Источник

Варавву или Иисуса?

(Мф. 27:15–18; 20–23)

Понтий Пилат все еще не оставлял мысли спасти в конце концов Обвиняемого, Который произвел на него столь глубокое впечатление. Чтобы поддержать мир и тишину среди евреев, стекавшихся тысячами в Иерусалим на праздник Пасхи, римляне предоставляли им право испрашивать в этот праздничный день свободу для одного из узников. Этим обычаем и захотел ныне воспользоваться правитель ради спасения Иисуса. Между узниками был в темнице Варавва, известный бунтовщик и убийца. Он содержался в цепях и был приговорен к смерти. Народу предстояло теперь выбирать между Вараввой и Иисусом. Поэтому Пилат и предложил народу вопрос: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам? Варавву или Иисуса, называемого Христом?» Пилат не допускал даже мысли, чтобы народ мог выбрать бунтовщика и убийцу. Он был в твердой уверенности, что будут просить себе Иисуса, и, таким образом, Он будет отпущен на свободу. Слабостью Пилата было то, что он, верховный судья, изрекавший приговоры обвиняемым, теперь передал решение в руки ненадежной толпы. Несправедливостью же было с его стороны то, что жизнь и смерть Невинного Страдальца, о котором он сам незадолго перед тем так решительно засвидетельствовал, поставил в зависимость от мимолетной прихоти ослепленной толпы, – и что этого Невинного и Праведного поставил наряду с обагренным кровью бунтовщиком и убийцей.

Но обратимся от Понтия Пилата к нашему Спасителю, к Его глубокому смирению. Вот стоит Единородный Сын Бога живого, единосущный и равный величием Отцу, подле нечестивого грешника и злодея! Какое ужасное и страшное сопоставление! Рядом с Сыном Небесного Отца стоит перед судом толпы сын отца преисподней, рядом со Святым – нечестивый, рядом с Князем мира – мятежник, рядом со Спасителем – губитель, рядом с Подателем жизни – убийца! Какое унижение?! Но еще ужаснее, еще возмутительнее был окончательный выбор, сделанный народом иудейским. Неожиданное предложение Пилата на мгновение привело толпу в изумление. Правитель вышел, чтобы выслушать и отправить вестника, которого прислала к нему его жена. Этой минутой воспользовались первосвященники и старейшины, чтобы возбудить и настроить народ. При этом они не поскупились ни на угрозы, ни на обещания. Они всеми способами старались обвинить Иисуса, а Варавву, напротив, оправдать и восхвалить. Они ничего не упускали, чтобы возбудить страсти толпы и, таким образом, привести в исполнение свой адский план. И Муж скорби, Который стоял там на возвышении, должен был своими собственными глазами созерцать, как Его народ, Его достояние, держит совет о том, Его ли выбрать, или обагренного кровью убийцу и бунтовщика. Пилат возвратился и спросил громким голосом: «Кого хотите вы из сих двух, чтобы я отпустил вам?» И как вопль ада, так прозвучал рев возбужденной черни: «Варавву». Правитель был поражен этим неожиданным решением, и он еще раз спросил: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» Они все закричали: «Да будет распят!» Но Пилат все еще не мог решиться на то, чтобы осудить на ужаснейшую и позорнейшую из всех смертных казней Человека, Который, по его убеждению, был невиновен. Поэтому он в третий раз вопрошает: «Какое же зло сделал Он?» Но они не хотели ничего более знать и слушать и снова ответили ему диким и зверским ревом: «Да будет распят!»

Это был ужасный час в истории народа израильского: своего Царя и Спасителя он отвергнул и на место Его избрал преступника и убийцу. Но где же были в это мгновение все те болящие, которых Иисус исцелил, все те нуждающиеся, которым Он помог, все те опечаленные, которых Он утешил, все те погибающие, над которыми Он умилосердился? Где были в то время толпы тех, которые узнали Его, как великого пророка, и потому захотели поставить Его своим царем? Где были тогда все те восторженные почитатели, которые незадолго перед сим расстилали на пути Его зеленые пальмовые ветви и встречали Его восторженными кликами «Осанна?» Увы! они онемели от ужаса и страха! Добрые уступили место злым. На судилище Пилата не было никого, кто возвысил бы свой голос в защиту невинного человека, никого, кто бы выразил свое негодование и отвращение над этим вопиющим к небу: «Распни Его!» Иудейский народ через этот выбор сам изрек себе свой приговор. Дух Вараввы вселился с этого дня в него и овладел им со страшною силой, пока, наконец, окончательно не погубил его. Прошло несколько лет: Иерусалим был осажден римлянами. Жестокие враги не дали пощады никому. Когда город был взят, все было разрушено!

То, что переживал еврейский народ при роковом выборе Христа или Варавву, приходится переживать и каждому из нас. Нам постоянно приходится выбирать между Христом и Вараввой. одесную нас стоит Муж скорби и любви, на священной главе Его терновый венец. Лик Его серьезен, и требования Его суровы: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), и «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Но за то Его обетование невыразимо сладостно: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Ошуюю нас стоит мир и предлагает все свои сокровища, ласкающие взоры и возбуждающие плотские вожделения и жажду тщеславной жизни. Лицо его приятно и любезно и голос его звучит сладко и льстиво. Он обещает нам жизнь во все дни прекрасную и исполненную радостей; он предрекает нам в служении ему счастье и наслаждение в изобилии. «Кого хотите вы из этих двух»? Иисуса или Варавву? Христа или мир? Благословение или проклятие? Жизнь или смерть?

Спасение или погибель? Вот вопрос, который почти в каждый час возникает в сердце всякого христианина. Христианин! Ради Бога, не допусти обмануть и прельстить себя тем лживым голосам, которые зовут тебя от Христа, на «страну далече». Следуй голосу своей совести, который так ясно и вразумительно говорит в тебе! Следуй зову божественного Слова, которое призывает тебя к твоему Спасителю и Искупителю! Следуй голосам верующих и праведников всех времен, которые сами уже теперь давно пребывают на небесах и всех направляют к Богочеловеку! Следуй глубочайшим и сокровеннейшим влечениям твоего сердца, которое всегда стремится к Спасителю и к своему спасению! Взгляни, вот висит на кресте Спаситель твой, искупивший тебя Своею святою и драгоценною кровью и стяжавший тебя в Свое достояние! И сегодня простирает Он Свои объятия всему грешному миру. До днесь вопрошает Он, как некогда возвестил от лица Его пророк: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» (Мих. 6, 3). Скажи громко и держи твердо: «Прочь Варавву!» Господь только мой удел и мое наследие! Ему всецело принадлежит мое сердце и жизнь во времени и в вечности! Скажи это громко и держи твердо и верно и вечность будет тебе наградой.


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle