковать Слово Божие (1Кор. 14: 3–6), слагать молитвы и песнопения Богу, произносить и петь их под звуки музыки

343

Господь указал Саула или посредством жребия (Древн. Иуд. 6:4–5), или через откровение пророку Самуилу, или первосвященнику

344

Через это Наас хотел обесславить жителей Галаада и сделать неспособными к войне, потому что левый глаз во время стрельбы закрывался щитом

345

Израильтяне в это время были очень бедны оружием. Судья Самегар употребил против врагов вместо меча рало воловье; Девора говорила, что у 40000 израильтян не было ни меча, ни копья. Теперь кроме Саула и Ионафана, ни у кого из израильтян не было ни меча, ни копья, потому что филистимляне, чтобы израильтяне не завели себя оружия, не дозволяли им заниматься кузнечным мастерством. Поэтому израильтяне должны были покупать у филистимлян сошники, заступы, топоры и вилы и ходили поправлять и оттачивать эти орудия к филистимлянам

346

Иессей был потомок князя колена Иудова, Наассона, современника Моисея

347

У евреев пастушеское занятие было в уважении: сыновья богатых и знатных владельцев стад занимались пастьбой скота. Пастухи вооружались загнутою на конце палкой, которой ловили животных за ногу, имели при себе суму со съестными припасами и иногда пращу

348

Давиду в это время было 15 или 16 лет (блаженный Феодорит вопр. 41 на 1 Цар.)

349

Пс. 88, 21. В рогах содержали и переносили разные жидкости; даже сосуды для питья делали нередко из рогов или наподобие рогов

350

Из этого видно, что через священное помазание сообщается царям Дух Святый, Который недосягаемо возвышает их перед прочими людьми и делает представителями и орудиями власти Божией над народами

351

Музыка сама по себе действует успокоительно на душу. Но музыка Давида, как пророка, исполненного Духа Божия, прогоняла от Саула злого духа и проливала в душу Саула особенную отраду и утешение

352

Ростом шести локтей и пяди, то есть 4 аршин и 4 с половиною вершков

353

Шлем – военная шапка из железа или из меди. Броня – панцирь, рубашка из железных или медных колец, также войлочная или льняная рубашка, покрытая железною или медною чешуею. Щит делали из толстой кожи, натянутой на деревянную или металлическую раму, покрывали иногда листовою медью или золотом. Во время похода щит носился на плече, а в сражении – на ремне при левой руке. Щитом закрывали себя от ударов неприятельских стрел и копий

354

Когда началась война с филистимлянами, Саул отпустил Давида домой к отцу его Иессею

355

Десять хлебов и меру сушеных зерен, а по некоторым переводам, меру толокна. Толокно, размешанное в воде или другой жидкости, составляло у евреев во время походов удобную для переноски и сытную пищу

356

Праща устраивалась наподобие чашки с рукояткою. В чашку вкладывали камень, который бросали или от руки, или ударяя палкой по рукоятке чашки. Другого устройства праща состояла из бечевы, или плетенки из сухих жил, волоса. В средине ее для камня находился широкий кожаный ремень. При использовании оба конца бечевы соединяли, размахивали пращу один или несколько раз вокруг головы и потом бросали камень, который попадал в цель с расстояния даже 600 шагов

357

Лица равные в знак дружбы менялись одеждой. Лица высшие на востоке и ныне выражают свое благоволение к низшим лицам пожалованием одежды со своего плеча. Особенно почетной военной наградой был пояс

358

Женщины еврейские имели обыкновение торжествовать радостные события своей страны и народа, славные победы – пением, музыкальной игрой и хороводной пляской. Народ приветствовал победоносно возвращающихся в отечество царей криками: «Да живет царь», сопровождал их игрою на флейтах, путь перед ними устилал тканями и одеждами, усыпал древесными ветвями и цветами, а ночью освещал факелами

359

Наваф – общежитие учеников пророческих

360

Посланные Саулом и сам Саул, увидев Самуила, и его учеников, певших под музыку боговдохновенные песнопения, пришли в священный восторг и вдохновение и присоединились к вдохновенным певцам. Саул, объятый священным вдохновением и благоговением к Богу, даже простерся лицом на землю

