протоиерей Николай Зефиров

Источник

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Писатель послания

В самом послании нет указаний на то, что писатель этого послания был св. Иоанн, нигде в послании он не называет себя по имени, как то делают другие апостолы-писатели: Иаков, Петр, Павел. Впрочем, есть в послании указание на то, что писатель послания быль очевидцем и самовидцем Господа и свидетелем Его земной жизни. (1Ин.1:1–4). И только. Но несмотря на это отсутствие данных о писателе сего послания, оно издревле приписывалось св. апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Церковь времени мужей апостольских признавала это послание Иоанновым.

Климент, Тертуллиан, Дионисий Александрийский и наконец Евсевий также свидетельствуют, что св. Церковь их времени признавала это послание Иоанновым и никаких сомнений относительно писателя этого послания у них не было. Наконец, сходство содержания первого послания и самого изложения его с Евангелием Иоанна говорит за то, что писателем было одно и то же лицо, т. е. Евангелист Иоанн.

Святой апостол Иоанн был родом из Виосаиды, небольшого Галилейского городка, лежавшего на красивом цветущем берегу Генисаретского озера. Вместе со своим отцом Зеведеем и братом Иаковом св. Иоанн, до вступления в число учеников Господа, занимался рыбною ловлею. Ожидание скорого пришествия Мессии побудило его поступить в число учеников Иоанна Предтечи и, когда Иоанн крестил Иисуса и засвидетельствовал, что именно этот Иисус и есть Мессия, Иоанн пошел за Христом и стал Его учеником. После сего Иоанн некоторое время опять занимается рыбным промыслом. Но однажды, проходя по берегу Генисаретского озера, Иисус увидел Иоанна и Иоакова вместе с отцом их починявшими сети и сказал им: идите за Мною! Иоанн и брат тотчас оставили сети и пошли за Господом. С этого времени Иоанн не оставлял уже Господа и удостоился быть ближайшим и любезнейшим учеником Его и свидетелем всех особенных и важнейших евангельских событий. Так: он был свидетелем воскрешения Господом дочери Иаира, удостоился видеть Божественную славу своего Учителя во время преображения на горе Фаворской; был свидетелем гефсиманского подвига Христа; был свидетелем всех оскорблений Христа на допросе Анны, Каиафы и Пилата; он сопровождает Господа и на Голгофу, находится при кресте и видит мучения Господа, Его предсмертные страдания. За свою великую любовь к Господу Иоанн получил высшую награду. Умирающий Учитель усыновил его Своей Пречистой Матери: „Жено се сын твой“... В день воскресения Христова Иоанн вместе с другими апостолами удостоился видеть воскресшего Господа; был свидетелем вознесения Господа и чрез 10 дней после того сподобился принять вместе с другими Св. Духа. По сошествии св. Духа на апостолов, Иоанн жил в Иерусалиме до самого успения Божией Матери, а затем отправился на проповедь в Малую Азию. В гонение Домициана за дело проповеди и твердое исповедание веры во Христа был мучим и заключен на остров Патмос. При императоре Нерве Иоанн был возвращен из заключения и поселился в г. Ефесе и до глубокой старости не оставлял здесь трудов проповедничества. Св. Иоанн скончался, имея более 100 лет от роду, в Ефесе.

Читатели послания

Читатели, которым предназначалось первое послание Иоанна, были малоазийские христиане и в частности христиане церкви Ефесской. Побуждением к написанию послания было появление среди христиан особого рода лжеучителей, так называемых гностиков. Эти еретики, превозносясь своим разумом (,,гносис“), своим знанием философии и всяких других наук, особенно тайных, старались подорвать христианство в самых его основах: они отвергали божество Христа, Его воплощение, совершенно искажали Евангельское учение о блаженстве в единении с Богом и Христом и учение о грехе. С точки зрения этих лжеучителей можно быть и во свете, исповедовать Бога чистейшим и совершеннейшим светом, и вместе с тем творить дела тьмы (1, б-7), можно не пламенеть враждою ко грехам, и вместе с тем считаться очищенным кровью Искупителя (1Ин.1:7–8; 1Ин.2:2–3) можно любить Бога и быть достойным Его любви, любя мир враждебный Богу (1Ин.2:12–17), некоторые доходили по-видимому до такого равнодушия к вере, что считали возможными участвовать в идолослужении (1Ин.5:18–21) и т. под. (Толк. ап. Еп. Михаила стр. 309).

Цель, время и место написания послания

Целью апостола при написании послания, было укрепить в христианах веру в Иисуса Христа, как Сына Божия воплотившегося, т. е. в истинного Бога и истинного человека, Спасителя мира, и предостеречь христиан от увлечения соблазнами и привязанностями этого греховного мира. – Время написания послания падает на последние годы жизни апостола и позднее написания Евангелия (97–98 г.г. по Р. Хр.)

Так как после освобождения из заключения апостола на о. Потмосе, он жил в Ефесе, где и умер, то и место написания послания толкователями считается г. Ефес.

Глава 1-я

В 1-й главе апостол кратко ведет речь о лице Господа Иисуса Христа и общении с Ним при условии святости жизни (хождения во свете), единения друг с другом и сознания своей греховности.

1 ст. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни. Что же это за Слово жизни? Это Слово жизни то самое, о котором апостол говорит и в своем Евангелии, т. е. Сын Божий, 2-е лицо Святой Троицы. Это Слово апостол называет Словом жизни, потому что Господь наш Иисус Христос, как Сын Божий, единосущный Отцу, есть Сам в Себе жизнь и начало и источник жизни для всего тварного, сотворенного. Это Слово жизни было от начала, т. е. Сын Божий, единосущный Отцу, также как и Бог Отец, существует от вечности, Он существует ранее всего тварного, не было времени, когда бы Его не было, Он вечен и бесконечен. Это то вечное и бесконечное Слово Божие, облеченное плотью, мы слышали сами непосредственно и видели своими собственными глазами, видели не на одно какое либо мгновение, а в продолжении всего Его общественного служения, так что имели возможность не только Его видеть, но и рассматривать, т, е. имели возможность наблюдать за Ним, изучать Его внимательно. Мало того, мы не только Его видели, слышали, рассматривали, но и своими собственными руками осязали Его, так что наше свидетельство, а не чье либо иное, только и может быть свидетельством о Нем истинным, доподлинным, непререкаемым.

2 ст.      Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Но Слово жизни – Сына Божия, единосущного Отцу, вечного, непостижимого мы видели, потому что это Слово Божие, эта жизнь явилась среди нас людей, жило и обитало между нами, приняв плоть человеческую. И мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам, проповедуем вам эту вечную жизнь, т. е. об этом Сыне Божием, которая явилась нам, когда стало плотью, т. е. когда Сын Божий, от вечности пребывая в Отце, воплотился и вочеловечился, т. е. воспринял наше человеческое естество.

3 ст. О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: – а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. Об этом то Сыне Божием, Который стал человеком и Которого мы видели и слышали, мы и проповедуем вам, чтобы и вы имели общение с нами – апостолами, т. е. чтобы и вы также уверовали в Него, как и мы уверовали в Него, а чрез веру в Него, чтобы и вы получили то счастье и блаженство, которого достигли мы чрез Господа Иисуса Христа в общении с Ним и Богом Отцом.

4 ст. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

5 ст. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Т. е. благовестие Сына Божия, которое принес Он нам на землю от Отца своего, мы и возвещаем вам. – В чем же это благовестие? Что возвестил Сын Божий людям? Он возвестил, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Бог назван светом потому, что ничто так и во всей полноте не может выразить Его совершенств, как это слово – свет. „Свет – это полнота всех божеских совершенств – благости, всеведения, премудрости, святости и прочих высочайших свойств“. (Толк. ап. Еп. Михаила 317). И нет в нем никакой тьмы, т. е. в Боге как свете, не может быть никакой тьмы, иначе: в Боге всесовершенном, не может быть и нет какого либо несовершенства, какого либо недостатка, какой либо нравственной нечистоты.

6 ст. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Т. е.: Если Бог есть свет, то и всякий, желающий быть в общении с Ним и говорящий, что имеет это общение с Ним, должен поступать по истине Евангельской, жить сообразно учению Христа, ходить во свете Христа? в противном случае, кто не живет по истине Христовой, тот ходит во тьме и тот лжет, что имеет общение с Ним.

7 ст. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Т. е.: Если мы действительно, а не ложно, живем во свете Евангельского учения, стремимся к святости, истине и правде, подобно как и Он обитает во свете и истине, то и мы вступаем в братское единение между собою, составляем единое тело Христово на земле – Его церковь. „При этом свете – веры и любви – все верующие соединены или имеют общение и с Апостолами и со всеми святыми, живущими на земле и обитающими на небе; так как один и тот же Дух Божий сообщает, духовную жизнь всем святым и человекам и ангелам“ (Тол. ап. Еп. Михаила 319) и у всех верующих, ходящих во свете, один источник спасения: Кровь Иисуса Христа, Сына Его, которая, при условии нашего раскаяния, очищает нас от всякого греха.

8 ст. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Никто из людей не может сказать, что он не имеет греха, хотя бы он и достиг высоты нравственного совершенства. И если кто утверждает, что не имеет греха, тот самообольщается, не видит своего действительного нравственного состояния, в таком человеке истины нет. Видимо среди читателей были такие лжеучители и их то апостол и обличает, про них-то и говорить апостол, что в них истины нет.

Призывая верующих ходить во свете, апостол не то хочет сказать этими словами, что кто ходит во свете, тот уже совершенно не грешит. Нет. Хотя мы и очищаемся в таинстве крещения от первородного греха, но склонность ко греху в нас остается, возможность грешить от нас не устраняется. А по сему хождение во свете означает наше искреннее желание исполнять заповеди Божии и всемерное стремление избегать всякого греха. Но часто при всех наших усилиях не грешить, мы все же падаем, искушаемся, грешим. Падать духом в таких случаях мы не должны; у нас есть средство очиститься от грехов. Это – таинство исповеди.

9 ст.      Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды, исповедать грехи, это – значить сознать их и отказаться от них совершенно. При таком условии нашей исповеди Он, т. е. Господь, будучи верен, т. е. будучи всегда верен – как сама истина – своим словом и обещанием прощать кающегося грешника, и приведен, – т. е. будучи судиею без всякого лицеприятия, простит нам грехи наши, т. е. изгладить, сотрет, простит их совершенно и не помянет их, и очистит нас от всякой неправды, т. е. своею честною кровью, крестными заслугами, очистит нас от всякой неправды, т. е. нравственной нечистоты.

10 ст. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас... Но если мы говорим, что не имеем греха, и не только не имеем греха, т. е. сейчас в данный момент нашей жизни, но еще утверждаем, и говорим, что мы не согрешили, т. е. и в прошлом нашем не имели грехов, иначе говоря за нами вообще нет грехов, то в таком случае представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. В таком случае не зачем было сходить на землю Сыну Божию, приносить искупительную жертву. Другими словами говоря, люди так утверждающие, – т. е. что в них нет греха, отвергают все Божественное домостроительство Божие, по коему Сын Божий пришел на землю пострадать за грехи людей.

Глава 2-я

Все мы грешники, но чрез таинства покаяния и причащение все можем получить прощение грехов. Дабы его учение не было понято превратно, именно, что можно грешить сколько угодно и как угодно и что грехи будут прощены, апостол, как отец, предупреждает своих читателей, называя их ласкательным именем чадца.

1 ст. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Чадца моя, детки мои, говорит апостол, сие пишу вам, что бы вы не согрешали, т. е. пишу вам все это, о чем сказал выше в 1-й главе: о жизни во свете, об общении с Богом, об очищении от грехов кровью Господа Иисуса Христа, – пишу не для того, чтобы поощрить вас ко греху, а наоборот пишу, чтобы предупредить вас от греха, чтобы вы не согрешали. Боритесь со грехом, противостоите ему; но если по немощи естества вашего вы все же впадаете в грех, не любя греха, то не падайте в таких случаях духом, не приходите в отчаяние от мысли, что Господь уже вам не простит грехов ваших, так как вы уже были раз очищены от всех грехов в таинстве крещения. Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем Иисуса Христа, Праведника. Милость Божия и благодать Его к людям беспредельны, ибо согрешающему дается полная возможность загладить свои грехи чрез Ходатая пред Богом Иисуса Христа – Праведника. Господь Иисус Христос называется Ходатаем в смысле заступника за нас пред Отцом Своим, заступника, принимающего на себя вину нашу. Ходатай за всех людей, ибо Он принес за них Отцу Своему умилостивительную жертву, принес жертву за всех людей, которые когда-либо жили, живут и будут жить на земле, при условии с их стороны веры в Него. Праведником Иисус Христос называется в том смысле, что в Нем не было никакого греха, и при условии только Его безгрешности Он мог принести свою умилостивительную жертву за грехи людей.

2 ст.       Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Ходатай и праведник Он есть умилостивление за грехи наши, т. е. своею искупительною крестною смертью привлекает на нас милосердие Божие. Это умилостивление простирается не только на грехи наши, но и на грехи всего мира, т. е. всего человечества, всех людей, как до Его пришествия живших и веровавших в Него, как в грядущего Искупителя, так и всех тех, которые будут жить после Его пришествия и будут веровать в Него, как уже в пришедшего Искупителя.

3 ст. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Указав на Христа, как нашего Ходатая – Праведника, как умилостивление за грехи наши или как на нашего Искупителя, апостол далее выясняет Своим читателям, что требуется от них, чтобы Христос был действительно Ходатаем нашим и Искупителем нашим. Для этого, говорит апостол, нужно познать Христа. А что мы познали Его, в этом мы можем убедиться из того, соблюдаем мы Его заповеди или нет. Если соблюдаем и стремимся жить по ним, то мы познали Его, а если не соблюдаем Его заповедей и даже не стремимся жить по ним, то мы Его не знаем. Так что,

4 ст.      Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. Т.е. тот христианин только на словах.

5 ст. А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Т. е. кто осуществляет заповеди Христа в своей жизни, любит Бога, любит ближних, даже врагов своих, в том любовь является отражением любви Божией к людям, в том любовь совершилась, т. е. того любовь привела на путь верный, спасительный, а потому и истинный. Из сего мы узнаем, что в Нем. Кто соблюдает заповеди Христовы, из сего мы узнаем, заключаем, что мы пребываем, находимся со Христом, а чрез Него и со Отцом и Духом Святым.

6 ст. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Т. е. в своей жизни поступать и действовать по тому образу, какой оставил нам Христос в своей земной жизни.

7 ст.       Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Заповедь о любви – заповедь не новая, она была и в законе Моисеевом, она древняя, как сам человек, ибо она заложена в природу человека. Что касается вас, моих читателей, то вы имеете ее от начала, т. е. от начала вашей веры во Христа. Как только услышали вы проповедь о Христе, вы услышали и эту заповедь, ибо дело Христово на земле есть именно дело Его любви к нам людям. Но эта заповедь о любви есть в тоже время и новая заповедь, как и Сам Христос назвал ее сказав: заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Что же нового в этой заповеди Христа по сравнению с заповедью ветхозаветною? Ответ на этот вопрос мы находим в дальнейших же словах Господа, именно: как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:34). В Ветхом Завете было сказано: возлюби ближнего твоего как самого себя. Т. е. меркою любви к ближнему была любовь к самому себе. Затем любовь к ближнему простиралась только по отношению к единоплеменникам. В Новом Завете Христос дал пример иной, новой любви: любите ближнего, как я возлюбил вас. А возлюбил Он нас до смерти, смерти же крестной. По образу Христа и каждый христианин должен любить ближнего своего больше, чем самого себя, до готовности положить за ближнего душу свою, хотя бы он был даже враг твой, т. е. должна быть любовью полного самоотвержения. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь такую любовь между собою (Ин.13:35), говорит Господь. Любовь, заповеданная Христом и явленная Им миру, обнимает собою всех людей, весь мир, а не единоплеменников только. Этими тремя главными признаками заповедь Христова о любви действительно выделяется в заповедь новую, какой не знал древний, дохристианский мир.

8 ст. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Что есть истинно в Нем и в вас, т. е. эта заповедь о любви в совершенстве, истинно и действительно осуществлена Господом нашим Иисусом Христом, а затем осуществляется и всеми верующими в Него. Что это так, это видно из того, что тьма – нравственная, греховная, царившая в мире до Христа, проходит и истинный свет любви, возвещенный Христом, уже светит и разгоняет духовный мрак.

9 ст. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Так что, кто говорить, что он во свете, а между тем ненавидит брата своего, тот еще во тьме, т. е. к тому еще не привились начала христианской жизни, свет Христов еще не озарил его души.

10 ст. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. Тот уже становится истинным христианином, тот уже ходит во свете учения Христова. И нет в нем соблазна – при свете Христова учения о любви такой человек уже не падает, не спотыкается, и не впадает в соблазны, ибо он видит путь любви, по которому ему должно идти. Это не то, что человек, который ненавидит брата своего.

11 ст. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. Тот, благодаря чувству ненависти в своей душе к ближнему, находится во тьме ненависти, которая ослепила ему сердце, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ненависти ослепила ему глаза. Итак, можно заключить мысль апостола Иоанна: только тот может быть назван истинным христианином, кто пребывает во свете Евангельского учения и любит Бога и ближних. С этою любовью к Богу и ближним не совместима любовь к греховному миру. Любовь к этому греховному миру даже самое чувство любви в христианине уже делает нечистым, греховным. Эта греховная любовь является самым главным препятствием, которое стоит на пути нашего стремления к единению с Богом. От этой-то греховной привязанности к миру, от этой-то любви к нему апостол и предупреждает своих читателей, так как привязанность к этому миру и всему, что в этом мире, свойственна всем возрастам человека, то апостол и обращается с своим наставлением к каждому возрасту в отдельности. Причем под возрастами разумеет не столько возрасты физические, сколько возрасты духовные, т. е. ту или другую степень нравственного, совершенства читателей, их духовно-нравственные свойства и качества. При этом каждому возрасту дает соответствующее наставление.

12 ст. Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13 ст. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

Пишу вам, дети, не любите мира, ни того, что в мире, потому что прощены вам грехи ради имени Его. В этом стихе апостол под словом дети разумеет не только детей в собственном смысле, сколько детей по вере и как бы так говорит: молю вас, дети по вере, т. е. тех, которые только что обратились к вере во Христа, еще не утвердились в ней, еще слабые в духовном смысле, еще немощные в христианском делании, еще едва-едва только оставившие язычество или иудейство, еще не окрепшие в новой вере, – не любите мира, не привязывайтесь к нему, пусть напоминанием для вас в этом смысле будет великое и святое таинство крещения, в котором вы совлеклись ветхого человека, т. е. отказались от всего греховного в мире, очистились от грехов своих. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала, не любите мира. Вы, пришедшие в меру возраста совершенного, утвердившиеся и уже укрепившиеся в вере во Христа Господа нашего, вставшие на высшую ступень веры, так что можете и других руководить в вере и быть по отношению к другим отцами, вы познавшие Сущего от начала, т. е. Господа нашего Иисуса, ради этого познания Господа Иисуса Христа и совершенного Им дела спасения людей, не любите мира, ни того, что в мире. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого, не любите мира. Юношеский возраст и в смысле физическом представляет из себя нечто неустойчивое, колеблющееся, увлекающееся и в деле веры этот возраст представляет часто из себя тоже самое, а посему, обращаясь к верующим этого возраста, апостол просит не увлекаться любовью к миру и к тому, что в мире, ободряет их и указывает им на их успешную борьбу с соблазнами мира, на то, что эту победу над собою они уже начали, став христианами, и тем победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Здесь апостол обращается к юнейшему возрасту, отрокам, едва вышедшим из детского возраста. Но чем ободрить, утешить юные души, на что указать им, как еще неспособным к пониманию и восприятию высших христианских истин, чтобы побудить их на борьбу с соблазнами мира? Апостол пользуется естественным чувством любви детей и отроков к своему отцу. Подобно тому, как бы так говорит апостол, как – вы любите своего земного отца, так полюбили вы и Отца вашего небесного, а поэтому, любя Отца вашего небесного, не любите мира, ни того, что в мире; пусть любовь к Отцу вашему небесному удержит и оградит ваши юные души от любви к миру.

