Лекция 1
Период первый – От Рождества Спасителя до Его Крещения
Пролог: Предвечное Слово (Логос) (Ин. 1, 1–18):
Ин. 1, 1–5: Предвечное Слово.
Ин. 1, 6–8: О служении Иоанна Крестителя.
Ин. 1, 9–13: О первом пришествии Иисуса345 Христа и Его отвержении.
Ин. 1, 14–18: Свидетельство Иоанна Крестителя о воплотившемся Слове.
События, предваряющие Рождество Христово
Родословие Иисуса Христа:
Мф. 1, 1–17: Ведение родословной линии от Авраама до Иосифа, нареченного мужем Марии. Упоминание женских имен у Евангелиста Матфея (Фамарь346, Раав347, Руфь348 и косвенно Вирсавии349).
Лк. 3, 23–38: Родословная линия устремляется к Адаму и Самому Богу.
Краткая историческая справка – Апостол Лука:
Апостол и Евангелист Лука – автор третьего Евангелия, а также, по церковному преданию, автор книги Деяний Апостольских.
По свидетельству Евсевия350 и Иеронима, Лука был уроженец города Антиохии (Сирия). До своего Апостольского служения он, по преданию, был врачом. Он получил разностороннее греческое образование. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. Существует также древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом “во всякий город и место, куда Сам хотел идти” (Лк. 10, 1). Другое предание говорит, что он был вместе с тем живописцем, начертавшим иконы Спасителя и Божией Матери, из которых последняя именуется Одигитрия, или Смоленская. Думают так же, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус, под вторым учеником, имя которого не называется, разумеется сам Лука.
Когда Лука присоединился к Апостолу Павлу и сделался его спутником неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х.
Апостол Лука написал святое Евангелие в 62–63 гг. в Риме под руководством Апостола Павла. Святой Лука четко выразил цель своего труда: полно и в хронологической последовательности описать по порядку все, что известно христианам о Христе и Его учении. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, которая, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Христа. По церковному преданию, Апостол Лука написал первые иконы Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
После кончины Апостолов Петра и Павла Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. Существует предание, что Евангелист Лука проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мученически скончался в г. Фивы на 85 году жизни во время гонения Домициана. По другому преданию, он скончался мученическою смертию в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.
Апостол Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Константине в половине IV века.
Память его празднуется Церковью 18/31 октября.
Христианское предание о Пресвятой Деве Марии351: Ее рождении352, введении во храм353, пребывании в нем до 14-летнего возраста. Обручение Ее праведному старцу Иосифу354.
6 г. до Р.Х.
Иерусалим
Иерусалимский храм
Краткая историческая справка – о времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа:
Принятое у нас теперь исчисление “от Рождества Христова” введено в VI веке римском монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные расследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере, на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия:
1. Время царствования Ирода Великого. Из Мф. 2, 1–18 и Лк. 1, 5 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования Ирода. Ирод же царствовал с 714 по 750 гг. от основания Рима. В 750 г. он умер за восемь дней перед Пасхою, вскоре после лунного затмения. Но так как, по вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля, то, следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 г. от основания Рима, то есть по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.
2. Народная перепись, упоминаемая у Луки 2, 1–5, начата эдиктом Августа в 746 г. для Иудеи началась в последние годы царствования Ирода, потом была приостановлена вследствие смерти Ирода, продолжалась и закончилась, когда Сириею управлял Квирин, упоминаемый в Евангелии от Луки 2, 2. Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика Февду сожжению 12 марта 750 г. Ясно, что перепись началась несколько раньше этого времени.
3. Правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству Евангелия от Луки 3, 1, святой Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет (Лк. 3, 23). Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г. и след., 15-ый год царствования Тиверия начинался в январе 779 г. так как по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время “лет тридесять”, то следовательно, родился Он, примерно, в 749 году.
4. Астрономические вычисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя (а она, по данным Евангелия произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу) мог быть только 783 г., а так как Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, то, следовательно, Он родился в 749 г. от основания Рима.
Таким образом все вышеприведенные данные, с большой долей вероятия, единогласно свидетельствуют, что годом Рождества Христова необходимо признать 749-ый год от основания Рима.
По недостатку данных в Четвероевангелии, нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием “Епифания” – “Явление Бога в мир” – 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря.
День этот выбран для празднования Рождества Христова по следующим соображениям. Есть предположение, что Захария был первосвященник и что явление Ангела ему было за завесой в Святом-Святых, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц после этого было Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря родился Господь Иисус Христос. Нет, однако, данных за то, что Захария был первосвященником. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос-свет миру, солнце правды через 9 месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его – 24 июня – время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя в Ин. 3, 30 “Ему подобает расти, мне же малитися”.
23 сентября, 5 г. до Р.Х.
Лк. 1, 5–25: Явление355 ангела Гавриила356 священнику Захарии357 с благовестием о рождении от него Иоанна358 Предтечи359.
5 г. до Р.Х.:
Назарет
Краткая историческая справка – Назарет:
Название Назарет означает “отрасль”, “отпрыск” или “огражденное место”. По-арабски название звучит Наера или Назира. Город находился в Галилее, в колене Завулоновом, и лежал на юго-запад от Капернаума и к западу от южного конца Тивериадского озера, в около 10 километрах на запад от горы Фавор. Назарет стоит в нагорной долине, откуда открывается прекрасный вид на долину Ездрилонскую и на горы Фавор, Гелвуй, Кармил и на Средиземное море. В конце XIX века город насчитывал более 3 тысяч жителей из греков, католиков, магометан и др.
Главную достопримечательность Назарета составляет место Благовещения, занятое ныне, по одному мнению, Католическим монастырем францисканского ордена, где главным украшением храма Благовещения является укромное жилище Пресвятой Девы и праведного Иосифа, находящееся под главною (среднею) частью храма, и состоящее из трех комнат, расположенных друг над другом, в виде пещер, вырытых в природной каменной скале.
Под престолом сего храма изображен мраморный круг с крестом, означающий то место, где стояла Пресвятая Дева во время Архангельского Благовестия. Место, где стоял Архангел Гавриил обозначено мраморною колонною, часть которой выпилена. Предание говорит, что ее выпилили язычники, думая найти в этой колонне скрытые сокровища, и за дерзость свою были поражены слепотою.
Во второй комнате, расположенной выше места Благовещания, Богоматерь воспитывала Господа Иисуса Младенца: углубление в стене, где теперь престол, служило для Него колыбелью. В последней, третьей комнате жил святой праведный Иосиф – хранитель Богоматери и Ее Божественного Сына.
Другое предание местных греков свидетельствует, что местом Благовещения было место, находящееся в самом конце города, при источнике. Там стоит греческая церковь, построенная из развалин храма, воздвигнутого здесь святой Еленой. Там в самой церкви, слева, находится источник, называемый источником Святого Семейства, из которого святая Дева Мария обыкновенно черпала воду. Это место обложено белым мрамором. Перед иконой Благовещания горят непрестанно лампады и свечи.
Несоответствие из-за двух указываемых мест Благовещания разрешается преданием, что Архангел Гавриил являлся Деве Марии два раза: один раз у источника, куда приходила Дева Мария за водой, второй раз – когда Она была за рукоделием в доме. Господь предоставил Ей за это время осмыслить данное благовестие и получил ее согласие, которое Она и выразила словами: “Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему” (Лк. 1, 38).
Из других замечательных мест Назарета показывают место мастерской Иосифа обручника-древодела, развалины синагоги, в которой Господь читал пророчества Исаии о Себе самом; гору, с которой Назаряне хотели свергнуть Иисуса, и другие.
Около времен Крестовых походов упоминается о первом Назаретском епископе. Во время же Крестовых походов здесь находилась митрополичья кафедра, перенесенная сюда из Скифополя. В 1837 году Назарет сильно пострадал от землетрясения.
Ныне это арабский город с христианским населением.
25 марта, 5 г. до Р. Х.
Лк. 1, 26–38: Благовещение360 Пресвятой Деве Марии о рождении от Нея Сына Божия.
Справка – О праздновании Благовещения:
Славянское слово “Благовещение” есть перевод греческого ??????????. Праздник Благовещения обозначается по гречески ????????????, лат. – Annuntiatio.
Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: “днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...” (тропарь). День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев.
Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.
Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось “главизною” нашего спасения.
Пророчества о пришествии Спасителя:
Быт. 3, 15: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”.
Ис. 2, 2: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы”.
Ис. 28, 16: “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится”.
Ис. 32, 1–4: “Вот царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источник вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно”.
Ис. 35, 4: “Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас”.
Ис. 49, 1 (Призыв Мессии к Израилю и народам): “Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое”.
Дан. 2, 44–45 (Истолкование сна Навуходоносора): “И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!”
Зах. 3, 8–10: “Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу”.
Мал. 3, 1–2 (Видение пророка): “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?”
Город Иудин:
Краткая историческая справка – город Иудин:
Город Иудин – город в котором жил Захария, отец Предтечи. Сюда отправилась Пресвятая Дева Мария, непосредственно после благовещения здесь была встречена своею родственнице Елизаветою, женою Захарии, и здесь она провела около 3 месяцев после явления ей Архангела Гавриила, здесь родился и провел свое отрочество Иоанн Предтеча. Этот город в Ветхом Завете называется назначенным для жительства священных лиц и в книге Иисуса Навина называется Юттою (15, 55; 21, 16).
Дорога к горнему граду Иудину идет от Вифлеемских ворот, по каменистым холмам. Расположен он в обширной горной лощине, посреди садов и обработанный полей. В конце XIX века в нем жило до 500 арабов и мусульман. Селение расположено в обширной горной лощине, на нижнем скате гор, в стране Нагорной.
Здесь находится богатый францисканский монастырь, построенный на месте рождения святого Иоанна предтечи. Монастырь окружен довольно большой арабской деревней, называемой “Айн-Карим”, населенною арабами и мусульманами. Величественный храм францисканского монастыря построен в западно-европейском вкусе. Церковь трехпрестольная; левый престол основан на самом месте рождения того, более коего никто не возстал из рожденных женами. В храм за золотою решеткою устроен спуск в пещеру, куда сходим по 8-ми мраморным ступеням; под сводами этой пещеры поставлен богато украшенный престол, на помосте коего виден круг с латинской надписью: “Здесь родился Предтеча Господень”. Вертеп украшен дорогими тканями, резьбой и весь обложен мрамором.
При выезде из селения показывают водоем, осененный смоковничными и кипарисовыми деревьями – это древний источник Навфо, упоминаемый в книге Иисуса Навина, тот самый, из которого, по преданию, почерпала воду Пресвятая Дева Богоматерь, во время своего трехмесячного пребывания у южики Своей праведной Елисаветы. От этого водоема идет дорога к развалинам дома святого Захарии и Елисаветы. Священные остатки сего здания лежат на скате горы; чрез небольшие ворота входим во двор. Посреди которого возвышаются обширные развалины, при чем не трудно заметить, что здание было двухэтажное.
Под сводами этих развалин устроен престол, на котором однажды в год иноки обители святого Иоанна Предтечи совершают богослужение. Возле каменного крыльца, ведущего в верхнее здание развалин, показывают то место, где, по преданию, праведная Елисавета пророчески приветствовала Матерь Господа своего: “Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева твоего!” На что преблагословенная Дева ответствовала: “Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!”.
В сей “горней” стране, где праведная Елисавета, мать пророка Иоанна Предтечи, назвала при встрече Деву Марию, свою родственницу, “Матерью Господа” (Лк. 1, 43) сейчас находится Горненский женский монастырь.
5 г. до Р.Х.
Лк. 1, 39–56: Посещение Богоматерью праведной Елизаветы361. Гимн Марии.
24 июня, 5 г. до Р.Х.
Лк. 1, 57–58: Рождение Иоанна Предтечи362.
Лк. 1, 59–79: Обрезание Иоанна Предтечи и его имянаречение363.
Назарет:
Мф. 1, 18–23: Желание Иосифа тайно364 отпустить Марию. Явление ангела Иосифу, обручнику Девы365 Марии, с благовестием о рождении от Нея и Духа Святого Эммануила.
Рождество, детство и отрочество Спасителя мира
Вифлеем
Краткая историческая справка – Вифлеем:
Название Вифлеем означает “дом хлеба”. Впервые сей город упоминается в книге Бытие (35, 19). Иначе он назывался Вифлеем-Ефрафа (Мих. 5, 2). Ефрафа значит “плодоносный”. Это малый и незначительный городок в колене Иудином, который даже не упомянут в общих списках городов Иудиных (например, Неем. 11). В этом городе родился Давид. Городок расположен на возвышенности в около 10 километрах к югу от Иерусалима и занимает одну из живописнейших местностей Палестины.
Здесь погребена была Рахиль (Быт. 35, 16); здесь, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья; здесь родился пророк Давид, почему город и называется иначе городом Давидовым.
После Рожества Спасителя в IV веке святая равноапостольная царица Елена над пещерою Рожества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери.
Чудо Промысла Божия в том, что Вифлеемский храм IV века избежал, в отличие от других, разрушения. Колонны, мозаика на стенах на полу – это все IV век. Персидский царь пощадил храм, узнав, что здесь в Вифлееме, были три персидских мудреца (волхва). Сарацины ворвались однажды в храм, но рой пчел откуда ни возьмись вылетел из колонны и напугал сарацин так, что они бежали из храма, отбиваясь от них. В колонне показывают пять отверстий, из которых вылетели пчелы и стали жалить воинов. Если в эти отверстия вложить все пять перстов руки, то получается сложение их как бы для благословения, какое делает священник.
В храме находятся Православный, католический и коптский пределы. Владеют храмом греки.
Главный, средний алтарь храма возвышается над самим вертепом. Из него, по 15 мраморным ступеням входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Место Рождения Спасителя в полукруглой нише означено серебренною звездою с 14 лучами и рядом серебренных лампад.
В нескольких шагах от места Рожества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус (католический предел). Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором.
В этом храме находятся и еще несколько пещер и алтарей: пещера, где обитал святый праведный Иосиф; пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы; келия и гробница блаженного Иеронима (см. сноску на стр. 1) и другие.
В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пресвятая Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над которыми стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающие трогательные слова Священного Писания: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет” (Иер. 31, 15; Мф. 2, 18).
Этот город Давидов в наше время уже срастается с Иерусалимом.
Лк. 2, 1–7: Повеление Кесаря366 Августа367 о переписи. Рождество368 Господа нашего Иисуса Христа.
Пророчества о событиях Рождества:
Ис. 7, 14: “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил369”.
Иер. 31, 22: “Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа”.
Пророчество о месте Рождения:
Мих. 5, 2: “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных”.
Пророчества о времени Пришествия:
Быт. 49, 10: (предсмертное пророчество патриарха Иакова в Египте) “Не отойдет скипетр370 от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов”.
Дан. 9, 24–27: “Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратиться народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин придан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя”.
Коран о Рождестве Спасителя:
О рождении Христа упоминает Коран (Сура 19, “Мариам”, стих 20). Когда Мария узнала, что у нее родился сын, она воскликнула: “Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек; и не была я распутницей”. Дух отвечает ей на это: “Так сказал твой Господь: “Это для Меня – легко”. После этого Он “дохнул на нее Своим Духом”.
В Коране Иисуса нередко называют Иса ибн Мариам, т. е. “Иисус, сын Марии”. Как отмечает классический комментатор Корана Абдулла аль Байдави полностью понимающий семитский обычай именования, имя матери употребляется, когда неизвестен отец. “Но и это имя, и объяснение носят здесь положительный смысл, – пишет Стоффер. – В Исламе Иисус рассматривается как Сын Девы Марии, который родился от Слова Божьего”.
25 декабря 5 г. до Р.Х.
Лк. 2, 8–14: Явление Ангела пастырям Вифлеемским.
Лк. 2, 15–20: Поклонение пастухов371 новорожденному Богомладенцу.
1 января, 4 г. до Р.Х.:
Лк. 2, 21: Обрезание Господне.
Иерусалим:
Краткая историческая справка – Иерусалим:
Название Иерусалим означает “основание”, “жилище мира” или “место наследия мира”. Проследим кратко историческую судьбу Иерусалима.
По общепринятому на Востоке преданию время основания Иерусалима восходит ко времени Авраама. Иерусалим основан был царем и священником Бога Вышняго – Мелхиседеком, и назван первоначально Салимом, что значит “мир”. По тому же преданию, Мелхиседек перенес сюда тело праотца нашего Адама и похоронил на Голгофе, на месте, где впоследствии водружен был животворящий Крест Искупителя падшего Адама, а с ним и всего рода человеческого.
По общему мнению, на этом месте, горе Мориа, Авраам по Божественному повелению готовился принести в жертву сына своего Исаака. В древности он назывался Иевусом (Нав. 18, 28) по имени родоначальника Иевусеев (народ из племен Ханаанских). Иевус был завоеван у Иевусеев Давидом, который сделал его метрополиею своего царства, и построил к северо-западу от старого города крепость, или новый город, названный Иерусалимом.
Особенно тяжкое опустошение претерпел Иерусалим от Вавилонского царя Навуходоносора: город был разорен до основания, жители уведены в плен или преданы огню и мечу. Святой Пророк Иеремия, видевший разорение Иерусалима, горько рыдал о бедственной участи его и так описывает ее в своем Плаче: “Град, умноженный людьми, бысть яко вдовица. Плача плакася в нощи, и слезы его на ланитах его и несть утешаяй его. Путие Сиони рыдают, яко несть ходящих во них в праздник; вся врата его разорена, жрецы его воздыхают, девицы его ведомы, и сам огорчеваем в себе, младенцы его отидоша пленени. Грехом согреши Иерусалим, того ради в мятеж бысть; нечистота его пред ногами его. Вси людие его воздыхающе ищут хлеба. Далее говорит святой пророк от лица Иерусалима: обратитеся и видите, аще есть болезнь, яко болезнь моя; отъя вся крепкия моя Господь от среды мене, призва на мя время, еже сокрушити избранныя моя. Виждь, Господи, яко скорблю, утроба моя смятеся во мне, и превратится сердце мое, яко горести исполнихся; отвне обезчади мене мечь, аки смерть в дому. Вся красная Иаковля разори Господь яростию Своею, твердыни дщере Иудины изверже на землю, оскверни царя ея, и князи ея; отрине Господь жертвенник Свой, оттрясе святыню Свою; сокруши рукою вражиею стену забралов его. Что ти засвидетельствую? или что уподоблю тебе, дщи Иерусалимля? кто тя спасет, и кто тя утешит, девице дщи Сионя? яко возвеличися чаша сокрушения твоего, кто тя исцелит? Успоша на исходищах отрок и старец: девицы мои и юноши мои отъидоша в плен, мечем и гладом избил еси в день гнева Твоего. Бых в смех всем людем. Насыти мя горести, напои мя желчи; изъя камением зубы моя, напита мя пеплом. Покрыл еси яростию и отгнал еси, убил и непощадил еси: покрылся еси облаком, д не дойдет к Тебе молитва. Прилпе язык ссущаго к гортани его в жажде; младенцы просиша хлеба, и несть им разломляющего. Ядуще сладостная погибоша во исходех, питаемии на багряницах одеяшася в гной. Потемне паче сажи вид их; прильпе кожа их костем их, изсохша, яко древо. Лучше быша язвеннии мечем, нежели погублени гладом: сии бо истлеша от неплодности земли. Сконча Господь ярость Свою, излия ярость гнева своего, и возже огнь в Сионе, и пояде основания его”.
Вот в каких трогательных и ужасных чертах изобразил святой пророк бедственную участь, постигнувшую Иерусалим.
После семидесятилетнего плена Вавилонского, иудеи опять возвратились в отечество, и снова построили Иерусалим и в нем храм Божий.
Город лежит в двенадцати часах пути от Средиземного моря и в восьми часах от Иордана. Он находится на широкой плоской возвышенности, состоящей из нескольких вершин и возвышающейся более чем на 762 метра над уровнем моря. Долина Иосафатова с потоком Кедрон на восток и долиной Гион на юг и запад служат его границею.
Гора Мориа занята мечетью Омара (по мусульманскому поверью здесь вознесся на небо Магомет), которая стоит на прежнем месте храма Соломона. Ни одному из христиан не дозволяется входить в эту мечеть под опасением смерти.
Гора Сион находилась на юго-восток от горы Мориа. После 25-векового существования города на горе она была подведена под общий уровень с близ лежащею местностью, и сегодня мы наблюдаем лишь небольшое возвышение к Сиону.
2 февраля 4 г. по Р.Х.
Лк. 2, 22–38: Сретение372 Господне. Пророчества Симеона373 (28–35) и Анны374 (36–38).
Вифлеем375:
Мф. 2, 1–12: Поклонение волхвов376. Наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым.
Пророчества о поклонении язычников:
Пс. 71, 10, 15: “Цари Фарсиса377 и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы378 принесут дары”. “И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его”.
4 г. по Р.Х.
Мф. 2, 13–15: Бегство379 святого семейства в Египет.
Мф. 2, 16–18: Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом380.
Пророчество об избиении младенцев:
Иер. 31, 15: “Так говорит Господь: голос слышен в Раме381, вопль и горькое рыдание; Рахиль382 плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет”.
Краткая историческая справка – предание о смерти Захарии:
По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елизавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф. 23, 35).
Египет
Каир
Жизнь383 святого семейства в Египте.
Палестина
Назарет
Мф. 2, 19–23: Возвращение384 святого семейства из Египта по смерти385 Ирода386 и поселение в Галилейском городе Назарете.
Пророчество о пребывании в Египте:
Ос. 11, 1: “На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего”.
Лк. 2, 40–41: Отроческая жизнь Иисуса Христа.
9 г. от Р.Х.
Иерусалим
Лк. 2, 42–50: Двенадцатилетний отрок Иисус387 в храме Иерусалимском.
Пророчество о благовествовании в Иерусалимском храме:
Ис. 2, 3: “И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима”.
Назарет
Лк. 2, 51–52: О послушании и мудрости отрока Иисуса.
Из преданий:
Пресвятая Дева Мария с божественным отроком Иисусом посещала пещеру пророка Илии, когда они жили в Назарете.
Крещение Спасителя
Иудейская пустыня
Краткая историческая справка – Иудейская пустыня:
В глубокой древности здесь было очень много монастырей. Условия здесь суровые. Зелень лишь до Пасхи, а в летнее время – нещадное солнце все высушивает в пустыне, температура здесь доходит до †60.
В Иудейской пустыне находятся несколько известных всему миру монастырей.
Так здесь находится монастырь преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке. Первым известным святым там стал преподобный Иоанн Хозевит. В 614 году здесь проживало 14 тысяч монахов, персы их всех замучили.
Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте.
В обители находится пещера, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства “от соотечественников”, и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким.
В храме Божией Матери имеются ковчеги со святыми мощами. Главы преподобных Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита заключены в особом ковчеге, они очень чистые, светло-желтые, как свежий воск.
В часовне монастыря, что рядом с храмом, устроена усыпальница многих насельников монастыря, главы и косточки монахов, замученных персами в VII веке. Отдельно в гробнице из дерева под стеклом – мощи преподобного Иоанна-румына, который в 1930 году бежал из Румынии, когда там перешли на новый стиль. Здесь он подвизался отшельником и умер. Еврейские археологи обнаружили его останки в пещере, из которой шло благоухание. Сейчас его, облаченного в мантию, в епитрахили хорошо видно в гробнице лежащим.
В древности в монастырь вход для женщин был закрыт, но однажды женщина просила игумена пустить ее для исцеления от болезни. Игумен отказал. Тогда был глас Божией Матери к игумену пустить женщину, и она получила исцеление. С тех пор женщин стали пускать. Службы в монастыре идут с 8 вечера до 7 часов утра.
В Иудейской пустыне также расположен знаменитый монастырь преподобного Герасима Иорданского, где в греческой церкви находится пещера. Пещера эта священна. В ней останавливалось Святое Семейство при бегстве в Египет от детоубийцы Ирода.
Обитель расположена в долине ровной, нехолмистой. Только вдали в окружении виднеются затянутые серой дымкой цепи гор.
Преподобный Герасим (V в.), уйдя в пустыню, искал место подвигов, и Господь привел его сюда, в эту пещеру. Однажды преподобный вынул занозу у льва, который стал ручным и не отходил от подвижника, стал обитать в монастыре, охраняя его и особенно осла монастырского. Но однажды шел мимо в Аравию караван, и погонщик, увидел пасущегося осла, забрал его с собой, а льва в этот момент рядом не было. Лев понуро вернулся в монастырь, и все подумали, что он съел осла. Преподобный Герасим в наказание заставил льва выполнять обязанности осла, возить воду на себе. Хотя по природе эти бессловесные существа разные сложением, лев оказал полное послушание и стал на горбу возить мехи с водой, преодолевая все неудобства своей “комплекции”. Так длилось полгода. Караван из Аравии возвращался опять мимо монастыря, и лев увидел своего осла. Он пригнал животное в монастырь, и все убедились в преданности и невинности льва. Вот удивительный пример послушания бессловесного для нас, разумных! Когда скончался преподобный Герасим, по Божьему смотрению льва не было в обители. По возвращении он скорбно рычал, ища хозяина. Его привели к гробнице преподобного, и здесь лев, не вынеся разлуки с ним, тоже сделал свой последний вздох.
На иконах преподобного Герасима изображают со львом.
Во монастыре до сих пор питают любовь к животному миру: множество клеток с поющими птицами, по саду важно расхаживают царственные павлины с изящным хвостом и т. д..
Лк. 1, 80: Иоанн Креститель в пустыне388.
Пророчество об Иоанне Крестителе:
Ис. 40, 3–5: “Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть (спасение Божие); ибо уста Божие изрекли это”.
26 год по Р.Х.
Иордан
Лк. 3, 1–2: Призвание Божие Иоанна на проповедь389.
Мф. 3, 1–12: Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане. Крещение Иоанново.
