Спаситель в терновом венце
Затихли удары бичей, но страдания Христовы еще не кончились. Воины привели Христа на внутренний двор для новых издевательств. Они надевают на Него старый, красный солдатский плащ, который должен был изображать собою царскую пурпурную мантию, сплетают из колючих веток терновника венок, возлагают на главу Спасителя и дают Ему в руки трость, образ царского скипетра. Но этого мало: грубые воины становятся пред Ним на колени и с насмешкой приветствуют Его словами: «Радуйся, Царь иудейский!» Насладившись этой грубой потехой, они плевали Ему в лицо и ударяли по ланитам, а затем, взявши у Него из рук трость, били ею Спасителя по главе. Шипы тернового венца глубоко вонзились в нее, и святая, драгоценная кровь ручьями лилась по Его Божественному лицу. Тысячи лет тому назад в раю сладости царил над всем Адам. Ядовитая зависть наполнила сердце его. Он хочет быть Богом. Желание приводит его к греху. За грехом не замедлило прийти и возмездие. Царская корона упала с головы Адама, с плеч соскользнула царская мантия и из рук выпал скипетр – символ власти. Изумленный этим, Адам как бы оцепенел. Прошли минуты. Он очнулся и хотел поднять потерянное.
Но на том месте, где упала с его головы корона, вырос густой, дикий терновый куст, а выпавший из его слабых рук скипетр превратился в гнилой тростник. Вместо же царской пурпурной мантии он поднял с земли дрожащей рукою какое-то разорванное рубище. Грустно поник Адам головой, и из его груди вырвался страдальческий стон. Но в это самое время неожиданно раздался с неба голос: «Подними твои глаза и посмотри!»
Оглянулся Адам и видит пред собой Чудного Мужа с лицом, сиявшим, как солнце. И наклонился Муж к земле, сорвал с куста ветвь терновую и свил из нее венок, который и надел на свою голову. С ясной улыбкой поднял он и рубище, накинул его на свои плечи и взял в руки трость. «Кто Ты такой?» – спросил Незнакомца удивленный Адам. И ему Незнакомец отвечает: «Я твой Царь и твой Ходатай: Я принял на Себя тот удел, который ты приготовил себе, а вместе с тем Я опять возвращу тебе те драгоценности, что ты потерял через свой грех». И упал Адам на колени и поклонился удивительному Царю в терновом венце!
Эта легенда напоминает нам Суд Божий павшему Адаму: «терние и волчцы будет приносить тебе земля, и в поте лица твоего ты будешь добывать себе пропитание всю свою жизнь» (Быт. 3, 18–19). Эти слова беспрерывно исполняются и доныне. На всех полях дети персти сеют и возделывают для своего пропитания только хлеб, но повсюду вместо хлеба вырастают терния и волчцы. Последние сами собой появляются даже на тех местах, где цветут розы. Поэтому-то на земле и есть так много тоски и забот, так много пота и сердечных страданий, но все наши терния Святейший Сын Божий и Сын Человеческий принял на Свою главу, желая уничтожить наше преступление и загладить все наши грехи. Муж, желавший призвать на нас благословение Бога, ради нас понес на Себе терн проклятия. Золотая царская корона была предложена Ему Его народом в то время, когда последний схватил Его и хотел провозгласить своим Царем. Но Он скрылся от них и удалился в пустыню. Золотую царскую корону предлагал Ему и сам искуситель, показывавший Ему богатства мира во всем их великолепии. Но Господь с гневом отогнал его от Себя и сказал: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Но тернового венца Он не отверг и нес его в послушании Своему Отцу и в любви к Своим братьям, и в нем Спаситель так великолепен, что Его не может украсить так никакая корона мира, сделанная из золота и различных драгоценностей.