В 14 ст. апостол вновь повторяет свои наставления отцам и юношам, как возрастам более всего подверженным искушениям и для которых козни дьявола особенно опасны.

14 ст. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. В этих словах апостол говорит как бы так: так вот смотрите, отцы, я вас предупредил, я написал вам, не любите мира; указал вам и побуждения, по которым вы не должны любить мира, это то, что вы познали Безначального, т. е. Господа Иисуса Христа. И вам, юноши, я сделал предупреждение и вам написал и указал основания к тому, чтобы вы не любили мира, это – то, что вы, сделавшись христианами, усвоивши Слово Божие, стали сильными чрез него и способными вступить в борьбу с дьяволом и побеждать его.

15 ст. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Итак, я вам указал побуждения и основания, по которым вы не должны любить мир, ни того, что в мире, но скажу еще более: кто любит этот мир, не в смысле неба и земли, как творения Божия, а любит все грешное, прелюбодейное, лукавое в мире людей, любит так сказать приятность, самое сладострастие греха, влечение ко греху, в том нет любви Отчей. Кто любит грешною любовью все грешное в этом мире, тот не любит Бога и любовь Божия не почивает на нем, т. е. и Бог того не любит.

16 ст. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. Так вот почему, говорит апостол, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что все греховное в мире имеет в своем основании или похоть плоти, или похоть очес, или гордость житейскую. Сами по себе предметы видимого мира, одушевленные и неодушевленные, не заключают в себе ничего нравственно предосудительного и нечистого. Все зависит от самого человека, от его отношения к этим предметам, от пользования ими и употребления их. Если при взгляде на эти предметы в человеке начинаются движения похоти, в самых разнообразных ее видах, направления к удовлетворению плоти, то, разумеется, такой человек уже грешит и ему лучше удаляться от всех этих предметов, которые оживляют и пробуждают в нем греховные пожелания. Вот чему, подчеркивая нашу греховность в отношении к окружающим нас, Господь некогда и сказал: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф.5:28). Другая похоть – похоть очей. На то и даны, кажется, нам глаза, чтобы все видеть и рассматривать, но если при этом в нас является желание, доходящее до страсти обладать тем, что мы видим и этим доставить себе удовольствие, то мы уже согрешаем; вот почему и сказал некогда Бог израильтянам: не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего, елико суть ближнего твоего. Наконец третья похоть – гордость житейская. Она проявляется в нас в том, что мы часто не довольствуемся своим, Богом данным нам, положением среди других людей, а стараемся стать выше других, подчеркиваем свои часто мнимые достоинства, и в своем самомнении думаем о себе, что мы несть, яко прочие человецы. Итак, если кто любит этот мир в смысле похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, то все это в нем не от Отца, а от мира сего, в том уже нет места любви Божией.

17 ст. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.       Итак не любите мира, ни того, что в мире, тем более, что мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век, т. е. мир, которым мы так увлекаемся, страсти, которым с таким увлечением служим, все это не вечно, все это преходяще и никогда нас не удовлетворит. Наоборот, когда мы любим Бога, стараемся исполнить Его волю, мы этим самым удовлетворяем самым высшим запросам нашей души и не в этом только веке, а и в будущем, ибо любовь, если она воспитана в нашем сердце, есть дар Божий и николи же отпадет.

18 ст.       Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Что мир не вечен, что он преходящ и вступил уже в последний период своего существования, на это есть ясные признаки: появились многие антихристы, а это уже признак последнего времени, ибо вслед за антихристами явится сам настоящий антихрист, а эти только его слуги, предшественники. Дети! последнее время. И      как вы      слышали, т. е. от самого Господа (Ин.5:43) прикровенно и от Его Св. Апостолов (2Сол.2:1–12), что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Последнее время не в смысле конца времени, а в смысле его качества, нравственного достоинства. По своим качествам это время очень нехорошее, безнравственное, безрелигиозное, имеющее заключиться пришествием антихриста, человека беззакония, сына погибели (2Сол.2:3), который отвергнет не только Христа, но и Бога Отца и всякую религию. Сам антихрист пока еще не пришел, но его предвестники уже есть. Они своими безбожными писаниями, лживыми речами пролагают путь антихристу.

19 ст. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. Т. е. хотя они и вышли из среды нас христиан, но они не были наши, т. е. только по виду были христиане, казались такими, самый выход их, появление, – из среды христиан, говорит о том, что многие принадлежат св. Церкви только по имени. Если бы они были наши, т. е. были действительно истинными христианами, то они не выступили бы в роли провозвестников антихриста.

20 ст. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Т. е. не считаю нужным говорить вам подробно об этих слугах антихриста, вы сами, как уже крестившиеся и получившие в таинстве миропомазания благодатные дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие вас в новой духовной жизни, имеете мудрость и уменье отличать и узнавать этих людей.

21 ст. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.

22 ст.       Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына. И пишу-то я      к вам об этом вовсе не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, т. е. как и то, что всякая ложь не от истины, т. е. как просвещенные Духом Святым, вы сумеете и сами отличить ложь от истины. К примеру: кто отвергает, что Иисус есть Христос, то ужели вы скажете, что ои говорит истину и не лжет? Разумеется вы скажете: он лжец. И совершенно верно. Кто отвергает Христа Сына Божия, пришедшего во плоти, тот антихрист, ибо как и будущий антихрист, отвергая Христа, отвергнет и Отца, т. е. ниспровергнет все учение христианское. Если нет Сына, то нет и Отца пославшего Его на землю нас ради человек и нашего ради спасения. Если я отвергаю Сына Божия, то как я назову Бога Своим Отцом, когда только по вере в Сына, Он дал нам право называться Его детьми.

23 ст. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

24 ст. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

25 ст.      Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Итак, что вы слышали от начала, чему вас мы, апостолы, научили, в том учении и пребывайте, твердо держите догматы веры Христовой – о божестве Христа и за твердость этой веры получите жизнь вечную.

26 ст. Это я написал вам об обольщающих вас, чтобы предохранить вас от этих лжеучителей.

27 ст. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Защищая от лжеучителей истину, всегда помните, говорит апостол, что вы Господа Иисуса Христа получили помазание от Духа Святого, т. е. получили разнообразные благодатные дары, и этот Дух Святой научает и наставляет вас на всякую истину, так что вы не нуждаетесь ни в каких особых учителях и разъяснениях ими христианских истин. Говоря „вы“ апостол, разумеется, имеет в виду не отдельных личностей из христиан, а всех христиан вместе, т. е. имеет в виду совокупность верующих, т. е. Церковь, ибо только она, одушевляемая Духом Святым, идет путем правильного развития и не погрешает в разумении и познании истин Христовой веры, а в отдельности-то мы каждый можем погрешить и нуждаемся, разумеется, в истинных наставниках и руководителях.

28 ст. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

29 ст. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Итак, заканчивает свою речь апостол Иоанн, дети, пребывайте в Нем, т. е. в Господе Иисусе Христе, веруйте в Него, как в Сына Божия, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновёние и не стыдиться пред Ним в пришествие Его. Вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий делающий правду рожден от Него, т. е. всякий, кто идет по Его стопам, всякий исполняющий Его волю, рождается от него, т. е. получает от Него обновление, духовно родится от Него, становится чадом Божиим.

Глава 3-я

1 ст. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Как рожденные от Господа Иисуса Христа, мы чрез веру в Него и искупительные Его страдания, имеем дерзновение называть Бога своим Отцом. А Он, смотрите, какую любовь проявил к нам, в крестных страданиях Христа, только бы мы имели право называться и быть детьми Божиими. И мы из чад гнева стали детьми Божиими, стали иными, чем прежде, людьми, возрожденными, нравственно измененными. Мир не хочет видеть этих перемен в нас, не хочет видеть в нас детей Божиих. Почему? Потому что не знает Бога, не верит в Него.

2 ст.      Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Возлюбленные, говорит апостол, мы и теперь уже дети Отца нашего небесного, дети, а потому и наследники вечных благ. В чем будет заключаться это блаженство, эта слава чад Божиих, мы не знаем теперь, еще не открылось, что будем; знаем только, что, когда откроется то, что мы теперь только смутно представляем, т. е. когда мы достигнем этого блаженства, то будем подобны Ему, т. е. Господу нашему Иисусу Христу, ибо увидим Его лицом к лицу, как Он есть, т. е. во всем Его велелепии и славе. Эта слава Его отобразится и на нас, подобно тому, как видение славы Божией Моисеем отобразилось на лице его.

3 ст. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий надеющийся на таковое прославление в будущей жизни, пусть очищает себя, т. е. от грехов, пусть старается жить свято, непорочно, нравственно чисто, так как Он, Господь, свят, чисть и непорочен; к Нему могут приближаться только чистые сердцем, только они Его узрят. Тому нет места возле Христа, кто не очищает себя покаянием, кто грешит.

4 ст. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. Потому нет места грешнику возле Христа, что делая грех, пристращаясь к нему, мы тем самым обнаруживаем любовь к греху, идем вопреки закону, данному нам самим Богом, отсюда – согрешая творим беззаконие. И грех есть беззаконие, т. е. самый грех является беззаконием, засчитывается нам, как беззаконие. Может ли быть место грешнику возле безгрешного Христа, может ли он надеяться получить славу чад Божиих? Разумеется нет.

5 ст. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Что Он безгрешен, это вы знаете из того, что Он пришел в мир, чтобы взять грехи наши на Себя, принести за нас искупительную жертву и тем удовлетворить правде Божией. Это мог сделать только Он – Сын Божий, только в Нем нет греха, только Он один безгрешен.

6 ст. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Так что, кто стремится не грешить и не согрешает, т. е. подавляет в себе грех, тот пребывает в общении, единении с Ним, т. е. Господом Христом. А кто грешит, т. е. не только не стремится не грешить, а напротив с любовью прилепляется ко греху, тот не пребывает в общении с Ним, не видит Его, и не познал Его духовными очами веры.

7 ст.       Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Дети, говорит апостол, возможно, что среди вас появятся лжеучители, которые будут сбивать вас с толку, увлекать в сети своего лжеучения, не обольщайтесь их льстивыми речами и заманчивыми обещаниями. Твердо стойте в вере, памятуя, что для вашего спасения одно только нужно: жить но правде, т. е. сообразно с волей Божией, данной нам в Его святом законе.

8 ст. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Кто грешит и не думает исправляться, тот становится чадом дьявола, ибо дьявол первоисточник греха вообще и первовиновник греха в человеке и все в мире направляет к тому, чтобы погубить человека. Для сего-то т. е. для разрушения действий дьявола в мире и спасения человека от окончательной погибели, и явился Сын Божий на землю.

9 ст. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Всякий, чрез веру во Христа, возрожденный к новой благодатной жизни, не делает греха, т. е. стремится не грешить, в чем ему помогает благодатная сила Божия, пребывающая в каждом истинном христианине, под воздействием которой он укрепляется в доброй христианской настроенности и в делании добра, так что уже не может встать на иной путь и не может уже смертно согрешить, потому что воистину рожден от Бога, если же и согрешает, то согрешает по немощи, а не по любви ко греху. Наконец апостол указывает главную и существенную черту, которой отличаются чада дьявола от чад Божиих.

9 ст. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Раньше апостол говорил, что всякий, делающий грех, от дьявола, а теперь чадо дьявола определяет с другой стороны: Всякий, не делающий правды, не есть от Бога. И таким образом из числа чад Божиих исключает тех, которые быть может и не делают ничего дурного, но и хорошего-то ничего не творят. Равным образом исключает апостол из числа чад Божиих тех, которые не любят брата своего и этим самым исключает для них возможность ссылаться на какие-либо свои добрые дела. Как говорит и святой апостол Павел: если я раздал все имение свое... а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы (1Кор.13:3). Таким образом любовь – вот тот главный признак, которым должны отличаться дети Божии, в противоположность чадам дьявола. Любовь первее всего проявляется в братолюбии. Об этом братолюбии и ведет речь апостол с 11–24 ст.

11 ст. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. О любви, как главной основной Евангельской заповеди, вы, говорит апостол, слышали от начала, т. е. с самого начала, как мы начали у вас проповедь. Ее Господь возвестил Своим ученикам, а мы вам и всем, кому возвещено Евангельское учение. По этой заповеди мы должны любить друг друга; но любили бы не тою любовью, какою (любовью) любил Каин своего брата Авеля. Та любовь была неискренняя, лицемерная, показная, ибо в душе его кипела зависть и злоба, а потому и привела его не к пожертвованию жизнью за брата, а к убийству брата.

12 ст. Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Имея за собою злые дела, как чадо дьявола, Каин не мог снести брата своего Авеля, дела которого, как чада Божия, исполнены были всего доброго и убил его. Так что

13 ст. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидишь вас, т. е. если неверующие люди ненавидят вас христиан. Мир неверующих находится всецело в руках врага Христа – дьявола, так что тут дивиться нечему.

14 ст. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Наша взаимная братская любовь как нельзя лучше свидетельствует о том, что мы нравственно переродились, очистились, обновились духовно, из состояния нравственной смерти перешли в жизнь, т. е. духовно ожили. Напротив, кто не любит брата своего, находится в состоянии ненависти и зависти к нему, тот пребывает в смерти т. е. еще духовно мертв.

15 ст. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. И не только духовно мертв, а всякий ненавидящий, брата своего, есть даже человекоубийца, т. е. приравнивается к самому дьяволу, который есть человекоубийца искони (Ин.8:44); а вы знаете, т. е. из закона Божия, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей, т. е. царства Божия не наследует, ибо духовно мертв и не находится в единении с Богом и далек от Христа.