361

Скиния в это время находилась в Номве. В Евангелии от Марка (Мк. 2:26) пишется, что это было при первосвященнике Aвиaфapе. Это объясняется тем, что первосвященник Ахимелех имел сына Aвиaфapa, который был наместником при отце и по приказанию отца дал Давиду хлебы предложения

362

Пещера Адолламская существует и теперь. В ней могут поместиться 30000 человек

363

Как много угнетения, беспорядков, бедствий было в царстве Израильском в это время царствования Саула, который страдал душевным недугом, видно из Пс. 54-го

364

Моавитская земля была родиной Руфи, прабабки Давида

365

Вызыватели умерших были обманщики, чревовещатели, которые подделывались под голос умерших и говорили за них. Когда волшебница взялась вывести Самуила, то и не думала, что выведет его, а хотела обмануть Саула, как обманывала других суеверных людей. Но по воле Божией действительно явился Самуил (Сир. 46, 23.), и женщина, не ожидавшая этого, сама пришла в ужас

366

Сжигание тел умерших израильтяне делали только в крайних случаях, когда хотели обезопасить их от поругания, или когда во время войны или моровой язвы их было очень много, и когда от них могла произойти зараза

367

Может быть, когда Саул пал на свой меч, броня воспрепятствовала ему убить себя, и амаликитянин действительно убил его; но может быть, амаликитянин и солгал, думая выслужиться перед Давидом

368

Из этого видно, что уже первый царь народа Божия короновался венцом. Браслеты носили не только женщины, но и знатные богатые мужчины

369

Давид воцарился после 20 лет царствования Саула

370

По свидетельству Иосифа Флавия, от прихода Иисуса Навина с воинством на хананеев до завоевания Иерусалима прошло 515 лет (Древн. Иуд. 7; 3, 2). Это нашествие началось по переходе израильтян через Иордан и после совершения обрезания в Галгале

371

Господь внушил этим, что не должно прикасаться к святыне тем, которым не следует, которые не посвящены на особенное служение Богу

372

Аведдар был левит; дом его был в Иерусалиме, но в некотором расстоянии от крепости Сионской, называвшейся городом Давида

373

Музыкальные инструменты евреев, употреблявшиеся при Богослужении были духовые, струнные и ударно-сотрясательные. Духовые инструменты: трубы, органы – род свирели или волынки; рога и сопели – род флейты. Струнные инструменты: гусли, псалтирь – инструмент вроде арфы с десятью струнами, в который ударяли молотком; самвики – треугольная арфа с четырьмя струнами. Ударно-сотрясательные инструменты: тимпан – род бубна, кимвалы – два металлические круга, которыми ударяли один о другой, и ситра – металлический угольник с привешенными к нему металлическими кольцами и металлическими палочками, которые при потрясении бряцали

374

Скиния Моисея была перенесена из Номвы в Гаваон после опустошения Номвы при Сауле

375

Управляли хором при Давиде: Асаф, Еман, Ефан и Идифун

376

В ближайшем, буквальном смысле, это обетование Божие относится к сыну Давида Соломону; но во всей силе и полноте относится к отдаленному, великому Потомку Давидову Иисусу Христу (Евр. 1, 5). Это обетование Божие значит: когда ты, Давид, умрешь, сын твой создаст Мне храм; Я же на несколько веков утвержу царское достоинство в твоем потомстве. Когда же твое потомство умалится до неизвестности, и храм потеряет свое значение, тогда Я воздвигну тебе великого Потомка, Который будет истинным Сыном Моим, Который создаст Мне нерукотворный храм, святую Церковь, и будет вечным Царем духовного и небесного царства

377

Глубокую любовь свою к закону Божию Давид выразил в псалме 118: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Псалом 100-й изображает правила суда и милости, которыми Давид руководствовался в отношении к своим подданным: «Милость и суд буду петь. Дело преступное я ненавижу. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню. Кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев»