Мк390. 1, 1–2: Указание апостола на исполнение пророчества Малахии (3,1).
Лк. 3, 10–14: Испрашивание крещаемых от Иоанна как следует поступать, чтобы спастись.
27 год по Р.Х.
Иордан, близ Галгала391 и Иерихона
Мф. 3, 13–17: Крещение392 Иисуса Христа и свидетельство Иоанна.
Домашнее задание
Выписать в тетрадь и выучить наизусть:
Ин. 1, 1–5 – Пролог: Предвечное Слово.
Ин. 1, 9–13 – О первом пришествии Иисуса Христа и Его отвержении.
Лк. 1, 30–35 – Благовещение Деве Марии.
Лк. 1, 46–55 – Гимн Пресвятой Марии.
Лк. 2, 10–15 – Ангельское славословие.
Лк. 2, 29–35 – Пророчество Симеона Богоприимца.
Мф. 3, 13–17 – Крещение Господне.
Повторить вопросы:
1. Родословная линия Спасителя у евангелистов Матфея и Луки. Сравнение этих родословных линий. Упоминание в родословии женских имен.
2. Христианское предание о Пресвятой Деве Марии: Ее рождении, введении во храм, пребывании в нем, обручении Ее.
3. Явление ангела Гавриила священнику Захарии с благовестием о рождении от него Иоанна Предтечи.
4. События Благовещения Пресвятой Деве Марии.
5. Посещение Богоматерью праведной Елизаветы. Гимн Марии.
6. Рождение Иоанна Предтечи и его обрезание.
7. Явление ангела Иосифу с благовестием о рождении от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого Эммануила.
8. Повеление о переписи и Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
9. Ангельская песнь и поклонение Спасителю пастырей Вифлеемских. Обрезание Господне.
10. Сретение Господне. Пророчества Симеона и Анны.
11. Поклонение Спасителю волхвов.
12. Бегство святого семейства от Ирода. Избиение Вифлеемских младенцев. Возвращение из Египта.
13. Двенадцатилетний отрок Иисус в храме Иерусалимском.
14. Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане. Крещение Иоанново. Испрашивание крещаемых от Иоанна как следует поступать, чтобы спастись.
15. Крещение Иисуса Христа и свидетельство Иоанна.
Контрольные вопросы по первому периоду – от Рождества Спасителя до Его Крещения
1. Наизусть: Ин. 1, 1–5 – Пролог: Предвечное Слово.
2. Наизусть: Ин. 1, 9–13 – О первом пришествии Иисуса Христа и Его отвержении.
3. Описать и дать характеристику родословной линии Спасителя, которую дает нам Евангелист Матфей.
4. Какие женские имена упоминаются в родословной Спасителя и почему? Дать характеристику каждой из женщин.
5. Описать и дать характеристику родословной линии Спасителя, которую дает нам Евангелист Лука.
6. Показать на карте Иудею, Самарию и Галилею.
7. Когда Святая Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы?
8. Как звали родителей Пресвятой Девы Марии?
9. Что говорит христианское предание о рождении Пресвятой Богородицы?
10. Показать на карте Хузив.
11. Что говорит христианское предание о Введении во храм Пресвятой Богородицы?
12. Что говорит христианское предание о жизни Пресвятой Богородицы при храме?
13. Кому была обручена Пресвятая Дева Мария?
14. Как звали родителей Иоанна Предтечи, из какого рода они происходили? Кем был отец Иоанна Предтечи?
15. Где, когда и при каких обстоятельствах произошло явление ангела с благовестием о рождении Иоанна Предтечи?
16. Показать на карте Иерусалим.
17. Где, когда и при каких обстоятельствах происходили события Благовещения Пресвятой Деве Марии?
18. Какого пророка и какие слова читала Пресвятая Богородица в момент Благовещения?
19. Как имя ангела, явившегося с радостным Благовещением ко Пресвятой Деве Марии?
20. Наизусть: Лк. 1, 30–35 – Благовещение Деве Марии.
21. Показать на карте место Благовещения Пресвятой Деве Марии.
22. Какова разница в возрасте между Иоанном Предтечей и Спасителем?
23. В каком городе родился и воспитывался Иоанн Предтеча?
24. Где и в каком году произошла встреча Пресвятой Девы Марии и праведной Елисаветы?
25. Наизусть: Лк. 1, 46–55 – Гимн Пресвятой Марии; при каких обстоятельствах были сказаны эти слова?
26. Показать на карте город, где родился Иоанн Предтеча.
27. Когда Святая Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи?
28. Где, когда и при каких обстоятельствах было явление ангела Иосифу с благовестием о рождении Эммануила?
29. Что значит слово Эммануил?
30. Кто правил Римской империей во времена рождения Спасителя?
31. Где, когда и при каких обстоятельствах произошло Рождество Господа нашего Иисуса Христа?
32. Показать на карте место Рождества Христова.
33. Кто первым поклонился Родившемуся Спасителю?
34. Как пастыри узнали о Родившемся Спасителе?
35. Наизусть: Лк. 2, 10–15 – Ангельское славословие.
36. Почему Вифлеем называется городом Давидовым?
37. Что означает название города Вифлеем, какие нам известны древние упоминания этого города?
38. Когда Святая Церковь празднует Рождество Господа нашего Иисуса Христа?
39. Когда произошло Обрезание Господне?
40. Что значит слово Сретение?
41. Где, когда и при каких обстоятельствах произошло Сретение Господне?
42. Древнее предание о Симеоне Богоприимце?
43. Наизусть: Лк. 2, 29–35 – Пророчество Симеона Богоприимца.
44. Рассказать о пути волхвов к Рожденному Младенцу.
45. На какое пророчество ссылаются книжники, говоря, что Спаситель Родится в Вифлееме?
46. Где происходит поклонение волхвов Спасителю?
47. Какие дары приносят волхвы Рожденному Спасителю?
48. Раскройте прообразовательный смысл даров, принесенных волхвами ко Спасителю мира.
49. При каких обстоятельствах святое семейство отправляется в Египет?
50. Опишите события об избиении Иродом младенцев.
51. Смерть Ирода Великого и разделение царства между тремя его сыновьями.
52. В какой город возвращается святое семейство из Египта?
53. Что Святое Евангелие и святое предание говорит об отроческой жизни Иисуса Христа?
54. В каком возрасте Иисус в первый раз учит в Иерусалимском храме?
55. Опишите обстоятельства пребывания отрока Иисуса в Иерусалимском храме.
56. В каком городе проводит Свое детство и отрочество Иисус Христос?
57. Показать на карте город, в котором прошло детство и отрочество Спасителя.