16 ст. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Образец любви, которой должно быть согрето наше сердце, дал нам сам Господь Иисус Христос. Он возлюбил нас до смерти, смерти же крестной, Он душу свою отдал за нас. Такую же самоотверженную любовь и мы должны иметь между собою, и мы должны полагать души свои за братьев. Любя друг друга до полного самоотвержения, мы тем более должны оказывать поддержку нашим братьям в делах, материальных и житейских.

17 ст. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Так что кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, т. е. не помогает ему, то как пребывает в том любовь Божия? как такой человек может говорить о любви христианской?

18 ст. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. Нет, должно любить не на словах только, а доказывать любовь делом, не языком только – не фальшиво, не обманно только, а истинно и действительно.

19 ст. И вот, по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши. Вот, если мы имеем такую истинную, нелицемерную любовь, то это служит для нас самым действительным доказательством того, что мы от истины, т. е. что действительно мы истинные христиане и можем быть своею совестью спокойны за свою участь, когда явимся пред Господом.

20 ст. Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Положим даже, если иногда и случается, что совесть наша укоряет нас в том, что мы любим ближних не так, как бы следовало любить, сознаем, что нашей любви к ближнему еще многого не достает, то Господь Бог наш, знающий все сокровенное нашего сердца и видящий наше искреннее желание любить других, покрывает в этом случае наши немощи, наши недостатки.

21 ст. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. Плодом любви является дерзновение верующего человека к Богу. „Дерзновение к Богу есть такое духовное состояние верующего, когда он, питая непоколебимую уверенность в благодатное оправдание себя пред Богом, обращается к Нему с полным и детским доверием во всех своих духовных нуждах и делах, как имеющий свободный доступ к Богу верою в Иисуса Христа и надеждою на исполнение всего просимого... Как дитя с доверием и уверенностью обращается к отцу в непоколебимом доверни на защиту его в нужде и во всем, так верующий с детскою любовью и доверием обращается к Отцу небесному во всяких нуждах. Такое дерзновение даруется, как плод любви к ближним, тому, чье сердце спокойно и умиротворено и которого совесть не зазирает и не осуждает”. (Толк. апостол кн. 2-я Еписк. Михаила стр. 384).

22 ст. И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. Это следующий еще плод любви: Господь исполняет наши прошения, при условии соблюдения с нашей стороны Его заповедей и благоугодной пред Ним нашей жизни.

23 ст. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

24 ст.       И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. Все это приводит к тому, что кто верует в Него, как Сына Божия и сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том, т. е., тот вступает в благодатный союз и единение внутреннее с Самим Господом Иисусом Христом. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам, т. е. по тем благодатным дарам, которые мы, христиане, в изобилии получаем от Него чрез святые таинства.

Глава 4-я

Указавши в конце третьей главы на то, что благодаря любви христиане имеют в себе Духа Божия, в смысле разнообразных благодатных дарований, апостол в 4 гл. предупреждает своих читателей, чтобы они были осмотрительны в проявлениях духовной жизни и не приняли бы духа лести за духа истины.

1 ст.      Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Не всякому учителю, хотя бы он и прикрывался духом Писания, верьте, испытывайте, т. е. проверяйте согласно ли он учит слову Божию, Евангельскому закону, не свое ли учение оп предлагает, прикрываясь словом Божиим; осторожность эта необходима, ибо много стало появляться лжепророков среди христиан. Чтобы вы нс затруднялись отличать ложных пророков или учителей от истинных, вот вам указание:

2 ст.      Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Всякий учитель, который верует и исповедует Христа – Сына Божия нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтийском Пилате, страдавшего, погребенного и воскресшего в третий день, кто верует и исповедует, что Он есть истинный Бог и истинный человек, то такой учитель истинный учитель, его слушайте и поучайтесь от него.

3 ст. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Всякий учитель, иначе думающий и учащий уже не от Бога, т. е. не истинный учитель; это уже дух антихриста, т. е. это уже вестник антихриста, подготовляющий ему путь, сам же антихрист придет в предназначенное ему Богом время.

4 ст.      Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Дети! вы чада Божии, вы возрождены Им, поэтому вам не нужно бояться этих лжеучителей, вы даже по существу уже победили их, ибо за вас Сам Бог, за вас Сам Тот, Кто в вас пребывает, Он больше, сильнее того, кто в мире, т. е. Дух Христов сильнее духа лжи и лести, Бог сильнее дьявола.

5 ст. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Лжеучители, будучи пропитаны духом дьявола, духом обмана и лести, стараются говорить по мирски, т. е. приспособляются к понятиям мира сего грешного и лукавого, потворствуют его вкусам, его страстям и порокам, миру это нравится, и мир их слушает.

6 ст. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. В противоположность этим лжеучителям мы от Бога, проповедуем только истину, возвещенную Сыном Божиим в наших устах нет лести и обмана, наша проповедь или наше учение не всем и не всегда нравится, не все внимают и принимают наше учение, а только те, которые знают Бога, т. е. способны веровать в Бога и принимать наше учение как Слово Божие, как откровенную истину. Разумеются, в ком подавлены и заглушены все задатки веры, кто в этом смысле не от Бога, тот нас не слушает и слушать не будет.

Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения, т. е. на основании этих признаков мы и узнаем, кто имеет Духа истины, а кто – духа лжи, заблуждения.

7 ст.      Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога,

8 ст. кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Для противодействия лжеучителям, мы должны сплотиться между собою, а для этого мы должны быть объединены чувством братской любви друг к другу, только тогда мы сумеем защитить истину. Любовь от Бога, т. е. источником своим имеет Бога, и кто обладает этим божественным даром, тот воистину рожден от Бога и может сказать, что знает Его. В ком нет любви, этого божественного дара, тот не знает Бога, потому что Бог есть сама любовь.

9 ст. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Итак, мы должны любить друг друга, потому что любовь от Бога. Бог, будучи любовью, Сам ради, той любви не пощадил Единородного Сына Своего, послал Его в мир, чтобы спасти людей и даровать им чрез веру в Него жизнь.

10 ст. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына своего в умилостивление за грехи наши. Мы не заслуживали любви Божией и однако Он нас грешных так возлюбил, что в умилостивительную жертву за нас послал Сына Своего.

11 ст. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга, т. е. должны любить всех: и ближних и дальних, друзей и врагов.

12 ст. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Бога никто никогда не видел, мы Его не можем видеть так, как видим и познаем предметы видимого, окружающего нас мира. Наше познание Бога и общение с Ним особенное: внутреннее, духовное, при посредстве любви. И вот если мы любим друг друга, то этим самым мы входим в таинственное, духовное общение с самим Богом; Он тогда в нас пребывает, и чрез это и самая любовь наша становится более совершенною, истинною.