«Слыша все это и углубившись в себя, пишет Фома Кемпийский, трепещи, ужасайся пред необычайностью скорби, преданнейший друг Иисуса, ударяй себя в грудь, проливай слезы и повергнись ниц пред лицом увенчанного Иисуса, который носит образ царя и, однако, повергнут в смущение презреннейшего раба и, дабы отвлечь тебя от искания тщетной славы и уничтожить в тебе язву гордости, предал Себя ужаснейшим мучениям».
«Стыдись же следовать мирской славе, человек земного состояния, когда видишь, что благословеннейшая глава Господа подвергается такому бесславию. Стыдись под увенчанной терниями Главой быть изнеженным членом, и когда высочайшее величие склоняется к принятию жестокостей и поношений, не домогайся ты изнеженной жизни, а, скорее, ревностно предавайся строжайшему подвижничеству».
«Стыдитесь все вы, сыны гордости, стремящиеся все выше и выше поднимать голову свою, чтобы казаться достойнее прочих, когда тем самым становитесь наихудшими. Стыдитесь горделиво входить в присутствие бичуемого и увенчанного терниями Иисуса, вы, украшающие себя драгоценностями и шелками, облекающие золотом и серебром смертное тело ваше, носящие на головах на показ красивые покровы и не взирающие на дело вашего искупления, хотя столь жестокими мучениями вы искуплены».
«Утешься, бедняк, убогий и всякий, презираемый в мире сем, потому что в немощах и недостатках ты больше уподобляешься Иисусу, чем богач в нечестивых путях своих, одетый в пурпур и виссон. Не стыдись одеваться в твое грубое и заплатанное одеяние, ибо особая слава тебе пред Богом и Его Ангелами, если при бедной одежде ты наряднее облечешься в святое добронравие».
«И если почувствуешь себя огорченным, вспомни о всех терниях Иисуса, которые Он перенес, и легче будет тебе сносить, даже если бы до крайности огорчали тебя другие, или с великою болью поражали тебя в главу, или, что особенно тяжко, терзали тебя различными терниями клеветы».
«Неизмеримо блаженнее теперь терпеть с уничиженным Иисусом, нести терновый венец с увенчанным Иисусом, сносить многие огорчения, чем за греховную жизнь подвергнуться впоследствии адским мучениям и, что для осужденных жестче всякой муки, быть навеки отлученным от благостнейшего лика Спасителя Иисуса и сладчайшего сообщества всех блаженных».
«О, сколь радостным и неустрашимым пред лицом Вечного Царя на последнем и страшном судилище предстанет тот, кто не стыдится теперь нести укор Его поношений и муку телесного страдания. О, как благоугодна и любезна Богу душа и сколь плодотворными оказываются ее размышления, когда она внутренне сокрушается страданиями Иисуса, в сердце своем болеет Его ранами и из-за Его смерти волнуется любящею скорбью».
«Омой же меня, Господи Иисусе, от всякого пятна корысти, облеки меня в истинные добродетели и дай бодрость в поношениях, чтобы я научился кротко терпеть, когда будут угнетать обстоятельства, и да не негодую, если вместо новых одежд мне даются старые или вместо лучших грубейшие. Да не буду роптать против посмеивающихся надо мною, не буду спорить с укоряющими меня, но, вспоминая о Твоем терновом венце, спокойно буду сносить для своего спасения все обуревающие меня муки и поношения».
«Сокруши же жестокость моего сердца и одним острейшим шипом с головы Твоей пронзи его в самую средину, чтобы вся дурная кровь плоти излилась из причиненной раны, и да навсегда останется там сильный возбудитель священной любви к Тебе, пока не очищусь совсем от терний пороков и волчцов искушений, и да сподоблюсь достойно воспринимать семена добродетелей».
«Итак, земля моего сердца, зараженная первородным проклятием, да воспримет новое благословение от излияния святой крови Твоей, чтобы вместо шипа зависти выросла во мне роза любви, вместо крапивы похотения – лилия целомудрия, вместо репейника тщеславия фиалка смирения, вместо волчца строптивости – цветок кротости».