58. Где спасался и начал свою проповедь Иоанн Предтеча?
59. В каком году начал свою проповедь Иоанн Предтеча?
60. Ответ Иоанна Предтечи крещаемым мытарям и воинам о том как следует поступать, чтобы спастись.
61. В каком году происходило Крещение Господне?
62. В каком месте происходило Крещение Господне?
63. Показать на карте место, где произошло Крещение Господне.
64. В какой день Святая Церковь празднует Крещение Господне?
65. Как по-другому называется день Крещения Господня и почему?
66. Опишите подробно события Крещения Господне?
67. Наизусть: Мф. 3, 13–17 – Крещение Господне.
68. Показать на карте Иордан.
69. Показать на карте пустыню Иудейскую.
* * *
Имя “Иисус” по-еврейски “Иегошуа” и значит “Спаситель”.
см. конспект, стр. 1.
см. конспект, стр. 1.
см. конспект, стр. 1.
см. конспект, стр. 1.
О жизни Евсевия (ок. 260–340) известно немного. Родился в Палестине, учился в Иерусалиме и Антиохии, был одним из самых образованных людей своего времени. Блаженный Иероним так отзывался о нем в письме к Пахомию и Океану: “Кого можно найти умнее, ученее, красноречивее Евсевия?” Его учителями были Антиохийский пресвитер Дорофей, о котором сам Евсевий свидетельствовал как об “ученейшем в свое время человеке”, “ревнителе богословских знаний”, и Кессарийский пресвитер Памфил, создатель церковной библиотеки в Кесарии, с которым Евсевий был особенно близок. Во дни гонений при императоре Диоклетиане Памфил был брошен в темницу вместе с Евсевием и принял мученическую смерть. В память о своем учителе и друге Евсевий присоединил его имя к своему и навеки остался в истории как Евсевий-Памфил. Нельзя также не отметить и общего влияния на его мировоззрение трудов Оригена.
Имя Мария по-еврейски звучит Мариам и означает “возвышенная”, “превознесенная”. Пресвятая Дева Мария была дочерью Иоакима и Анны (погребены в Гефсиманском храме Успения Божией Матери), и происходила из царского рода Давидова от отца своего Иоакима, который был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана; а так же происходила из священнического рода через свою мать Анну, которая была дочерью священника Матфана из племени Ааронова.
Праздник Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует 8/21 сентября. В монастыре преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке, указывают пещеру, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства “от соотечественников”, и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким. Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте. Возле Гефсиманских ворот видны развалины церкви Богоотец Иоакима и Анны, бывшей на месте их дома; в этом доме, по преданию, родилась преблагословенная их дщерь. Рядом с этим местом находилась знаменитая Овчая купель. Апостол от Семидесяти Евод, епископ Антиохийский, после святого апостола Петра; автор нескольких сочинений, в одном из которых пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила Спасителя в возрасте пятнадцати лет. Таким образом получается, что Пресвятая Богородица родилась в 20 году до Р.Х., так как Спаситель родился в 5 году до Р.Х..
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует 21 ноября (4 декабря).
Имя Иосиф означает “прибавление”, “присовокупление”. Иосиф был обручником Пресвятой Девы Марии. Он был сыном Иакова из рода Давидова. Гробница Иосифа Обручника находится в Гефсиманском храме Успения Божией Матери. Память Иосифа Обручника Святая Церковь совершает 26 декабря (8 января).
Очевидно, что Захария, в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал. Сын его превзойдет всех своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Святого Духа.
Имя Гавриил означает “сила Божия”. Он есть один из 7 главных ангелов, возносящий молитвы людей к Богу. Именно он был послан Богом объяснить пророку Даниилу видение овна и козла, а так же тайну семидесяти седмин (Дан. 8, 16; 9, 21). Позже архангел Гавриил был послан Богом возвестить Захарии рождение Иоанна, а Пресвятой Деве Марии рождение от нее Спасителя мира. В Коране магометан архангелу Гавриилу воздается особенная честь и хвала.
Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды (священники были разделены Давидом на 24 чреды, и во главе одной из них был поставлен Авия) и мужем Елизаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. После наречения рожденного сына он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было пророка в Израиле. Предание о смерти Захарии изложено ниже (см. стр. 1).
Имя Иоанн означает “благодать Божия”.
Праздник Рождества Иоанна Предтечи Святая Церковь празднует 24 июня (7 июля).
Праздник Благовещение Пресвятой Богородице Святая Церковь празднует 25 марта (7 апреля).
Имя Елизавета означает “Бог есть клятва ее”. В Ветхом завете так звали жену первосвященника Аарона, брата Моисеева. В Новом Завете Елисаветой называется жена священника Захарии, из рода Аарона, мать Иоанна Крестителя и родственница Пресвятой Девы Марии Богоматери.
Иоанн Предтеча и Креститель Господень был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его. Он родился за 6 месяцев до рождения Господа Иисуса. Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Святая Церковь совершает 7 раз в году: 23 сентября (6 октября) – в честь его зачатия, 24 июня (7 июля) – в день его рождения, 29 августа (11 сентября) – в день усекновения его главы, 7/20 января – на другой день Крещения Господня, 24 февраля (9 марта) в память 1 и 2 обретения его главы, 12/25 октября – в память перенесения из Мальты в Гатчину в 1799 году десной его руки.
При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников.
Иосиф не захотел обличить Ее мнимого преступления перед всеми, чтобы не подвергнуть ее позорной и мучительной смерти, согласно закону Моисееву (Втор. 22, 23–24: “Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя”). Он намеревался тайно отпустить ее от себя, не оглашая причины этого.
По-гречески девственница, незамужняя женщина, молодая замужняя женщина обозначается словом “партенос” (Мф. 1, 23; 25, 1, 7, 11; Лк. 1, 27; Деян. 21, 9; 1Кор. 7, 25, 28, 33; 2Кор. 11, 2). Именно это слово употребили переводчики Библии на греческий язык при создании Септуагинты. Для них слова Исаии 7, 14 означали, что Мессия родится от девственницы.
Имя Кесарь носил внук и преемник Юлия Цезаря, императора Римского. От него слово Кесарь стало царским именем императоров.
Имя Август означает “величественный”, “благородный”. Он был племянником и преемником Юлия Цезаря и являлся императором Римской Империи во время Рождества Господа нашего Иисуса Христа, получивши около 27 года до Р.Х. от сената титул Августа (“священный”). Собственное его имя было Октавиан. Царствовал он 41 год и умер в 14 году по Р.Х. на 76 году своей жизни в городе Ноле, в Кампании, в месяце августе, названном так по его имени. Ему наследовал Тиверий кесарь. Из поэтов Августовского века, названного золотым веком римской литературы, особенно известны Вергилий, Гораций и Овидий.