13 ст. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа своего. О духовном общении, единении с Богом мы узнаем из тех благодатных даров, которые мы получаем от Духа Его Святого.

14 ст. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. И мы, т. е. апостолы, самовидцы Господа Иисуса Христа, мы видели Его своими очами, осязали руками – видели, и потому свидетельствуем, что небесный наш Отец по неизреченной Его любви к нам – людям послал Сына Своего Спасителем миру.

15 ст. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Кто верит этому нашему свидетельству и на основании этого нашего свидетельства исповедует, что Иисус есть действительно Сын Божий, истинный Бог и истинный человек, и потому живет по Его Евангелию, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16 ст. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Будучи самовидцами Господа, Его жизни и деятельности на земле, мы познали, убедились в беспредельности любви Божией к людям и уверовали в нее А так как любовь есть одно из свойств Божиих и Бог есть любовь, то пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17 ст. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. Любовь, покоящаяся на нашем единении с Богом, достигает такого совершенства в нас, что мы живя в мире, поступая по образу любви, явленной нам Христом, с дерзновением ожидаем дня суда Божьего.

18 ст. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. При искренней, совершенной любви в нас нет места страху, страху рабскому, мы сознаем себя сынами, детьми Божиими, а не рабами Его. В ком нет искренней любви, в том естественно бывает чувство страха пред Богом, он далек от совершенной любви.

19 ст. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Итак, заканчивает свою речь апостол, будем любить Его (Бога), потому что Он прежде возлюбил нас, без всякой с нашей стороны заслуги.

20 ст.      Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Кто любит Бога, тот необходимо должен же любить и ближнего, если человек не любит, и даже ненавидит своего брата, то он лжец. В самом деле: если я ненавижу, не люблю брата своего, которого я постоянно вижу пред глазами своими, с которым живу, то как я люблю Бога, которого не вижу, присутствия которого около себя не ощущаю. Как же мы выразим любовь свою к Богу иначе, как не в любви к ближнему.

21 ст. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Итак мы должны любить и Бога и ближнего и в этом смысле мы имеем от него заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего как самого себя.

Глава 5-я

Сказавши в 4 гл. о любви к ближнему, как верном признаке чад Божиих, апостол в начале 5-й гл. с 1–6 ст. говорит, что вместе с любовью к ближним чада Божии должны веровать во Христа, как Сына Божия, пришедшего во плоти.

1 ст. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Всякий, кто искренно верит во Христа Сына Божия, тот рождается от Самого Бога, т. е. возрождается к жизни новой, святой, становится чадом Божиим. Поэтому всякий, кто любит Бога, от Которого предвечно рождается Христос, не может не любить того, кто в свою очередь рожден от Него, т. е. наших братьев по вере.

2 ст. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Любовь к Богу и ближнему взаимно дополняют друг друга. Кто любить Бога, тот любит и детей Божиих, т. е. ближних своих. Любя Бога и ближних, христианин чрез это только свидетельствует о том, что он соблюдает заповеди Божии, а соблюдая заповеди – этим самым свидетельствует о том, что он любит Бога.

3 ст. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Не в том смысле сказал апостол, что они легки для исполнения, нет они требуют от человека-христианина часто напряжения всех его духовных сил и способностей; но кто – чадо Божие, кто любит Бога и ближних, кто не творит греха, для того при помощи благодати Божией даются силы нести бремя заповедей Христовых, и они становятся не тяжкими.

4 ст. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Исполняя с благодатной Божией помощью заповеди Божии, верующий человек побеждает и самый мир, т. е. побеждает на пути своего шествия за Христом все греховное, все враждебное, все противодействующее. Эта победа над миром греховным, над миром враждебным Богу, над миром, который во власти дьявола, достигается верою нашею во Христа Сына Божия.

5 ст. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Кто верует во Христа Сына Божия, пришедшего во плоти на землю нас ради человек и нашего ради спасения, тот и побеждает мир. Эта вера покоится на непреложных свидетельствах о божестве и человечестве Христа.

6 ст. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Смысл стиха таков: сей Иисус есть Христос, т. е. обещанный людям Мессия, Сын Божий, истинный Бог и истинный человек, Спаситель мира, пришедший в мир водою, т. е. явивший себя Мессиею миру на Иордане, когда крестился от Иоанна, явивший себя Искупителем мира и кровию своею, когда пролил ее за грехи людей во время крестных страданий. Так что воплощение Сына Божия не подлежит ни малейшему сомнению. Вода и кровь – крещение и страдание Господа Иисуса Христа свидетельствуют самым непререкаемым образом о Его пришествии на землю и о том, что Он был истинный человек и истинный Бог.

Славянский перевод к словам пришедший водою и кровию, вставляет еще слово и духом, т. е. явивший Себя людям Сыном Божиим, когда проявили свою божественную власть в знамениях и чудесах, в господстве над силами и законами природы, над силами видимыми и невидимыми.

Свое Богочеловечество, свое мессианское посланничество Христос особенно явил своими крестными страданиями. Вот почему апостол, сказавши, что Христос явил себя миру водою и кровию и духом, подчеркивает далее, что Он явил себя миру не водою только, но водою и кровию, т. е. великое дело искупления людей совершается не крещением только, которое приобрело спасительную силу для людей только после крестных страданий Христа, после принесения Им искупительной жертвы, но и крестными страданиями Господа Христа.

Свидетельство о Богочеловечестве Христа и Его действительном воплощении утверждает сам Дух Святой, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина, т. е. сам Дух Святой, о котором предсказывал Сам Господь Иисус Христос (Ин.15:26), свидетельствует о Христе, что Он есть Сын Божий, пришедший в мир водою и кровью и спасший людей от греха, проклятия и смерти. Это свидетельство Св. Духа непреложно и истинно и не подлежит никакому сомнению, потому что Дух Святой есть сама истина. Помимо свидетельства водою и кровью, засвидетельствованного Духом Святым, есть еще свидетельство от Самого Бога Отца, от Самого Бога Сына и Самого Бога Духа Святого.

7 ст. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. Все три лица святой Троицы свидетельствуют о том, что Сын Божий пришел на землю, принял плоть человеческую, пострадал и умер на кресте и тем совершил наше спасение. Бог Отец свидетельствовал о Христе, как о своем возлюбленном Сыне при крещении Его и при преображении Его на горе Фаворе: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф.3:17;17:5) и незадолго пред Его страданиями, когда Христос воззвал к Богу Отцу: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин.12:28). Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал о Себе как Сыне Божием и Сыне человеческом: фарисеи упрекнули Его за то, что Он сам о Себе свидетельствует, что Его свидетельство о Себе не заслуживает доверия, не истинно, Он сказал им: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я, и куда иду... Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.8:13–14; Ин.3:13). О своем божественном происхождении Господь Иисус Христос свидетельствовал своим учением, жизнью и делами. Наконец, о Христе, как Сыне Божием, свидетельствовал Дух Святой, когда сошел на Деву Марию, когда сошел на Него при крещении в виде голубя и извествовавше словес утверждение и когда сошел на апостолов и других верующих, бывших в Сионской горнице, в виде огненных языков и этим самым подтвердил божественность Христа, ибо исполнил то, что обещал Христос своим ученикам, как Сын Божий. Итак, все три лица Святой Троицы свидетельствуют о Христе как Сыне Божием. И хотя эти свидетельства принадлежат разным лицам Св. Троицы, но Сии три суть едино, т. е. свидетельствуют об одном и согласно.

8 ст. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. В соответствие этому небесному свидетельству о Христе, о Нем же согласно свидетельствуют и три на земли, это – Дух, вода и кровь, т. е. апостол повторяет свидетельства, приведенный им в 6 стихе. Под словом Дух разумеется тот же Дух Святой, Который приводится в небесном свидетельстве, но только не как третья ипостась Св. Троицы, а как Дух Святой в его действиях, в Его проявлениях среди верующих, которыми Он свидетельствует о Христе и которыми Он усвояет искупительные заслуги Христа верующим в Него. И сии три об одном, т. е. о том же самом, о чем свидетельствовали Отец, Сын и Дух Святой.

9 ст. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Т. е. если мы в обыкновенных наших житейских отношениях принимаем, доверяем свидетельству обыкновенных таких же смертных людей, как и мы сами, то тем более в этом случае (т. е. в свидетельстве о Христе) мы должны поверить свидетельству Самого Бога, ибо оно бесконечно превосходнее всякого свидетельства человеческого, ибо есть свидетельства Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем и тем призывал людей к вере в Сына Своего.

10 ст. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Т. е. кто верует в Сына Божия твердо и непоколебимо, тот, помимо выше указанных свидетельств, имеет свидетельство о Сыне Божием в себе самом, в тех благодатных наитиях Святого Духа, которые говорят сердцу человека о примирении его с Богом чрез искупительные заслуги Христа. Кто не верит во Христа, как Сына Божия, у того нет и не может быть внутреннего, сердечного свидетельства о Нем, ибо тот не верит свидетельству самого Бога, которым Бог свидетельствовал о       Сыне Своем.

11 ст. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Это свидетельство нашего сердца ведет нас к убеждению в том, что Господь даровал нам спасение, жизнь вечную чрез Единородного Сына своего Господа нашего Иисуса Христа.

12 ст. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Кто имеет в сердце своем веру в Сына Божия, тот живет этою верою, пребывает в единении с Ним и чрез Него имеет и жизнь вечную. Не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Кто не имеет в сердце Своем веры в Сына Божия, тот не получит жизни вечной.

13 ст. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. Я написал вам все это, чтобы вы убедились, что Христос воистину Сын Божий и что, кто верует в Него, тот получит жизнь вечную.

14 ст. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. Вера в Сына Божия приближает нас к Богу, делает нас чадами Божиими и дает нам сыновнее дерзновение в наших молитвах к Богу. Это дерзновение бывает так детски настойчиво, что когда мы просим у Бога чего либо и просимое согласно с волею Божией о нас, то Он дает нам просимое.

15 ст. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. Будучи уверены, что Бог внимает молитвам нашим, мы верим и в то, что получим от Него просимое.

16 ст. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Связь этого стиха с предыдущею речью апостола о молитве здесь такая. Апостол выше сказал о силе дерзновения нашей молитвы к Богу, но исполнение этой молитвы апостол обусловил тем, если оно сообразно с волей Божией. Здесь же апостол дает пример молитвы, которая была бы сообразна с волей Божией. Это молитва за других, за брата нашего, за ближнего, согрешающего грехом не к смерти. Грех не к смерти это – грех по неведению, по немощи нашей природы, грех невольный, грех, от которого мы очищаемся чрез искреннее покаяние. В таких случаях пусть каждый христианин молится за брата своего согрешающего, чтобы Бог направил его на путь истинный. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. По словами Самого Господа Иисуса Христа смертный грех, который не простится ни в сем, ни в будущем веке это – хула на Духа Святого и в частности: „упорное неверие в дознанную христианскую истину; упорное отступничество от веры, не принимающее никакого вразумления; ожесточенное закоснение в пагубных еретических заблуждениях и тяжких нераскаянных грехах“. Что же апостол запрещает молиться о таких грешниках? „И не запрещает, но и повеления не дает“ (Толк. ап. Еп. Михаил ст. 147). Другими словами говоря, предоставляет ответить на этот вопрос благоразумию каждого христианина. Но будет ли успех в такой молитве, когда тот, за которого мы молимся, упорно пребывает в своем грехе!...

17 ст. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Собственно всякое нарушение Евангельских заповедей, Евангельского закона есть грех, но есть грехи, которые не ведут к нравственной смерти, если мы в них чистосердечно раскаиваемся, то – грехи невольные, грехи неведения, грехи по немощи...

18 ст. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем... откуда? из учения Господа Иисуса Христа, из свидетельства в нашем сердце Духа Божия, что всякий христианин, возрожденный от Духа Божия, в таинствах, как рожденный от Самого Бога нс грешит, т. е. не в. том смысле, что совсем перестает грешить, делается безгрешным, нет; а что старается выйти из под власти греху, старается, чтобы он (грех) не обладал им, как возрожденный от Самого Бога старается хранить себя не только от грехов к смерти, но и от грехов невольных, грехов слабости и грехов неведения. И лукавый не прикасается к нему, т. е. теряет свою силу над таким христианином, удаляется от него.

19 ст. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Мы знаем из того же божественного учения Христа, что мы, т. е. верующие во Христа Сына Божия, пришедшего во плоти, от Бога, т. е. мы дети Божии, что нам не свойственно жить во грехе, как, в противоположность нам, живут во грехе чада мира сего; все невозрожденные в этом мире во зле лежат и находятся во власти дьявола.

20 ст. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Итак мы знаем из всего вышесказанного, заканчивает ап. свою речь, что Сын Божий пришел в мир и просветил нас светом святого учения Своего, научил, вразумил нас понимать это святое учение, просветил наш разум к познанию Бога истинного, т, е. Самого Бога Отца, да зная Бога отца, пребудем в Его Сыне, да будем знать и Его истинного Сына. Этот Христос есть истинный Бог и живот вечный, т. е. от вечности сущий, носит жизнь в Себе Самом.

21 ст.       Дети! храните себя от идолов. Аминь. Вот, дети, говорит апостол, я все вам сказал о вере во Христа Сына Божия, смотрите берегитесь от всякого лжеучения, от всякого суеверия, образец которых вы видите в поклонении идолам.


Источник: Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания. / Составил протоир. Николай Зефиров. Могилев губ. Тип. И.Б. Клаза. 1911. - 136 с.

Комментарии для сайта Cackle