378

Давид имел постоянное войско, состоявшее из 12 «дивизий», из которых в каждой было по 24000 человек, и каждая состояла на службе один месяц в году (1 Парал. 27)

379

Поразив моавитян, Давид положил их в ряд на землю и смерил веревкой, и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых, то есть две трети их предал смерти, а одну треть оставил в живых и сделал своими рабами, платящими дань. Такая казнь постигла моавитян за их нечестие и развращение

380

Блаженный Иероним говорит, что Наас однажды принял к себе Давида, когда преследовал его Саул

381

Евреи считали бороду лучшим украшением мужчины и умащали ее благовонными мазями. Касаться чужой бороды считалось оскорблением. Брались за чужую бороду только целуясь. Обрить ее другому было признаком рабства или посмеяния. Брить себе бороду было запрещено, потому что это было одним из видов языческого богослужения. Рвать себе бороду считалось выражением великой горести

382

Дворцы и дома богатых людей обыкновенно строились четырехугольником, в средине которого был внутренний двор, представлявший гостиную и приемную, окруженную галереями, обсаженную деревьями, вымощенный мрамором, имевший посредине фонтан или водоем для охлаждения воздуха и омовений. Двор был открыт сверху, но в случае ненастья его закрывали кожами, полотном, досками. На дворе устраивались праздники и семейные беседы. С улицы во двор вела дверь или ворота, а со двора уже были двери в комнаты. Задние комнаты предназначались для женщин и детей. Комнаты снабжены были столами, стульями, софами, диванами, коврами, подушками. Постельные места украшались иногда слоновой костью. Крыша домов устраивалась плоская, устилалась черепицей или камнем и огораживалась перилами. Над крышей раскидывались полотняные навесы для прохлады. Она была местом уединенных занятий, тайных совещаний, молитвы, также служила, после наступления вечерней прохлады, для отдохновения, для освежения, для прогулки, для собраний, частью использовалась как гостиная, спальная, больничная комната и как комната для покойников. На кровлю вели лестницы со двора и иногда с улицы. Что касается внутренней отделки домов, то двери большей частью делались низкие, верхние косяки дверей украшались надписями библейских изречений, окна не имели рам со стеклами, а решетки, и завешивались прозрачными завесами. Дверные косяки, двери, оконные решетки и лестницы делались из смоковничного дерева, а в лучших домах – из масличного, кипарисового, кедрового и сандалового. Стены домов большей частью строились из кирпичей, обожженных или просто высушенных на солнце, а также из известкового камня, и только дома богатых и дворцы – из обтесанных камней, а иногда даже из белого мрамора. Снаружи и внутри стены покрывались штукатуркой, дворцы – цветной блестящей краской. Внутренние стены в богатых домах украшались столярной работой, резьбою, а местами слоновою костью; пол выстилали простым камнем или цветными мраморными плитами

383

Над аммонитянами Давид исполнил грозный суд Божий за их нечестие, за их постоянную вражду и злобу к израильтянам и другим народам

384

Избавившись от всех врагов своих, Давид воспел Богу псал. 17: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня. Я развею их, как прах перед лицом ветра, как уличную грязь попираю их»

385

Оказалось в десяти коленах Израилевых 800000 человек, в колене Иудином 500000 человек; всего 1300000 человек, способных к войне, а с пришельцами 1600000 человек

386

Давид избрал моровую язву потому, что это наказание могло погубить и его, тогда как погибели от голода и войны он мог избежать, как царь (блаженный Феодорит)

387

Иосиф Флавий приписывает наказание Божие тому, что при исчислении народа не внесена была в Святилище подать. По закону Моисея, при переписи каждый должен был, под опасением язвы за неисполнение, вносить в скинию половину сикля (сикль – 81 коп; Исх. 30:12–13). Таким образом, согрешили как Давид, так и народ. Ангел Господень, конечно, губил только виновных в преступлении. Во всяком случае, Бог наказал израильтян не за поступок Давида, а за собственные грехи их. Поступок Давида дал только повод к наказанию израильтян за их грехи (2Цар. 24, 1)