Шел сорок второй год царствования Августа и двадцать восьмой с покорения Египта и смерти Антония и Клеопатры, на которой окончилась египетская династия Птоломеев, когда, согласно пророчествам о Нем в Вифлееме Иудейском, во времена первой переписи в правление Квириния Сирией, родился Спаситель и Владыка наш Иисус Христос.
Имя Еммануил означает “с нами Бог”. Случай, по которому изречено пророком Исаией означенное предсказание был следующий. Против Ахаза, царя Иудейского, соединились два царя – Сирийский Рецин или Разеон, и Израильский Факей, с целью свергнуть Ахаза с престола, истребить весь царский дом, или род Давидов, и возвести на престол новую династию. В сих трудных обстоятельствах Ахаз решился искать помощи у Ассириян (4Цар. 16, 7). Тогда явился к Ахазу пророк Исаия, и от лица Божия предложил ему просить от Бога какого угодно знамения в подтверждение того, что замыслы союзных царей будут безуспешны и план их разрушится. Ахаз отказался от знамения. Тогда пророк Исаия и изрек сие великое пророчество.
Скипетром назывался деревянный жезл, обложенный золотом или убранный золотыми кольцами с богатым наконечником. Его носили в руках цари и другие почетные лица в знак своей власти. Вероятно, царский скипетр ведет свое начало от пастушеских жезлов патриархальных вождей. Когда царь касался своим скипетром до того, кто приближался к престолу, то это служило знаком царской милости и расположения.
Сейчас на месте поля пастухов находится село, которое состоит только из православных жителей, так было во все времена. Пастухи – свидетели события Рождества Христова – завещали похоронить себя на этом поле, где им явились Ангелы, словословящие Христа. Здесь указывают место захоронения пастухов, на котором стоит храм современной постройки, расписанный в греческом стиле. Новое здание храма возведено на основании древней церкви.
Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа празднуется на сороковой день после Рождества и приходится на 2 /15 февраля.
Имя Симеон означает “слышание”. По древнему преданию этот Симеон был одним из 70 переводчиков Священного Писания на греческий язык и на его долю выпал перевод книги пророка Исаии. Он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы (Ис. 7, 14). Тогда явился ему ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этого пророчества. Память праведного Симеона празднуется 3/16 февраля. Молитва его (“Ныне отпущаеши”) издревле принята Церковью в состав вечернего Богослужения.
Имя Анна означает “милостивая”. Анна была пророчица из колена Асирова, дочь Фануилова. Память святой праведной Анны Святая Церковь празднует 3/16 февраля, вместе с совершением памяти святого праведного Симеона Богоприимца, а так же 28 августа (10 сентября).
О Вифлеемских событиях поклонения волхвов, бегства в Египет и избиения младенцев указывает нам только Апостол и Евангелист Матфей, обращающийся прежде всего к своим соплеменникам Иудеям и этим обличая их.
Волхвами называли ученых мужей, обладавших обширными знаниями тайных сил природы, занимавшихся наблюдением небесных светил, и тому подобное. Они были по преимуществу персы, но находились и в Аравии, и в других странах Востока.
Фарсис был знаменитым городом и гаванью на юге Испании, и служил так же названием одной реки и области. Пророк Иона бежал в Фарсис, находившийся в противоположном направлении от Ниневии. Корабли Соломона плавали к нему, вместе с кораблями Хирама, царя Тирского, по направлению к Финикии, так как Фарсис был Финикийскою колониею (Ис. 33). Фарсис назывался у греков Тартезом. Он изобиловал драгоценными и цветными металлами.
Сава, по свидетельству Гезения, находилась в Мерое, в одной из Эфиопских провинций, процветала торговлею и богатством, омываемая рукавами Нила. Развалины этого города находятся недалеко от города Дшенди.
В Иудейской пустыне, где расположен знаменитый монастырь преподобного Герасима Иорданского, в греческой церкви находится пещера. Пещера эта священна. В ней останавливалось Святое Семейство при бегстве в Египет от детоубийцы Ирода. На иконостасе видим образ, изображающий это путешествие Приснодевы Марии с Богомладенцем и Иосифа Обручника. Обитель расположена в долине ровной, нехолмистой. Только вдали в окружении виднеются затянутые серой дымкой цепи гор. Существует предание, что во время путешествия Святого Семейства здесь их встретил один разбойник с друзьями и хотел отнять у них осла. Но, когда он увидел Богомладенца, то настолько был поражен Его Божественным видом, что воскликнул: “Если бы Бог принял человеческий образ, то Он не мог бы быть красивее этого младенца”. Разбойник не тронул Святое Семейство, и Божия Матерь в благодарность сказала ему: “За твое добро этот Младенец воздаст тебе во сто крат более”. Впоследствии этот разбойнику был распят на Голгофе по правую руку от Христа и сподобился помилования от Него, сказавшего ему: “Ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23, 43).
Ирод Великий убил в Вифлееме 14 тысяч младенцев. Среди них оказался и его собственный сын.
Название Рама означает “высота”. На Святой Земле мы знаем несколько местностей с этим названием. Город Рама, о котором идет речь в Новом Завете, находился в колене Вениаминовом, близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамою и Вефилем судила Израиля (Суд. 4, 4–5). Рама лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через нее должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой (Суд. 19, 1, 10–21). Об этом городе упоминают пророки: Исаия (10, 29) и Осия (5, 8). Здесь пророк Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие Иудеи собраны были здесь Навузарданом, чтобы отвести их в Вавилон (Иер. 40, 1); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие пророк Иеремия и произнес слова пророчества: “... голос слышен в Раме ...“. Ныне это Эр-Рам – селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на полчаса пути от Гевы и на два часа пути к северу от Иерусалима.
Рахиль была младшей дочерью Лавана и второй женой патриарха Иакова. Дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и потому она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет.
В Каире находится коптский монастырь святых мучеников Сергия и Вакха. Здесь лежат святые мощи великих угодников Божиих, чьими именами названа обитель. Интересно, что мученник Сергий – небесный покровитель преподобного Сергия Радонежского, и его память 7 (20) октября в Троице-Сергиевой Лавре празднуется под знаком всенощного бдения. В приделе, где находится рака с мощами, вниз ведет лестница с каменными ступеньками. Там, в пещере, отмечено место остановки Святого Семейства во время бегства от Ирода в Египет. К сожалению, туда пройти нельзя, т. к. уже на пятьй ступеньке начинается вода, заполнившая крипту; это следствие технических “достижений” XX века – вода поднялась через грунт после сооружения на реке Нил Асуанской плотины. Здесь же находится греческий монастырь Георгия Победоносца. Под алтарем храма в честь Успения Божией Матери находится пещера, где так же спасались Божия Матерь и Иосиф Обручник с Богомладенцем во время бегства в Египет. Когда появилась угроза от римских воинов, разыскивавших, по приказу Ирода, Христа, Святое Семейство пробыло здесь три месяца.
На обратном пути из Горнего града в Иерусалим, спустившись в лощину, ведущую в Вифлеем, и следуя по ее направлению, между виногданиками и прекрасными рощами масличных и фиговых деревьев, достигаем небольшого арабского селения Мальха. По преданиям место это освящено было посещением Божией Матери, когда Она с Богомладенцем Иисусом на обратном пути из Египта останавливалась в здешней роще у источника и провела тут ночь. На этом же месте, по преданию, Иосиф, услышав, что Архелай царствует в Иудее, вместо Ирода отца своего, убоялся идти туда, но получив повеление во сне, удалился в пределы Галилейские (Мф. 2, 22). Обширная долина, прилегающая к селению, на всем ее пространстве усеяна кустами роз и покрыта виноградниками; здесь находится “богатых метох” (дача), принадлежащий греческому монастырю. Греческие иноки из этих роскошных роз составляют большой запас розовой воды, употребляемой для окропления святых мест и священных предметов. Вино, выделанное из здешнего винограда считается лучшим. Не далеко от селения Мальха по дороге в Газу, находится источник святого Филиппа. Водоем построен при подошве скалы из больших тесанных камней; вода быстро течет по обрушенным камням и в виде ручья стремится по дикой пустыне. Здесь святой Апостол Филипп по указанию Ангела встретил евнуха царицы Ефиопской, читающего книгу Пророка Исаии, проповедал ему учение Христово и тотчас же крестил его.
Вскоре после того как Ирод избивает 14 тысяч младенцев он сам погиб ужасною смертию в Иерихоне – был съеден живой червями. Это произошло в 4 году до Р.Х.. Перед смертию он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеею, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеею и Переею сделал тетрархом Ирода Антипу; Филиппа он поставил правителем трех верхних областей на восток от Иордана: Итурии, Аврамите и Трахоните (Лк. 3,1). Чуть позже над Иудеею правителем становится римский прокуратор Понтий Пилат.
Ирод вернулся в Иерихон в настроении мрачном. Готовый угрожать едва ли не самой смерти, теперь он замыслил дело еще более преступное. Собрав знатных людей из каждого селения по всей Иудее. Он велел запереть их в так называемом ипподроме и, призвав свою сестру Саломею и ее мужа Александра, сказал им: “Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, но в моих силах заставить других оплакивать меня и блистательно справить мои похороны, если только пожелаете исполнить мои распоряжения: всех этих находящихся под стражей людей велите, как только я испущу дух, окружить воинами и перебить: путь вся Иудея и каждый дом оплакивает меня, хотя бы и против воли”. Несколько ниже Иосиф Флавий говорит: “Снова мучимый желанием есть и припадками кашля, он решил предупредить судьбу. Взяв яблоко, он просил нож, ибо любил есть, разрезая пищу на куски. Затем, оглянувшись, не помешает ли кто, поднял правую руку, чтобы поразить себя”. Этот же писатель рассказывает, что перед самой смертью он приказал убить сына своего (это был уже третий, после двух, умерщвленных еще раньше) и тут же скончался среди тяжких страданий. Таков конец Ирода, понесшего справедливое наказание за избиение в окрестностях Вифлеема и за злой умысел против Спасителя нашего.
Недалеко от Вефиля находится деревня Михмас, ныне именуемая Эмбирь. Отсюда возвратились в Иерусалим Пресвятая Дева Богоматерь и праведный Иосиф и стали искать Богоотрока Иисуса, и нашли его в храме, сидящего посреди учителей, и послушающего их, и вопрошающего их (Лк. 2, 46).
Не в далеком расстоянии от развалин дома святого Захарии, в городе Иудином, по трудной дороге, по обнаженным скалам, достигаем той местности, где святой Иоанн Предтеча проводил пустынную жизнь, приготовляясь на великий подвиг служения спасению людей. Тут находится камень, на коем, по преданию, отдыхал Предтеча Господень (камень этот перенесен в монастырь, посвященный имени Предтечи). Тут же видны развалины древней церкви; а под ней в скале пещера, в которой, по преданию, святой Иоанн Креститель до 17-летнего возраста проводил дни свои в подвигах духовной жизни.
Начало проповеди Иоанна Крестителя относится к 15 году царствования Тиверия, в прокураторство над Иудеею Понтия Пилата и в правление Галилеею Ирода Антипы. Первоначальным местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, впоследствии берега Иордана, преимущественно Вифавара и Еннон.
Дом Апостола Марка находился близ Сиона. На месте его дома, в который собирались святые Апостолы на молитву, и куда пришел Апостол Петр, чудно изведенный из темницы Ангелом, ныне Сирианский монастырь. Ныне мощи Апостола Марка находятся в Каире, у коптов. В грандиозном кафедральном соборе Апостола Марка, внешне мало похожего на церковное здание, с высоченной (около 100 метров) колокольней, сделанной в стиле “модерн”, за алтарем находятся святые мощи Апостола Марка, переданным Коптской Церкви в 1965 году римским папой Павлом VI. История перенесения святых мощей отражена на фреске, там изображены папа римский и Коптский Питриарх.
Галгал – селение в равнине Иерихонской на восток от Иерихона и на северо-восток от Иерусалима, в расстоянии нескольких километрах от Иордана Это было первым местом, в котором Израильтяне, по переходе через Иордан, расположились станом, и здесь же по повелению Божию воздвигнут был памятник из 12 камней в знамение чудесного перехода через эту реку (Нав. 4, 2–9), совершен был обряд обрезания и отпразднована Евреями первая Пасха, по вступлении в землю Обетованную (Нав. 5, 10–12). В Галгале некоторое время находилась Скиния с Ковчегом Завета, до перенесения его в Силом и совершалось богослужение (Нав. 5, 10; 9, 6). В означенном городе, подобно как в Вефиле и Массифе, пророк Самуил судил Израиля (1Цар. 7, 16; 10, 8) и помазал на царство Саула (1Цар. 11, 14–15). Самуил здесь разрубил пред Господом на куски Агага, царя Амаликитского (1Цар. 15, 33). При Евсевии и Иерониме Галгал находился уже в развалинах, но в XII и XIV столетиях, по свидетельству некоторых путешественников, сохранялись еще 12 камней на месте библейского Галгала.
По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).