388

Рогами жертвенника назывались шпицы, возвышавшиеся на четырех углах его, обложенные медью. Человек преследуемый считался неприкосновенным, если успевал прийти к жертвеннику и взяться за роги его. Отсюда выражение «рог спасения»

389

Давид царствовал 40 лет и 6 месяцев

390

На место первосвященника Aвиафара, который был из рода Илия, потомка Иеамара, сына Аарона, Соломон назначил Садока, потомка Елеазара. Так исполнилось слово Божие о доме Илия, и первосвященство перешло из потомства Иеамара опять к потомству Елеазара

391

Тесть Соломона был фараон 21-й династии Тинисской, именем Псиунха

392

По свидетельству 3 книги Царств (3Цар. 6:1), Соломон начал строить храм в 460 году по исходе израильтян из Египта, в 4-й год своего царствования; а по свидетельству св. апостола Павла, одно только время судей продолжалось около 450 лет (Деян. 13, 19–21). Св. Димитрий Ростовский объясняет эту разность летосчисления тем, что писатель книги Царств, положив после смерти Моисея 7 лет завоевания и раздела Иисусом Навином земли Ханаанской и 10 лет правления старейшин Израильских, последующие затем годы порабощения израильтян, и иноплеменниками считает в годах мира и правления судей израильских, и таким образом времени судей насчитывает только 339 лет, а св. ап. Павел, согласно с летописцами, 111 лет порабощения, показанных в книге Судей и в 1 кн. Царств, считает особо от 339 лет мира и правления судей, и таким образом насчитывает времени судей около 450 лет. (Летоп. Хронол. Начало церкви Соломон.) Сложив 40 лет странствования евреев при Моисее, 20 лет правления Иисуса Навина, около 450 лет времени судей, 40 лет правления Самуила и Саула, 40 лет правления Давида и 3 года правления Соломона, найдем, что Соломон начал строить храм, когда прошло после исхода евреев из Египта 592 года, как считает Иосиф Флавий (Древн. Иуд. VIII; 3, 1), или около 593 лет, т.е. в 1017 году до Р. Х. Основание храма Соломоном в 1017 году до Рождества Христова полагают известнейшие историки, например Нибур

393

Если здесь подразумевать священные таланты и принимать священный талант в 2 пуда 26 фунтов 54 золотника и 45 долей, и стоимость таланта золота 36375 рублей, а стоимость таланта серебра 2425 рублей, то Давид заготовил для храма золота 287731 пуд. 37 фун. 33 золотн. на 3928500000 руб., а серебра 2709475 пуд. 23 фун. 30 золотн. и 72 доли на 2466225000 рублей, всего на 6394725000 рублей

394

Если принять локоть в 10. вершков. то длина храма была 39 аршин 6 вершков. ширина – 13 арш. 2 вершка, высота – 19 арш. 11 вершков. Так как вершина горы Мориа не предоставляла достаточно места для храма, то на восточной стороне ее в долине Кедрской до высоты вершины была возведена каменная стена, а пространство между ней и горой было засыпано землей так, что образовалась ровная площадь. В основание храма положены были огромные гранитные камни, связанные железными связями и залитые свинцом

395

Скиния была сложена в одной из комнат при храме (3Цар. 8:4)

396

Этот дворец был устроен из больших дорогих камней и из кедров ливанских

397

Золотые щиты и золотые копья носимы были при торжественных выходах Соломона

398

Израильтяне вместе с тирянами посещали главные торговые места того времени. Из Фарсиса, который был на юге Испании, они привозили груды серебра, олова, свинца. Из Афира, который находился или на Индийском полуострове или в Аравии (Быт. 10:26–29), привозили золото, из Африки – слоновую кость, драгоценные камни, обезьян, павлинов, попугаев и другие редкости жарких стран

399

Укрепленные города евреев большей частью строились на горах и скалах, обносимы были высокими и толстыми каменными стенами, на которых строили башни, иногда и дома, и садили даже деревья. Стены в мирное время были местом прогулки. Одна башня строилась над воротами города. Здесь помещалась стража. Ворота обивали железными и медными листами. На ночь ворота запирали. У ворот города, на площади, производились народные собрания, совершался суд, совещались об общественных делах, осуществляли торговлю

400

Всадники одевались в красную одежду и посыпали свои волосы золотыми опилками (Древн. Иуд. VIII; 7, 3)

401

До Соломона лошади у евреев были редкостью; обыкновенно ездили на ослах, которые удобнее для езды по горам. Даже царям было запрещено иметь много лошадей, дабы это не подало им повода к военным предприятиям (Втор. 17, 16)

402

Военные колесницы делались из железа двухколесные и возимы были двумя лошадьми. На каждой колеснице были три человека (тристаты): воин сражающийся, его оруженосец и возничий

403

На Евфрате Соломон владел Типсахом, который лежал на западном берегу Евфрата, у переправы через эту реку. Владея Типсахом, Соломон легко мог удерживать заевфратские народы от вторжений в свою землю

404

Притчи – краткие, мудрые и остроумные изречения. Песни – молитвенные песнопения Богу

405

Иссоп – душица, один из видов майорана

406

Царство савеев (савское) находилось на юго-западе Счастливой Аравии, в нынешнем Йемене; было богато плодами превосходного климата и почвы земли и осуществляло обширную торговлю с Индией и со всей Передней Азией. Основываясь на том, что из древних памятников известно несколько савейских цариц, полагают, что у савеев постоянно царствовали царицы, которые одновременно были и великими жрицами. Царица савеев испытывала мудрость Соломона, по древнему обычаю, между прочим и загадками

407

Чтобы устроить защиту от солнечных лучей, растягивают виноградные ветви по решетке. Каждый израильтянин, употребляя подобное средство, мог садиться под своим виноградником

408

Множество придворных женщин при Соломоне служили к роскоши и великолепию двора Соломона (Екклез. 2, 4 и дал)

409

Соломон выстроил капища идолам: Астарте, Хамосу и Молоху. Один из трех холмов горы Елеонской занят был капищами идолов, и в память этого получил название гор Соблазна. Об Астарте было сказано. Хамос, идол моавитский, был тоже, что Ваал-Фегор. Молох, идол аммонитский, олицетворял время, соответствовал Сатурну, который по мифологии, пожрал своих детей. Служение Молоху, между прочим, состояло в прыгании через огонь, в проведении через огонь, и даже в сжигании детей. Идол Молоха был медный, имел бычью, увенчанную золотой короной голову с огромной разинутой пастью и протянутые вперед руки. Руки были устроены так, что жертва, положенная на них, скатывалась в пасть идола. Внутри статуя была пустая и раскалялась огнем печи, которая устраивалась внизу идола. Родители, приносившие детей в жертву Молоху, клали их на раскаленные руки идола. Крик ребенка заглушала громкая музыка, пока полумертвое дитя не скатывалось с рук идола в пасть его и не сгорало в нем

410

В это время в Египте царствовал Сусаким, или Шишак (Шешонк), основатель 22-й династии Бубастской (в Бубастисе), который сверг с престола тестя Соломона, и поэтому не имел дружественных отношений к Соломону и потом к сыну его Ровоаму. Он принял Иеровоама и даже женил его на египетской княжне, потом помог ему сделаться царем Израильского царства

411

То есть наложил большие повинности

412

Ефремляне, будучи потомками Иосифа и коленом очень сильным, обнаруживали особенное честолюбие еще во время Гедеона и Иеффая и соперничали с иудеями еще при Давиде (Суд. 8:1–3; 12:1–2; 2Цар. 19:41–43). Теперь ефремляне были главными виновниками восстания против Ровоама. Поэтому и собрались израильтяне и призвали Ровоама для воцарения в Сихем, который был главным городом в колене Ефремовом

413

В состав царства Иудейского, кроме колен Иудина и Вениаминова, впоследствии вошло колено Симеона и часть Данова колена. Впрочем, границы царства Иудейского и Израильского менялись по случаю частых войн между ними


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle